С.В. Тимофеев
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
В РОССИИ
В настоящей статье рассматриваются правовые проблемы применения разрешительных процедур в деятельности банков с иностранными инвестициями. Автором анализируются вопросы государственной регистрации банков с иностранными инвестициями, лицензирования их деятельности, квотирования и участия в системе страхования вкладов.
Ключевые слова: банк, иностранные инвестиции, государственная регистрация, лицензия, страхование вкладов, иностранный банк.
Традиционно для регулирования специфических видов деятельности государство устанавливает некие требования, при соблюдении которых субъекты имеют возможность осуществлять те или иные операции и сделки.
Разрешительные процедуры являются составными элементами комплекса разрешительной системы, которая в свою очередь включает в себя материальные и процессуальные аспекты общественных отношений, возникающих при предоставлении государством лицам прав осуществлять определенные виды деятельности или совершать определенные действия, связанные с их хозяйственной и иной деятельностью1.
В регулировании разрешительных процедур следует выделять материальный и процессуальный аспекты. Материальный аспект заключается в наличии прав и обязанностей субъектов, в отношении которых осуществляется соответствующая процедура, а также прав и обязанностей уполномоченных органов.
Процессуальный аспект выражается в осуществлении конкретных действий уполномоченными органами по наделению хозяйст-
© Тимофеев С.В., 2010
вующих субъектов различными правомочиями, т. е. в соблюдении четко установленного порядка (процедуры), в частности подача заявления с соответствующим пакетом документов, порядок рассмотрения документов соответствующим органом государственной власти, выдача разрешения / отказ в выдаче разрешения на осуществление определенного вида деятельности.
В целом разрешительные процедуры применительно к предпринимательской деятельности банков можно определить как установленные уполномоченными государственными органами правила поведения, при соблюдении которых у кредитных организаций есть возможность осуществлять банковскую деятельность.
Основными разрешительными процедурами осуществления банковской деятельности банков с иностранными инвестициями можно назвать следующие мероприятия:
государственная регистрация банков с иностранными инвестициями;
лицензирование деятельности банков с иностранными инвестициями;
соблюдение требований о квотировании участия иностранного капитала в банковском секторе России;
вхождение в систему страхования вкладов.
Государственная регистрация банка с иностранными инвестициями. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Нормативные основы регистрации банков с иностранными инвестициями установлены в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»2, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3, Инструкцией ЦБ РФ № 109-И4, Положением № 437, утвержденным Приказом № 02-1955, и иными нормативно-правовыми актами, среди которых преобладающую роль играют акты Банка России.
Следует отметить, что регистрация дочерних кредитных организаций иностранных банков подвергается своеобразному «многослойному» контролю: во-первых, для создания такой кредитной организации необходимо получить соответствующее предварительное разрешение6 от ЦБ РФ, во-вторых, пройти процедуру
регистрации, предусмотренную для всех кредитных организаций, а в-третьих, посредством предусмотренных действий Банка России пройти государственную регистрацию и быть внесенным в единый государственный реестр юридических лиц, как и любое другое юридическое лицо.
На первом этапе учредители кредитной организации с иностранными инвестициями на основании п. 6. Положения № 437 для получения разрешения представляют в центральный аппарат Банка России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.
Второй этап регистрации дочерней кредитной организации иностранного банка наступает после получения разрешения Банка России. Учредители кредитной организации с иностранными инвестициями (как резиденты, так и нерезиденты) должны представить в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации документы, указанные в соответствующих нормативно-правовых актах.
Третий этап регистрации дочерней кредитной организации иностранного банка осуществляется, когда Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»7.
Лицензирование деятельности банков с иностранными инвестициями. Как и государственная регистрация, лицензирование выступает как одна из форм контроля за банковской деятельностью кредитных организаций, поскольку в соответствии со ст. 13 Закона о банках осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках, за исключением случаев, когда согласно ст. 13.1 Закона о банках коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции, указанные в п. 9 ч. 1 ст. 5 данного федерального закона, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помеще-
ние и коммунальные услуги при одновременном соблюдении определенных условий.
Пункт 8.1 Инструкции ЦБ РФ № 109-И предусматривает, что подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества) является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, лицензия выступает как своеобразное подтверждение Центрального банка РФ о полномочности осуществления предусмотренных в ней операций и сделок.
Выдача лицензии преследует две цели:
- обосновать процесс вхождения в банковскую деятельность путем проведения экономической экспертизы создания кредитной организации;
- убедиться в компетенции и добросовестности руководства банка или финансового института, предлагающего осуществлять банковские операции.
Лицензирование является средством регулирования банковской деятельности, в силу того что по объему правоспособности и сроку существования кредитной организации есть несколько видов лицензий.
Так, согласно п. 8.2 Инструкции ЦБ РФ № 109-И созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:
1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 6 к Инструкции ЦБ РФ № 109-И;
2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 7 к Инструкции ЦБ РФ № 109-И;
3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 8 к Инструкции ЦБ РФ № 109-И.
Можно сделать вывод, что применение особых процедур регистрации и лицензирования кредитных организаций, как российских, так и с участием иностранного капитала, и предъявление дополнительных требований со стороны Банка России в целях надзора за их созданием и последующей деятельностью объясняется необходимостью защиты национальных экономических, информа-
ционных и иных интересов и интересов отечественного банковского сектора, а также развитие здоровой конкуренции в этом секторе.
Соблюдение требований о квотировании деятельности иностранных банков в России. Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.
Правовые основы установления данной квоты определены в ст. 18 Закона о банках, в которой записано, что размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России.
Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам, в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Определение такой квоты означает, что Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.
В прошлом квота на участие иностранного капитала в банковской сфере существовала на уровне 12% и была отменена в 2002 г.8
В Законе о банках право на введение квоты сохраняется. В соответствии с п. 1 ст. 18 размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как соотношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам, в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Вхождение в систему страхования вкладов. Многолетний опыт функционирования систем страхования вкладов в развитых странах показывает их эффективность как для членов общества, так и для экономики страны. В нашем государстве подобная система была введена сравнительно недавно - лишь в 2004 г. и представляет собой специальную программу, которая реализуется в соответствии с законодательством.
С введением механизма страхования реализуется на практике положение ст. 840 ГК РФ и ст. 38 Закона о банках об обеспечении возврата вкладов. Сущность страхования предполагает следующее: если банк неспособен удовлетворить законные требования вкладчиков, это делает государство.
В настоящее время в Российской Федерации комплекс мер по страхованию вкладов реализуется в рамках специальной государственной программы в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»9. Финансовой основой системы является фонд обязательного страхования вкладов. В целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов и управления фондом обязательных взносов создано Агентство по страхованию вкладов.
В соответствии с Законом о страховании вкладов возмещение по вкладам выплачивается в размере 100% суммы вкладов в банке, не превышающей 700 000 рублей, плюс 90% суммы вкладов в банке, превышающей 700 000 рублей, но в совокупности не более 700 000 рублей. Валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая.
Основой системы страхования является Фонд обязательного страхования вкладов, который финансирует выплаты возмещения по вкладам. Источники формирования Фонда - это вносимые в обязательном порядке взносы банков, пени за несвоевременную их уплату, а также средства федерального бюджета. Страховые взносы банков обязательны и подлежат уплате ежеквартально. При этом их ставка определяется Агентством и не может составлять суммы, превышающей 0,15% средней величины вкладов за квартал. В исключительных случаях (таких, как, например, дефицит фонда) ставка может быть увеличена до 0,3%.
Таким образом, в настоящее время государство уделяет повышенное внимание функционированию банков с иностранными инвестициями, что подразумевает применение ряда разрешительных процедур в их деятельности. Подобные мероприятия способствуют укреплению банковской системы Российской Федерации и направлены на ее стабильное функционирование в послекризисном мировом хозяйстве.
Примечания
1 См.: Терещенко Л.К., Игнатюк Н.А. Предпринимателю о разрешительных процедурах. М.: Юстицинформ, 2005. С. 12.
2 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
3 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
4 Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. 2004. № 15.
5 Приказ ЦБ РФ от 23.04.1997 № 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» // Вестник Банка России. 1997. № 25.
6 При этом под предварительным разрешением понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации - резидента.
7 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3431.
8 Указание ЦБ РФ от 04.11.2002 № 1204-У «О признании утратившим силу пункта 3 Положения Банка России "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов" от 23 апреля 1997 года № 437» // Вестник Банка России. 2002. № 62.
9 Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5029.