ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY
УДК 336.71 М. В. ЛЕОНОВ
йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(3).503-511 Берлинский университет им. Гумбольдта,
г. Берлин, Германия
РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИТАЕ
Аннотация. Коммерческим банкам в Китае отводится важное место в социально-экономическом развитии страны и эффективном распределении финансовых ресурсов. Для выявления национальных особенностей банковской системы в статье представлен ретроспективный анализ развития финансовых институтов, проведено межстрановое сравнение основных показателей доступности банковских услуг. Показано, что доминирующую позицию на рынке занимают банки «большой четверки», подконтрольные Правительству Китая. Выявлены актуальные проблемы регулирования банковской системы Китая, связанные с появлением новых форм финансового посредничества и рынков банковских продуктов и услуг. Сделан вывод о том, что стимулирование конкуренции и усиление микропруденциального регулирования в рамках градуалистского подхода к реформированию может в долгосрочной перспективе способствовать повышению доступности кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса и улучшению риск-менеджмента в банках, однако в краткосрочной перспективе способно привести к снижению устойчивости банковской системы.
Ключевые слова. Банковское регулирование; конкуренция; государственная поддержка; эффективность банка; теневая банковская система; банковская система Китая.
Информация о статье. Дата поступления 2 марта 2015 г.; дата принятия к печати 27 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2015 г.
M. V. LEONOV
Humboldt University of Berlin, Berlin, Germany
BANKING REGULATION IN CHINA
Abstract. An important role in country's socio-economic development and financial resources efficient allocation in China today is assigned to commercial banks. In order to determine the national features of the banking system the paper presents a retrospective analysis of financial institutions development and conducts a cross-country comparative analysis of the main banking services indicators. It is shown that a dominant position on the market is shared by «big four» banks controlled by the Chinese government. The current problems of banking regulation in China, related to emergence of alternative financial intermediation agents and development of new markets for banking products and services, are identified. It is concluded that in the long run the stimulation of competition and tightening of microprudential regulation under the gradualist reforming approach could improve access to credits for small and medium-sized businesses as well as risk management in banks, but in the short term it could lead to a decrease in the stability of the Chinese banking system. Keywords. Banking regulation; competition; government support; bank efficiency; shadow banking; banking system of China.
Article info. Received March 2, 2015; accepted March 27, 2015; available online June 30, 2015.
За последние 30 лет Китай демонстрировал один из наиболее высоких темпов экономического роста в мире — в среднем более 10 % ежегодно. Это позволило существенно повысить уровень жизни более чем миллиардного населения страны и снизить долю населения с доходами ниже уровня бедности более чем на треть [22]. Благодаря уникальному сочетанию различных природных и социально-экономических факторов, а также национальным особенностям управления экономикой, по объему номинального валового внутреннего продукта (ВВП) Китай в настоящее время занимает 2-е место в мире,
© М. В. Леонов, 2015
уступая лишь США. Одновременно Китай является крупнейшим мировым внешнеэкономическим партнером, ежегодно наращивая долю высокотехнологичных товаров в своем экспорте [21].
Как показали R. G. Rajan и L. Zingales, состояние финансовой системы страны оказывает значительное влияние на ее экономическое развитие [13]. На начало 2015 г. основу финансовой системы Китая составляет более 4 тыс. институтов, включая коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании, трасты, кредитные кооперативы и др. В соответствии с решением XVIII съезда ЦК Компартии Китая, коммерческие
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY
банки должны играть ключевую роль в полной адаптации экономики к рыночным механизмам функционирования. Одним из базовых составляющих этапов текущих социально-экономических преобразований является широкомасштабная финансовая реформа, которая позволит достичь более эффективного распределения ресурсов в экономике. В частности, с мая 2014 г. региональным властям разрешено выпускать облигации без привлечения посредников, а государственные предприятия обязаны реализовывать разработанные для них Комитетом по контролю и управлению государственным имуществом планы повышения эффективности [18, р. 4]. Однако ключевые составляющие реформы напрямую касаются модернизации банковской системы, снижения избыточного регулирования и либерализации доступа на рынок.
Особенности развития банковской системы Китая. Первые упоминания о значимой роли банков в социально-экономическом развитии Китая, в том числе обращение первых бумажных денег, относятся к временам правления династии Танг (618-907) [1]. Продолжительное время основу деятельности китайских финансовых институтов составляло проведение платежных операций и расчетов клиентов, однако с появлением в стране представительств европейских банков в XIX в. получили свое развитие операции по привлечению депозитов и кредитованию. Во времена «золотого десятилетия» (1928-1937) основные направления деятельности коммерческих банков Китая совпадали с динамикой банков в развитых странах, которые играли ключевую роль в финансировании национальной промышленности и сельского хозяйства [10].
Сразу же после революции 1949 г. активы коммерческих банков были национализированы и переданы под контроль Народного банка Китая, при этом все полномочия по управлению финансами экономических субъектов были централизованы в Министерстве финансов. В 1950-х гг. за Народным банком Китая были фактически закреплены функции центрального банка (в том числе денежная эмиссия и кредитно-денежная политика), национального казначейства, а также единственного банка, осуществлявшего все финансовые операции в стране. Первоначально деятельность Народного банка Китая напоминала работу государственного агентства, которое аккумулировало свободные финансовые ресурсы в экономике и кредитовало предприятия и организации в соответствии с прямыми директивами Министерства финансов и Комитета планирования.
В рамках мероприятий по модернизации социально-экономических отношений в конце 1970-х гг. было принято решение об ограничении сферы деятельности Народного банка Китая и необходимости создания специализированных банков по основным отраслям народного хозяйства. Учрежденная в этот период «большая четверка» банков (China Construction Bank, Agricultural Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China, а также Bank of China, ограничивавший свою деятельность в сфере внешнеторговых операций) образовали нынешнюю основу банковской системы страны наряду с сельскими кредитными кооперативами. С 1979-1985 гг. объем привлеченных средств утроился, а совокупный кредитный портфель банков вырос более чем в 2,5 раза [3].
Отсутствие рыночной конкуренции и системы мотивации менеджмента, директивный характер кредитования привели к низкой эффективности банков в части управления рисками, ликвидностью, а также кредитного анализа и мониторинга заемщиков. В связи с этим в 1985 г. банки получили большую автономию по принятию решений, им было разрешено конкурировать друг с другом в рамках привлечения сбережений населения, а также ликвидировали ограничения по расширению офисной сети [14]. Для стимулирования участия банков в развитии экономики правительством и Народным банком Китая ежегодно формировался национальный кредитный план. Изначально банки были обязаны соблюдать индивидуально установленные кредитные квоты национального плана, которые позднее заменили на индикативные ориентиры ожидаемых объемов кредитования.
Несмотря на принятый в 1986 г. закон о банковском контроле, практика выдачи кредитов, обоснованных преимущественно политическими решениями, оставалась широко распространенной, что поощряло низкую платежную дисциплину заемщиков и приводило к ухудшению качества кредитного портфеля банков [7]. Для повышения роли банковской системы в развитии экономки в 1990-е гг. было инициировано несколько значимых реформ. В частности, разрешили создание новых коммерческих банков, учредителями которых наряду с региональными органами власти могли выступать предприятия и частные лица. В соответствии с принятым в марте 1995 г. законом о Народном банке Китая1
1 Law of the People's Republic of China on the People's Bank of China. URL : http://www.pbc.gov.cn/publish/ english/964/1952/19528/19528_.html.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
M. V. LEONOV
последний получил полную самостоятельность в области денежно-кредитной политики, включая право на введение ограничений по процентным ставкам для коммерческих банков и контроль за функционированием финансовых рынков. Несколько позднее в Китае создали Комиссию банковского регулирования, которая получила широкие полномочия по регулированию банковской деятельности и микропруденциальному надзору [2]. Благодаря принятому в мае 1995 г. закону о коммерческой банковской деятель-ности1 с банков «большой четверки», начавших функционировать на полной коммерческой основе, сняли обязанности по целевому кредитованию государственных приоритетных проектов. При этом кредитные кооперативы получили право реорганизовываться в коммерческие банки. Кроме того, правительство создало три банка развития, специализировавшихся на инвестиционных проектах в приоритетных и инновационных отраслях, а также разрешило создание городских кредитных кооперативов [6].
Азиатский финансовый кризис 1998 г. оказал большое негативное влияние на быстрорастущую китайскую экономику, что выразилось в увеличении просроченной ссудной задолженности на балансах банков до 30 % от совокупных активов. Для оздоровления обремененных плохими долгами банков «большой четверки» правительство провело их рекапитализацию, а неработающие активы перевели на балансы специально созданных инвестиционных компаний [3]. Однако несмотря на то, что данные меры позволили не допустить кредитного сжатия в экономике и поддержать экономическую активность в стране, проблемы управления рисками в банковском секторе по-прежнему не устранили. Для повышения эффективности и улучшения системы риск-менеджмента в коммерческих банках регулятором было инициировано внедрение международных стандартов (Базель 1 и Базель 2).
Существующие исследования эффективности деятельности китайских банков не дают однозначного ответа о преимуществе той или иной организационной формы. X. M. Fu, S. Heffernan показали, что эффективность китайских банков снижалась в 1985-1992 гг. [6]. C. Jiang, S. Zhang определили, что участие в капитале банка иностранных акционеров имеет долгосрочный позитивный эффект на
1 Law of the People's Republic of China on Commercial Banks. URL : http://www.pbc.gov.cn/publish/ english/964/1952/19526/19526_.html.
его эффективность [9], тогда как C. Jia отводит основную роль совершенствованию регулирования [8]. На основании данных за 1994-2003 гг., A. N. Berger, I. Hasan, M. Zhou выявили, что наряду с сокращением государственной доли в капитале банков и повышением доли зарубежных инвесторов существенную роль в повышении эффективности китайских банков имело проведение отраслевой реформы [2]. В целом, по операционной эффективности китайские банки находятся выше среднемирового уровня, что может объясняться не только регулированием процентных ставок, но и положительным эффектом отдачи от масштабов деятельности и относительно низкой стоимостью рабочей силы.
Текущее состояние банковской системы Китая. С 2000 гг. в Китае проводится политика, направленная на смягчение ограничений по доступу на финансовый рынок частных и иностранных компаний, а в 2004 г. крупный международный банк HSBC впервые приобрел долю в Bank of Communications. После акционирования и дополнительной капитализации в 2005-2006 гг. правительство успешно провело первичные размещения акций China Construction Bank, Industrial and Commercial Bank of China и Bank of China на Шанхайской и Гонконгской биржах. В настоящее время акции 27 коммерческих банков Китая обращаются на национальной и других основных мировых фондовых биржах [11]. В связи с окончанием переходного периода вступления в ВТО Правительством Китая была разрешена ограниченная деятельность зарубежных банков в стране — отныне они могли открывать в Китае свои подразделения и принимать вклады населения от 1 млн юаней, при этом не имели права выдавать кредиты в национальной валюте физическим лицам и выпускать кредитные карты.
В настоящее время банковская система Китая успешно развивается как в качественном, так и количественном выражении. Несмотря на относительное отставание от других стран БРИК по некоторым показателям, можно уверенно говорить о потенциале развития отрасли в ближайшие годы (табл. 1). Показатели доступности банковских отделений, рассчитываемые Всемирным банком, повысились за последнее десятилетие более чем в 2 раза и составили 7,85 отделений на 100 тыс. взрослого населения. Каждый третий совершеннолетний житель Китая пользуется услугами банков, имея открытый вклад или действующий кредит.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY
Таблица 1
Показатели развития банковской системы в странах БРИК по состоянию на 31 декабря 2013 г.
Показатель Бразилия Россия Индия Китай
Количество банков-
ских отделении на 1 тыс. км2 8,45 2,84 35,68 9,32
на 100 тыс. взрослого населения 47,70 38,39 12,16 7,84
Количество банко-
матов на 100 тыс. взрослого населения 130,74 155,55 13,27 46,94
Вклады населения, % от ВВП 45,92 39,27 69,68 156,62
Выданные кредиты, % от ВВП 47,15 48,36 55,14 101,38
Источник: URL : http://elibrary-data.imf.org/DataRe-port.aspx?c=20573689&d=33060&e=161868.
Законодательно в Китае установлена трех-звенная структура банковской системы, представленная региональными, городскими и национальными банками с минимальным уровнем собственного капитала в 50 млн юаней, 100 млн юаней и 1 млрд юаней соответственно [4]. Большое значение уделяется развитию Почтового банка Китая, который также выполняет социальную функцию по предоставлению финансовых услуг в удаленных регионах страны. Об интеграции Китая в мировую финансовую систему свидетельствует активная деятельность в стране 42 зарубежных финансовых институтов, 92 отделений иностранных банков, а также 187 представительских офисов иностранных банков [4] (рис.). Наряду с сокращением доли крупнейших банков в последние годы наблюдается опережающее развитие акционерных коммерческих и региональных банков. Как отмечают Z. Xiaochuan и Z. Li, концентрация на банковском рынке Китая имеет характеристики, сравнимые с другими развитыми и развивающимися странами [23].
Более 43 % активов всей банковской системы принадлежит 5 крупнейшим банкам (в число которых наряду с банками «большой четверки» входит и Bank of Communications), основным собственником которых является Правительство Китая и связанные с ним инвестиционные компании. В частности, правительство напрямую контролирует 39,5 % акций в Agricultural Bank of China, 35 % в Industrial and Commercial Bank of China, 32,4 % в Bank of China и 33 % в China Construction Bank1. Банки «большой четверки» кроме доминирования
1 World's 100 Biggest Banks: China's ICBC № 1, U.S.
Banks In Top 5. URL : http://www.forbes.com/sites/ halahtouryalai/2014/02/12/worlds-100-biggest-banks-chinas-icbc-1-no-u-s-banks-in-top-5/.
на национальном рынке также являются мировыми лидерами по активам, собственному капиталу и доходности (табл. 2). Кроме того, в 2014 г. продолжилась тенденция по расширению их филиальной сети за рубежом: филиалы Industrial and Commercial Bank of China и China Construction Bank получили лицензию на банковскую деятельность в Великобритании, а China Construction Bank продолжил приобретение офисных сетей известных банков в странах Европы и Южной Америки. Между тем, X. Lin и Y. Zhang считают, что банки «большой четверки» менее эффективно организуют управление рисками, в результате чего доля неработающих активов на их балансе находится выше среднего уровня по банковской системе [10].
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
■ Крупнейшие коммерческие банки
□ Банки развития
□ Акционерные коммерческие банки
■ Государственные сельскохозяйственные банки
□ Прочие финансовые институты
Структура активов банковской системы Китая в 2003-2013гг, % (Источник: [4])
Таблица 2 Основные показатели деятельности крупнейших банков Китая по состоянию на 30 сентября 2014 г.
Показатель ICBC CCB BOC ABC BOCOM
Активы, млрд юаней 20 151 16 736 15 428 15 959 6 212
Достаточность капитала,% 14,20 14,53 13,07 12,38 13,80
Рентабельность капитала, % 21,52 22,14 18,03 22,34 15,58
Операционная эффективность, % 24,33 25,21 26,99 30,80 27,39
Депозиты, % от привлеченных средств 81,94 83,61 76,82 84,25 71,53
Кредитный портфель, % от депозитов 68,10 72,02 71,65 63,20 73,92
Неработающие кредиты, % от кредитного портфеля 1,06 1,13 1,07 1,29 1,17
Примечание. ICBC — Industrial and Commercial Bank of China; CCB — China Construction Bank; BOC — Bank of China; ABC — Agricultural Bank of China; BOCOM — Bank of Communications. Источник: [5].
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
M. V. LEONOV
Несмотря на либерализацию процентных ставок по кредитным операциям и операциям с долговыми ценными бумагами, в Китае сохраняются ограничения на величину максимальной процентной ставки по привлекаемым депозитам. В ноябре 2014 г. Народный банк Китая расширил допустимые отклонения ставки до 20 % от индикативной величины, однако даже такие ослабления не позволили банкам предлагать клиентам доходность по вложениям на уровне ставок рынка межбанковского кредитования. Следствием существующих ограничений является негативная динамика объемов привлеченных средств населения банками: по данным регулятора в III кв. 2014 г. впервые за 10 лет наблюдался чистый отток вкладов из банков. Для удержания вкладчиков многие банки используют инструменты неценовой конкуренции, что может привести к повышению непроцентных расходов и снижению лояльности других клиентов. Например, в октябре 2014 г. Industrial Bank Co. дарил клиентам золотые кулоны при открытии годового вклада на 10 тыс. юаней. Другой крупный пекинский коммерческий банк Citic Bank предлагал пожилым людям возможность бесплатно ежедневно получать свежие овощи и яйца в течение 3 недель с момента открытия вклада1. Сокращение объемов привлеченных средств приводит к замедлению как корпоративного, так и розничного кредитования экономических субъектов.
На этом фоне отмечается повышенный интерес населения и частных компаний к услугам теневой банковской системы. В частности, объем привлеченных средств трастами и инвестиционными компаниями в 2014 г. достиг 30 трлн юаней [20]. Альтернативные финансовые посредники предоставляют меньше информации о своей деятельности, чем регулируемые государством коммерческие банки, и осуществляют более рисковые инвестиции для поддержания чистой процентной маржи. В связи с этим их банкротство может спровоцировать неблагоприятные изменения в сберегательном поведении и потребительской активности населения. В частности, в последние годы отмечены многочисленные случаи неисполнения обязательств трастами, подконтрольными средним
1 Forget the Toaster. Chinese Bank Offers Mercedes to Get Deposits. Bloomberg News. 15 December 2014. URL : http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-12-14/ forget-the-toaster-chinese-bank-offers-mercedes-to-get-deposits.
банкам (например, Huaxia Bank в 2012 г. или Citic Trust в 2014 г.).
Актуальные проблемы регулирования банковской системы Китая. Несмотря на то, что
совокупный долг китайских компаний превысил в 2014 г. более 125 % от ВВП, большая часть кредитов выдается крупным государственным предприятиям и частным финансово-промышленным холдингам [16]. Крупнейшие банки специализируются в основном на кредитовании крупных компаний и инфраструктурных проектов. Кредитный портфель контролируемых частными инвесторами средних и малых коммерческих банков (например, China Merchants или China Minsheng) имеет большую долю кредитов малому и среднему бизнесу в отличие от банков «большой четверки»2. При этом малый и средний бизнес, формирующий до 60 % китайского ВВП и 75 % новых рабочих мест, испытывает серьезный дефицит в заемных ресурсов [19,р. 12].
Кредиты, направляемые на финансирование строительства инфраструктурных объектов, как правило, не имеют качественного обеспечения за исключением государственных гарантий. В условиях снижения экономической активности существуют риски, что такие объекты не будут генерировать доходы, достаточные для обслуживания долга. Другой проблемой кредитования инфраструктурных проектов является их изначально запланированная избыточная мощность и экономическая нецелесообразность, в связи с чем в Китае даже появился термин «объекты призраки» для описания таких проектов [20, р. 14]. Низкое качество кредитного портфеля и слабая организация системы риск-менеджмента могут привести к формированию значительных резервов на возможные потери, что даже в условиях высокой доходности банков не позволяет им наращивать кредитование экономики. Многие эксперты также сомневаются в достоверности отчетности, так как коммерческим банкам запрещено использовать услуги международных аудиторских компаний, а степень независимости при принятии решений местными компаниями вызывает сомнения.
Одним из решений Народного банка Китая по стимулированию кредитования в 2014 г. стало смягчение ограничения по максимально допустимому объему выданных банком кредитов — показатель «Выданные кредиты / Привлеченные депозиты». В частности, при расчете
2 Too big to hail. The Economist. 31 August 2013. P. 11-12.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY
показателя банки могут учитывать в качестве привлеченных средств депозиты небанковских финансовых институтов, а также маржинальные депозиты брокерских компаний1. При этом из объема выданных кредитов исключены межбанковские кредиты, отнесенные в категорию вложений в ценные бумаги и торговые операции. По оценкам рейтинговой компании «Fitch», наибольшие преимущества от изменения регулирования получат банки с малой долей депозитов, что позволит им нарастить объемы кредитования2. Одним из основных вызовов, стоящих перед банковской системой Китая, остается угроза кредитного сжатия. Совокупная сумма выданных кредитов превысила текущий объем ВВП страны, при этом платежная дисциплина многих заемщиков может существенно ухудшиться при дальнейшем ослаблении экономической активности. В отличие от ситуации международного финансового кризиса 2007-2009 гг., в текущих условиях необходимый объем финансовой поддержки от Правительства Китая должен быть существенно выше.
Обладая высокой рыночной долей, крупнейшие банки уделяют мало внимания клиентскому сервису, следствием чего стало развитие альтернативных способов оказания финансовых услуг населению. В частности, активную роль в развитии систем электронных платежей играют небанковские организации. Оборот подконтрольной лидеру китайской интернет-коммерции компании «Alipay» составил около 780 млрд дол. в 2014 г.3, позволив контролировать более половины рынка. При этом возможностями Alipay по оплате товаров и услуг регулярно пользуются более 80 % владельцев мобильных устройств. Высокий потенциал платежного бизнеса электронной коммерции привлекает крупные инвестиции со стороны непрофильных инвесторов. В 2014 г. крупнейший национальный девелопер на рынке коммерческой недвижимости «Dalian Wanda Group» инвестировал более 300 млн дол. для получения контроля и последующего развития
1 China Regulators Watching Online Loans as Risks Multiply. Bloomberg News. 15 January 2015. URL : http://www. bloomberg.com/news/articles/2015-01-14/china-regula-tors-watching-online-loans-as-risks-multiply.
2 Fitch Chart: EM Asia Debt Markets Grow, But Banks Still Dominate. URL : http://www.reuters.com/arti-cle/2015/02/18/idUSFit91331920150218.
3 Alibaba's Ant Financial valued at $30b amid fund-
ing talks: report. URL : http://www.ecns.cn/busi-ness/2015/02-10/154380.shtml.
онлайн-платформы платежей Kuaiqian4. Возможность продвижения услуг в управляемых компанией торговых центрах и отелях, стратегическое партнерство с крупнейшей поисковой системой Китая «Baidu», а также партнерские соглашения с ведущими финансовыми компаниями страны должны обеспечить Kuaiqian конкурентное преимущество и позволить занять существенную долю рынка электронных платежей.
Существующие ограничения по доступу на рынок традиционных банковских продуктов новых финансовых посредников привели к возникновению нерегулируемого рынка услуг по кредитованию [11]. Основными участниками такого рынка являются частные компании, использующие электронные платформы для поиска кредиторов и заемщиков — интернет позволяет не только сократить расходы, но и расширить каналы продвижения услуг. Среди множества моделей бизнеса таких финансовых посредников можно выделить следующие варианты деятельности компаний:
- оказывает информационно-аналитическое обеспечение, в частности, предлагает верификацию зарегистрированных пользователей, которые самостоятельно выбирают себе партнера на электронной площадке;
- выполняет роль финансового посредника, в частности, самостоятельно выбирает зарегистрированные на электронной площадке проекты для кредитования, привлекая от своего имени заемные средства инвесторов;
- оказывает услуги управления активами, в частности, производит поиск и обеспечивает экспертизу инвестиционных проектов для пользователей, которые в дальнейшем самостоятельно кредитуют выбранные проекты.
Стремительные темпы роста рынка вызывают серьезное беспокойство регулятора. Против компании «Sina corp.», которая организовала две электронные площадки, было возбуждено дело о незаконной организации привлечения денежных средств. Несмотря на существующий законодательный запрет на работу с заемными денежными средствами частных лиц и гарантирование доходности, компания привлекла около 4 000 инвесторов с суммой около 50 млн юаней с фикси-
4 Wanda Acquires Control Of Online Payment Platform 99Bill. URL : http://www.chinamoneynetwork. com/2014/12/29/wanda-acquires-control-of-online-pay-ment-platform-99bill.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541
M. V. LEONOV
рованной доходностью в 7 % годовых1. В целом, власти Китая отмечают замедление темпов роста кредитования в рамках теневой банковской системы с 35 % в 2013 г. до 14 % в 2014 г.
В рамках программы по стимулированию кредитования малого и среднего бизнеса Народный банк Китая инициировал в 2013 г. пилотную программу допуска на рынок до 10 новых частных коммерческих банков2. Как считает председатель правительства Л. Кеганг, частные банки помогут расширить и сделать более доступным кредитование для малых заемщиков [19, р. 12]. Значимость данной программы заключается еще и в том, что до этого в стране действовал единственный частный банк «Minsheng Bank», основанный в 1996 г. В прошедшем году регулятором были выданы лицензии на банковскую деятельность шести группам инвесторов, возглавляемых крупным производителем электрических компонент «Chint Group», многоотраслевым инвестиционным конгломератом «JuneYao Group», а также крупнейшими игроками динамично развивающихся рынков «Alibaba Group» и «Tencent Holdings». Кроме того, лицензию получили предприниматели из крупных городов Тянь-жин и Вэнчжоу, в которых существует развитый рынок нерегулируемого кредитования3. После выдачи лицензии инвесторам дается 6 мес. на уточнение и согласование бизнес-модели банка с основными регулирующими органами.
В январе 2015 г. состоялось торжественное открытие офиса WeBank, ведущим акционером которого является Tencent Holdings с основными коммерческими интересами в игровой индустрии и социальных сетях. Модель бизнеса предполагает создание банка дистанционного обслуживания, взаимодействующего с клиентами через сайт, электронную переписку и электронные платежные системы. Об ориентировании на малых и средних заемщиков свидетельствует заявленная максимально допустимая сумма выдаваемых кредитов в 1 млн юаней (160 тыс. дол.) [15]. Схожую бизнес-модель будет реализовывать и Zhejiang MYBank, учрежденный в партнерстве
1 China Regulators Watching Online Loans as Risks Multiply. Bloomberg News. 15 January 2015. URL : http://www. bloomberg.com/news/articles/2015-01-14/china-regula-tors-watching-online-loans-as-risks-multiply.
2 Alibaba Affiliate Wins China Approval to Jointly Set Up Bank. Bloomberg News. 29 September 2014. URL : http:// www.bloomberg.com/news/2014-09-29/alibaba-affili-ate-wins-china-approval-to-jointly-set-up-bank.html.
3 China's Tencent Has Launched A Private Online Bank. URL : http://uk.businessinsider.com/afp-chinas-tencent-launches-private-online-bank-report-2015-1.
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
Alibaba Group и тайваньской инвестиционной группой «Fosun Group». Новый банк будет специализироваться на привлечении вкладов населения до 20 тыс. юаней и выдаче кредитов до 5 млн юаней [17, р. 7]. По мнению собственников, к конкурентным преимуществам новых банков следует отнести более низкие операционные издержки из-за отсутствия офисной сети, а также наличие большого массива данных, позволяющего осуществлять скоринг и моделировать кредитное поведение заемщиков.
Таким образом, Народный банк Китая вместе с правительством страны уделяют большое внимание развитию банковской системы страны как основному финансовому посреднику между экономическими субъектами. Сокращение государственного влияния на отрасль проявляется не только в либерализации процентных ставок по основным банковским операциям, но и в снижении доли участия в капитале крупнейших национальных банков.
Несмотря на высокие темпы развития, на текущем этапе банковская система Китая столкнулась со следующими вызовами:
- негативные последствия регулирования процентной ставки по вкладам населения в виде развития теневого банковского сектора и рынка высокорисковых финансовых продуктов;
- снижение роли банков «большой четверки» в развитии экономики, особенно малого и среднего бизнеса, а также низкое качество управления кредитным портфелем;
- развитие финансовых инноваций, приводящее к появлению нерегулируемых финансовых посредников и несущее риски дестабилизации экономики и кредитного сжатия.
Банкротства нерегулируемых финансовых посредников в теневом банковском секторе могут привести к снижению доверия ко всей финансовой системе страны вообще. Для повышения конкуренции в банковской системе и снижения стимулов для экономических агентов к участию в теневой банковской системе Народный банк Китая применяет все возможные регуляторные инструменты. В частности, инициировано создание новых банков, ориентированных на кредитование малого и среднего бизнеса, а также ужесточены требования к предпринимательской деятельности на рынке финансовых услуг. Таким образом, регулирование банковской деятельности в Китае в настоящее время направлено не только на поддержание краткосрочной стабильности, но и на создание условий для долгосрочного социально-экономического развития страны.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY
Список использованной литературы
1. Benn C. D. China's Golden Age: Everyday Life in the Tang Dynasty / C. D. Benn. — Oxford University Press, 2002. — 344 p.
2. Berger A. N. Bank ownership and efficiency in China: What will happen in the world's largest nation? / A. N. Berger, I. Hasan, M. Zhou // Journal of Banking and Finance. — 2009. — Vol. 33, № 1. — P. 113-130.
3. Brau C. Regulatory reforms and convergence of the banking sector: evidence from China / C. Brau, D. Dahl, H. Zhang, M. Zhou // Managerial Finance. — 2014. — Vol. 40, № 10. — P. 956-968.
4. China Banking Regulatory Commission 2013 Annual report. — Beijin : China CITIC Press, 2014. — 162 p.
5. China's banking sector: Performance of listed banks and hot topics 3Q2014. — KPMG Huazhen, 2014. — 93 p.
6. Fu X. M. The effects of reform on China's bank structure and performance / X.M. Fu, S. Heffernan // Journal of Banking and Finance. — 2009. — Vol. 33, № 1. — P. 39-52.
7. Huang Y. Does financial repression inhibit or facilitate economic growth? A case study of Chinese reform / Y. Huang, X. Wang // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. — 2011. — Vol. 73 (6). — P. 833-855.
8. Jia C. The effect of ownership on the prudential behavior of banks — The case of China / C. Jia // Journal of Banking and Finance. — 2009. — Vol. 33, № 1. — P. 77-87.
9. Jiang C. The effects of governance changes on bank efficiency in China: A stochastic distance function approach / C. Jiang, S. Zhang // China Economic Review. — 2009. — № 20. — P. 717-731.
10. Lin X. Bank ownership reform and bank performance in China / X. Lin, Y. Zhang // Journal of Banking and Finance. — 2009. — Vol. 33, № 1. — P. 20-29.
11. Mainland China Banking Survey Banking 2014. — KPMG Huazhen, 2014. — 132 p.
12. Matthews K. Bank productivity in China 1997-2007: measurement and convergence / K. Matthews, N. X. Zhang // China Economic Review. — 2010. — Vol. 21, № 4. — P. 617-628.
13. Rajan R. G. The great reversals: the politics of financial development in the twentieth century / R.G. Rajan, L. Zin-gales // Journal of financial economics. — 2003. — Vol. 69, № 1. — P. 5-50.
14. Rana S. The Emergence of the New Chinese Banking System: Implications for Global Politics and the Future of Financial Reform / S. Rana // Maryland Journal of International Law. — 2012. — № 27. — P. 215-234.
15. Smith G. Tencent leads new wave of private, online Chinese banks / G. Smith // Fortune. — 2015. — 5 Jan. — URL : http://fortune.com/2015/01/05/tencent-leads-new-wave-of-private-online-chinese-banks/.
16. Wei L. China's Central Bank Cuts Interest Rates / L. Wei // The Wall Street Journal. — 2015. — 28 Febr. — URL : http://www.wsj.com/articles/china-pboc-central-bank-cuts-benchmark-lending-deposit-rates-1425121038.
17. Wildau G. Alibaba affiliate wins approval for bank licence / G. Wildau // The Financial Times. — 2014. — 29 Sept.
18. Wildau G. China slowdown threatens timetable for financial reform / G. Wildau // The Financial Times. — 2014. — 28 Sept.
19. Wildau G. Tencent launches China's first online-only bank / G. Wildau // The Financial Times. — 2015. — 5 Jan.
20. Wilson H. Why China's banking system is in so much trouble / H. Wilson // The Telegraph. — 2014. — 14 Febr.
21. World Development Indicators 2014. — World Bank Publications, 2014. — 136 p.
22. Xu B. Measuring Bank Competition in China: A Comparison of New Versus Conventional Approaches Applied to Loan Markets / B. Xu, A. V. Rixtel, M. V. Leuvensteijn // Banco de Espana Working Paper. — 2014. — № 1404. — P. 1-68.
23. Xiaochuan Z. China's Banking System: current status, perspective on reforms / Z. Xiaochuan, Z. Li // Chinese Economic Reform: How Far, How Fast? — 2014. — № 11. — P. 109.
References
1. Benn C. D. China's Golden Age: Everyday Life in the Tang Dynasty. Oxford University Press, 2002. 344 p.
2. Berger A. N., Hasan I., Zhou M. Bank ownership and efficiency in China: What will happen in the world's largest nation? Journal of Banking and Finance, 2009, vol. 33, no. 1, pp. 113-130.
3. Brau C., Dahl D., Zhang H., Zhou M. Regulatory reforms and convergence of the banking sector: evidence from China. Managerial Finance, 2014, vol. 40, no. 10, pp. 956-968.
4. China Banking Regulatory Commission 2013 Annual report. Beijin, China CITIC Press, 2014. 162 p.
5. China's banking sector: Performance of listed banks and hot topics 3Q2014. KPMG Huazhen, 2014. 93 p.
6. Fu X. M., Heffernan S. The effects of reform on China's bank structure and performance. Journal of Banking and Finance, 2009, vol. 33, no. 1, pp. 39-52.
7. Huang Y., Wang X. Does financial repression inhibit or facilitate economic growth? A case study of Chinese reform. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 2011, vol. 73 (6), pp. 833-855.
8. Jia C. The effect of ownership on the prudential behavior of banks - The case of China. Journal of Banking and Finance, 2009, vol. 33, no. 1, pp. 77-87.
9. Jiang C., Zhang S. The effects of governance changes on bank efficiency in China: A stochastic distance function approach. China Economic Review, 2009, no. 20, pp. 717-731.
10. Lin X., Zhang Y. Bank ownership reform and bank performance in China. Journal of Banking and Finance, 2009, vol. 33, no 1, pp. 20-29.
11. Mainland China Banking Survey Banking 2014. KPMG Huazhen, 2014. 132 p.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-511. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 503-511. ISSN 1993-3541
M. V. LEONOV
12. Matthews K., Zhang N. X. Bank productivity in China 1997-2007: measurement and convergence. China Economic Review, 2010, vol. 21, no. 4, pp. 617-628.
13. Rajan R. G., Zingales L. The great reversals: the politics of financial development in the twentieth century. Journal of financial economics, 2003, vol. 69, no. 1, pp. 5-50.
14. Rana S. The Emergence of the New Chinese Banking System: Implications for Global Politics and the Future of Financial Reform. Maryland Journal of International Law, 2012, no. 27, pp. 215-234.
15. Smith G. Tencent leads new wave of private, online Chinese banks. Fortune, 2015, 5 January. Available at: http:// fortune.com/2015/01/05/tencent-leads-new-wave-of-private-online-chinese-banks/.
16. Wei L. China's Central Bank Cuts Interest Rates. The Wall Street Journal, 2015, 28 February. Available at: http:// www.wsj.com/articles/china-pboc-central-bank-cuts-benchmark-lending-deposit-rates-1425121038.
17. Wildau G. Alibaba affiliate wins approval for bank licence. The Financial Times, 2014, 29 September.
18. Wildau G. China slowdown threatens timetable for financial reform. The Financial Times, 2014, 28 September.
19. Wildau G. Tencent launches China's first online-only bank. The Financial Times, 2015, 5 January.
20. Wilson H. Why China's banking system is in so much trouble. The Telegraph, 2014, 14 February.
21. World Development Indicators 2014. World Bank Publications, 2014. 136 p.
22. Xu B., Rixtel A. V., Leuvensteijn M. V. Measuring Bank Competition in China: A Comparison of New Versus Conventional Approaches Applied to Loan Markets. Banco de Espana Working Paper, 2014, no. 1404, pp. 1-68.
23. Xiaochuan Z., Li Z. China's Banking System: current status, perspective on reforms. Chinese Economic Reform: How Far, How Fast? 2014, no. 11, pp. 109.
Информация об авторе Леонов Михаил Витальевич — кандидат экономических наук, исследователь, Берлинский университет им. Гумбольдта, Германия, 12051, г. Берлин, ул. Юлиус-страссе, 33, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Леонов М. В. Регулирование банковской деятельности в Китае / М. В. Леонов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — С. 503-511. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(3).503-51 1.
Author
Mikhail V. Leonov — PhD in Economics, Research Fellow, Humboldt University of Berlin, 33 Juliusstr., 12051, Berlin, Germany, e-mail: [email protected].
Reference to article Leonov M. V. Banking regulation in China. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akade-mii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 503-51 1. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).503-511. (In Russian).