МИС-98
IV. Информационно-психологическая безопасность человека
Литература
1. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для
образовательных учреждений. Под редакцией Шершнева Л.И. Фонд национальной и международной безопасности, Москва - 1994 г.
УДК 88.4
ВИРТУАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РИСКА
Непомнящий В.А.
ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77
В данной работе автору хотелось бы рассмотреть эффект виртуализации сознания как личностный фактор риска.
Человек, как социальное существо, в процессе своего развития постоянно испытывает влияние социализации, т.е. взаимодействуя с окружающим его социумом он активно усваивает и затем воспроизводит социальный опыт. Если рассматривать данное явление с точки зрения психологической виртуалистики - совсем молодой отрасли психологии, изучающей психологические виртуальные реальности, то можно отметить следующее.
Психика ребенка сразу после рождения имеет мимнимальные (на индивидуальном уровне) ограничения в восприятии окружающей нас объективной реальности. В процессе социализации в психике ребенка происходит усвоение социального опыта. Данный процесс является необходимым, формируя своеобразный "фундамент", на основании которого вырастает личность человека. Отметим, что здесь мы не касаемся аспектов содержательного анализа социального опыта ребенка, т.е. является ли он "положительным", либо "отрицательным", с какой либо точки зрения - общественных норм, родителей, сверстников и т.д. Мы рассматривает социальный опыт человека в целом. Усвоенный опыт, являясь основой фундамента личности человека, с одной стороны необходим, так как именно на его основе происходит формирование необходимых в процессе жизнедеятельности умений и навыков, однако с другой стороны он ограничивает возможности восприятия объективной реальности (ОР). В результате в психике человека формируется не точное отражение ОР, а преломленное сквозь призму индивидуального опыта. Данное отражение принято называть субъективной реальностью (СР) в рамках которой происходит деятельность психики человека, а следовательно и неразрывно связанная с психикой жизнедеятельность вообще.
Таким образом, человек на самом деле живет не в существующей объективной реальности, а в некой своей субеъктивной реальности, которая им отождествляется с ОР. Так же как и объективная реальность СР не является статической и непрерывно изменяется, вслед за породившей ее ОР. Рассматривая динамику трансформации СР в процессе жизнедеятельности, можно выделить ряд достаточно константных ее форм, которые назовем виртуальными реальностями (ВР). Фактически текущая СР каждого человека является одной из бесконечного множества ВР, которые могут быть сгенерированы его психикой. ВР могут меняться в зависимости от внешнего потока информации и текущего состояния сознания человека. В качестве примера можно привести человека в "нормальном" состоянии сознания и в измененном, которое может быть вызвано, например, воздействием ряда препаратов. Другой пример - информационное воздействие по значимой для субъекта теме, могущее скачком изменить текущую ВР в широком диапазоне от негативной, перегруженной неразрешимыми проблемами до совершенно "безоблачной" в которой проблемы отсутствуют вообще.
Возвращаясь к рассмотрению эффекта социализации, мы таким образом видим, что накопленный социальный опыт со временем начинат играть роль своеобразного "фильтра" входящей информации об ОР. Данное явление проявляется в ряде свойств восприятия, например в его предметности, а также в виде апперцепции. Рассматривая процессы восприятия с точки зрения психологической виртуалистики мы выделяем некую структуру "фильтр восприятия" [1] посредством которой в психике человека на неосознанном (в основном) и осознанном уровне происходит усечение и трансформация информации об ОР и формирование ВР.
Анализируя процессы формирования ВР можно выделить ряд особенностей, характеризующих работу фильтра восприятия.
1. Информация, противоречащая индивидуальному накопленному опыту либо отбрасывается, либо, по возможности, приводится в соответствие с ним.
В данном случае, если входящая информация имеет малую интенсивность, то она не воспринимается субъектом воообще (пример - человек "не слышит", когда ему что-то говорят). При высокой ее интенсивности она искажается и "окрашивается" таким образом, что может быть отброшена на осознанном уровне (данное явление частично совпадает с описанными З. Фрейдом механизмы психической защиты). В качестве примера можно привести ситуацию, периодически возникающую среди ученых при значительных открытиях в той или иной отрасли наук, которую Макс Планк охарактеризовал так: "Новая истина побеждает не тем, что убеждает своих оппонентов и заставляет их видеть свет, а скорее тем, что ее оппоненты со временем умирают и вырастает новое поколение, которое знакомо с ней" [2, а 16]. Наконец при сверхвысоких информационных воздействиях возможен прорыв информации через фильтр в чистом виде, что может привести к негативным изменения в психике человека, связанных с конфликтом новой информации и сформированной на основе индивидуального опыта систем ценностей и представлений личности.
2. Противоположный первому эффект, когда информация, согласованная с накопленным индивидуальным опытом человека, принимается как более значимая и весомая, нежели она есть на самом деле.
Для внутренней поддержки своих решений, основанных на приобретенном опыте, человек должен знать, что данный опыт является "правильным", и иногда, "единственно правильным" опытом. Естественно, что внешняя информация, подтверждающая данные тезисы принимается с минимальными изменениями, и более того, приобретает больший вес по сравнению с остальной получаемой информацией. В качестве полярного примера можно привести любой пример субъекта охваченного сверхценной идеей.
3. Чем старше становится человек, тем соответственно, он накапливает больший опыт. На определенном этапе жизнедеятельности у многих людей практически завершается накопление опыта "в ширину" и остается только накопление "глубины" опыта, т.е. построения цепочек взаимосогласованных и взаимоподтверждающих ситуаций, явлений, способов поведения и т.д.
Через некоторое время мы приходим к тому, что на определенном уровне становится уже в принципе невозможно опровергнуть некую часть накопленного опыта, так как это может привести к разрушению фундаментальных личностных стуктур.
С точки зрения виртуалистики в восприятии ОР начинают появляться ригидные, жесткие структуры, которые в большинстве случаев не имеют реальных источников в текущей ОР, являющейся непрерывно изменяющейся системой.
То есть, в текущей СР субъекта появляются элементы, источником которых являются ВР, в которых ранее пребывал субъект.
Жизнь каждого из нас богата примерами данного эффекта. Приведем пример из наших исследований поведения игроков в компьютерные игры. Зарегистрирован ряд случаев, когда любители Doom-подобных игр (трехмерные игры, суть которых
МИС-98
IV. Информационно-психологическая безопасность человека сводится к исследованию различных местностей и уничтожению вражеских существ, в качестве которых обычно выступает все что движется) переносят навыки передвижения, используемые в игре, на реальную улицу - оглядывание окон ближайших домов и поиск противника; осторожное передвижение вблизи углов; резкий поворот при шевелении в боковом поле зрения и т.д. Таким образом мы видим, что устойчиво сформированные элементы поведенческого опыта "окружающая реальность потенциально агрессивно-опасна" приводят к виртуализации сознания в плане агрессивно-настороженного, а иногда и агрессивноактивного восприятия объективного окружающего мира.
Отсюда следует, что фильтр восприятия имеет тенденцию "схлопываться" либо с возрастом, либо с возрастанием количества подтверждающих друг друга элементов опыта. Это приводит к тому, что субъективная реальность человека становится все более и более отличной от объективной реальности, а его сознание, соответственно, все более и более виртуализированным.
Деятельность человека, в этом случае начинает рассогласовываться с ОР. Возрастает риск того, что когда для успешного выхода из ситуации необходим один характер деятельности, человек использует другой, ведущий к противоположному, или обратному результату. Например - стремление бабушки обезопасить ребенка от простуды путем излишнего утепления его одежды, что приводит к эффекту обратному закаливанию - ребенок становится чувствителен к перепадам температуры, сквознякам и чаще болеет.
Путь борьбы с данным аспектом виртуальности, как фактора риска -повышение степени осознанности восприятия. Субъект должен постоянно помнить о возможности возникновения эффекта виртуализации и стараться проводить осознанный, по возможности отстраненный от собственных эмоциональных переживаний, анализ получаемой информации. Полезно также помнить и применять для анализа не только собственный опыт, но и отличающийся от индивидуального опыт других людей.
Рассмотрим далее второй аспект эффекта виртуализации сознания как личностного фактора риска. Для этого более внимательно рассмотрим те ВР, которые могут быть потенциально сгенерированы в сознании человека. Их можно условно разбить на несколько групп.
1. ВР генерируемые на основании стандартного потока информации об ОР. Данные, индивидуально различающиеся ВР, представляют собой ту группу реальностей, которые являются в представлении людей именно объективной реальностью, как таковой. На самом деле они являются лишь некими усеченными и искаженными проекциями ОР в сознание, как это обсуждалось выше.
2. ВР пониженной размерности. Обычно в такие ВР человек попадает в измененных состояниях сознания. С одной стороны, изменение состояния сознания может быть достигнуто с помощью алкогольсодержащих и наркотических веществ, а также обширной группы психотропных препаратов. С другой стороны, изменение состояния сознания достигается при длительной углубленной концентрации на неком объекте (просмотр интересного кинофильма, чтение захватывающей книги, случайная встреча со значимым человеком и т.д.). Однако не смотря на причину, общей характеристикой ВР данной группы является снижение сложности реальности в которую попадает человек.
3. ВР повышенной размерности. ВР данной группы создаются при помощи расширения полосы проспускания индивидуального фильтра восприятия, что требует от человека длительной, направленой и осознанной работы. Для точности необходимо сказать, что многие из них также достигаются в измененных состояниях сознания. Однако примеры генерации ВР этой группы не являются массовыми и требуют отдельного углубленного анализа, выходящего за рамки данной работы.
Из данной классификации видно, что человек чаще находится либо в "обычной" реальности, либо в ВР пониженной размерности. Анализируя потенциальные возможности его деятельности в последнем случае, мы видим, что упрощение реальности упрощает процедуру принятия решений, так как в такой ВР ряда дополнительных условий (говоря простым языком - проблем, сложностей, взаимосвязей вещей, действий и событий) присущих ВР повышенной размерности просто не существует. Существовать в такой ВР человеку гораздо легче и удобнее. При определенном сочетании внешних социальных факторов реальной жизни и индивидуальных особенностей человека, может наблюдаться так называемый эффект ухода - человек будет стремится находиться в более простой ВР, где нет перегрузки информацией, ответственностью, необходимостью принимать сложные решения. Таких примеров множество - от алкоголизма и наркомании, до привычки целыми днями смотреть телевизор или находиться как можно больше времени за компьютером.
Пребывая в такой, упрощенной реальности, человек с одной стороны теряет опыт решения ситуаций в реальной, сложной, жизни, и с другой стороны теряет контроль над частью ОР. В этом и заключается второй аспект эффекта виртуализации как фактора риска. Избежать данного явления можно все тем же путем -осознаваемая деятельность, самоанализ, прогностический анализ причинноследственных связей в своей деятельности.
Выделим третий аспект в рассмотрении эффекта виртуализации сознания, как фактора риска. Данный аспект мы связываем со стремлением человека к неадаптивной активности [3]. Суть феномена упрощенно можно представить в стремлении человека совершать действия, могущие повлечь неблагоприятный исход, тогда как ситуация позволяет данные действия не совершать. Иными словами можно сказать, что человек склонен вносить элемент риска в свою жизнедеятельность.
Рассматривая проблему неадаптивной активности с точки зрения психологической виртуалистики мы получаем интересный эффект - находясь в субъективной реальности, которая сама по себе является искаженным и урезанным отражением объективной, что неибежно привносит элемент риска в жизнедеятельность человека, человек стремиться привнести в свою жизнедеятельность дополнительный элемент риска.
Этот личностно привносимый риск имеет определенную вероятность успешного исхода событий. Каждый человек для себя устанавливает величину этой вероятности и старается обычно не превышать ее в деятельности, сохраняя общее "управление" ходом событий.
При незначительном рассогласовании СР и ОР данная вероятность изменяется незначительно. Однако, при росте рассогласованности между объективным миром и его индивидуальным представлением данный условный коэффициент личностного риска резко возрастает в объективной реальности, но остается неизменным в субъективной. Пример - пьяный водитель, который считает, что его реакция и поведение на дороге адекватное (что однако совсем не обязательно соответствует действительности). Если в данную ситуацию мы привнесем некие действия водителя сопряженные с риском, то видим, что общий коэффициент критического развития ситуации в целом резко возрастает.
Выходом из подобных ситуаций, как это видно из их природы, является как можно большая синхронизация между СР и ОР или между окружающим миром и тем миром, который мы видим как окружающий. Как составными элементами данной синхронизации выступают осознанность деятельности, анализ собственного поведения и его результатов, минимизация использования веществ, переводящих сознание в неконтролируемые измененные состояния.
Завершая данный небольшой обзор проблемы, хочется отметить, что хотя сам "виртуальный" подход к анализу деятельности человека является относительно
МИС-98
IV. Информационно-психологическая безопасность человека новым в современной науке, результаты его использования подтверждают старую истину - "плывущий по течению" обладает гораздо меньшими возможностями в управлении личностным риском, нежели активный и контролирующий свою деятельность человек.
Литература
1. Непомнящий А.В., Непомнящий В.А. К проблеме осознаваемого восприятия в развитии личности // Материалы всероссийского научного симпозиума "Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 186 с. С. 66 - 70.
2. Вестник биофизической медицины. Симферополь, 1992. N 1.
3. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, ТОО "Горбунок", 1992. 224 с.