г. Отчет по заданию МЧС России 20/4 - 1/344 от 8.11.94 г. МНИИБ "ИнтерЭкоИнформ". Москва, 1994 г.
4. Путинцев А.И. Методология эколого-экономического мониторинга окружающей среды с использованием информологической технологии и геоинформационных систем на энергетических объектах // раздел в отчет ЦНИИИнформ Минатома по теме: “Стратегия атомной энергетики России”. МНИИБ “ИнтерЭкоИнформ”. Москва, 1994 г.
5. Путинцев А.И. К стратегии долгосрочного прогноза и предупреждения чрезвычайных ситуаций на основе информологического подхода. Материалы 1-ой Международной конференции “Экология и развитие Северо - Запада Российской Федерации” С Петербург, 4-6 октября 1995 г.
6. Потехин Г.С. Концепция и стратегия перехода промышленных территорий России к гармоничному эколого-экономическому развитию. Проблемы перехода России к устойчивому развитию". С-Петербург, 29-30ноября 1995 г.
7. Хомяков Д.М., Хомяков П.М., “Основы системного анализа” Механикоматематический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1996 г.
8. Путинцев А.И., Артюхова В.И., Лебедева Г.Д. "Феноменальные состояния биологических и экологических систем в организованном пространстве". Международная научно-практическая конференция " Анализ систем на пороге 21 века: теория и практика”. Москва, февраль 1996 г.
9. Мокий B.C., Путинцев А.И., "Пространственная организация информации с позиции информологии". Международная научно-практическая конференция "Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика”. Москва, 16 - 18 декабря 1997 г.
10. Мокий В.С. “Новые методы оценки экологической опасности”. Бюллетень центра общественной информации по атомной энергии. N1, 1997.
11. Кузнецов В.М. “Государственная радиация”. Москва 1994 г.
УДК 381.544
РЕКЛАМА И ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Г.Г. Ежов, В.А. Непомнящий
ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77
В настоящей работе мы постараемся осветить вопрос воздействия рекламы на систему долгов и свобод человека.
Специфика данной системы [3, 4] заключается в том, что человек является свободным лишь в момент принятия какого-либо решения. После того, как решение принято и начало отражаться в деятельности человека, свобода теряется и остается долг по выполнению накладываемых данным решением обязательств и отработки цепочки причинно-следственных связей, возникшей в результате принятия решения.
Рассматривая результаты исследования данной системы в восточной философии и западной психологической науке, например в гештальт-психологии, можно отметить, что данный процесс не имеет "обратного хода", т.е. отбросить возникшие обязательства и причинно-следственные связи, вернуться в точку принятия решения и изменить его практически невозможно. Часто вместо
МИС-98
IV. Информационно-психологическая безопасность человека действительного разрешения проблемы, возникшей после принятия решения, человек предпочитает создать у себя в сознании иллюзию того, что ее удалось снять, тогда как на неосознанном уровне психики она существует и будет предъявляться субъекту в процессе его жизнедеятельности до тех пор, пока не будет действительно разрешена. И лишь после того как будут отработаны все последствия принятого решения субъект окажется свободным в принятии другого в данном поле деятельности.
Таким образом мы видим, что проблема принятия решения является ключевой в системе долгов и свобод человека, так как она определяет направленность его будущей деятельности. На уровне среднестатистического представителя народонаселения данная проблема практически не осознается, хотя именно она и является детерминантом личностной свободы. Это приводит к тому, что практически вся жизнедеятельность такого человека сводится к заранее детерминированной отработке последствий "случайно" принятых решений. Причем степень детерминированности деятельности возрастает соответственно количеству таких решений.
Так как человек является социальной сущностью, то во многом "случайность" принятых решений оказывается результатом каких-либо воздействий со стороны социума. В данной работе нам бы хотелось остановиться более подробно на одном небольшом аспекте таких воздействий, а именно на воздействии рекламы.
До недавнего времени в нашей стране практически не существовало данной проблемы, однако с принятием экономической модели развития появились новые методы присущие этой модели, в частности реклама. Существует множество публикаций на данную тематику, однако во многих из них совершенно не рассматривается морально-этический аспект использования рекламы, и лишь частично рассматривается психологический.
Рассмотрение психологического аспекта обычно ограничивается лишь одной проблемой - "как лучше манипулировать потребителем?". Интересно, что сам термин "потребитель" уже говорит о том, что мы имеем дело не с человеком-субъектом, а с человеком-объектом, который бездумно перерабатывает предлагаемый кем-то извне товар. Смысловые значения термина "потреблять" по словарю В. Даля [2] следующее: расходовать, держать, издерживать, изводить, употреблять, истратить, съедать, пожирать, губить, уничтожать.
Аналогичные, более жесткие значения имеет английский термин " consume" [1] - истреблять, уничтожать, потреблять, расходовать, съедать, поедать, поглощать, тратить, расточать, чахнуть. Если проанализировать смысловые значения этих понятий, то можно увидеть, что в рассматриваемой экономической модели взаимоотношений человеку отводится роль деструктурирующего элемента по отношению к некому потоку входящих объектов, например товаров. Основная направленность деятельность - на бесполезное уничтожение, при одновременном уничтожении самого себя.
Для обеспечения эффективной работы любая общественная модель имеет встроенные механизмы самоподдержки и самоорганизации. В этой связи концептуальная цель рекламного воздействия является не убедить человека "потребить" какой-либо конкретный товар, а навязать ему потребительский стиль жизнедеятельности. Если снова вернуться к смысловому анализу вышеприведенных терминов, то можно извлечь динамические характеристики потребительского стиля жизнедеятельности - а именно "высокая скорость" и, соответственно, "низкое качество". Общий стиль жизнедеятельности, естественно накладывает свой отпечаток и на различные конкретный виды деятельности.
Рассматривая с этой точки зрения проблему принятия решений, мы видим, что на глобальном уровне экономическая модель фактически принуждает человека
принимать все новые и новые решения при низком уровне их обдуманности, что ведет к ускорению общего темпа его жизнедеятельности и одновременному росту ее детерминированности. На локальном уровне мы имеем множество детерминирующих решение факторов, одним из которых является реклама. Эффективность этих факторов поддерживается рядом принципов, пропагандируемых системой.
Основным из них является принцип "жизнедеятельности на фоне непрерывного информационного потока". В качестве примера можно привести практически стандартную ситуацию для среднестатистической семьи, когда в доме либо никогда не выключается радио, либо с приходом домой сразу включается телевизор, который работает практически все время, когда в доме находятся люди. Психологический смысл данного принципа заключается в том, что информация, полученная на неосознанном уровне гораздо эффективней воздействует на деятельность человека, чем та, которая была подвергнута осознанной критической обработке.
В свете данного принципа эффективность рекламного воздействия повышается в несколько раз. Выделим ряд основных приемов такого воздействия:
- использование связки положительных переживаний, опыта, эмоций с рекламируемым объектом и имиджевая реклама; в качестве примера можно привести ряд рекламных роликов в которых связываются понятия "любовь" и "кассета для магнитофона", "спокойствие, отдых, море" и "туристическая фирма" и т.д;
- принцип сравнения в подаче рекламного объекта, и в частности, использование эффекта контраста; примером являются многочисленные рекламы где сравнивается "стандартный стиральный порошок, зубная паста, жевательная резинка" с некими "уникальными";
- апелляция к авторитетам; в качестве примера можно привести ряд реклам, в которых используются известные либо популярные личности, устоявшиеся образы, стереотипы, способы действия;
- перегрузка сенсорных каналов; пример - рекламные ролики, в которых с очень большой скоростью происходит смена визуальной и аудиальной информации;
- информационная недостаточность; пример - рекламные щиты, на которых текст рекламы вывешивается по словам в течении большого промежутка времени, телевизионным аналогом которых являются рекламные ролики с продолжением;
- скрытая реклама; используется когда на фоне основного сюжета, либо информации подается другая, практически не заметная на осознанном, но воспринимаемая на неосознанном уровне информация.
Переходя от частностей снова к более общему анализу можно отметить, что из всех видов рекламы наиболее действенными являются телевизионные и радиорекламы, которые, с одной стороны имеют широкий охват народонаселения, с другой стороны воспринимаются преимущественно неосознанно, и с третьей -обладают потенциальными возможностями для применения психотехник.
Рассматривая воздействие рекламы конечно же следует отметить влияние индивидуальных особенностей восприятия информации каждого конкретного человека, что потенциально позволяет во многих случаях либо снизить эффективность внешнего воздействия, либо вообще проигнорировать его.
Осознавая этот факт современные рекламисты все больший упор делают на детскую рекламу. Ребенок, особенно в период личностного формирования является наиболее сенситивным к формирующим воздействиям социума. Более того, любые воздействия внешней Среды являются для его психики формирующими. Наблюдается тот факт, что дети наиболее заинтересованы в приеме воздействий, способных как-то изменить свою психику. В этом плане телевизионная реклама, в которой все шире используются психотехнические приемы, сильно привлекает детей. Результатом же этого процесса является то, что для ребенка может стать потребностью получение внешних управляющих воздействий программирующих
МИС-98
IV. Информационно-психологическая безопасность человека поведение и деятельность. Это может привести к потери значительной части свободы личности.
Таким образом теле- и радио воздействия являются опасными с точки зрения реализации свободы принятия решений, для человека, так как именно посредством этих каналов и происходит не только прямая реклама каких-либо товаров и услуг, а формирование общего стиля жизнедеятельности.
В заключение рассмотрим возможные меры защиты от воздействий отнимающих у человека свободу выбора:
- по возможности максимальная изоляция детей от рекламного воздействия, воспитание в них ответственности за принимаемые решения;
- исключение фонового воздействия рекламы в частности, и отказ от постоянного фонового прослушивания радиотрансляции и телевизионных передач в целом;
- осуществление осознанного контроля деятельности.
Осознанный контроль и осознание всей своей деятельности в целом является, с одной стороны, наиболее сложной из вышеизложенных процедур, но с другой стороны наиболее действенной, т.к. именно постоянное осознание того что ты сейчас делаешь, отказ от необдуманных поступков и аффективных действий, способны вернуть человеку свободу принятия решений, которая постоянно отнимается у него в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой Англо-Русский словарь: в 2 тт. Т. 1. М.: "Сов. Энциклопедия", 1972. 822 с. С. 300.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 3. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. 560 с. С. 358.
3. Непомнящий А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. Таганрог: ТРТИ, 1992. 150 с.
4. Непомнящий А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - Общая педагогика. Таганрог, 1996. 438 с.
УДК 381.544
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
А.Г. Погорелое
ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77
Данная работа посвящена результатам исследований по теме "Деятельность личности в экстремальных условиях", в рамках которой ранее [4] изучалась оценка экстремальной ситуации личностью в связи с успешностью ее деятельности. Здесь дается анализ связи оценки экстремальной ситуации с индивидуальнопсихологическими качествами личности, а также результаты исследования причин аварийности в альпинистской деятельности, как деятельности происходящей в экстремальных условиях.
Различия в оценке экстремальной ситуации