УДК 159.9.01 Ермаков Вячеслав Алексеевич
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
Бажданова Юлия Викторовна
старший преподаватель кафедры социологии и психологии
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ermakov Vyacheslav Alekseevich
PhD, Assistant Professor, Social Science and Psychology Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
Bazhdanova Yulia Viktorovna
Senior Lecturer, Social Science and Psychology Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE WORLDVIEW PROBLEMS OF THE MODERN PSYCHOLOGY DEVELOPMENT
Аннотация:
В работе с позиций христианской психологии исследуются мировоззренческие проблемы развития современной психологии. Типологизированы духовные кризисы западной психологии. Обозначены основные проблемы постфрейдистской психологии. Дана развернутая критика трансперсональной психологической доктрины. Раскрыта оккультная сущность трансперсонального образовательного проекта. Показано значение психологии между двумя типами глобализма: христианским и антихристианским.
Ключевые слова:
христианская психология, психоанализ, транспер-сональная психология, неоязычество, оккультизм, нетократия, плюрализм, танатократия, витокра-тия, мистицизм, оккультная глобализация.
Summary:
The research studies the worldview problems of the modern psychology development from the perspective of Christian psychology. The authors give a classification of spiritual crises of the western psychology, designate the main issues of the post-Freud psychology, criticize in details the transpersonal psychological doctrine, and reveal an occult nature of the transpersonal education. The article shows a value of psychology in two types of globalism: Christian and anti-Christian.
Keywords:
Christian psychology, psychoanalysis, transpersonal psychology, neo-paganism, occultism, netocracy, pluralism, tanatocracy, vitocracy, mysticism, occult globalization.
Различное - христианское (православное) или эволюционное (материалистическое), или оккультное (неоязыческое) мировоззрение - объяснение возникновения мира и человека приводит к разнообразному толкованию психологических процессов и разным выводам о смысле психологии. Выбор между православным или материалистическим, или оккультным осмыслением психологии имеет существенное значение для понимания целей и характера деятельности человека и общества. Следовательно, проблема соотношения православного, материалистического и оккультного объяснения психологии человека и общества может и должна быть темой научного исследования.
В чем актуальность данной темы?
Во-первых, в том, что в современной психологии происходит решительное столкновение христианского, материалистического и оккультного мировоззренческих подходов к осмыслению психической реальности.
Материалистический подход сформировался в лоне протестантской культуры. В чем же состоит мировоззрение протестантов? В антицерковности, индивидуализме и ростовщическом капитализме. Это три составляющие единого процесса апостасии (отпадения от Бога), начавшегося в Европе в эпоху Возрождения и продолжающегося в наши дни.
Современные оккультные психологические учения, представленные в основном в трансперсональной психологии, также сформировались в протестантской культуре Европы и Америки. Основы оккультного мировоззрения - шаманизм, магия и колдовство. И материалистические системы, и оккультные системы современной психологии - это системы, противостоящие христианству, формировавшиеся в борьбе с христианством.
Исторически для разрушения христианства, с конца XVIII в. активно использовалась атеистическая и материалистическая пропаганда. Теперь на рубеже ХХ-ХХ1 вв., когда ценности христианской цивилизации были подорваны антирелигиозной волной материализма и атеизма, наступило время создания «цивилизации каинова типа» [1, с. 385-439], где оккультная психология имеет громадное значение.
Современная психология, по мнению исследователей, существует в виде пяти основных направлений, под которыми понимаются те системы описания психологической реальности, которые решительно изменили развитие психологии в XX в. Первая система - это психоанализ, вторая - бихевиоризм, третья - гештальтпсихология, четвертая - гуманистическая психология, пятая - трансперсональная психология. Сейчас в связи с развитием рыночного мышления начинает постепенно доминировать шестая система - когнитивная психология (организационно-экономическая по названию, а по содержанию - ростовщическая, манипулятивная). Эти направления психологии в своей сущности противоположны кафолическому, православному христианству и христианской психологии.
Путь развития европейской психологии XX в. начался с объявления З. Фрейдом христианства «универсальным неврозом навязчивости» и продолжается в начале XXI в. в трансперсональной психологии, которая представляет собой открытую христоборческую доктрину.
Во-вторых, в конце XX - начале XXI в. в противоположность фрейдистской и постфрей-дистской психологии в России воссоздается духовное направление - православная психология. Xристианство (Православие) имеет свою точку зрения, свое видение практически всех психических процессов, состояний и свойств личности, известных современной психологии. В настоящее время вполне востребованы многие христианские темы исследования: соотношение духа, души и тела, христианские чувства и эмоции (вера, надежда, любовь, смирение, покаяние и т.д.), ограничение воображения, различение духовных и псевдодуховных состояний, охранение органов чувств, описание благодатных, безблагодатных и антиблагодатных состояний и другое.
Психологические знания составляют в христианстве целостное учение, довольно сложное и объемное. Эти знания со всей необходимостью должны учитываться в современных психологических исследованиях. По сути, сегодня существует два типа психологии - христианская и антихристианская. Уяснение различий и подходов к описанию психологической реальности и соответствующих им психотерапевтических практик в христианской и в антихристианской психологии необходимо для прояснения сущности и содержания психологии как научного знания и культурно-исторической реальности.
В современной психологической науке сложилась противоречивая, проблемная ситуация. Парадигмальное построение психологии XX в. обусловлено системой идей материализма и позитивизма, протестантизма и либерализма. Новый парадигмальный сдвиг современной психологии XXI в. осуществляется под знаком «мировой оккультной революции». В наше время происходит восстание неоязычества на христианскую цивилизацию, одним из проявлений которого является «нашествие оккультной психологии».
Известно, что современная западная психология развивается в форме «революционных» духовных кризисов.
Первый кризис психологи XX в. - это психоаналитическая революция, которая в основном была направлена на принципиальное искажение и подрыв христианской пастырской психологии и культурной традиции. Она носила исключительно богоборческий характер.
Второй кризис психологии XX в. - это бихевиориальная революция, сущность которой состояла в том, чтобы окончательно устранить христианскую континентально-европейскую духовную традицию и заменить ее безраздельным господством сугубо позитивного, прагматического знания. Оно должно было создать психологическую диктатуру поведенческих отношений, при которой всякий поиск высших метафизических начал исключался.
Третий кризис психологии XX - началог XXI в. обнаруживает двойственность и разворачивается, с одной стороны, как трансперсональная революция, с другой - как когнитивная революция. Трансперсонализм провоцирует оккультный поворот в новейшей психологии и проповедует создание оккультного (каинова) типа цивилизации. Когнитивная психология капитализма, в свою очередь, направлен на утверждение тотального господства когнитивной экономики, которая ведет к психологической диктатуре рыночных отношений.
Психология человеческих мнений, пораженных материализмом и оккультизмом, внутри которой формируются различные модели кризисного развития на самоуничтожение и психология спасительных истин христианства сталкиваются. Осмысление данного столкновения образует основное проблемное поле всей психологической науки и позволяет многим исследователям раскрывать сущность психологии XXI в. Обоснуем несколько главных проблем.
Проблема первая. Одна из проблем современной психологии и психиатрии обнаруживается в их тотальной зависимости от атеистических моделей восприятия мира, от атеистических способов описания «болезней души» и методов психотерапии. Все психологи и психиатры, отмечают исследователи, «стоят на той позиции, что они имеют полное право врачевать души людей в соответствии с их атеистическими взглядами на жизнь: неверие в существование Бога, бесов, бессмертной души и, главное, отрицание причин происхождения болезней как согрешений против заповедей Бога. В соответствии с этим все методы лечения <...> материалистические, то есть направленные воздействия на тело, а не на душу: химиотерапия, физическое потрясение тела в виде электрошока или химический путь приведения тела на край жизни и смерти в виде инсулинового тканевого химического шока и т.д.» [2, с. 14].
Проблема вторая. Сегодня существует более 20 известных теорий личности. Они жестко укоренены в материалистической парадигме и потому, естественно, придерживаются мнения, что у человека существует только одна жизнь. Среди них: психодинамическая теория личности З. Фрейда, индивидуальная теория личности А. Адлера, бихевиоральная теория личности Б. Скиннера, когнитивная теория личности Д. Келли, эго-теория личности Э. Эриксона, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, гуманистическая теория личности А. Маслоу, феноменологическая теория личности К. Роджерса и другие [3]. Однако какого-либо концептуального и методологического единства в данных теориях не существует. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, отсутствием общей антропологии, которая позволила бы определять природу и сущность человека посредством общепринятых понятий. Во-вторых, ситуацией психологического плюрализма в подходах к выстраиванию теорий личности и соответствующих им психотерапевтических практик, которые позволяют практикующим психологам использовать всевозможные псевдоцелительские способы воздействия на психику. В-третьих, современная психология оказалась в ситуации мировоззренческого и ценностного вакуума. Существует громадный разрыв между современной психологией и историческими типами нравственности, нравственного мировоззрения, укорененного в ментальности народов.
По определению профессора Л.Ф. Шеховцовой, «отсутствие в современной психологии методологической базы, способной дифференцировать/классифицировать мировоззрения (онто-аксиологический) плюрализма, порождает новые психотехники и методы психотерапевтической помощи, которые строятся на синкретическом смешении традиций, оккультизме, использовании эзотерического знания» (здесь и далее по тексту курсив наш - В.Е., Ю.В.) [4, с. 211]. Поэтому возникают глубинные ментальные искажения.
Ментальные сдвиги, слом ментальности наносит громадный вред душе человека. Согласно православной психологии, нельзя облегчить бремя больного, не имея своих духовных ценностей, единого мировоззрения и понимания человека. Психотерапия не может быть оторвана от мировоззрения, она не может быть внеморальной.
Наиболее радикальную критику теорий психологии приводит А. Шустрова. По ее оценкам, современные теории психологии имеют в своей основе абсолютно антихристианскую, христобор-ческую направленность. Нет ни одной современной психологической теории, полагает исследователь, которая бы выводила типы личности на основе добродетелей (терпение, смирение, безгор-достность, целомудрие и т.д.) и нравственных заповедей христианства; все теории психологии выстроены на основе ложной идеи врожденности и непреодолимости грехов и страстей человеческих. Психология «сосложения с грехами», признания греха в качестве сущности природы человека и отсюда приспособление к жизни во грехах - вот истинная суть психологии. «Психологи и психиатры безмерно далеко ушли от истин христианства. Более того, они сделали все для того, чтобы изгнать из своих психологических теорий даже тень нравственности, то есть заповедей Бо-жиих, в которых заключены и смыслы богосотворенности человека. Поэтому и все теории психологов заводят во тьму, а не выводят на свет правды, чистоты, освобождения от зла и лжи» [5].
Проблема третья. Современная психология берет свое начало из теоретических и концептуальных построений З. Фрейда - она существенным образом с «лицом фрейдизма». Как известно, из истории психологии многие исследователи разделяют всю психологию на «дофрей-довскую» и «послефрейдовскую». Фрейдизм, по сути, дал значительный импульс для развития мировой психологии, и вся послефрейдовская психология во многом несет на себе отпечаток идей фрейдизма.
Самые известные нам психологи с мировым именами не преодолели фрейдизм. Они, так или иначе, интерпретировали идеи З. Фрейда по-своему, то принимая и переосмысливая, то отвергая их. Сама переработка, переосмысление, переиначивание или даже отвержение фрейдистских идей и сопоставление собственных концепций с концепциями З. Фрейда показало тотальную зависимость психологии XX-XXI вв. от фрейдизма.
В настоящее время среди всех направлений психологии психоанализ по-прежнему занимает первое место. Это подтверждается тем обстоятельством, что не одно из постфрейдистских направлений психологии не получило значительно большей дифференциации и научной разработанности, чем классический психоанализ З. Фрейда.
Профессор В.М. Лейбин, типологизируя основные направления психоанализа XX в. выделяет более 15 различных модификаций, представленных именами таких психологов, как:
З. Фрейд, К. Абрахам, А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм, А. Фрейд, Х. Хартман, В. Райх, М. Кляйн, Э. Эриксон, Д. Винникот, К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж.П. Сартр, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл; Ю. Хабермас, Р. Мей, Д. Лейнг, Х. Кохут [6].
Данная типологизация учений постклассического психоанализа показывает его идейную имманентность всей современной психологии. Большая часть всех известнейших психологов
XX в. начинала свой путь в психологии в качестве психоаналитиков. Психоанализ и фрейдизм были и остаются идейной, мировоззренческой основой психологии как XX, так и XXI вв. Сложилась определенная закономерность: чтобы сказать что-то новое в психологии и получить всемирное признание, необходимо выстраивать собственную модель психики с обязательной апелляцией к психоаналитической теории З. Фрейда.
Так, например, «С. Гроф начал свою карьеру как классический психоаналитик. Однако исследования применения ЛСД-психотерапии убедили его в теоретической ограниченности модели психики, предложенной З. Фрейдом. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) личного и биографического бессознательного (как у Фрейда); 2) трансперсонального бессознательного (включает в себя и представления К.Г. Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном; 3) перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным» [7, с. 561].
Психоанализ явился мировоззренческой основой для психологии в целом и оказал значительное влияние на философию, социологию, культурологию и другие общественные дисциплины.
С дугой стороны, новейший рубеж в развитии психологии, безусловно, представлен в трансперсональной психологии. Главное, что отличает данное понятие от психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, когнитивной, гуманистической психологии - это глобальная претензия на формирование всемирного неоязыческого мировоззрения. В трансперсональной психологии осуществляется грандиозный замысел тотальной интеграции всех наиболее известных религиозных, философских, социокультурных и психологических учений в единое неоязыче-ское «трансперсональное пространство».
Между психоанализом как учением, изменившим представления о сущности психического мира человека, и современным трансперсональным учением существует непосредственная связь - это оккультизм. З. Фрейд в 1921 г. писал следующее: «Усилившийся интерес к оккультизму вовсе не обязательно должен заключать опасность для психоанализа. Мы должны, напротив, быть готовы к тому, что между первым и вторым обнаружится взаимная симпатия. <...> Союз между психоаналитиками и оккультистами может, таким образом, оказаться допустимым и многообещающим» [8, с. 73].
Во времена Фрейда открыто проповедовать оккультизм как одну из составляющих психоаналитического учения и психологии в целом было невозможно по причине господства христианского мировоззрения и соответствующих ценностей в европейской культуре. Теперь, в начале
XXI в., когда ценности христианской цивилизации оказались искажены и подорваны, в трансперсональной психологии прямо заявляют об оккультизме как о необходимой основе психологии и формируемого мировоззрения. Шаманизм, языческие культы древности, туземные традиции, оккультные, эзотерические, мистические учения рассматриваются как необходимые первоосновы современной психологии и психотерапевтической практики.
В трансперсональной парадигме, как и в постмодернизме в целом, начинают смещаться и смешиваться границы этого и другого миров - мира посюстороннего и мира потустороннего. Данный процесс исчезновения границ, выход за пределы действительности, неспособность к различению разных пластов бытия есть главная онтологическая особенность современного мировосприятия.
Если ранее во второй половине XX в. психология заявляла о своей принадлежности к науке, то теперь на рубеже XX-XXI вв. обнаружился решительный отход современной психологии от научной парадигмы ньютоново-картезианского типа. Психология XXI в. все более и более наполняется мистическим, оккультным содержанием - в ней происходит процесс оккультной глобализации.
В трансперсональной психологии разрушаются традиционные представления о морали, развивается идея моральной индифферентности психического мира человека, постулируется антихри-
стианский тезис о существовании человечества вне линейности времени, вне преемственности традиции, но в единстве мистического потока реальности. Все языческие культы древности, все религиозные учения человечества и светские духовные традиции объявляются носителями единого «трансперсонального проекта». В трансперсональной психологии происходит процесс тотального смешения духовного опыта человечества. «Никаких границ», никакой дифференциации, психика «по ту сторону морали», всеобщее существование в «потоке расширенного сознания» и ничем не сдерживаемого воображения - вот основные постулаты трансперсонализма.
Трансперсональная психология начала формироваться в конце 1960-х - начале 1970-х гг. в США, а в 1980-1990-х гг. это направление психологии концептуально обосновывается и получает широкое распространение по всему миру. Его основатели - известные философы, психологи и психотерапевты: С. Гроф, С. Донован, Э. Кублер-Росс, Р. Крукел, Л. Мамфорд, А. Маслоу, М. Мерфи, Р. Моуди, Э. Сутич, А. Уотс, Х. Хольпер и другие выступили с идеями расширения духовного опыта человечества, с активизацией практики проникновения в глубины психического мира человека, в архаические пласты психики [9]. Сформировался и предмет исследования в трансперсональной психологии - это «сверхличностные» духовные состояния сознания.
С начала 1990-х гг. трансперсональная психология получает международное распространение. Мировой центр трансперсональных исследований - это Эселенский институт в Калифорнии (США). Лидерами современной трансперсональной психологии являются: С. Гроф, К. Гроф, М. Мерфи, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, Г. Хант, С. Криппнер, Р. Прайс, Р. Тарнас, Р. Уолш, Х. Феррер, Д. Хелифакс.
Важно отметить, что лидеры мирового трансперсонального движения сами неоднократно подвергались психотропным воздействиям, а многие из них, как например А. Минделл (действующий маг секты вуду), являются посвященными магами в различные оккультные, сатанинские и масонские организации. Так, основатель трансперсональной психологии С. Гроф сообщает о себе следующее: «я лично прошел свыше четырех тысяч психоделических сеансов с такими веществами, как ЛСД, псилоцибин, диплопилтриптамин (ДПТ), мителдиоксиафетамин (МДА)» [10]. Кристина Гроф, по ее собственным словам, долгие годы являлась алкоголиком и наркозависимым человеком. Преодоление своей зависимости она описала в своих книгах, оправдывая это навязчивое состояние как «поиск духовности» или «трансформацию духовности» [11, с. 14].
Вот как характеризует «духовную направленность психоделиков» известный православный психолог: «религиозное значение психоделиков весьма специфично: во-первых, они являются способом обращения в свою, нью-эйджевскую религию, во-вторых - замаскированным методом борьбы <...> с христианством» [12, с. 409]. Еще более существенную характеристику практики использования ЛСД в мире приводит известный российский политолог Т.В. Грачева. По ее данным, «в 1950-х гг. британская разведка на базе одного из лондонских институтов создала наркотик ЛСД. В 60-х гг. британские спецслужбы совместно с ЦРУ использовали его как оружие против участников движений протеста, превратив их в “детей цветов”, хиппи, которых сделали наркоманами, неспособными организовать революцию» [13, с. 328].
Таким образом, пропаганду и практику лечения психических расстройств с помощью ЛСД-терапии, которая активно проводится по всему миру лидерами трансперсональной психологии, следует рассматривать как одну из форм наркотической войны и наркотической интервенции, ведущихся против России.
В России первое знакомство с теориями и исследованиями трансперсональных психологов произошло в начале 1990-х гг. В 1991 г. под редакцией профессора П.С. Гуревича вышел первый сборник трудов трансперсональных психологов [14]. В настоящее время, в начале 2000-х гг. издана целая библиотека трансперсональной психологии. Эти книги активно распространяются и составляют основной пласт оккультной психологии в России [15].
Сложилась российская школа трансперсональных психологов. Ее идейные основатели - это российские философы и психологи, которые еще в советской России увлекались исследованиями магии, колдовства, эзотерики, мировых мистических традиций. Так, например, профессор П.С. Гуревич еще в 1980-е гг. на большом фактическом материале показал, что мировые мистические традиции никогда не исчезали из культуры человечества, они постоянно воспроизводятся. В самой науке, по оценкам исследователя, существует мощное мистическое ядро: мышление ученых «было нерасторжимо связано с мистицизмом <...> мистическая духовная традиция проникла не только в науку, но и в искусство» [16, с. 20-21]. Общий исследовательский прогноз профессора сводился к тому, что в конце XX в. будет происходить процесс «нарастания мистицизма».
Проблема третья. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. произошел мировой «оккультный взрыв». Ни христианству, ни материалистической науке не удалось ни духовно, ни научно преодолеть нарастание оккультно-мистических, неоязыческих тенденций. Сегодня происходит тотальное
возрождение всевозможных форм язычества, мистических традиций древности, которые перемешиваются с новейшим онаученным оккультизмом и миром неоязыческой виртуалистики. Все это подается как попытка создания «универсальной цивилизации». В данном процессе тотального возрождения язычества ведущую роль занимает трансперсональная психология, с которой в России связаны: А. Гостев, П. Гуревич, В. Демчог, В. Козлов, Л. Кроль, В. Лебедько, В. Майков, Я. Маршак, В. Подорога, А. Ровнер, Т. Сойдла, Е. Файдыш, В. Цапкин.
С другой стороны, в России происходит процесс рехристианизации - восстановления православных ценностей русской культуры. Сегодня, как и в апостольские времена и во времена принятия христианства государственной религией Римской империи, борьба язычества и христианства обостряется.
Трансперсональные психологи по мере изучения глубин психического мира не поставили главного вопроса о соотношении различных духовных пластов психического. Основным недостатком в их исследованиях явилось не различение духовных пластов реальности (мира духов). Xристос и сатана в трансперсональной психологии рассматриваются как слитные, нераздельные архетипы бытия, которые символизируют два равных начала мироздания. Все духи, весь духовный мир объявляется в трансперсональной психологии единым духовно позитивным транспространством.
В трансперсональной психологии отсутствует понимание и различение деструктивной и позитивной духовности. Знания и видения, полученные оккультными, спиритическими, медитативными, трансовыми способами и знания, полученные в христианских религиозных, молитвенных, литургических, сакральных практиках трансперсоналистами были объявлены системой общего, единого трансового знания. Все магические, оккультные, эзотерические знания и видения с точки зрения трансперсоналистов имеют терапевтический эффект и должны послужить делу оздоровления и просвещения общества.
Таким образом, постепенно сознание духовно неопытных людей приучается к мысли о том, что оккультных феноменов бояться не следует, что никаких «злых духов» нет и быть не может, а есть лишь единая духовная реальность, встреча с которой обязательно поможет человеку. Для христиан же всегда было абсолютно ясно и понятно, что «магические знания есть шифр ада» [17, с. 449].
Проблема четвертая. Трансперсональная психология активно проникает и в современное образование. Российские эзотерики, маги, целители, экстрасенсы, адепты всевозможных деструктивных сект активизируют свою деятельность в российском образовании. Вот каким образом один из лидеров «трансперсонального движения» оценивает деятельность трансперсональных психологов в сфере образования РФ: «по всей России возникли центры, пытающиеся наладить профессиональное образование по трансперсональной психологии и психотерапии <...> сегодня в России существует несколько институтов трансперсональной ориентации <...> в 2002 г. <...> учреждена Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии <...> ассоциация приступила к проведению обучающих, образовательных, исследовательских программ и тренингов на всей территории России» [18, с. 397-398].
Трансперсоналистами отстаивается тезис о необходимости введения трансовых методик в процесс обучения. Предполагается, что шаманские погружения школьников и студентов в ходе занятий будут способствовать активизации их бессознательных психических процессов. Школы и институты по замыслу трансперсональных психологов постепенно должны превратиться в трансмагические, оккультные секты, где в основе приобретения знаний будут лежать не традиционные дискурсивные методики, а трансовые методы обучения.
Трансперсональные психологи призывают все общество научиться переходить к «систематической духовной практике, включающей холотропные состояния сознания <...>, где мы можем <...> выходить за обычные границы тела-эго и отождествляться с другими людьми, животными, растениями <...>, а также с различными архетипическими существами» [19]; «сюда могли бы войти программы систематических духовных практик различной ориентации, разнообразные формы эмпирической психотерапии, обеспечивающие доступ к перинатальным и трансперсональным переживаниям, а также центры, предлагающие психоделические сеансы» [20].
Православное христианство, психиатрия и психофизиология особо подчеркивают глобальную психическую опасность всевозможных неоязыческих модернизаций. Святые Отцы полагали, что для человека (мирянина) наиболее благоприятным будет прожить свою жизнь без встречи с невидимыми духовными сущностями. Также и всем психиатрам давно известно, что любое разо-тождествление человеческого «Я» патологизирует психику; выход за эмпирические пределы «Я» провоцирует оккультные психосоматические заболевания.
Трансперсональные психологи наоборот настаивают на принципиальной необходимости формирования всеохватывающего транссознания, трансперсонального мировоззрения, на расширении практик трансовых технологий (главное - визуализация духов) во всех сферах социокультурной жизни. Для нас должно быть очевидно, что если методики трансперсональной психологии станут активно внедряться в образование, то занятия в учебных заведениях во многом будут напоминать запрещенные оккультные «психотерапевтические сеансы» Г. Гробового, П. Глоба, Д. Давиташвили, В. Кандыба, А. Кашпировского, С. Лазарева, Г. Малахова, Ю. Лонго,
А. Чумака и других визионеров и контактеров с инфернальным (демоническим) миром.
В современном российском образовании фактически ведут непримиримую борьбу три системы мировоззрения, конкурируют три подхода к образованию.
Во-первых, это атеистическая, квазирелигиозная образовательная доктрина, отличающаяся парарелигиозным фанатизмом, воинствующим атеизмом и крайним догматизмом. Языческая «религия советизма» или «психоматериализм», «рефлексологический редукционизм» - то есть атеистическое мировоззрение - по-прежнему воспроизводятся в российском образовании.
Во-вторых, это традиционное православное образование, наследующее традиции русской православной культуры и сочетающее светские гуманитарные знания с богословскими и церковно-историческими. Система православного образования основывается на защите русской культуры, а именно на восстановлении традиционных функций Православия как культурообразующей и государствообразующей религии русского народа, России в целом [21]. Здесь важно подчеркнуть: «само “образование" в глубинном своем смысле имеет отношение в первую очередь к образу Божьему в человеке, что конечная цель образования и есть реализация и конкретизация этого образа в каждом человеке. Но также важно, что данный образ не является абстрактным, выдуманным идеалом, он реален, ибо уже был однажды реализован в истории - в личности Иисуса Xриста» [22].
В-третьих, это синтезированные и онаученные доктрины возрожденного оккультизма: психоанализ, парапсихология, астрология, шаманизм, гипнотехнологии, биоэнергетика, нейролингвистическое программирование, трансперсональная психология, вальдорфская педагогика, ва-леология и другие.
В основе оккультизма, проникшего в современное российского образование, находятся психоанализ, НЛП и трансперсональная психология. Как известно и очевидно для любого христианина - «оккультные знания, добытые вопреки запрету спасителя, являются ложными. Запретные знания демонизируют душу, ведут к ее вечной погибели и мукам в аду» [23, с. 83].
В трансперсональной психологии разрабатывается антихристианская концепция психической и социальной стабильности жизни людей в языческих культурах прошлого. Постулируется тезис о психологических преимуществах язычества по сравнению с христианством. «Новое предметное поле уже не замыкается христианской культурой, - пишет один из вождей оккультной революции в России. - Оно вбирает в себя такие системы мысли и восприятия, как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. Все это дает основания искать корни трансперсональной ориентации в далекой истории человечества, в шаманизме, язычестве и мировых религиях, которые явились исторически первыми образцами донаучных трансперсональных практик и идеологий» [24, с. 47].
Православным психологам хорошо известно, что многие современные маги и колдуны получают психологическое образование с целью завуалирования своей оккультной деятельности в обществе.
Таким образом, в современной психологии, развитие которой идет от психоанализа к трансперсонализму, обнаружился мощный оккультный поворот. «Оккультный» буквально означает именно то, что относится к запрещенному Божием Откровением общению людей с невидимыми духами и силами. Противоположными «оккультному» являются термины «духовный» и «религиозный», которые относятся к разрешенным Богом контактам с благодатными, невидимыми духовными явлениями, при сохранении критической функции сознания и сознательного фиксирования посюсторонней, а не потусторонней реальности. Православная молитвенно-литургическая практика Богообщения решительно запрещает всевозможные формы визуализации, галлюцинаторного, слухового, тактильного и других чувственных практик духообщения и духовидения.
В оккультизме нет ответа об источнике духовного озарения. Оккультизм всегда смешивает различные пласты духовности и не ставит вопроса о подмене духовного видения, об ошибочности духовных состояний. В Православии существует практика различения духов, признается наличие духовной войны в самом духовном мире, который и есть источник противоборства в мире материальном, социально-историческом.
«Оккультизм - это область или вотчина дьявола», а «посвященный в оккультное знание <...> есть вошедший в контакт с инфернальным - сатанинским - миром» [25, с. 11-15]; «там,
где все прочие мистики претерпевают от приближения к сатане повреждение душевных сил, -там присягнувший на верность диаволу, давший клятву быть преданным ему душой и телом, обычно получает от него великие оккультные дарования» [26, с. 22]. «Колдун - маг - целитель -оккультист по канонам Православной Церкви приравнивается к человекоубийце! Да, колдун, будь то маг, экстрасенс или иной оккультист совершает грех равный человекоубийству. Почему так строго? Потому, что оккультист покушается на душу человека» [27, с. 58].
В российской психологии сегодня активно развиваются духовная и научная традиции православного противостояния заблуждениям неооккультизма и неоязычества. Эта традиция наследуется христианами с апостольских времен и в наиболее яркой форме получила свое развитие в XX в. в произведениях иеромонаха Серафима (Роуза), преподобного Иустина (Поповича), митрополита Иерофея (Влахоса), архимандрита Рафаил (Карелина), диакона Андрея (Кураева), иеромонаха Анатолия (Берестова), священника А. Хвыля-Олинтера, священника Дмитрия (Дудко), профессора А.Г. Дворкина, профессора А.И. Осипова, православных психотерапевтов - профессора Д.А. Авдеева, Ю.М. Зенько, В.К. Невяровича и продолжается в трудах многих современных православных ученых, служителей Православной Церкви, православных психологов и богословов [28].
Подчеркнем: в анализе психологии XX-XXI вв. исследователи упускают ряд взаимосвязанных факторов, которые определяют ее современное развитие. Перечислим эти основные факторы:
- масонский фактор (тотальная захваченность современной психологии космополитическими, мондиалистскими идеями масонства);
- ориенталистский фактор (заимствование и интерполяция в западную психологию оккультных идей и эзотерических практик из мистических доктрин Востока);
- античный фактор (возрождение в постфрейдистских психологических теориях античной философии и мифологии);
- протестантский фактор (утверждение плюрализма в изучении, популяризации и следовании любым психологическим теориям: неоязыческим, оккультным, сатанинским, сектантским, масонским и другим);
- эволюционно-дарвинистский фактор (превращения, не подтвержденные никакими научными фактами эволюционной теории Ч. Дарвина в догматическую квазирелигию);
- фактор мистицизма (концептуальная обоснованность построения современной психологии на воспроизводстве доктринальных положений гностических, каббалистических, талмудических, алхимических, герметических, ориенталистских и других оккультных учений);
- фактор постмодерна (психологическое обоснование постмодернистских проектов развития как калейдоскопически меняющейся деконструкции «глянцевой культуры», наполняющейся «симулякрами»);
- экономический фактор (психологическое оправдание паразитирующего капитализма и психологическое примирение с ростовщической, банковской формой эксплуатации человечества).
Совокупность выше обозначенных факторов создания психологии, как единого учения, ни в какой мере не может служить ее определением как объективной, точной науки.
Главная проблема мировоззренческой оценки современной психологии в России заключается в обнаружении сущностных различий в антропологическом и психологическом подходах к пониманию человека, устроения его психического мира, которые представлены, с одной стороны, во фрейдистской и в постфрейдистской (трансперсональной) психологии, с другой - в православной психологии и антропологии.
В осмыслении современной психологии как научного, философского и мировоззренческого знания со всей необходимостью должно быть представлено православное нравственно-религиозное направление. Многие современные исследователи психологии даже не представляют, что существует уникальное, православное направление психологии и психотерапии, которое базируется на непреходящих духовных ценностях православного христианства. Русская православная психология - Русская Православная наука о Душе со всей необходимостью должна быть противопоставлена западной психологии постфрейдистского содержания. «По социологическим опросам, до 80 % россиян считают себя православными христианами, и, безусловно, они с большим доверием обращались бы за психологической помощью к тем психологам и психотерапевтам, которые разделяли бы их мировоззренческие позиции» [29].
Современная внерелигиозная психология и психотерапия во многом основаны на таких технологических подходах к лечению душевных и телесных заболеваний, где используются мистические, оккультные системы «психологического целительства». Вот как характеризует деятельность новейших психологов православный ученый: «в последнее время многие психотерапевты все более уподобляются средневековым чародеям или языческим жрецам. <...> Смешение и размытость границ превратили психотерапию в какой-то аморфный пласт всевозможного
суррогата, начиная от укоренившихся гипнотических техник до приемов шаманизма, танцев, сексуально окрашенных трансов и бесплодного мудровствования в отвлеченных сферах. <...> Изобилуют приемы по развитию и без того гипертрофированного воображения у пациента <...> “Терапия детским криком”, “бесконтактный секс”, “переселение в прошлые жизни”, “инфантильные игры”, “кодирование” - какая же здесь терапия души?» [30, с. 10-11 ].
Современное культурное пространство России оказывается захваченным неоязыческими психотехнологиями. Многие российские психологи, прошедшие обучение по образцам психологических школ Запада, постепенно разворачивают и реализуют в России всевозможные оккультные проекты, представляя их как новейшие достижения психологической мысли. Так, например,
В. Майков, П. Гуревич, В. Козлов, В. Подорога и другие реализуют так называемый «трансперсональный проект в российской культуре». Он представляет собой антихристианскую программу перекодирования знаний о русской культуре как о православной в ложное ее понимание как культуры «алхимического котла, которым была Россия» [31].
«Трансперсональный проект» предусматривает тотальный пересмотр философии, религий и психологических учений. Предполагается устранить понятия социально-психологической нормы и патологии, вменяемости и невменяемости, где неврозы, психозы, мистические откровения, духо-видение будут слиты и соотнесены в общем потоке «надличностного видения». Планируется создать всемирную «трансперсональную антропологию», обосновывающую новый антропологический тип homo transendus. Более того, трансперсональная психология осмысливается как пересмотр всей науки в целом, как новая интегральная оккультно-научная парадигма.
Российские трансперсональные психологи фокус своих исследований сосредотачивают на изучении так называемого «трансперсонального мировоззрения» русского народа. Обосновывается этот выдуманный тип мировоззрения как некоторое тотальное единство совокупного мистического опыта русской культуры, где смешиваются «шаманизм, язычество, исихазм, Достоевский и Толстой, русская религиозная философия, теософия, антропософия, четвертый путь Г.И. Гурджиева, русский космизм» и другое [32].
Трансперсоналисты прямо заявляют о трансперсональном единстве христианства и неоязычества. Здесь очевидна попытка ввести в заблуждение духовно неопытных людей. В действительности мировоззрение русского народа было и есть мировоззрение православное, которое активно противостоит языческому, оккультному. Никакого единства между данными мировоззрениями никогда не было, наоборот, было религиозное противостояние.
В развитии современной отечественной психологии имеются только два пути: либо продолжать слепо следовать за всеобщими атеистическими и оккультными, неоязыческими - антихристианскими - направлениями психологии, либо последовать за христианской, православной, святоотеческой психологией [33].
Постфрейдистская психология реализует проект устранения нравственного измерения психологических проблем человечества. Отказаться от исторических форм нравственности, заменить религиозную нравственность человечества психологическими технологиями - вот тот путь деградации, на котором выстраивается современная психология. «Христианская православная психология пока только возрождается. Какой путь изберет отечественная психологическая наука и психотерапия? Вопрос этот остается открытым» [34, с. 290].
Проблема пятая. Современная западная психология в своем философском и религиозном измерении есть постпротестантская психология. Она зарождалась и развивалась в лоне протестантской культуры. Практически все известнейшие психологи с мировыми именами являются носители протестантской духовной традиции. На философской и религиозной доктрине протестантизма выстраивается большая часть современной психологии.
В русской православной культуре всегда существовало «иное видение человека», его душевно-психической жизни, совершенно отличной от протестантской религии и философии [35]. Как Православие решительно отличается от протестантизма, так и современная западная психология решительно отличается от православной психологии и психотерапии. Обнаружение данных различий составляет одну из задач православных ученых.
Очень важно подчеркнуть: кантианство и гегельянство, дарвинизм и марксизм, ницшеанство, фрейдизм и трансперсонализм - все это плоды европейской иудео-протестантской цивилизации, влияние которых на русскую культуру оказало и оказывает уничтожающее воздействие.
Вот какую оценку психоанализа дает известный психотерапевт: «по поводу психоанализа, роль которого на Западе очень велика; нас в советское время миновала чаша сия, но теперь психоанализ как психотерапевтическое направление возродился <...>, кроме того, что касается подхода психоанализа к религии как психопатологии, то в настоящее время это не только представляется абсолютно непогрешимым, но, наоборот, не имеющим под собой никаких оснований; такую необоснованную вражду психоанализа к религии (христианству) можно объяснить разве
что только тем, что он сам претендовал на главенствующее мировоззренческое положение в культуре (и боролся с “конкурентами”, главным из которых и было христианство)» [36].
Таким образом, учитывая обозначенную проблематику, отметим: главная православная задача в области психологии состоит не в том, чтобы навсегда отгородиться от западного ее веяния, а совсем в другом: чтобы не повторять того пути отпадения от Бога и соответственно оскудения любви и нравственной деградации, по которому идет западное общество.
Современных ученых все более и более интересует возможность ознакомления не только с эволюционной, но и с креационной теорией возникновения и развития мира и человека. Поэтому без духовного осмысления развития человеческого общества уже не обойтись.
Психиатр В.К. Невярович отмечает существенное различие психологических исследований, которые основаны на Богооткровенном - духовном - и на умозрительно-экспериментальном подходе. По его мнению, «в большинстве своих научных обоснований современные психологические и психотерапевтические школы упускают и недопонимают <...> (духовные) уровни. Вершиной всех разумений их в подобных вопросах являются такие понятия как “интуиция” или “бессознательное”. Но люди общаются <...> не только на зримом (физическом) уровне и не только на разумных <...> орбитах, но и в сфере <...> (квантовых, лептонных) взаимодействий. В том и основная ошибка Фрейда, Юнга и других талантливых исследователей, что все их изыскания не поднимались до духовного уровня (ими отрицаемого)» [37].
Сущность духовного подхода, разрабатываемого православными учеными, можно определить в следующих методологических положениях.
1. Истины науки, добытые человеческим разумом со всей необходимостью должны проверяться истинами Откровения. Не религия должна доказывать свои положения, а наоборот, наука должна сопоставлять свои открытия с универсальными, религиозными истинами о мире и закономерностях его развития.
2. Человеческий разум не всесилен, как выяснила современная наука, он может завести человечество в непреодолимые тупики развития. Поэтому необходимо методологическое транс-цендирование и редуцированное сопоставление истин человеческих и истин сверхчеловеческих, Божественных.
3. Системообразующим фактором психологии является душа человека. В основание психологии мы полагаем психологию человека - «Образа Божия», а «эволюционировавшего животного».
4. Человек должен изучаться не односторонне как биосоциальное, эволюционно развившееся существо, а как пневма-социо-биологическое - сотворенное и одухотворенное Богом существо.
5. Личность человека существует в условиях физического мира, который она отражает вместе с природой Бесконечного, Безусловного, Абсолютного - природой Божества.
В целом, в православном духовном подходе все исторические типы психологических учений рассматриваются и сводятся к двум основным типам.
Первый тип психологии - христианская богооткровенная психология, Xристом освященная, Xристом преображенная и утвержденная опытом святоотеческой богомудрости Святых Отцов Православной Церкви, православных богословов, православных философов и писателей. Это Новозаветная психология - психология христианского кафолического глобализма.
Xристианская психология нерукотворна, она основана на Откровении Божием и имеет внеземное, сверхчеловеческое, божественное происхождение. Она передана человечеству самим Богом.
Вот какую историко-психологическую характеристику христианского глобализма приводит профессор О.А. Платонов. «Первая глобализация мира <...> началась с момента рождения Иисуса Xриста. Страны и народы стали объединяться верой в духовные ценности Нового Завета. <. > Под воздействием христианской глобализации в мире стало больше нравственного порядка, человек стал добрее и справедливее. Все лучшее, что было достигнуто человечеством в духовной сфере, культуре связано с христианской глобализацией» [38, с. 350].
Второй тип психологии - это антихристианская богоборческая психология, в основном протестантская, фрейдо-кабалистическая, масонская и новейшая трансперсональная психология шаманизма, магии, спиритизма и других форм оккультизма. Это неоязыческая психология - психология антихристианского оккультного глобализма.
Исходя из учета вышеобозначенной проблематики христианского и антихристианского глобализма как мировоззренческого центра и фокуса исследования современной психологии авторы приходят к следующим выводам.
1. Современная психология была создана в западной культуре и ставила в начале своего развития цели борьбы с христианством, а затем цели его полного уничтожения.
2. Фрейдистский психоанализ развивался как оккультно-психологическая и богоборческая мифологема XX в., которая противостоит христианству и во многом порождает все дальнейшие
патопсихологические модернизации современной психологии. Поэтому в современной психологии как в теориях, так и на практике содержится невероятно много различных психологических деструкций и духовных аномалий.
3. Новейшая трансперсональная психология есть наукообразная феноменология неоязычества - возрождение эзотерического мистицизма, практик шаманизма и антихристианской, оккультной психологической доктрины, провоцирующих расширение психосоциальной патологии и деградации общества.
Ссылки:
1. Забегайло О.Н. Основные концепции истории мироздания. М., 2008.
2. Шустрова А. Психиатрия и Церковь. Возможен ли союз? М., 2003.
3. См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2003.
4. Шеховцова Л.Ф. Принцип антропологизма в современной психологии и христианской антропологии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 3.
5. Шустрова А. Указ. соч. С. 132.
6. Лейбин В.М. Постклассический психоанализ. М., 2006. Т. 1.
7. Майков В.В., Гроф С. Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 1.
8. Цит. по: Воробьевский Ю.Ю. Стук в Золотые врата. М., 2005.
9. См.: Grof S. LSD Psychotherapy. Alameda, 1980; Maslow A. Theory Z // Journal of Transpersonal Psychology. 1970. № 2. P. 31-47; Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 2004 (1-е изд. в 1983 г.); Murphy M., Donovan S. The physical and psychological effect of meditation. San Rafael, 1988.
10. Гроф С. Космическая игра: исследование рубежей человеческого сознания. М., 2002.
11. См.: Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. М., 2003.
12. Зенько Ю.М. Психология религии. СПб., 2009.
13. Грачева Т.В. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. Рязань, 2009.
14. Жизнь после смерти / под ред. проф. Гуревича П.С. М., 1991.
15. См.: Гроф. К. Жажда целостности. М., 2003; Гроф С. За пределами мозга. М., 2000; Его же. Надличностное видение. М., 2002; Его же. Психология будущего. М., 2003; Гроф. С., Хелифакс Д. Человек перед лицом смерти; Миндел А. Тело шамана. М., 2004; Его же. Сила безмолвия. М., 2004; Уилберн К. Интегральная психология. М., 2004; Его же. Никаких границ. М., 2004; Уолш Р. Основания духовности: семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М., 2004; Хант Г. О природе сознания: с когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. М., 2004.
16. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.
17. Карелин Р. Христианство и модернизм. М., 1999.
18. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: истоки, история, современное состояние. М., 2004.
19. Гроф. С. Указ. соч. С. 44.
20. Там же. С. 126.
21. См.: Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. СПб., 2005.
22. Зенько Ю.М. Указ. соч. С. 121.
23. Забегайло О.Н. Духовное понимание истории. М., 2009.
24. Гуревич П.С. Психология и педагогика. М., 2004.
25. Берестов А. Православие и теософское учение о карме, или кармическая дьяволиада. М., 2006.
26. Лобанова А.З. Каббала - заговор против Бога. М., 2008.
27. Берестов А., Печерская А. Под маской Православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы и псевдоправославные секты. М., 2006.
28. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2006; Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. М., 1997. Т. 1-3; Мелехов Д.Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 2003; Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. М., 2005; Авдеев Д.А. Нервность: ее духовные причины и проявления. М., 2003; От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. М., 2005; Адливанкин И. Нашествие: в окружении сект и оккультизма. М., 2004; Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. Минск, 2008.
29. Зенько Ю.М. Указ. соч. С. 45.
30. Невярович В.К. Терапия души. М., 2000.
31. Майков В., Козлов В. Указ. соч. С. 290.
32. Там же. С. 292.
33. См.: Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств: размышления православного врача. М., 1998; Буянов М.И. Религия и психотерапия. М., 1998; Коржевский В. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. М., 2004; Зенько Ю.М. Психология религии. СПб., 2009; Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. М., 1994; Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.
34. Авдеев Д.А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М., 2007.
35. См.: Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека. СПб., 2006.
36. Зенько Ю.М. Указ. соч. С. 55.
37. Невярович В.К. Указ. соч. С. 285.
38. Платонов О.А. Битва за Россию. М., 2010.