УДК 069.1:004.946
Т. Е. Максимова
Виртуальные музеи как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья
Виртуальные музеи играют заметную роль в социализации инвалидов, осуществляя дистанционный доступ к культурным ценностям, способствуя самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья и вовлечению их в творческую деятельность, а также помогая преодолению отношенческих стереотипов. Научная новизна исследования состоит в раскрытии ранее неизученной роли виртуальных музеев в социокультурной реабилитации инвалидов.
Ключевые слова: виртуальный музей, инвалиды, социализация, социокультурная реабилитация
Tatiana E. Maksimova
Virtual museums as means of socialization of people with disabilities
Virtual museums play an important role in the socialization of people with disabilities by implementing remote access to cultural values, by contributing to the fulfillment of disabled persons and by their involvement in creative activities, as well as by helping to overcome attitudinal stereotypes. Scientific novelty of research consists in revealing previously unexplored role of virtual museums in social and cultural rehabilitation of the disabled.
Keywords: virtual museum, the disabled, socialization, socio-cultural rehabilitation
В настоящее время в Российской Федерации проводится значительная работа по формированию доступной для инвалидов культурной среды, благодаря чему люди с ограниченными возможностями здоровья могут активно интегрироваться в российское общество.
Напомним, что инвалиды, по данным ООН, составляют в среднем 10 % населения Земли1. В России насчитывается 16 миллионов инвалидов2. Из них более полумиллиона - это дети в возрасте до 18 лет.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов3, в связи с этим в целый ряд законодательных актов РФ были внесены соответствующие изменения, и российские объекты культуры все шире и активнее вовлекаются в деятельность по созданию условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ. Однако несмотря на значительные положительные изменения, в сфере включения людей с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь России пока существует несколько узловых проблем.
Прежде всего, следует признать, что в силу множества причин далеко не все культурные объекты доступны инвалидам для личного посещения. Количество памятников культуры огромно, их отличает значительный территориальный разброс, и это серьезно затрудняет ознакомление с ними даже здоровым людям, - а людей с ограниченными возможностями здоровья останавливают еще и «отношенческие барьеры». Подобные про-
блемы существуют и в сфере образования, и в творческой самореализации инвалидов.
Предметом нашего исследования являются виртуальные музеи как инновационное средство социокультурной реабилитации инвалидов, способствующее разрешению проблем, связанных с включением людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурные процессы РФ.
Задачи исследования:
- анализ виртуальных музеев как средства, обеспечивающего доступность культурных ценностей для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучение возможностей виртуальных музеев по вовлечению инвалидов в творческую и иную социально-культурную деятельность;
- исследование виртуальных музеев как инструмента, содействующего самореализации личности инвалидов;
- анализ виртуальных музеев как культурного фактора, способствующего преодолению «отношенческих барьеров».
Гипотезой нашего исследования выступает предположение, что виртуальные музеи представляют собой культурный феномен, который можно продуктивно использовать в качестве одной из современных вспомогательных технологий, активно помогающих социализации инвалидов. В целях настоящей статьи мы определяем термин виртуальный музей как цифровой информационный ресурс, доступный в сети Интернет и осуществляющий бесплатный доступ к культурным ценностям, а также обе-
123
Т. Е. Максимова
спечивающий в той или иной форме коммуникацию пользователей. При создании виртуальных музеев может применяться различное программное обеспечение, включая специально разработанное для людей с ограниченными возможностями здоровья: программы экранного увеличения, тифлотехнические средства, звуковые файлы и т. д.
Однако роль виртуальных музеев как средства социализации инвалидов практически не изучена, и возможности виртуальных музеев в этой области недооцениваются. Научная новизна нашего исследования состоит в раскрытии недостаточно исследованного вопроса о роли виртуальных музеев в социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
В целом, теме социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами, доступности культурных объектов для всех категорий граждан, творчеству в жизни людей с инвалидностью посвящен ряд работ российских авторов. Например, С. Н. Ванишина и О. П. Вань-шиной4, Т. А. Бортеневой5, А. Н. Колесина6, И. В. Калининой7, Н. Т. Поповой8, О. В. Храбровой9, И. Н. Дониной10, А. И. Клюкиной11, Л. Д. Лебедевой12, О. В. Платоновой, А. М. Шагеевой13, Л. М. Шляхтиной14 и др.
По проблемам социально-культурной реабилитации инвалидов, в том числе в музее, регулярно проводятся специализированные профильные конференции и обучающие семинары, а также семинары и круглые столы в рамках различных мероприятий. Так, на Международном фестивале музеев «Интермузей-2014» был проведен круглый стол «Социальная реабилитация инвалидов в музее: современные подходы и технологии». Действительно, как отмечают специалисты, современный музей «позволяет отразить в исторической картине всю сложность повседневных социокультурных реалий специфического или даже уникального пространства культуры во взаимосвязи»15.
Тематика социализации инвалидов в социокультурном пространстве России освящается в периодических изданиях «Вопросы педагогики», «Встреча», «Доступный мир», «Мир музея», «Музей», «Преодоление», «Социальная политика и социология» и в других изданиях. Общественное телевидение России (ОТР) регулярно выпускает серию программ «От прав к возможностям», которая доступна онлайн16. В выпусках рассказывается о способах обеспечения инвалидам возможности полноценно участвовать в жизни общества. В сети Интернет действуют ресурсы, адресованные инвалидам, например, Границ нет17,
Дверь в мир18, Доступный мир19, Disability. ru20, invalirus. ru21 и множество других.
Методологической основой нашего исследования роли виртуальных музеев в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья явился междисциплинарный подход, реализованный через применение как эмпирических, так и теоретических методов:
- основной эмпирический метод - это метод прямого наблюдения виртуальных музеев в сети Интернет. Он применялся автором с декабря 2013 г. и используется по настоящее время. Отбор эмпирического материала проводился по итогам анализа результатов персональных автоматических оповещений джи-мэйл (gmail) по ключевым словам «виртуальный музей», результатов поиска в поисковых системах Google, Яндекс, Рамблер, в социальных сетях Фейсбук (Facebook), ВКонтакте, Живом Журнале (Live Journal) и других социальных медиа. Так же информация о новых виртуальных музеях была обнаружена в различных публикациях, включая комментарии пользователей;
- интернет-методы исследования культуры: информационный поиск, интернет-интервью, анализ интернет-статистики, анализ комментариев, работа с фокус-группами в социальных сетях, работа с профильными текстами (контентанализ и т. д.), мониторинг;
- методы социальной (культурной) антропологии (опрос и интервью): автор лично проводил очные интервью людей с ограниченными возможностями здоровья на профильных конференциях и в кругу семьи: среди родственников автора в силу сложившихся жизненных обстоятельств есть несколько инвалидов разных возрастных групп. По просьбе автора они проинтервьюировали, на условиях анонимности, членов своих «фокус-групп» - людей со сходными ограничениями деятельности.
В общей сложности нами было изучено около 400 виртуальных музеев России и других стран. Рассмотрим некоторые полученные фактические данные и проанализируем их.
Виртуальные музеи показывают цифровые версии культурных объектов, при этом высокий уровень познавательности совмещен с обеспечением полной сохранности экспонатов. Хотя профиль виртуального музея может быть любым (художественная деятельность, музыкальная культура, танцы, медицина и т. д.), но в данной статье нам хотелось бы рассказать о доступе с помощью виртуальных музеев к культурному наследию, связанному с Великой Отечественной войной 1945-1941 гг. Эта тема представляется нам исключительно важной по целой серии причин. На полях Великой Отечественной ин-
124
Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015
Виртуальные музеи как средство социализац ии людей с ограниченными возможностями...
валиды доблестно сражались за родину, внеся свой вклад в дело Победы. Хрестоматийный пример - А. П. Маресьев, летчик с ампутированными ступнями, вернувшийся в строй на протезах и послуживший прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Подвиг, аналогичный подвигу А. П. Маресьева, совершили летчики Герои Советского Союза З. А. Сорокин, Л. Г. Белоусов и другие воины. Такой позитивный жизненный опыт помогает самоутверждению инвалидов, содействуя их самореализации. С другой стороны, не будем забывать, что в нацистской Германии действовала программа умерщвления «Т-4» по стерилизации и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, «умственно отсталых» и наследственно отягощенных больных. Впоследствии в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные люди, болеющие свыше 5 лет. Сначала уничтожались только дети, а затем все возрастные группы22.
Следует отметить, что культурные объекты, связанные с Великой Отечественной войной 1945-1941 гг., характеризуется несколькими основными чертами, осложняющими доступ и ознакомление с ним всем группам населения, включая инвалидов:
- значительная территориальная разбросанность: памятные места советским воинам находятся не только по всей России, но и в Европе, Казахстане, Китае, Израиле и т. д.;
- наличие немалого количества временных объектов: различных выставочных мероприятий, фотовыставок, художественных выставок, выставок архивных документов и т. д.;
- большая структурная разбросанность: собрания семейных архивов, коллекции «малых» музеев, таких как музеи школ, уголки боевой славы, детские дома творчества, а также многочисленные коллекции ведомственных музеев обладают весьма низкой доступностью для всего населения РФ - не только для инвалидов;
- постепенное исчезновение, связанное с природными разрушениями, несчастными случаями, уничтожением по идеологическим мотивам или сносом в связи хозяйственными нуждами. В случае отсутствия цифровых копий разрушенные памятники делаются недоступными навсегда.
Виртуальные музеи Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. устраняют эти проблемы, существенно нивелируя последствия объективных негативных факторов. Так, «Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан»23 содержит информацию более чем о 400 тыс. участников войны и тружеников
тыла, собранную из всех доступных источников: государственных архивов, музейных собраний, частных коллекций. В разделе «Энциклопедия Победы» на интерактивных картах указаны воинские захоронения, дислокация военных госпиталей в дни войны и т. д. В «Новостях» размещается информация о всех памятниках и памятных знаках, увековечивающих имена воинов и тружеников тыла. Посетители виртуального музея оповещаются о вновь открытых памятниках. На сайте можно увидеть знамена, оружие, боевую технику, находки с мест боев, изобразительные материалы, нумизматику, документальные фильмы, снятые непосредственно в военное время, и т. д. В медиатеке можно посмотреть записи познавательных бесед, рассказывающих о военных событиях и послушать рассказы ветеранов. Пользователи имеют возможность добавлять в виртуальный музей свои экспонаты - материалы своих семейных архивов.
Подобные виртуальные музеи на примерах судеб военных лет учат людей с ограниченными возможностями здоровья не сдаваться в трудных жизненных обстоятельствах.
Одной из задач по социокультурной реабилитации инвалидов является улучшение их социального самочувствия и преодоление негативных отношенческих стереотипов. «Отношенческие барьеры» существуют не только в нашей стране, они имеют долгую историю и базируются на определенных общественных установках. Так, виртуальный музей Out from Under24, созданный преподавателями и студентами Школы изучения инвалидности при канадском Университете Райерсона (School of Disability Studies at Ryerson University), рассказывает о многочисленных постыдных фактах дискриминации инвалидов, имевших место в канадской истории, а также о культурном и гражданском вкладе инвалидов-канадцев в преодоление «отношенческих барьеров».
Виртуальные музеи творчества инвалидов, с одной стороны, содействуют социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение их в творческую деятельность, с другой - информируют население о творческих достижениях инвалидов, постепенно изменяя отношение в обществе к «людям с особенностями». «Нужно начинать с информирования. Потому что вы сначала начинаете с информирования, а потом переходите к принятию. А от принятия вы переходите к уважению»25, - полагает профессор Университета Адельфи в Нью-Йорке Стивен Шор, которому в детстве был поставлен диагноз «аутизм» (расстройство, возникающее вследствие нарушения
125
Т. Е. Максимова
развития головного мозга). Не будем забывать, что серьезными мозговыми расстройствами страдали Н. В. Гоголь, В. Ван Гог, М. А. Врубель, детский писатель А. П. Гайдар. Ф. Рузвельт, единственный американский президент, избиравшийся на эту должность четыре раза, был болен полиомиелитом уже во время избрания на первый срок и практически не мог передвигаться без инвалидной коляски. Но существующие в те времена стереотипы заставляли его прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы не появляться в публичных местах на коляске26.
И в России, и в мире существует несколько виртуальных музеев творчества инвалидов - их обычно называют «музеи творчества аутсайдеров». Так, на базе Музея творчества аутсайдеров, расположенного в Москве и насчитывающего свыше 1000 работ, работает свой виртуальный музей27.
Творчеству людей с ограниченными возможностями здоровья часто посвящаются специальные выставки, и в ряде случаев, - но, к сожалению, не всегда, - экспозиционные материалы можно увидеть в виртуальных галереях. Например, в Лондоне в 2013 г. прошла выставка художественного творчества японских инвалидов, находящихся в специализированных социальных учреждениях Японии. Экспонаты выставки размещены в сети Интернет28.
Первостепенной важностью, с нашей точки зрения, обладают задачи вовлечения в творческую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и популяризации их творческих результатов. По мнению доктора культурологии и педагогики А. А. Аронова, пробуждение в школьниках творческого начала является архиважным для теории и практики педагогики29.
Так, виртуальный музей творчества детей-инвалидов30 показывает не только изобразительные объекты, но и результаты декоративно-прикладной и литературной деятельности, а также компьютерной графики, что представляется нам особенно актуальным. По оценкам специалистов, среди наиболее удобных для людей с ограниченными возможностями (в частности, колясочников) и востребованных специальностей заметное место принадлежит профессиям, связанным с информационными технологиями: оператор ПК; переводчик; веб-разработчик; художник компьютерной графики; администратор сети; дизайнер31.
Проектирование виртуального музея -творческая работа, доступная инвалидам со многими видами ограничений деятельности. Сегодня создание виртуального музея - достаточно востребованная деятельность, так
как в настоящее время виртуальные музеи используются коммерческими организациями в качестве рекламного продукта. Кроме того, они массово открываются учреждениями образования и культуры (школами, вузами, административными единицами, театрами и т. д.).
К сожалению, использование виртуальных музеев как рекламного продукта имеет для людей с ограниченными возможностями здоровья свою негативную сторону. Некоторые виртуальные музеи, созданные традиционными музеями или библиотеками, рекламируют эти организации, но не содержат достаточное количество оцифрованных экспонатов, с которыми можно было бы дистанционно ознакомиться онлайн. Так, виртуальный музей книги «Дыхание веков»32, представляющий Псковскую областную универсальную научную библиотеку, позиционирует себя как проект, основной целью которого является введение редких и ценных документов в научный и культурный оборот и создание доступной виртуальной среды для работы с ними. Между тем полных оцифрованных версий раритетов, содержащихся в этой замечательной научной библиотеке, в нем, к сожалению, пока не представлено.
Следует отметить, что, по мнению людей с ограниченными возможностями здоровья, Интернет, являющийся основой для существования виртуальных музеев, представляет собой «лучшего друга». В материалах, размещенных на одном из российских интернет-порталов для инвалидов, указывается: «Это удобно и очень легко и мы рады, что у нас есть такой верный друг (Интернет. - Т. М.). Ведь он никогда не подводит нас и всегда помогает, даря нам общение с хорошими людьми. Только это общение доставляет радость и делает нашу жизнь богаче»33.
Не будем забывать, что виртуальные музеи, благодаря своим функциональным возможностям34, являются одним из средств компьютерной коммуникации, содействующей общению пользователей благодаря возможности размещать экспонаты пользователей, оставлять комментарии, общаться на форуме и т. д., что, безусловно, улучшает психологическое состояние инвалидов, способствуя их социализации.
К слову заметим, что инвалиды, в том числе дети, могут быть вполне успешными предпринимателями35. Многие виртуальные музеи продают работы своих авторов, включая и авторов с ограниченными возможностями здоровья. Творческая деятельность инвалидов способствует их самореализации, помогает решить финансовые вопросы и приобрести материальную не-
126
Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015
Виртуальные музеи как средство социализац ии людей с ограниченными возможностями...
зависимость. Так, у китайского художника Хуанг Гофу (Huang Guofu) нет обеих рук. Он создает свои картины, держа кисть во рту или пальцами ног. В настоящее время он имеет международную известность, работает вице-куратором в одном из китайских музеев (Chongqing Talents Museum), где и выставляет свои работы36, созданные им «виртуальными руками».
Поведем итоги. Наше исследование показывает, что виртуальные музеи являются инновационным вспомогательным средством, содействующим социализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Виртуальные музеи - это универсальный просветительный ресурс, осуществляющий дистанционный доступ к культурным ценностям, что весьма удобно для инвалидов. При этом необходимо учесть, что виртуальные музеи визуализируют объекты, связанные далеко не только с мировой художественной культурой - профиль виртуального музея может быть любым: в области археологии, информационных технологий, истории, медицины, религиоведении, финансов и экономики и т. д.
Виртуальные музеи вовлекают инвалидов в творческую деятельность, размещая их работы на своих сайтах и предоставляя возможность всем желающим купить эти работы.
Виртуальные музеи помогают профессионально-личностной самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья, создавая положительную мотивацию и изменяя личностные и общественные негативные установки. Виртуальные музеи способствуют формированию гуманного отношения к инвалидам, особенно к детям, помогают людям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать чувство неполноценности, ущербности, невостребованности за счет «терапии творчеством».
С нашей точки зрения, необходимо шире информировать людей с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей, а также работающих с ними специалистов о возможностях виртуальных музеев по социокультурной реабилитации инвалидов.
Изучение феномена виртуальных музеев как средства социализации людей с ограниченными возможностями здоровья еще далеко не завершено, кроме того, постоянно появляются новые технологии, использующиеся при создании виртуальных музеев, и новые практики их применения. Поэтому существующие тенденции в развитии виртуальных музеев и их применение в области работы с инвалидами требуют постоянного внимания и мониторинга.
Примечания
1 Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. М.: ГДМ, 2013. С. 5.
2 Каздым А. А. Адаптация инвалидов // Дверь в мир: сайт для людей с огранич. возможностями здоровья. URL: http: // doorinworld. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
3 О ратификации Конвенции о правах инвалидов: федер. закон № 46-ФЗ от 03. 05. 2012. URL: http: // pravo. gov. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
4 Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Указ. соч. 100 с.
5 Другие: особенности социокульт. реабилитации людей с нарушениями умствен. развития и аутизмом музейн. средствами: материалы обуч. семинара. Москва, 26 апр. 2012 г. М.: ГДМ, 2012. С. 10-16.
6 Там же. С. 20-27.
7 Там же. С. 48-61.
8 Там же. С. 35-48.
9 Там же. С. 84-91.
10 Творчество инвалидов - неограниченные возможности: организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: материалы обуч. семинара. Москва, 18 окт. 2011 г. М.: ГДМ, 2011. С. 35-48.
11 Клюкина А. И. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами // Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: сб. ст. / под общ. ред. А. И. Клюкиной. М.: ГДМ, 2009. С. 6-31.
12 Лебедева Л. Д. Восстановительная арт-терапия как средство эмоциональной адаптации специалиста с дефицитом здоровья. URL: http: // artstherapy. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
13 Платонова О. В., Шагеева А. М. Музейные творческие мастерские для слепых и слабовидящих пожилых людей в Мраморном дворце Русского музея // Образование в среде художественного музея: традиции, интерпретации, зритель: науч.-метод. сб. / науч. ред. Б. А. Столяров. СПб.: ГРМ, 2013. С. 118-130.
14 Шляхтина Л. М. Социальные практики современного музея: границы доступности // Вопр. музеологии. 2014. № 2 (10). С. 10-15.
15 Каткова К. Ф. Музей в преодолении кризиса идентичности современного российского общества // Вестн. СПбГУКИ. 2015. № 1 (22). С. 36.
16 Общественное телевидение России. URL: http: // otr-online. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
17 Границ нет. URL: http: // granitsnet. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
18 Дверь в мир: сайт для людей с огранич. возможностями здоровья. URL: http: // doorinworld. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
19 Доступный мир. URL: http: // disability. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
20 Там же.
21 URL: http: // invalirus. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
127
Т. Е. Максимова
22 Программа умерщвления Т-4. URL: http: // ru. wikipedia. org (дата обращения: 20. 10. 2015).
23 Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан. URL: http: // tatfrontu. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
24 Out from Under. URL: http: // ryerson. ca (дата обращения: 20. 10. 2015).
25 Дергач А. Рожденные в синий день. URL: http: // neinvalid. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
26 Franklin D. Roosevelt's paralytic illness. 2015. 7 april. URL: http: // wikipedia. org (дата обращения: 20. 10. 2015).
27 Музей творчества аутсайдеров. URL: http: // museum. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
28 Japan's «outsider art» enjoys a warm Wellcome - in pictures. 2013. 27 mar. URL: http: // theguardian. com (дата обращения: 20. 10. 2015).
29 Аронов А. А. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский: соотношение приоритетов // Мир образования - образование в мире. М.: Изд-во МПСУ. 2014. № 4 (56). С. 8.
30 Музей творчества детей-инвалидов. URL: http: //
demograf. omskmintrud. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
31 Герасименко А. IT и инвалиды: реабилитация и жизнь в цифре. URL: http: // 3 dnews. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
32 Виртуальный музей книги «Дыхание веков». URL: http: // museum. pskovlib. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
33 Прохорова З. Интернет - верный друг инвалидов. URL: http: // disability. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).
34 Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: типология и функцион. специфика. М.: Экон-информ, 2014. 160 c.
35 Николаева А. Андрей Елагин, инвалид-предприниматель: «У нас не было инвалидных колясок для активной жизни, и мы стали выпускать их сами». URL: http: // kp. ru (дата обращения: 20. 10. 2015); The super-talented armless painter. URL: http: // mymodernmet. com (дата обращения: 20. 10. 2015).
36 Tseng J. How this disabled girl successfully started her own business is incredible. URL: http: // visiontimes. com (дата обращения: 20. 10. 2015).
128
Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015