ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО;
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
***
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
АНАНЬЕВА Клара Яковлевна, ХЛЫСТОВ Михаил Викторович
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового положения религиозной организации в качестве юридического лица в соответствии с действующим законодательством. Авторы анализируют последние изменения, внесенные в правовое регулирование отношений с участием религиозных организаций.
Annotation. The article considers the issues of legal status of a religious organization as a legal entity according to the current legislation. The authors analyze last amendments introduced into legal regulation of relations with religious organizations.
Ключевые слова: религиозная организация, юридическое лицо, учредители (участники), органы управления, корпоративные и унитарные организации, собственность, сделки (договоры).
Keywords: religious organization, legal entity, incorporators (members), governing bodies, corporate and unitarian organizations, property, agreements (contracts).
Реформирование гражданского законодательства, начатое во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» привело к глубоким, концептуальным изменениям положений ГК РФ. Это касается и гл. IV «Юридические лица», в том числе организационно-правовых форм юридических лиц, в частности религиозных организаций.
Многим изменениям, которые были внесены в § 7 гл. IV ГК РФ, предшествовала довольно острая дискуссия о гражданско-правовом статусе религиозных организаций1. Авто-
1 См.: Самойлова М.В. К дискуссии о гражданско-правовом статусе религиозной организации // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2011. Вып. 28. С. 41-56 ; Она же. Религиозная организация как форма юридического лица // Человек и закон. 2011. № 1. С. 32-46 ; Вербицкая Ю.О. Система некоммерческих организаций в проекте ГК РФ // Закон. 2011. № 4. С. 42-47 ; Аюшеева И.З. Особенности осуществления права собственности религиозных организаций // Второй Пермский конгресс ученых-юристов : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Пермь, Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2829 сентября 2011 г. / отв. ред. О.А. Кузнецова ; Перм. гос. нац. ис-
ры высказывали мнение, что религиозная организация с полным основанием должна быть классифицирована в качестве самостоятельной организационно-правовой формы, отличной от иных форм и прежде всего от общественной организации. Единое легальное определение общественных и религиозных организаций, содержащееся в законе, не позволяет выделить особенности их правового статуса2.
Положения, высказанные в процессе дискуссии, были учтены законодателем, в связи с чем в ГК РФ внесены три новых статьи (ст. 123.26-123.28) о религиозных организациях. Таким образом, существующая ранее единая организационно-правовая форма общественных и религиозных организаций разделена на две самостоятельные формы. По справедливому замечанию В.Д. Рузановой, в дан-
след. ун-т. Пермь, 2011. С. 79-81 ; Хлыстов М.В. Право собственности Русской православной церкви и ее религиозных организаций. М. : Юрист, 2011. С. 131-155 ; и др.
2 См.: Самойлова М.В. К дискуссии о гражданско-
правовом статусе религиозной организации. С. 53.
ных нормах реализовано желание законодателя в отношении религиозных организаций разграничить предметы «просто» закона, о котором имеется общее упоминание в п. 4 ст. 49 ГК РФ, и закона о конкретном юридическом лице3.
Из п. 2 ст. 123.26 ГК РФ следует, что гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется ГК РФ и Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», при этом положения ГК РФ применяются к религиозным организациям, если иное не установлено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими законами. На наш взгляд, данная формулировка позволяет сделать вывод, что приоритет при определении гражданско-правового статуса религиозных организаций отдан Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другим законам, как видно, касающихся религиозных организаций. Полагаем, что изложенная позиция подтверждается и тем, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» делает из некоторых норм о юридических лицах изъятия в отношении религиозных организаций.
Между тем М.В. Самойлова, анализируя устав одной из религиозных организаций, указала в качестве ошибки на то, что в нем не была закреплена ответственность участников по обязательствам организации, так как уполномоченные лица, по вине которых причинены убытки юридическому лицу в силу общего правила, закрепленного в ГК РФ, должны возместить убытки, что применимо и к религиозным организациям, поскольку закон не предусматривает для них в этом плане каких-либо исключений4. Согласиться с таким суждением нельзя, поскольку оно основывается на неверном толковании системы действующего законодательного регулирования в рассматриваемой сфере. Как справедливо указывает О.В. Гутников, отсутствуют какие-либо обоснованные и логические основания для распространения указанных правил на некоммерческие организации, которые, по общему правилу, не занимаются
3 См.: Рузанова В.Д. Институт юридических лиц как отражение процесса формирования гражданско-правовой законодательной системы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6 (размещено в СПС «КонсультантПлюс»).
4 См.: Самойлова М.В. К дискуссии о гражданско-правовом статусе религиозной организации. С. 51.
предпринимательской деятельностью5. Кроме того, из специального законодательства, а именно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что члены религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а названные организации (объединения) не отвечают по обязательствам первых. Такое правило согласуется с общим предписанием п. 2 ст. 56 ГК РФ. Кроме того, в п. 8.1. ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено, что порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, а также порядок принятия решений такими органами, отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации. С учетом изложенного полагаем, что система действующего законодательства в области религиозных организаций допускает освобождение ее участников (членов) от ответственности по долгам организации вне зависимости от причин их возникновения. Как верно отмечет А.Г. Семашко, такое положение дел обусловлено тем, что религиозные организации на основании догматов генерируют в сознании членов своей организации и общества ответственность за свои действия, а также способствуют доминированию справедливости6.
В п. 2 ст. 123.26 ГК РФ установлено, что порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решения этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» и внутренними установлениями самой организации. Таким образом, и в этой норме акцент делается на Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», устав и внутренние установления религиозной организации, а не на соответствующие нормы ГК РФ. Как видно, законодатель, учитывая особую природу религиозных организаций, стремится не вторгаться во
5 См.: Гутников О.В. Ответственность перед кредиторами в корпоративных отношениях: тенденции и перспективы развития правовых норм // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 28.
6 См.: Семашко А.Г. Роль религиозных организаций в разработке правовых реформ в России // Теория и практика обще-
ственного развития. 2014. Вып. 5. С. 241.
внутренние отношения, складывающиеся внутри последних.
Возникает вопрос: что представляет собой религиозная организация как юридическое лицо по действующему законодательству?
Легальное определение религиозной организации дается в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Отличие между данными нормами заключается в том, что п. 1 ст. 123.26 ГК РФ содержит не только определение понятия религиозной организации, но и устанавливает круг этих организаций7.
В силу закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан России или иных лиц, постоянно проживающих на законных основаниях в Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций. В данном определении закреплены признаки религиозной организации, которые дополняют признаки, присущие всем юридическим лицам, содержащимся в п. 1 ст. 48 ГК РФ. Одним из важнейших признаков религиозной организации является то, что она образуется путем добровольного объединения российских граждан и иных лиц, которые проживают на территории РФ постоянно и на законных основаниях. При этом перед данной организацией стоит специфическая цель, которая заключается в исповедании и распространении веры. Именно цель и отличает религиозную организацию от общественных организаций (объединений).
В силу п. 1 ст. 123.26 ГК РФ к религиозным организациям относятся не только местные религиозные организации, но и их объединения (централизованные религиозные организации), а также созданная указанным объединением организация и (или) руководящий или контролирующий орган.
Местные религиозные организации могут создаваться не менее чем десятью гражданами -учредителями, централизованные религиозные организации - не менее чем тремя местными
7 См.: Гришаев С.П. Религиозные организации как юридические лица: изменения в законодательстве // Гражданин и право. 2015. № 9. С. 83-93.
религиозными организациями, а также другой централизованной религиозной организацией.
Требование закона относительно учредителей религиозной организации является императивным, и его несоблюдение служит основанием для ликвидации зарегистрированной религиозной организации8. Право же учреждения централизованных религиозных организаций другой централизованной организацией вызывает некоторое недоумение, ибо, по образному выражению В.А. Белова, создается «возможность этакого самовоспроизводства»9 данных организаций, хотя создание новых централизованных организаций вышестоящей централизованной организацией (путем дробления епархий) широко практикуется Русской православной церковью. Полагаем, что законодатель учел это обстоятельство, юридически закрепив положения, которые применяются в практике самих религиозных конфессий.
Учредительным документом религиозной организации, как и большинства других юридических лиц, является устав, который может быть утвержден не только учредителями религиозной организации, но и централизованной религиозной организацией (п. 2 ст. 123.27 ГК РФ). Считаем, что данное положение не вполне корректно. Целесообразнее было бы говорить о типовом уставе, который разрабатывался бы централизованной религиозной организацией для всех местных организаций, ибо, как показывает практика, многие уставы религиозных организаций содержат положения, противоречащие действующему законодательству. Однако согласиться с мнением М.В. Самойловой о необходимости экспертизы учредительных документов юридических лиц, в том числе религиозных организаций10, не представляется возможным, так как автор инициирует тот механизм, который закреплен в законодательстве, в частности, п. 1 ст. 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также п. 50 Административного регламента предоставления Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения
8 См.: Определение Верховного Суда РФ от 9 октября 2013 г. по делу № 70-АПГ13-1 ; Решение Верховного суда РФ от 27 марта 2013 г. по делу № АКПИ13-164.
9 Белов В.А. Что изменилось в Гражданском кодексе. М. : Юрайт, 2015. С. 166.
10 Самойлова М.В. К дискуссии о гражданско-правовом
статусе религиозной организации. С. 53.
о государственной регистрации некоммерческих организаций (утв. приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455) в качестве одного из оснований для отказа в регистрации указывают на несоответствие требованиям законодательства устава и других представленных документов или наличие в них недостоверных сведений. Помимо сведений, перечисленных в абз. 2 п. 2 ст. 123.27 ГК РФ, уставы религиозных организаций должны содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Особенностью религиозных организаций является и то, что ее учредитель (учредители) может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления в порядке, установленном уставом и внутренними документами. Как верно отмечает Ю.Г. Лескова, это является правом учредителя, который может ограничиться только участием в религиозных обрядах и церемониях11. При этом в отношении данных лиц не применяются правила ст. 53.1 ГК РФ об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.
Религиозные организации как некоммерческие организации обладают специальной правосубъектностью. В связи с этим они могут иметь гражданские права, соответствующие их деятельности, предусмотренной уставом, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Что же касается деятельности, приносящей доход, именуемой ранее предпринимательской, то в соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ пределом ее осуществления являются не только цели деятельности религиозной организации, но и наличие прямого указания на возможность ее осуществления в уставе. Однако, в отличие от иных некоммерческих организаций, анализируемому юридическому лицу для осуществления такой деятельности, как уже отмечалось, не требуется иметь достаточное имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью. Иначе говоря, на них не распространяется
правило п. 5 ст. 50 ГК РФ, что установлено Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поэтому деятельностью, приносящей доход, они вправе заниматься и в том случае, если у них имеется имущество рыночной стоимостью менее обозначенных лимитов. Главным условием здесь остается то, что данная деятельность должна быть прямо предусмотрена уставом и соответствовала бы целям деятельности религиозной организации.
Еще одним новшеством законодательства является то, что религиозные организации отнесены к категории унитарных юридических лиц, тогда как прежде их считали корпоративными организациями. М.В. Самойлова высказала некоторые возражения в отношении включения религиозных организаций в число унитарных юридических лиц, так как «нахождение религиозных организаций в одном ряду, в частности, с государственными и муниципальными предприятиями уже само по себе не может вызывать сомнений в правильности избранного решения»12. Вряд ли можно согласиться с подобным возражением, ибо, как полагаем, дело не в том, в какой ряд поставлены религиозные организации.
Вопрос в данном случае состоит в том, могут ли вообще религиозные организации рассматриваться как корпорации (корпоративные организации). Ведь суть корпоративных организаций состоит в том, что их учредители (участники) приобретают права участия (членства) в них. Они формируют их высший орган. Участники в связи с членством в корпоративной организации приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица. Совсем иначе обстоит дело в большинстве религиозных организаций различных конфессий. Их учредители не становятся участниками созданной организации и не приобретают никаких корпоративных (членских) прав и обязанностей в отношении созданной ими организации, за исключением случаев, если учредитель (учредители) не становятся органом управления или членом коллегиального органа управления. Полагаем, что если исходить из данного обстоятельства, то религиозные органи-
11 См.: Лескова Ю.Г. К вопросу о модернизации правил ГК РФ о юридических лицах // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 102 (08). URL : http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/006.pdf
12 Самойлова М.В. К дискуссии о гражданско-правовом статусе религиозной организации. С. 54.
зации являются, безусловно, унитарными юридическими лицами, такими как фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации и др. В данном случае в какой-то мере можно согласиться с высказыванием Ю.Г. Лесковой о том, что выбранный законодателем критерий разграничения некоммерческих организаций не вполне точно учитывает специфику отдельных организаций как унитарных13. Вместе с тем, как верно отмечает В.В. Гущин, при характеристике гражданско-правовой конструкции того или иного юридического лица особое значение имеет нормативно закрепленная классификация юридических лиц14, в соответствии с которой религиозная организация причислена к разряду унитарных, что необходимо воспринимать как данность. Как отмечает В.К. Андреев, недостатком содержащегося в законе определения религиозной организации является опущение характеристики таковой как унитарной, как это сделано для других организаций15.
В ст. 123.28 ГК РФ закрепляется способность религиозных организаций быть собственниками принадлежащего им имущества. Кроме того, в ней перечисляются наиболее распространенные способы приобретения имущества в собственность, в числе которых названо создание имущества за счет собственных средств, а также пожертвований религиозным организациям. Необходимо отметить, что уплата членских взносов как источник формирования имущества для религиозных организаций не предусмотре-на16.
В п. 2 ст. 123.28 ГК РФ особо выделяется имущество богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по требованиям кредитора, т. е. в отношении него установлен специальный иммунитет, на что обращает внимание Б.С. Мартынов17. Перечень такого имущества в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» должен быть утвержден Правительством РФ. Специфика правового режима недви-
13 См.: Лескова Ю.Г. К вопросу о модернизации правил ГК РФ о юридических лицах.
14 См.: Гущин В.В. Понятие и классификация юридических лиц // Современный юрист. 2015. № 3 (12). С. 23.
15 См.: Андреев В.К., Кирпичев А.Е. Юридические лица. Введение в корпоративное право: лекция. М. : РАП, 2014. С. 88.
16 См.: Подопригора Р.А. Гражданско-правовой статус религиозных организаций // Правоведение. 1992. № 3. С. 102.
17 См.: Мартынов Б.С. Правовое положение Русской православной церкви и религиозных организаций в Российской
Федерации // История государства и права. 2011. № 14 (размещено в СПС «КонсультантПлюс»).
жимого имущества богослужебного назначения заключается в особом порядке его отчуждения.
Действующим законодательством установлены новые правила по распоряжению недвижимым имуществом религиозных организаций. Указанным имуществом, находящимся в собственности религиозных организаций, они могут распоряжаться с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом на дачу согласия на такие сделки (уполномоченного органа религиозной организации). Речь идет о сделках по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредита (ст. 21.1 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Соответственно, начиная с 10 апреля 2016 г. - даты начала действия Федерального закона от 30 марта 2016 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О введении
в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"», установившего соответствующую норму, религиозные организации должны внести в свои уставы необходимые изменения, определив уполномоченный орган на дачу согласия на совершение указанных сделок. До этого момента такие сделки не могут совершаться. Сделка, совершенная без согласия уполномоченного органа религиозной организации, ничтожна. Требование о признании соответствующей сделки недействительной и (или) о применении последствий ее недействительности могут предъявлять сторона сделки и (или) централизованная религиозная организация, в структуру которой входит религиозная организация, являющаяся стороной сделки.
Применимая в настоящее время практика, заключающаяся в том, что в качестве уполномоченного органа выступает Патриарх или епархиальный архиерей18, основывается в большей степени на канонических правилах и нормах о структуре Русской православной церкви. Однако если в учредительных документах не будет учредительной взаимосвязи с централизованной
18 См.: Постатейный комментарий Юридической службы Московской Патриархии РПЦ к Федеральному закону от 30 марта 2016 г. № 76-ФЗ (письмо Центрального московского викяршства от 2 июня 2016 г. № 255-Ц). URL : http://sretsorok.orthodoxy. ru/htm/notices/3 5 5 .pdf
религиозной организацией (в частности, епархия или Патриархат), то имеющиеся на практике ссылки в уставах на указанных лиц нельзя считать правомерными, так как это противоречит положениям нового законодательства. Такую практику можно признать обоснованной только в том случае, если конкретная епархия или Патриархат включены в орган управления соответствующей религиозной организации (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ). Наличие же подтверждения о вхождении религиозной организации в структуру конкретной централизованной религиозной организации само по себе не порождает возможность последней выдавать согласие на совершение рассматриваемых сделок.
Не разрешает данную коллизию и суждение, высказываемое представителями Русской православной церкви о том, что все движимое и недвижимое имущество, принадлежащее каноническим подразделениям Русской православной церкви на праве собственности, одновременно признается собственностью Русской православной церкви (гл. XV Устава Русской православной церкви), в силу чего централизованная организация наделяется правом согласования. Вместе с тем, уставы не являются правоустанавливающими документами, определяющими право собственности соответствующего субъекта. Как обоснованно указывает игумен Силуан (Баранов), такие «ограничения», противоречащие закону, никаким образом не могут ограничивать религиозные организации при осуществлении последними права собственности19.
Недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия, определяемые в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», находящееся в собственности религиозной ор-
ганизации, может отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности в случаях, предусмотренных уставом отчуждающей религиозной организации (п. 2 ст. 21.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Такие нововведения по распоряжению имуществом, как верно отмечает А.А. Кирилловых, продиктованы тем, что отсутствие в законодательстве прямых запретов по отчуждению имущества религиозного назначения в конечном счете может привести к утрате религиозных святынь, нанесению ущерба интересам самих религиозных организаций и конфессий в целом20.
Подводя итог сказанному выше, можно констатировать, что законодатель идет по пути, учитывающему природу и особый статус религиозной организации21. Это выражается в следующем: 1) религиозная организация вполне обоснованно признана самостоятельной организационно-правовой формой, отличной от иных форм и, прежде всего, от общественных организаций (подп. 10 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 65 и абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ); 2) в ГК РФ включены статьи, специально посвященные религиозным организациям, их имуществу, а также требованиям, предъявляемым к учредителям и уставу религиозной организации (ст. 123.26123.28 ГК РФ). Вместе с тем изложенное выше показывает, что далеко не все вопросы разрешены в процессе реформирования, и это свидетельствует о необходимости дальнейших изменений законодательства, касающегося регулирования отношений с участием религиозных организаций.
Библиографический список
1. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охр ане и использов ании памятников истории и культуры» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СПС «КонсультантПлюс».
ственнис1и религиозных организаций Русской православной софские, политические и юридические науки, культурология
церкви // Портал «Богословии». URL : и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 2 ч. Тамбов :
http://www.bogoslov.ru/text/ 1684316.html Грамота, 2012. № 9 (23). Ч. 2. С. 94.
3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 30 марта 2016 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"» // СПС «Консультант-Плюс».
7. Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Верховного Суда РФ от 9 октября 2013 г. по делу № 70-АПГ13-1.
9. Решение Верховного суда РФ от 27 марта 2013 г. по делу № АКПИ13-164.
10. Андреев, В.К. Юридические лица. Введение в корпоративное право: лекция / В.К. Андреев, А.Е. Кирпичев. - М. : РАП, 2014.
11. Аюшеева, И.З. Особенности осуществления права собственности религиозных организаций // Второй Пермский конгресс ученых-юристов : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Пермь, Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 28-29 сентября 2011 г. / отв. ред. О.А. Кузнецова ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2011.
12. Белов, В.А. Что изменилось в Гражданском кодексе. - М. : Юрайт, 2015.
13. Вербицкая, Ю.О. Система некоммерческих организаций в проекте ГК РФ // Закон. - 2011. -№ 4.
14. Гришаев, С.П. Религиозные организации как юридические лица: изменения в законодательстве // Гражданин и право. - 2015. - № 9.
15. Гутников, О.В. Ответственность перед кредиторами в корпоративных отношениях: тенденции и перспективы развития правовых норм // Журнал российского права. - 2014. - № 7.
16. Гущин, В.В. Понятие и классификация юридических лиц // Современный юрист. - 2015. -№ 3 (12).
17. Игумен Силуан (Баранов). Субъекты права собственности религиозных организаций Русской православной церкви [Электронный ресурс] // Портал «Богословии». - Режим доступа : http://www.bogoslov.ru/text/ 1684316.html
18. Кирилловых, А.А. Собственность религиозных организаций // Законодательство и экономика. - 2012. - № 1 (размещено В СПС «КонсультантПлюс»).
19. Кузнецов, С.П. РПЦ и государство: правовые аспекты взаимодействия / С.П. Кузнецов, Ю.С. Кудашкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 2 ч. - Тамбов : Грамота, 2012. - № 9 (23). -Ч. 2.
20. Лескова, Ю.Г. К вопросу о модернизации правил ГК РФ о юридических лицах [Электронный ресурс // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 102 (08). - Режим доступа : http://ej.kubagro.ru/ 2014/08/pdf/006.pdf)
21. Мартынов, Б.С. Правовое положение Русской православной церкви и религиозных организаций в Российской Федерации // История государства и права. - 2011. - № 14 (размещено в СПС «КонсультантПлюс»).
22. Подопригора, Р.А. Гражданско-правовой статус религиозных организаций // Правоведение. -1992. - № 3.
23. Постатейный комментарий Юридической службы Московской Патриархии РПЦ к Федеральному закону от 30 марта 2016 г. № 76-ФЗ (письмо Центрального московского викяршства от 2 июня 2016 г. № 255-Ц) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sretsorok.orthodoxy.ru/htm/ notices/355.pdf
24. Рузанова, В.Д. Институт юридических лиц как отражение процесса формирования гражданско-правовой законодательной системы // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 6 (размещено в СПС «КонсультантПлюс»).
25. Самойлова, М.В. К дискуссии о гражданско-правовом статусе религиозной организации // Вестник ТвГУ. Серия «Право». - 2011. - Вып. 28.
26. Самойлова, М.В. Религиозная организация как форма юридического лица // Человек и закон. - 2011. - № 1.
27. Семашко, А.Г. Роль религиозных организаций в разработке правовых реформ в России // Теория и практика общественного развития. - 2014. - Вып. 5.
28. Хлыстов, М.В. Право собственности Русской православной церкви и ее религиозных организаций. - М. : Юрист, 2011.