УДК 94(470+571)
Мухачев Николай Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВИНОТОРГОВЛИ В ВЕРХНЕВОЛЖСКИХ ГУБЕРНИЯХ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье рассматривается роль государства и органов местного самоуправления в регулировании виноторговли со времени откупной, акцизной и монопольной систем России и Верхнего Поволжья в период второй половины XIX — нач. XX вв.
Ключевые слова: виноторговля, винная монополия, питейные заведения, оптовая торговля, розничная торговля, заведения трактирного промысла.
Питейная торговля была одной из важнейших сфер коммерческой деятельности . в середине XIX в., а крупнейшие виноторговцы были влиятельнейшими капиталистами.
За время действия откупной системы денежные поступления в царскую казну от продажи спиртных напитков возросли с 16 до 127 млн. руб., за 30 лет существования акцизной системы эти доходы возросли с 127 до 260,8 млн. руб., а за 20 лет действия винной монополии доходы казны увеличились с 260,8 млн. руб. в 1893 г. до 889 млн. руб. в 1913 г., то есть почти в 3,5 раза [6, с. 19].
Количество питейных заведений в Российской империи в XIX в. не было неизменным. Если в начале столетия число питейных заведений постоянно увеличивалось, то к концу века заметно сократилось. В 1895 г. в государстве осталось 124 тыс. 083 питейных заведения. В среднем на одно заведение приходилось от 325 в 1859 г. до 11 тыс. 015 чел. в 1896 г. [5, с. 32].
В верхневолжских губерниях XIX столетия, как и в России в целом, также происходило планомерное развитие виноторговли всеми питейными заведениями.
В Костромской губернии всех питейных и трактирных заведений в 1857 г. насчитывалось 394, что составляло одно заведение на 2 тыс. 704 души обоего пола [9, с.430-431].
В 1862 г. во Владимирской губернии была 1 тыс. 118 питейных заведений разных наименований на 1 млн. 222 тыс. 018 душ обоего пола (одно на 1 тыс. 093 чел.), а в 1863 г. открыто 3 тыс. 918 питейных заведений на 1 млн. 241 тыс. 586 душ населения (одно на 317 чел.), то есть количество питейных заведений в губернии увеличилось в 3'/2 раза, а по некоторым местностям и более [13, с. 167-172].
В соответствии с Положением 1861 г. был разработан Устав о питейном сборе, регламентирующий все аспекты питейного дела в государстве.
Оптовая и дробная (раздробительная) торговля разрешалась винокурам из собственных заводских подвалов без торговых свидетельств; лицам, состоящим в гильдиях или имеющим свидетельства, равные гильдейским, - из складов с объемом продукции не менее 500 вед. безводного спирта [3, с. 28, 93].
Оптовая и розничная торговля производилась преимущественно из казенных винных лавок, за некоторым исключением. Такое исключение составляли: трактиры, буфеты, ренсковые погреба, временные выставки.
В уставе был определен порядок работы питейных заведений, детально перечислены патенты, свидетельства, билеты и прочие разрешительные документы, от получения которых непосредственным образом зависело их открытие и содержание [20].
Акцизная система вводилась по всей империи и включала три вида сборов, идущих в доход государству: патентный сбор, уплачиваемый винокуренными заводчиками согласно размерам их производства (емкость бродильных чанов и т.п.); питейный акциз - налог, взимаемый с заводчиков в зависимости от количества и качества выкуренного спирта; патентный сбор за торговлю. Торговля спиртными напитками сосредоточивалась в руках кабатчиков.
В первые годы существования акцизной системы с января по июль месяц 1865 г. в Костромской губернии функционировало 2 тыс. 902 питейных заведения: оптовые склады, питейные дома, штофные лавки, постоялые дома, трактиры, ренсковые погреба, погреба русских виноградных вин, буфеты, портерные лавки. Причем питейные дома в губернии составляли 47,4% от общего количества заведений [7].
На основании сведений, доставленных Костромским губернским акцизным управлением, оказалось, что на 1 тыс. душ обоего пола в 1867 г. из 2 тыс. 607 питейных заведений приходилось в городах и посадах 12, в уездах 1,5 и вообще в губернии 2,2 [23, с. 16-18]. Если брать в расчет только мужское население, то питейных заведений на 1 тыс. душ мужского пола приходилось 3,8 на 1,13 кв. мили.
Последовавшие вскоре ограничительные меры правительства привели к сокращению мест продажи алкоголя в великорусских губерниях.
Поворотным для розничной торговли спиртными напитками стал 1863 г. Принцип «вольной» продажи питей количественно и качественно изменил картину торговли алкоголем в губерниях России.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014
© Мухачев Н.В., 2014
Регулирование виноторговли в верхневолжских губерниях в середине XIX - начале XX века
Самой серьезной проблемой в организации свободного оборота алкоголя стало управление розничной торговлей, которая была представлена широким спектром питейных заведений.
Заведения, торговавшие на вынос и распивочно или только распивочно, должны были брать разрешение на открытие у городских дум, сельских обществ или владельцев земель, где предполагалось вести торговлю.
Положение о трактирных заведениях 1861 г. разрешило неограниченное владение ресторанами и трактирами для всех категорий подданных при условии уплаты соответствующих сборов в местное акцизное управление.
Все торговые заведения, которые занимались продажей алкогольных напитков, делились на две большие группы:
- заведения без права на трактирный промысел;
- заведения трактирного промысла.
Разница состояла в том, что трактирный промысел подразумевал содержание открытого для публики заведения, где продавались еда и напитки для потребления на месте, а в заведениях без права на трактирный промысел продажа осуществлялась исключительно на вынос и без продажи закусок. Кроме того, трактирный промысел облагался патентным сбором, и открытие заведений частного характера вызывало массу трудностей, которые, с одной стороны, были созданы государством для ограничения их деятельности, а с другой стороны, порождали коррупционный элемент в системе монополии [10].
Заведения трактирного промысла подразделялись на: 1) торгующие питиями по свободной цене, без обязательной подачи их в запечатанной казенной посуде по фиксированной цене; 2) по свободной цене, но с обязательной подачей по требованию посетителей в запечатанной казенной посуде; 3) исключительно в запечатанной посуде [19, с. 390; с. 109-150].
Заведения трактирного промысла разделялись на два вида: заведения без отдачи в наем покоев и заведения с отдачей в наем покоев.
К первому типу заведений относились: трактиры, рестораны, харчевни и духаны; овощные и фруктовые лавки и ренсковые погреба, в которых подавались закуски или кушанья; столовые, кухмистерские, буфеты при театрах, на пароходах, пароходных пристанях, станциях железных дорог, в клубах, публичных собраниях или на гуляниях и на выставках; пивные лавки с продажей горячей пищи; кондитерские и пирожные с продажей в них разных припасов для потребления на месте; кофейные, съестные или закусочные лавки и т.п. Ко второму типу заведений относились: гостиницы, постоялые дворы, заезжие дома, корчмы, а также меблированные комнаты и подворья, отдаваемые со столом, если у одного хозяина отдавалось более шести комнат, и т.п. [21, с. 164].
Наиболее деятельными в сфере трактирного промысла оказались ярославцы [18, с. 37-47].
Ярославского крестьянина можно было встретить в трактирах разных городов Российской империи.
По городской переписи Санкт-Петербурга 1869 г. в трактирном промысле было занято 7 тыс. 968 крестьян. Среди них ярославцев - 4 тыс. 039, тверяков - 1 тыс. 007, петербуржцев - 334, новгородцев - 272, костромичей - 102, владимирцев -25 [17, с. 111].
В 1862-1863 гг. в Российской империи было 4 тыс. 017 производителей спиртных напитков, более на 1 тыс. 451 (в 1,6 раза) 1876-1877 гг. (2 тыс. 566) [1, ПСЗ. Собр. 3-е. Т. 5. №2946].
Как видим, до 1885 г. самыми распространенными в губерниях России были питейные дома -кабаки и шинки, торговавшие распивочно и на вынос, но без права подачи горячих закусок. Являясь виноторговыми заведениями низшего разряда, питейные дома открывались, как правило, в сельской местности, в городах уездных и заштатных.
В 1876 г. при Министерстве финансов была образована Особая комиссия из представителей разных ведомств и экспертов для разработки новых правил виноторговли [14, с. 387].
Выработанные мнения стали основой для Новых правил питейной торговли, именуемых Законом 14 мая 1885 г. [12].
Помимо включения гражданских институтов в управление оборотом алкоголя, государство в отношении розничной торговли использовало свой постоянный рычаг сдерживания в виде повышения патентного сбора.
В общем итоге рост патента с заведений розничной торговли составил в среднем 900%.
Главная причина неудач в регулировании питейной торговли усматривалась в том, что правительственными мерами не устранялся корень зла - личный интерес содержателей питейных заведений, побуждавший изыскивать разные способы не выполнять ограничительные требования питейного законодательства.
«Положение о казенной продаже питей» 6 июня 1894 г. стало основным нормативным документом государственной монополии на обращение алкоголя в России.
С введением казенной продажи питей правительство столкнулось с потребностью привлечения на государственную службу людей, ранее не имевших никакого отношения к питейной торговле, для работы продавцами в казенных винных лавках. За первые три года монопольной продажи питей по России было набрано 25 тыс. продавцов.
По структуре торговли все частные питейные заведения подразделялись на три категории. К первой категории относились ренсковые погреба, в которых была разрешена только выносная торговля
казенных питей в запечатанной посуде, по установленным Министерством финансов ценам. Владельцы данных питейных заведений приобретали спиртные напитки в казенных винных складах, а за реализацию питей акцизные управления выплачивали содержателям вознаграждения за данную торговлю.
Ко второй категории частных питейных заведений относились: трактиры, гостиницы, постоялые дворы, различные буфеты (железнодорожные, временные - организовываемые на общественных мероприятиях, в базарные и ярмарочные дни). В этих заведениях казенное вино продавалось по ценам, установленным Министерством финансов, в запечатанной посуде [22]. Однако эти питейные заведения отличались от ренсковых погребов и казенных винных лавок тем, что потребитель мог распивать вино в заведении.
К третьей категории частных питейных заведений относились трактиры, реализовывавшие казенные спиртные напитки по произвольным ценам и произвольными мерами (в налив из графинов). Такие заведения располагались только в крупных городах.
Для упорядочения торговли в частных питейных заведениях, губернатору, по соглашению с управляющим акцизными сборами губернии, предоставлено право издавать «Обязательные постановления о внутреннем устройстве и о соблюдении благочиния и благоустройства в частных питейных заведениях». Например, Владимирский губернатор 28 июля 1893 г. на основании Высочайше утвержденного 1893 г. мнения Государственного Совета издал обязательное постановление «О трактирном промысле во Владимирской губернии» [4, Ф. 2. Оп. 1. Д. 2712. Л. 1-8].
Частное питейное заведение должно было быть рассчитано в городе на 18 и на селе на 12 человек.
Одновременно с введением государственной винной монополии в России произошло уменьшение числа мест продажи спиртного: в 1863 г. одно питейное заведение приходилось на 259 чел., а в 1898 г. - на 1 тыс. 295 человек [11, с. 68]. Поэтому особым распоряжением министра финансов предписывалось, чтобы на каждые 5 тыс. жителей приходилось одно трактирное заведение; сокращение числа винных лавок не допускалось.
Подобно тому, как и склады, казенные винные лавки были поделены на три разряда в соответствии с количеством продаваемых в них спиртных напитков. В лавках I разряда продавалось до 3 тыс. 750 вед. вина, в лавках II разряда - до 1 тыс. 600 вед., III разряда - до 750 ведер [2, с. 395].
Все казенные винные лавки Костромской губернии для обеспечения населения вином были поделены между четырьмя казенными винными складами: Костромским №1, Галичским .№2, Юрьевец-ким №3 и Ветлужским №4. Самым производитель-
ным за 1903 год являлся Костромской винный склад, обслуживавший 100 винных лавок - 302 тыс. 875, 32 тыс. 625 ведер на сумму 2 млн. 322 тыс. 769 рублей [15].
Только за годы проведения реформы число мест продажи сорокаградусного вина возросло с 3 тыс. 940 до 41 тыс. 132, то есть более чем в 10 раз. В 1913 г. водкой торговало свыше 51 тыс. винных лавок (казенных и частных), всего же по России спиртные напитки продавались в 123,2 тыс. разного рода питейных заведениях [15]. Всего в 1913 г. было продано 3,3 млрд. бутылок (1,3 млрд. л. спиртного) [8, с. 81; с. 234, 236-237].
Тяжелым последствием винной монополии в империи стало развитие тайной продажи питей. Продажа питей без разрешения, то есть сбыт с промышленной целью почти исключительно казенной водки, приобретенной в местах монопольной торговли, развивалось с поразительной быстротой и интенсивностью: в 1895-1899 гг. обнаружено 4 тыс. 148, в 1913 - 82 тыс. 908 случаев тайной виноторговли.
Вступление российской экономики в индустриальную стадию потребовало значительных капиталовложений. Главнейшим источником пополнения казны стал питейный налог. Его поступательный рост был обеспечен активной регуляцией винокурения и виноторговли. Акцизный инструментарий включал как способы жесткого регламентирования, так и методы действенного стимулирования. Выделение приоритетов правительства в поиске источников получения питейного дохода позволило определить два этапа алкогольной политики: на I этапе (1863-1885 гг.) основным путем увеличения казенных поступлений с алкоголя было постоянное возрастание стоимости акциза и увеличение облагаемых акцизом градусов спирта, неуклонный рост патентной платы; на II этапе (18851900 гг.) определяющими алкогольную политику были методы стимулирования выгодных государству направлений частнопредпринимательской деятельности и сдерживания негативных последствий развития питейного дела, нередко в ущерб казне. Казна ежегодно заготовляла около 70 млн. вед. водки и содержала 40 тыс. винных лавок. Сохранялось фискальное значение монополии для казны: за период с 1897 по 1914 гг. доходы от винной монополии увеличились с 52 до 824 млн. руб., что составляло главную статью доходов бюджета [16, с. 50].
Эволюция алкогольной политики отчетливо прослеживалась на примерах подакцизных хозяйств великорусских и верхневолжских губерний - Вологодской, Костромской, Владимирской, Тверской и Ярославской. Акцизная политика качественно изменила спиртовой рынок. После бурного подъема, вызванного винной либерализацией, произошло сокращение мест производства и продажи пи-тей.
Григорий Клементьевич Горбунов - промышленник, благотворитель, старовер
Библиографический список
1. Высочайше утвержденные Правила о раздробительной продаже напитков.
2. Вестник Европы. - 1894. - №5.
3. Горюшкина Н.Е. История государственного регулирования свободного оборота алкоголя в пореформенной России (по материалам Курской губернии). - Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2009. - 260 с.
4. Государственный архив Ивановской области (ГАИО).
5. Григорьев Н.И. Алкоголизм и преступления в Санкт-Петербурге. - СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1900.
6. ЗаиграевГ.Г., Константиновский В.А. Пьянство: меры борьбы и профилактики. - М., 1985.
7. Костромские губернские ведомости (КГВ). -1865. - №35. - 4 сентября.
8. Маркс А. Ф. Географический и статистический карманный атлас России. - СПб, 1907; Дейч-ман Э.И. и Политов Л.Г. Некоторые статистические данные об алкоголизме в нашей стране.
9. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Костромская губерния / сост. Я. Крживоблоцкий. -СПб.: Тип. Н. Тиблеева и К0, 1861. - 636 с.
10. Назукина А.А. Винная торговля и деятельность обществ трезвости в Московской губернии в конце XIX - начале ХХ вв.: дис. ... канд. ист. наук / Московский городской педагогический университет. - М., 2011. - 249 с.
11. Нижегородцев М.Н. Алкоголизм и борьба с ним. - СПб., 1909.
12. Новые правила о питейных заведениях 14-го мая 1885 года. - Вып. IV. - М., 1885. - 60 с.
13. Степанов В. О питейных заведениях во Владимирской губернии // Владимирские губернские ведомости (ВГВ). - 1864. - №28. - 11 июля.
14. Обзор деятельности Министерства финансов.
15. Отчет по казенной продаже питей по Костромскому акцизному управлению за первое операционное полугодие 1901 г. - Кострома: Типолитография С.П. Федотова, 1902; Отчет по казенной продаже по Костромскому акцизному управлению за 1903 год. - Кострома: Губернская типография, 1904.
16. Пашин В.П., Богданов С.В., Емельянов С.Г. Государственная алкогольная политика в России: от Витте до Сталина. Власть, общество, нелегальный рынок. - Курск, 2008.
17. Санкт-Петербург по переписи 10 декабря 1869 года. - Вып. III. - СПб., 1875.
18. Смурова О.В. Между городом и деревней (образ жизни крестьянина-отходника во второй половине XIX - начале XX вв.): монография. - Кострома: Костромской гос. технол. ун-т, 2008. - 203с.
19. Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством 29 декабря 1909 г. - 6 января 1910 г. - СПб.: Тип. Сойкина, 1910. - Т. 2; Устав о питейном сборе и положение о трактирном промысле. - СПб., 1894.
20. Устав о питейном сборе. - СПб., 1863. -Ст. 322.
21. Устав о питейном сборе и положение о трактирном промысле. - СПб., 1894. - Ст. 6. Положения о трактирном промысле.
22. Устав о питейном сборе. - СПб., 1901.
23. Число питейных заведений в 1867 г. // Статистическое обозрение Костромской губернии (на основании переписи 1867 г.).
УДК 94(470+571);281.2
Наградов Илья Сергеевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Nasta vnik_Kim@rambler. ru
ГРИГОРИЙ КЛЕМЕНТЬЕВИЧ ГОРБУНОВ -ПРОМЫШЛЕННИК, БЛАГОТВОРИТЕЛЬ, СТАРОВЕР
В статье приводятся данные о предпринимателе и старообрядце Г.К. Горбунове. Рассмотрена его предпринимательская деятельность. В научный оборот введены новые сведения о его благотворительной деятельности. Освещена деятельность Г.К. Горбунова как председателя старообрядческой общины. Ключевые слова: Г.К. Горбунов, благотворительность, старообрядчество.
Гягорий Клементьевич Горбунов (18361920) являлся представителем рода староверов-промышленников. Его предки, занимаясь сначала бортничеством, а затем производством сурового миткаля (тонкой хлопчатобумажной ткани), заложили основу богатства рода. В 1818 г. ими был построен молитвенный дом в с. Киселёве [1, л. 185 об.].
В 1882 г. Г.К. Горбунов возглавил паевое товарищество с капиталом в 2 млн. рублей. Первоначально в руководство входили и братья Григория
Клементьевича - Александр и Максим, вскоре умершие. В начале XX в. совладельцами товарищества были наследники Александра Клементье-вича. В состав товарищества входили две фабрики в с. Киселёво Нерехтского уезда Костромской губернии и сельце Коло[..] Ковровского уезда Владимирской губернии.
Главным производством было изготовление бумажной пряжи и сурового миткаля, к вспомогательным относились ватное, чугунолитейное и меднолитейное производства. Годовой оборот товарище-
© Наградов И.С., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014