Научная статья на тему 'Регулирование экономических отношений в региональном лесопользовании'

Регулирование экономических отношений в региональном лесопользовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов А. В.

Представлены результаты теоретических исследований экономических основ непре-рывного неистощительного лесопользования. Описаны математические модели функцио-нирования и развития лесопользования в регионе. Приведены расчетов продолжительно-сти достижения максимальных показателей лесопользования по объему заготовляемой древесины и стоимости производимой лесной продукции на примере Республики Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adjustment of economical basis for the sustainable forestry

Results of theoretical researches on the economical basis of the sustainable forestry are presented. Mathematical models describing functioning and development of the regional forestry are outlined. Calculations on duration of achieving of maximal forestry parameters by harvesting volumes and forest product's price are given (case study of the Republic of Karelia, Russia).

Текст научной работы на тему «Регулирование экономических отношений в региональном лесопользовании»

Регулирование экономических отношений в региональном лесопользовании

Родионов А.В. (a [email protected])

Петрозаводский государственный университет

1 Теоретические основы функционирования лесопользования

По признаку прав собственности в лесном комплексе региона можно выделить три группы участников отношений, возникающих в процессе производства лесной продукции (лесных отношений): органы государственной власти (собственники лесов), предприниматели (собственники капитала - производители продукции), наемные работники (собственники рабочей силы).

Таким образом, региональный лесной комплекс, как экономическая система, включает государство (G), предпринимателей (В) и наемных работников (R). Объектом деятельности этой системы являются лесные ресурсы региона, которые характеризуются годовым объемом заготовки V, м3 и стоимостью продукции Я, руб., получаемой из 1 м3 заготавливаемого древесного сырья [1].

Результатом функционирования этой системы является годовая выручка от реализации лесной продукции X, руб.:

X = V-Я. (1)

Годовая выручка делится между участниками системы:

X = D G + D в+ Dr, (2)

где DG - доход государства; Dв - доход предпринимателей; D R - доход работников, руб.

Каждый из участников несет затраты на простое или расширенное воспроизводство принадлежащего ему ресурса, как фактора производства лесной продукции.

При исчезновении хотя бы одного из факторов производства (лесных ресурсов, капитала или рабочей силы) исчезнет и сама лесная продукция, что противоречит принципу непрерывного неистощительного лесопользования (ННЛ). Следовательно, доходы каждого собственника должны покрывать его затраты - для обеспечения простого воспроизводства, либо превышать их - для расширенного воспроизводства [2, 3].

Для оценки эффективности использования ресурсов в процессе производства используется коэффициент рентабельности г/ [3]:

= М±1Ш0.1оо«/о (3)

C(t ) • (3)

где Б ( + 1) - доходы собственника к концу шага I, руб.; С (¿) - затраты собственника в начале шага руб.

Если П = 0 - обеспечивается простое воспроизводство; если П < 0 - происходит

истощение ресурса; если П > 0 - создаются условия для расширенного воспроизводства ресурса.

Естественным экономическим поведением каждого участника является увеличение рентабельности своих доходов [2, 3].

2 Анализ доходов и расходов участников лесных отношений в Карелии

2.1 Государство

Единственным способом получения дохода от имеющихся в собственности государства лесных ресурсов является передача (за соответствующую плату) права их эксплуатации предпринимателям, т. к. органы государственного управления не имеют ни прав, ни соответствующих условий для самостоятельного использования этих ресурсов [4].

Получение дохода от производства лесной продукции организовано в виде попенной платы, платежей за право пользования лесными ресурсами (например, долгосрочной аренды), налога на прибыль с предприятий лесного сектора, налога на добавленную стоимость, экспортных пошлин, подоходного налога и других платежей в бюджет.

Государство несет затраты на охрану лесов от вредителей, пожаров, незаконного использования, учет лесных ресурсов, которые мало зависят от размера пользования лесным фондом, а также затраты на воспроизводство лесов, которые обычно возникают после заготовки древесины [2, 5].

2.2 Предприниматели

Единственным способом получения дохода от имеющегося в собственности предпринимателей капитала является производство и продажа лесной продукции.

Доход предпринимателей представляет собой часть выручки от реализации лесной продукции, за вычетом налогов, пошлин и других платежей в бюджет государства.

Предприниматели несут затраты на осуществление заготовки и переработки сырья в лесную продукцию, а также на реализацию произведенной продукции.

2.3 Наемные работники

Единственным способом получения дохода от имеющейся в собственности работников способности к труду является продажа своей рабочей силы государству или предпринимателям.

Доход работников складывается из получаемой заработной платы (за вычетом подо-

ходного налога) и суммы услуг по социальной защите (здравоохранение, образование, культура, пенсионное обеспечение и др.), оплачиваемых государством из средств налога на труд [6].

Наемные работники несут затраты на поддержание своей способности к труду и воспроизводство.

2.4 Результаты расчетов

В 2002 г. в Карелии было заготовлено 6301,1 тыс. м3 древесины, из которой произведено лесной продукции на общую сумму 15737,75 млн. руб. Стоимость продукции, произведенной из 1 м3 древесины, составила 2497,62 руб. (78,05 долл. США).

При расчете доходов и затрат участников лесных отношений в Республике Карелия (РК) использованы данные Государственного комитета по статистике РК [7] о деятельности лесного комплекса республики в 2002 г. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Рентабельность участников лесных отношений РК, %

Показатель Участники лесных отношений

Государство Предприниматели Работники

Затраты, млн. руб. 90,85 8611,43 3157,96

Доходы, млн. руб. 2932,92 9771,79 3033,04

Рентабельность, %:

до корректировки 3128,31 13,47 - 3,96

после корректировки 2990,81 13,47 0,00

Из таблицы 1 видно, что доходы работников в лесном комплексе РК в 2002 г. не обеспечивали их простое воспроизводство, что подтверждается данными [8] о превышении смертности над рождаемостью в Карелии - на 8,2 чел./1000 чел. населения республики. Такая ситуация противоречит принятому принципу ННЛ.

С целью обеспечения простого воспроизводства системы, предлагается корректировка в распределении выручки от реализации лесной продукции (см. таблицу 1). Таким образом, государство ценой потери менее 5 % своих чистых доходов обеспечивает функционирование ННЛ на уровне простого воспроизводства. Рентабельность доходов участников лесных отношений в РК до и после корректировки представлена в таблице 1.

3 Моделирование развития лесопользования

Стратегической целью развития лесного комплекса РК является достижение максимального - исходя из продуктивных свойств лесов рассматриваемого региона - объема заготовки древесины V = 14 млн. м и максимальной - исходя из достигнутого мирового уровня - стоимости продукции, вырабатываемой из 1 м3 заготовленной древесины,

Л max = 6400 руб. [9].

Таким образом, обоснование периода Т, лет достижения цели, при условии соблюдении принципа ННЛ, является актуальной задачей [10].

Для определения продолжительности этого периода примем каждый год функционирования системы как дискретный шаг t к достижению цели. Все затраты, необходимые в течение каждого шага, делаются единовременно в начале шага, а доходы образуются и распределяются между участниками также единовременно, в конце этого шага.

Примем также, что весь доход, получаемый предпринимателями к концу каждого года (шага) t по достижению этой цели инвестируется в развитие производства лесной продукции в регионе в начале шага t + 1.

Основаниями для подобного допущения в рассматриваемой системе служит:

1. только предприниматели являются собственниками капитала (средств производства), позволяющего при соединении с лесными ресурсами и рабочей силой получать лесную продукцию;

2. для предпринимателей единственным способом получения и увеличения дохода на свой капитал является функционирование процесса производства.

Доход DB (t + 1) , полученный к концу шага t будет распределяться так: DB(t +1) = CB(t) + PB(t +1), (4)

где CB(t) - затраты предпринимателей на поддержание ситуации шага t на шаге t + 1,

руб.; PB (t + 1) - прибыль, полученная предпринимателями к концу шага t и направляемая ими на развитие производства в начале шага t + 1, руб.

В общем случае часть X • (t + 1) прибыли направляется на увеличение объема

заготовок на шаге t + 1, а другая часть, У • ig(t + 1)- на увеличение стоимости продукции из 1 м древесного сырья на шаге t + 1, т. е.:

PB(t + 1) = X • PB(t + 1) + У • PB(t + 1), (5)

где x , y - коэффициенты распределения прибыли, PB (t) на шаге t + 1.

Примем, что отношение объема V (t +1) заготовок на шаге t + 1 к объему V (t) заготовок на шаге t равно отношению затрат, которые пошли на заготовку леса на шаге t + 1 к объему затрат, которые пошли на заготовку леса на шаге t, т. е.:

V(t +1) = CB(t) + x • PB(t +1) V (t) = CB(t)

Примем также, что отношение стоимости Л(( +1) продукции из 1 м3 древесного сырья на шаге I + 1 к стоимости продукции из 1 м древесного сырья на шаге I, равно отношению затрат, которые пошли на переработку заготовленного леса на шаге I + 1 к объему затрат, которые пошли на переработку заготовленного леса на шаге I, т. е.:

Щ +1) _ CB(t) + y • PB(t +1)

(7)

Щ) C3(t)

Выразив из (4) значение Pb(7 + 1) и подставив его в выражения (6, 7), после преобразований получим выражения для определения объема заготовок V(t + 1) и стоимости продукции Щ +1):

v (t+1) _ CB(t)+*[;1)-cb (t)].v(t), (8)

Щ + !) _ CB(t) + У'[A, <f + 1)-CB (t)] .Щ ) (9)

CB(t) • (9)

Для расчета годовой выручки от реализации лесной продукции X (t + 1) к концу шага t запишем выражение (1), с учетом формул (3, 4, 8, 9) следующим образом:

X(t +1) _ [1 + * .%(t +1)] • V(t). [1 + У .%(t +1)] Щ)• (10)

Установим, что увеличение затрат государства прямо пропорционально увеличению объемов заготовки древесины, увеличение затрат работников прямо пропорционально увеличению выручки от лесной продукции, т. е.:

C°(t+1) _ V7++1. C°(t); (n)

CR(I +1) _ XX^ • CR(t). (12)

Предположим, что в течение всего периода достижения цели рентабельность доходов предпринимателей и работников является фиксированной величиной, т. е.:

Пв (t) _ Пв(7 + 1) _ Пв = const, Пв > 0; (13)

П (t) _ Vr (t + 1) _ Vr = const, J]r > 0 . (14)

Таким образом, предполагается, что государство на каждом шаге по достижению цели изымает в свою пользу такую часть годовой выручки от реализации лесной продукции

X, руб., чтобы поддерживать указанные постоянные значения J]r и Пв • Каким образом

оно этого достигает - не является предметом данной задачи (принимается, что возможности для изъятия указанной части годовой выручки имеются - через налоги, пошлины и

другие платежи в бюджет). Поэтому, рентабельность государства П становится функцией от X, Пя и Пв , т. е. величиной переменной.

Основанием для подобного предположения служит:

1. только государство является собственником лесных ресурсов, позволяющих при соединении с капиталом и рабочей силой получать лесную продукцию;

2. в единоличном распоряжении государства находятся все законные механизмы принуждения, в т. ч. силового.

Тогда, доходы предпринимателей и работников к концу шага г будут:

Бв (г +1) = [1 + Пв ] • Св (г); (15)

Бк(г +1) = [1 + пк] • Ск(г), (16)

а доходы государства будут рассчитываться так:

Бо(г +1) = X (г +1) - Бв (г +1) - Бк(г +1). (17)

Поскольку мы заранее не знаем, какая часть X • Рв(г + 1) прибыли предпринимателей, полученной к концу шага г, направляется на увеличение объема заготовок в начале шага г + 1, а какая часть, У • Рв( + 1) - на увеличение стоимости продукции из 1 м3 древесного сырья, предположим, что последовательно достигается увеличение объема заготовок до максимума (т. е. х = 1, у = 0), а после этого - увеличение стоимости продукции из 1 м3 древесного сырья до максимума (т. е. х = 0, у = 1).

Определим продолжительность периода Т1, лет увеличения объема заготовки V до максимума - Vmax.

Формула (8), с учетом выражений (3, 4) примет вид:

V (г +1) = [1 + Пв] • V (г). (18)

При этом формула (11) будет иметь вид:

X (г +1) = [1 + Пв] • V (г) -V (19)

Таким образом, выражения для вычисления объема заготовок V (г = п) и выручки Х (г = п) на шаге г = п могут быть записаны следующим образом:

V(г = п) = [1 + Пв]п • V,; (20)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X(г = п) = [1 + Пв]п • V Л0. (21)

Продолжительность периода Т 1 = п увеличения объема заготовок до максимально возможного Vmax, определим, прологарифмировав выражение (20):

lg

rV л

max

T = > V0 < . (22)

1 lg(1 + П )

Определим продолжительность периода T 2, лет увеличения стоимости продукции Л до максимума Л

max

Примем, что период T 2 начинается сразу же по окончании периода T 1. Формула (8), с учетом выражений (3, 4) может быть записана следующим образом:

Л^ + 1) = [1 + %] Л(t). (23)

При этом формула (10) принимает вид:

X(t + 1) = [1 + %] • Vmax • Л( + 1). (24)

Таким образом, выражения (23, 24) для стоимости продукции Л( = m) и выручки X (t = m) на шаге t = m могут быть записаны следующим образом:

Л( = m) = [1 + %Г Л (25)

X(t = m) = [1 + ne]mVmax Л0. (26)

Продолжительность периода T 2 = m увеличения стоимости лесной продукции до максимума Л^ = m) = Лmax, определим, прологарифмировав выражение (25):

lg

Л л

max

Т2 = > Л { . (27)

2 1Е(1 + Пв)

Продолжительность периода Т достижения нескольких показателей - увеличения годового объема заготовки до максимально допустимого V тх и увеличения стоимости

продукции, вырабатываемой из 1 м3 древесного сырья до максимально возможной Л тзх -можно вычислить по формуле:

Т = Т1 + Т2 . (28) Совместное решение выражений (22, 27 и 28) позволяет получить формулу для вычисления продолжительности периода Т, лет:

lg

t = t + г2 =

rv л

max

V

V v0 У

+lg

A

Л

A

lg

V A

V Vo

A

lg(1 + Пв )

lg(1 + Пв )

Окончательно, выражение для определения периода T запишется так:

lg

V A.

T =

V Vo

A

(29)

1В(1 + Пв )

При этом выражение для вычисления выручки Х ( = Т) на шаге I = Т будет:

Х(г = Т) = [1 + Пв]т • К- V (30)

Годовые затраты и доходы участников системы могут быть определены с помощью выражений (11.. .17).

Из выражения (29) видно, что продолжительность периода достижения цели прямо пропорциональна величине максимальных показателей и обратно пропорциональна величине рентабельности доходов предпринимателей, как единственного звена в системе, непосредственно производящего лесную продукцию.

Для нахождения величины Пв , при которой цель системы (достижение максимального использования лесных ресурсов) достигается к концу заранее оговоренного периода N лет выразим ее из выражения (29):

1

Пв

V A

v V

A

N

1

(31)

Определенный интерес для регулирования развития системы представляет также обоснование минимально возможной продолжительности периода достижения максимальных показателей Tmin, при условии сохранения начальной рентабельности доходов

государства Vq и работников Пк :

T^min; Пq(t) > Vq(0), Пв(t) > Пв(0), Пк(t) > Пк(0). (32)

Задача оптимизации (15) может быть легко решена с помощью метода сопряженных градиентов на современных ПЭВМ с табличным процессором Microsoft Excel 97.

Расчеты, произведенные по формулам (12...33) для лесного комплекса РК (см. таблицу 1), показали, что для достижения в республике Vmax = 14 млн. м3 и A max = 6400 руб., при сохранении нулевой рентабельности доходов работников и рентабельности предпри-

max

max

o

o

max

0

нимателей на уровне 13,47 % потребуется 14 лет. Минимально возможная продолжительность периода достижения цели при тех же исходных данных составляет 6,042 года, при этом рентабельность предпринимателей должна быть увеличена до 33,35 %, а рентабельность доходов государства сохранена на первоначальном уровне.

Ожидаемые годовые доходы и затраты участников лесных отношений Карелии при максимальном использовании лесов республики, а также ожидаемые рентабельности затрат участников представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Ожидаемые затраты и доходы, млн. руб.

Показатель Участники лесных отношений

Государство Предприниматели Работники

Затраты 201,9 49030 17980

Доходы 15990 55630 17980

Рентабельность, % 7819,76 13,47 0,00

Из таблицы 2 видно, что при достижении максимального годового объема заготовки

33

V тх = 14 млн. м и стоимости продукции, вырабатываемой из 1 м древесного сырья л

™х = 6400 руб., ежегодная выручка от реализации лесной продукции возрастет в 5,69 раза и составит 89600 млн. руб.

Можно заметить, что ежегодные доходы всех участников лесных отношений возрастут пропорционально увеличению объема заготовки V и стоимости продукции л - в 5,69 раза, затраты предпринимателей и наемных работников также увеличатся в 5,69 раза, но затраты государства возрастут в меньшей степени - всего в 2,2 раза.

Это объясняется тем, что в предлагаемой модели затраты государства на ведение лесного хозяйства не зависят от увеличения стоимости продукции л , получаемой из 1 м3 древесного сырья - см. формулу (11).

Таким образом, государству как собственнику лесных ресурсов выгодно увеличение стоимости продукции л , получаемой из 1 м3 древесного сырья, поскольку это позволяет получать дополнительный доход без увеличения собственных затрат.

В случае выхода на предлагаемые максимальные показатели за 14 лет, этот дополнительный доход составит около 7000 млн. руб. ежегодно, при общем ожидаемом годовом доходе государства 15990 млн. руб.

В случае, если достижение максимальных показателей необходимо произвести по истечении периода N = 10 лет, рентабельность доходов предпринимателей должна составить 19 %, при этом оценка рентабельности доходов государства будет составлять около 6479 % (см. рисунки 2 и 3), т. е. в 1,21 раза меньше, чем при достижении цели за 14 лет.

Поддержание величины рентабельности предпринимателей Пв = 19 % в течение всего периода N = 10 лет, должно стать основным инструментом развития лесопользования в РК со стороны государства.

Список использованных источников:

1. Родионов А. В. Экономико-технологические основы неистощительного лесопользования в регионе / А. В. Родионов, А. М. Цыпук; Ин-т экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск, 2003. - 36 с. Деп. в ВИНИТИ 11.07.03, № 1366-В2003.

2. Пирс П. Х. Введение в лесную экономику / П. Х. Пирс. - М.: Экология, 1992. -

224 с.

3. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 896 с.

4. Шишкин А. И. Проблемы эффективного использования природных ресурсов / А. И. Шишкин, А. М. Цыпук // Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение России: Третьи Арсеньевские чтения: Материалы межд. научн.-практ. конф. 2003 г. -Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2003. - С. 400-412.

5. Оценка лесной ренты и эффективность повышения рентных платежей в России / О. А. Эйсмонт, А. П. Петров, А. В. Логвин и др. - М.: Изд-во «ЕЕЯС», 2002. - 60 с.

6. Залкинд Л. О. Человеческий капитал: теоретические и прикладные аспекты инвестирования (на примере Мурманской области) / Л. О. Залкинд, Н. А. Серова // Рыночные преобразования в России: опыт первого десятилетия и взгляд в будущее: Тр. Ин-та экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2003. - вып. 7. - С. 91-102.

7. Лесной комплекс Республики Карелия в 1998-2002 гг.: Стат. сб. / Госкомстат РК. - Петрозаводск, 2003. - 63 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Катанандов С. Л. Доклад «О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия (итоги 2002 г.) / С. Л. Катанандов // Администрация Главы РК. - Петрозаводск, 2003. -125 с.

9. Оценка ситуации и анализ состояния лесного комплекса Республики Карелия: Отчет о НИР (заключ.) / Ин-т экономики КарНЦ РАН; рук. А. И. Шишкин. - Петрозаводск, 2003. - 51 с.

10. Родионов А. В. Государственное регулирование экономических отношений в лесном комплексе / А. В. Родионов, А. М. Цыпук; Ин-т экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск, 2004. - 23 с. - Деп. в ВИНИТИ 03.06.2004, № 937-В2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.