Научная статья на тему 'РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА'

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахметов С. М., Погребной А. И., Минченко В. Г., Заднепровская Е. Л.

Цель исследования - выявить рекреационные предпочтения обучающихся вуза физической культуры на основе социологического инструментария как фактора развития молодежного туризма. Методика и организация исследования. Методология исследования базировалась на применении методологических принципов (единства теории и практики, объективности, комплексности, достоверности), научно обоснованной методики сбора информации, ее интерпретации на основе методов анализа, группировки, сравнения, математической статистики. Основной эмпирический метод - онлайн-опрос. Объем выборки - 800 студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в возрасте от 18 до 30 лет. Результаты исследования и выводы. В результате исследования выявлен относительно однородный сегмент потребителей рекреационных услуг, которые: предпочитают активные и экстремальные виды отдыха, что отвечает их возрастным потребностям и специфике учебного заведения, связанной с высокой двигательной активностью обучающихся; являются менее требовательной категорией потребителей, руководствуясь при выборе такими критериями, как стоимость, популярность направления, коллективные виды рекреации; потребительский сегмент обучающихся характеризуется низкой покупательной способностью, нетребовательностью к уровню комфорта, желанием планировать отдых самостоятельно. Полученная информация по исследованию рекреационных предпочтений студентов вуза физической культуры должна стать основой для разработки программ эффективного восстановления спортсменов после активных физических нагрузок, а также стратегии развития молодежного туризма как сегмента туристско-рекреационной деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахметов С. М., Погребной А. И., Минченко В. Г., Заднепровская Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATIONAL PREFERENCES AMONG PHYSICAL CULTURE INSTITUTE STUDENTS AS YOUTH TOURISM GROWTH DRIVER

Objective of the study was to apply sociological survey tools to determine the recreational preferences among physical culture institute students as a youth tourism growth factor. Methods and structure of the study. The research methodology was based on the application of the methodological principles (unity of theory and practice, objectivity, complexity, reliability), a scientifically substantiated data collection technique, its interpretation based on the methods of analysis, grouping, comparison, mathematical statistics. The main empirical method was an online survey. The sample size was 800 students of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism aged 18-30 years. Results and conclusions. The study revealed a relatively homogeneous segment of recreational service consumers, who prefer activity and adventure holidays that meet their age and educational needs associated with the high level of motor activity; who are a less demanding category of consumers, guided by such criteria as cost, top destinations, group recreational activities; the consumer segment of students is characterized by low purchasing power, low requirements to the level of comfort, desire to plan leisure activities all by themselves. The obtained data on the recreational preferences among physical culture institute students should be used as a basis for the development of effective recovery programs for athletes engaged in intense physical activity, as well as a strategy for the development of youth tourism as a segment of tourism and recreation activities in the region.

Текст научной работы на тему «РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА»

рекреационные предпочтения студентов вуза физической культуры как фактор развития молодежного туризма

УДК/UDC 378.037.1

Поступила в редакцию 07.06.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ахметов1

Доктор педагогических наук, профессор А.И. Погребной1

Кандидат педагогических наук, профессор В.Г. Минченко1

Кандидат экономических наук, доцент Е.Л. Заднепровская1

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

RECREATIONAL PREFERENCES AMONG PHYSiCAL CULTURE iNSTiTUTE STUDENTS AS YOUTH TOURISM GROWTH DRIVER

Dr. Hab., Professor S.M. Akhmetov1

Dr. Hab., Professor A.I. Pogrebnoy1

PhD, Professor V.G. Minchenko1

PhD, Associate Professor E.L. Zadneprovskaya1

1Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить рекреационные предпочтения обучающихся вуза физической культуры на основе социологического инструментария как фактора развития молодежного туризма.

Методика и организация исследования. Методология исследования базировалась на применении методологических принципов (единства теории и практики, объективности, комплексности, достоверности), научно обоснованной методики сбора информации, ее интерпретации на основе методов анализа, группировки, сравнения, математической статистики. Основной эмпирический метод - онлайн-опрос. Объем выборки - 800 студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в возрасте от 18 до 30 лет.

Результаты исследования и выводы. В результате исследования выявлен относительно однородный сегмент потребителей рекреационных услуг, которые: предпочитают активные и экстремальные виды отдыха, что отвечает их возрастным потребностям и специфике учебного заведения, связанной с высокой двигательной активностью обучающихся; являются менее требовательной категорией потребителей, руководствуясь при выборе такими критериями, как стоимость, популярность направления, коллективные виды рекреации; потребительский сегмент обучающихся характеризуется низкой покупательной способностью, нетребовательностью к уровню комфорта, желанием планировать отдых самостоятельно.

Полученная информация по исследованию рекреационных предпочтений студентов вуза физической культуры должна стать основой для разработки программ эффективного восстановления спортсменов после активных физических нагрузок, а также стратегии развития молодежного туризма как сегмента туристско-рекреационной деятельности в регионе.

Ключевые слова: рекреация, молодежный туризм, рекреационные предпочтения, обучающиеся вуза физической культуры, опрос.

Abstract

Objective of the study was to apply sociological survey tools to determine the recreational preferences among physical culture institute students as a youth tourism growth factor.

Methods and structure of the study. The research methodology was based on the application of the methodological principles (unity of theory and practice, objectivity, complexity, reliability), a scientifically substantiated data collection technique, its interpretation based on the methods of analysis, grouping, comparison, mathematical statistics. The main empirical method was an online survey. The sample size was 800 students of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism aged 18-30 years. Results and conclusions. The study revealed a relatively homogeneous segment of recreational service consumers, who prefer activity and adventure holidays that meet their age and educational needs associated with the high level of motor activity; who are a less demanding category of consumers, guided by such criteria as cost, top destinations, group recreational activities; the consumer segment of students is characterized by low purchasing power, low requirements to the level of comfort, desire to plan leisure activities all by themselves. The obtained data on the recreational preferences among physical culture institute students should be used as a basis for the development of effective recovery programs for athletes engaged in intense physical activity, as well as a strategy for the development of youth tourism as a segment of tourism and recreation activities in the region.

Keywords: recreation, youth tourism, recreational preferences, physical culture institute students, survey.

Введение. Учебный процесс в вузе физической культуры связан с активной двигательной деятельностью, вызывающей утомление [5]. Поэтому определенную роль в социокультурных процессах обучающихся вуза физической культуры занимают интегративные формы ее рекреации, как одно из направлений молодежного туризма. Молодежный туризм ориентирован на ярко выраженные рекреационные потребности, обусловленные возрастными особенностями группы населения в возрасте 18-30 лет: потребности в физическом

развитии и самоутверждении, в восстановлении сил, познании, желании проводить свободное время с максимальной пользой для себя, в активных видах рекреации, что особенно актуально для обучающихся вуза физической культуры [2-4].

Изучение вопроса рекреационных предпочтений обучающихся вуза физической культуры как потенциальных потребителей туристских услуг в сегменте молодежного туризма не проводилось. Это обстоятельство является важным аргументом в пользу проведения данного исследования.

8

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

Цель исследования - выявить рекреационные предпочтения обучающихся вуза физической культуры на основе социологического инструментария как фактора развития молодежного туризма.

Методика и организация исследования. Социологическое исследование осуществлено на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Онлайн-опрос студентов вуза был направлен на выявление их рекреационных предпочтений с последующей обработкой данных. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием научно обоснованной методики проведения опроса, как метода получения первичных данных и их интерпретации при помощи сервиса Яндекс. Формы стандартных программ обработки - Excel, Statistica. В опросе приняли участие 800 студентов вуза в возрасте от 18 до 30 лет. Выборка случайная, без повторений. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурой случайного отбора.

Результаты исследования и их обсуждение. Онлайн-опрос позволил синтезировать информацию о личных характеристиках респондентов, частоту использования ими рекреационных услуг, факторы потребительского выбора, предпочтения видов отдыха и рекреационных территорий, основные каналы, используемые с целью приобретения ре-креационныхуслуг

Большинство респондентов (86 %) составили граждане от 18 до 25 лет (в том числе 37,25 % - мужчины, 48,76 % -женщины), остальные 14 % - граждане возрастом 26-30 лет (в том числе 10,85 % - мужчины, 3,14 % - женщины). 48,13 % опрошенных - мужчины, 51,87 % - женщины.

Большинство студентов предпочитают путешествовать (97,13 %), в том числе один раз в год - 61,63 %, несколько раз в год - 24,13 %, один раз в несколько лет - 11,39 %. 2,87 % респондентов не путешествуют совсем. Выявлено большее желание путешествовать у студентов в возрасте 18-25 лет. Так, в данной возрастной категории один раз в год путешествуют 23 % мужчин и 29,25 % женщин, несколько раз в год -9,5 % мужчин и 12,25 % женщин, один раз в несколько лет путешествуют 3,13 % мужчин и 6,75 % женщин. Существенных различий в частоте путешествий по половому признаку между обучающимися не выявлено.

Студенческая молодежь вуза физической культуры предпочитает активные и экстремальные виды отдыха - 39,25 % и 34,63 % соответственно, что во многом подтверждает специфику вуза. Лишь 1,12 % респондентов указали, что им в большей степени интересны иные виды отдыха (кибер-спорт, страйкбол, рыбалка и пр.). Женщины отдают предпочтение активному (20,25 %) и комбинированному (16,88 %) отдыху; мужчины - активному (19 %) и экстремальному (23,62 %) отдыху. Пассивный отдых интересен лишь для 1,5 % мужчин и 3,25 % женщин (см. рисунок).

Обучающиеся, как сегменты потребительского рынка рекреационных услуг, характеризуются низкой покупательной способностью, нетребовательностью к уровню комфорта. 81,24 % респондентов планируют отдых самостоятельно, 18,76 % предпочитают организованный турфирмой отдых. Это подтверждает также тот факт, что большинство студентов использует два канала приобретения рекреационных

Начальные данные расчетов однофакторного дисперсионного анализа

Активный Пассивный Экстремальный Комбинированный Иной вид

Предпочитаемые виды отдыха, % (составлено авторами)

услуг - самостоятельно (48,25 %) и через Интернет (44,5 %). Лишь 7,25 %о используют услуги турфирм, особенно женщины (5,62 % опрошенных против 1,63 0% среди мужчин).

В числе факторов, влияющих на потребительский выбор, выявлены цена (38 %), популярность направления (29,62 %), комфорт и качество услуг (23 %), насыщенность программы (9,25 %%). 0,13 %% обучающихся в числе определяющих факторов рекреации назвали также живописный пейзаж, хорошую компанию, транспортную доступность, соревновательный дух, соответствие отдыха личным интересам. При этом более требовательными к комфорту и качеству рекреационных услуг оказались женщины (21,5 %% опрошенных против 1,5 %% среди мужчин).

Популярными видами отдыха оказались путешествия продолжительностью три-семь дней (49,01 %) и от семи дней (44,25 %), причем это особенно характерно для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Лишь 6,74 % готовы потратить на поездку от одного до трех дней. Женщины в меньшей степени предпочитают длительный отдых (12,5 %), чем мужчины (23,62 %). Востребованными туристскими районами являются горные районы Краснодарского края (45,88 %) и побережье Черного моря (40,51 %). Существенных различий между мужчинами и женщинами по данному критерию не выявлено.

Статистический анализ методом однофакторного дисперсионного анализа [1] позволил определить зависимости между рассматриваемыми переменными - ответы респондентов на вопросы о стоимости, комфорте, программе и популярности направления. Выявлена зависимость критериев пола и возраста (к) на выбираемые стоимость, комфорт, программу и популярность направления (Ху). В ходе расчетов в программном комплексе Statistica 12 были получены следующие данные (см. таблицу).

Результаты сгруппированы для каждого пола и возраста по количеству наблюдений. Выходные данные о факторной и остаточной дисперсии позволили судить о влиянии критерия пола и возраста на выбираемые стоимость, комфорт, программу и популярность направления: группа респондентов в возрасте 18-25 лет (мужчины и женщины) отдает предпочтение бюджетному отдыху, невысокому качеству сервиса, интересной программе и популярному направлению. Доля влияния заданных критериев составила 71 %, вклад остаточной дисперсии, обусловленной случайными влияниями, составил 29 %.

Выводы. Анализ результатов онлайн-опроса позволил авторам сформулировать следующие выводы: 1) наибольший интерес у студентов спортивного вуза вызывают активные и экстремальные виды отдыха; 2) обучающиеся предъявляют меньше требований к качеству рекреационных услуг, отдавая предпо-

Возраст и пол (k) Исходные данные X.. Число наблюдений n Сумма по вариантам Сумма квадратов по вариантам Средние по вариантам

М 18-25 25; 1,5; 4,25; 6,5 4 37,25 687,5625 9,31

М 26-30 9,75; 0;0,5; 0,62 4 10,87 95,6969 2,72

Ж 18-25 3,25; 19,25; 4; 22,25 4 48,75 892,1875 12,19

Ж 26-30 0; 2,25; 0,5; 0,38 4 3,13 5,4569 0,78

Общее: 16 100 1680,9038 25,00

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

чтение стоимости, популярности направления, коллективному отдыху, возможности планировать отдых самостоятельно, используя два канала приобретения рекреационных услуг - самостоятельно и через Интернет; 3) самыми аттрактивными для рекреации являются морское побережье и горные районы.

Учет потребностей студенческой аудитории в рекреационных услугах необходим как для разработки программ эффективного восстановления спортсменов после активных физических нагрузок, так и для выбора верной ориентации развития туристско-рекреационных комплексов в регионах, ориентированных на сегмент молодежного туризма.

Литература

1. Лысенко В.В. Метрологические основы измерений в физической культуре и спорте: учебник. / В.В. Лысенко, И.Г. Павельев. - Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 470 с.

2. Погребной А.И. Молодежный туризм как сегмент молодежной культуры / А.И. Погребной, В.Г. Минченко, Т.Н. Поддубная и др. // Социальная работа в современном российском обществе: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2020. - С. 65-74.

3. Погребной А.И. Тенденции развития молодежного туризма в Краснодарском крае: монография / А.И. Погребной, В.Г. Минченко, Т.Н. Поддубная. - Краснодар: ФГБОУ ВО КГУФКСТ, 2020. - 104 с.

4. Поддубная Т.Н. Теоретическое обоснование категории «молодежный туризм» как социально-экономического феномена / Т.Н. Поддубная, Ф.Р. Хатит // Бизнес. Образование. Право. -2021. - № 1 (54). - С. 20-24.

5. Столяров В.И. Спорт для здоровья и рекреации в системе физического воспитания студенческой молодежи / В.И. Столяров,

С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 5. - С. 37-43.

6. Фролов А.А. Рекреационные потребности населения как фактор современного развития / А.А. Фролов // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2010. - № 4. - С. 246-250.

References

1. Lysenko V.V., Pavelyev I.G. Metrologicheskie osnovy izmereniy v fizicheskoy kulture i sporte [Metrological foundations of measurements in physical education and sports]. Textbook. Krasnodar: Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism publ., 2018. 470 p.

2. Pogrebnoy A.I., Minchenko V.G., Poddubnaya T.N. et al.; Nagorno-va A.Y. [ed.] Molodezhny turizm kak segment molodezhnoy kultury [Youth tourism as segment of youth culture]. Sotsialnaya rabota v sovremennom rossiyskom obshchestve [Social work in modern Russian society]. Ulyanovsk: Zebra publ., 2020. pp. 65-74.

3. Pogrebnoy A.I., Minchenko V.G., Poddubnaya T.N. Tendentsii razviti-ya molodezhnogo turizma v Krasnodarskom krae [Trends in development of youth tourism in Krasnodar Territory]. Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism publ., 2020. 104 p.

4. Poddubnaya T.N., Khatit F.R. Teoreticheskoe obosnovanie kategorii «molodezhny turizm» kak sotsialno-ekonomicheskogo fenomena [Theoretical substantiation of youth tourism category as socio-economic phenomenon]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. No. 1 (54). pp. 20-24.

5. Stolyarov V.I., Barinov S.Y., Oreshkin M.M. Sport dlya zdorovya i rekreatsii v sisteme fizicheskogo vospitaniya studencheskoy molodezhi [Sports for health and recreation in academic physical education system]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. No. 5. pp. 37-43.

6. Frolov A.A. Rekreatsionnye potrebnosti naseleniya kak faktor sovre-mennogo razvitiya [Recreational needs of population as factor in modern development]. RISK: Resursy. Informatsiya. Snabzhenie. Konkurentsiya. 2010. No. 4. pp. 246-250.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

обучение передвижениям баскетболиста в условиях дистанционных занятий

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Болгов1 А.М. Карагодина2 А.В. Буров1

1Волгоградская государственная академия физической

культуры, Волгоград 2Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

УДМ^С 796.011.3

Ключевые слова: баскетбол, техника передвижений, самостоятельные занятия, самоконтроль.

Введение. В сложившихся условиях самоизоляции преподаватели и учащиеся оказались в затруднительном положении непрямого взаимодействия. В результате возникла необходимость подбора средств и методов для самостоятельного освоения техники основных приемов игры, отличительной особенностью которых является отсутствие сложной материально-технической базы, возможность выполнения упражнений в домашних условиях и наличие доступных тестов самоконтроля [1].

Цель исследования - обосновать методику самостоятельного освоения и контроля техники передвижений в баскетболе в условиях дистанционных занятий.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по курсу ТиМ ОБВС (теория и методика обучения базовым видам спорта): баскетбол. Экспериментальной группе (ЭГ) студентов (п=60) была предложена программа средств: ОФП (ходьба, бег, упражнения для укрепления голеностопного и коленного суставов); развития статической выносливости в стойке игрока; перемещения в стойке вправо-влево, вперед-назад, в том числе с использованием силовых резиновых жгутов; перемещения с изменением скорости и направления движения; прыжки вверх, толчком с одной и двух ног; перемещения в сочетании с остановками и прыжками; ис-

TEAcHING basketball movements under DisTANcE LEARNiNG

PhD, Associate Professor A.N. Bolgov1 A.M. Karagodina2 A.V. Burov1

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd 2Volgograd State Technical University, Volgograd

Поступила в редакцию 15.06.2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользование упражнений на равновесие. Контрольная группа (КГ, п=60) занималась по общепринятой методике.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате в ЭГ развитие общей выносливости (по тесту Купера) у юношей выше на 34,1 %, у девушек - на 23,2 %. Развитие взрывной силы мышц ног (прыжок вверх) у юношей выше на 15,8 0%, статической (полуприсед с опорой) - на 13,7 %, а у девушек -на 13,5 и 25,3 % соответственно. Время выполнения защитных перемещений в экспериментальной группе у юношей на 0,8 с быстрее, чем в контрольной. Девушки экспериментальной группы выполняют работу в защите на 1,3 с быстрее. Студенты экспериментальной группы выполняют защитные перемещения быстрее при сохранении двигательной структуры техники приема. Техника выполнения приема в экспериментальной группе в среднем на 1,9 балла выше контрольной.

Выводы. При правильной организации учебного процесса, основанной на самостоятельной работе студентов, с дистанционной консультацией преподавателя, есть возможность подбирать средства и методы для повышения уровня владения техническими приемами игры и их контроля в условиях дистанционного обучения.

Литература

1. Вавилов А.Л. Факторный анализ тестов технической подготовленности баскетболистов / А.Л. Вавилов, О.В. Анфилатова, С.А. Вавилова // Человек. Спорт. Медицина. - 2019 - Т. 19, № 2 - С. 55-62. DOI: 10.14529Д^т19020.

Информация для связи с автором: [email protected]

10

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.