УДК 94(470)»16/18»
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 4
А. А. Ефимов
РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II
Деятельность Министерства Императорского Двора (МИДв) в сфере градостроительства имела большое значение для застройки центральной части Санкт-Петербурга. Результатом работы Придворного ведомства стало возведение дворцовых зданий, ставших неотъемлемой частью площади Труда, Дворцовой и Исаакиевской площадей, проектирование и строительство Александринского, Михайловского и Мариинского театров, а также многих других сооружений в Северной столице.
Однако в историографии основное внимание уделяется отдельным постройкам или творчеству отдельных архитекторов, тогда как такой важный аспект, как организационная деятельность министерства, координировавшего работу по созданию всех этих зданий, практически не освещена и остается во многом открытой для исследования.
Одним из важнейших направлений работы Придворного ведомства было составление документов, регулировавших разные вопросы деятельности МИДв в сфере строительства. Предметом рассмотрения в настоящей статье является работа министерства по формированию законодательной и регламентирующей базы, осуществлявшаяся в период правления Александра II. При этом в качестве источников были использованы материалы фонда Строительной конторы МИДв, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве, и опубликованные юридические документы как из состава Полного собрания законов Российской империи, так и изданные в виде отдельных брошюр.
Строительная контора была создана в составе Придворного ведомства в 1857 г., основными направлениями ее работы были рассмотрение всех проектов построек на предмет необходимости самих строений и точности составления проектов их сооружения, а также последующий контроль над производством работ [1]. Данное учреждение функционировало все годы правления Александра II и было упразднено в ходе реформирования министерства при Александре III в середине 1880-х годов. Строительная контора за относительно небольшой период своего существования постаралась сформировать единый упорядоченный комплекс документов, призванный устранить целый ряд недостатков, существовавших в системе организации деятельности МИДв в сфере строительства. Этими недостатками были: слабая упорядоченность системы подготовки, проведения и контроля строительных работ, когда проектирование, строительство и сдача построек осуществлялись без соблюдения сколь-нибудь общих единообразных процедур; отсутствие четких принципов взаимодействия подразделений министерства и подрядчиков, приводившее к возникновению взаимных претензий относительно содержания контрактов и строгости их соблюдения; неопределенные нормативы оплаты
Ефимов Андрей Александрович — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected] © А. А. Ефимов, 2013
труда архитекторов и их помощников, что приводило к ситуации, когда жалованье руководителей строительства доходило до 15% стоимости сооружения [2, л. 71-72].
Основополагающими юридическими актами, созданными для ликвидации первой проблемы, стали «Положение о Строительной конторе МИДв» [1], высочайше утвержденное 1 января 1857 г., и две редакции «Правил о производстве строительных работ по МИДв», первая из которых появилась также в 1857 г., была введена в действие распоряжением министра Императорского Двора и носила временный характер [3, л. 1], а вторая, утвержденная лично императором, вступила в силу в 1861 г. и содержала самые незначительные изменения [3, л. 50].
Согласно «Положению о Строительной конторе МИДв» все предложения о новых постройках и связанные с этим документы, такие как проекты, чертежи и сметы, вносились в Строительную контору министром Императорского Двора [1]. В состав Строительной конторы могли входить члены тех подразделений министерства, для нужд которых производились постройки, причем они имели право голоса исключительно в вопросах, связанных с данными работами [1]. Кроме того, на заседания конторы мог быть приглашен архитектор, распоряжающийся работами, — для дачи объяснений по производимым им постройкам, а при производстве торгов присутствие архитектора, руководящего работами, и его участие в заседании конторы с оставлением подписи в журнале были обязательными [1].
Непосредственно ведением строительной деятельности заведовали искусственная и хозяйственная части. Искусственная часть вела предварительное рассмотрение проектов и смет и проводила их поверку, а также рассматривала подрядные кондиции в техническом отношении и обсуждала все технические вопросы, связанные с возведением построек. Кроме того, члены этого департамента по распоряжению Председателя конторы должны были осуществлять свидетельствование качества поставляемых материалов и производства работ и проверять техническую отчетность. Сотрудники данного департамента обязательно должны были разбираться в вопросах строительства. Хозяйственная часть отвечала за рассмотрение дел, связанных с производством торгов и заключением подрядов, контролировала подрядные кондиции в хозяйственном отношении и занималась обсуждением наиболее выгодных схем заготовления материалов и производства работ, а также имела наблюдение за расчетами по подрядам [1]. Проверку квитанций и вообще всех расчетов с подрядчиками осуществляла счетная часть Строительной конторы МИДв [1].
Контора вела текущие дела по утвержденным сметам и подрядам, и по всем предметам, получившим утверждение или разрешение министра, а также пользовалась правом назначения и увольнения канцелярских служащих и нижних чинов. Компетенция непосредственно Строительной конторы в вопросах разрешения к производству работ и определения необходимых для этого сумм, проведения торгов и заключения подрядов ограничивалась их стоимостью не выше 7 тыс. руб. серебром. Дела, касавшиеся более крупных сумм, а также всех вообще остаточных средств конторы, представлялись на рассмотрение министра Императорского Двора. Кроме того, вмешательство министра было необходимо при назначении, увольнении и награждении чиновников, при ведении переписки с другими министрами, генерал-губернаторами и равными им лицами [1].
Вопросы, напрямую связанные с процессом строительства новых зданий и сооружений, разрешались согласно «Правилам о производстве строительных работ по
МИДв». В них содержались указания относительно всех этапов создания построек для Придворного ведомства от составления проектов и смет до сдачи готовой работы и формирования технической отчетности [3, л. 1]. Каждое новое сооружение и каждая капитальная перестройка должны были производиться не иначе, как по одобренному проекту [3, л. 1 об.-2, 4 об.-5, 52 об.], прошедшему через конкурс или выполненному по особому заказу [3, л. 2]. Проект представлял собой целый пакет документов, включавший многочисленные чертежи, подробные сметы и пояснительные записки, служившие дополнением к чертежам и сметам [3, л. 5-5 об.].
Производством работ руководил штат чиновников, разделенный на две группы: по искусственной или технической части и по хозяйственно-полицейской. В первую входили лица, ответственные непосредственно за проведение работ, а во вторую — те, чьей основной обязанностью было поддерживать общественный порядок на объекте и контролировать использование строительных материалов и инструментов [3, л. 1921]. К сотрудникам технической части принадлежали главный архитектор (строитель1 [3, л. 68]), производитель работ, младший архитектор, помощники производителя работ, помощники архитектора и казенные десятники. От главного архитектора требовалось в обязательном порядке письменно назначить своего главного помощника на случай невозможности руководства работами по болезни или другой причине [3, л. 19 об., 20 об.]. Хозяйственно-полицейской частью ведали смотритель работ и его помощники, а также подчинявшиеся им вахтеры и сторожа [3, л. 21].
Контроль над производством работ осуществлялся путем проведения как плановых ежемесячных проверок, так и внеплановых освидетельствований чиновниками, назначенными Строительной конторой [3, л. 32-32 об., 34 об.-35, 80-80 об.]. Данные проверки должны были проводиться по завершении каждого из этапов строительства или перестройки, а также непосредственно перед сдачей объекта ведомству-заказчику [3, л. 35-35 об., 36 об.-37]. Для приемки значительных сооружений, таких как дворцы, министр Императорского Двора формировал особую Приемную комиссию, в которую входили и сотрудники того департамента МИДв, в ведение которого поступало построенное здание. Незначительные постройки сдавались приемщику, назначенному из чиновников департамента-заказчика [3, л. 38-39].
Цели разрешения вопросов взаимодействия Строительной конторы МИДв и подрядчиков должны были служить составленные и утвержденные в 1858 г. «Правила составления кондиций для контрактов на производство строительных работ по МИДв» [4] и «Нормальные кондиции на производство подрядом строительных работ по МИДв», представленные в двух идентичных редакциях 1858 г. и 1877 г. [5; 6]. Эти документы регламентировали общие условия для всех производимых работ, а также содержали указания по применению нормальных кондиций при составлении контрактов и принципы выделения особенных случаев, не подходящих под нормальные кондиции [4, л. 166]. «Правила составления кондиций для контрактов на производство строительных работ по МИДв» предписывали архитектору вместе с исполнительным проектом представлять кондиции, т. е. проект контракта на подряжаемую работу.
Структура стандартного контракта была определена при издании «Нормальных кондиций на производство подрядом строительных работ по МИДв». Этот документ
1 Этот термин используется во второй редакции «Правил о производстве строительных работ по МИДв» как синоним слова «архитектор».
четко определял все аспекты взаимодействия подрядчика и Строительной конторы. Первая часть была посвящена вопросам качества используемых строительных материалов и порядка их поставки [5, л. 121-130; 6, с. 1-9]. Вторая и третья части касались проблем, связанных с обеспечением строящихся объектов инструментами, вспомогательными средствами и рабочей силой [5, л. 131 об.-137 об.; 6, с. 10-13]. Четвертая и пятая части содержали указания относительно сроков и порядка проведения работ, поставки и приемки материалов [5, л. 137 об.-142; 6, с. 13-16]. Следующие главы «Нормальных кондиций» устанавливали принципы осуществления контроля за выполнением подрядчиком взятых на себя обязательств, включали указания на случай необходимости внесения изменений в процесс строительства или реконструкции, а также сведения о санкциях к подрядчику при ненадлежащем выполнении контракта [5, л. 142-159 об.; 6, с. 16-27]. В двух последних частях излагались условия финансирования и принципы делопроизводства по контракту [5, л. 159 об.-165; 6, с. 27-30].
Цели решения вопроса выплат архитекторам должно было послужить введенное в действие в 1857 г. «Положение о соразмерном определении расходов технического, художественного и хозяйственно-полицейского управления при производимых по МИДв постройках» [7], которое позднее было переработано и издано после утверждения императором в 1868 г. как «Положение о вознаграждении строителей при производимых по МИДв постройках» [8]. Оплата труда руководителей работ помимо штатного жалованья могла включать согласно «Положению о соразмерном определении расходов...» процентную выплату, служившую дополнением к штатному жалованию архитектора [7, с. 2]. Она назначалась в том случае, когда помимо работ, предусмотренных ежегодной сметой, и небольших ремонтных работ архитектору было необходимо провести капитальный ремонт или осуществить постройку нового здания или сооружения. Размеры этого вознаграждения зависели от стоимости работ, их качества и места производства [7, с. 2-3].
По своему качеству работы подразделялись на четыре класса. Первые три класса включали в себя разные типы строений от дворцов, музеев и театров, вошедших в первый класс, до казарм, пристаней и мостов, составлявших третий класс; к четвертому была отнесена художественная отделка зданий [7, с. 3]. При этом базовые ставки процентного вознаграждения были назначены для строений первого класса, на их основе отдельно высчитывались суммы вознаграждения для работ по другим классам [7, с. 4].
Это положение в качестве дополнительных форм оплаты выделяло особые вспомогательные выдачи и процентное вознаграждение, назначаемые при производстве крупномасштабных построек или реконструкций [8, л. 1]. Вспомогательные выдачи, введенные Положением 1868 г., полагались строителю в том случае, если ему не были назначены положенные по штату помощники, а стоимость работ не превышала 25 тыс. руб., и предназначались на наем этих помощников. Кроме того, при стоимости работ более 25 тыс. руб. руководитель работ имел право на получение выплаты в размере от 2 до 3% стоимости работ без выделения средств на помощников или десятников [8, л. 1 об.].
«Положение о вознаграждении строителей.» 1868 г. внесло определенные изменения в систему назначения процентного вознаграждения. Право на получение процентного вознаграждения отныне появлялось в случае назначения строителя на работы, производимые им не по месту его службы, а также при выполнении работ, контрактная цена которых превышала 50 тыс. руб. При этом процентное вознаграждение
дополняло штатное жалование. Размер данной выплаты, как и по прошлому положению, носил дифференцированный характер и зависел от таких факторов, как «классность» строения, его контрактная стоимость и место производства работ [8, л. 1 об.-3].
Перемены произошли и в системе разделения здания на классы. Число классов было увеличено до пяти: высшим, как и прежде, считался первый, к которому относились главные корпуса императорских дворцов, в то время как пятый, низший, класс составляли земляные и садовые работы, работы по строительству киосков и парников, а также каменных стен, оград и заборов. Работы по художественной отделке были вынесены вне стандартной классовой системы, составив особый класс [8, л. 2 об.].
Как в «Положении о соразмерном определении расходов...», так и в «Положении о вознаграждении строителей.» подчеркивалось то обстоятельство, что при назначении процентного вознаграждения не производилось официального формирования штата и установления окладов для лиц, осуществлявших техническое руководство строительством, и эти вопросы следовало решать самому главному архитектору, получавшему процентное вознаграждение и распределявшему его между собой и своими помощниками [7, с. 2-3; 8, л. 2-2 об.].
В завершение рассмотрения системы регулирования строительной деятельности Придворного ведомства в период правления Александра II можно сделать следующие выводы.
Во-первых, создание нормативных актов имело целью устранение целого ряда недостатков, существовавших в системе организации деятельности МИДв в сфере строительства.
Во-вторых, формирование регулирующих узаконений шло одновременно по всем направлениям, от создания общих правил ведения строительства до положений, касающихся отношений с архитекторами и подрядчиками: в 1857 г. издаются «Правила о производстве строительных работ по МИДв» и «Положение о соразмерном определении расходов технического, художественного и хозяйственно-полицейского управления при производимых по МИДв постройках», а на рубеже 1858-1859 гг. — «Правила составления кондиций для производства строительных работ по МИДв» и «Нормальные кондиции на производство подрядом строительных работ».
В-третьих, велась работа по корректировке и улучшению нормативной базы. Наиболее явным ее итогом стало опубликование «Положения о вознаграждении строителей при производимых по МИДв постройках», пришедшего на смену «Положению о соразмерном определении расходов технического, художественного и хозяйственно-полицейского управления при производимых по МИДв постройках». Кроме того, переизданы были и другие юридические акты, изменения в которых носили более скромный характер.
Таким образом, Придворное ведомство в конце 1850-1870-х годах старалось привести в соответствие систему регулирования строительной деятельности и реальное положение вещей в данной области. В результате в период правления Александра II, — возможно, впервые в истории Придворного ведомства — был сформирован цельный комплекс юридических установлений, направленных на упорядочение деятельности в сфере строительства.
Источники
1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2-е. Т. 32. СПб.: Типогр. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1858. № 31350.
2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 480. Оп. 1. Д. 14.
3. РГИА. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1.
4. Правила составления кондиций для контрактов на производство строительных работ по Министерству Императорского Двора // РГИА. Ф. 480. Оп. 1. Д. 27. Л. 110-119, 166-166 об.
5. Нормальные кондиции на производство подрядом строительных работ по Министерству Императорского Двора // РГИА. Ф. 480. Оп. 1. Д. 27. Л. 120-165.
6. Нормальные кондиции на производство подрядом строительных работ по Министерству Императорского Двора. СПб.: [вЛ.], 1877. 30 с.
7. Положение о соразмерном определении расходов технического, художественного и хозяйственно-полицейского управления при производимых по Министерству Императорского Двора постройках. СПб., 1857. 8 с.
8. РГИА. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4.
Статья поступила в редакцию 8 мая 2013 г.