УДК 37
Гудина Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный технический университет
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор статьи считает, что, как бы ни раздвигались границы познания, не обновлялась материальнотехническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые в отношении детей-инвалидов берут на себя основные содержательные функции интеграции и реабилитации, — это библиотека, музей, выставочные залы, учреждения клубного типа и др.
Ключевые слова: интеграция, реабилитация, информационно-просветительной деятельности библиотеки, самообразование детей-инвалидов, фестивали творчества инвалидов, музеи, общественные организации инвалидов.
амократизация общественно-полити-[еских отношений, освобождение со-деально-культурной сферы от идеоло-административного пресса, восстановление исторически сложившихся национально-культурных традиций, широкое развитие международных связей и ряд других объективных факторов создали благоприятные условия для превращения учреждений культуры в общественно-государственные центры удовлетворения и дальнейшего обогащения духовно-эстетических потребностей людей.
XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Однако, как бы ни раздвигались границы познания, не обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые веками сохраняют и будут сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества, а в отношении детей-инвалидов берут на себя основные содержательные функции интеграции и реабилитации - это библиотека, музей, выставочные залы, учреждения клубного типа и др.
Обеспечивая преемственность поколений, превращая документы истории и образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, эти культурно-просветительные институты помогают детям постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.
Значительная роль принадлежит библиотекам, которые, участвуя в реализации различных реабилитационных программ, могут взять на себя
посредническую функцию, координируя усилия и ресурсы различных организаций, занимающихся проблемами инвалидов, предоставляя условия для взаимодействия педагогов, родителей, медиков, социальных работников, работников культуры, ученых, представителей власти, СМИ.
Как образовательный центр, библиотека призвана обеспечить доступ к новейшим образовательным технологиям, организовать процесс самообразования инвалидов, и особенно детей-ин-валидов, обучающихся по индивидуальной программе, помочь войти в мир культуры социально наименее защищенным лицам. Для этого библиотеки должны быть оснащены компьютерными диагностическими и обучающими методиками, в том числе специально созданными для лиц с нарушениями в развитии. Современная библиотека становится местом хранения кино-, фоно- и фотоматериалов: фонотекой, видеотекой, игротекой, выставочным залом и даже музеем. Интеграция различных видов искусств позволяет библиотеке наиболее полно осуществить посредничество между культурой и личностью, оптимизировать терапевтические и рекреационные процессы.
На базе библиотеки осуществляется, как правило, такое направление психотерапевтической работы, как библиотерапия, разрабатываются программы креативной педагогики, формирующей способность к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству детей, обеспечивающие интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие личности. Систематические занятия детей-инвалидов художественным творчеством позволяют достичь высоких результатов в развитии их литературно-художественных способностей, образного мышления, воображения,
речи, гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести более оптимистический взгляд на жизнь.
Увеличение общего объема информации и усиление ее разнообразия обусловили необходимость значительно расширить рамки информационно-просветительной деятельности библиотеки, детерминировали укрепление ее связей с образовательными учреждениями и институтами культуры и досуга в решении единых социальнокультурных задач. Сохраняя принцип добровольности и свободы выбора, библиотеки позволяют создавать благоприятную культурную среду, изучать, удовлетворять и возвышать реально проявляемые духовные интересы и потребности детей-инвалидов, вовлекать их в различные виды познавательного творчества, а через него в широкий мир культуры.
Массовые детские библиотеки могут организовывать совместную деятельность детей с ограниченными возможностями и здоровых сверстников, обеспечивая органичное и плавное включение в процесс социально-психологической интеграции. В частности, на первом этапе такая совместная деятельность осуществляется в форме присутствия детей-инвалидов на общих для всех детей мероприятиях. Или наоборот - последние могут выступать в качестве авторов творческих работ, а здоровые дети - как зрители и участники выставки. Для детей с ограниченными возможностями такие формы станут способом не только интеграции, но и психологической реабилитации - они позволят ощутить себя в социально значимой, возвышающей роли. Далее можно практиковать опосредованное общение детей-инвалидов и их здоровых сверстников (например, ознакомление с продуктами творчества), а также последующие встречи на базе библиотеки. Этап непосредственного общения предполагает организацию любительских объединений и клубов по интересам.
Современная библиотека привлекает читателей-инвалидов не только как образовательный и информационный центр. Она воспринимается и как место межличностного общения, отдыха, интересного проведения досуга. В наибольшей степени это относится к детям-инвалидам. Инвалидность ведет к изоляции ребенка от общества, затрудняя его физическое, психическое, личностное развитие. И библиотека должна стать местом, где юному человеку помогут справиться со своей
бедой, сделают все возможное, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом общества.
Формы и методы работы с детьми-инвалидами возможны самые разнообразные Основная цель библиотекарей - развитие способностей детей-ин-валидов, приобщение их к чтению с помощью литературно-творческих, познавательных игр, конкурсов, участие в праздниках. Во многих библиотеках успешно работают клубы по интересам и кружки любителей музыки, поэзии, изобразительного искусства; приобретение видеофильмов позволяет использовать их в работе киноклубов; проводятся экскурсии, разнообразные по форме и содержанию: экскурсия-диспут, экскурсия-диалог, экскурсия-путешествие и др.; развивающие игры, интеллектуальные игры, смотры, конкурсы и другие виды культурно-досуговой деятельности.
Принципиальная особенность библиотечной деятельности в современных условиях связана с широким внедрением электронной техники. Появление в библиотеках персональных компьютеров позволило обучать детей-инвалидов навыкам работы на компьютере и вспомогательной технике, им предлагаются курсы английского языка и информатики.
Как подчеркивает И.Е. Баренбаум, электронная книга теснит на библиотечных полках традиционные формы печатных изданий [2]. Фонды библиотек все более пополняются различными аудиовизуальными средствами, компьютерами, компакт-дисками, видеокассетами. Возникают артотеки, диатеки, фильмотеки. Привычные книгохранилища, библиотеки превращаются в «медиатеки», появляются и утверждают себя новые средства и способы хранения и передачи информации.
Работа с ребенком-инвалидом в библиотеке невозможна без контакта с его семьей. Традицией многих библиотек стало объединение родителей детей-инвалидов в советы, семейные клубы, «родительские классы». Это своеобразные группы взаимопомощи с общей жизненной проблемой, где люди могут обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий родителям чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.
Стараясь оказать помощь матерям детей-ин-валидов, в некоторых библиотеках организуются «клубы мам», в которых женщины могут реализовать себя, свои возможности и таланты. В ре-
зультате совместно проводимого досуга они выходят из социальной изоляции, обретают уверенность, начинают «новую» жизнь. На встречах в семейных клубах мамы говорят и обсуждают свои проблемы, делятся опытом. Наличие одинакового запаса знаний о предмете обсуждений (проблемный ребенок), доброжелательное, заинтересованное отношение собеседников друг к другу делают такое общение желанным и продуктивным.
Современная библиотека утвердилась как неотъемлемое звено системы образования и воспитания, приняв на себя существенную роль:
- в реализации внешкольных форм социализации, инкультурации и индивидуализации детей-инвалидов;
- в обеспечении самореализации творческих потенций личности, выходящих за пределы учебной деятельности;
- в оказании помощи учреждениям, занимающимся проблемами инвалидов (образовательным, реабилитационным, коррекционным, воспитательным), координируя усилия и ресурсы этих организаций;
- в содействии семье и школе в общекультурном и профессиональном воспитании детей с проблемами в развитии;
- в информационно-методической деятельности (выпуск газеты, проведение семинаров, помощь в создании теле- и радиопередач о творчестве детей, имеющих инвалидность);
- в организации интеллектуально насыщенного досуга, формированию новых культурнодосуговых потребностей детей-инвалидов.
В последние годы заметно растет интерес к реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и искусства. В этом немалая заслуга фестивалей творчества инвалидов, их очевидная эффективность не только в реабилитации, но и в информационно-просветительной направленности. Фестивали художественного творчества инвалидов - это культурное мероприятие, позволяющее обратить внимание общественности и государственных органов на проблемы людей с ограниченными возможностями, создать условия для их творческого потенциала, привлечь специалистов к оказанию творческой, методической помощи всем инвалидам, проявляющим интерес к художественному творчеству. Велико значение фестивалей и с точки зрения социализации личности инвалида, его интеграции в общество. Фестивали как бы высвечивают процессы продвижения ин-
валида от пассивного состояния к активному, трансформируют пассивные виды досуга в деятельные, созидательные формы.
Проанализировав задачи и цели фестивалей творчества инвалидов, уместно подчеркнуть, что в мировой и российской практике сложились два основных типа фестивалей, два взгляда в оценке их сущности. С одной стороны, творческая деятельность детей-инвалидов рассматривается как средство обогащения культуры, создание ощутимого художественного результата наиболее талантливыми, т.е. немногими из инвалидов. Эта цель реализуется путем содействия развитию творческого потенциала наиболее одаренных и талантливых инвалидов, оказания им адресной материальной поддержки.
С другой стороны, ставится задача «привлечения широких кругов инвалидов к активному участию в культурной жизни общества», т.е. творческая деятельность рассматривается как средство максимально широкого включения детей-инвалидов в культуру, как средство их социальной реабилитации и адаптации в обществе.
Однако наряду с этим решаются не менее значимые задачи развития социальной рефлексии и привлечения внимания широкой общественности к сфере художественного творчества детей-инвалидов, организации помощи на местах, создание целевых программ комплексной медико-психолого-педагогико-социальной защищенности одаренных детей, имеющих инвалидность.
Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функция присуща любому музею, независимо от его профиля. Музей выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой. Он доносит своими средствами комплекс духовных ценностей, идей, эмоций. Тем самым музей включает детей с ограниченными возможностями в культурно-исторический процесс. В экспозиции музеев, отражающих лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, литературы, музыки, хореографии, фольклора, прикладного творчества и иных компонентов народнотрадиционной культуры, проявляется концентрированное отражение культурной памяти, культурного наследия. Для детей-инвалидов принципиально важным представляется одновременное воздействие экспозиции музея на сознание и эмоциональную сферу, проявляющееся в активизации его физических и духовных сил, способностей.
Эффективность социально-педагогического воздействия строится с учетом единства информационно-логического и эмоционально-образного мышления, достигаемого в условиях активного освоения музейных ценностей. Основой этого эффекта выступают:
- экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры;
- информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерство экскурсовода; деятельность экскурсовода строится не на перекладывании объема знаний, а, прежде всего, на возбуждении сознания, памяти, представлений, ассоциаций и опыта детей;
- расширение и углубление гуманитарных знаний (познание отечественной истории, усвоение ценностей мировой и национальной культуры), ассоциативное восприятие экспозиции музея;
- широкое использование издательской, информационно-просветительной и рекламно-иллюстративной деятельности для расширения информационного поля музея и включения в него средств массовой информации, клубных учреждений, учебных заведений и иных социальных институтов, подготовка информационных страниц в Интернете;
- создание условий для постижения ценностей музейной экспозиции в сфере семейного и индивидуального досуга.
Музеи осуществляют широкую информационно-образовательную деятельность в детских садах, школах-интернатах, детских домах, коррекционных учреждениях. Организуют выставки, цель которых выявлять и поддерживать творческий рост детей с ограниченными возможностями. Работы представляются по номинациям: живопись, графика; декоративно-прикладное искусство; компьютерная графика, фотография. Во время экспозиции проводится конкурс.
Проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в современном обществе, имеют не только материальную направленность, но это и трудности в передвижении. Для детей с ограниченными возможностями часто недоступны обычные школы, театры, музеи, где нет пандусов, лифтов и прочих приспособлений, недоступен городской транспорт. Только в последние годы петербургские музеи начинают разрабатывать программы, с помощью которых музейное пространство становится досягаемо для людей в инвалидных колясках. Государственный Русский музей стал одним из первых
в России и первым в Санкт-Петербурге музеем, полностью приспособленным для посещения людьми с ограниченными возможностями [4].
Повседневную работу по нравственно-эстетическому воспитанию ведут музеи учебных заведений, которые создают на своей базе школы общественных экскурсоводов и клубы друзей музея, проводят встречи с интересными людьми, вовлекают детей в различные формы социальнокультурного творчества.
Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века. В первую очередь это было связано с подключением к Интернету и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира. Дети с ограничениями по состоянию здоровья, получив доступ в Интернет, имеют возможность побывать в музеях России и мира. «Музейный Интернет-клуб» предлагает инновационные методики специализированного музейного обслуживания детей-инвалидов [3].
В создании условий, оптимизирующих процесс социально-культурной реабилитации инвалидов, особая роль принадлежит общественным организациям, создаваемым по инициативе самих инвалидов и с их участием. Эти общества имеют целью привлечь к решению жизненно важных проблем людей с ограниченными возможностями государственные структуры, общественность. Практические задачи обществ состоят в помощи инвалидам в области трудоустройства, образования, рекреации, досуга и т.п. За счет собственных средств они развивают производство, ведут жилищное строительство, содержат клубы и дома культуры, самодеятельные и профессиональные творческие коллективы, санатории и базы отдыха, занимаются просветительской и издательской деятельностью, организуют спортивнооздоровительную и досуговую деятельность как своих членов, так и всех категорий инвалидов.
В число основных социальных функций информационно-просветительной деятельности досуговых центров входят компенсаторная функция (восполнение недостатков базового образования), адаптирующая (оказание помощи в приспособлении к изменяющейся действительности), креативная функция (развитие творческих спо-
собностей человека, включение инвалида в культурное пространство) [1].
Наиболее ценным в информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений является то, что они принимают на себя стимулирование, ориентирование и опосредованное руководство процессом культурного самосовершенствования лиц с ограниченными возможностями.
Общественные организации, созданные по инициативе инвалидов, в том числе и досуговые центры, призваны удовлетворять широкую гамму рекреативных и духовных потребностей де-тей-инвалидов. Однако эти потребности нельзя представить усредненными, они должны отражать реальную дифференциацию способностей, возможностей, наклонностей, дарований, интересов конкретных людей.
Проблема социокультурной реабилитации инвалидов требует комплексного подхода. При этом основными объектами социально-культурной политики следует рассматривать условия и образ жизни инвалида, основные социокультурные формы жизнедеятельности (жизнеобеспечение, социализация, инкультурация, социальная коммуникация, рекреация). Такой подход позволяет: найти конкретные виды деятельности, способные компенсировать имеющийся дефект; определить, какие организационные структуры и социокультурные технологии следует исполь-
зовать для социокультурной адаптации и реабилитации детей-инвалидов с целью их максимально эффективной интеграции в социокультурную жизнь микрорайона, города, страны, мира. Проблемное поле детей-инвалидов задает основные направления и содержание социально-реабилитационной и коррекционной деятельности. Необходимо отметить, что помимо традиционных направлений (таких, как художественно-творческая реабилитация, психологическая реабилитация, физическая реабилитация, трудовая терапия инвалидов, социально-психологическая адаптация и социальная поддержка) особое место отводится духовной реабилитации детей-инвалидов средствами информационно-просветительской деятельности, проявлению социальной активности, самореализации индивидуально-творческих потенций во всех сферах жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. унив-т культуры и искусств, 2001. - 326 с.
2. Баренбаум И.Е. Книговедение и электронная книга // Культура на пороге III тысячелетия. Материалы IV международного семинара в Санкт-Петербурге 30 мая - 3 июня 1997 г. - СПб., 1998. -С. 49-53.
3. http://www.museum.ru/N34631.
4. http://www.regnum.ru/news/554207.html.
УДК 378
Дорохина Надежда Николаевна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В данной статье раскрывается комплексный подход к процессу формирования ценностных ориентаций младших школьников из неблагополучных семей.
Ключевые слова: процесс формирования, ценностные ориентации, неблагополучная семья, младшие школьники, педагогика, психология.
Коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной . экономике, ослабление социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, прежде всего института семьи, привели к значительному росту неблагополучных семей.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена следующими статистическими данными: в органах внутренних дел на соци-
алньно-профилактическом учёте состоит свыше 200 тысяч неблагополучных семей; в размерах страны наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением. Ежегодно несовершеннолетними совершается 100 тысяч правонарушений [3, с. 3].
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей; самый