Научная статья на тему 'Религиозная обстановка и итоги антирелигиозной компании в Смоленской губернии (по материалам секретного доклада Союза Безбожников 1925 года)'

Религиозная обстановка и итоги антирелигиозной компании в Смоленской губернии (по материалам секретного доклада Союза Безбожников 1925 года) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антирелигиозная деятельность на Смоленщине / религиозная политика 20-х годов / Смоленская губерния / сектанты / старообрядцы / национальные меньшинства / иудаизм / обновленчество / антирелигиозная агитация. / anti-religious activities in the Smolensk region / religious policy of the 20s / Smolensk province / sectarians / Old Believers / national minorities / Judaism / Renovationism / anti-religious agitation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаров Ян Федорович

Статья посвящена изучению циркулярного письма Смоленского Союза Безбожников 1925 г., являющегося важным источником для понимания антирелигиозной деятельности 20-х годов XX века. Документ описывает как религиозную обстановку в Смоленской губернии, раскрывая отношение СБ к местным религиозным деноминациям, так и дает оценку ошибкам агитационных компаний предшествующих лет, которые дополняются рекомендациями относительно дальнейшей работы в осуществлении религиозной политики. Хотя документ упоминался в некоторых научных трудах , однако исключительно в рамках изучения истории русской православной церкви, пропуская другие религиозные группы («сектантов», «старообрядцев» и др.) и ранее не опубликованную статистическую отчетность, проясняя неизвестные до сего момента данные (например, численность пятидесятников-«трясунов» и «адвентистов седьмого дня») . Кроме того, данное исследование раскрывает содержание циркуляра, опирается на ранее не опубликованные источники, открывая на их основе ряд положений, позволяющих лучше понять антирелигиозную деятельность в губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Макаров Ян Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious situation and the results of the anti-religious campaign in the Smolensk province (based on the materials of the secret report of the Union of atheists of 1925)

The article is devoted to the study of the circular letter of the Smolensk Union of Atheists of 1925, which is an important source for understanding the anti-religious activities of the 1920s. The document describes the religious situation in the Smolensk province, revealing the attitude of the UA towards the local religious denominations, and gives an estimation of the mistakes of the propaganda companies of the previous years, which is supplemented by recommendations for further work in the implementation of religious policy. The document was mentioned in some scientific works1, however, exclusively within the framework of studying the history of the Russian Orthodox Church, skipping other religious groups («sectarians», «Old Believers», etc.) and previously unpublished statistical reports, clarifying some data unknown to this moment (for example, the number of Pentecostal «shakers» and «Seventh-day Adventists») . In addition, this study reveals the contents of the circular, relies on some previously unpublished sources, revealing on their basis a number of provisions that allow for a better understanding of anti-religious activities in the province.

Текст научной работы на тему «Религиозная обстановка и итоги антирелигиозной компании в Смоленской губернии (по материалам секретного доклада Союза Безбожников 1925 года)»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №2. С. 95-114

УДК 908.470 Макаров Ян Федорович, магистр истории, аспирант

Религиозная обстановка и итоги антирелигиозной компании в Смоленской губернии (по материалам секретного доклада Союза Безбожников 1925 года)

Аннотация. Статья посвящена изучению циркулярного письма Смоленского Союза Безбожников 1925 г., являющегося важным источником для понимания антирелигиозной деятельности 20-х годов XX века. Документ описывает как религиозную обстановку в Смоленской губернии, раскрывая отношение СБ к местным религиозным деноминациям, так и дает оценку ошибкам агитационных компаний предшествующих лет, которые дополняются рекомендациями относительно дальнейшей работы в осуществлении религиозной политики. Хотя документ упоминался в некоторых научных трудах1, однако исключительно в рамках изучения истории русской православной церкви, пропуская другие религиозные группы («сектантов», «старообрядцев» и др.) и ранее не опубликованную статистическую отчетность, проясняя неизвестные до сего момента данные (например, численность пятидесятников-«трясунов» и «адвентистов седьмого дня»)2. Кроме того, данное исследование раскрывает содержание циркуляра, опирается на ранее не опубликованные источники, открывая на их основе ряд положений, позволяющих лучше понять антирелигиозную деятельность в губернии.

Ключевые слова: антирелигиозная деятельность на Смоленщине, религиозная политика 20-х годов, Смоленская губерния, сектанты, старообрядцы, национальные меньшинства, иудаизм, обновленчество, антирелигиозная агитация.

Религия на протяжении всей истории России являлась объектом пристального внимания государственной власти, ввиду существенной роли, которую она играла в обществе. Религиозно-нравственные устои пропитывали жизнь людей, организовывали их быт и мировоззрение. Значимость религии не могла не учитываться и советской властью. С самых первых годов своего существования, руководство советского государства ставило своей целью ослабление религии, а затем и прямое уничтожение ее в любых формах и проявлениях . Первоначально, религиозное законодательство выстраивалось так, чтобы ударить по экономической независимости религиозных групп,

11 Рябоконь В.В. Смоленская губерния и западная область в условиях антирелигиозной политики советского государства. Дис. на соиск. канд. бог. Минск: МДА, 2023, С. 67-70.

2 Также в работах пропускался анализ самого документа, что, по мнению автора, является существенным упущением.

3 Как показал в своей статье А. Сипейкин, некоторые члены партии стояли на позиции умеренной борьбы с религией, считая, что она сама с течением времени отпадет как ненужный «аппендикс» без какого-либо давления «сверху». Однако, умеренных однопартийцев было крайне мало, и их позиция осталась в меньшинстве. Сипейкин А.В. Антирелигиозная и антицерковная политика советской власти:1917-1920 годы // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2016. № 4. С. 16-38.

лишив их собственности4. Затем организовывались антирелигиозные компании, такие как вскрытие мощей и изъятие церковных ценностей, направленные на дискредитацию и ослабление различных религиозных групп, и непосредственно Русской Православной церкви, которая, ввиду своего положения, считалась одним из главных противников советской власти. Создавались различные «добровольные» объединения по уничтожению «буржуазных предрассудков» и религиозного дурмана. Главное из которых в 1925 г. вышло из кружка Друзей газеты «Безбожник», создав одну из крупнейших общественных организаций страны - «Союз Безбожников»5.

Союз считался «мягкой силой» в атеистической пропаганде. Основными его инструментами были митинги, издание антирелигиозной литературы, просветительские семинары и так называемые параллельные мероприятия, когда одновременно в знаковый для верующих праздник, проводилась антицерковная компания, нацеленная на осмеяние этого самого праздника6. Однако за фасадом общественной организации, по своей сути, скрывалась проправительственная и подконтрольная власти организация, взявшая на себя

7 8

ряд функций АПО в части антирелигиозной пропаганды . О чем могут свидетельствовать открытие для руководства союза секретной статистической отчетности, государственное финансирование и всевозможная исходящая от

9

нее помощь .

Смоленское отделение Союза Безбожников появилось 27 апреля 1925 года, на первом учредительном съезде губернского отделения. На 2-ой конференции Смоленского отделения 20-21 декабря 1925 г. союз в приветственном слове XIV съезду ВКП(б) заявляя о своих целях дал «обещание бороться по-ленински с религиозным дурманом среди трудящихся с тем, чтобы вытеснить из сознания и быта рабское религиозное мировоззрение, - заменяя его революционно-коммунистическим»10. Незадолго до этого 17 ноября 1925 г. Смоленским СБ по всем Волкомам РКП (Б) будет разослано секретное циркулярное письмо «О религиозном фронте по губернии и методах содержания и организационных формах антирелигиозной работы»11. В этом

4 Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 373.

5 Впоследствии переименованный в «Союз Воинствующих Безбожников». Относительно истории и деятельности СВБ см.: Покровская С.В. Союз воинствующих безбожников СССР: Организация и деятельность (1925-1947). Дис. на соиск. канд. ист. наук. М.: Московский государственный областной университет, 2007, C. 195.

6 В Смоленской губернии, в качестве примера можно привести праздник Пасхи 1925 года в Ельницком уезде, и одновременно проведенную «Комсомольскую Пасху». Подробности проведённой компании см.: ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.129.Л.3.

7 Агитационно-пропагандистский отдел ЦК.

8 Каиль М.В. Антирелигиозная агитация и пропаганда 1920-х годов: провинциальная практика, форма, динамика (на примере Смоленской губернии) // Известия Смоленского Государственного Университета 2010 № 1(9). Смоленск: СГУ, 2010, С. 210

9 Так, например, в Смоленское отделение СБ была передана закрытая информация о баптисте Кравцове, который был осужден за отказ от военной службы. Эта информация должна была послужить для антирелигиозной компании против «баптистской секты».

10 ГАНИСО. Ф.3196. Оп.1. Д.2.Л.27.

11 Важно отметить, что циркуляр будет не только разослан губернским Волкомам, но и станет основой для 2 -ой губернской конференции Союза Безбожников (20-21 декабря 1925 г.). Эта конференция рассмотрит многие положения циркуляра и дополнит его как комментариями членов СБ, так и новой информацией о религиозной

96

документе будут представлены как официальные статистические данные по Смоленщине, так и отношение союза к различным религиозным группам и деноминациям. Кроме того, собраны ошибки антирелигиозной пропаганды, пути их преодоления и дальнейшие рекомендации по работе на «безбожном фронте». Письмо, составлено по нескольким причинам, которые можно выделить как в самом циркуляре, так и в документах этого времени12: 1) Провальная антирелигиозная компания последних лет, требующая изменения методов ее проведения, которая учитывает опыт прошлого; 2) Незнание специфики отдельных религиозных групп, их особенной и «слабостей»; 3) Необходимость достоверной статистической информации по губернии с краткой исторической справкой о религиозных деноминациях, для грамотной

13

оценки религиозной обстановки на местах 4) Попытка объединить все антирелигиозные силы в единый блок под руководством Союза Безбожников и «перезапустить» антирелигиозную пропаганду, дав новый толчок для ее развития.

Относительно авторства и создания документа нам доподлинно ничего не известно. На документе есть печать «Смоленского губ.совета СБ»14, однако такую печать ставили на каждом официальном документе союза, что, указывает лишь на коллективную «вычитку» письма губ. советом и проверку главой совета «тов. Гагариным». Впрочем, т.к. губ. совет состоял из членов, находящихся в отдельных волостях и часто занимающимися спецификой своих районов, где существовала различная религиозная обстановка, правильно будет предположить, что циркуляр, требующий знаний на местах, имеет группу авторов и является многосоставным. Более того, при анализе отчетов АПО15, например, по Ярцевскому уезду, составленных еще за полгода до выпуска циркуляра, можно проследить ту же самую информацию, которая появилась в изучаемом документе, местами совпадая даже в формулировках. Это может свидетельствовать, о сборе информации АПО, первичной ее переработке отделом, а затем передаче ее руководителям СБ, которые в дальнейшем проводили первичную редактуру.

обстановке, хотя некоторые тезисы циркуляра войдут в протоколы заседания конференции без изменений. Т.к. изучаемый документ и протоколы заседаний конференции являются взаимодополняющими, там, где это будет возможно, автор статьи будет использовать протоколы, как дополнительный источник для разъяснения циркуляра. ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Л. 55-59; ГАНИСО. Фонд. 3. Оп. 1. Д. 3346. Л. 26-28 об.

12 ГАНИСО. Ф.3196. Оп.1. Д.2.Л.1

13 С момента регистрации СБ, в ряде документов фигурирует постоянная критика, связанная с недостоверными данными о церквях и религиозных группах. Так, например, в протоколах 2-ой конференции Союза Безбожников говорится что «сектантский фронт окончательно не изучен, примером может служить Ельнинский уезд. Судить же о таковом фронте по анкетам, составленным Волсовами, нельзя, т.к. таковые цифры брались и иногда расходились с действительностью». Под анкетами, в данном случае, подразумевается документ, который заполнялся людьми, согласившимися ходить в ту или иную религиозную общину для сбора информации, необходимой для антирелигиозной компании. В Смоленском архиве они сохранились, в их состав входят пункты, связанные с заработком духовенства, разговорами, которые происходят в общинах, антиправительственных проповедях или речах церковно-служителей, информация об аморальных поступках и обострениях в связи с расколами. Впрочем, такая информация часто была приблизительной и страдала от «человеческого фактора», что и приводило к различиям между собираемыми данными и действительностью. Цитата: ГАНИСО. Ф.3196. Оп.1. Д.2. Л. 1; анкета ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Л. 7-8

14 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Л. 55;59

15 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.78.Л.1-5

По своему составу циркуляр разделен на несколько разделов, которые соединены вместе общими пунктами и вытекают один из другого. Всего их 26. Вероятно, он был разделен на части, а потом соединен искусственно для лучшего понимания. Документ состоит из подразделов: 1. История Раскола (РПЦ - Я.М.); 2. Отношение к религии трудящихся; 3. Размеры сектантства; 4. Старообрядчество; 5. Еврейская Антирелигиозная пропаганда; 5. Недочеты антирелигиозной пропаганды16; 6. Организационные и методические формы работы; 7. Религиозная обрядность и новый быт; 8. Печатная пропаганда; 9. Национальная антирелигиозная работа. Проанализируем каждый

17

вышеуказанный пункт документа .

Религиозная обстановка в Смоленской губернии к 1925 г.

В первом пункте документа говорится о «Истории раскола» Русской православной церкви. Автор имеет ввиду так называемый «обновленческий раскол». «Обновленчество» - это собирательный термин для множества религиозных групп и различных участников 1920-х-40-х гг., которые

стремились изменить («обновить») православную церковь в соответствии с

18

необходимостью времени . Возникло это движение весной 1922 г., когда Троцкий Л. Д. предложил Политбюро использовать «сменовеховское» (про-большевистское или, во всяком случае, лояльное духовенство, чтобы «повалить контрреволюционную часть церковников, в руках коих фактическое управление церковью». По его представлению, следовало обязать «сменовеховских попов» довести «кампанию внутри церкви до полного организационного разрыва с черносотенной иерархией, до собственного нового собора и новых выборов иерархии»19. В дальнейшем, по мысли Троцкого, после раскола, ослабления и разгрома «церковных черносотенцев», должен последовать удар уже по самим «сменовеховцам», окончательно уничтожив очаги организованной церкви. После одобрения руководством страны плана Троцкого, уже в мае того же года, при участи ВЧК и ГПУ, группа «прогрессивного» духовенства под предводительством А. Введенского (взявшая название «Живая Церковь») попыталась отстранить от церковного руководства главу Русской Православная Церкви св. Патриарха Тихона. Для этого было сформировано «Высшее церковное управление», как противовес

16 Письмо пронумеровано с ошибкой и распространялось без исправления. Автор воспроизводит архивный оригинал.

17 Циркуляр, несмотря на всеобщий обхват религиозной обстановки в Смоленской губернии, пропускает общины Католиков и Лютеран. По какой причины автор(ы) пропускает их анализ - остается неизвестным. В документе об этом ничего не говорится, как и в последующих архивных данных Смоленского фонда СБ. Однако, общины этих религиозных деноминаций будут составлены преимущественно из нац. меньшинств, в отношении которых антирелигиозная политика только начинала формироваться, что могло стать причиной отсутствия их упоминания. О чем будет сказано более подробно в конце статьи. ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55-59

18 Мазырин А. Советское обновленчество: церковный феномен или инструмент госбезопасности? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1-2. С. 227

19 Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. В 2 кн. / Подгот. изд. Н.Н. Покровского и С.Г. Петрова. Новосибирск; М.: Сибирский хронограф; РОСС-ПЭН, 1997-1998. Кн. 1. С. 162-163.

98

существующей церковной власти. Последовавшие аресты (включавшие св. Патриарха Тихона), невозможность полноценной работы патриаршего церковного аппарата, а также поддержка советской власти всех тех, кто боролся

или проявлял недовольство к «черносотенной иерархии», привело к быстрому

20

росту обновленческого движения самого разного толка20. Не исключением станет и Смоленская губерния.

Смоленская обновленческая епархия была образованна 12 сентября 1923 года. Она была первенствующей среди других обновленческих епархий Западной области, образуя митрополию, состоящую из 6 епархий (включая Смоленскую). Ее глава носил титул «митрополита обновленческих церквей Западной Области», или «митрополит Смоленский и всея Западной области»21. Изучаемый документ, указывает, что к 1925 году в Смоленской губернии насчитывается 548 православных церквей, в которых служат 736 священников. Из них «301 тихоновец и 344 обновленца, а 91 не самоопределились. Во главе обновленческого движения стоит арх. Алексей (Дьяконов - Я.М.), во главе тихоновщины еп. Илларион (Бельский - Я.М.). Обновленческое движение

преимущественно развито в Дорогобужском, Ярцевском, Ельнинском, частично

22

в Сычевском, Вяземском и Смоленском уездах»22.

Рассуждая о причинах раскола, автор(ы) выходят на типичную линию, выстроенную государственной пропагандой, указывая как на классовую борьбу внутри церкви, так и борьбу за влияние и привилегии, начатую еще до прихода большевиков. Так, еще при «царизме имелось расслоение среди православного духовенства, черное (монашеское духовенство) вербовалось из крупной

23

буржуазии, аристократии и монархических деятелей» . В качестве доказательства, своей позиции автор(ы) указывает на то, что «кандидатами на патриарха выставляют. активных монархистов - погромщиков Арсения Новгородского, Тихона Белавина (патриарх Тихон) и крупного помещика

24

Самарина»24. Впоследствии эта группа именуется - правой оппозицией. Добившись победы на соборе 1917 г.-1918 г., «правые» стремились через «Тихона бороться с Советами (патриарший протест против Брестского Мира, анафема большевиков, противодействие изъятию церковных ценностей и.т.д.)». Однако, св. патриарху Тихону помешала «левая оппозиция», то есть «белое духовенство» (женатое духовенство), которое добилось его отречения «и начала вести лояльную по отношению к Советам и коммунистам политику, видя всю безплодность Тихоновской контр-революции»25. В результате Патриарх «под влиянием укрепления Советской Власти и церковного раскола тоже многократно признавал советскую власть и тихоновцы теперь все внимание сосредотачивают на искоренении обновленческой «ереси»,

20 Иванов С.Н. Хронология обновленческого «Переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви.2014. Вып.3(58), С.33-34

21 Амельченков, В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Свиток, 2006, С. 31.

22 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Л. 55.

23 Там же. Л. 55

24 Там же. Л. 55

25 Там же. Л. 55

отнимающей у них влияние, доходы и власть над верующими»26. Хотя в ряде распоряжений указывается, что обновленческий раскол на местах должен поддерживаться местными властями, несмотря на это документ ясно дает понять, что «все реформы обновленцев сводятся к завоеванию чисто кастовых поповских преимуществ: борьба за приходы, женатый епископат и многообразие духовенства. Поэтому «ни тихоновцы, ни обновленчество не смогут обновить и оживить церковь»27. Более того, разногласия между

сторонами необходимо использовать в антирелигиозной пропаганде, для этого

28

необходимо «всячески довести до сознания широких крестьянских масс28» ту борьбу «за власть, влияние и доходы, которые так жестоко ведается в расколовшейся церкви». Следовательно, делает вывод автор(ы), в настоящее время по Смоленской губернии «мы имеем налицо развал церковного обрядоверия (революционные разговоры и заигрывания с Советской властью и коммунизмом тихоновцев и обновленцев, пассивность старорежимного тихоновского большинства; разложение паповского аппарата), пьянство, выколачивание платы за требы, падение прежнего паповского авторитета, подмена христианства «евангельского», мировоззрение механического обрядоверия (требы, молебны, обряды). Ожесточенная борьба тихоновцев за власть и влияние с обновленцами, а тех и других с союзом церковного

29

возрождения (антоновцы) и сектантами. Все это говорит о развале церковного обрядоверия»30.

Однако, в пункте 2 документа подчеркивается «зависимость крестьянина, кустаря и всех мелко-буржуазных прослоек от «капризов» частного рынка (НЭПа - Я.М.), зависимость крестьянского хозяйства от погоды, урожая, вредителей, падежа скота, пожара и агрокультурная беспомощность при общей

31

малограмотности»31 что по мнению автора(ов) создает «экономическую» основу (используемую духовенством) для проявления религиозных предрассудков в любой форме. Кроме того, автор(ы) указывают позитивные тенденции антирелигиозной «революции», но подчеркивает новую опостынуть - сектантство. В первые годы советского государства, несфомированность религиозной политики большевиков, вместе с симпатиями части руководства страны к «сектантам» как к политическим диссидентам «царизма», предопределило непоследовательное, но в целом терпимое отношение к этим религиозных группам. Однако, рост «инославия», связь с заграничными церковными обществами, отказ от «оружия», и критика советского государства, быстро расширили поле антирелигиозной пропаганды, поставив под сомнение

26 Там же. Л. 55

27 Там же. Л. 55

28 Акцент на крестьянах идет не случайно. Именно сельскую местность, ввиду своей отсталости и необразованности, рассматривали большевики как оплот «религиозного дурмана».

29 В документе постоянно указывается на «Союз Церковного Возрождения» митрополита Антонина (Грановского), что, может указывать на существование этого обновленческого ответвления в Смоленске.

30 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55; Также анализирует этот пункт в своем исследование Рябоконь. См.: Рябоконь В.В. Смоленская губерния и западная область в условиях антирелигиозной политики советского государства. Дис. на соиск. канд.бог. Минск: МДА, 2023, с. 67-70.

31 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56.

существование всех христианских течений страны, как идеологических

32

противников действующей власти32. Несмотря на это, многие руководители на местах продолжали «по инерции» оказывать противодействия православной церкви, игнорируя, или, во всяком случае, используя «неэффективные» к иным религиозным группам методы пропаганды. Подобная политика привела к резкому росту сектантства, о чем свидетельствует ряд смежных к циркуляру

33

документов Смоленского СБ изучаемого периода33. В самом циркуляре об этом обстоятельстве говорится: от крестьян до интеллигентов «под влиянием пролетарской революции разуверились в поповской церкви. Они критически относятся к предметам церковного культа, но стать безбожниками -коммунистами они не могут. Поэтому стремятся заменить его более усовершенствованной верой...Отсюда попытки «обновленцев», церковного возрождения и сектантов вступить на путь церковных реформ34. Отсюда безусловный рост по губернии сектантства, которое пытается евангельским

35

непротивленческим мировоззрением заменить церковное обрядоверие»35.

Далее циркуляр дает статистическую информацию о положении «сектантов», выделяя при этом евангельских христиан («пашковцев»), которые были одной из самых больших протестантских групп на Смоленщине36. «По губернии мы имеем 27 евангельских общин и 2 группы (пашковцы - Я.М.), в составе которых, по официальным сведениям, входит 1911 чел., в 9

32 Потапов Н.В. Эволюция политики советской власти по отношению к «сектантам» (евангельским христианам и баптистам) вначале 1920-х гг.// Теория и Практика общественного развития (2014, № 19). М.: Хорс, 2014 С.126-127.

33Об этом говорится как в уже упомянутых протоколах 2-ой Смоленской губернской конференции СБ (20-21 декабря 1925 г.), так, например, и в протоколах Заседания президиума Смоленского губернского совета СБ (9 января 1926 г.). Причем доклады участников хоть и пропитаны общей тревогой относительно роста сектантства, часто разделяются в оценках этого движения. Разброс мнений «широк», от достаточно здравых до нелепых, призванных опорочить сектантство как таковое, нежели дать ему логическое объяснение. Так, в одном из докладов смоленской конференции говорится, что «в борьбе с сектантством, прежде всего не надо забывать, что своей неумелой антипоповской (а не антирелигиозной) пропагандой мы расчищаем сами широкую дорогу к сектантству, не борясь одновременно с ним и не давая ничего вместо разрушенного обрядоверия», а в заседании президиума в докладе Васильева говорится что «руководят сектами зажиточные крестьяне. К сектантам идут женщины из тех, которые старые девы с темным прошлым, не красивые» ГАНИСО. Ф.3196. Оп.1. Д.2.Л.54.

34 Довольно интересно выглядит упоминание реформ в связи с двумя течениями - «сектантством» и «обновленчеством». Обновленческое движение «церковного возрождения» Антонина Грановского считалось радикальным крылом «обновленчества», вследствие чего многие обновленческие группы, как и православная церковь, вели борьбу с ним. В связи с этим обстоятельством, члены этой группы находились в определенной изоляции и искали поддержки везде, где это возможно. В это время, представители баптистов пытались наладить диалог с обновленчеством, как с близким по духу движением. Мы знаем ряд посланий, направленных для обновленческих иерархов, и определенный диалог между лидерами деноминаций. Более всего на эту тенденцию откликался как раз А. Грановский, нередко приглашая на проповедь лидера баптистов И.С. Проханова. Автор предполагает, что упоминания «союза» и «сектантов», не случайно и являлось проявлением этого диалога на Смоленщине. Более подробно про отношения обновленчества и баптистов См.: Попов В.А. «Евангельский клич» И. С. Проханова как проект и попытка реализации идей Реформации в движении православных обновленцев начала 20-х гг. XX века// «Богословские размышления» №17, 2016. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения», С 79-90.

35 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55.

36 Гавриленков А.Ф. Православная церковь, сектантство и власть в Смоленской губернии (1905-1917 г.)// Теологический вестник Смоленской Православной Духовной семинарии 2021. №1. Смоленск: Свиток, 2021, С.80-81; Относительно «пашковцев» в Смоленской губернии См.: Гавриленков А.Ф. Отношение государственной власти к секта Пашковцев на территории Смоленской Губернии в начале XX века // История. Общество. Политика. 2019 №3(11). Брянск: БГУ, 2019, С 18-23.

101

баптистских общинах (евангельские христиане-баптисты - Я.М.) имеется также

37

не менее 400 человек, среди адвентистов седьмого дня 80 человек37 и пятидесятников (трясунов) около 20. Всего, таким образом, сектантов по Смоленской губернии, по официальным сведениям, имеется не менее 2300 чел. Их прирост за последние два года около 200 ч. в год, но эти сведения не полны и затем по ним считаются сектантами лишь принявшие сектантское «водное крещение». Фактически в 44 волостях губернии из 80 мы имеем сектантские

38

очаги, с гораздо большим числом примыкающих к нему крестьян»38. Несмотря на то, что численный рост Смоленского «сектантства» отмечался еще в конце XIX начало XX века, о чем свидетельствует ряд документов царского

39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

периода , главной причиной такого роста и активности сектантства к 1925 г. автор(ы) видят в следующих положениях:

1) Отказ от воинской повинности, который «является притягательной силой к сектантству со стороны молодых возрастов, боящихся военной

службы»40.

В первые годы, ощущая свое шаткое положение у власти, советское руководство стремилось привлечь сектантов на свою сторону, вводя «инновации» в вопросах освобождения от воинской повинности. Поэтому уже 4 января 1919 г. большевики приняли декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот декрет позволял религиозным диссидентам заменять военную службу, - альтернативной41. На Смоленщине с 1919 г. сохранились многочисленные прошения об отказе от воинской повинности, кассационные жалобы, и просьбы прихожан разъяснить им отношение церкви к военному делу42. В силу гражданской и русско-польской войн, это обстоятельства сделалось притягательной силой для многих молодых людей, пожелавших вступить в секту, обезопасив себя от мобилизации. О чем свидетельствует доклад «тов. Грибкова» на 2 съезде СБ. Однако, милитаристская направленность советского государства видела в этом угрозу, постепенно ужесточая положения, по которым можно воспользоваться данной законодательной нормой. В циркуляре автор(ы) оговаривают этот специфический момент, ставя его на первое место в критике евангельских христиан (пашковцев): «если сектантство с его отказом - брать оружие в условиях царизма играла большую революционную роль, то при советской власти - этот лозунг имеет контр-революционную подоплеку и притягательную

43

силу для шкурнического элемента»43.

37 Единственная их община находилась в Ярцевском уезде.

38 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55.

39 Подробно о религиозной обстановке на Смоленщине См.: Гавриленков А.Ф. Православная церковь, сектантство и власть в Смоленской губернии (1905-1917 г.)// Теологический вестник Смоленской Православной Духовной семинарии 2021. №1. Смоленск: Свиток, 2021, С.80-81

40 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55.

41 Протасова А.В. Освобождение от воинской повинности по религиозным убеждениям сектантов христианского толка в первые годы советской власти в 1917-1924 ^V/University proceedings. Volga region. Humanities. 2021;2 Пенза: ПГУ, 2021, С.51.

42 ГАНИСО. Ф.3204. Оп.1. Д.5. Л. 4,5.

43 В циркуляре, как и во многих документах СБ, авторы выделяют секту евангельских христиан, а потом, говоря про нее, переходят на обобщенное понятие секты, и наоборот. Такие упоминания не случайны. Многие

102

2) Члены общины евангелистов «часто увлекаются ... трезвым бытом, взаимопомощью, хорошим обращением и пением» что является притягательной силой особенно для крестьянства. Об этом свидетельствуют и другие документы СБ, выделяющие коренное отличие «сектантов»-крестьян от своих соседей44. В качестве примера, можно привести доклад члена СБ «Тов. Бродекия»: «Введение нового быта в общинах сектантов» дают «толчок для симпатии к ним со стороны крестьянства» .так на перво-майском стекольном заводе Рослав. Уезда сектанты завоевали симпатии женщин тем, что жизнь их жен протекает совершенно в иных условиях, чем у работниц, сектанты мужья не бьют женщин, не пьянствуют. Большую роль в этом играет также и

45

организация сектантами хоров»45, которые, по мнению докладчика, занимают людей в свободное время. Интересным в этих цитатах является и то, что это одни из редких упоминаний положительного воздействия какой-либо религиозной жизни на смоленское общество, которое, впрочем, в документации с годами будет окончательно уходить в прошлое.

3) Борьба с православным обрядоверием, приводит по мнению автора(ов) не к уходу от религии, а к переходу к более рациональным видам христианства46. Об этом оговаривается как в самом циркуляре, так и более подробно упоминается в докладах 2-ой конференции СБ. «В борьбе с сектантством прежде всего не надо забывать, что своей неумелой антипоповской (а не антирелигиозной) пропагандой мы расчищаем сами широкую дорогу к сектантству, не борясь одновременно с ним и не давая ничего вместо разрушенного обрядоверия»47.

В 4 пункте циркуляра говорится о Смоленских старообрядческих общинах: «в численном отношении значительное место по губернии занимает в Сычевском и Гжатском уездах - старообрядцы, объединяющие около 11000 крестьян». В указанных уездах «насчитывается 16 церквей при 16

48

наставников». Хотя упоминание о старообрядцах фрагментарное, ввиду, закрытости религиозной группы и недостатка от этого факта информации, есть несколько интересных данных, заслуживающих внимания. В документе говорится о 2 группах старообрядческих общин Смоленской губернии:

руководители как СБ, так и АПО, не признавали никаких различий между религиозными группами. Так, в своем докладе тов. Грибков говорил, что « все сектантское течения различных названий (баптисты, штундисты и т.д.) по существу одно и тоже, все они имеют одну основу, различие же их в некоторых мелочах жизни и обслуживания». ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55;60.

44 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55.

45 Там же. Л. 60

46 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55.

47 Хотя циркуляр не дает четких указаний относительно борьбы с сектантством, на 2-ом съезде СБ, через месяц после выпуска циркуляра, они уже вырабатываются. Один из главных посылов указывает глава СБ Гагарин. В своем докладе он говорит, что сектантов «трогать административными путями и травлей» нельзя, «только антирелигиозной пропагандой». Это положение указывает, на противоположный эффект, который был в предыдущих агитационных компаниях. ГАНИСО. Ф.3196. Оп.1. Д.2.Л.54; ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103.Л.35.

48 К 1917 году официально зарегистрированы были 14 общин (с церквями) старообрядцев «австрийского согласия», если их количество не изменилось, можно предположить - что 2 церкви из указанных в циркуляре 16, являются «безпоповцами» и «беглопоповцами». ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56. Гавриленков А.Ф. Свобода совести и веротерпимость в Смоленской губернии (1905-1917 гг.). - Смоленск: Маджента, 2018, с. 164-166; Гамиловский Д.М. Положение старообрядчества в Смоленской губернии в 19051917 гг.//Вестник Русской христианской гуманитарной академии Спб.:ВРХГА,2022, С.72

103

«поповцы» (представленные общинами «беглопоповцев» и «австрийского согласия»)49 и «безпоповцы»50. Эти группы, отличаются «особенной нетерпимостью (к другим религиозным группам - Я.М.)». «В их рядах наиболее крепкое крестьянство» а также «фабриканты и предприниматели»51. Здесь явно указывается на типичных «классовых врагов» народа - капиталистов, и «угнетенные» массы - крестьянство, что должно послужить определенным «маркером» для читателя. Затем без каких-либо разъяснений упоминаются «беглопоповцы» и общины «австрийского согласия», которые «мало чем отличается от тихоновцев». В данном случае, скорее всего, под «тихоновцами» подразумевается другие старообрядческие общины - единоверцы. Единоверцами называли старообрядцев, которые сохранили свои обряды и положения, но признавали над собой иерархию русской православной церкви. На Смоленщине есть упоминание об этих общинах еще до прихода советской

52

власти . Поэтому можно предположить что в губернии существовала группа «тихоновцев»-единоверцев связанных с православными приходами, которые поддерживали политику проводимую св. патриархом Тихоном. Кроме того, не совсем понятно, в каком контакте происходит само сравнение. Автор(ы) в самом начале документа указывает на признание «тихоновцами» советской власти, после длительной борьбы первых с последними. Велась ли критика старообрядцами большевиков, или был диалог, вопрос остается открытым. Далее автор(ы) скорее пытается рассказать всю известную информацию, нежели дать какую-то оценку старообрядчеству: «Наиболее фанатичная часть

53

старообрядцев не посылает детей в школу53, считает величайшим грехом общение с «табакокуром и иномыслящими». Был случай на почве фанатизма»54.

В циркуляре также подробно разбирается «Еврейская антирелигиозная пропаганда», которая завершает обзор религиозной обстановке Смоленской губернии. Всего по Смоленщине, указывается в нем, «Еврейские верующие массы имеют 31 синагогу и 11 молитвенных домов». Однако, «еврейская антирелигиозная пропаганда еще не вышла из стадии агитационной и евреям коммунистам предстоит в этом отношении сделать большой сдвиг»55. В

49 «Беглопоповцы» - старообрядческая деноминация, преимущественно сформировавшаяся на основе священников канонической православной церкви, которые вышли из ее состава, и перешел по тем или иным причинам в старообрядчество. Общины «австрийского согласия» - получили свое название по селу «Белая Криница», которая первоначально находилась в Австрийской империи, а затем перешла к Российской империи.

50 Религиозная ответвление от старообрядчества, отвергающее духовенство, часть функций которого брали на себя члены общины.

51 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55.

52 Обзор Смоленской губернии за 1911 год. -- Смоленск: Губернская типография, 1912. № IX. Ведомость о числе жителей по вероисповеданиям в Смоленской губернии за 1911 год.

53 Проблема образования старообрядцев была выявлена еще в конце XIX века. Учителей - старообрядцев не хватало, в связи с этим старообрядцы отказывать отдавать своих детей учителям иной религиозной направленности, отчего росла проблема, которая, проявлялась и в советский период. Гамиловский Д.М. Положение старообрядчества в Смоленской губернии в 1905-1917 гг.//Вестник Русской христианской гуманитарной академии Спб.: ВРХГА,2022, с.74.

54 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 55.

55 Относительно иудаизма до прихода советской власти cм.: Гавриленков А.Ф. Иудаизм в Смоленской губернии в 1905-1917 годах: историко-правовой аспект// Известия Смоленского Государственного Университета. 2018. №3(43). Смоленск: СмолГУ, 2018. С.343-356. Подробно про национальную политику советской власти в

104

еврейских синагогах, продолжает автор(ы), нет «обновленческих движений», как и сект. Впрочем, до некоторого времени существовали разногласия между «хасидами» и «мисиалидами»56, которые, в конце концов, свелись лишь к различию в порядке чтения молитв. Несмотря на это, «реформистские» течения в лице буржуазии стремились изменить синагогу на европейский лад, выстраивая «хоральные синагоги с регентом и хором» куда «допускались даже

57

и женщины». Однако и тут «существенных разногласий нет»57. В этих комментариях нам важно выделить несколько фактов а) антирелигиозная пропаганда против иудейства продолжается на момент написания документа, и еще, вероятно, не сформировалась четкая позиция относительно работы в этом направлении; б) совершить «сдвиг» в антирелигиозной работе предстоит «евреем-коммунистам», то есть, непосредственно, этнически принадлежащим к еврейскому населению агитаторам. Это обстоятельство может указывать на то, что других пропагандистов еврейское население не воспринимало в) по примеру расколов и разногласий в православной и сектантских церквях, на которых часто делалась ставка в антирелигиозной политике, автор(ы) пытаются найти такие же противоречия в иудейской вере, однако анализируя все известные «споры» на Смоленщине, не находят возможности «зацепиться» для будущей агитационной работы. Подобное положение усугублялось еще и тем обстоятельством, что интеллигенция, в лице «мелкой буржуазии», продолжает в циркуляре отождествлять «понятие национальности с религией, доказывая, что у евреев нет разницы между религией и нацией, как и нет этой разницы

58

между классами» . Вероятно, это свидетельство должно показать читателю на прямое противоречие большевистскому понимаю «классовой борьбы», а также выявить главную проблему антирелигиозной работы - между еврейским народом и религией знак равенства. К этому добавляется и то, «что часто синагога служит единственным общественным местом для еврейского населения, особенно в местечках»59.

Несмотря на довольно прочное положение иудаизма на Смоленщине, продолжает автор(ы), который держится в основном на «мелкой буржуазии, деклассированном элементе и мелком производителе», «за период революции устои еврейской религии сильно пошатнулись, в особенности среди рабочих, молодежи и среди кустарей. Ослабло влияние служителей культа». Однако церковнослужителями продолжается ограбление еврейского народа, который

отношении еврейского населения, включая антирелигиозную см.: Лызлова Т.С. Реализация национальной политики Советской власти в отношении еврейского населения. 1917-1938 гг.: На материалах Смоленской области. дис.соиск.канд. ист. наук. Смоленск, 2004, С.252; ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56

56 Хасидизм - это религиозное течение в иудаизме, которое придавало большое значение эмоциональному постижению Бога. В российской империи это движение впервые появилось в XVIII веке, и с тех пор быстро развивалось. Что касается «мисиалид», не совсем ясно, что автор(ы) имеет ввиду. Такого течения в иудаизме не было. Вероятно, это искаженный термин от слова «миссия», что может указывать на какой-то узкий круг людей внутри Смоленского иудаизма, который ждал мессию и второе пришествие, то есть, по своей сути, ожидал скорый конец света. Разъяснений по этому поводу циркуляр не дает. Впрочем, автор может искусственно создавать конфликт и выдавать желаемое за действительное.

57 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56

58 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56

59 Там же. Л. 56

вынужден переплачивать «не менее 3 коп. на каждый фунт мяса, заготовленный по-особому ритуалу». Путем повышения стоимости мяса «раввины хотят обеспечить себе прочное будущее». На этой почве «возникают трения» между кустарями и «служителями культа». Это приводит к тому, что «религиозно настроенные кустари часто выступают против почитаемых старых служителей культа, противопоставляя им своих «демократических» кандидатов, более дешевых и ближе стоячих к массе»60 (классовая борьба - Я.М.). Исходя из вышеперечисленного автор(ы) формируют положение, которые должна стать основой для дальнейшей анти-иудаистской компании:

1) Борьба с еврейской религией должна быть главным образом основана на защите экономических интересов «еврейской массы» от ее «религиозной клики».

2) Необходимо отвлечь верующих от «синагогальной общественности» через вовлечение их в хозяйственно-культурную деятельность.

3) Необходимо усилить работу по «разъяснению законов природы и общества, ознакомлению с историей развития общественных форм, выявлению сущности классовой борьбы и разоблачению шовинистических и националистических тенденций»61.

4) Особо обратить внимание, необходимо на «разрушение старого быта и на внедрение разных форм революционной обрядности» (замена религиозной символики и обряда на символику и «псевдообряды» большевицкого «культа» -портреты, флаги, знаки, шествия, мероприятия, пение гимнов и.т.д. - Я.М.)62.

Недочеты антирелигиозной пропаганды и пути их преодоления

В последующем 5 пункте документа говорится о «недочетах антирелигиозной пропаганды». Одной из главных причиной автор(ы) выделяет уже упомянутую ранее узконаправленную борьбу с «поповской» (православной) церковью, игнорирующую все иные религиозные течения, которые воспользовались плодами этой пропагандисткой работы. Кроме того, автор(ы) пытается «развеять» типичные заблуждения «низовых» сельских отделов СБ, упоминая что «дискредитирование попа и закрытие церкви не уничтожают почву для религиозных предрассудков», а наоборот, часто становятся основой для развития «сектантства». Долгое время антирелигиозная пропаганда сводилась к достаточно узким формам агитации, включавшим единственную цель - закрытие церкви и осмеяние духовенства. Такое положение может указывать как на формализм в исполнение антирелигиозной деятельности, так и на попытку «выслужиться» чиновникам за счет отчетов о прекращении всякой религиозной деятельности. Отсюда, скорее всего, проистекал второй, не менее важный организационный недочет: «очень легкий агитационный характер антирелигиозной пропаганды». «Существующие

60 Там же. Л. 56

61 Там же. Л. 56

62 Там же. Л. 56

антирелигиозные кружки возникали и работали без плана программы, стихийно, не имели однообразной программы и методов в работе и лишенные твердого руководства, занимались часто простым дебоширством (травля попов, выворачивание крестов на могиле и.т.д.)»63. К этому добавлялось отсутствие опоры в своих пропагандистках компаниях на «группы-ячейки союза безбожников». Последнее замечание кажется странным, ввиду того, что такой опоры часто не могло и быть. Руководству СБ было известно, - первичные ячейки союза не имели необходимой литературы, многие деревенские объединения были фиктивными, что выявила подготовка ко второй губернской конференции СВБ64. Подтверждение этих недочетов в некоторой форме есть и в циркуляре. Также документ выделяет третий недочет антирелигиозной пропаганды, - «осознанный крестьянский хвостизм». Основными его постулатами является понимание того, что «в деревне не нужны ячейки союза безбожников, что они уничтожают смычку города и деревня, что в древне нет базы для антирелигиозной пропаганды»65. Такая позиция могла быть с одной стороны как «завуалированным» протестом против антирелигиозной пропаганды как таковой, встречавшейся часто в сельской местности, с другой -отсутствием желания у низовых членов работать в сложных условиях «далекой» и «темной» деревни. Автор(ы), впрочем, пытается убедить читателя в ложности данной позиции, обращаясь к статистическим данным. Так, например, в «Рославльском уезде, говориться в циркуляре, где 5 кружков ее сумели втянуть 210 крестьян и выписать 80 экз.» газеты «безбожник» «говорит . что нет никаких оснований в таком «крестьянском хвостизме»66. Однако упомянутые ранние фиктивные антирелигиозные общества, планы, спускаемые «сверху» по покупке газеты безбожник, обязательные участия представителей различных организаций и ведомств в обществах союза может

63 Такое специфическое понимание антирелигиозной пропаганды, перерастающий в небольшие хаотичные акции-погромы, сохраняться вплоть до 30-х годов. Некоторые пропагандисты, хотя и в достаточно мягкой форме, но должны будут порицать в публичной периодической литературе такие методы, обуславливая это тем, что они не отводят людей от религии, а наоборот, создают ареол «мученичества», привлекая к себе ненужное внимание. «Кое у кого успехи бурных темпов в переустройстве сельского хозяйства вызывают легкое, поверхностное отношение к борьбе с религией... Помещенная во вчерашнем номере газеты корреспонденция о головотяпстве комсомольцев бухаринской организации с сожжением икон в дер. Мамоново и поселке Зеленая Гарь свидетельствует о грубом извращении директив партии в борьбе с религией... Комсомольцы, действующие окриком, недооценили того обстоятельства, что антирелигиозный фронт являет одним из участников классовой борьбы за социалистическое строительство. В своем постановлении о борьбе с искривлениями партии в колхозном движении ЦК указал на необходимость решительной борьбы с левыми загибами в антирелигиозной работе. Головотяпство, допущенное бухаринскими комсомольцами, на руку кулаку и церковнику. Всякие головотяпские действия вызывают среди бедноты и средняков известное негодование и на этой почве в Зиновьевском сельсовете обозначились выходы из колхоза. Немедленным исправлением допущенной ошибки мы должны укрепить фронт антирелигиозной борьбы». Большевистский путь / Орган Вяземского окружкома ВКП(б) окрисполкома и окрпрофсовета. — Вязьма: Тип. Коммунального Треста, 1930 № 83 (234). Пятница 11 апреля, с.6

; Большевистский путь / Орган Вяземского окружкома ВКП(б) окрисполкома и окрпрофсовета. — Вязьма: Тип. Коммунального Треста, № 26, Суббота 1 февраля. 1930, с.4; ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56

64 Каиль М.В. Антирелигиозная агитация и пропаганда 1920-х годов: провинциальная практика, форма, динамика (на примере Смоленской губернии)//Известия Смоленского Государственного Университета 2010 № 1(9). Смоленск: СГУ, 2010, С. 211

65 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56.

66 Там же. Л. 56

свидетельствовать о ложности данной оценки, впрочем автор(ы) вынуждены подчиняться логики написанного циркуляра и противопоставить желаемое факту.

Следующий 6 пункт рассказывает об «организационных и методических формах работы» подразумевая создание и развитие ячеек СБ «в городе и деревне, при избах-читальнях и красных уголках». Поддержать вновь сформированные ячейки должны представители «от партии, комсомола, политпросвета, уженотдела и профсоюзов»67, по сути придав организации как общественный вес, так и необходимую поддержку среди руководителей всех политических уровней региона. Учитывая весь предыдущий организационный опыт, циркуляр подчеркивает необходимость вовлечения в большей степени «беспартийных рабочих и крестьян членов профсоюза и взрослых членов их семей», для того чтобы коммунисты и комсомольцы не «варились в собственном соку»68. Данное уточнение важное, т.к. практика предыдущих

69

организаций69 показывала вовлеченность на первых стадиях многих «низовых» руководителей, упускавших из виду основную массу людей, для которой, собственно, они и создавались. Получалось так, что в борьбе за статистические результаты эти самые руководители, принимая как можно больше людей, не справлялись с пришедших количеством, упуская всех тех, кто мог остаться и развивать антирелигиозную агитацию. Поэтому, за место больших ячеек союза (часто фиктивных), документ предлагал, создавать маленькие - от 3 до 30 человек, повышая качество их работы. «При большом количестве членов» они должны «разбиваться на несколько ячеек по принципу возрастной однородности и степени общественно-политической подготовки». Чтобы включить ячейку СБ в систему общественно-политической жизни, усилить за ней контроль и направлять в необходимое государству русло, она должна работать «по плану и путем докладов руководителя (в Волкоме) отчитываться в своей работе, а с Губсоветом связываться регулярной посылкой протоколов

70

своих заседаний и перепиской»70.

Затем в циркуляре вновь подчеркивается слабость и неумелость антирелигиозной работы, однако уже не абстрактная критика, направленная ко всем тем, кто ей занимался до этого, а конкретная, относящаяся напрямую к организациям. Так, автор(ы) документа критикуют деревенские ячейки

71

РЛКСМ , которые в антирелигиозной деятельности «не уделяли достаточного внимания» делу руководства, что привело к развертыванию сектантского движения. Исходя из этого ячейкам РЛКСМ необходимо:

67 Там же. Л. 56

68 Там же. Л. 56

69 Общество друзей газеты «Безбожник», на чьей основе формировались первые ячейки СБ. В циркуляре говорится что реорганизация «друзей» газеты «Безбожник» в ячейку СБ необходимо завершить в городе к 1 ноября, а в деревне к 1 декабря. Там, где не было ячеек, или, судя по всему, они были фиктивные, СБ формировалась на основе антирелигиозного кружка любого уровня. Таким образом, СБ становилась как бы правопреемницей всех предыдущих антирелигиозных организаций и объединений. ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д. 103. Коробка № 24 Л. 56

70 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 56.

71 Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи

108

1) развернуть работу «по распространению антирелигиозных знаний

72

среди комсомольцев»72;

2) в части «антирелигиозной пропаганды» объединяться с СБ, «и

73

проводить через них всю работу, ни в коем случае не выступая отдельно»73.

Это условие РЛКСМ для нас интересно тем обстоятельством, что по сути СБ, как общественная организация, делала попытку подчинить антирелигиозную деятельность РЛКСМ, объединив под своим началом ведущую молодежную организацию страны. РЛКСМ будет «кузницей кадров» и социальным лифтом для молодежи, которая посредством союза будет занимать руководящие должности в партийном аппарате, возможно, предопределив отношение будущих руководителей к антирелигиозной компании вообще, и к Смоленскому СБ в частности. Впрочем, реакция РЛКСМ на такую рекомендацию неизвестна, как и не исследована взаимосвязь двух союзов в антирелигиозной агитации, что может стать основой для будущих научных изысканий. Впрочем, вне зависимости от отношений двух организаций, в циркуляре руководством СБ перед РЛКСМ ставится задача «втянуть в работу ячейки Союза Безбожников, всемерно способствуя

74

распространению антирелигиозной литературы среди молодежи»74.

Далее говорится о необходимости участия ячеек СБ в уездных конференциях, избрания руководителей и проведения 2-ой губернской конференции союза. Особо подчеркивается строгая иерархичность в антирелигиозной деятельности (все «антирелигиозные кружки подчинены ячейками и советам безбожников»), и необходимость в проработанности планов дальнейшей работы на местах. Кроме того, обращаясь к иным организациям (РЛКСМ и АПО), где осуществлялась антирелигиозная деятельность, автор(ы) предостерегает чтобы «параллельной антирелигиозной пропаганде по комсомольской или политико-просветительской линии, без увязки ее с общественным планом антирелигиозной пропаганды (от Я.М. составленным СБ)» не велось75. Затем в циркуляре даются рекомендации для дальнейшей работы в ячейках. Для исключительной «пропагандисткой работы на некоторых общинных собраниях ячеек и в специально созданных при ячейках кружках, прорабатываются разосланные агитпропом программы годовой работы для деревенских и фабрично-заводских ячеек». «Кружки при ячейках нужно создавать из 3 ступеней: 1 ступень - громкая читка и обсуждение газеты «Безбожник», 2 ст. - проработка вопросов годовой программы и 3 ст. - антирелигиозные семинарии (собрания - Я.М.) исключительно для антирелигиозных пропагандистов»76. Также циркуляр подчеркивает необходимость разделения пропагандисткой работы в городе и деревне. Причем главное место отводится в этом городу, который должен поставлять кадры для работы и «создать здоровое антирелигиозное шефство

72 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 57.

73 Там же. Л. 57

74 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 57.Там же. Л. 57

75 Там же. Л. 57

76 Там же. Л. 57

над деревней». Если в городе, продолжается в циркуляре, «прямолинейность и некоторая резкость», то в деревне «требуется естественно-научный и агрикультурный метод борьбы» включающий в работу «учителя, агронома и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

77

врача»77.

7-ой пункт циркуляра «Революционная обрядность и новый быт» продолжает тему деревенской антирелигиозной работы и является явным дополнением к предыдущим пунктам циркуляра. В деревне, говорится в нем, надо «всячески поощрять развитие революционной обрядности, но революционную обрядность нужно рассматривать не как самоцель, а как метод (средство) антирелигиозной работы». Если, делает вывод автор(ы), продолжать копировать «поповскую» обрядность, то можно прийти к отождествлению ее с ««советской верой» против чего нужно бороться». «Проникновение безбожного духа, бойкот попов, не крещение детей, гражданские похороны, замена деревенских «страданий» и песен пастушками, защита интересов женщин и ребенка, борьба за трезвый и здоровый быт и взаимопомощь лучше всего

78

помогут завоевать безбожниками беспартийные массы» .

Далее в 8 пункте документа, говориться про «печатную пропаганду». Отмечается несколько существенных моментов а) необходимо систематически в губернских газетах и стенгазетах публиковать антирелигиозные статьи б) для лучшей организационной работы между ячейками союза губсовет СБ ежемесячно будет рассылать информационные письма в) Одной из главных задач для «безбожников» является массовое продвижение в деревне газеты «Безбожник», создание «антирелигиозного отдела» в общественных (местных) газетах и «налаживание корреспондирования в газету «Безбожник» и Губгазетах»79.

В заключительном 9-ом пункте «Национальная антирелигиозная работа», рассказывается о национальных меньшинствах, проживающих в Смоленской губернии - евреях, латышах и поляках. Долгое время эти группы проживали на Смоленщине достаточно закрытыми обществами со своим бытом и культурой. Советское государство пыталось вовлечь их в культурно-социальную деятельность, для того чтобы разрушить сложившееся отщепенство и периферийность. Для этого принимались законы и велась активная пропагандистская компания. Борьба с религией национальных меньшинств была частью вовлечения их в советское общество, о чем может свидетельствовать ранее упомянутый пункт о «еврейской антирелигиозной пропаганде». Продолжая развивать эту тему, циркуляр сообщает, что национальным меньшинствам «необходимо создать национальные ячейки

Союза Безбожников СССР и повести пропаганду среди национальных

80

меньшинств губернии, поставив ее на пропагандистские рельсы»80. Сама краткость постановки вопроса, отсутствия отсылки на прошлый антирелигиозный опыт и каких-либо упоминаний лютеран (латышей) и

77 Там же. Л. 57

78 Там же. Л. 57

79 Там же. Л. 57

80 ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Коробка № 24 Л. 57.

О 1

католиков (поляков)81 в изучаемом документе, является доказательством того, что антирелигиозная пропаганда против них еще только начиналась на момент написания документа, и, вероятно, еще не было сформировано мнение относительно того, как проводить новую агитационную компанию. Это, в свою очередь, указывает на 1925 год как на отправную точку в формирование пропагандисткой антирелигиозной деятельности среди национальных меньшинств Смоленской губернии.

Циркуляр Смоленского Союза Безбожников «О религиозном фронте по губернии и методах содержания и организационных формах антирелигиозной работы» является важным источником, как по истории религии в целом, так и по антирелигиозной пропаганде в частности. Циркуляр ставит своей целью не только дать четкую характеристику относительно религиозной ситуации по губернии, но и фактически пытается переосмыслить ошибки прошлых антирелигиозных компаний для формирования преимущественно новой религиозной политики. Для этого в циркуляре были даны инструкции относительно формирование ячеек СБ на местах; разъяснена статистическая информация о религиозных группах и деноминациях; учтены главные недочеты и ошибки прошлых лет; даются рекомендации по дальнейшей агитационной работе. Кроме того, документ пытается объединить все антирелигиозные силы на Смоленщине под руководством СБ для более четкой и централизованной работы. Главными приоритетами в дальнейшей деятельности, автор(ы) видит в борьбе с сектантством и развитием агитации среди нац. меньшинств. Однако, ставя перед собой подобные цели, в циркуляре прослеживается ряд неточностей и ошибок, которые и обуславливают недочеты документа 1) «сектанты» понимаются как религиозные группы, которые почти не отличаются друг от друга 2) говоря о нац. меньшинствах документ не указывает сведений о католиках и лютеранах, проходит «сквозь» группы старообрядцев; не указывает на методы борьбы с ними. 3) часто акцент на «классовой борьбе», «идеологических противниках» советской власти, затмевает какую-либо конструктивную оценку или описание религиозных деноминаций 5) пытаясь найти способы борьбы с конкретной религиозной группой, автор(ы) дают заведомо ложную оценку деноминации для того, чтобы «ухватиться» за нее в дальнейшей агитации 4) будучи общественным союзом, СБ пытается подчинить все другие общественные организации, ставя себя во главе любой антирелигиозной деятельности. Впрочем, не смотря на вышеуказанные недочеты, циркуляр дает широкое понимание религиозной обстановки на Смоленщине, и формирует «первые шаги» для дальнейшей работы СБ и смежных организаций, занимающихся антирелигиозной пропагандой, что, в свою очередь, окажет влияние на всю дальнейшую религиозную политику региона.

81 Гавриленков А.Ф. Свобода совести и веротерпимость в Смоленской губернии (1905-1917 гг.). Смоленск: Маджента, 2018. С. 44-45; 48-49.

Литература и источники

Источники

1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. В 2 кн. / Подгот. изд. Н.Н. Покровского и С.Г. Петрова. Новосибирск; М.: Сибирский хронограф, РОСС-ПЭН, 19971998. Кн. 1. С. 162-163.

2. ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.129.

3. ГАНИСО. Ф.3196. Оп.1. Д.2.

4. ГАНИСО. Фонд. 3. Оп. 1. Д. 3346. Л. 26-28

5. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 373.

6. ГАНИСО. Ф.3196. Оп.1. Д.2.Л.54

7. Обзор Смоленской губернии за 1911 год. — Смоленск: Губернская типография, 1912. № IX. Ведомость о числе жителей по вероисповеданиям в Смоленской губернии за 1911 год.

8. Большевистский путь / Орган Вяземского окружкома ВКП(б) окрисполкома и окрпрофсовета. — Вязьма: Тип. Коммунального Треста, 1930 № 83 (234). Пятница 11 апреля, С.6

9. Большевистский путь / Орган Вяземского окружкома ВКП(б) окрисполкома и окрпрофсовета. — Вязьма: Тип. Коммунального Треста, № 26, Суббота 1 февраля. 1930, С.4

10. ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.103. Л. 7-70

11. ГАНИСО. Ф.2814. Оп.1. Д.78.Л.1-5

12. ГАНИСО. Ф.3204. Оп.1. Д.5. Л. 4-5.

Литература

13. Амельченков, В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006.

14. Гавриленков А.Ф. Отношение государственной власти к секте Пашковцев на территории Смоленской Губернии в начале XX века // История. Общество. Политика. 2019 №3(11). Брянск, 2019.

15. Гавриленков А.Ф. Православная церковь, сектантство и власть в Смоленской губернии (1905-1917 г.)// Теологический вестник Смоленской Православной Духовной семинарии 2021. №1. Смоленск, 2021.

16. Гавриленков А.Ф. Свобода совести и веротерпимость в Смоленской губернии (1905-1917 гг.).Смоленск, 2018.

17. Гамиловский Д.М. Положение старообрядчества в Смоленской губернии в 1905-1917 гг.//Вестник Русской христианской гуманитарной академии Спб., 2022.

18. Иванов С.Н. Хронология обновленческого «Переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2014.

19. Каиль М.В. Антирелигиозная агитация и пропаганда 1920-х годов: провинциальная практика, форма, динамика (на примере Смоленской губернии) // Известия Смоленского Государственного Университета 2010 № 1(9). Смоленск, 2010.

20. Лызлова Т.С. Реализация национальной политики Советской власти в отношении еврейского населения. 1917-1938 гг.: На материалах Смоленской области. дис.соиск.канд. ист. наук. Смоленск, 2004.

21. Мазырин А. Советское обновленчество: церковный феномен или инструмент госбезопасности? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2019.

22. Покровская С.В. Союз воинствующих безбожников СССР: Организация и деятельность (1925-1947). Дис. на соиск. канд. ист. наук. М., 2007.

23. Попов В.А. «Евангельский клич» И. С. Проханова как проект и попытка реализации идей Реформации в движении православных обновленцев начала 20-х гг. XX века// «Богословские размышления» №17. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». М., 2016.

24. Потапов Н.В. Эволюция политики советской власти по отношению к «сектантам» (евангельским христианам и баптистам) вначале 1920-х гг.// Теория и Практика общественного развития (2014, № 19). М., 2014.

25. Протасова А.В. Освобождение от воинской повинности по религиозным убеждениям сектантов христианского толка в первые годы советской власти в 1917-1924 rr.//University proceedings. Volga region. Humanities. Пенза, 2021.

26. Рябоконь В.В. Смоленская губерния и западная область в условиях антирелигиозной политики советского государства. Дис. на соиск. канд. бог. Минск, 2023.

27. Сипейкин А.В. Антирелигиозная и антицерковная политика советской власти:1917-1920 годы // Вестник ТвГУ. Тверь, 2016.

Makarov Yan Feodorovich, Master of History, Graduate Student

The religious situation and the results of the anti-religious

campaign in the Smolensk province (based on the materials of the secret report of the Union of

atheists of 1925)

Abstract. The article is devoted to the study of the circular letter of the Smolensk Union of Atheists of 1925, which is an important source for understanding the anti-religious activities of the 1920s. The document describes the religious situation in the Smolensk province, revealing the attitude of the UA towards the local religious denominations, and gives an estimation of the mistakes of the propaganda companies of the previous years, which is supplemented by recommendations for further work in the implementation of religious policy. The document was mentioned in some scientific works1, however, exclusively within the framework of studying the history of the Russian Orthodox Church, skipping other religious groups («sectarians», «Old Believers», etc.) and previously unpublished statistical reports, clarifying some data unknown to this moment (for example, the number of Pentecostal «shakers» and «Seventh-day Adventists») . In addition, this study reveals the contents of the circular, relies on some previously unpublished sources, revealing on their basis a number of provisions that allow for a better understanding of anti-religious activities in the province.

Keywords: anti-religious activities in the Smolensk region, religious policy of the 20s, Smolensk province, sectarians, Old Believers, national minorities, Judaism, Renovationism, anti-religious agitation.

References

• Amelchenkov, V.L. The Smolensk Diocese during the Great Patriotic War. Smolensk, 2006.

• Gavrilenkov A.F. The attitude of state power to the Pashkov sect in the territory of the Smolensk Province at the beginning of the XX century // History. Society. Politics. 2019 No.3(11). Bryansk, 2019.

• Gavrilenkov A.F. The Orthodox Church, sectarianism and power in the Smolensk province (1905-1917)// Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary 2021. No. 1. Smolensk, 2021.

• Gavrilenkov A.F. Freedom of conscience and religious tolerance in the Smolensk province (1905-1917 years).Smolensk, 2018.

• Russian Christian Humanitarian Academy of St. Petersburg, 2022. 18. Ivanov S.N. Chronology of the Renovationist "Revolution" in the Russian Church according to new archival documents. 17. Gamilovsky D.M. The situation of the Old Believers in the Smolensk province in 19051917.// Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy of St. Petersburg, 2022.

• Ivanov S.N. Chronology of the renovationist "Revolution" in the Russian Church according to new archival documents//Bulletin of the PSU II: History. The History of the Russian Orthodox Church. M., 2014.

• Kail M.V. Antireligious agitation and propaganda of the 1920s: provincial practice, form, dynamics (on the example of the Smolensk province) // Izvestiya Smolenskogo Gosudarstvennogo Universiteta 2010 No. 1(9). Smolensk, 2010.

• Lyzlova T.S. Implementation of the national policy of the Soviet government in relation to the Jewish population. 1917-1938: Based on the materials of the Smolensk region. dis.Candidate of Candidate of Historical Sciences. Smolensk, 2004.

• Mazyrin A. Soviet Renovationism: a church phenomenon or a tool of state security? // State, religion, church in Russia and abroad. M., 2019.

• Pokrovskaya S.V. Union of militant atheists of the USSR: Organization and activity (19251947). Dissertation for the degree. Candidate of Historical Sciences, M., 2007.

• Popov V.A. "The Evangelical cry" by I. S. Prokhanov as a project and an attempt to implement the ideas of Reformation in the movement of Orthodox renovationists of the early 20s of the XX century// "Theological reflections" No.17. Special issue "Reformation: Eastern European dimensions". M., 2016.

• Potapov N.V. Evolution of politics the Soviet government in relation to the "sectarians" (Evangelical Christians and Baptists) in the early 1920s.// Theory and Practice of social development (2014, No. 19). M., 2014.

• Protasova A.V. Liberation from military service according to religious beliefs of Christian sectarians in the early years of Soviet power in 1917-1924.//University proceedings. Volga region. Humanities. Penza, 2021.

• Ryabokon V.V. Smolensk province and the Western region in the context of the anti-religious policy of the Soviet state. Dissertation on the application. Candidate of God. Minsk, 2023.

• Sipeikin A.V. Antireligious and anti-church policy of the Soviet government: 1917-1920 // Bulletin of TvSU. Tver, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.