Материалы круглого стола Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга
насколько они соответствуют рынку труда. Здесь есть несоответствие. С другой стороны, новое понимание подготовки гуманитариев в современных условиях дает возможность заполнять новые ниши труда.
Если мы создадим центр, который будет заниматься профессионально аналитикой потребностей рынка труда в аспекте компетенций специалистов-гуманитариев и будет оказывать помощь развитию гуманитарного направления, в частности применению гуманитарных технологий, через пять лет мы не окажемся в ситуации перепроизводства или каком-то ином тупике.
Г. А. БОРДОВСКИЙ
Старая вузовская номенклатура не соответствует реалиям гуманитарной сферы сегодня. Это очень важно исправить, чтобы не было
ситуаций, когда в дипломе записана специальность, которой нет ни в одном штатном расписании.
Когда мы говорим о проблеме гуманитарного образования, мы видим две ипостаси. Первая заключается в том, что существует признанный рынок гуманитарного труда, гуманитарные профессии существуют, поэтому существует и будет существовать подготовка специалистов в этой сфере. Это одна сторона вопроса. Но совершенно очевидно, что есть вторая проблема гуманитарного образования не только в нашем городе, но и в стране в целом. С моей точки зрения, у нас нет ни экономического кризиса, ни политического кризиса, ни экологического кризиса, у нас есть один кризис — кризис нравственности в обществе. Это очень глубокий кризис.
РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола Совета ректоров Санкт-Петербурга «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ПОТРЕБНОСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА»
Участники круглого стола «Тенденции развития гуманитарного образования в Санкт-Петербурге и потребности в специалистах гуманитарного профиля на рынке труда города», обсудив современное состояние гуманитарного образования в Санкт-Петербурге, основные тенденции развития рынка труда и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля, отмечают, что в последнее время:
• активно формируется гуманитарный сектор образования в классических университетах, творческих и технических вузах Санкт-Петербурга;
• повышается интерес выпускников общеобразовательных школ к овладению гуманитарными специальностями, что ведет к устойчивому росту конкурса на факультеты и отделения гуманитарного профиля в вузах Санкт-Петербурга;
• наблюдается увеличение числа новых образовательных программ по подготовке специалистов гуманитарного профиля;
• осуществляется постепенный переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, которая включает бакалавриат и магистратуру;
• совершенствуется содержание гуманитарного образования с учетом специфики развития Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга как культурного мегаполиса России и Европы;
• укрепляются отношения вузов с работодателями, учитываются их мнения и оценки в подготовке современных специалистов;
• обновляется интеллектуальный потенциал Санкт-Петербурга через обширную сеть и активную деятельность диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней по гуманитарным наукам;
• развиваются разнообразные направления международного сотрудничества вузов в сфере подготовки кадров, совершенствования образования и студенческих обменов, формирующие имиджевую стратегию развития Санкт-Петербурга как международного университетского города.
Вместе с тем участники круглого стола отмечают:
• отсутствие системных отношений и последовательного механизма взаимодействия между подготовкой специалистов гуманитарного профиля и потребителем в согласовании образовательных программ и профессиональной компетентности, в прогнозировании востребованности специалистов гуманитарного профиля на рынке труда и в новых сферах деятельности;
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
• межвузовская кооперация в сфере гуманитарной подготовки не в полной мере соответствует современным тенденциям формирования и развития рынка труда и гуманитарных технологий: не создан механизм, обеспечивающий реализацию принципов мобильности и модульности знаний студентов и преподавателей, предусмотренных Болонским процессом; инновационно-ресурсная разобщенность снижает эффективность применения гуманитарных технологий в развитии современного рынка труда и новых перспективных сфер профессиональной деятельности;
• отсутствует текущее и стратегическое прогнозирование и анализ потребностей рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, что приводит к его стихийному формированию, снижает возможность трудоустройства выпускников-гуманитариев, лишает их перспективного видения своей профессиональной судьбы.
Эти факторы осложняются тем, что:
• наблюдается серьезное понижение уровня гуманитарного образования и общекультурной подготовки абитуриентов, что ведет к увеличению доли компенсирующего обучения за счет профессиональной подготовки в вузах;
• происходит старение кадров профессорско-преподавательского состава по гуманитарным специальностям, наблюдается отток из сферы высшего образования высококвалифицированных специалистов моложе тридцати пяти лет, что связано с низкой заработной платой и отсутствием государственного регулирования на рынке труда города.
Рекомендации:
• создать систему «заказчик—вуз», основанную на стратегическом партнерстве вузов, предприятий и организаций при посредничестве Правительства Санкт-Петербурга;
• расширить практику целевой подготовки специалистов гуманитарного профиля по заказам организаций, предприятий, органов исполнительной, представительной и муниципальной власти Санкт-Петербурга;
• рекомендовать Комитету по труду и социальной защите совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга, а также при участии крупных фирм и предприятий города разработать квалификационные требования, предъявляемые к бакалаврам, специалистам и магистрам;
• рекомендовать руководителям предприятий возродить отечественный опыт функционирования социологических лабораторий на предприятиях и в организациях;
• для улучшения качества подготовки специалистов гуманитарного профиля и кооперации взаимодействия вузов, работодателей и Правительства Санкт-Петербурга создать Межвузовский центр стратегического анализа потребностей на рынке труда города в специалистах-гуманитариях;
• для решения вопросов развития Санкт-Петербурга как европейского центра гуманитарно-интеллектуальных коммуникаций и реализации стратегии формирования качественно нового поколения специалистов-гуманитариев создать при РГПУ им. А. И. Герцена Санкт-Петербургский инновационно-ресурсный центр гуманитарных технологий;
• финансирование деятельности центров осуществлять за счет многоканальных источников;
• рекомендовать Совету ректоров вузов Санкт-Петербурга и Комитету по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга разработать меры по улучшению практики студентов-гуманитариев города.
Материал подготовил В. Г. Зарубин,
заведующий кафедрой прикладной социологии