DOI: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.003 РЕКЛАМА И ЭКОНОМИКА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Буряк Наталья Юрьевна, к.к., доцент Академия маркетинга и социально-информационных технологий -
ИМСИТ, г. Краснодар (е-та11:тиЬигк@тш1.ги)
Данная статья посвящена рекламе как виду экономической деятельности в современном обществе. Доказано, что реклама крайне важна при продвижении товара или услуги, так как потребитель только с помощью средств массовой информации и путем рекламирования товара сможет узнать о нём и его качественных характеристиках. Экономическая значимость рекламы играет большую роль в современной экономике, так как ежегодно на рекламу тратятся миллиарды рублей. Делается вывод, что главной функцией рекламы является экономическая функция, нацеленная исключительно на продажу продукции и получение прибыли.
Ключевые слова: экономический кризис, платежеспособность, конкуренция, инструмент маркетинга, потребители, массовая аудитория, спрос, упаковка.
Реклама - один из мощнейших инструментов маркетинга, необходимых при продаже чего-либо и активно используемых при продвижении товара, его популяризации на рынке. Иванова А. А. так пишет о роли рекламы: «В особенности значительна роль рекламы в сферах экономики и социальной жизни» [2, с. 283]. Козлова Г. Г. и Гришанов Ю. Е. указывают ещё одну важную вещь: «Немаловажная роль в продвижении продукции отводится рекламе» [3]. Без рекламного продвижения в современной действительности сложно продать товар или услугу, а иногда и вовсе невозможно: из-за большой конкуренции на рынке реклама со средним бюджетом может быть малоэффективна или вообще практически бесполезна, поэтому на продвижение в год тратится колоссальное количество денежных средств. По данным АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России) за 2020 год суммарный объём рекламы в средствах её распространения за вычетом НДС составил свыше 473 млрд рублей, что говорит о многом [4]. Если в рекламу не вкладывать деньги, товар или услуга не будут приносить эти же деньги; соответственно, важно понимать, что вложения в бизнес (в данном случае с помощью рекламного продвижения) будут оправданы в том случае, если продвижение будет качественным, привлекать внимание потенциальных покупателей и показывать аудитории положительные свойства товара. Без необходимых вложений в виде покупки рекламы не получится преподнести товар массовой аудитории, заинтересовать покупателя.
Конкуренция на рынке товаров и услуг начинается как раз с рекламы. Много однотипных товаров и услуг одного назначения производится по всему миру, однако у действительно «раскрученных» компаний есть своя лояльная аудитория. По какой причине некоторые компании имеют гораздо больше покупателей и, соответственно, больше прибыли с продажи/производства? Причин может быть достаточно много, а один фактор может накладываться на другой, однако в основном имидж компании или торговой марки создаётся с помощью рекламы. Несомненно, одной рекламы для популяризации товара и услуги не всегда бывает достаточно (например, коллаборация, т. е. сотрудничество с другой компанией также можно рассматривать как один из методов продвижения, которое не всегда может быть рекламным), однако то же самое сотрудничество с иным предприятием или организацией - это также реклама в своём роде, реализуемая не через средства массовой информации или наружную рекламу, а с помощью показа товара методом сотрудничества.
Именно реклама является связующим звеном между характеристиками товара и реакцией на этот товар потребителя, поэтому очень важно сделать рекламу такой, чтобы денежные средства, затраченные на продвижение, не были потрачены впустую. «Реклама - это информация о том или ином объекте рекламирования (в том числе, товаре или услуге), имеющая цель продвижения рекламируемого продукта на рынке и стимулирования выбора потребителя», - пишет Ермакова И. В. [1, с. 3], тем самым выделив важную функцию - психологическую. Именно реакция человека на рекламу и продажи после её показа будут стимулировать потребителя совершать покупки; иными словами, все средства, затраченные на продвижение, не пропадут зря. Важно понимать, что психологическое влияние на аудиторию с помощью различных методов продвижения товара или услуги на рынке (например, запоминающийся слоган, оригинальное название продукции или услуги, яркая упаковка и т. п.) играет огромную, определяющую роль. Так как основная цель производителя заключается в том, чтобы продать товар любым способом, абсолютно любой метод, осуществляемый для поднятия рейтинга товара среди потенциальных конкурентов, может быть эффективным и действенным. Психологическое влияние на потребителя, например, хорошо работает в узкой категории товаров или услуг, предназначенных для детей. Каждый родитель хочет лучшего для своего ребёнка, и все рекламщики и маркетологи знают об этом, поэтому часто используют метод воздействия конкретно на детей, в результате которого неравнодушные родители всё-таки совершают покупку, чтобы угодить прихоти своего ребёнка. Однако есть две стороны данного метода, положительная и отрицательная. Так как дети быстро взрослеют и растут, многие игрушки или иные товары через пару лет могут стать неактуальными, что подразумевает под собой возможные затраты. Вопреки вышесказанному, дети как класс будут существовать всегда, а это значит, что производитель, возможно, не будет иметь постоянную лояльную аудиторию, однако новые покупатели
будут всегда. К тому же в случае, когда речь идёт о детях, их удобстве и благополучии, может работать так называемое «сарафанное радио», когда молодые мамы, довольные продукцией, будут рекомендовать её своим друзьям, знакомым и иным людям. Это тоже в своём роде реклама.
Большой вклад денежных средств в рекламу может быть оправдан в иных случаях, если:
1. Продукт необходим потребителю, покупатель однозначно будет совершать покупки, так как товары первой необходимости всегда будут пользоваться спросом (в данном случае говорится о продуктах массового потребления, без которых человек не сможет выжить: продукты питания, хозяйственные мыла, постельное и иное бельё, одежда, канцтовары, медицинские препараты и т.д.).
2. Данный продукт - это новая вещь на рынке, совершенная новинка, сенсация, поэтому потребитель обязан будет обратить на неё внимание.
3. Реклама продукции будет выделяться и привлекать внимание (данный метод могут использовать большие корпорации, готовые покупать и производить качественную рекламу для своей продукции).
4. Торговая марка или бренд имеет свой круг лояльных покупателей.
В этих случаях потребитель будет приобретать продукцию несмотря ни на что, так как вышеуказанные критерии будут привлекать к себе внимание, но с разной эффективностью.
К примеру, продукты массового потребления постоянно необходимы человеку для поддержания жизни, поэтому продавцы данной линии товаров с большей вероятностью не будут в убытке даже во времена экономических кризисов: продукты первой необходимости нужны всегда, поэтому продажи не упадут. Другой вопрос в том, какова цена товара: если цена завышена и данная марка ориентирована на более состоятельных покупателей, возможен меньший спрос, однако и до кризисных времён процент платежеспособных потребителей не превышал массовую аудиторию; если ценовой диапазон товара средний, продукт начнут приобретать с большим стремлением, и не всегда в этом случае необходима качественная реклама. Например, в больших гипермаркетах России распространено явление продуктов питания, изготовленных под маркой торговой сети (Ашан, Магнит, Окей и т.д.). Цена на эти товары чаще всего существенно меньше, чем на другие, хотя качество иногда не уступает известной на рынке продукции. Почему так происходит? Всё из-за того, что у этой продукции вообще нет рекламы, денежные средства на неё не тратятся, поэтому цена соответственно ниже, и узнать о ней потенциальный покупатель может только в этой сети гипермаркетов. Под отсутствием рекламы подразумевается элементарно всё: отсутствие наружной рекламы, рекламы по ТВ и в Интернете, баннеров в самом магазине и даже дизайн упаковки.
Важный элемент, тоже непосредственно относящихся к рекламному продвижению, - это упаковка. У данной продукции упаковка имеет минимальное оформление, поэтому цена такая низкая. Дизайнеры не привлека-
ются в этом случае, и затрат на рекламу и продвижение попросту нет. Однако данный ход с отсутствием рекламы тоже по-своему хорош: именно из-за того, что рекламы дешёвых товаров нигде нет, потребитель всё равно найдёт эту продукцию и элементарно из интереса захочет протестировать. Этим и хороша категория продуктов питания массового потребления: они необходимы всегда, и при отсутствии товара любимой марки он приобретёт другую.
Далее новинки на рынке, которые будут привлекать к себе внимание с помощью рекламы. Без продвижения в данном случае не выйдет продемонстрировать новейшую разработку, поэтому реклама - это самый необходимый инструмент и помощник. Новинки больше всего должны рекламироваться, чтобы потенциальный покупатель в лице целевой аудитории увидел разработку и захотел её приобрести. Русаков П. В. выделяет задачи рекламы: «В задачу рекламы входит не только информирование человека о тех или иных характерных особенностях товаров, а также стимуляция к сбыту и развитию торговли, с помощью побуждения к повторным покупкам» [5]. Бывают компании уже с имеющимся имиджем и своей аудиторией лояльных покупателей, но им также необходима качественная реклама. Например, известные компании электроники (Apple и Samsung) всё равно занимаются продвижением своих товаров, при этом не забывая о рекламном продвижении. В данном случае принято говорить о репутации компании: известная по всему миру корпорация не имеет права портить себе репутацию некачественным продвижением, так как результаты халатного отношения существенно снизят спрос и мнение покупателей и о продукции, и о самой компании. Реклама у них обязана совершенствоваться и показывать потребителям что-то иное; аудитории важно видеть, что компания тратит большие деньги не только на создание продукции, но и на сохранение имиджа, лица компании.
Все продавцы и создатели продукции стремятся заявить о том, насколько их продукт хорош, стараются выделять огромные деньги на качественную рекламу и показать, что их продукт - это нечто новое, уникальное и хорошего качества; хотя чаще всего все товары в большей или меньшей степени имеют одинаковые свойства, кроме цены и конкретного производителя. Всё зависит непосредственно от аудитории, на которую рассчитан этот продукт, и будет ли эта аудитория приобретать этот продукт.
Несмотря на некритичные отличия одного продукта от другого, главной задачей продавца является конкретно продать, и производителям не всегда важно, какое качество у данной продукции. Рекламируемые продукты не всегда являются лучшими продуктами на рынке [6].
К сожалению, эта проблема качества рекламируемых товаров или услуг актуальна как никогда, качество товаров и услуг часто оставляет желать лучшего: либо состав продукта содержит вредные вещества, либо сам товар не соответствует ожидаемым и обещаемым свойствам, либо же вообще цена продукции искусственно завышена и мало соответствует качествен-
ным характеристикам. Данное явление встречается довольно часто: из-за того, что на производство тратится большое количество денежных средств, производитель решает снизить затраты, игнорируя ухудшение качества. Все же сэкономленные средства идут как прибыль. Данное явление вполне законно можно именовать воровством. Честный производитель обязан уравновесить качество товара и её цену, чтобы потребитель знал, за что он платит и почему цена именно такая.
Несомненно, большое количество денежных средств тратится на качественную рекламу, которую увидит такое же большое количество людей. Не все предприниматели могут позволить себе нанять специалистов и создать привлекающий к себе внимание, например, видеоролик по ТВ. Только крупные корпорации, способные вложиться в рекламу, покупают время на телевидении в прайм-тайм и этим самым захватывают наиболее большое количество людей, которые увидят данную рекламу; одна секунда эфирного времени в прайм-тайм стоит бешенных денег, поэтому не у всех есть возможность в девять часов вечера по одному из главных телевизионных каналов (Первый канал, Россия 1 и др.) увидеть свою рекламу. Однако даже эта реклама в прайм-тайм нужна не только для того, чтобы эффективнее продавать. Как уже говорилось ранее, часто известные корпорации делают это для того, чтобы сохранить имидж и обозначить сферы влияния.
Из всего вышеперечисленного делается вывод, что главной функцией рекламы является экономическая функция, нацеленная исключительно на продажу продукции и получение прибыли. Важно понимать, что большее количество проданной продукции будет означать большее количество денежных средств как затраченных на рекламу, так и полученных производителями после успешных рекламных кампаний. Чем больше денег выделяется на качественную рекламу, тем больше в итоге прибыли получат создатели, поэтому в их же интересах сделать её максимально действенной, убеждающей, ёмкой и захватывающей.
Список литературы
1. Ермакова И. В. Развитие контекстной рекламы в условиях сетевой экономики: актуальные вопросы юридической теории и практики // Юридические исследования. -2020. - № 8. - С. 12 - 29. DOI: 10.25136/24097136.2020.8.33902 URL: https://nbpublish.com
2. Иванова А. А. Реклама как фактор развития современной экономики / А. А. Иванова. - KANT. 2018. - 282-286 с.
3. Козлова Г. Г., Гришанов Ю. Е. Оптимизация затрат на рекламу, 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 22.03.2021).
4. Объём рекламы в средствах её распространения в 2020 году [Электронный ресурс] // URL: https://www.akarussia.ru (Дата обращения: 09.04.2021).
5. Русаков П. В. Значение рекламы для экономики современности, 2019. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 23.03.2021).
6. Social and Economical Aspects of Advertising [Электронный ресурс] // URL: https://www.managementstudyguide.com (Дата обращения: 20.03.2021).
Buryak Natalya Yurievna, PhD in Cultural Studies
Non-governmental accredited non-profit making educational institution of higher education «The Academy of marketing and social information technologies- IMSIT» (the city of Krasnodar)
ADVERTISING AND ECONOMICS: THE ECONOMIC SIGNIFICANCE OF ADVERTISING IN MODERN SOCIETY
Abstract: This article deals with advertising as an economic activity in modern society. It has been proved that advertising is extremely important in the promotion of a product or service, as the consumer can learn about it and its quality characteristics only through the media and by advertising the product. The economic importance of advertising plays a major role in today's economy, as billions of rubles are spent on advertising each year. It is concluded that the main function of advertising is the economic function, aimed solely at selling products and making a profit.
Keywords: economic crisis, solvency, competition, marketing tool, consumers, mass audience, demand, packaging.
DOI: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.004 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент (e-mail: vas_evg1954@mail.ru) Ивановский филиал Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова
Рассмотрены основные аспекты развития регионального рынка розничной торговли в условиях пандемии. Проведен сравнительный анализ изменений в структуре оборота розничной торговли по основным составляющим. Выявлены основные закономерности в изменении структуры оборота региональной розничной торговли в 2020 году.
Ключевые слова: рынок, регион, розничная торговля, структура, анализ.
Развитие рынка региональной розничной торговли, в значительной степени отражает не только развитие региональной экономики в целом, но и уровень жизни населения через структуру потребления. Экономическая ситуация, складывающаяся в региональной экономике, отражается как в тенденциях изменения структуры оборота розничной торговли, так и в структурных сдвигах в рамках рынка розничной торговли, основных игроков и состояния конкуренции на локальных рынках. Отдельные аспекты изменений, происходящих на региональном рынке розничной торговли в последнее десятилетие, ранее рассматривалось в ряде работ в рамках исследования потребительского рынка преподавателями Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова [15]. В частности, рассматривались такие аспекты как: взаимосвязь между изменениями в доходах населения и структурой оборота региональной розничной торговли [1,2], роли и влиянии развития сетевой торговли в регионе на структуру различных торговых форматов [3,4], роли специализи-