М. В. Масловский
РЕКОНСТРУКЦИЯ ВЕБЕРОВСКОГО АНАЛИЗА ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ НЕОВЕБЕРИАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Неовеберианская социология выступает сегодня одним из ведущих направлений западной социологической теории. Исходной теоретической установкой для большинства представителей неовеберианства стали предложенные в середине 70-х — начале 80-х годов новые интерпретации научно-исследовательской программы Макса Вебера. На этой основе современные последователи Вебера пытались дать различные истолкования всего его социологического учения. Такой подход прослеживается в работах ряда немецких ученых, содержание которых подробно обсуждалось в отечественной литературе1.
Наряду с этим публиковались работы, авторы которых рассматривали с веберианских позиций социокультурные явления, не исследованные в полной мере в трудах Вебера. Одним из ранних примеров такого рода изысканий может служить книга Б.Тернера «Вебер и ислам»2. Важное место в работах некоторых представителей неовеберианства отводилось веберовско-му анализу западного христианства, который далеко не исчерпывался проблематикой «Протестантской этики и духа капитализма».
Уже в статье Ф.Тенбрука «Проблема тематического единства в трудах Макса Вебера», вышедшей в свет в 1975 г., рассматривался вопрос о том, какое место должно было занять задуманное, но не завершенное Вебером исследование о западном христианстве в рамках всей его социологии рели-гии3. Наиболее полную реконструкцию веберовского анализа западного христианства осуществил в одной из своих новейших работ другой крупный представитель неовеберианства В.Шлюхтер4. Этот исследователь опирался на доступные свидетельства о нереализованных научных планах Ве-бера, а также на тексты его опубликованных трудов, в особенности раннего варианта «Хозяйства и общества».
Шлюхтер выделяет основные темы, которые намеревался затронуть Ве-бер в работе о западном христианстве, призванной стать заключительным томом в его собрании сочинений по социологии религии. Прежде всего Ве-бер намеревался дать общую характеристику христианства в сопоставлении с другими мировыми религиями. Далее в его работе должен был содержаться подробный анализ католицизма дореформационного периода. В определенной степени под влиянием критических замечаний В.Зомбарта Вебер планировал рассмотреть экономическую этику средневекового като-
38
М. В. Масловский
лицизма, основываясь в частности на идеях Фомы Аквинского, Дунса Скота, Бернардина Сиенского и Антонина Флорентинского.
Наряду с этим Вебер собирался охарактеризовать учения таких предшественников протестантизма, как Джон Уиклиф и Ян Гус. Вебера интересовал также католицизм постреформационной эпохи, в том числе идеология иезуитов и янсенизм. Кроме того, Вебер предполагал вступить в полемику с В.Зомбартом по вопросу о роли евреев в экономической жизни западноевропейских государств.
Таким образом, исследование о западном христианстве было призвано заполнить пробел между работами Вебера, посвященными анализу древнего иудаизма и протестантской хозяйственной этики. В результате этого исследования протестантизм был бы рассмотрен в более широком контексте эволюции религиозных идей в странах Запада.
Но, как подчеркивает Шлюхтер, работа Вебера о западном христианстве не изменила бы принципиальных выводов, изложенных в «Протестантской этике и духе капитализма». Вебер до конца придерживался точки зрения, что мирской аскетизм протестантской хозяйственной этики оказался наиболее адекватным потребностям зарождающейся капиталистической экономики, хотя определенные социально-экономические предпосылки развития капитализма возникли задолго до Реформации. По мнению Шлюхтера, веберовский анализ западного христианства должен был послужить дополнительным подтверждением этого тезиса.
Тем не менее исследования Шлюхтера и других представителей неове-берианства свидетельствуют о том, что идеи «Протестантской этики и духа капитализма» ни в коем случае не следует рассматривать изолированно, вне общего контекста веберовской социологии. Эта работа Вебера может считаться лишь введением в его социологию религии, которая в целом носит универсально-исторический характер. Современные интерпретации идей Вебера позволяют более полно оценить масштабность его замыслов, многие из которых остались неосуществленными.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.
3 Turner B. Weber and Islam: A critical study. London: Routledge and Kegan Paul, 1974.
Tenbruck F. The problem of thematic unity in the works of Max Weber // Reading Weber / Ed. by K.Tribe. London: Routledge, 1989. P.57-59.
Schluchter W. Paradoxes of modernity: Culture and conduct in the theory of Max Weber. Stanford: Stanford University Press, 1996. P.179-225.
© М. В. Масловский, 2000