Научная статья на тему 'Рекреативные функции в системе функций СМИ: теория и концепции'

Рекреативные функции в системе функций СМИ: теория и концепции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4335
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ СМИ / РЕКРЕАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ / РЕКРЕАЦИЯ / РАЗВЛЕЧЕНИЕ / ГЕДОНИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федотова Наталья Александровна

Статья содержит анализ теоретических концепций и мнений исследователей журналистики о рекреативных функциях СМИ. Выявление существенно значимых элементов позволяет дать системную характеристику группе рекреативных функций, раскрыть их содержание и обозначить возможные цели и эффекты рекреативной деятельности СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекреативные функции в системе функций СМИ: теория и концепции»

уголовного обвинения компетентным судом вряд ли может быть сравнима с тем уровнем проверки достоверности сведений, которую должен соблюдать журналист при выражении своего мнения по вопросу, представляющему общественный интерес, в особенности при высказывании своей позиции в форме оценочного суждения. Стандарты, применяемые при оценке деятельности государственного служащего с точки зрения морали, отличаются от тех, которые применимы для установления виновности в совершении уголовного преступления в соответствии с уголовным правом».

Вывод, к которому мы приходим, состоит в необходимости закрепления в национальном законодательстве особых «стандартов доказывания» по делам о защите чести и достоинства представителей власти. Эти стандарты должны включать в себя следующие положения:

1. Обеспечение ответчику реальной возможности предоставить в суд доказательства достоверности своих утверждений.

2. По делам, где затрагиваются проблемы особой общественной значимости, бремя доказывания соответствия сведений действительности должно быть перераспределено. В этих случаях истец сам должен доказывать, что порочащие его сведения не соответствуют действительности.

3. Даже если высказывание по общественно значимому вопросу признано недостоверным, ответчик все же вправе рассчитывать на освобождение от ответственности при условии, что он действовал добросовестно во всех отношениях: в плане способа и формы распространения материала. К СМИ, в частности, предъявляются жесткие требования по удовлетворению права общества на получение информации, поэтому они зачастую не могут ждать подтверждения достоверности каждого предполагаемого факта до опубликования всех сведений по данному вопросу. Действия СМИ в соответствии с принятыми профессиональными стандартами обычно удовлетворяют критерию добросовестности. Однако в России от редакции или журналистов зачастую требуют компенсации морального ущерба, независимо от того, распространили ли они, преднамеренно и сознательно, ложную информацию, просто не сумели доказать достоверность своих утверждений или сделали «честную» ошибку.

Примечания

1См.: http://www.stringer.ru/publication.mhtml? РаЛ=48&РиЪГО=15432.

Наталья Александровна Федотова

Белорусский государственный университет

РЕКРЕАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ СМИ: ТЕОРИЯ И КОНЦЕПЦИИ

Статья содержит анализ теоретических концепций и мнений исследователей журналистики о рекреативных функциях СМИ. Выявление существенно значимых элементов позволяет дать системную характеристику группе рекреативных функций, раскрыть их содержание и обозначить возможные цели и эффекты рекреативной деятельности СМИ.

Ключевые слова: функции СМИ, рекреативные функции СМИ, рекреация, развлечение, гедонизм.

Современная практика доказывает исключительную востребованность рекреативных возможностей средств массовой информации. Причем в их реализации заинтересованы не только издатели, ориентированные на коммерческую целесообразность информационного продукта. Внимание к рекреативным функциям очевидно и со стороны создателей медийного контента, поскольку рекреативная компонента необходимо присутствует во всяком качественно созданном тексте. Интерес массовой аудитории к рекреа-

тивным текстам также очевиден и естественен, поскольку удовлетворяет потребности самого разного уровня - от физиологических до познавательных и духовных. Возникает вопрос, какое место и какую роль рекреативным функциям отводят исследователи журналистики? Каково содержание этих функций? Достижение каких целей и эффектов возможно при их конструктивной либо дисфункциональной реализации?

В теории журналистики и массовой коммуникации функцию, реализация которой на-

правлена на рекреацию, отдых, развлечение, восстановление психофизического баланса, в своих концепциях выделяют и зарубежные, и российские ученые. Однако обозначают ее по-разному. Причем одни из них говорят о функциях СМИ, СМК, другие - о функциях журналистики, прессы. По нашему представлению, употребление как синонимов этих разных по своему содержанию понятий допустимо, поскольку, предположительно, суть и содержание рекреативных функций не находятся в прямой зависимости от информационного канала. На наш взгляд, существенной характеристикой при анализе подходов к рекреативным функциям является различие представлений о целях и эффектах рекреативной деятельности СМИ. В статье будут рассмотрены различные характеристики исследователей, из которых мы «выберем» существенно значимые элементы, чтобы придти к системной характеристике этой группы функций.

Зарубежные исследователи предложили учитывать рекреативный потенциал журналистики еще во время становления либертарианской теории, в соответствии с которой функции прессы заключались в том, чтобы информировать, просвещать и развлекать. Концепция социальной ответственности внесла поправку, согласно которой пресса играет значительную роль в предоставлении развлечения, но с условием, что это «хорошее развлечение». Тем самым была отмечена амбивалентность рекреативных ресурсов и существенное расхождение между подлинными общественными потребностями и интересами и тем, как их понимают представители кино, прессы и телевидения.

В 1950-60-е гг., согласно идее У. Стивенсона, развлекательная, а не просветительская функция была названа главной, привлекающей внимание большей части аудитории масс-медиа. К. Райт одной из функций, выполняемых масс-медиа, также назвал развлечение как свидетельство того, что многие используют СМИ для удовольствия. Уход от реальности -еще один вариант названия функции, которая предполагает, что СМИ дают возможность людям забыть о повседневных проблемах. Исследователи называют также функцию редукции тревоги и функцию игры, реализация которых позволяет забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышленном мире, создаваемом СМИ1.

В силу специфики целей и задач советской печати на протяжении нескольких десятилетий

доминировала тройственная система основных функций журналистики, которая была сведена к известной ленинской формуле - пропагандист, агитатор и организатор. Специалисты отмечают, что с самого начала пролетарской революции средства массовой коммуникации понимались как инструмент для осуществления социальных изменений и социального контроля. Их использование для развлечения считалось непристойным, примерно так же, как расслабленность считалась подозрительной в большевике. Другими словами, то, что за рубежом казалось «по-человечески интересным», в советской реальности было не позитивно и не конструктивно2.

Однако это утверждение содержит явное противоречие. Как свидетельствует история, именно период революций начала XX века вызвал в России расцвет сатирической журналистики. В 1905-1906 годах возникло около 300 сатирических журналов и листков3. В 1920-е гг. начал выходить старейший сатирический журнал «Крокодил»4. Журналистика первых советских десятилетий представлена фельетонами и очерками Л. Рейснер, Д. Фурманова, М. Булгакова, М. Зощенко, М. Кольцова, Ю. Олеши, В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова и других. Надо сказать, писательский уровень журналистики того времени позволял осуществлять не только идеологические цели, но и реализовывал ряд сопутствующих задач, в том числе рекреативных. Достаточно вспомнить 4-ю страницу «Труда» первых лет существования и через десятилетия созданную 16-ю страницу «Литературной газеты».

Дальнейшее развитие советской теории журналистики привело к выработке новых концепций и моделей функций журналистики. Уже в 1960-х годах Г. И. Хмара предлагает выделить пять основных функций системы массовой коммуникации, где среди прочих указана гедонистическая функция, то есть функция эмоционального удовлетворения или наслаждения, которое вызывает воздействие той или иной информации. «Эта функция, бесспорно, содействует восприятию, усвоению, запоминанию полученных сведений или знаний и влияет на реальное поведение личности»5, - считает автор.

Ю. А. Шерковин рассматривает функции в двух планах: социальном и социальнопсихологическом. Функции, действительные для социального плана, включают в себя функцию развлечения, которую автор связывает с

предоставлением аудитории возможности для эмоциональной разрядки, необходимость в которой возрастает с усложнением цивилиза-ции6. Н. Н. Богомолова одной из социальнопсихологических функций массовой коммуникации называет функцию эмоциональной разрядки или релаксации, поясняя при этом, что осуществляется эта функция через публикации и передачи развлекательного порядка7.

Полифункциональная модель журналистики Е. П. Прохорова выстроена по принципу взаимодействия журналистики с «потребителями» массовой информации - социальными институтами и массовой аудиторией. В числе прочих обязанностей ученый называет культурнорекреативную функцию журналистики, полагая, что она способствуют не только развитию культуры в самых различных ее областях (духовной, правовой, культуры отдыха, досуга и быта и т. д.), но и восстановлению духовных и физических сил, отдыху после трудового дня. В своей более поздней работе Е. П. Прохоров, не меняя в корне содержание понятия, выделяет рекреативную функцию журналистики, цель которой - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия.

Специфика данной функции обозначена исследователем так: рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (например, при разгадывании интеллектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах). При этом подчеркнуто, что только гуманистически ориентированная журналистика способна избавиться от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуатации эротизма, смакования сцен насилия и ужаса, фантазий, страха или, наоборот, преувеличенной сентиментальности, сусальности, слезливой чувствительности, бегства от реальности в мир грез.

Б. А. Грушин главным пафосом деятельности средств массовой коммуникации считает «воздействие на сознание людей, придание этому сознанию желательных качеств, приближение его к идеалу, соответствующему политическим, культурным, идеологическим нормам»8. Подобный подход позволил исследователю выделить пять всеобъемлющих функций. Среди прочих он называет функцию создания определенного эмоционально-психологического то-

нуса у аудитории, на которую передается сообщение. При этом автор отмечает неточность отождествления выделенной им функции с так называемым развлечением. «Изменение комплекса психологических, физиологических и тому подобных характеристик (типа усталости, раздражения, озабоченности, плохого настроения) достигается, как известно, и иными путями - с помощью эффектов отвлечения, рассеяния или переключения внимания, создания ситуации для выхода чувств и переживаний. В этом смысле спортивные передачи выполняют названную функцию в той же мере, что и “Кабачок 13 стульев”»9, - считает социолог.

Концепция функций СМИ И. Д. Фомичевой включает функцию психического регулирования. Автор полагает, что целевая функция СМИ, состоящая в обеспечении и реализации активности личности, необходимо предполагает наличие такой функции: «Данная сторона деятельности СМИ обуславливается необходимостью поддержания такого тонуса личности, который способствует позитивной и активной ее общественной деятельности, готовности к сотрудничеству с другими людьми. Отмеченная необходимость усиливается повышением объема, разнообразия, темпов смены контактов между людьми, общим повышением сложности тех задач, которые решает человек в своем индивидуальном и коллективном бытии»10.

Наиболее тесно эффекты психического регулирования связаны с художественной информацией, способны создавать различные психические эффекты - от простого отвлечения до переживания на уровне катарсиса. Эффект зависит не только от содержания произведений, но и от мотивов их использования, характера усвоения, глубины понимания и т. п.

И. Д. Фомичева обращает внимание на то, что психическое регулирование включает не только воздействие на психоэмоциональный тонус людей, формирование настроений и чувств, речь также идет о моментах интеллектуальной настройки, тренировке мыслительных способностей (этой задаче служат игровые передачи, отделы юмора в газете, кроссворды и т. п.)11. Этот результат достигается через влияние не только содержания, но и форм подачи, приоритетов в отборе контента, дизайна, повторяемости выпусков в привычное время, в привычном месте, что способствует ощущению нормы, порядка.

Автор обращает внимание на то, что СМИ, действующие в разных общественных услови-

ях, решают задачи психического регулирования в соответствии со своими стратегическими целями. Вопрос состоит в том, какого тонуса и направленности, настроения личности хочет добиться коммуникатор. Стимулирует ли он положительную социальную активность или активность негативную, состояние страха, стремление к изоляции (эскапизм), чувство безнадежности, апатию. Например, постоянное использование новостей криминального характера способно привести к негативным результатам. Превышение порога восприятия тревожных новостей может вызвать эффект наркотизации, когда психика становится менее чувствительной к такого рода информации, а также апатию, эффект эскапизма - уход от реальной жизни в развлечения, отвлечения12.

Г. Пёршке рассматривает журналистику как общественное производство продукта, способного удовлетворить человеческие потребности и выделяет идеологические, политические, культурные и социальные функции. Он подчеркивает участие журналистики в развитии человека, в проявлении его личности, зависящей от многообразия общественных связей, в формировании образа жизни. По мысли исследователя, это выражается в действиях журналиста, направленных на образование, воспитание, развлечение, в так называемых культурных функциях13. Так, развлечение наряду с образованием и воспитанием признано важным компонентом культуры.

М. М. Назаров строит классификацию функций СМК на двух уровнях: уровне социума и уровне индивида. Он перечисляет пять основных функций массовой коммуникации в обществе, среди которых рекреативная, которая понимается как создание возможностей для отдыха и развлечения, снижение социальной напряженности. На индивидуальном уровне функции массовой коммуникации предполагают удовлетворение ряда потребностей, одна из них -функция развлечения, которая содействует эмоциональной разрядке, заполнению свободного времени, эскапизму, получению эстетического наслаждения, сексуальному возбуждению.

Говоря о дисфункциях СМК (т. е. о нарушении в деятельности системы), автор имеет в виду, что это «измерение» отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций. Дисфункциональность деятельности СМК проявляется, например, в том, что функция развлечения может преобразовываться в функцию «контроля сознания»14.

Л. Н. Федотова в классификации функций предлагает выделить функцию снятия напряжения, которая может быть названа по-другому: рекреативной, развлекательной, устанавливающей эмоционально-рациональный баланс. По мнению автора, она важна настолько, насколько важным является досуг в условиях многочисленных стрессов, вызванных урбанизацией. Пренебрежение ею дорого обходится конкретному каналу - в результате люди, как правило, просто находят другие источники ин-формации15.

С. Г. Корконосенко выделяет четыре роли прессы: производственно-экономическую,

информационно-коммуникативную, регулирующую и духовно-идеологическую. Автор считает, что социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к определению ее функций, поскольку на объективные возможности прессы накладываются интересы, воля, возможности тех, кто вступает с ней во взаимодействие. Иными словами, журналистика предлагает великое богатство своих «способностей», а конкретный социальный субъект выбирает из них те, которые ему более необходимы16.

В концепции С. Г. Корконосенко отдельная группа функций объединена понятием психологической разрядки. Сюда автор относит развлечение и релаксацию, функцию психогигиены и гедонистическую функцию: «Трудно переоценить значение гедонистической функции в современной журналистике. И социальная система, и отдельный человек испытывают все большую потребность в том, чтобы жизнь доставляла удовольствие». Несмотря на то, что гедонистическую функцию зачастую сводят к бездумному развлечению, Корконосенко полагает, что ее содержание намного богаче. На самом деле удовольствие могут доставлять весьма трудоемкие и для журналиста, и для читателя операции. Например, мы получаем удовольствие от изысканного дизайна журнальной обложки или телевизионной студии, манеры ведущего произносить слова или блистательной игры ума в полемической публикации. Высокое наслаждение доставляет также разговор с интересным собеседником - рассказчиком, знатоком, самобытным мыслителем17.

Е. В. Ахмадулин выделяет ряд функций от факторов различных общественных интересов, среди которых группа функций от культурнообразовательного фактора. Здесь в числе других указана рекреативная функция, которую

автор считает синонимичной функции релаксации и гедонистической функции. Автор полагает, что рекреативную функцию выполняют произведения развлекательного плана (кроссворды, анекдоты, юмор - в печати, концерты легкой музыки, эстрадные шоу, трансляции спортивных соревнований, сериалы, приключенческие и детективные фильмы, викторины и конкурсы). Роль и значение этой функции достаточно важны в условиях, когда человек постоянно испытывает многочисленные стрессы от урбанизации и темпов инновационных процессов в современном мире18.

Помимо рассмотренных концептуальных подходов к построению системы функций СМИ, рекреативную функцию учитывают и другие российские исследователи (Г. В. Куз-нецов19, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина20, Г. В. Лазутина21, В. Т. Третьяков22, Л. В. Цвик23,

А. А. Шерель24).

Из вышесказанного заключаем, что при рассмотрении функций СМИ ученые традиционно выделяют из их системы те, что предназначены для развлечения, отдыха, снятия напряжения, получения удовольствия, эстетического наслаждения, и называют их гедонистической, развлекательной, рекреативной, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, релаксационной, снятия напряжения, психического регулирования, психологической разрядки. При этом характеристики функций, имеющих разнообразные наименования, дают основания полагать, что речь в каждом отдельном случае ведется о сторонах, составных частях сложно организованной и многосторонне реализуемой группы функций.

Разнообразие характеристик предположительно обусловлено предпочтительным вниманием к одной стороне сложного, многогранного явления «рекреация» и при этом его недостаточной понятийно-теоретической проработкой, невниманием к работам других исследователей. Размытость смысловых границ термина «рекреация» обусловливает произвольную трактовку и расхождения в названиях данного социального феномена. И вследствие этого - умножению вариантов названия изучаемых функций СМИ. По нашему мнению, весь комплекс упомянутых функций можно свести к единому обобщающему наименованию, и обозначить как рекреативные функции средств массовой информации.

Поскольку рекреация - это сложное социокультурное явление, включающее в себя раз-

нообразные формы, называть, как часто бывает, анализируемую функцию развлекательной - значит сужать ее содержание, так как развлечение лишь одна из форм рекреации.

Точно также недостаточно понятия «релаксация». Релаксация (лат. relaxatio - «уменьшение напряжения, ослабление») - процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения; достижение состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок25. Под релаксацией также понимают состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью организма26. Согласно одному из значений английского слова relaxation - это отдых от работы, передышка, развлечение27. Из чего следует, что релаксация как состояние пониженной психофизиологической активности организма близка понятию «отдых», а значит, мы вправе считать ее одной из форм рекреации. Приведенные значения позволяют заключить, что снятие напряжения -одна из сторон процесса релаксации, следовательно, рекреация и в этом случае значительно шире по своему содержанию.

Теперь обратимся к толкованию понятия «гедонизм» (от греч. hedone - «наслаждение»). Это этическая установка, с точки зрения которой основой природы человека является стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу28. Следовательно, называя анализируемую функцию гедонистической, допускается необоснованное сужение смысла, поскольку в таком случае имеется в виду лишь реакция наслаждения29. Между тем человек нуждается и в обычной разрядке, отдыхе, и в улучшении настроения, и в самых высоких человеческих реакциях, не сводящихся к радости.

Как было сказано выше, С. Г. Корконосен-ко хотя и называет исследуемую функцию гедонистической, однако полагает при этом, что ее содержание намного богаче, чем бездумное развлечение. Он считает, что на самом деле удовольствие могут доставлять весьма трудоемкие и для журналиста, и для читателя операции.

На наш взгляд, процесс рекреации заключается не только в отдыхе, поддержании хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятия напряжения. Он в значительной степени может способствовать развитию интеллекта, мыслительной деятельности, например, в ходе

увлекательной игры ума при разгадывании интеллектуальных задач. Из чего делаем вывод, что именно рекреация (не гедонизм) включает в себя формы деятельности, предназначенные не только для удовольствия, но также для стимулирования духовного и интеллектуального развития.

Функции психического регулирования, создания определенного эмоциональнопсихологического тонуса и психологической разрядки также можно считать компонентами группы рекреативных функций. Как отмечено исследователями, реализация функции психического регулирования подразумевает более широкую потребность общества и личности в поддержании психологической формы, позитивного настроя на общественно необходимую деятельность, в способности наслаждаться жизнью и плодами своей деятельности, в формировании оптимальных для активной жизнедеятельности эмоциональных состояний30. Эта особенность подчеркивает родственность процессов психического регулирования и рекреации, поскольку действенность последней выражается в достижении восстановительноразвивающего эффекта, суть которого в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения, достигает душевого равновесия и готов к новым нагрузкам.

Следует еще раз подчеркнуть, что реализация рекреативных функций СМИ зависит от решения определенных стратегических задач и способна вызывать как конструктивные, так и деструктивные эффекты и социальные последствия (состояние страха, стремление к изоляции, чувство безнадежности, апатию и т. д.). То, что является функциональным по отношению к интересам одних социальных групп, может быть дисфункциональным для других. Например, драматизация событий, использование сенсационно-скандальной информации в СМИ является функциональным по отношению к интересам издателей и журналистов, поскольку привлекает внимание читателей, обеспечивает коммерческий успех, но по отношению к читателям может привести к дисфункциональным последствиям, вызвав эффект эскапизма, наркотизации и т. п.

Итак, проведенный анализ показывает, что для функций, выявленных в различных исследовательских концепциях и имеющих ряд наименований (гедонистическая, развлекательная, релаксационная, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, сня-

тия напряжения, психического регулирования, психологической разрядки), можно и нужно применить обобщающее универсальное название - рекреативные функции, которые являются важной органической частью системы функций СМИ.

Обобщение существующих теоретических представлений позволяет называть рекреативными такие функции, которые регулируют интеллектуальную, эмоциональную, физическую жизнь человека, способствуют эмоциональной разрядке, поддерживают душевное равновесие, позитивный настрой и нормальный психический тонус, формируют оптимальное для активной жизни эмоционально-психическое состояние. Рекреативные функции предполагают участие в восстановительно-развивающей, созидательной деятельности, могут содействовать развитию человека, его вкуса, воображения и творческих способностей.

Специфика этой группы функций связана с тем, что их осуществление способно вызвать амбивалентные социальные последствия и психологические эффекты - от эффектов катарсиса и эстетического наслаждения до крайних проявлений гедонизма, эскапизма и наркотизации. Выявленную двойственность свойств рекреативных функций СМИ необходимо учитывать при создании и отборе рекреативного контента для массовой аудитории.

Примечания

1 Брайант Дж. Основы воздействия СМИ. М. : Вильямс, 2004. 432 с.

2 Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М. : Изд-во «Вагриус», 1998. 225 с.

3 Из истории русской журналистики начала XX века / под ред. Б. И. Есина. М. : Изд-во МГУ, 1984. 237 с.

4 Стыкалин С. И., Кременская И. К. Советская сатирическая печать. 1917-1963. М. : Госполи-тиздат, 1963. 484 с.

5 Хмара Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций // Проблемы социологии печати. Вып. 1. Новосибирск, 1969. С. 188.

6 Шерковин Ю. А. К вопросу о природе и функциях массовой коммуникации в современных условиях. Кяэрику-1, Тарту, 1967. С. 14-17.

7 Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. М. : Аспект Пресс, 2008. 191 с.

8 Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологи-

ческого исследования / под общ. ред. Б. Грушина и Л. Оникова. М.: Издательство политической литературы, 1980.

9 Там же. С. 87.

10 Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М. : Изд-во МГУ, 1987. 167 с.

11 Там же. С. 70.

12 Фомичева И. Д. Социология СМИ. М. : Аспект Пресс, 2007. 335 с.

13 Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме) / под ред. Я. Н. Засурского. М. : Изд-во МГУ, 1993. 207 с.

14 Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М. : Аванти плюс, 2003. 428 с.

15 Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб. : Питер, 2004. 397 с.

16 Корконосенко С. Г. Основы журналистики : учебник для вузов. М. : Аспект пресс, 2001. 284 с.

17 Там же. С. 193.

18 Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики. Ростов н/Д., 2007. 325 с.

19 Телевизионная журналистика / ред. кол.: Г.

В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М. : Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. 289 с.

20 Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляши-на. СПб. : Питер, 2004. 272 с.

21 Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. 2-е изд. М. : Аспект Пресс, 2004. 239 с.

22 Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике совр. рус. ж-ки / предисл. С. А. Маркова. М. : Ладомир, 2004. 623 с.

23 Цвик В. Л. Введение в теорию журналистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// window.edu.m/window/library?p_rid=42202.

24 Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. М. : Изд-во МГУ : Изд-во «Высшая школа», 2002. 304 с.

25 См.: http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost/ article/bez/bez-0448.htm.

26 См.: http://therapeutic.ru/relaxation

27 Мюллер В. К. Новый англо-русский словарь. М. : Рус.яз., 2000. 880 с.

28 Майборода Д. В. Гедонизм // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск : Изд-во В. М. Скакун, 1998. 896 с.

29 Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. С. 70.

30 Там же. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.