Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 5, pp. 102-106 (in Russ.).
5. Kopylov, O. V. (2013) Osobennocti tvorchskoy deatel'nosti journalista v usloviiah mediakonvergencii [=Specifics of creative activity of journalist in media-convergence era], autoreferat kand. dissertazii, Barnaul (in Russ.).
6. Lazutina, G. V. (2010) "Ganr i format v terminologii sovremennoy journalistiki" [=Genre and format in the modern media theory], in: Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 6, pp. 14-21 (in Russ.).
7. Makeenko, M. and Vyrkovskij, A. (2012) Convergencia v rossiyskoy ezednevnoy presse: economicheskie osobennosti i perspectivy [=Convergence in the Russian media: economic specifics and perspectives], in: Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 5, pp. 35-49 (in Russ.).
8. Svitich, L. G. (2013) Model bakalavra journalistiki [=Model of bachelaureat of journalism], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Philologii, Iskusstvovedenija [=Bulletin of Chelyabinsk State University, Philology and Arts], N 23, pp. 138-144.
9. Smirnova, O. V. (2013) Strategii pechatnyh media v epohu cyfrovyh tehnologij [=Strategies of print media in the digital age], in: Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 6, pp. 26-38 (in Russ.).
10. Rossiyskiy rynok periodicheskoy pechati. Sostoyanie, tendencii i perspektivy rasvitia: Doklad [=Russian mediamarket: modern state, tendencies and perspectives of development] (2009), red. V. Grigoriev, Moscow, available at: http://www.fapmc.ru/files/download/798_file.pdf, accessed 21.12.2014.
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 414-420.
УДК 808
Н. А. Федотова
рекреативные функции сми: идеологический и политический контекст
Влиятельность рекреативных функций СМИ традиционно объясняют экономическими, социально-культурными и психологическими факторами, что привело к трансформации традиционных представлений о функциях СМИ, возникновению так называемого инфотейнмента, где рекреативные компоненты «проникают» и активно используются в информационно-аналитических жанрах. Однако, на наш взгляд, рекреативные функции СМИ интересны не столько из-за популярности и коммерческой целесообразности, сколько в идеологическом и политическом контекстах.
Ключевые слова: рекреативные функции СМИ; инфотейнмент; рекреативный медиакон-тент; развлечение; идеология; политика.
Влиятельность рекреативных функций СМИ традиционно объясняют экономическими, социально-культурными и психологическими факторами. Во-первых, реализация рекреативных функций понимается как движущая сила рекламного рынка, что обосновывает их коммерческую целесообразность. Во-вторых, СМИ как продукт и канал трансляции массовой культуры заинтересованы в производстве контента, который удовлетво-
ряет рекреационные потребности аудитории и играет терапевтическую роль. Обращение к рекреации через СМИ связывают также с их доступностью, вездесущностью медиапродук-ции в противовес довольно высокой стоимости других реальных способов рекреации (посещения культурных событий, занятий спортом, путешествий и т. п.). Действие этих факторов привело к трансформации традиционных представлений о функциях СМИ, к возникновению
так называемого инфотейнмента, когда рекреативные компоненты «проникают» и активно используются в информационно-аналитических жанрах.
По данным TNS Gallup Media, в 2009 году популярными телепрограммами, на просмотр которых граждане России стабильно отводили почти 70 % своего «телевизионного» времени, были развлекательные (телесериалы, кинофильмы, юмористические передачи, концерты, мода, шоу со звездами и т. п.) [7]. Отчеты компании TNS 2014 года показывают, что семь из десяти наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет - развлекательные программы («Пусть говорят», «Голос», «Битва экстрасенсов», «Поле чудес», «КВН») [2].
Эти цифры иллюстрируют основную интенцию большинства передач - развлекать скучающего зрителя. Ее в свою очередь обусловливает растиражированный и подтвержденный социологами тезис - общество «устало от серьезной информации» и требует замены «информации к размышлению» «информацией к развлечению».
Однако, на наш взгляд, рекреативные функции СМИ интересны не столько в силу их популярности и коммерческой целесообразности, сколько в идеологическом и политическом контекстах. Как проявляется и в чем состоит взаимосвязь рекреативных и идеологических функций СМИ? В чем заключается идеологический посыл рекреативного контента? Является ли инфотейнмент эффективным инструментом индоктринации «нужных» идей и внедрения установок в ситуации сниженного интереса к политической информации? Данную статью можно рассматривать как одну из версий ответа на эти вопросы.
Надо сказать, важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляет вмешиваться в стихийный процесс их формирования. История журналистики знает немало примеров, когда различные социальные группы и институты использовали ее для достижения своих целей - политических, идеологических, религиозных, экономических, культурных. Возникновение пражурналист-ских явлений и самой журналистики в значительной мере было определено потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности: «Через все авторитарные теории государства, от Платона до Гитлера, проходит общая нить. <...> Результатом становилась
такая система организации общества, при которой средствам массовой информации предназначалась особая роль, и они ставились под контроль, чтобы не позволить им (средствам массовой информации) мешать достижению конечных целей посредством государства» [15. С. 36].
Ясно осознавая силу и влияние прессы, Наполеон во время своего правления разрешил выход всего лишь тринадцати газет. Он старался отвлечь внимание французов от политики и пробудить в них интерес к роскоши и блеску публичных увеселений. Для развлечения парижан он ввел в моду балы, преследуя при этом цель, чтобы «газеты имели о чем писать; и покуда они будут заниматься этим, они оставят политику в покое, а этого-то мне и надо. Пускай парижане веселятся и танцуют, только бы они не смели совать свой нос в планы правительства» [14. С. 137-138].
Вполне объяснимый политический подтекст заключался в том, что от цензурных репрессий чаще страдали серьезные газеты, тогда как мелкие листки, посвященные городским и театральным сплетням, выступали на первый план. По свидетельству историков, мелкая пресса восторжествовала. Ей была предоставлена неограниченная свобода в передаче скандальных историй из жизни светского общества, описании закулисного мира, интимных сцен и публичных балов.
Вопрос об идеологической роли журналистики, безусловно, не нов и поднимался неоднократно. Ученые в большинстве случаев сходились на том, что журналистика представляет собой институционализированное средство социального контроля и управления. Значительная символическая власть СМИ проявлена в возможности формулировать те или иные проблемы, создавать явления силой слова, то есть конструировать определенное видение мира. Специфические условия существования меди-аиндустрии заставляют признать, что, так или иначе, в зависимости от ситуации и имеющихся средств журналисты обречены творить под политическим и/или экономическим давлением [17. С. 208-228]. «Даже если государство деньги не платит, а позволяет зарабатывать другим на телебизнесе, именно оно - государство - сейчас диктует, что можно и что нельзя показывать народу» [9], - полагает журналистка Е. Масюк.
Перефразируя мысль Ф. Феллини, можно сказать, что журналистика, равно как и кино,
- это ритуал, которому широкие массы подчиняются почти безропотно. Тот, кто создает информацию для широкого потребителя, определяет направление образа мыслей, нравственное и психологическое состояние целых народов, на которое повседневно обрушиваются с экранов лавины сообщений и изображений. Журналистика может обернуться своего рода кокаином, наркотиком, не выбирающим своих жертв и тем более опасным, что действует он скрытно, исподтишка [18. С. 63].
Утверждение Комиссии по вопросам свободы печати отражает высокую степень взаимопроникновения интересов властных структур и средств массовой информации: «...те, кто владеют и управляют прессой, решают, какие люди, факты или версии таких фактов будут предъявлены публике» [15. С. 20]. Да и вряд ли может быть иначе, когда известно, что самые сложные политические, философские, эстетические идеи и концепции эффективнее действуют на человека, внедряются в его сознание и лучше им усваиваются, получив многократное выражение в средствах массовой информации, которые используют возможности технического и суггестивного внедрения необходимых установок, ценностей и настроений.
Как мы видим, сложилась прочная традиция, утверждающая в той или иной форме, что журналистика служит управлению массами. Вместе с тем, неоднозначный, противоречивый процесс взаимного влияния государственного управления, массового информирования и приоритетов в реализации рекреативных функций также находится под пристальным вниманием исследователей.
Представители Франкфуртской школы уже в 1960-х были убеждены, что культуриндустрия и практика развлечения управляются сверху и поставлены на современную ногу для того, чтобы зритель не имел никакой потребности в собственной мысли. Поэтому старательно избегается любая логическая связка, предполагающая духовное усилие. Созданные по такому принципу продукты культуры парализуют какую бы то ни было возможность обладать способностью к воображению и спонтанной реакцией: «.. .именно мыслительную способность воспрещают они тому зрителю, который не хочет ничего упустить из проносящегося перед его взором потока фактов» [20. С. 156-157].
Г. Маркузе утверждал, что возможность наслаждаться или разрушать становится или не становится потребностью в зависимости от
того, является ли она желательной и необходимой для господствующих общественных институтов и интересов или нет. В этом смысле, отмечал философ, средства массовой коммуникации, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия вместе с остальными благами цивилизации несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции [8].
В управлении посредством информацией (в том числе рекреативной) усматривают и своего рода успокоительную функцию: «Новости, мнения, статистические данные должны иметь товарный вид, должны придавать достоверность чему-то, что нужно для упорядочения и успокоения толпы, которая может неожиданно превратиться в дикого зверя. Все вожди, слугами какой бы группы они себя ни называли, более всего боятся, что эта группа может неожиданно сорваться с цепи и истребить все» [10]. Во избежание чего медиаконтент аккуратно ранжирует нас в соответствии с заранее определенными официальными установками.
Исследователи теории журналистики обращают внимание на взаимное влияние рекреативных и идеологических функций. По мысли профессора Е. П. Прохорова, выполнение журналистикой рекреативных функций не только не наносит ущерба реализации идеологических функций, но, наоборот, способствует им [13. С. 65-66]. С. Г. Корконосенко считает ошибочным представление о «чистой» информационности журналистики. Такой подход толкает к отрицанию духовно-идеологической нагруженности журналистского текста, но фактически подобные декларации означают всего лишь попытку снять с себя ответственность за идеологические, психологические и нравственные последствия выступлений средств массовой информации. Между тем автор убежден, практика печати ясно свидетельствует о том, что идеология из нее не исчезла, а изменилась по содержанию и формам предъявления. Даже демонстративный уход того или иного издания в чистую коммерцию или развлечение ведет к утверждению определенного идеала -политической апатии, развлекательства или безудержного потребления. Исследователь усматривает за идейной беспринципностью журналистики тоже своего рода принцип, хотя и в замаскированном виде [6. С. 171-174].
Рассмотрим на примере телевизионной практики, как проявлена взаимосвязь рекреации и идеологии.
Телеаналитик Д. Дондурей полагает, что телевидение беспрецедентно по количеству функций и не менее важно, чем национальная экономика или национальная безопасность, поскольку оно производит и распространяет основную часть смыслового поля в стране. Сферы культуры в ее широком понимании - от ценностей до реальных поведенческих практик, от морали до национального характера -во многом конструируются и контролируются телевидением [4].
Однако массмедиа (и телевидение в значительной степени) не только выступают в качестве индустрии сознания, влияя на мнения и установки потребителей. Условия медиадемо-кратии и самим ньюсмейкерам диктуют необходимость следовать постановочным принципам массмедиа. Так возникает необходимость продать политику как хорошее развлечение: «Успешный политик теперь - это, по сути, не функционер, а звезда в том смысле, в каком это понимается в индустрии развлечений. Это можно назвать политейнмент: политика как единство новости, рекламы и развлечения» [1. С. 57].
Отображая суть политических событий и явлений, создавая образ той или иной ситуации или публичной персоны, СМИ используют разного рода занятные, забавные, курьезные, интригующие факты. Изложение зачастую принимает сугубо личностный, персонифицированный характер, когда в первую очередь журналист сообщает о том, как выглядит политик, во что он одет, что он ел на завтрак, какие у него житейские привычки и предпочтения, ладит ли он со своими домашними. Информационная ценность подобных сообщений весьма сомнительна, однако их основная задача -привлекать внимание и поддерживать интерес аудитории - выполняется в полной мере.
Включение в массмедиа развлекательных форматов делает их ориентированными на человеческие эмоции. Н. Хомский толкует использование эмоционального аспекта как классическую технологию для блокирования рационального анализа и критического восприятия. Кроме того, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное, чтобы доставлять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждение или нужные модели поведения... Цель - отвлечь внимание общественности от важных вопросов, решаемых политическими и экономическими элитами, с помощью технологии «наводнения»
или «затопления» непрерывными отвлечением и незначительной информацией [19].
Думается, именно в этой связи развлечение сегодня подается через все что угодно, например, через новости, часто трагические, ток-шоу, аналитические передачи, неигровое кино. В результате речь идет не только об использовании рекреативных компонентов в «серьезных» жанрах либо желании развлечь зрителя. По справедливой оценке В. Зверевой, инфо-тейнмент по сути замещает информационные и аналитические передачи, имитирует их присутствие на телеэкране [5].
Любопытный факт: компания TNS Gallup Media, анализируя рейтинг российских телепередач среди москвичей, внесла ток-шоу М. Шевченко «Судите сами» в раздел развлекательных программ вместе с такими игровыми передачами, как «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра», «Хорошие шутки» и т. п. (данные на январь 2007 года). Можно сказать, такой статус программы М. Шевченко вполне соответствовал качеству ее дискурса, однако он противоречил ее представлению на сайте телеканала как «общественно-политического ток-шоу на актуальную тему недели» [12].
Каков же механизм действия рекреативного медиаконтента, который делает его эффективным инструментом идеологического и политического воздействия? Медиапродукция как идеальное средство распространения идеологии в силу специфики жанра позволяет «визуально демонстрировать желаемые образцы социальных взаимодействий и эмоционально вовлекать зрителя в процесс самоидентификации относительно поступков экранных героев» [21. С. 158].
Идеологический посыл развлекательных телепроектов состоит в конструировании главных образов положительного героя (нашего парня, нас с вами) и отрицательного (чужого плохого парня). В основе сюжета - понимание природы добра и зла, силы и слабости, мужества и трусости. Идеологически насыщенный рекреативный телепродукт, помимо развлекательных и, как сказано выше, отвлекающих задач, представляет собой попытку экстраполировать «подвиги» экранных героев на могущество и превосходство «наших парней», виртуально утвердить и/или восстановить национальную гордость через классическое противопоставление «мы» и «они».
В данном контексте уместно рассмотреть развлекательный телепроект «Большие гонки»
«Первого канала» России. Премьера игры состоялась во Франции в 1962 году. Идея состязаний между странами принадлежит бывшему президенту Франции Шарлю де Голлю. Задачи изначально были не только развлекательными и спортивными - с помощью международного соревнования де Голль хотел объединить молодежь Европы и укрепить дружбу между странами. Традиционно соревнования проходили во Франции. Россия принимает участие в «Больших гонках» с 2005 года. За 10 лет участия российская команда 7 раз побеждала в этом проекте.
Соревнование команд сопровождается многократным скандированием спортивных «кричалок» - «Судьба и родина едины!», «Мы будем сражаться до конца!», «Победу добудем во славу России!», «Россия - первая!», «Давай, Россия!». Они вроде бы адресованы непосредственным игрокам, но являются также недвусмысленным «сообщением» и для противников, и для телезрителей.
Мнения, размещенные на сайте «Первого канала», показывают, как виртуальные, возможно, срежиссированные успехи и победы телеперсонажей утверждают в зрителях национальную гордость: «Мы россияне - и этим все сказано! Спасибо за победу!»; «ПЛАЧУ, РАДУЮСЬ!!!! РЕБЯТА ВЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ!!!!! ВИДЕЛА ВСЕ ИГРЫ, ВСЕ 10, НО ТАКОЙ ПОБЕДЫ Я ЕЩЁ НЕ ВИДЕЛА!!!!!!»; «У меня слезу прошибает уже тогда, когда я рекламу этого проекта вижу!!! Мурашки по телу бегут, мы всей семьей поем гимн проекта, а я плачу уже сижу!!!!» (орфография и пунктуация авторов сохранены) [11].
Итак, на наш взгляд, сказанное доказывает, что рекреативные функции СМИ обладают внушительным идеологическим потенциалом, в связи с чем модифицируются инструменты воздействия и практика массмедиа. Ньюсмейкеры и медиаменеджеры, будучи вовлеченными в медийную игру, вольно или невольно используют инфотейнмент в собственных интересах, зачастую подменяя эмоциями и намеренным развлекательством логику и журналистскую фактуру.
Список литературы
1. Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц. М.: Европа, 2011. 136 с.
2. Данные по аудитории: ТНС [Электронный ресурс]. URL: http://www.tns-global.ru/
services/media/media-audience/tv/national-and-regional/audience.
3. Дондурей, Д. Б. Слышать народ в себе [Электронный ресурс] / Д. Б. Дондурей // Искусство кино. 2009. № 4. URL: http://kinoart.ru/ archive/2009/04/n4-article19.
4. Дондурей, Д. Б. ТВ форматирует жизнь [Электронный ресурс] / Д. Б. Дондурей // Искусство кино. 2014. № 10. URL: http://kinoart. ru/archive/2014/10/tv-formatiruet-zhizn.
5. Зверева, В. "Infotainment" на российском телевидении [Электронный ресурс] / В. Зверева. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-397587.html?page=3.
6. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов по направлению и специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко. М.: Аспект пресс, 2001. 284 c.
7. Костюк, А. Еще больше развлечений. О зрительских предпочтениях [Электронный ресурс] / А. Костюк. URL: http://kinoart.ru/ archive/2009/04/n4-article18.
8. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: REFLbook, 1994. 340 с.
9. Масюк, Е. Антиобщественное телевидение. С россиянами «играют» в ящик / Е. Масюк // Моск. комсомолец. 2010. 18.03.
10.Менегетти, А. Система и личность [Электронный ресурс] / А. Менегетти. URL: www. koob.ru/meneghetti/system_and_personality.
11. О проекте «Большие гонки» [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/sprojects_ in_detail/si=5961.
12.Поцелуев, С. Парадиалог, инфотейнмент и параполитическая связь [Электронный ресурс] / С. Поцелуев. URL: https://redpsychology. wordpress.com/2013/08/08/.
13.Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие / Е. П. Прохоров. М.: РИП-холдинг, 2002. 324 с.
14.Саламон, Л. Всеобщая история прессы / Л. Саламон // История печати: антология. Т. 2. М.: Аспект Пресс, 2002. 419 с.
15.Сиберт, Ф. Четыре теории прессы / Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М.: Нац. ин-т прессы: Вагриус, 1998. 225 с.
16.Телевидение: режиссура реальности / сост. Д. Дондурей. М.: Искусство кино, 2007. 360 с.
17.Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер; под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
18.Феллини, Ф. Делать фильм / Ф. Феллини. М.: Искусство, 1984. 287 с.
19.Хомский, Н. 10 способов манипулирования с помощью СМИ [Электронный ресурс] / Н. Хомский. URL: http://newsland.com/news/ detail/id/791829/.
20.Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхай-
мер, Т. Адорно. М.,; СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 311 с.
21.Черных, А. Мир современных медиа / А. Черных. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2007. 312 с.
Федотова Наталья Александровн - кандидат филологических наук, доцент кафедры медиало-гии и веб-журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета.
nf333@yandex.by
Fedotova N., PhD in philology, Institute of Journalism of the Belarusian State University, e-mail: nf333@yandex.by.
recreative functions of the media: ideological
and political context
Influence recreative functions of the media traditionally explain the economic, socio-cultural and psychological factors. Firstly, the realisatation of recreative functions is understood as a driving force of the advertising market that proves their commercial viability. Secondly, as the product and the media channel broadcast mass culture, are interested in the production of content that satisfies the needs of the audience and plays a therapeutic role. Appeal to recreation through the media has also been associated with their availability, as opposed to the ubiquity of media production rather high value of other real way of recreation (cultural events, sports, travel, etc.). These factors transformed the traditional ideas about the functions of the media, formed the basis of the beginning so-called "infotainment", where recreative components "penetrate" and are actively used in information-analytical genres.
However, in our view, recreative functions are interesting not only as a popular and commercially profitable resource, but in the ideological and political contexts.
Entertainment, which is now fed through anything: news, often tragical, talk shows, analytical programs, non-fiction films. As a result, it is not just about the use of recreative components in "serious" genres, not only the desire to entertain the audience. Infotainment in fact replaces the news and analytical programs, simulates their presence on TV. And at the same time infotainment creates ideological attitudes.
Keywords: recreative functions of the media; infotainment; recreative media content; entertainment; ideology; politics.
References
1. Bol'ts, N. (2011) Azbuka media [=Mediaalphabet], Moscow, 136 p. (in Russ.).
2. "Dannye po auditorii: TNS" [=Data on the audience: TNS [=Network literature], available at: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/audience, accessed 15/01/2015 (in Russ.).
3. Dondurey, D. B. "Slyshat' narod v sebe" [=Hearing people in himself], in: Iskusstvo kino, [=Network literature], available at: http://kinoart.ru/archive/2009/04/n4-article19, accessed 17/01/2015 (in Russ.).
4. Dondurey, D. B. "TV formatiruet zhizn'" [=TV formats a life], in: Iskusstvo kino, [=Network literature], available at: http://kinoart.ru/archive/2014/10/tv-formatiruet-zhizn, accessed 17/01/2015 (in Russ).
5. Zvereva, V. "Infotainment" na rossiyskom televidenii" ["Infotainment" on Russian TV], [=Network literature], available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-397587.html?page=3, accessed 15/01/2015 (in Russ.).
6. Korkonosenko, S. G. (2001) Osnovy zhurnalistiki [=Basics of journalism], Moscow, 284 p. (in Russ).
7. Kostyuk, A. "Eshche bol'she razvlecheniy. O zritel'skikh predpochteniyakh [=Even more entertainment. About Audience preferences], [=Network literature], available at: http://kinoart.ru/ archive/2009/04/n4-article18, accessed 18/01/2015 (in Russ.).
8. Markuze, G. (1994) Odnomernyy chelovek [=One-Dimensional Man], Moscow, 340 p. (in Russ.).
9. Masyuk, E. "Antiobshchestvennoe televidenie" [=Antisocial TV], in: Moskovskiy komsomolets, 18.03.2010. (in Russ.).
10.Menegetti, A. Sistema i lichnost' [=System and personality], [=Network literature], available at: www.koob.ru/meneghetti/system_and_personality, accessed 12/01/2015 (in Russ.).
11."O proekte «Bol'shie gonki»" [=About "The Great Race"], [=Network literature], available at: http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=5961, accessed 19/01/2015 (in Russ.).
12.Potseluev, S. "Paradialog, infoteynment i parapoliticheskaya svyaz"' [=Paradialog, infotainment and communications parapolitica], [=Network literature], available at: https://redpsychology.wordpress. com/2013/08/08/, accessed 19/01/2015 (in Russ.).
13.Prokhorov, E. P. (2002) Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki ^Introduction to Journalism], Moscow, 324 p. (in Russ.).
14.Salamon, L. (2002) Vseobshchaya istoriyapressy [=General history of the press], Moscow, 419 p. (in Russ.).
15.Sibert, F. (1998) Chetyre teoriipressy [=Four theories of the press], Moscow, 225 p. (in Russ.).
16.Televidenie: rezhissura real'nosti (2007) [=Television: Directing of reality], sostavitel D. Dondurey, Moscow, 360 p. (in Russ.).
17.Uebster, F. (2004) Teorii informatsionnogo obshchestva [=Theories of the Information Society], pod red. E.L. Vartanovoy, Moscow, 400 p. (in Russ.).
18.Fellini, F. (1984) Delat'fil'm [=To make the film], Moscow, 287 p. (in Russ.).
19.Khomskiy, N. 10 sposobov manipulirovaniya s pomoshch'yu SMI [=Network literature], available at: http://newsland.com/news/detail/id/791829/, accessed 10/01/2015 (in Russ.).
20.Khorkkhaymer, M. and Adorno, T. (1997) Dialektika prosveshcheniya. Filosofskie fragmenty [=Dialectic of Enlightenment. Philosophical Fragments], Moscow, Saint Petersburg, 311 p. (in Russ.).
21.Chernykh, A. (2007) Mir sovremennykh media [=The world of modern media], Moscow, 312 p. (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 420-425.
УДК 002:658, ББК 76:65.290-21
Д. Е. Филиппов, Е. А. Самойловских
трансформация функций журналиста
в корпоративной газете (на примере поэтической страницы)
Корпоративные медиа - один из наиболее развивающихся видов СМИ в современной России. Чтобы отвечать на запросы времени, редакциям корпоративных медиа приходится перестраиваться, использовать креативные подходы. Ко всем компонентам изданий предъявляются новые требования, в том числе, и к поэтической рубрике, трансформируются функции журналиста.
Ключевые слова: корпоративные СМИ; корпоративная пресса; корпоративная философия; корпоративная культура; современная уральская поэзия.
Развитие корпоративных изданий началось в западных странах и активно продолжилось в современной России. Сегодня можно говорить о том, что корпоративные медиа - один из
наиболее развивающихся видов СМИ в нашей стране [16. С. 86]. Это связано с тем, что они транслируют корпоративную культуру, являющуюся неотъемлемым условием успешного