ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ
УДК 781
Э. В. Выбыванец
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ мотивы В «ЛУННОМ ПЬЕРО» А. ШЁНБЕРГА: к вопросу о содержательной интерпретации цикла
опрос о месте веры и религии в жизни и творчестве А. Шёнберга затрагивается почти всеми исследователями. Чаще всего - в аспекте сложности и неоднозначности его отношений с христианством и иудаизмом, а также весьма субъективной художественно-символистской трактовке им сакральных мотивов и образов, которые почти всегда преломлены через призму рефлексии собственной творческой судьбы, размышлений об этических основах художественного творчества, о личности художника и роли искусства в судьбах человечества. Лишь в позднем творчестве - в опере «Моисей и Аарон», в последних хоровых сочинениях — получили выражение собственно религиозные взгляды и убеждения Шёнберга, сложившиеся как итог его поисков истины и познания Бога. В цикле же «Лунный Пьеро» - кульминации периода свободной атональности - музыкально-поэти-ческие образы пока не фокусируются на самостоятельной религиозной проблематике. Они наполнены скорее философ-ско-метафизическими, нежели христианскими идеями, окрашены в иррационально-мистические тона1, причудливо сочетают мифопоэтические, антропософские2 представления с мотивами Священного писания.
Сопоставление этих удаленных во времени вершинных произведений свидетельствует не только о том, что религиозная проблематика (особенно тема отношений с Богом) и образы Библии в той
© Э. В. Выбыванец, 2016
или иной мере всегда влекли к себе композитора, но и о необычайной интенсивности его внутренних духовных исканий. Они запечатлены как в самих музыкальных текстах, так и в высказываниях и поступках А. Шёнберга. Так, в 1898 году Шёнберг принимает христианство (протестантского толка), что было вызвано, вероятно, необходимостью его внешней социальной адаптации (в том числе для предстоящей женитьбы на сестре А. фон Цемлинского), а также прогрессировавшей секуляризацией европейского общества и части евреев. Между тем можно предположить, что в этот период и начался подспудный процесс вызревания религиозного мировоззрения композитора, внешним проявлением которого стал замысел оратории «Лестница Иакова». В декабре 1912 года (заметим: года, когда был создан «Лунный Пьеро») в письме поэту Р. Демелю композитор замечает: «Современный человек, пройдя через материализм, социализм и анархию, несмотря на свой атеизм, все же сохраняет в себе какие-то крохи старой веры (в форме суеверия). Он борется с богом... и, наконец, обретает бога и становится религиозным. Учится молиться!..» (цит. по: [6, с. 148]). Нет необходимости уточнять, что мировоззренческие искания Шёнберга были связаны с попытками нахождения духовной опоры и приближения к Богу в условиях нравственно-философско-религиозной дилеммы христианство-иудаизм, сопровождаясь раздумьями над религиозными и мистическими учениями Торы, Талмуда,
В
Каббалы. Напряженность богоискательства в немалой степени вызвана конфликтными взаимоотношениями между этими религиями, их заметными расхождениями в главных теологических положениях и догматах. Не углубляясь в этот чрезвычайно сложный вопрос, отметим лишь отдельные, лежащие «на поверхности» моменты, затрагиваемые настоящей темой. Так, с позиций христианства иудаизм - это начало христианского вероучения, источник принятых им принципов, мифологем и идеи церковного ритуала. Но не признавший в Иисусе Христе чаемого Избавителя, распятого при попустительстве евреев, не принявший нового учения иудаизм воспринимается скорее историческим рудиментом. Для иудаизма же, отказавшегося уверовать в Иисуса Христа как Божественного Мессию из рода Давидова, христианство — это отступничество от Завета, искажение Закона, а его истолкование Библии - ересь и идолопоклонство. Вероятно, и в рели-гиозно-философских представлениях Шёнберга также соединялись, балансируя, противоречащие начала: вера и неверие, утверждение и опровержение, продолжение и преобразование, национальное и универсально-гуманистичес-кое, «ассимиляция» и «возвращение» в Сион. Христианские убеждения композитора были, вероятно, более всего поколеблены профанацией заповеди всеобщей христианской любви и антисемитскими выпадами, с которыми он постоянно сталкивался в реальной жизни. Кроме того, его живо затрагивала главная национальная идея евреев: возвращение в обетованную землю - Эрец-Исраэль - после долгого вынужденного изгнания и рассеяния, чем будет достигнуто избавление, объединение народа и его последующее моральное и культурное возрождение. Избавителем/освободителем народа по воле Бога станет Его посланник - Мессия. И хотя в письме к В. Кандинскому 1923 года Шёнберг подчеркнуто дистанцируется от сионистского3 движения («Что может быть общего у меня с сионскими мудрецами?»),
в том же году и до начала 1940-х годов он публикует статьи просионистского содержания [7], а также создает произведения на еврейскую тему: драму «Библейский путь» (1927), Прелюдию, ор. 44 для коллективной кантаты «Творение» на тексты Ветхого Завета (1945), «Кол Нидре» для чтеца, хора и оркестра (1938), Три хора, ор. 50 - Псалом 130, «Трижды тысяча лет» (1950), «Современный псалом» (не завершен), работает над ораторией «Лестница Иакова» и хором «Израиль существует вновь». В свете этого выглядит совершенно закономерным осуществление Шёнбергом в 1933 году в парижской синагоге уже давно назревавшего решения: он возвращается к иудейской вере предков. Как считает А. Рыжин-ский, подкрепляющий свои соображения стихотворным текстом 2-й пьесы («Законченный образ») 27 опуса, в этом демонстративном акте «заключен протест против самой доктрины христианства - возможности материализации Духа в конкретное человеческое тело, обретающее Божественную сущность». Иначе говоря, Христос для А. Шёнберга — не Сын Божий как воплощенный Божественный «Логос» (Слово). Он -«лишь "Сл|ова значение ближайшее", но не само Слово. Долг же истинно верующего, по Шёнбергу, - приблизиться к постижению Духа - истинного, безграничного и непознаваемого Бога. Путь этот связан с процессом нравственного совершенствования человека: "Будь же объективен и самоотвержен и пожелай таким остаться" » [4, с. 121].
Если рассмотреть под данным углом зрения цикл «Лунный Пьеро», то мелодрамы, соприкасающиеся с образами Священного Писания - а это № 6 «Мадонна», № 11 «Багряная месса», № 14 «Кресты» вместе с № 8 «Ночь» и № 20 «Возвращение на родину», поэтическое содержание которых может быть истолковано через религиозную символику -на первый взгляд вполне соответствуют по смыслу христианской доктрине. Но одновременно в их поэтическом и музыкальном текстах присутствуют такие парадоксальные содержательные элемен-
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ
ты, которые привносят в него смысловую неоднозначность, исподволь расшатывающую изнутри догматы христианства. Особенно показателен здесь № 6 «Мадонна», публицистически заостренное содержание которого обнажает этическую позицию Шёнберга как художника-гума-ниста: скорбный образ Богоматери с мертвым сыном на руках становится символическим обобщением его боли и скорби о мире, где царят зло, равнодушие и предательство. Но так же как великие страдания и искупительная жертва ради человечества не в силах ничего изменить («Но скользят людские взгляды мимо, матерь всех скорбящих»), так и крик души художника сталкивается с холодным равнодушием или ненавистью. И тот же обостренно-болезненный экспрессионистский тон отличает музыку «Мадонны». Достаточно явственно в ней прослеживаются следы влияния пассакальи - жанровой формы вариаций на basso ostinato, которая с эпохи барокко традиционно воплощала образы скорби, траурного шествия, а также указывала на связь художественного высказывания с объективной реальностью, в нем запечатленной, и одновременно со спири-туальным пространством. Как и присутствие лейтмотива лунного света, в данной пьесе - знака событий «подлунного мира» (ночное светило — немой свидетель земных трагедий), но соотнесенного с миром сакральным. Помимо эмоционально-образной выразительности, жанром обусловлены и конструктивные закономерности пьесы. Квазитему basso ostinato - напряженно-настороженную, с оттенком суровой предопределенности - образует двутактовый, волнообразный хроматизированный оборот (после-дование малых, больших и увеличенных секунд) в партии виолончели пиццикато. В дальнейших проведениях эта «тема» сохраняет лишь характер и общий тип ритмического движения, звуко-высотный же уровень и интервальные соотношения в ней, а далее и мелодический рисунок изменяются. В движении же верхних контрапунктически сплетающихся голосов флейты и бас-кларнета
явно проглядывают интонации лейтмотива Луны (тт. 1, 2, 7, 8, 15). Второй раздел отмечен усилением общей динамики до f, сменой фактуры, насыщением патетическими интонациями (восходящие глиссандо у виолончели, широкие скачки на септиму через две октавы). Высочайшей степени накаленности, патетической страстности почти на уровне эмоционального срыва достигает развитие на кульминации (тт. 18-21). Музыкальная ткань становится насыщенной, многослойной: у бас-кларнета и виолончели звучит в контрапункте лейтмотив Луны в низком регистре, тяжелые аккорды фортепиано создают опорные басы. В партии 8ргесЬ@е8ап^ - широкие ходы на дециму, ундециму, ассоциирующиеся с интонациями крика. Заканчивается композиция на высшей точке эмоционального напряжения — многократном повторении интонации вопроса-призыва (восходящая терция Ь-сИв), с которого и начиналось все развитие.
Обращает внимание и внемузыкаль-ная семантика мелодрамы, заключающаяся в ее номере: это число 6 - символ шестиконечной Звезды Давида. В контексте содержания пьесы оно истолковывается как знак Марии и Иосифа - представителей рода Давидова, в Святом семействе которых явился миру Воплотившийся Господь. Однако содержащийся в стихотворном тексте мотив людского равнодушия к Его жертвенной смерти и страданиям Богоматери могут быть истолкованы и как неверие, сомнение в их истинности. Ибо строго моноте-истичный иудаизм не принимает концепцию святой Троицы и возможность телесного воплощения Сына Божьего. Следовательно, ставит под сомнение само сошествие «святого духа»4 и рождение Богочеловека Приснодевой Марией.
В данном аспекте № 8 «Ночь», не апеллирующий напрямую к религиозной сюжетике, можно понять символически - как пространную метафору мрака неверия, как картину состояния еврейского народа - униженного и страдающего, лишенного собственной земли и государственности, в душах ко-
торого воцарился страх, сомнение и отчаяние. Данная трактовка подтверждается и музыкальным решением - с уже явными признаками пассакальи, согласно подзаголовку.
№ 11 «Багряная месса» метафорически воспроизводит христианский обряд святого причастия, но в дерзко-пародийном и устрашающе-переиначенном виде: вместо священника «у алтаря - Пьеро!», вместо символов плоти и крови Христовой - мистическое принесение в дар собственного трепещущего сердца. В подобном инверсировании-подмене евхаристической традиции слышны не только мотивы осквернения святынь (Пьеро уподобляет себя Иисусу Христу), но угадывается идея мессианства - краеугольный камень иудейской религии: «законоучители Талмуда разработали представление о Мессии как о царе, который принесет Израилю искупление и будет править им в конце времен. Он будет орудием установления царства Божия». Однако тема мессианского подвижничества, по-разному трактуемая вероучителями иудаизма, трансформировалась у Шёнберга в тему жертвенного служения людям художника-гения, своим творчеством несущего миру, подобно Мессии, прозрение истины, воодушевляющего и наделяющего верой и силой «пугливые души», подобно тому, как это происходит в религиозных ритуалах.
Еще яснее эта мысль прочерчена в № 14 «Кресты». Если в № 11 Шёнберг лишь склонял слушателя к самой возможности если не отождествить, то максимально уподобить Иисуса, Мессию
и гениальную личность художника (имея в виду себя), то здесь подмена христианской идеи жертвы Спасителя на кресте во искупление людских грехов непосредственно облекается в форму избранничества поэта. Как посланец Бога, он призван к проповеднической миссии, к тому, чтобы своим творчеством способствовать моральному совершенствованию всего человечества, пусть даже для этого приносится в жертву собственная жизнь. Убежденный «в высочайшем предназначении искусства и художника как его жреца», Шёнберг, по словам Н. Власовой, считал: «то, что делает художник, сродни Божественному творению...» [1, с. 14]. Об этом однозначно свидетельствует рефрен стихотворного текста: «Святы строки, как распятья, кровь впитавшие поэта». Таким образом, можно утверждать, что в данной кульминационной пьесе цикла было сформулировано морально-этическое, религиозное и художественное кредо композитора-философа. Более того, берет начало своего рода религиозная философия искусства, или, как прекрасно выразился К. Дальхауз, «эстетическая теология» А. Шёнберга [Там же].
Подводя черту, добавим несколько слов о мелодраме № 20 «Возвращение на родину». В ней могут прочитываться, в зависимости от концепции истолкования, различные подтексты. Один из них прямо связан с еврейской мечтой об эсхатологической идее возвращения в землю Израиля, и в то же время намекает на реальное мессианское движение, активно развернувшееся в XX веке.
Примечания
1 Г. Эйслер писал о Шёнберге: «Он обладал несчастной склонностью к эклектически-мисти-ческому философствованию» (Eisler Н. Eine Auswahl von Reden und Aufsatze. Arnold Schonberg. Lpz., 1982. Цит. по: [4].)
2 В начале 1900-х годов Шёнберг посещал собра-
ния общества «Круг грядущих», на которых читал лекции Р. Штайнер [3].
8 Производное от Сион - обозначения Иерусалима как духовного центра иудаизма; при этом Эрец-Исраэль нередко именовалась «дщерью Сиона», а еврейский народ - «сынами Сиона» [б].
4 В арамейском, иврите и коптском языках "святой дух"... является женским началом» [2].
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ
Литература
1. Власова Н. О. Творчество Арнольда Шенберга. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 422 с.
2. Иудеохристиане/ / Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://eleven.co.il/?mode=article&id=11885& query= (дата обращения: 27.04.2016).
3. Калошина Г., Предоляк А. Проблема концепции и симфонизм в опере «Моисей и Аарон» А. Шенберга // Южно-Российский музыкальный альманах. Вып. 2. - 2013. - С. 60-72. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ problema-kontseptsii-i-simfonizm-v-opere-moisey-i-aaron-a-shenberga (дата обраще-ния:12.05.2016).
4. Рыжинский А. Хоровое творчество Арнольда Шёнберга: Эстетика и поэтика // Вестн. РАМ, вып. 1. - 2006. - С. 116-124. - URL: http:// www.gnesin-academy.ru/vestnikram/file/ ryzinsky.pdf (дата обращения: 20.01.2016).
5. Сионизм // Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс].- URL: http:// www.eleven.co.il/article/13819 (дата обращения: 27.04.2016).
6. Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. - М., 1975. - 237 с.
7. Шенберг А. / Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.eleven.co.il/article/14801 (дата обращения: 03.03.2016).
References
1. Vlasova N. O. Tvorchestvo Arnol'da Shenberga [The Oeuvre of Arnold Sch8nberg]. Moscow: Izdatel'stvo LKI, 2007. 422 p.
2. Iudeokhristiane [Jewish Christians] Elektronnaya yevreyskaya entsiklopediya [Electronic Jewish encyclopedia]. Available at: http:/ / e le ven. co.il/? mode = article&id = 11885&qJewish Christians. Electronic Jewish encyclopedia (accessed on 27.04.1016).
3. Kaloshina G. Predolyak A. Problema kontseptsii i simfonizm v opere «Moisey i Aaron» A. Shenberga [The problem of the concept and symphonism in A. Schoenberg's opera «Moses and Aaron»] Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South Russian musical almanac]. Issue no 2, 2013, pp. 60-72. Available at: http:/ /c yberleninka.ru /article/ n/ problema-kontseptsii-i-simfonizm-v-opere-moisey-i-aaron-a-shenberga (accessed on 12.05.2016).
4. Ryzhinskiy A. Khorovoye tvorchestvo Arnol'da Shonberga: estetika i poetika [Choral works of Arnold Schoenberg: the aesthetics and poetics] Vestnik RAM, 2006, Issue 1, pp. 116-124. Available at: http://www.gnesin-academy.ru/ vestnikram/ file / ryzinsky.pdf (accessed on 20.01.2016).
5. Sionizm [Zionism] Elektronnaya yevreyskaya entsiklopediya [Electronic Jewish encyclopedia]. Available at: http://www.eleven.co.il/article/ 13819 (accessed on 27.04.2016).
6. Shakhnazarova N. Problemy muzykal'noy estetiki v teoreticheskikh trudakh Stravinskogo, Shenberga, Khindemita [Problems of musical aesthetics in the theoretical works of Stravinsky, Schoenberg, Hindemith], Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1975. 237 p.
7. Schoenberg A. Electronic Jewish encyclopedia. Available at: http://www.eleven.co.il/article/ 14801 (accessed on 03.03.2016).
Религиозно-философские мотивы в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга: к вопросу о содержательной интерпретации цикла
Самое известное произведение А. Шёнберга по причине сложности избранных музыкаль-но-языковых средств, содержательной глубине и смысловой многозначности ставит перед исполнителями трудные интерпретаторские задачи. По мнению автора статьи, религиозные мотивы образуют важный идейно-образный и драматургический элемент этой «библии музыкального экспрессионизма», уникального
Religious and philosophical motives in «Pierrot Lunaire» by A. Schoenberg: on meaningful interpretation of the cycle The most famous composition by A. Schoenberg due to the complexity of musical and linguistic resources, content depth and ambiguity confronts performers with difficult interpretation tasks. In the opinion of the author, religious motives constitute an important ideological, imaginative, and dramatic element of the «Bible of musical expressionism» and concentrate the
средоточия философско-эстетических и музыкально-творческих представлений Шёнберга. Впервые данный опус освещается в аспекте особенностей религиозного мировоззрения композитора. Противоречивость последнего определяется ситуацией сознательного и трудного выбора вероисповедания (между христианством и иудаизмом), что не могло не отразиться на тексте и подтексте цикла. Выявленное соответствие музыкально-поэтической образности отдельных мелодрам религиозным исканиям композитора заставляет по-новому взглянуть на проблему содержательного истолкования цикла, расширив его устоявшиеся рамки.
Ключевые слова: религиозность, христианство, иудаизм, Эрец-Исраэль, Мессия, Богоматерь, Луна, Иисус Христос, Причастие, Распятие.
philosophical, aesthetic, musical, and creative ideas of Schoenberg. For the first time this opus is illuminated in the aspect of features of the religious worldview of the composer. The inconsistency of the latter is determined by the situation of the conscious and difficult choice of religion (Christianity and Judaism), which could not be reflected in musical and poetic text and the subtext of the cycle, expanding its established boundaries.
Keywords: religion, Christianity, Judaism, Eretz Yisrael, the Messiah, Holy Mother, the moon, Jesus Christ, Eucharist, Crucifixion.
Выбыванец Элеонора Васильевна, старший Eleonora Vybyvanets, senior lecturer at the
преподаватель Краснодарского государствен- Krasnodar State Institute of Culture,
ного института культуры. E-mail: elavib@mail.ru E-mail: elavib@mail.ru