Религиоведческому знанию для школьников — быть или не быть?
Религиоведческому знанию для школьников —
быть или не быть?
Рец. на: Знания о религии в школах Беларуси: состояние и перспективы /
С. Г. Карасёва, Е. В. Шкурова, изд. Минск : Изд. центр БГУ, 2015. 163 с.
Основа монографии выстроена вокруг социологического исследования, посвященного перспективам введения в школах Беларуси предметов или комплексов, посвященных религии/религиям. Исследование также отражает специфику взаимоотношений государства и религиозных организаций в сфере образования (школьного) и опыт такого рода взаимодействия, учитывает религиозную ситуацию в стране в целом.
Создатели монографии представляют инициативную группу Центра религиоведческих исследований факультета философии и социальных наук БГУ и имеют за плечами опыт социологических исследований религии.
Авторы исследования ставят исходной посылкой предположение, что общество готово к таким изменениям в сфере образования, как включение знаний о религии/религиях в школьную программу, и берутся выяснить, в какой мере это действительно так.
Книга состоит из введения, двух основных частей, заключения, четырех приложений и списка литературы и иных источников.
Во введении к работе указан бэкграунд религиозной ситуации в белорусском обществе в целом, отмечены повышение интереса к религии в последние десятилетия и увеличение числа инициатив граждан и групп, прямо или косвенно связанных с религией (создание центров, проведение мероприятий, внедрение экспериментальных школьных предметов и т. п.).
В первой главе описаны правовые и законодательные аспекты, представлен анализ документов, регламентирующих права и свободы граждан в отношении религии и религиозных убеждений (приведены как нормы международного права, так и нормативные документы республики Беларусь). Здесь же авторы уделяют внимание специфике системы образования в республике Беларусь, рассматривают законы и постановления об образовании, обращая внимание на законодательные границы допустимости знаний/сведений о религии в образовательный процесс.
Вторая глава содержит результаты проведенного исследования и рефлексию относительно полученных результатов.
Социологическое исследование затрагивает следующие основные вопросы: наличие знаний о религии/религиях у респондентов, отношение к введению предмета о религии/религиях в школьную программу, мнение респондентов относительно объемов и условий включения знаний о религии в школьную программу. Участники — старшеклассники, родители и учителя. География и временные рамки исследования: Минск, 2011—2014 гг.
Рецензии
В исходной посылке к опросу авторы намеренно и совершенно справедливо разделяют знания о религии на религиозные и религиоведческие, оговариваясь, что, исходя из норм белорусского законодательства, легитимно интегрировать в образовательный процесс можно религиоведческий, но не религиозный (веро-учительный) компонент. С учетом данной посылки во многом строится логика исследования. Методика проведения опроса выбрана в соответствии с целью исследования.
В названии книги заявлены одновременно два вопроса: о состоянии и о перспективах знаний о религии (и соответственно, религиях, как следует из анкетного опроса) в школах. Знания о религии в образовательном процессе в самих школах в едином систематическом виде не представлены, хотя в некоторых школах наличестовали или наличествуют на момент исследования экспериментальные дополнительные занятия религиозной или, реже, религиоведческой направленности (такой феномен образовательной системы авторы исследования объясняют многозначностью формулировок законодательных документов об образовании).
Знания о религии у субъектов образовательного процесса — учителей и учащихся (а также их родителей), как видно из данных опроса и глубинных интервью, зачастую фрагментарные и разрозненные, отсутствуют единые представления о религии. Характерно, что на вопрос, знания о каких религиозных традициях наиболее распространены и доступны в обществе, разные группы респондентов — школьники и родители — отвечают по-разному (для одних на первом месте стоит буддизм, в то время как другие полагают наиболее широко известной традицией христианство в православном варианте).
Что касается готовности к введению знаний о религии в образовательный процесс, то здесь также наблюдается полифония мнений. Вопрос, востребованы ли знания о религии и религиях в обществе — смелый вопрос. В то же время это вопрос неоднозначный. В результатах исследования видна неравномерность интереса к потенциальному введению знаний о религии в школьную программу. Такая неравномерность распределения мнений обусловлена разными возрастными, социальными, культурными и иными характеристиками респондентов. Что примечательно, большинство респондентов не возражают против введения знаний о религии, мнения разделяются в вопросах формы и содержания преподаваемого материала.
В заключении представлены выводы по итогам исследования, указаны конкретные предложения и рекомендации по возможным условиям и формату включения курса о религии/религиях в школьную программу.
Положительным добавлением к тексту монографии является ряд приложений, в которые, помимо непосредственного цитирования в тексте, авторы включили ссылки на ресурсы, посвященные законодательству о религии в республике Беларусь, ссылки на публикации в СМИ и Интернет по проблеме исследования, а также указания на конкретные проектные методики и программы преподавания курсов о религии/религиях в школе.
Не вполне удобным для читателя образом организован список литературы, что, впрочем, не влияет на общее впечатление от знакомства с монографией,
Новый взгляд на религиоведческое образование
поскольку литература по каждому цитированию указана в достаточном объеме в сносках, что позволяет даже неподготовленному читателю в полной мере ознакомиться с тем или иным проблемным вопросом.
Монография интересна как своеобразный образец социо-гуманитарной экспертизы (выполненной в методологических рамках социологии религии), дающей довольно подробное видение ситуации, с учетом мнения различных групп в рамках одного общества, экспертизы, которую имеет смысл проводить не только перед внедрением, как в данном случае, новых образовательных комплексов в сферу школьного образования, но и перед реализацией практически любых социально-значимых проектов).
Авторы отмечают необходимость продолжения мониторинга общественного мнения и анализа процессов, связанных с темой исследования. Представляется небесполезным расширение выборки включением в опрос респондентов из регионов (не только учащихся, родителей и учителей, но и священнослужителей, и представителей традиционных и нетрадиционных для Беларуси религиозных общин, а также представителей власти).
К плюсам работы однозначно можно отнести нацеленность исследования в будущее. Будут ли знания о религии (и религиях) преподаваться в школах Беларуси? — вопрос, на который, возможно, пока нет однозначного ответа, но который несомненно формирует дискурс вокруг данной проблемы.
Книга будет полезна не только религиоведам, социологам и психологам религии, но и представителям системы образования (педагогам и руководителям школ) и представителям властных структур.
Ченцова Дарья Александровна
(аспирант Института философии СПбГУ; [email protected])
Новый взгляд на религиоведческое образование*
Рец. на: Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин, Р. В. Светлов, С. В. Пахомов изд. М.: Юрайт, 2016. 307 с. (Серия: Бакалавр. Академический курс).
Новый учебник для студентов по специальности «Религиоведение» — большое событие для российской науки и системы образования. Несмотря на большое количество опубликованных курсов лекций, пособий, методичек как по отдельным разделам, так и по этой дисциплине в целом, учебников на книжном рынке представлено не слишком много. Пожалуй, самым известным и многократно переиздаваемым является коллективный труд кафедры философии ре-
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-0300799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века».