Научная статья на тему 'Регулирование деятельности иностранных банков в российской Федерации'

Регулирование деятельности иностранных банков в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3740
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / ИНОСТРАННЫЙ БАНК / ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ В РОССИИ / БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмыз О. В.

В статье анализируются некоторые проблемы проникновения и присутствия иностранных банков в финансовом секторе российской экономики. Отмечается, что современная российская нормативно-правовая база предоставляет льготное положение и стимулирует рост числа инвестиций иностранных банков в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование деятельности иностранных банков в российской Федерации»

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

УДК 336.717.1:336.71

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

О. В. ХМЫЗ,

кандидат экономических наук,

E-mail: khmyz@mail. ru Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Современное российское банковское законодательство, в том числе нормы государственного регулирования деятельности иностранных банков в РФ, начало формироваться с начала 1990-х гг. фактически параллельно формированию в нашей стране двухуровневой банковской системы. Тогда же началось и активное проникновение иностранного капитала в экономику России. К настоящему моменту правовое регулирование и создание банков с участием нерезидентов на территории РФ, а также их деятельность на российском финансовом рынке обеспечиваются нормами Федерального закона от 10.07.2002 N° 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. 07.02.2011) и Федерального закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Более детально данные вопросы регулируются положением Центрального банка РФ от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (в ред. 26.01.2007) и инструкцией Банка России от 10.03.2006 № 128-и «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. 02.06.2010).

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2011. № 37.

Законодательно предусмотрены два способа создания банков с участием иностранного капитала: учреждение нерезидентами нового банка или покупка нерезидентами акций (долей) уже существующих на территории РФ банков путем участия в увеличении уставного капитала банка (т. е. эмиссии), а также за счет приобретения акций (долей) на вторичном рынке. Фактически, согласно российскому банковскому законодательству, банки с участием иностранного капитала, так же, как и другие кредитные организации, могут создаваться на основе любой формы собственности в качестве хозяйственного общества, т. е. в формах акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью1. Конечно, нерезиденты предпочитают форму акционерных обществ (по состоянию на 01.04.2011 г. 82,3 % всех действовавших банков с участием иностранных инвестиций были акционерными обществами, в том числе 29,1 % — закрытого типа, а 17,7 % — общества с ограниченной ответственностью) [3].

Однако свобода образования иностранных кредитных организаций на территории РФ не полная: определена квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ, рассчитываемая как от-

1 Эта организационно-правовая форма при создании кредитных организаций не используется.

313101310131

ношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ. Предполагается, что Банк России прекратит выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями или филиалам иностранных банков при достижении этой квоты. Также Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если это приведет к превышению квоты2. Однако согласно ст. 18 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон № 395-1) размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. Пока что подобный закон отсутствует. Единственный конкретный лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны в размере 12 % был установлен решением совета директоров Банка России в 1993 г. (протокол № 13 от 29.03.1993) [4] и подтвержден советом директоров Банка России в 1997 г.3. В настоящее время (неофициально) эта цифра составляет 50 %4, поскольку «банковской системой должна быть охвачена каждая отрасль, каждый регион, предприятие и гражданин» [5].

Следовательно, основным ограничением присутствия иностранного капитала в банковском секторе российской экономики до настоящего времени был ненормативный запрет на деятельность прямых филиалов иностранных банков на территории РФ, что отмечалось в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.5 и в более

2 Федеральный закон от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (в ред. от 03.02.2006 г. с изм.).

3 Положение Центрального банка РФ от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (ред. 26.01.2007).

4 В подписанном в ноябре 2006 г. протоколе о завершении российско-американских переговоров о присоединении к ВТО был зафиксирован запрет на работу прямых филиалов иностранных банков. Взамен РФ согласилась на увеличение с 25 до 50 % квоты иностранного участия в банковской и страховой системах страны и обязалась вернуться к вопросу на дальнейших переговорах.

5 В документе отмечается: «Создание в Российской Федера-

ции филиалов иностранных банков на текущем этапе следует

считать преждевременным, прежде всего, исходя из необходи-

мости поддержания равных конкурентных условий для всех

кредитных организаций, оказывающих банковские услуги».

категорическом виде — в проекте Стратегии развития банковского сектора до 2015 г. 6 (далее — Стратегия), поскольку выдвигать регулятивные требования к филиалам труднее, особенно когда речь идет о минимальном размере капитала7. По мнению авторов проекта, «...на обозримую перспективу необходимой мерой поддержания условий справедливой конкуренции на российском рынке банковских услуг является запрет на присутствие филиалов иностранных банков. После завершения переговоров по вступлению России в ВТО данный запрет необходимо закрепить в банковском законодательстве».

Однако это противоречит ст. 2 Закона № 395-1, причислившей к элементам банковской системы РФ кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. С одной стороны, высказывались опасения невозможности полноценной конкуренции молодых российских кредитных организаций с зарубежными, тем более что с начала 1990-х гг. иностранные банки активно развивали прямое кредитование российских компаний, предоставление кредитов при поддержке зарубежных агентств экспортного кредитования, а также синдицированное кредитование. Более того, они фактически заняли доминирующее положение в сфере консультационных услуг и услуг по организации выхода российских компаний на зарубежные фондовые рынки. С другой стороны, недостаточно развитый внутренний финансовый рынок РФ в 1990-е гг. и низкая капитализация практически всех российских банков заставляли увеличивать внешние заимствования, а иностранные банки приносили новые капиталы и технологии на молодой российский финансовый рынок.

Поэтому фактически обязательным требованием ко всем иностранным кредитным организациям, желающим работать на российском рынке под иностранным брендом, была регистрация нового российского предприятия8. Отдельно регламентировался и

6 В документе отмечается: «Россия должна законодательно закрепить запрет на открытие филиалов иностранных банков на территории страны».

7 С 01.01.2009 этот показатель должен быть не ниже 90 млн руб., с 01.01.2012 г. — не менее 180 млн руб.

8 Дойче банк был зарегистрирован в Москве в 1998 г. одноименной немецкой банковской группой в форме общества с ограниченной ответственностью на базе первого в Москве представительства иностранного банка (генеральная лицензия Центрального банка РФ была получена в конце 2003 г.); ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» (Россия) — дочерний банк Raiffeisen International Bank-Holding AG, управляющего дочерними банками и лизинговыми компаниями на шестнадцати рынках в странах Центральной и Восточной Европы — был зарегистрирован Центральным банком РФ в середине 1996 г.; Финансовая группа Société Générale появилась на

порядок получения предварительного разрешения Банка России на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации (на увеличение уставного капитала за счет взносов нерезидентов и на продажу уже выпущенных акций (долей) акционерами-резидентами в пользу нерезидентов) и на создание банка с иностранными инвестици-ями9. Закон № 395-1 предоставил Банку России право устанавливать дополнительные требования к представлению отчетности, утверждению состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций кредитными организациями с иностранными инвестициями10 и, по принципу взаимности, вводить ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах по отношению к банкам с российскими инвестициями применяются ограничения при их создании и осуществлении деятельности.

Однако на самом деле этот запрет деятельности прямых филиалов иностранных банков на территории РФ является диспозитивным. Так, согласно ст. 1 Закона № 395-1 иностранным следует считать банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Следовательно, критерий статуса определяется зарубежным, а не российским правом.

Более того, из указанных норм следует, что фактически иностранные банки могут работать в РФ в форме «кредитных организаций с иностранными инвестициями», «филиалов» и «представительств» иностранных банков. «Кредитные организации с иностранными инвестициями» отличаются от аналогичных российских структур нерезидентным составом участников и источником формирования уставного капитала, а в остальном они подчиняются

российском рынке в конце XIX в., но дочернюю структуру в России — Банк Сосьете Женераль Восток (БСЖВ) — организовала в 1993 г., одним из первых иностранных банков получив генеральную лицензию Центрального банка РФ. Лишь в 2003 г. БСЖВ приступил к обслуживанию частных клиентов; ЗАО КБ «Сити Банк» — дочерний банк американской Citigroup — был зарегистрирован как банк со 100 %-ным иностранным капиталом в 1993 г. Его учредителями в качестве товарищества с ограниченной ответственностью практически в равных долях стали три американские компании из внутреннего офшора (штата с льготным налогообложением). Позднее банк был перерегистрирован в ЗАО. С 2002 г активно развивает розничный бизнес.

9 Положение Центрального банка РФ от 23.04.1997 M 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (ред. 26.01.2007).

10 Так, если банком руководит иностранный гражданин или лицо без гражданства, то правление банка должно состоять из граждан РФ не менее чем на 50 %; количество сотрудников — граждан РФ должно составлять не менее 75 % от общего количества сотрудников банка и пр.

российскому законодательству. «Представительство иностранной кредитной организации», открытое на территории РФ (ее обособленное подразделение, получившее разрешение Банка России на открытие представительства11), занимается преимущественно консалтингом, а не коммерческой деятельностью.

В начале — середине 2000-х гг. неоднократно делались заявления о недопустимости открытия филиалов иностранных банков в РФ, однако нормативно-правовой комплекс для создания и деятельности филиалов иностранных банков на территории РФ уже был практически разработан. Согласно п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, филиалом является «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства»12. Следовательно, в отличие от представительства, полномочия которого ограничены, филиал, являясь подразделением банка за границей, осуществляет все функции, т. е. виды производственной и иной деятельности, в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица, т. е. фактически это структурная единица материнского банка (все обязательства филиала являются обязательствами банка в целом, филиал опирается на ресурсы материнской группы и пользуется ее высоким рейтингом), пользующаяся налоговыми преимуществами (по сравнению с местными банками)13. При этом и

11 Согласно п. 1.2 приказа Центрального банка РФ от 07.10.1997 № 02-437 «О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций» представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества. Представительство не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие представительства. Представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Представительство организует свою работу в соответствии с требованиями российского законодательства и указаниями Центрального банка РФ.

12 Согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ, представительством является «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту».

13 Согласно Указу Президента РФ от 17.11.1993 «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием

средств нерезидентов на территории Российской Федерации» иностранные банки и банки с более чем 50 %-ным иностранным участием могли осуществлять деятельность в России только в офшорном режиме (т. е. без права проводить операции с резидентами и в российских рублях). Эти ограничения

представительства, и филиалы сами не обладают самостоятельной правоспособностью и не являются юридическими лицами согласно законодательству принимающей страны, а наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно ч. 8 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» филиалами иностранных кредитных организаций могут быть признаны только организации, созданные как филиалы банков в соответствии с законодательством иностранных государств. Однако для осуществления банковской деятельности на территории РФ они должны получить лицензию Банка России. Следовательно, налицо противоречие: статус филиала иностранного банка определяется по законодательству зарубежного государства, а объем специальной дееспособности его филиала — по российскому. Однако в мировой практике принято наделение филиала иностранной кредитной организации широким спектром полномочий по осуществлению банковских операций и сделок в принимающей стране. Согласно Закону № 395-1 (ред. 30.12.2008) для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций необходимо лишь представление расширенного набора надлежащим образом оформленных документов. При получении положительной резолюции Центрального банка РФ филиал иностранной кредитной организации получит право осуществлять на российской территории все или часть банковских операций и сделок, перечисленных в ст. 5 Закона № 395-1, ведь для проведения некоторых из них необходимо наличие специальных лицензий. Так, для привлечения во вклады денежных средств физических и юридических лиц необходимо выполнить требования Федерального закона от 23. 12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», располагать лицензией Банка России и состоять на учете в системе страхования вкладов14. Законом № 395-1 пре-

не действовали для иностранных банков, получивших лицензию Центрального банка РФ до 15.11.1993: Credit Lyonnais, BNP-Dresdner Bank, Société Générale, Bank of China, Credit Suisse, ING Bank, Citibank, Chase Manhattan Bank и ABN Amro Bank. Однако операции с резидентами могли проводить лишь банки стран, заключивших с РФ соглашение о поощрении и защите капиталовложений, т. е. из последнего списка выпадали американские Citibank и Chase Manhattan Bank.

14 Согласно ст. 28 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

дусмотрены и иные дополнительные нормативные требования к созданию и деятельности филиалов иностранных банков.

Поэтому в целом «органы государства по общему правилу не вправе отказывать иностранному банку в создании российского филиала, мотивируя свой отказ нецелесообразностью» [2]. И, может быть, упоминавшийся размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе России, одним из необходимых условий для установления которой является наличие филиалов иностранных банков, все еще нормативно не определен в результате проводимой политики по негласному запрету на создание филиалов иностранных банков на территории РФ.

До настоящего времени основными конкурентами российских кредитных организаций были дочерние компании иностранных банков, т. е. фактически сравнительно небольшие местные банки, а не мировые «супертяжеловесы», т. е. филиалы, которым местные российские банки проиграли бы очень быстро даже «на своем поле». Поэтому надо предоставить последним достаточно времени для их роста и укрепления. Хотя, конечно, «сохранение за РФ возможности введения прямых количественных ограничений в виде квоты участия иностранного капитала в банковском секторе на условиях, закрепленных при переговорах о вступлении в ВТО, не предполагает действий по принятию в обозримой перспективе соответствующих изменений в зако-нодательстве»15. Фактически, РФ вводила квоту на долю нерезидентов в капитале банковской системы лишь в середине 1990-х гг., причем сроком на один год. И неудивительно, что доля нерезидентов в банковском секторе РФ увеличилась до примерно 25 %; доля нерезидентов, не находящихся под контролем резидентов РФ, также увеличилась примерно до 25 %16. Но «применение мер ограничительного характера в отношении участия иностранного капитала в российском банковском секторе возможно только в целях обеспечения справедливой конкуренции на рынке банковских услуг без ущерба для интересов банковского обслуживания организаций и населения в рамках достигнутых международных договоренностей», — признают сами авторы Стратегии.

Однако в целом появление филиалов иностранных банков на российском финансовом рынке — это лишь вопрос времени, поскольку по мере интеграции РФ в мировую экономику они

15 Стратегия развития банковского сектора до 2015 г.

16 Перед кризисом первый показатель превышал 30 %, его снижение в 2009 г. было обусловлено опережающими темпами докапитализации банков со стороны государства.

неизбежно придут и к нам, как это уже произошло в странах Центральной и Восточной Европы. Конечно, в теории, для иностранных банков, которые системно важны для страны проведения операций, обеспечение локального сотрудничества в качестве подконтрольного подразделения, а не филиала, может помочь избежать трудностей взаимодействия и нелояльной конкуренции. Подобный сравнительно равноценный подход дает национальным органам страны проведения операций повышенную возможность контролировать локальные операции, в том числе ограждать национальные активы от риска при наступлении проблемных событий в данном подразделении иностранного банка или во всей банковской группе, а также предъявлять расширенные требования к капиталу (пруденциальные требования и требования по прозрачности капитала).

Однако, хотя представительство (дочки) является все еще более частой формой проникновения иностранных банков, чем филиал, на практике проблема стоит намного шире. В конечном счете, даже субсидиарная структура может не гарантировать доступ к соответствующей информации или способность быстро реагировать и действовать эффективно при наступлении кризиса. Однако подобные структуры также более затратны и для родительской компании и добавляют сложности и даже запутанности их капитальной структуре, в то же время не предотвращая вероятности необходимости в дополучении капитала в случае убытка или изменения бизнес-стратегии. Отметим и возможность представительства на практике приближать свою деятельность к функционированию филиала, особенно при наличии крупных управленческих соглашений, в то время как ключевые управленческие системы и функции (в том числе управление риском) будут сконцентрированы в других подразделениях банковской группы.

Рассматривая операционный риск и целостность бизнеса в целях снижения затрат, крупные глобальные иностранные банки, которые правильнее было бы назвать комплексными финансовыми институтами, поскольку спектр предоставляемых ими услуг из года в год расширяется, все в большей степени двигаются в направлении централизации операционных функций, таких как урегулирование (сеттлмент) торговых операций или управление ликвидностью, в одном финансовом центре. Вероятность провала функционирования подобных централизованных операций может иметь системные последствия, например, если иностранный банк является ключевым членом ведущей клиринговой или платежной системы, то он может также распро-

странить инфекцию на международном уровне. В целом, поскольку предоставление финансовых услуг становится все более глобальным, вероятность перенесения операционного риска по всем регионам деятельности банка возрастает, и эта тенденция затрагивает все больше финансовых и нефинансовых компаний. Она же ставит перед национальными органами регулирования новую задачу — эффективной интервенции в случае появления проблем. Со своей стороны, регулирующие органы пытаются обойти проблемы, которые могут вытекать из подобной централизации, но всегда существует вероятность, что чрезмерно жесткие ограничения могут нивелировать некоторые коммерческие выгоды от глобализации.

В любом случае, работает ли иностранный банк в форме представительства или филиала, тактика его деятельности зависит от уровня его «аппетита к риску» и финансовой стабильности его родительской группы, руководство и соответствующие органы надзора которой расположены за границей. Следовательно, для расширения возможностей финансового наблюдения необходима международная поддержка и высокой степени координации деятельности органов регулирования сначала на региональном уровне, потом на международном, в том числе в офшорных финансовых центрах. Однако также следует иметь в виду наличие важных правовых, стоимостных и прочих условий, сдерживающих реальные размеры такой координации. Так, конфликты конфиденциальности информации или несопоставимости требований к прозрачности деятельности кредитных учреждений могут ограничивать размеры предоставляемой информации [7].

Надзор за финансовыми системами с крупной долей иностранной принадлежности также необходимо сосредоточить на фактически существующих или потенциальных макроэкономических и финансовых взаимодействиях, в том числе уделять больше внимания фондированию роста кредитов и его связи с макроэкономической динамикой и рисками. Также особое внимание следует уделять концентрации различных видов потенциального риска, в том числе его трансграничному распространению и передаче среди трансграничных банков и иных институциональных инвесторов. Один из его аспектов — это потенциальный региональный риск. Поэтому даже если требования индивидуальных стран-реципиентов могут быть малыми, то требования ко всем подобным странам региона могут быть значительными.

Наконец, в дополнение к дальнейшему развитию уже существующих соглашений о трансграничном сотрудничестве продолжается эволюция меж-

дународного надзора и иных стандартов и лояльной практики, причем не только напрямую связанных с трансграничным надзором (в частности, соглашений Базель II и Базель III). Именно они призваны сыграть ключевую роль в создании фундамента эффективной координации политики и сотрудничества в банковской сфере на международном уровне. Этот процесс способствует фокусированию на общих принципах и целях регулирования в различных юрисдикциях, в том числе поддержанию инфраструктуры надзора за риском, даже если формы его осуществления различны. Поэтому он может помочь подведению фундамента под нужды взаимной конфиденциальности для углубления многостороннего сотрудничества. Базельские соглашения и пересмотренные Принципы эффективного банковского надзора могут поспособствовать повышению международной банковской стабильности.

Иная важная область, требующая пристального внимания, — потенциальное давление на ликвидность иностранных банков, осуществляющих операции в различных странах и валютах [6]. Несомненна важность обеспечения пруденциального самоуправления ликвидностью внутри самих институтов, в том числе стандартного и активного стресс-тестирования и планирования на случай непредвиденных обстоятельств. В непосредственной связи находится обеспечение наличия эффективных и гибких инструментов центрального банка и инфраструктуры финансового рынка, которые смогут помочь избежать стрессов ликвидности на системном уровне. Более того, поскольку крупнейшие и наиболее централизованные банковские институты обычно в значительной степени вовлечены в деятельность на рынке ценных бумаг и/или в страховой бизнес, то этот процесс выходит за пределы только банковской сферы. Так, в страховом секторе еще предстоит много сделать для выработки единообразного подхода к стандартам риска платежеспособности, как это сделали страны Европейского Союза. Дальнейшая интеграция РФ в мировую экономику и продолжение процесса перехода к применению международно-признанных стандартов финансовой отчетности и бухгалтерского учета требуют совместной работы всех заинтересованных субъектов, в том числе регулирующих органов РФ, ведь в нашей стране иностранные банки стремительно расширяют сферы своей деятельности, предлагая все новые услуги и продвигаясь к открытию на территории РФ полноценных филиалов. Как уже отмечалось, пока что законодательные положения не предписывают, но и не запрещают создание филиалов иностранных банков на территории РФ. Это приводит к неопределенности правового регу-

лирования деятельности кредитных организаций, т. е. является недостатком сложившейся системы банковского законодательства РФ [1].

Тем не менее в условиях либерализации режима доступа иностранного банковского капитала, повышения общей инвестиционной привлекательности нашей страны и развития российского рынка банковских услуг в последние два десятилетия методы экспансии зарубежных банков в РФ претерпели некоторую трансформацию. В 1990-е гг. иностранные кредитные организации расширяли свое присутствие на финансовом рынке РФ в основном за счет открытия представительств, которые не являются операционными отделениям банков, а также учреждения дочерних кредитных организаций.

Из-за ограничений на покупку уже существующих российских банковских структур, а также из-за нежелания иностранных кредитных организаций передавать финансовые технологии и управленческий опыт, тем самым совершенствуя слабые местные структуры, поглощения российских кредитных организаций как метод экспансии не получили широкого распространения. Однако по мере развития российской экономики и финансового рынка, в частности, этот способ, наряду с учреждением новых банков, стал все более привлекательным, чему также способствовало упрощение процедуры осуществления слияний и поглощений в ходе общей либерализации банковского законодательства РФ. Иностранные инвесторы не прочь приобрести уже существующие местные банки, обладающие обширной сетью отделений, прежде всего в целях развития розничных операций17 .

Еще в 2002 г. чешская компания Home Credit Finance купила зеленоградский банк «Технополис», в 2004 г. банк GE Capital (США) приобрел ДельтаБанк, а эстонский Hansabank — 100 % банка «Квест». В 2005 и 2006 гг. был осуществлен целый ряд сделок по прямой покупке долей участия в российских банках: в 2005 г. французская банковская группа Société Générale приобрела банк ЗАО «Дельтакредит», который стал частью Банка Сосьете Женераль Восток; итальянский Banca Intesa приобрел контрольный пакет акций ЗАО «КМБ-Банк»; в 2006 г. венгерский ОТР Bank купил Инвестсбербанк, Commerzbank — 15,3 % акций ОАО «Промсвязьбанк», а австрийская группа Raiffeisen International Bank-Holding AG приобрела ОАО «Импортно-Экспортный Банк». Пик слияний и поглощений при-

17 Кроме того, в РФ лицензия на привлечение во вклады и проведение операций со средствами физических лиц выдается только через два года после регистрации кредитной организации.

шелся на 2006 г., причем поглощались в основном небольшие по размеру кредитные организации18, среди крупных можно назвать лишь единичные сделки: приобретение группой Société Générale контрольного пакета лидера рынка розничных операций — Росбанка и покупку Raiffeisen International Bank-Holding AG одной из крупнейших по активам российской кредитной организации—Импэксбанка.

Развитию этих тенденций способствовало либеральное российское законодательство19, основные положения которого заключались:

— в отмене требования о резервировании в Банке России средств (через уполномоченные банки) при проведении валютных операций участниками внешнеэкономических отношений;

— в отмене ограничений на валютные операции между резидентами и нерезидентами20.

Эти решения, с одной стороны, обеспечивают дальнейшую либерализацию российской экономики, приводят к улучшению инвестиционного климата в стране. С другой стороны, они ставят неокрепшие российские кредитные организации в условия реальной конкуренции с иностранными банками. В особенности это касается норм, предусматривающих возможность оказания трансграничных банковских услуг. Возможность открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территории других государств, с одной стороны, позволит шире использовать современные банковские технологии и новые финансовые продукты и будет способствовать повышению культуры банковского дела. С другой стороны, потребует от российских банков существенного повышения конкурентоспособности в связи с повышением активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития трансграничного банковского обслуживания. В Стратегии повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ, подготовленной Ассоциацией российских банков, отмечается, что данная возможность приведет к

18 Например, в ноябре 2006 г. Merill Lynch International и Renaissance Securities (Кипр) приобрели по 17,4 % акций Пробиз-несбанка. В конце декабря 2006 г Morgan Stanley купил ООО «Городской Ипотечный Банк». В том же году финский Nordea стал владельцем ОАО «АБ «ОРГРЭСБАНК» и Sampo Bank стал владельцем ЗАО «Банк «Промышленность и финансы».

19 Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

20 С 01.01.2007 физические лица-резиденты, открывая в других

странах банковские вклады, не должны регистрировать их в налоговой инспекции, а российские предприятия могут открывать

счета в иностранной валюте и российских рублях в любых зарубежных банках в уведомительном порядке, т. е. без предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах.

переходу наиболее надежных и кредитоспособных клиентов на обслуживание в иностранные банки, что обеспечит дополнительный рост капитала иностранных банков за счет комиссионных доходов, полученных от операций с российской клиентурой21.

Кроме того, 11.01.2007 были изменены требования к уведомлению Центрального банка РФ при приобретении банковских акций иностранцами22.. До принятия поправок нерезиденты должны были уведомлять Центральный банк РФ при приобретении свыше 5 % акций (долей), получать разрешение при приобретении свыше 10 % и согласие на приобретение любого количества акций российских банков. В настоящее время эти цифры составляют 1 % (стандарт для резидентов) и более 10 % (предварительное согласие регулирующего органа).

Этот фактор может напрямую быть связан со значительным ростом размера иностранного капитала в банковской системе России, который, однако, не увеличивает ее капитализации. Тем не менее обычно впоследствии инвесторы наращивают уставные капиталы подконтрольных организаций.

И, конечно, интерес зарубежных кредитных организаций к банковскому бизнесу в нашей стране подогревает стабилизация экономической и политической ситуации в России. Поэтому, на взгляд автора, наиболее вероятно расширение присутствия иностранных банков в РФ в различных формах.

Список литературы

1. Варламов В. Ю. Быть или не быть в России филиалам иностранных кредитных организаций?/ В. Ю. Варламов, К. Д. Гасников // Право и экономика. 2008. № 1.

2. Вестник Банка России. 2011. № 30.

3. Гейвандов Я. А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аван-та+. 2003.

4. Кредитные организации в России: правовой аспект М.: Волтерс Клувер. 2006.

5. Программа XVII съезда Ассоциации российских банков. URL: http://ww. arb. ru.

6. Gieve J. Financial System Risks in the United Kingdom—Issues and Challenges // Bank of England Quarterly Bulletin. 2006. Third Quarter.

7. Wright P. Nonbank Supervision // Federal Reserve Bank of Chicago. International Financial Instability: Cross-Border Banking & National Regulation. Ninth Annual International Banking Conference. 2006. October 5—6.

21ЦЯЪ: атЬ. га.

22 Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 246-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 61 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.