DOI 10.26425/1816-4277-2018-8-116-122
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ ОПЫТА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ
Аннотация. Проанализировано развитие банковской системы Китая с начала экономических реформ до настоящего времени. Выявлена эволюция функций как центрального банка Китая, так и коммерческих банков. Сделан вывод о том, что реформы банковской системы Китая, включая ее структуру, связаны с задачами развития национальной экономики, банковской системы государства. Директивное кредитование государственных предприятий «большой четверкой» банков позволило обеспечить высокие темпы экономического роста, но привело к быстрому росту «плохих» долгов. Даны рекомендаци, которые позволят увеличить объемы кредитования российскими институтами развития, экономический рост.
Ключевые слова: коммерческий банк, центральный банк, банк развития, кредитование, банковская система.
PROSPECTS OF USING IN RUSSIA OF EXPERIENCE OF CHINA BANKING SYSTEM DEVELOPMENT
Abstract. The author analyzed the development of China's banking system from the beginning of economic reforms to the present hasbeen analyzed. The evolution offunctions of both the central bank of China and commercial banks has been revealed. It is concluded that the reforms of China's banking system including its structure were related to the tasks of developing the national economy and the banking system of the state. Direct lending to state enterprises of the «big four» banks allowed to ensure high rates of economic growth, but led to a rapid growth of «bad debts». The recommendations that will allow to increase the volume of lending to Russian development institutions, economic growth has been suggested.
Keywords: commercial bank, central bank, development bank, lending, banking system.
Начиная с 1987 г., Китай (далее — КНР) демонстрировал одни из самых высоких темпов экономического роста в мире: среднее значение было более или в пределах 10 % каждый год (до 2011 г., не считая кризисные 2008-2009 гг.). Это позволило существенно поднять уровень жизни более чем миллиардного населения, уменьшить долю населения с доходом ниже черты бедности более чем на треть. Уникальное сочетание различных природных и социально-экономических факторов, эффективное управление экономикой, финансовой системой государства позволило КНР занять по уровню валового внутреннего продукта (далее -ВВП) в настоящее время 2-е место в мире [7].
Национальный банк Китая (далее — НБК), образованный по аналогии с центральным банком СССР, в период 1949-1978 гг., стал основным кредитным, расчетным и эмиссионным финансовым институтом Китая. В частности, он осуществлял контроль денежного обращения, эмиссию национальной валюты, кассовое исполнение бюджета государства, кредитование народного хозяйства, расчеты между государственными и кооперативными предприятиями и учреждениями, исполнение функций государственного казначейства, привлечение вкладов населения [15].
В октябре 1979 г. Дэн Сяопин запланировал изменение институциональной структуры КНР. В соответствии с этими планами, банковская система должна была обеспечить:
- упорядочение финансовых отношений банков и государства, изменить сложившуюся ситуацию: «большие финансы, маленькие банки»;
- урегулирование взаимоотношений между различными банками в рамках банковской системы [12].
© Рябченко Л.И., 2018
УДК 338.001.36 JEL G20
Рябченко Людмила Ивановна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: [email protected]
Ryabchenko Luidmila
Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]
Реорганизация банковского сектора дала возможность сформировать структуру, существующую в настоящее время: на верхнем уровне находится НБК, на ступень ниже - специализированные госудаственные банки и достаточно крупная сеть коммерческих банков, на следующей ступени - небанковские кредитные институты. Следует учитывать тот факт, что в КНР некоторые депозитные, кредитные и расчетные операции осуществляются городскими и сельскими кредитными кооперативами и городскими кредитными банками [5].
В 1994 г. из банковской структуры страны были выделены финансовые институты, которые должны были обеспечить финансирование строительства важнейших народнохозяйственных объектов. Было сформировано три «политических» банка - Государственный Банк Развития Китая, Экспортно-импортный Банк Китая и Банк Развития Сельского Хозяйства Китая. Соответствующее кредитование получило название «политического».
«Политические» банки должны были обеспечивать реализацию государственной структурной и региональной политики, финансировать стратегические проекты, требующие большие объемы ресурсов и характеризующиеся длительными сроками строительства, малой экономической эффективностью [13].
До 1998 г. банки предоставляли кредиты, опираясь на подготовленный кредитный план правительства КНР, утверждаемый Госсоветом КНР. Он являлся частью общегосударственного инвестиционного плана, разрабатываемого каждый год государственным комитетом по планированию при участии ряда министерств и ведомств, включая НБК и министерство финансов. Таким образом, НБК непосредственно влиял на распределение финансовых средств (инвестиции) с помощью банковской системы в интересах национальной экономики [13].
Показатели кредитного плана менялись и в начале 1998 г. были введены индикативные параметры работы отдельных банков. Эти параметры были основой для разработки коммерческими банками собственных планов хозяйственной деятельности. В частности, в 1998 г. определен примерный размер будущих кредитов «большой четверки» китайских банков: 1 трлн юаней, что на 25 % превышало кредитный план прошлого года. В этот период времени, только основные государственные предприятия могли получить финансовые ресурсы по кредитному плану. Кредиты на приобретение основных средств, продолжительность которых превышала 3 года, почти всегда предоставлялись государственным предприятиям. Краткосрочные кредиты, ориентированные на пополнение оборотного капитала, были доступным достаточно большому количеству частных прелприятий: необходимым условием было хорошее финансовое положение потенциального заемщика. В конце 2000 г. государственные учреждения КНР привлекли кредиты на сумму 6,173 трлн юаней — 80,8 % от всех выданных госбанками кредитов [13].
В декабре 2001 г. КНР официально вступила в ВТО, Госсовет КНР начал новый этап реформ в банковской сфере, в частности, были приняты меры, направленные на сокращение объема просроченных кредитов, запланирована подготовка крупных китайских банков к осуществлению IPO на китайских и международных биржах, иные действия, направленные на повышение качества корпоративного управления и операционной эффективности банков [14].
После принятия Постоянной комиссией ВСНП «Закона о Народном банке Китая», НБК в 2003 г. стал заниматься, прежде всего, монетарной политикой. Контролирующая функция за деятельностью банковской системы была передана Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая (далее — КРБД) [14].
Госсовет КНР в 2008 г. запланировал выделение 4 трлн юаней на стимулирование экономики (из госбюджета -1,18 трлн юаней, местные бюджеты и дополнительные банковские кредиты - 2,8 трлн юаней). Для увеличения кредитного потенциала банков, НБК после 2008 г. сократил нормативы обязательных резервов, суммарно, в 4 раза, что увеличило ликвидность банков на 800 млрд юаней. Как следствие, объем кредитования вырос на эту же сумму. Данные КРБД КНР, показали, что, если количество «плохих» долгов в 2008 г. составило 3,71 %, то в 2009 г. - 2,45 %. Следует отметить, что по данным НБК за 2010 г., объем банковских кредитов составил 72,2 % от всего количества внешнего финансирования национальной экономики в Китае [9].
В настоящее время в структуре китайской банковской системы основное место занимают четыре государственных банка, которые являются не только самыми крупными в КНР, но и в мире: Промышленно-коммерческий банк Китая (ICBC), Китайский строительный банк (CCBC), Сельскохозяйственный банк Китая (AboC), Банк Китая (BoC) [7].
Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), контролирует, практически, пятую часть всей банковской сферы в КНР, по последним данным, имеет активы 3470 млрд долл. США, величина рыночной
капитализации составляет 180,69 млрд долл. США. Банк был организован в 1984 г. и, на данный момент, насчитывает более 460 тыс. сотрудников. Штаб-квартира компании расположена в Пекине. Более 70 % компании является собственностью государства.
China Construction Bank Corporation (CCBC), был основан в 1954 г., имеет активы 3020 млрд долл. США, его рыночная капитализация составляет более 253,04 млрд долл. США. Имеет более 14 тыс. отделений по всему миру, в которых работает 372 тыс. сотрудников.
Agricultural Bank of China (AboC) был основан в 1951 г. Мао Цзэдуном для помощи колхозам, крестьянам и рабочим. Главный офис находится в Пекине, имеет около 24 тыс. представительств по всей стране и за рубежом. Активы AboC составляют более 2820 млрд долл. США, рыночная капитализация составляет 203 ,96 млрд долл. США.
Bank of China Ltd (BoC), один из самых старых и надежных в Китае, организован в 1912 г. и в настоящее время остается лидирующим в банковской системе КНР. Более 70 % акций банка принадлежат китайскому правительству, банк имеет отделения более чем в 20 странах мира, активы составляют около 2 600 млрд долл. США, рыночная капитализация равна 180,69 млрд долл. США.
Эта «четверка» банков образует основу китайского банковского сектора, общая доля депозитов и кредитов этих банков составляет около 75 % от объема всех депозитов и кредитов в стране. Данные кредитные институты имеют большую филиальную сеть по всему Китаю. Главные офисы банков находятся в Пекине, почти в каждой провинции находится филиал банка первого ранга, в городах - филиалы второго ранга, в уездах расположены небольшие отделения. Это привело к росту конкуренции между крупнейшими банками (несмотря на то, что фактическое управление данными банками осуществляется правительством, а структура банков имеет иерархический характер) [13]. В настоящее время государству в КНР принадлежит более 50 % акционерного капитала национальных банков [9].
«Политические» банки или банки развития КНР не могут привлекать вклады граждан (физических лиц), однако они могут быть владельцами акций. Выпуск облигаций является основным источником финансирования «политических» банков. Крупнейшие коммерческие банки КНР и НБК являются основными покупателями таких облигаций. Правительство КНР определило механизм взаимодействия «политических» банков и коммерческих банков: пассивы первых формируются за счет выпуска облигаций, покупателями которых являются обычные коммерческие банки. Таким образом, «политические» банки или банки развития распределяют денежные средства, а коммерческие банки их аккумулируют. В свою очередь «политические» банки, в соответствиии с планами развития национальной экономики, предоставляют кредиты для строительства, транспортной инфраструктуры и объектов электроэнергетики, на усовершенствование государственных предприятий, в соответствии с пятилетними планами развития и т. д. При этом кредитование осуществляется вне зависимости от финансового положения потенциального заемщика [12].
По мнению специалистов, в настоящее время общее состояние банковской системы КНР является удовлетворительным [10]. Однако, быстрый рост объемов кредитования, предоставляемого банковской системой, начиная с 90-х гг. XX в. и в начале XXI столетия, сопровождались активным понижением достаточности капитала банков и значительным возрастанием доли «плохих» долгов [9].
Госсовет КНР и НБК предпринимали определенные меры по рекапитализации «политических» банков. Для каждого банка были созданы отдельные государственные компании по управлению активами (далее - КУА). Этим компаниям министерство финансов выделило уставной капитал — 10 млрд юаней, также им предоставили все права, как правопреемникам банков. Цель деятельности КУА: вернуть или компенсировать просроченные кредиты (включая проценты), восстановить кредитную дисциплину. Государственный бюджет Финансирование деятельности КУА осуществляется за счет средств государственного бюджета, выпуска облигаций.
КУА проводят перевод «плохих» долгов с балансов «политических» банков на свои балансы, отбирают в качестве кандидатов на реструкторизацию предприятия из специального списка. После этого, проведя аудиторскую проверку выбранных кандидатов, принимают решение об уместности обмена их долгов на акции предприятий-должников. Предприятия-заемщики, подлежащие реструктуризации, должны соответствовать ряду требований: их продукция должна была обладать хорошим внутренним спросом или экспортными перспективами, технологии производства должны были быть на уровне мировых стандартов, отвечать экологическим требованиям и др. [13].
Правительство КНР приняло на себя обязательство компенсировать убытки КУА. По официальным данным, деятельность КУА позволила сгладить ситуацию с «плохими долгами» [15].
В настоящее время появилась информация, что НБК планирует избавиться от «плохих» долгов банков путем конвертации долговых обязательств в акции и дальнейшей их продажи на фондовой бирже [15].
Как и в других развивающихся странах, КНР стремиться эффективнее решать классическую задачу банковского сектора: как быстрее и эффективнее трансформировать сбережения в инвестиции.
В связи с этим правительство КНР разработало «Программу реформирования банковского сектора» [16], которая предполагает:
- сокращение количества просроченных кредитов в «большой четверке» банков;
- блокирование факторов, сдерживающих развитие банковской системы;
- стимулирование коммерческой ориентации государственных коммерческих банков;
- увеличение контроля над банковской деятельностью;
- повышение роли косвенных методов денежно-кредитного регулирования.
В частности, были отменены обязательные кредитные квоты для государственных коммерческих банков (с их помощью каждый год распределялись кредитные ресурсы между разными секторами экономики). Иностранные банки получили большую свободу в операциях с национальной валютой (стимулирование конкуренции, обмен опытом по использованию последних банковских технологий) [14].
В настоящее время правительству Китая удалось создать многофункциональную банковскую систему. Реорганизация банков дала возможность создания и преобразования около 120 средних и малых коммерческих банков. Сельские кредитные кооперативы становятся ведущими финансовыми институтами, которые оказывают банковские услуги в сельских районах, упорядочены фондовые и страховые организации, привлечены новые зарубежные кредитно-финансовые организаций. В 2015 г. базой финансовой системы КНР являлись около 4 тыс. финансовых институтов, в том числе коммерческих банков, инвестиционных и страховых компаний, кредитных кооперативов и др. [9].
В настоящее время, мероприятия по модернизации банковской системы КНР привели к следующим результатам:
1) НБК использует денежно-кредитную политику, направленную на регулирование макроэкономических показателей государства;
2) создана система конкурентоспособных банков, использующих различные формы собственности;
3) создана открытая, упорядоченная и конкурентоспособная система финансовых рынков страны с большими золотовалютными резервами;
4) создана современная система по контролю над банковским сектором экономики Китая, которая охватывает не только отдельные банковские операции, но и функционирование всего сектора в целом [13].
В марте 2017 г. информационные агентства сообщили, что банковская система Китая стала крупнейшей в мире: общая стоимость активов китайских банков к концу 2016 г. выросла до рекордной суммы в 33 трлн долл. США (активы банков еврозоны были равны 31 трлн долл. США, США - 16 трлн. долларов США). Объем активов китайских банков более чем в 3,1 раза превышает размер ВВП страны, в то время как в еврозоне это соотношение составляет 2,8 [5].
По мнению экспертов, используемая китайским правительством стратегия по стимулированию развития экономики привела к возникновению рисков для финансовой системы страны: экономика КНР сильно зависит от банковских кредитов, присутствует неэффективное распределение ресурсов, высоки кредитные риски [6].
С начала 2018 г. акции китайских банков показывают существенный рост: в январе 2018 г. капитализация двух крупнейших банков в мире, China Construction Bank и Industrial & Commercial Bank of China, впервые за три года превысила стоимость их чистых активов. Специалисты считают, что это следствие политики правительства КНР, направленной на ужесточение надзора в банковском секторе, повышения курса юаня [10]. Российские специалисты отмечают, что с конца 2017-го в КНР стали действовать новые инвестиционные правила, в соответствии с которыми финансируются конкретные проекты, соответствующие требованиям поощряемых форм внешних инвестиций (коммерческие банки являются операторами таких проектов) [10].
Обсуждая текущее состояние банковской системы КНР, следует учитывать факты манипулирования данными. В частности, по данным КРБД КНР, доля просроченных кредитов на 30.09.2017 г., оставалась
неизменной и составляла 1,74 %. Между тем, проведенный ранее Bloomberg опрос банковских работников Китая показал, что официальная статистика значительно занижена: гонконгский инвестбанк CLSA в 2015 г. оценивал долю просроченных кредитов в КНР в объеме, примерно, 15-19 % [11].
В начале января 2018 г., агентство Reuters со ссылкой на КРБД КНР сообщило, что комиссия смещает акцент в сторону усиления контроля за теневым банкингом и межбанковскими операциями. По данным НБК, объем теневого банкинга в 2016 г. вырос до 253 трлн юаней (38 трлн долл. США) и составил 109 % от официального банковского сектора Китая. Борьба с теневыми кредитами приведет к резкому падению прибыльности небольших банков [13].
По оценке Bloomberg Economics, при сохранении сегодняшнего тренда в отрасли к 2022 г. совокупный долг Китая будет составлять 327 % ВВП [11].
Рассмотрев развитие банковской системы Китая с начала рыночных реформ (1978 г.), можно сделать следующие выводы.
1. НБК, правительство КНР первоначально использовали опыт СССР, банковская система которого полностью принадлежала государству. В дальнейшем, после перехода к рыночным преобразованиям в экономике, был осуществлен постепенный «допуск» частных коммерческих банков к операциям в банковской системе.
2. Все существенные изменения (реформы) банковской системы КНР были связаны с планами развития народного хозяйства. Следует отметить факт создания т. н. «политических» банков (банков развития) для обеспечения директивного финансирование развития народного хозяйства КНР.
3. Проведенные реформы банковской системы КНР определили ее многоуровневую структуру, на каждом уровне действуют банки различного масштаба, решающие разные задачи, связанные с реализацией пятилетных планов развития экономики.
4. Использование в банковской системе КНР взаимодействия «политических» банков и коммерческих банков, решает проблему плановой трансформации себережений в инвестиции, способствует управлению ликвидностью обычных коммерческих банков (выпуск банками развития облигаций, которые покупаются обычными банками).
5. Опыт деятельности китайских КУА, действующих при всех «политических» банках, показывает возможности управления «плохими долгами» данных банков.
6. Расширение допуска иностранного капитала в банковскую систему КНР, ужесточение борьбы с теневым банкингом направлены на дальнейшее развитие банковской системы, решение проблемы «плохих» долгов.
7. Обсуждая возможность использования опыта развития банковской системы Китая в российских условиях, следует учитывать как основные закономерности банковских систем [1], так и особенности России. Текущее состояние банковской системы России: малый объем активов банков, сравнительно высокая ключевая ставка - 7,25 %, относительно дорогие кредиты, как для домохозяйств, так и для предприятий, определяет необходимость приоритетного использования банков развития. Финансирование банками развития проектов, в том числе, инфраструктурных, создает условия для ускорения экономического роста [3]. Однако, масштабное использование проектного финансирования должно сопровождаться мониторингом состояния банковской сферы для исключения возникновения негативных тенденций, возникновения кризиса [2].
Сделанные выводы позволяют определить следующие перспективы использования в России опыта развития банковской системы Китая:
Использование китайского опыта деятельности «политических» банков. Дополнительно к имеющимся в России институтам развития (Внешэкономбанк, Фонд развития промышленности и др.) могут быть созданы новые государственные банки для финансирования развития российской экономики [10; 16]. Например, банки «Открытие» и «Бинбанк», находящиеся в настоящее время на санации в Фонде консолидации банковского сектора Банка России могут стать основой для еще одного российского банка развития [8].
Управление «плохими долгами» государственных банков. Деятельность китайских КУА, безусловно, требует подробного и тщательного изучения: их опыт может быть развит и дополнен применительно к российским условиям. В настоящее время получение реальной оценки стоимости активов российских банков, попавших в кризис, является сложной задачей [4].
Опыт КНР по трансформациии сбережений в инвестиции (обычные банки покупают облигации «политических» банков) может быть использован в российской банковской системе следующим образом:
существующие и новые российские институты развития могут выпускать облигации, которые могут покупаться как российскими коммерческими банками, так и Банком России. Успешный опыт выпуска и продажи т.н. «народных» облигаций Министерства финансов РФ показывает, что и средства домохозяйств, физических лиц так же могут быть использованы для финансирования российских институтов развития. Следует отметить, что необходимо изучать и использовать на практике опыт международных банков развития, прежде всего, многосторонних, по отбору и управлению проектами.
Целесообразно изучить опыт КНР по созданию региональных государственных кредитных организаций в городах и населенных пунктах. Такие кредитные организации в России могли бы получить капитал за счет уже имеющихся частных банков, средств местных органов власти, местных физических и юридических лиц. Это особенно актуально в связи с введением Банком России универсальной и базовой лицензий на осуществление банковской деятельности.
Библиографический список
1. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Аболихина [и др.]; под общ. ред. М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 436 с.
2. Макроэкономический анализ банковской сферы: учебник/ коллектив авторов; под ред. О. Н. Афанасьевой, С. Е. Дубовой. - М.: КНОРУС, 2018. - 360 с.
3. Матвеевский, С. С. Банки развития как источник экономического роста в России // Современные проблемы и перспективы развития финансовых рынков и банков: монография / коллектив авторов; под ред. Н. Э. Соколинской. - М.: КНОРУС, 2018. - С. 51-53.
4. Матвеевский, С. С. Проблемы оценки стоимости активов российских банков при санации // Актуальные направления развития банковского дела: монография / коллектив авторов; под ред. Н. Э. Соколинской и И. Е. Шакер. - М.: КНОРУС, 2018. - С. 112-119.
5. Чжан Цянь. Банки Китая на новом этапе экономического развития // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/banki-kitaya-na-novom-etape-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 01.05.2018).
6. Информационный портал БАНКИРУ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2018.]. - Режим доступа: http www. banki.ru/ (дата обращения: 14.05.2018).
7. Информационное портал РБК [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2018.]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ (дата обращения: 19.05.2018).
8. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] / БР. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 16.05.2018).
9. Официальный сайт Государственного статистического управления Китая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/ (дата обращения: 23.06.2018).
10. Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [Электронный ресурс] / ВЭБ. - Режим доступа: www.veb.ru/ (дата обращения: 22.05.2018).
11. Официальный сайт информационного агентства Блумберг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. bloomberg.com/ (дата обращения: 15.06.2018).
12. Официальный сайт информационного портала Байду. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zhidao.baidu.com/ (дата обращения: 28.05.2018).
13. Официальный сайт китайского финансового новостного агентства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. zgghw.org/ (дата обращения: 28.05.2018).
14. Официальный сайт Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cbrc.gov.cn/ (дата обращения: 18.04.2018).
15. Официальный сайт Национального Банка Китая. [Электронный ресурс] / PBC. - Режим доступа: http://www.pbc.gov. cn/ (дата обращения: 11.05.2018).
16. Официальный сайт Фонда развития промышленности Российской Федерации [Электронный ресурс] / ФРП РФ. - Режим доступа: http://www.frpf.ru/ (дата обращения: 21.05.2018).
BecmuuK yuueepcumema № 8, 2018
References
1, Den'gi, kredit, banki [Money, credit, banks], Denezhnyj i kreditnyj rynki: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavri-ata [Monetary and credit markets: a textbook and a workshop for academic bachelor's degree] / G, A, Abolihina and others; under the Society, Ed, M.A. Abramovoj, L.S. Aleksandrovoj. 2 nd ed., Rev, and additional M.: Publishing House Yurayt, 2018, 436 p.
2, Makroehkonomicheskij analiz bankovskoj sfery: uchebnik [Macroeconomic analysis of the banking sector: a textbook] / Team of authors; Ed, O, N Afanas'evoj, S,E, Dubovoj, Moscow: KNORUS, 2018, 360 p,
3, Matveevskij, S, S, Banki razvitiya kak istochnik ehkonomicheskogo rosta v Rossii [Development banks as a source of economic growth in Russia] // Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya finansovyh rynkov i bankov: monografiya [Modern problems and prospects for the development offinancial markets and banks: a monograph] / team of authors; Ed, N, E, Sokolinskaya, Moscow: KNORUS, 2018, pp, 51-53,
4, Matveevskij, S, S, Problemy ocenki stoimosti aktivov rossijskih bankov pri sanacii [The problems of assessing the value of assets of Russian banks during the rehabilitation] // Aktual'nye napravleniya razvitiya bankovskogo dela: monografiya [Actual directions of development of banking: monograph] / collective of authors; Ed, N, E, Sokolinskaya, I, E, Shaker, Moscow: KNORUS, 2018, pp, 112-119,
5, Chzhan Cyan', Banki Kitaya na novom ehtape ehkonomicheskogo razvitiya [Banks of China at a new stage of economic development] // Vestnik RUDN [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia], Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya [Series: International relations], 2013, I, 1, Available at: https://cyberleninka,ru/article/n/banki-kitaya-na-novom-etape-ekono-micheskogo-razvitiya (accessed 01,05,2018),
6, Informatsionnoye portal [Informationportal] BANKIRU, Elektron, dan, [M,, 2018,], Available at: http www,banki,ru / (accessed 14,05,2018),
7, Informatsionnoye portal [Information portal] RBK, Elektron, dan, [M,, 2017], Available at: http:// www,rbc,ru/ (accessed 19,05,2018),
8, Oficial'nyj sajt Banka Rossii [Official site of the Bank of Russia] / BR, Available at: http://www,cbr,ru/ (accessed 16,05,2018),
9, Oficial'nyj sajt Gosudarstvennoe statisticheskoe upravlenie Kitaya [Official site of the State Statistical Office of China], Available at: http://www,stats,gov,cn/ (accessed 23,06,2018),
10, Ofitsialnyy sayt Gosudarstvennoy korporatsii «Bank razvitiya i vneshneekonomicheskoy deyatelnosti (VEB)» [Official website of the State Corporation «Bank for Development and Foreign Economic Affairs (Vnesheconombank)»] / VEB, Available at: http://www,veb,ru/ (accessed 22,05,2018),
11, Oficial'nyj sajt informacionnogo agentstva Bloomberg [Official website of the Bloomberg news agency], Available at: https:// www,bloomberg,com// (accessed 15,06,2018),
12, Oficial'nyj sajt informacionnogo portala Bajdu [Official website of the information portal Baidu], Available at: https://zhidao, baidu,com / (accessed 28,05,2018),
13, Oficial'nyj sajt kitajskogo finansovogo novostnogo agentstva [Official site of the Chinese financial news agency], Available at: http://www,zgghw,org/ (accessed 28,05,2018),
14, Oficial'nyj sajt Komissii po regulirovaniyu bankovskoj deyatel'nosti Kitaya [Official website of the Commission for the Regulation of Banking activities of China], Available at: http://www,cbrc,gov,cn / / (accessed 18,04,2018),
15, Oficial'nyj sajt Nacional'nogo Banka Kitaya [Official website of the National Bank of China] / PBC, Available at: http://www, pbc,gov,cn/ (accessed 11,05,2018),
16, Oficial'nyj sajt Fonda razvitiya promyshlennosti Rossijskoj Federacii [Official site of the Foundation for the Development of Industry of the Russian Federation] / FRP RF, Available at: http://www,frpf,ru / (accessed 21,05,2018),