УДК 94(47).081:331.2
А. А. Ефимов
Регламентация оплаты труда архитекторов
Министерства императорского двора при Александре II
В статье анализируются три редакции документов, устанавливавших порядок оплаты работы архитекторов при проведении работ для нужд Министерства императорского двора, составленные в 1850-1860-х гг. Рассматриваются цели пересмотра или продления сроков действия документов. При этом особо отмечаются изменения каждого нового варианта нормативных актов.
The article scrutinizes three editions of the documents published under Alexander II, which determined the architects’ of the Ministry of the Imperial Court payment. The author pays special attention to goals pursued by their revisions and to causes of extension of their duration. The essay particularly emphasizes the amendments made to every new edition.
Ключевые слова: Министерство императорского двора, Александр II, строительная контора, архитекторы, нормативный акт, строительная деятельность.
Key words: the Ministry of the Imperial Court, the Building bureau, Alexander II, architects, legislation, building activity.
Деятельность Министерства императорского двора (МИДв) в области градостроительства оставила значительный след на архитектурном облике Санкт-Петербурга. Благодаря работе Придворного ведомства на карте города появились такие памятники зодчества, как Михайловский, Александринский и Мариинский театры, Мариинский, Николаевский, Ново-Михайловский, Владимирский, Алексеев-ский и Мало-Михайловский дворцы, Новый Эрмитаж и целый ряд других зданий.
В историографии существует значительное число трудов, посвященных отдельным объектам или творческому пути отдельных архитекторов, однако комплексных исследований, посвященных изучению архитектурно-градостроительной деятельности МИДв, на настоящий момент не опубликовано.
Одним из основных вопросов в работе по данной проблематике является вопрос взаимодействия министерства и архитекторов, в частности, о вознаграждении лиц, руководивших производством строительных работ. В настоящей статье будет рассмотрено, как именно Придворное ведомство при Александре II регламентировало выплаты зодчим.
© Ефимов А.А., 2013
В годы правления Александра II при непосредственном участии учрежденной в 1857 г. строительной конторы МИДв была сформирована нормативная база, представленная несколькими редакциями документов, установивших схему оплаты труда архитекторов и их помощников и ограничивших верхний предел выплат, достигавший ранее 15 % от общей стоимости зданий [6].
8 июня 1857 г. императором было одобрено введение в действие на три года в порядке опыта «Положения о соразмерном определении расходов технического, художественного и хозяйственнополицейского управления при производимых по Министерству императорского двора постройках» [2]. В соответствии с ним вознаграждение архитекторов и их помощников, т. е. младших архитекторов, архитекторских помощников, производителей работ с помощниками, относилось к разряду расходов по техническому и художественному управлению.
Положение предусматривало два типа выплат: постоянное жалование по месту службы архитектора и проценты со стоимости производимых работ [2, с. 2].
Постоянное жалование выплачивалось архитектору за руководство ремонтными работами, а также за составление смет и выполнение плановых работ, производимых им на месте работы в одном из департаментов министерства [2, с. 2].
Процентное вознаграждение следовало выплачивать за новые постройки и внеплановые капитальные работы, осуществляемые под надзором архитектора, как по месту службы, так и в других учреждениях Придворного ведомства.
Процентная выплата производилась общей суммой главному архитектору, который должен был распределять ее между своими подчиненными по взаимному согласию. Кроме того, архитектор должен был согласовать со строительной конторой МИДв как число своих помощников, так и персоналии младшего архитектора, который мог заменять главного архитектора, и производителя работ, распоряжавшегося казенным имуществом. При назначении своих помощников главный архитектор заключал с ними письменные соглашения, в которых должны были быть прописаны все условия.
Размер процентного вознаграждения зависел от нескольких факторов, таких как стоимость самой работы, ее качество и место производства работ [2, с. 2-3].
Положение делило все работы на четыре класса в зависимости от сложности их выполнения. В первый класс включались дворцы, музеи и театры как здания, требовавшие богатой художественной отделки. Второй класс составляли дворцовые служебные постройки и жилые дома. К третьему классу были отнесены казармы, служебные постройки, деревянные здания, а также пристани, плотины и
мосты. Работами четвертого класса считались работы по художественной отделке, как внутренней, так и внешней, требовавшие составления большого числа рисунков и эскизов [2].
Процентное вознаграждение дифференцировалось в зависимости от классности строения и его стоимости, при этом в качестве базы для расчетов были приведены расценки за здания первого класса, которые отражены в табл. 1 [2, с. 4].
Таблица 1
Размер процентного вознаграждения за постройки первого класса
по Положению 1857 г.
Стоимость здания, р. Процент вознаграждения Вознаграждение, р.
До 25 000 10 До 2 500
25 000 - 50 000 10-9 2 500 - 4 500
50 000 - 75 000 9-8 4 500 - 6 000
75 000 - 125 000 8-7 6 000 - 8 750
125 000 - 250 000 7-6 8 750 - 15 000
250 000 - 500 000 6-5 15 000 - 25 000
500 000 - 1 000 000 5-4 25 000 - 40 000
1 000 000 - 1 500 000 4-3,5 40 000 - 52 500
1 500 000 и более 3,5-3 От 52 500
За здания, относившиеся ко второму классу, полагалось выплачивать на полпроцента меньше; а за здания третьего класса - на процент. Работы по художественной отделке, считавшиеся в четвертом классе, стоили больше на один процент по отношению к первоклассным.
Вознаграждение должно было вноситься архитектором в смету, после проверки которой и производства торгов строительной конторой МИДв составлялся окончательный расчет вознаграждения в соответствии с реальной стоимостью работ по контракту с подрядчиком. Сумма вознаграждения утверждалась по решению министра императорского двора.
Вознаграждение не увеличивалось в том случае, если архитектор по своей вине не включил в смету какие-либо работы, однако изменение проекта, повлекшее за собой изменение качества и стоимости работ, приводило к соответствующему изменению суммы вознаграждения [2, с. 4-5].
Архитектор, добившийся в ходе строительства экономии выделенных средств при условии сохранения качества выполненных работ, не только не подвергался взысканию, но мог получить дополнительную выплату из сэкономленной суммы по усмотрению и разрешению министра [2, с. 5].
Общая сумма процентного вознаграждения разделалась на годы в соответствии с продолжительностью строительства и соразмерно с количеством ассигнованных на каждый год средств. Выплаты происходили каждые четыре месяца, согласно стоимости работ, произведенных за отчетный период. При этом к моменту окончания работ архитектор должен был получить не более трех четвертей от общей суммы, тогда как последняя четверть выплачивалась только после сдачи постройки и приема отчетной документации [2, с. 5], служа залогом должного выполнения архитектором и его помощниками своих обязанностей.
В случае прекращения архитектором по какой-либо причине своей работы расчет вознаграждения должен был делаться до этого дня [2, с. 5-6] в соответствии с общими правилами.
Введение в действие Положения обеспечило регламентацию системы оплаты труда архитекторов и их помощников. Однако срок его действия оказался достаточно непродолжительным, и уже через полтора года, в феврале 1859 г., министр императорского двора поручил строительной конторе МИДв провести пересмотр самых главных статей документа, касавшихся процентного вознаграждения в сторону сокращения выплат архитекторам [8. Л. 60]. Новые правила процентного вознаграждения архитекторов были утверждены императором 6 марта 1859 г. и должны были действовать в течение трех лет [8. Л. 61].
Этот документ недвусмысленно установил замену практики составления временных штатов по технической части с казенными окладами единой выплатой процентного вознаграждения, общего как для архитектора, так и для его помощников [8. Л. 64-65].
В процессе подготовки новой редакции был внесен целый ряд изменений, касавшихся как принципов разделения построек на классы, так и системы расчета вознаграждения. Именно эти изменения и станут предметом нашего рассмотрения.
Так, работы, производимые архитектором на месте его постоянной службы, отделялись от тех, которыми он руководил в других местах. Вторые вне зависимости от их стоимости относились к разряду экстраординарных и давали право на получение процентного вознаграждения [8. Л. 61-62, 63 об.-64].
За постройки, осуществляемые по месту служения зодчего, не превышающие по стоимости 25 000 р., никаких выплат более не предполагалось [8. Л. 74]. Однако при заведовании несколькими разными работами архитектор мог получить небольшую ежемесячную выплату, используемую для найма помощника или десятника [8. Л. 62 об.-63]. Руководство строительством здания, стоившего от
98
25 000 до 50 000 р., давало зодчему право на получение небольшой особой выплаты [8. Л. 74], ее размер варьировался от 2 до 3 %, и она могла выплачиваться как частями во время производства работ, так и единовременно по их окончании [8. Л. 63].
По новым правилам все сооружения, цена которых начиналась от 50 000 руб., вне зависимости от места их производства предлагалось считать экстраординарными и выплачивать за них процентное вознаграждение.
При этом такие строения разделялись вместо ранее существовавших трех классов на пять. В первый класс вошли главные корпуса дворцов и прочие здания, выполненные с роскошной отделкой и предназначенные для размещения особ императорской семьи, а также архитектурные монументы. Ко второму классу были отнесены остальные дворцы и, кроме того, музеи, театры и павильоны. Третий класс составляли дворцовые службы и жилые каменные дома. В четвертый класс включались казармы, деревянные жилые дома и службы, пристани и плотины. В пятом классе значились земляные и садовые работы, шоссе, парки, а также каменные стены, ограды и заборы [8. Л. 65 об.-66]. Новое деление на классы позволило сократить выплаты за счет разделения первого класса Положения 1857 г. на первый и второй классы Правил 1859 г.
Вне классов были вынесены работы по художественной отделке существующих строений: внутренняя и внешняя отделка дворцов, украшение фасадов и прочие работы, требующие составления большого числа рисунков и эскизов [8. Л. 66].
Размер процентной ставки был сокращен, что показано в табл. 2 [8. Л. 66 об.-67], а сам принцип ее расчета усложнился [8. Л. 74-75]. При расчете процентного вознаграждения не учитывались средства на внутреннюю отделку, меблировку и приобретение для помещений произведений искусства [8. Л. 70].
Правила предусматривали возможность изменять классность постройки на основании решения, принятого строительной конторой МИДв после рассмотрения проекта и утвержденного министром императорского двора [8. Л. 68-68 об.].
Помимо вышеперечисленного, вводились вычеты из процентного вознаграждения для работ, производство которых по сроку контракта с подрядчиком должно продолжаться менее двух лет: -10 % при длительности строительства менее двух лет и -20 % при сроке ведения работ менее года [8. Л. 68, 76].
Таблица 2
Ставки процентного вознаграждения по Положению 1859 г.
Стоимость по контракту с подрядчиком, р. Схема расчета Проценты вознаграждения
I класс II класс III класс IV класс V класс
До 100 000 7 6 5 4 3,5
100 000 -300 000 За первую сотню тысяч рублей как в пункте 1, со второй и третьей сотен тысяч 6 5 4 3 2
300 000 -600 000 С 300 000 р. как в пунктах 1-2, с четвертой, пятой и шестой сотен тысяч 5 4 3 2 1,5
600 000 -1 000 000 За 600 000 р. согласно пунктам 1-3, с седьмой, восьмой, девятой и десятой сотен тысяч 4 3 2 1,5 1
1 000 000 -2 000 000 На сумму до миллиона как показано выше, и с каждой сотни тысяч, составляющей второй миллион рублей 3,5 2,5 1,5 1 0,5
От 2 000 000 С каждой сотни, составляющей третий и следующие миллионы 3 2 1 0,5 0,25
Когда работы производились не по месту жительства или службы архитектора, зодчему с разрешения министра могла дополнительно выделяться 1/5 от суммы процентного вознаграждения для покрытия расходов на проезд и наем помещения для помощников [8. Л. 68 об.-69].
Изменилась также и схема выплаты вознаграждения. По новым Правилам следовало в самом начале работ выдать архитектору 1/10 всей суммы за составление проекта, затем в течение строительства выдавать деньги соразмерно с уже произведенными работами в сроки, установленные по договоренности со строительной конторой, а при расчете за последний год удержать 1/3 положенной выплаты до момента сдачи постройки и представления отчетной документации [8. Л. 70-70 об.].
В заключительной статье редакции 1859 г. было указано, что из процентного вознаграждения архитекторов не полагалось производить вычеты на пенсионный капитал и инвалидов, поскольку оно рассматривалось как плата за определенную работу [8. Л. 72 об.].
Правила первоначально вводились в действие на три года в порядке опыта, по прошествии которых был начат пересмотр документа [7], и на рубеже 1863-1864 гг. он был передан для рассмотрения и внесения изменений архитекторам, состоявшим при строительной конторе МИДв. При этом промедление с началом процедуры пересмотра объяснялось в докладе строительной конторы необходимостью учесть опыт работ, завершавшихся летом 1863 г. [9. Л. 1-2].
Предложения архитекторов по большей части сводились к указаниям на необходимость увеличения процентных выплат, и строительная контора МИДв, отметив, что редакция 1859 г. имела основной целью сокращение выплат, в конце 1864 г. обратилась к министру императорского двора для получения решения императора продлить срок действия документа еще на один год [4. Л. 45-46]. Таковое повеление последовало 27 ноября 1864 г. [5. Л. 76; 10. Л. 310]. Через год срок действия Правил по представлению конторы был продлен еще на два года, поскольку в ведомстве не видели веских причин для их пересмотра [5. Л. 76-76 об.; 10. Л. 310-310 об.].
Однако в конце 1867 г., когда строительная контора МИДв в очередной раз обратилась к министру императорского двора за разрешением отложить пересмотр еще на два года, министр распорядился приступить к рассмотрению проектов новой редакции документа и представить выбранный вариант на утверждение [11].
В конце января 1868 г. контора представила министру свои соображения по изменению Правил процентного вознаграждения архитекторов [12]. Они состояли в следующем.
1. Установить, что при ведении архитектором по месту своей службы нескольких работ, совокупная стоимость которых превышает 25 тыс. р., ему полагается вознаграждение в размере от 2 до 3 % от общей цены. Эта мера обосновывалась большими затратами труда и времени, а также значительностью расходов на наем отдельных для каждой постройки помощников и десятников.
2. Предлагалось перевести каменные ограды и металлические садовые решетки из пятого класса работ в четвертый, поскольку, как небезосновательно отмечалось, они требовали значительно больше затрат на отделку, чем, например, также состоявшие в пятом классе деревянные заборы.
3. Строительная контора МИДв полагала возможным отказаться от пункта о сокращении процентного вознаграждения при производстве работ сроком до двух лет, поскольку для обеспечения
быстрого производства работ зодчим требовалось больше помощников, а практика вычетов стимулировала архитекторов по возможности затягивать сроки строительства для получения полной суммы.
Проект Положения о соразмерном определении расходов по техническому и хозяйственно-полицейскому управлению постройками МИДв, составленный с учетом этих изменений, был представлен министру 30 января 1868 г. Министр императорского двора граф
В.Ф. Адлерберг не утвердил этот проект и положил 4 февраля 1868 г. резолюцию «лично объясниться» [12], таким образом предложив продолжить работу над новым Положением.
В начале марта 1868 г. строительная контора МИДв направила министру новый доклад с предлагаемыми изменениями. Департамент отказался от внесения изменений в распределение построек по классам, сохранив пункты о расширении практики выплат процентного вознаграждения и об отказе от вычетов за краткосрочные работы [12]. Кроме того, было предложено изъять из Положения статьи, касавшиеся определения расходов по хозяйственнополицейскому надзору за постройками, т. е. на наем смотрителей, вахтеров и сторожей. Это было связано с тем, что на смену ведению работ поденными рабочими с использованием казенных строительных материалов пришла практика заключения договоров с подрядчиками, использующими своих рабочих и закупающими материалы на собственные средства [12].
Эти предложения удостоились одобрения министра, и после сделанного им доклада императору с указанием предложенных изменений [12] 8 марта 1868 г. была утверждена новая редакция «Положения о вознаграждении строителей при производимых по МИДв постройках» [1; 3].
Документ подразделял все выплаты архитекторам за возведение новых зданий и реконструкцию существующих на три разряда [1; 3]:
1) штатное жалование;
2) особые вспомогательные выдачи, к которым были отнесены выплаты за руководство несколькими постройками стоимостью до 25 тыс. р. и вознаграждение от двух до трех процентов за работу или работы стоимостью от 25 тыс. до 50 тыс. р., производимые по месту постоянной службы зодчего;
3) процентное вознаграждение за любые работы, производимые не по месту постоянной службы, и за работы, производимые на месте постоянной службы стоимостью свыше 50 тыс. р.;
Таким образом, была незначительно уточнена классификация типов оплаты труда архитекторов с разделением процентного вознаграждения за значительные постройки и выплат за небольшие сооружения.
Кроме этого, в новой редакции был переработан перечень строений пятого класса, включивший ранее вовсе нигде не обозначенные киоски и парники, а также незначительно изменено процентное вознаграждение за такие постройки [1; 3].
По рассмотрении серии документов, изданных во время царствования Александра II и регулировавших вопросы имущественных отношений между Министерством императорского двора и архитекторами, занятыми на работах, проводимых для нужд этого ведомства, можно сделать ряд выводов.
Придворным ведомством в царствование Александра II проводилась постоянная работа по формированию юридической базы в сфере имущественных взаимоотношений с архитекторами и их помощниками, в результате которой последовательно было подготовлено три редакции правил о вознаграждении архитекторов.
Появление правил положило конец системе формирования временных штатов при постройках с выплатой отдельных сумм архитектору и его помощникам, заменив ее принципом единой выплаты главному архитектору, формировавшему свою команду и распределявшему полученные деньги между подчиненными.
Создавая каждую новую редакцию, чиновники строительной конторы МИДв учитывали опыт применения ранее действующих юридических актов и вносили соответствующие поправки. Так, во второй редакции была введена более дробная классификация построек, что позволило точнее определять процент вознаграждения для каждой из них. Кроме того, появившийся во втором издании пункт о вычетах за краткосрочные работы был изъят из следующего по причине отрицательного влияния на практику производства работ, проявлявшегося в затягивании сроков сдачи объектов.
Для всех трех редакций характерна декларируемая направленность на ограничение выплат архитекторам, что в наибольшей степени проявилось в издании 1859 г. как в виде сокращения процентов вознаграждения, так и в виде снижения выплат при сроке производства работ менее двух лет.
Правила о вознаграждении архитекторов наряду с Правилами о производстве строительных работ по МИДв, Правилами составления кондиций для производства строительных работ по МИДв и Нормальными кондициями на производство подрядом строительных работ стали основой для осуществления строительной деятельности Придворного ведомства и выполняли функцию регулирующего документа по крайней мере до упразднения строительной конторы МИДв в середине 1880-х гг.
Список литературы
1. Положение о вознаграждении строителей при производимых по Министерству императорского двора постройках. - СПб., 1868.
2. Положение о соразмерном определении расходов технического, художественного и хозяйственно-полицейского управления при производимых по Министерству императорского двора постройках. - СПб., 1858.
3. РГИА. Ф. 480. Оп. 1 Д. 4.
4. РГИА. Ф. 480. Оп. 1 Д. 11.
5. РГИА. Ф. 480. Оп. 1 Д. 12.
6. РГИА. Ф. 480. Оп. 1 Д. 14.
7. РГИА. Ф. 480. Оп. 1 Д. 21.
8. РГИА. Ф. 480. Оп. 1 . Д. 28.
9. РГИА. Ф. 480. Оп. 1 . Д. 38.
10 РГИА. Ф. 480. Оп. 1. Д. 39
11 РГИА. Ф. 480. Оп. 1. Д. 41
12 РГИА. Ф. 480. Оп. 1. Д. 42