Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / государственное регулирование / особые экономические зоны / приграничная торговля / импортозамещение / foreign economic activity / state regulation / special economic zones / cross-border trade / import substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И Р. Гарипова, В В. Сыроижко

На сегодняшний день в процессе постоянного изменения внешнеполитической обстановки, ключевым стратегическим направлением для России становится уменьшение зависимости от импорта и расширение внутренних производственных возможностей для осуществления импортозамещения во всех важных секторах. Вместе с этим сохраняется высокий уровень зависимости от импорта в нескольких высокотехнологичных отраслях. Необходимость усовершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, в первую очередь, обусловлена негативным влиянием санкций со стороны ряда государств. В статье рассмотрен стратегический приоритет России в условиях изменяющейся внешнеполитической обстановки, сосредотачивая внимание на особенностях функционирования многокомпонентной системы управления внешнеэкономической деятельностью Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION AND SUPPORT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN MODERN RUSSIA

Today, in the process of constant changes in the foreign policy environment, a key strategic direction for Russia is to reduce dependence on imports and expand domestic production capabilities for import substitution in all-important sectors. At the same time, there remains a high level of dependence on imports in several high-tech industries. The need to improve state regulation of foreign economic activity in Russia is primarily due to the negative impact of sanctions from a number of states. The article considers the strategic priority of Russia in a changing foreign policy environment, focusing on the features of the functioning of the multicomponent management system of foreign economic activity of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И.Р. Гарипова, студент

В.В. Сыроижко, д-р экон. наук, профессор

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Воронеж)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-1-1-59-61

Аннотация. На сегодняшний день в процессе постоянного изменения внешнеполитической обстановки, ключевым стратегическим направлением для России становится уменьшение зависимости от импорта и расширение внутренних производственных возможностей для осуществления импортозамещения во всех важных секторах. Вместе с этим сохраняется высокий уровень зависимости от импорта в нескольких высокотехнологичных отраслях. Необходимость усовершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, в первую очередь, обусловлена негативным влиянием санкций со стороны ряда государств. В статье рассмотрен стратегический приоритет России в условиях изменяющейся внешнеполитической обстановки, сосредотачивая внимание на особенностях функционирования многокомпонентной системы управления внешнеэкономической деятельностью Российской Федерации.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, особые экономические зоны, приграничная торговля, импортозамещение.

Внешнеэкономическая деятельность имеет значительное влияние на развитие современной российской экономики. В условиях мировой экономики и воздействия политической ситуации, внешнеэкономические отношения становятся все более важными для обеспечения экономического роста и конкурентоспособности страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России представляет собой сложную и динамичную систему, включающую в себя действия исполнительных и законодательных органов власти. Этот процесс основывается на нескольких важных принципах. Во-первых, стремится к единству в проведении внешнеэкономической и внутренней экономической политики. Во-вторых, подчеркивается необходимость единообразного государственного и негосударственного регулирования, а также осуществления контроля над этой системой. В-третьих, санкции, направленные на регулирование внешнеэкономической деятельности,

должны иметь экономический характер [5, с. 89].

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ВЭД, является ФЗ N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем закреплено понятие внешнеторговой деятельности как «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» [1]. Данный закон разграничивает права, обязанности и ответственность между государством и его экономическими субъектами в процессе осуществления внешней торговли.

Помимо государственных и региональных методов регулирования ВЭД существуют особые методы. Они используются для управления особыми экономическими зонами, деятельность которых осуществляется на основании Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» [2].

Механизм создания особых экономических зон используется с целью привлечения инвестиций, стимулирования развития территорий, создания благоприятных условий для предпринимательской актив-

ности и технологического развития. Особые экономические зоны предоставляют особые льготы и условия для предприятий, что способствует привлечению иностранных инвестиций, созданию новых рабочих мест, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

Ключевыми составляющими в системе государственного регулирования ВЭД в России являются такие инструменты управления, как таможенное тарифное и нетарифное регулирование, а также следующие методы стимулирования: государственная поддержка экспортеров, гарантии, страхование. С помощью введения таможенных пошлин и тарифов государство может ограничивать импорт и экспорт определенных товаров, защищая рынок от дешевых импортных товаров или стимулируя экспорт отечественной продукции. Таможенные пошлины также могут использоваться в качестве инструмента внешнеторговой политики для достижения внешнеполитических целей. Еще одним методом регулирования ВЭД является валютное регулирование. Государство может вмешаться в валютный рынок, устанавливая курсы валют или вводя ограничения по операциям с иностранной валютой с целью поддержания стабильности национальной валюты и платежного баланса [7, с. 25].

Современные методы государственного регулирования и поддержки ВЭД требуют постоянного освоения и адаптации к условиям глобальной экономики, поэтому государству приходиться осваивать и внедрять новые способы регулирования ВЭД, благоприятно воздействующие на экономику в целом. Гибкость и эффективность политики на рынке ВЭД напрямую влияют на конкурентоспособность страны и ее участие в мировом экономическом сообществе [6, с. 430].

Одним из ключевых факторов внешнеэкономической деятельности России является ее диверсификация. В условиях санкций и экономических изменений, важно развивать новые направления, важную роль могут сыграть отрасти, связанные с технологиями и инновациями: 1Т, биотех-

нологии, агропромышленный комплекс, медицинские технологии и другие.

Значимым направлением развития внешнеэкономической деятельности России в 2023 году является углубление сотрудничества с государствами ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). В этом контексте активно развивается создание общего пространства экономического сотрудничества с участием стран - членов данных организаций, что способствует увеличению объема торговли, привлечению иностранных инвестиций и развитию новых форм экономического сотрудничества [4, с. 7].

С другой стороны, в условиях беспрецедентного давления на Россию со стороны зарубежных партнеров 21 марта 2022 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о выходе России из ВТО. Такое решение может привести к существенному повышению цен для отечественных потребителей и вызвать серьезные инфляционные процессы в экономике страны из-за значительного увеличения таможенных пошлин. Прогнозируется, что размер экспортных пошлин может вырасти в 7 раз, что подчеркивает необходимость протекционистской поддержки со стороны российского государства в пользу местных производителей. Важно, чтобы политика государства была долгосрочной, учитывая адаптивность, стратегию геоэкономического развития, избирательный подход в определении геополитических и экономических преимуществ. Это поможет преодолеть финансово-экономический кризис с минимальными потерями, поддерживать научно-техническую базу, обеспечивать высокую самообеспеченность энергоресурсами и сырьем, а также проводить модернизацию производственных и инфраструктурных мощностей [3, с. 215].

В условиях антироссийских санкций для обеспечения стабильности экономики и развития внешнеторговых отношений важно адаптировать принципы регулирования ВЭД. Россия ведет активную деятельность по моделированию экономико-правовой системы государственного регу-

лирования внешнеэкономической деятель- оформленной системе государственного ности России в контексте политической регулирования ВЭД, способной оператив-повестке нашего времени. Сегодня можно но и адекватно реагировать на изменения говорить о существовании обширной, ло- во внешней и внутренней экономической гически выстроенной' и законодательно среде.

Библиографический список

1. Федеральный Закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.12.2003 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.12.2023).

2. Постановление Правительства РФ №2240 от 07 декабря 2022 года «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433828/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf 4994 ее5633Ь/ (дата обращения 12.12.2023).

3. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 215-234.

4. Зыбенко С.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе / С.В. Зыбенко // Российский экономический интернет-журнал. - 2023. - № 1.

5. Исаева О.В. Внешнеэкономическая деятельность в России: ключевые аспекты регулирования и поддержки Агроэкспорта / О.В. Исаева // Вестник аграрной науки. - 2022. -№ 4 (97). - С. 89-94.

6. Фалина Н.В. Особенности и направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в современных условиях / Н.В. Фалина // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 40 (5). - С. 430-436.

7. Фиряго С.И., Джавадова О.М. Место и роль России в международном разделении труда // Вестник науки. - 2019. - Т. 4. № 8 (17). - С. 25-28.

REGULATION AND SUPPORT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN MODERN

RUSSIA

I.R. Garipova, Student

V.V. Syroizhko, Doctor of Economic Sciences, Professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Voronezh)

Abstract. Today, in the process of constant changes in the foreign policy environment, a key strategic direction for Russia is to reduce dependence on imports and expand domestic production capabilities for import substitution in all-important sectors. At the same time, there remains a high level of dependence on imports in several high-tech industries. The need to improve state regulation offoreign economic activity in Russia is primarily due to the negative impact of sanctions from a number of states. The article considers the strategic priority of Russia in a changing foreign policy environment, focusing on the features of the functioning of the multicomponent management system of foreign economic activity of the Russian Federation.

Keywords: foreign economic activity, state regulation, special economic zones, cross-border trade, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.