и Алексей Витальевич Каргальцев удк 272
л
и к. ист. н., ст. преподаватель,
§ РГПУ им. А. И. Герцена
^ (набережная р. Мойки, д. 48/20а, Санкт-Петербург, Россия, 191186)
^ akargaltsev@herzen.spb.ru «
^ Религиозная политика Септимия Севера
^ в свете антихристианских гонений
н
С именем императора Септимия Севера связана традиция о локальном антихристианском гонении (202-203 гг.), когда появились эдикт, запрещающий христианский и иудейский прозелитизм, а затем пострадали и многие верующие. Однако детальное рассмотрение обстоятельств гибели христианских героев вызывает значительные затруднения у исследователей, и если мученичество карфагенских христиан достаточно хорошо датировано, то в отношении времени гибели александрийских единоверцев в научной литературе идет длительная дискуссия. Хотя формально христианство в начале III в. продолжало оставаться «запрещенной религией», все же заметные вспышки преследований случались нечасто, и резкое, по мнению христианских историков, изменение политики Септимия Севера в отношении Церкви также заслуживает отдельного внимания. В статье проанализированы сохранившиеся свидетельства о Септимии Севере на основании римской и христианской традиций и даны ответы на вопросы о причинах и обстоятельствах антихристианского гонения. Дан подробный анализ историографии по теме статьи, в частности отмечено диаметральное расхождение в позициях отдельных исследователей, что свидетельствует о том, что дискуссия в современной науке далека от завершения. Основное внимание уделено свидетельствам Тертуллиана который, по мнению автора, в трактате «О крещении» выступил в 202 г. с наставлениями к катехуме-нам, которые подвергались реальной опасности.
Ключевые слова: Италия, Африка христианство, гонения, мученики, Римская империя, Септимий Север
Volume VII
o
Alekaey Vital'evich Kargaltsev .
a
PhD in History, senior lecturer, C Herzen State Pedagogical University of Russia C (naberezhnaya reki Moiki, 48/20a, Saint-Petersburg, Russia, 191186) .
akargaltsev@herzen.spb.ru °
i e
The religious policy of Septimius Sever 3
«i
in the light of anti-Christian persecution
The name of Emperor Septimius Severus is associated with the tradition of local anti-Christian persecution (202-203), when an edict prohibiting Christian and Jewish proselytism appeared. After that many believers suffered: Perpetua, Felicitas and their comrades in Carthage, Origen's father, the rhetoric Leonidas, Potamina and Basilides in Alexandria and others — as evidenced by the authentic hagiographic tradition and the messages of Christian historians. However, a detailed consideration of the circumstances of the death of Christian heroes causes considerable difficulties for researchers. If the martyrdom of the Carthaginian Christians is respectively well dated, the time of the death of Alexandrian comrades has been longly discussed in the scientific literature. Although formally Christianity at the beginning of the 3rd century continued to be a «forbidden religion», notable outbreaks of persecution rarely occurred, and the dramatic, according to Christian historians, change in the policy of Septimius Severus regarding the Church deserves special attention. The influence of Eastern cults on the emperor (Dio. LXXVI, 13, 2) or of his fears of possible unrest in the east of the Empire are usually mentioned. The article analyzes the extant evidence of Septimius Severus in the Roman and Christian traditions and answers the questions about the causes and circumstances of the anti-Christian persecution. A detailed analysis of the historiography on the subject is given, with diametrical divergence in the positions of individual researchers being noted. The main attention is paid to the testimony of Tertullian, who, according to the author, in his treatise «On Baptism» gave instructions to catechumens who were in real danger.
Key words: Christianity, persecution, martyrs, Roman Empire, Septi-mius Severus
и Император Луций Септимий Север (193-211) вошел в хрии стианскую историю как один из гонителей Церкви. С его име-tj нем связаны вспышки преследований в 202-203 гг. в Египте q и Римской Африке, возможно, в Галлии, в результате которых, л по свидетельствам традиции, погибли или пострадали многие
PQ
о верующие: отец Оригена Леонид и сам Ориген, Климент был g вынужден оставить Александрию, а в городе приняли муче-^ ничество Потамиена, Василид, страданиям которых посвя-g щен отдельный рассказ, сохраненный Евсевием. В Карфагене ^ 7 марта 203 г. на арене амфитеатра мученически погибли Пер-ч петуя, Фелицитата и их товарищи; считается также, что в это ^ гонение окончил свои дни Ириней Лионский1. Однако, несмотря на обилие свидетельств о мученичествах, вопрос о том, имело ли место спровоцированное императором гонение или следует говорить о локальных вспышках преследований со стороны местных властей, а тем более был ли издан Севером специальный антихристианский эдикт, дискутируется в научной литературе. Актуальность данного сюжета обусловлена в первую очередь тем, что начиная с эпохи Северов мы довольно плохо информированы о значительных трансформациях в религиозной жизни Империи, в которой все большее значение начинают играть восточные культы, и как параллельно меняется отношение к христианству. Церковь, которая
1 Гонению, или «так называемому гонению» Септимия Севера 202-203 гг. посвящена обширная исследовательская литература: Schwarte K. H. Das angebliche Christengesetz des Septimius Severus // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1963. Bd 12. H. 2. S. 185-208; Keresztes P. The Emperor Septimius Severus: A Precursor of Decius // Zeitschrift für Alte Geschichte. 1970. Bd 19. H. 5. S. 565-578; Rousselle A. La persécution des chrétiens à Alexandrie au IIIe siècle // Revue historique de droit français et étranger (1922-). 1974. N 2. P. 222-251; Frend W. H. C. Open Questions Concerning the Christians and the Roman Empire in the Age of the Severi // The Journal of Theological Studies. 1974. Vol. 25. P. 333-351; Wypustek A. Magic, Montanism, Perpetua, and the Severan Persecution // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. N 3. P. 276-297; Daguet-Gagey A. Septime Sévère, un empereur persécuteur des chrétiens? // Revue d'études augusti-niennes et patristiques. 2001. F. 47. P. 3-32; Bracht K. Logos parainetikos: Der Danielkommentar des Hippolyt // Die Geschichte der Daniel-Auslegung in Judentum, Christentum und Islam: Studien zur Kommentierung des Danielbuches in Literatur und Kunst / Hrsg. von K. Bracht, D. S. du Toit. Berlin, 2007. S. 79-97.
при Антонинах являлась, безусловно, гонимым и маргиналь- ^
ным сообществом, к середине III в. заметно изменилась, изме- Л
нилось и отношение к ней в обществе, чему, безусловно, спо- г
собствовали десятилетия мира, которые начинаются в первой §
половине III в.2 В этой связи анализ религиозной политики Н
Септимия Севера в отношении христиан представляет осо- Я
бенный интерес, поскольку дает возможность прояснить §
реальное состояние Церкви в этот период, а также возможно- и
сти и желание государства бороться с ней. и
В основе традиции о политике Септимия Севера в отноше- а
нии христиан лежит несколько сообщений античных авторов, q
надежность которых является предметом дискуссии. «Исто- д
рия Августов» — один из наиболее спорных источников ^
по истории III в., — завершая обзор парфянского похода импе- U
ратора, упоминает «победу над Иудеей», за которое Кара- й
калла получил от сената триумф (SHA. Sept. Sev., 16)3, а также Е « td появившийся вслед за этим эдикт, запрещающий иудейский р
и христианский прозелитизм (SHA. Sept. Sev., 17, 1). Эти собы- . тия датируются «Историей Августов» совместным консульством Севера и его старшего сына в 202 г. (годом десятилетия правления Септимия Севера). Далее император направился в Египет, где занимался преобразованием городского самоуправления Александрии, совершил путешествие по Нилу, воздал почести Серапису (SHA. Sept. Sev., 17, 5)4. Дион Кассий, говоря об этих событиях, добавляет интересные подробности, что в Палестине Север принес жертвы духу Помпея, очевидно подражая Адриану5, а во время путешествия по Египту забрал все книги, содержащие «тайные знания» (Dio. LXXVI,
2 Евсевий сообщает, что в период между правлениями Александра Севера и Деция Церковь не преследовалась за исключением непродолжительного гонения, организованного Максимином (Euseb. HE, VI, 29-34).
3 Filio sane concessit, ut triumpharet; cui senatus Iudaicum triumphum decreverat.
4 Высказывалась точка зрения, что особое почитание Севером культа Сераписа стало причиной антихристианских гонений: Davies J. G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the cause of the persecution 202-3? // Journal of Theological Studies. 1954. Vol. 5. P. 73-76.
5 Кассий Дион Коккейан Римская история. Книги LXIV-LXXX / Пер. с древнегр. под. ред. А. В. Махлаюка. СПб., 2011. С. 256, прим. 34. Схожие деяния (запрет обрезания для иудеев, восстановление могилы Помпея,
ra 13, 2). Оба источника охватывают значительный промежуток
о времени (199-202 гг.) и не передают точной хронологии собы-
tj тий. «История Августов» в данном случае более подробна:
О сообщает, что Север завершил парфянскую кампанию зимой
л 201 г., провозгласив своего старшего сына Антонина Кара-
о каллу, которому шел тринадцатый год, Августом и сопра-
g вителемб. Вернувшись в Сирию, устроив дела в Палестине
^ и добившись военного успеха в Иудее, император в Антиохии
2 утвердил консулами на грядущий 202 г. себя и старшего сына
S
и после этого отправился в Египет, где провел значительные
S
^ административные преобразования. Евсевий в «Церковной ^ истории» также говорит о гонении Севера, которое началось на десятый год царствования императора (202-203 гг.) и особенно затронуло Египет (Euseb. HE, VI, 1-2).
Сообщение о христианах в «Истории Августов», где они впервые упоминаются именно при Севере, по-разному оценивалось исследователями тем более на фоне общего недоверия к свидетельствам источника. М. Конрат полагал, что Север не вводил каких-то новых антихристианских законов, а лишь подтвердил эдикты своих предшественников, запрещавшие прозелитизм, что и спровоцировало новую волну преследова-ний7. По мнению К. Шварте, этот вымышленный эпизод должен был противопоставить в глазах читателя жестокость Сеп-тимия Севера терпимости его наследника Александра и не является достоверным сам по себе8. Эту точку зрения поддержал Р. Фрейденберг и другие исследователи, в целом повторяя аргументы К. Шварте9. Здесь, однако уместно принять возражение, что безжалостность основателя династии проявлялась
путешествие по Нилу) были предприняты Адрианом во время путешествия по Востоку (SHA. Adr., 14, 2; Dio. LXIX, 11, 1).
6 Септимий Бассиан Каракалла родился 4 апреля 188 г.
7 Conrat M. Die Christenverfolgungen im romischen reiche vom standpunkte des juristen. Lepzig, 1897. S. 40.
8 По мнению К. Шварте, «появление антихристианского Септимия Севера, о котором свидетельствует «История Августов», не подтверждается ни какими литературными или фактическими свидетельствами»: Schwarte K. H. Das angebliche Christengesetz... S. 19S.
9 Freudenberger R. Das angebliche Christenedikt des Septimius Severus // Wiener Studien. 19б8. Bd 81. S. 20б-217. См. также: Barnes T. D. Legislation against the Christians // Journal of Roman Studies. 19б8. Vol. 58. P. 40-41;
в первую очередь к представителям римского политического ^
класса, на фоне которой единственное упоминание христи- Л
ан не выглядит сколь-нибудь примечательным10. Напротив, г
У. Х. К. Френд полагал, что гонения Севера были «первой скоор- §
динированной общеимперской компанией против христиан»11. Н
П. Керестец идет еще дальше, доказывая, что эдикт Севера Я
не просто имел место, а был спровоцирован самими христиа- §
нами, точнее их монтанистским крылом, появление которого и
усилило эсхатологические ожидания и толкало многих верую- и
щих на путь добровольного мученичества. По мнению иссле- а
дователя, эдикт Севера появился после ознакомления импе- с
ратора с положением дел в восточных провинциях12. В данном д
случае следует согласиться с возражениями исследователей, ^
что такая расширенная трактовка событий попросту не име- и
ет поддержки в источниках13. Кроме того, даже если признать й
свидетельство «Истории Августов» как полностью достовер- Е
ное, нельзя не отметить, что эдикт Севера был направлен в пер- р
вую очередь против иудейского прозелитизма. Следователь- .. но, те или иные упоминания о преследовании христианских прозелитов или иудеев и можно связать с содержанием указа. В современных исследованиях было высказано еще несколько оригинальных трактовок гонения Севера. Б. Дорбас отмечает в своей диссертации, что «брошенный мимоходом» указ о наложении штрафа за иудейский и христианский прозелитизм стал лишь удобным поводом для Тертуллиана и других христианских авторов обрушиться на римские власти с обвинениями в жестоком преследовании14. Могли ли, задается вопросом автор, эти решения императора подвигнуть чиновников к реальным
Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden; Boston, 2007. P. 185.
10 Stertz S. A. Christianity in the «Historia Augusta» // Latomus. 1977. T. 36. F. 3. P. 697-698.
11 Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965. P. 321.
12 Keresztes P. The Emperor Septimius Severus... S. 565-578.
13 Tabbernee W. Fake Prophecy. P. 183-186.
14 Dorbath B. Die Logik der Christenverfolgungen durch den Römischen Staat. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Theologie. Würzburg, 2016. S. 76-79.
га гонениям, в то время как «локальные инциденты» были разду-о ты церковными авторами до невероятных масштабов? Оставив ^ на совести автора многочисленные примеры, приводимые Дио-О ном Кассием, трагических последствий равнодушия, невнимал ния или противодействия императорским эдиктам в то время, о отметим, что даже по меркам весьма скудной источниковой базы
об антихристианских гонениях в 1-111 вв. события эпохи Севера ^ явно выделяются на общем фоне.
2 Основные аргументы против участия Севера в преследова-
^ ниях христиан собраны и последовательно изложены в статье ч А. Даге-Гагей15. Во-первых, сами источники «История Авгуру стов» и «Церковная история» Евсевия не являются надежными. Если констатация недостоверности первого является общим местом в историографии и не требует дополнительных уточнений, то рассказ Евсевия также содержит некоторые неясности. Так, гонение растягивается по времени префектуры Лета (ЕизеЪ. НЕ, VI, 2, 1)16, до правления в провинции Аквилы, перед судом которого предстали Потамиена и Вси-лид (ЕшеЪ. НЕ, VI, 5, 2)17. Иными словами, приходится признать, что эдикт Севера последовательно выполнялся в Египте в течение многих лет, в то время как в остальной Империи гонения или не начинались, или не продлились после 203 г. Хронология Евсевия также не представляется надежной, поскольку он допускает неточности в жизнеописании Ори-гена18. Во-вторых, и с этим согласны другие исследователи, император лично был скорее положительно или как минимум нейтрально расположен к христианам19. Так, христиане
15 Daguet-Gagey A. Septime Sévère... P. 3-32.
16 Квинт Меций Лет (Quintus Maecius Laetus) — префект Египта в 200203 гг.: Reinmuth O. W. A Working List of the Prefects of Egypt: A Working List of the Prefects of Egypt 30 B. C. - 299 A. D. // Bulletin of the American Society of Papyrologists. 1967. Vol. 4. P. 106.
17 Тиберий Клавдий Субатиан Аквила (Tiberius Claudius Subatianus Aquila) — префект Египта в 205/206-210/211 гг.: Reinmuth O. W. A Working List. P. 109.
18 Подробнее см.: Пантелеев А. Д. Мученичество Потамиены и Васи-лида (Eus. He VI, 5) // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по истории теологии и религии. 2012. № 1. С.105-106.
19 Daguet-Gagey A. Septime Sévère. P. 4-5; Tabbernee W. Fake Prophecy. P. 185.
жили при дворе императора: некий Прокул, который, по сло- ^
вам Тертуллиана, исцелил Севера, прожил остаток жизни Л
в императорском дворце (ТеЛ. Ad Беар., 4, 5). Данный аргумент, г
впрочем, не является бесспорным, если вспомнить, что гоне- §
ния Валериана начались после семи лет мира20 и христианками Н
А
были жена и дочь Диоклетиана, что не помешало императору начать самое жестокое антихристианское гонение21. Вероятно, христианской была кормилица Каракаллы — именно так можно интерпретировать слова Тертуллиана о том, что, он «был т
s
воспитан на христианском молоке» (Tert. Ad Scap., 4, 5)22. Здесь к
можно упомянуть товарища семилетнего Каракаллы по детским
играм, которого жестоко высекли за исповедание иудаизма или § христианства (SHA. Ant. Carac., 1, 6)23. Наконец, последний аргу- ^ мент Тертуллиана, что «Север, зная, что и знатнейшие женщи- U
ны и знатнейшие мужчины принадлежат к этой секте, не только й
О
не преследовал их, но даже дал им свидетельства и явно защи- и щал их от народа» (Tert. Ad Scap., 4, 6), можно также интерпре- р тировать, с одной стороны, как признак несомненной лояльно- . сти императора к верующим. Здесь, однако, можно и возразить, что упомянутые «Историей Августов» иудеи систематически не преследовались, что не мешало императорам периодически изгонять из Рима или запрещать иудейский прозелитизм. Иными словами, лояльность не обязательно предполагала отсутствие запрета прозелитической деятельности.
В-третьих, существует очевидная хронологическая лакуна в сообщениях «Истории Августов» и Диона Кассия24. Так,
20 О гонении Валериана см.: Каргальцев А. В. Гонения Валериана и мученичество Киприана Карфагенского // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 2: История. 2012. № 4. С. 124-130.
21 Подробнее см.: Каргальцев А. В., Лурье З. А. Великое гонение Диоклетиана и христианские мученики Северной Африки // Новый Гермес. 2012. № 5. С. 65-78.
22 Antoninus, lacte Christiano educatus.
23 В оригинальном тексте говорится об иудаизме, однако была высказана точка зрения, что в действительности речь идет об обращении мальчика в христианство: Aubé B. Les chrétiens dans l'Empire romain, de la fin des Antonins au milieu du IIIe siècle (180-249). Paris, 1881. P. 91-91; Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом / 3-е изд. СПб., 2006. С. 216.
24 Daguet-Gagey A. Septime Sévère. P. 10-11.
га пребывание Севера в Палестине следовало бы датировать о завершением парфянской компании (199 г.), когда и должен tj был появиться эдикт о запрете прозелитизма, в то время как О не позднее лета 202 г. император должен был оказаться в Риме, л праздновать триумфы и выдать сына Каракаллу за Плавтил-о лу. Таким образом, трудно объяснить, почему потребовалось g несколько лет, прежде чем эдикт вступил в силу. Восстановле-^ ние хронологии событий 199-202 гг. является непростой зада-2 чей. Тем не менее у Севера были веские причины задержаться в Палестине. Хотя упоминание в «Истории Августов» о воен-ч ных действиях в Иудее и тем более дарование Каракалле три-^ умфа за эту компанию иногда считается искажением или позднейшей вставкой, оно поддерживается другими источниками". В армянской версии «Хроники» Ироенима говорится о войне, начавшейся между иудеями и самарянами на пятый год правления Севера (Hier. Chron., a., 197)м. Трудно сказать, в какой степени император вмешался в этот конфликт, однако несомненно он не мог не привлечь его внимание. Из сообщения Диона Кассия можно заключить, что парфянский поход датируется 197-199 гг., по завершении которого Септимий Север занимается некоторыми преобразованиями в восточных провинциях (Dio. LXXVI, 13). В 199-200 гг. посещает Александрию, где Лет становится префектом Египта, и путешествует по Нилу, откуда снова возвращается в Антиохию в 201 г., где и утверждает консулами на 202 г. себя и своего сына Каракаллу, и остается в Сирии до вступления в должность (SHA. Sept. Sev., 17, 1). Здесь еще раз следует обратить внимание на хронологическую неточность Евсевия, который сообщает, что «шел десятый год царствования Севера; Александрией и остальным Египтом управлял Лэт, а епископом александрийского прихода недавно стал Димитрий» (Euseb. HE, VI, 2, 2). В действительности Димитрий становится епископом весной 189 г., то есть на десятый год правления Коммода, а не Севера, что позволяет в целом с осторожностью отнестись к датировке Евсевия
25 Birley A. R. Septimius Severus: The African Emperor. London; New York, 1999. P. 13S.
26 Pummer R. Early Christian Authors on Samaritans and Samaritanism: Texts, Translations and Commentary. Tubingen, 2002. P. 18S.
S
я
(Hier. Chron., 189). Лет же начинает управлять Египтом с 200 г., ^ очевидно прибыв в провинцию вместе с императором. Мож- Л но предположить, что гонения в Александрии начались также г ранее 202 г. и совпали с преобразованиями в городе. Обращает § на себя внимание тот факт, что, несмотря на обилие мучеников, H о котором сообщает Евсевий, преследования в основном каса- Я ются деятелей александрийского катехизационного училища. § Несомненно, правы те исследователи, которые полагают, что и центральной фигурой 6-й книги «Церковной истории» явля- и ется Ориген, героизм которого в условиях постоянных гоне- а ний Евсевий и пытается подчеркнуть, допуская хронологи- q ческие неточности27. Оставляя в стороне Оригена, мы видим д в числе преследуемых целую череду оглашенных: Плутарха, д двух Серенов, Гераклида, Герона и Ираиду (Euseb. HE, VI, 4). Можно согласиться с мнением А. Д. Пантелеева, что эти герои намеренно были выбраны Евсевием, чтобы показать опас- Е ность, которая грозила Оригену как главе катехизационного Ер училища28. Но можно предположить и обратное: что это были .. единственные мученики в Александрии в то время и появились они, поскольку было разгромлено училище, а не по причине начала массовых антихристианских гонений. Как представляется, в тексте источников прослеживается связь между пребыванием Севера на Востоке и преследованием катехуме-нов. Однако само по себе это не объясняет, были ли у императора какие-то серьезные мотивы для этого. Можно, однако, обратить внимание на то обстоятельство, что многие детали путешествия Севера по восточным провинциям повторяют деяния Адриана. Жертвоприношение на могиле Помпея, победа в Иудее, путешествие по Нилу. Детали эти передает не только недостоверная «История Августов», но и Дион Кассий. Можно ли предположить в этой связи, что Север воскресил законодательные акты Адриана, направленные против иудейского, а также теперь и христианского прозелитизма (Dig., XLVIII, 8)? Такое предположение позволяет объяснить характер антихристианских преследований, круг жертв которых был весьма ограничен. Личное
27 Пантелеев А. Д. Мученичество Потамиены... С. 105-106.
28 Пантелеев А. Д. Мученичество Потамиены. С. 106.
о
га же участие императора могло проявляться в том, что, во-первых,
о имперский госаппарат при Севере, особенно его карательная
tj составляющая, уже в принципе сильнее зависел от воли прин-
О цепса и не действовал самостоятельно, а, во-вторых, присут-
л ствие императора, несомненно, побуждало чиновников к дей-
о ствию. Был ли Севером издан новый антихристианский эдикт,
g озвучена ли его воля устно ближайшему окружению, возрож-
^ ден или изменен старый — не столь важно на фоне того фак-
2 та, что после восточного похода началась кампания против
К
христианских прозелитов. На наш взгляд, наиболее точную
К
ч оценку правления Севера дает П. Керестец, что императора ^ более всего интересовала личная власть и он был безжалостен к любому, от кого чувствовал опасность29. В действительности, трудно заметить в его действиях, выходящих за рамки военно-полицейской сферы, какую-то системность. Его жертвами могли в равной степени становиться и фавориты вроде Плавтиана, и христиане, случись им оказаться на пути у императора. При этом преследование последних, очевидно, было соразмерно той реальной опасности, которую они представляли, то есть не входило в круг насущных интересов императора. Придерживаясь весьма умеренного синкретизма в религиозной сфере, Север был заинтересован в религии в той мере, в какой она шла на пользу его правлению.
Можно ли каким-то образом связать события в Египте с преследованиями христиан в Африке? Единственное надежное свидетельство о гонениях при Севере содержится в «Мученичестве Перпетуи и Фелицитаты». Вибия Перпетуя, молодая женщина знатного происхождения, и ее товарищи, все из Малого Тубурбона, были доставлены в Карфаген и после непродолжительно допроса приговорены к смерти на арене амфитеатра Карфагена, где они предстали 7 марта 203 г. в день 14-летия Геты (Pass. Perp., 6)30. Примечательно, что в момент ареста Перпетуя и ее товарищи еще не были катехуменами и крестились лишь непосредственно перед гибелью (Pass.
29 Keresztes P. The Emperor Septimius Severus. S. 566.
30 Датировка 203 г. принимается большинством исследователей, хотя и дискутируется в научной литературе: Heffernan T. J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford, 2012. P. 60-78.
Регр., 1, 5), но из текста мученичества следует, что Перпетуя ^ и ее товарищи были осуждены именно за то, что уже испове- л довали христианство, а отнюдь не за принятие христианства. г Однако существует еще одна немаловажная деталь, которая § объединяет африканские и египетские преследования. Зиму Н 202/203 гг. Септимий Север вместе с обоими сыновьями про- Я водят в родном городе императора, Большом Лептисе, куда § он прибыл для инспектирования провинциальных преобра- и зований и городского строительства31. Младший сын импе- и ратора Гета готовится к вступлению в консульство, за неделю а до которого и происходит казнь христиан в амфитеатре Кар- с фагена. В пользу того, что это не было случайное совпаде- д ние, свидетельствует продолжение преследований в Африке д в 203 г.: 27 июня или 18 июля32 в Карфагене пострадала некая Д дева Гундевия33, акты мученичества которой частично сохранились в Лионском мартирологе (Мз. Ы:., 3879)34. Об обстоя- и тельствах ее мученичества не сохранилось никаких сведений, р однако именование ее девой может косвенно свидетельство- . вать, что Гундевия принадлежала к числу новообращенных.
Трактаты Тертуллиана, являются, пожалуй, особенно ценными в корпусе христианских свидетельств о Севере. В действительности, будучи современником событий, апологет не мог не видеть и не знать реального положения дел в Церкви, тем более что он должен был быть непосредственным свидетелем гибели Перпетуи и ее товарищей. Как уже отмечалось, исследователи, отстаивая точку зрения о непричастности императора к преследованиям верующих, указывают, что Тертуллиан особенно благосклонно относится к Северу35. В действительности, карфагенский пресвитер лишь однажды упоминает императора в «Апологетике», дав ему высокую оценку (ТеЛ. Аро1., 4, 8)36. Но «Апологетик», «К мученикам»,
31 Birley A. R. Septimius Severus. P. 146-154.
32 Дискуссию о датировке памятника см.: Daguet-Gagey A. Septime Sévère. P. 6-7.
33 Quentin Н. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. Paris, 1908. P. 174.
34 Hoc anno, iisdem Consulibus Plautiano atque Geta, in antiquis Ecclesiasti-cis tabulis passa ponitur Carthagine sub Ruffino Proconsule S. Gundenis virgo.
35 Daguet-Gagey A. Septime Sévère. P. 4.
36 Severus, constantissimus principum
га «К язычникам» были написаны в 197 г., и другие источники о не свидетельствует о каких бы то ни было нападках импера-tj тора на Церковь до его путешествия по Востоку. Более того, О трудно предположить, что именно в «Апологетике», обра-л щенном в большей степени к внешней аудитории, будет зву-о чать какая-то открытая критика государственной власти, что g было чревато уже не «гонениями», а обыкновенным уголов-^ ным судом. Что же касается упоминания вступившего на пре-^ стол Каракаллы в упомянутом выше трактате «К Скапуле», ^ то здесь можно увидеть скорее традиционную надежду на бла-ч госклонность нового императора к Церкви. Острую дискус-^ сию в свое время вызвала идея о том, что именно Тертуллиан выступил автором или редактором «Мученичества Перпе-туи и Фелицитаты», и хотя в настоящее время эта концепция в целом отвергнута37, тем не менее вряд ли случайным совпадением является появление в 202/203 г. трактата «О крещении», адресованного христианским катехуменам, где особое внимание уделяется так называемому «второму крещению» (secundum lavacrum), или «крещению кровью» (Tert. De bapt., 16, 1). Тертуллиан не оставляет без внимания мученичество Перпетуи и ее товарищей и в трактате «О душе» называет ее мужественнейшей мученицей, которая находит в раю одних лишь мучеников (Tert. De anim., 55, 6). Иными словами, Тер-туллиан действительно никак не противоречит в своих оценках ни самому факту гонения, но и не преувеличивает масштабы последнего. Его аудитория — новообращенные христиане, их он вдохновляет своими трактатами, что и подтверждает то, что они, вероятно, становились жертвами преследований.
Резюмируя вышесказанное, можно вполне присоединиться к мнению А. П. Лебедева, который более столетия назад предположил, что, с одной стороны, бессмысленно отрицать тот факт, что преследования христиан при Севере явно выходили за рамки обычной практики при том условии, что христианство уже проникло во все слои общества, и для деятельной борьбы с ним требовалась высшая санкция38. С другой стороны, трудно
37 Braun R. Nouvelles observations linguistiques sur le rédacteur de la «Pas-sio Perpetuae» // Vigiliae Christianae. 1979. Vol. 33. P. 105-117.
38 Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. С. 223.
А. В. КАргАльцЕв
обнаружить в содержании эдикта нечто большее, чем то, о чем ^
свидетельствуют источники, — эдикт, весьма вероятно, был Л
направлен именно против христианского прозелитизма. Под- г час исследователи допускают излишнее обобщение, когда возражают тому факту, что при Севере были антихристианские гонения. О гонениях не говорят ни наши источники, ни сам
эдикт, если таковой и был издан. Речь идет именно о пресле- о
дованиях катехуменов, которое в силу специфики эпохи было и
ограничено территориально и требовало для реализации лич- и
ной воли или присутствия императора. а
Источники и ЛИТЕРАТУРА Е
Я
1. Aubé B. Les chrétiens dans l'Empire romain, de la fin des Anto- ^ nins au milieu du IIIe siècle (180-249). — Paris: Ristampa Anastatica g Invariata dell'Edizione, 1881. — 530 p. Я
2. Barnes T. D. Legislation against the Christians // Journal q of Roman Studies. 1968. Vol. 58. P. 32-50. В
3. Birley A. R. Septimius Severus: The African Emperor. — Lon- Р don; New York: Routledge, 1999. — 530 p. .
4. Bracht K. Logos parainetikos: Der Danielkommentar des Hippolyt // Die Geschichte der Daniel-Auslegung in Judentum, Christentum und Islam: Studien zur Kommentierung des Danielbuches in Literatur und Kunst / Hrsg. von K. Bracht, D. S. du Toit. Berlin: Walter de Gruyter, 2007. S. 79-97.
5. Braun R. Nouvelles observations linguistiques sur le rédacteur de la «Passio Perpetuae» // Vigiliae Christianae. 1979. Vol. 33. P. 105117.
6. Conrad M. Die Christenverfolgungen im römischen Reichen vom Standpunkte des Juristen. — Lepzig: Max Conrat Cohn. J. C. Hin-richs, 1897. — 79 s.
7. Daguet-Gagey A. Septime Sévère, un empereur persécuteur des chrétiens? // Revue d'études augustiniennes et patristiques. 2001. F. 47. P. 3-32.
8. Davies J. G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the cause of the persecution 202-203? // Journal of Theological Studies. 1954. Vol. 5. P. 73-76.
9. Dorbath B. Die Logik der Christenverfolgungen durch den Römischen Staat. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Theologie an der Katholisch-Theologischen Fakultät der Julius-Maximilians-Universität Würzburg. Würzburg, 2016. // URL: https://opus.bibliothek.uni-wuerzburg.de/opus4-
и wuerzburg/frontdoor/deliver/index/docId/14070/file/Dorbath_Bene-и dikt_Christenverfolgungen.pdf
^ 10. Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early
я Church: A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. — 0 Oxford: Blackwell, 1965. — 625 p.
^ 11. Frend W. H. C. Open Questions Concerning the Christians
° and the Roman Empire in the Age of the Severi // The Journal of Theo-g logical Studies. 1974. Vol. 25. P. 333-351.
^ 12. Freudenberger R. Das angebliche Christenedikt des Septimius
« Severus // Wiener Studien. 1968. Bd 81. S. 206-217. ® 13. Heffernan T. J. The Passion of Perpetua and Felicity. —
S Oxford: Oxford University Press, 2012. — 586 p.
h 14. Keresztes P. The Emperor Septimius Severus: A Precursor
^ of Decius // Zeitschrift für Alte Geschichte. 1970. Bd 15. H. 5. S. 565578.
15. Pummer R. Early Christian Authors on Samaritans and Samar-itanism: Texts, Translations and Commentary. — Tübingen: Mohr Siebeck, 2002. — 518 p.
16. Quentin Н. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. — Paris: Gabalda, 1908. — 745 p.
17. Reinmuth O. W. A Working List of the Prefects of Egypt: A Working List of the Prefects of Egypt 30 B. C. - 299 A. D. // Bulletin of the American Society of Papyrologists. 1967. Vol. 4. P. 76-128.
18. Rousselle A. La persécution des chrétiens à Alexandrie au IIIe siècle // Revue historique de droit français et étranger (1922-). 1974. N 2. P. 222-251.
19. Schwarte K. H. Das angebliche Christengesetz des Septimius Severus // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1963. Bd 12. H. 2. S. 185-208.
20. Stertz S. A. Christianity in the «Historia Augusta» // Lato-mus. 1977. T. 36. F. 3. P. 694-715.
21. Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. — Leiden; Boston: Brill, 2007. — 485 p.
22. Wypustek A. Magic, Montanism, Perpetua, and the Severan Persecution // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. N 3. P. 276-297.
23. Каргальцев А. В. Гонения Валериана и мученичество Киприана Карфагенского // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 2: История. 2012. № 4. С. 124-130.
24. Каргальцев А. В., Лурье З. А. Великое гонение Диоклетиана и христианские мученики Северной Африки // Новый Гермес. 2012. № 5. С. 65-78.
25. Кассий Дион Коккейан Римская история. Книги LXIV-LXXX / Пер. с древнегр.; Под. ред. А. В. Махлаюка. — СПб.: и Нестор-История, 2011. — 456 с. S
26. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение S христианства в греко-римском мире при Константине Великом / о 3-е изд. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — 352 с. И
27. Пантелеев А. Д. Мученичество Потамиены и Васи- я лида (Eus. He VI, 5) // Религия. Церковь. Общество / Под ред. о А. М. Прилуцкого. СПб.: Гйоль, 2012. Вып. 1. С. 100-115. и
т
References s
а
1. Aubé B. (1881) Les chrétiens dans l'Empire romain, de la fin
des Antonins au milieu du IIIe siècle (180-249), Paris: Ristampa Anasta- Е tica Invariata dell'Edizione, 530 p. т
2. Barnes T. D. (1968) Legislation against the Christians, Journal g of Roman Studies, vol. 58, pp. 32-50. S
3. Birley A. R. (1999) Septimius Severus: The African Emperor, С London; New York: Routledge, 530 p. е
4. Bracht K. (2007) Logos parainetikos: Der Danielkommentar Е des Hippolyt, Bracht K., Toit D. S., du (Ed.) Die Geschichte der Dani- А el-Auslegung in Judentum, Christentum und Islam: Studien zur Kom- . mentierung des Danielbuches in Literatur und Kunst, Berlin: Walter
de Gruyter, pp. 79-97.
5. Braun R. (1979) Nouvelles observations linguistiques sur le rédacteur de la "Passio Perpetuae", Vigiliae Christianae, vol. 33, pp. 105-117.
6. Conrad M. (1897) Die Christenverfolgungen im römischen Reichen vom Standpunkte des Juristen, Lepzig: Max Conrat Cohn. J. C. Hinrichs, 79 p.
7. Daguet-Gagey A. (2001) Septime Sévère, un empereur persécuteur des chrétiens?, Revue d'études augustiniennes et patristique, f. 47, pp. 3-32.
8. Davies J. G. (1954) Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the cause of the persecution 202-203?, Journal of Theological Studies, vol. 5, pp. 73-76.
9. Dorbath B. (2016) Die Logik der Christenverfolgungen durch den Römischen Staat. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Theologie an der Katholisch-Theologischen Fakultät der Julius-Maximilians-Universität Würzburg. Würzburg, 2016., URL: https://opus.bibliothek.uni-wuerzburg.de/opus4-wuerzburg/front-door/deliver/index/docId/14070/file/Dorbath_Benedikt_Christen-verfolgungen.pdf
m 10. Frend W. H. C. (1965) Martyrdom and Persecution in the Early
o Church: A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus, Oxford: S Blackwell, 625 p.
w 11. Frend W. H. C. (1974) Open Questions Concerning the Chris-
tians and the Roman Empire in the Age of the Severi, The Journal of Theological Studies, vol. 25, pp. 333-351. ° 12. Freudenberger R. (1968) Das angebliche Christenedikt
g des Septimius Severus, Wiener Studien, vol. 81, pp. 206-217. ^ 13. Heffernan T. J. (2012) The Passion of Perpetua and Felicity,
tjj Oxford: Oxford University Press, 586 p.
® 14. Kargaltsev A. V. (2012) Goneniya Valeriana i muchenichestvo
S Kipriana Karfagenskogo [Valerian's Persecutions and Cyprian of Car-w thage's Martyrdom], Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Seriya ^ 2: Istoriya, n. 4, pp. 124-130.
15. Kargaltsev A. V., Lur'e Z. A. (2012) Velikoe gonenie Diokle-tiana i khristianskie mucheniki Severnoy Afriki [The Great Persecution of Diocletian and the Christian Martyrs of North Africa], Novyy Germes, n. 5, pp. 65-78.
16. Keresztes P. (1970) Emperor Septimius Severus: A Precursor of Decius, Zeitschrift für Alte Geschichte, vol. 19, n. 5, pp. 565-578.
17. Makhlayuk A. V. (2011) Kassiy DionKokkeyan Rimskaya istoriya. Knigi LXIV-LXXX [Cassius Dion Kokkeyan Roman history. Books LXIV-LXXX], Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya, 2011, 456 p.
18. Lebedev A. P. (2006) Epokha goneniy na khristian i utverzh-denie khristianstva v greko-rimskom mire pri Konstantine Velikom [The Epoch of the Persecutions of Christians and the Establishment of Christianity in the Greco-Roman World under Constantine the Great] (3-e izd.), Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 352 p.
19. Panteleev A. D. (2012) Muchenichestvo Potamieny i Vasilida (Eus. He VI, 5) [The Martyrdom of Potamiaena and Basilides (Eus. HE VI, 5)], Religiya. Tserkov'. Obshchestvo (Ed. A. M. Prilutskiy), Saint-Petersburg: Glel', vol. 1, pp. 100-115.
20. Pummer R. (2002) Early Christian Authors on Samaritans and Samaritanism: Texts, Translations and Commentary, Tübingen: Mohr Siebeck, 518 p.
21. Quentin H. (1908) Les martyrologes historiques du Moyen Âge, Paris: Gabalda, 745 p.
22. Reinmuth O. W. (1967) A Working List of the Prefects of Egypt: A Working List of the Prefects of Egypt 30 B. C. - 299 A. D., Bulletin of the American Society of Papyrologists, vol. 4, pp. 76-128.
23. Rousselle A. (1974) La persécution des chrétiens à Alexandrie au IIIe siècle, Revue historique de droit français et étranger (1922-), n. 2, pp. 222-251.
A. B. KAPrA-^EB 24. Schwarte K. H. (1963) Das angebliche Christengesetz des Sep-
eran Persecution, Vigiliae Christianae, vol. 51, n. 3, pp. 276-297.
s o
co
timius Severus, Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, vol. 12, n. 2, E
pp. 185-208. U
25. Stertz S. A. (1977) Christianity in the «Historia Augusta», Latomus, vol. 36, f. 3, pp. 694-715.
26. Tabbernee W. (2007) Fake Prophecy and Polluted Sacraments: ffi Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism, Leiden; Boston: ^ Brill, 485 p. a
27. Wypustek A. (1997) Magic, Montanism, Perpetua, and the Sev- -
s A
A