Научная статья на тему 'Регулирование посредников рынка ценных бумаг: паевых и акционерных инвестиционных фондов РФ'

Регулирование посредников рынка ценных бумаг: паевых и акционерных инвестиционных фондов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ПОСРЕДНИКИ / МАКРОЭКОНОМИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ / SECURITIES MARKET / INTERMEDIARIES / MACROECONOMICS / LEGISLATION / INVESTMENT FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пластинин Роман Владимирович

В статье исследованы вопросы регулирования посредников рынка ценных бумаг: паевых инвестиционных фондов и акционерных инвестиционных фондов. Проанализированы организационные характеристики фондов, сходства и различия в управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование посредников рынка ценных бумаг: паевых и акционерных инвестиционных фондов РФ»

124

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Р.В. ПЛАСТИНИН

Роман Владимирович ПЛАСТИНИН — аспирант кафедры денег и ценных бумаг СПбГЭУ.

В 2001 г. окончил Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — финансы, денежное обращение, кредит.

^ ^ ^

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСРЕДНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ:

ПАЕВЫХ И АКЦИОНЕРНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ РФ*

С принятием в 2001 г. Федерального закона «Об инвестиционных фондах» были «легализованы» две формы существования инвестиционного фонда — в качестве юридического лица (акционерный инвестиционный фонд) и без образования юридического лица (паевой инвестиционный фонд) [1]. В таких формах инвестиционные фонды функционируют в настоящее время.

Ведущую роль в организации схемы коллективного инвестирования под названием «паевой инвестиционный фонд» играет управляющая компания. Именно эта организация утверждает правила доверительного управления, которые содержат условия доверительного управления, инвестиционную декларацию и иные условия инвестирования. Она же осуществляет и сами действия по инвестированию полученного от владельцев паев имущества, а также имущества, полученного в ходе доверительного управления.

Помимо управляющей компании важную роль во всей схеме играет специализированный депозитарий. Договор со специализированным депозитарием заключается управляющей компанией. Основная задача специализированного депозитария — контроль деятельности управляющей компании. В рамках осуществления контрольных функций специализированного депозитария управляющая компания обязана получать согласие депозитария на распоряжение имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.

Помимо специализированного депозитария в организационную схему коллективного инвестирования путем образования и доверительного управления паевым инвестиционным фондом также включаются: лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев инвестиционных паев (если эти функции не осуществляет специализированный депозитарий), аудитор, оценщик, агент по выдаче инвестиционных паев.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» «владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд» [там же]. При этом Закон нигде не фиксирует набор принципов инвестирования, которыми должна руководствоваться управляющая компания, как, например, в случае с размещением (инвестированием) временно свободных денежных средств государственных корпораций (возвратность, доходность и т. п.).

Нигде не фиксируется, какой должна быть ответственность за некачественное управление, нигде не регулируется вопрос об ошибке при управлении фондом и ее последствиях с точки зрения риска

ГРНТИ 10.17.47 © Р.В. Пластинин, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.С. Селищева.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

125

инвесторов. Закон указывает на возможность возникновения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющей компанией, специализированным депозитарием или регистратором возложенных на них законом или договором обязательств. Однако Закон не указывает, как быть в случае, если управляющая компания выполнила все свои обязанности, но при этом «проиграла» все средства, вложенные инвестором.

Напрашивается вывод: инвестиции, осуществляемые в рамках такой формы коллективного инвестирования, как образование и доверительное управление паевым инвестиционным фондом, являются необеспеченными и рисковыми.

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» указывает на несколько критериев разделения фондов по видам (категориям) [там же]. Первое разделение основывается на тех правах, которые инвестиционный пай соответствующего фонда предоставляет своему владельцу. Закон выделяет три вида фондов: открытые, интервальные и закрытые паевые инвестиционные фонды.

Анализ данной классификации фондов можно производить, исходя из учета фактора риска и баланса интересов управляющей компании и инвестора. Совершенно очевидно, что вся «линейка» видов фондов — это институционализация разного рода рисков. Наиболее рискованный для управляющей компании вариант — открытый фонд, но он же наиболее приемлем для инвестора, поскольку тот в любой рабочий день может вернуть свои инвестиции, погасив все паи. Интервальный фонд содержит больше гарантий устойчивости деятельности управляющей компании и меньше гарантий для инвестора, поскольку при падении стоимости активов он не сможет быстро возвратить инвестиции. Закрытый фонд представляет собой более интересный вариант распределения рисков и интересов: инвестор не может погасить свои паи, но при этом наделен корпоративным правом сменить управляющую компанию. В последнем случае существует возможность управлять своими рисками, которая отсутствует в первых двух случаях.

Второе разделение, предусмотренное ст. 10 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», заключается в различии состава и структуры активов паевого инвестиционного фонда, которая должна отражаться в его названии [там же].

Анализ Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденного приказом ФСФР России от 20 мая 2008 г. № 08-19/пз-н, показывает, что в зависимости от состава и структуры активов выделяются следующие категории фондов: 1) фонд денежного рынка; 2) фонд облигаций; 3) фонд акций; 4) фонд смешанных инвестиций; 5) фонд прямых инвестиций; 6) фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций; 7) фонд фондов; 8) рентный фонд; 9) фонд недвижимости; 10) ипотечный фонд; 11) индексный фонд (с указание индекса); 12) кредитный фонд; 13) фонд товарного рынка; 14) хедж-фонд; 15) фонд художественных ценностей [2].

Каждый из этих фондов имеет свою структуру активов, и ее нарушение является существенным фактором, который может привести к отзыву лицензии управляющей компании. Анализ структуры активов каждого из фондов показывает, что они скомбинированы по принципу учета фактора риска в своей деятельности. Паевые фонды, относящиеся к категориям фондов прямых инвестиций, ипотечных фондов, фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, рентных фондов, фондов недвижимости, фондов художественных ценностей и кредитных фондов, могут быть только закрытыми. Паевые инвестиционные фонды, относящиеся к категории хедж-фондов и фондов товарного рынка, могут быть только закрытыми интервальными. Инвестиционные паи фондов, относящиеся к категориям фондов прямых инвестиций, фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, кредитных фондов и хедж-фондов, могут быть предназначены только для квалифицированных инвесторов.

Таким образом, правовой режим инвестирования в форме образования и доверительного управления паевым инвестиционным фондом характеризуется следующими основными признаками:

— закрепленностью его положений непосредственно в законе (стабильностью);

— рисковостью инвестиций в виде изменения рыночной стоимости активов;

— отсутствием четких принципов инвестирования;

— переложением рисков на самих инвесторов;

— сложностью организационной структуры, предполагающей наличие системы контроля;

126

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

— наличием возможных комбинаций учета рисков и интересов инвесторов и управляющей компании в виде различных категорий фондов, построенных на различиях в правах владельцев паев и подходах к структуре и составу активов.

Акционерным инвестиционным фондом в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» признается открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законодательством [1].

Возможности инвестора определяются тем объемом прав, который ему обеспечивает имеющееся у него количество акций. Если этот объем достаточен для влияния на принятие управленческих решений, то инвестор вполне может управлять своим риском; если ситуация обратная, то инвестор управлять им не может.

В соответствии с Законом имущество акционерного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда, в соотношении, определенном уставом акционерного инвестиционного фонда [там же].

Инвестиционные резервы АИФа должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании, требования к которой аналогичны для случаев управления паевым инвестиционным фондом (Закон предусматривает специальный случай возникновения доверительного управления: в случае заключения с управляющей компанией договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда такая управляющая компания при соответствии ее требованиям закона приобретает права и обязанности по управлению активами акционерного инвестиционного фонда на основании указанного договора [там же]). Именно это долженствование в части передачи в доверительное управление инвестиционных фондов резервов и делает АИФ институциональным инвестором.

Регулирование АИФа схоже с ПИФом, в частности в организационной схеме (исключая обязательность наличия регистратора у АИФа), требованиях к деятельности управляющей компании и специализированного депозитария, а также к составу и структуре активов.

Разница между паевым и акционерным инвестиционным фондом состоит не только в том, что первый представляет собой объединение имущества без образования юридического лица, находящегося в доверительном управлении, а второй организован в форме юридического лица, деятельность которого является лицензируемой. Она состоит в рисках, которые принимает на себя инвестор.

Закон нигде не фиксирует признаки того риска, который берет на себя инвестор при покупке акций фонда. Соответственно здесь следует исходить из того общего положения, что акционерный фонд представляет собой не что иное, как разновидность акционерного общества. А акционеры акционерного общества в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций [3]. Здесь, по мнению автора, и кроется главное отличие между паевым и акционерным инвестиционными фондами. Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, а акционеры инвестиционного фонда — риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ; принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 октября 2001 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 14 ноября 2001 г. // Российская газета. 2001. 4 дек.

2. О некоторых вопросах осуществления деятельности по управлению активами акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов: приказ ФСФР России от 20 мая 2008 г. № 08-19/пз-н // СПС «КонсультантПлюс».

3. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ; принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20 марта 1996 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 11 апреля 1996 г. // Российская газета. 1996. 25 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.