Научная статья на тему 'Регламенты формирования информации внутренней бухгалтерской отчетности'

Регламенты формирования информации внутренней бухгалтерской отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1139
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / РЕГЛАМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободняк И. А.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам организации системы внутреннего бухгалтерского управленческого учета. В статье предлагается система регламентов формирования информации внутренней отчетности, рассматривается возможность использования положений МСФО при разработке соответствующих регламентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регламенты формирования информации внутренней бухгалтерской отчетности»

УДК 657.3

регламенты формирования информации внутренней бухгалтерской отчетности

И. А. СЛОБОДНЯК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: slob. irk@mail. ru Байкальский государственный университет экономики и права

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам организации системы внутреннего бухгалтерского управленческого учета. В статье предлагается система регламентов формирования информации внутренней отчетности, рассматривается возможность использования положений МСФО при разработке соответствующих регламентов.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, внутренняя бухгалтерская отчетность, принципы формирования бухгалтерской отчетности, регламенты внутренней отчетности.

Внутренний бухгалтерский (управленческий) учет в настоящее время занял прочное место в системе бухгалтерского учета и выступает в качестве подсистемы, обеспечивающей руководство организации информацией, используемой в ходе принятия управленческих решений.

Все крупные организации, а также представители среднего и даже малого бизнеса сталкиваются с необходимостью ведения управленческого учета. При этом возникает необходимость разработки регламентов формирования учетно-анали-тической информации внутренней отчетности. Многие специалисты, ответственные за разработку регламентов формирования, подходят к этому процессу с определенной долей легкомыслия.

Они начинают себя позиционировать в качестве чиновника на уровне сотрудника «внутреннего Минфина» (или другого регулирующего органа), которому поручили (или он сам возложил на себя эту обязанность) разработать правила, по которым будет формироваться информация внутренней отчетности. В результате серьезнейшая процедура разработки регламентов внутренней отчетности превращается в некую игру, основная задача игрока в которой — перещеголять Минфин России в части разработки стандартов бухгалтерского учета (в данном случае внутреннего учета). Поэтому во многих случаях разработка регламентов осуществляется по принципу «прочитай как написал Минфин — напиши прямо противоположное». Как следствие этого — некоторые положения соответствующих внутренних регламентов оказываются абсурдными, а их использование может привести к катастрофически неверным и губительным для организации управленческим решениям.

Наиболее ярким примером такой ситуации является часто встречающийся во внутренних регламентах подход к определению моментов признания в учете доходов и расходов, основанный на использовании так называемого «кассового метода». Аргументация сторонников такого подхода предельно проста: поступили денежные

средства — организация получила доход; выбыли денежные средства — понесены расходы. При этом иногда использование кассового метода доходит до крайности, когда остальные события хозяйственной деятельности, порядок ее ведения и просто экономический смысл показателя просто игнорируются.

Например, суммы заработной платы признаются в составе затрат (а затем и в составе расходов организации) в момент фактической выдачи денежных средств сотрудникам. Представим теперь ситуацию, что в соответствии с разработанным в организации порядком оплаты труда заработная плата выдается работникам 1-го числа месяца, следующего за фактически отработанным месяцем. При этом если 1-е число приходится на субботу, то заработная плата будет выдана в последний день месяца, за который она начисляется (т. е. 30-го или 31-го числа). Если

1-е число месяца приходится на воскресенье, то заработная плата выдается соответственно

2-го числа. Теперь представим, что для целей формирования информации о затратах во внутренней отчетности используется возведенный до крайности кассовый метод. В этом случае, если 1-е число месяца является субботой, то заработная плата выдается работникам и признается в затратах 30-го числа предшествующего месяца, в котором однажды заработная плата уже была выдана (заработная плата за предшествующий период). В результате в одном месяце (прошлом) сумма затрат будет включать в себя суммы двух выданных заработных плат, а в другом (текущем) месяце заработная плата вообще не будет выдана и учтена в расходах. Это противоречит элементарному экономическому смыслу заработной платы как периодической статьи затрат, которая возникает в каждом периоде и никак не зависит от факта ее выдачи.

Несмотря на кажущуюся утрированность описанной проблемы, такие ситуации в некоторых организациях возникают. Причина при этом кроется в слабой теоретической разработке вопросов, связанных с формированием регламентов отражения информации во внутренней бухгалтерской отчетности. В последнее время указанная проблема стала освещаться в периодических изданиях в виде небольших публикаций, которые, как правило, являются частью изданий по управленческому учету. Однако основная

проблема, по мнению автора, состоит в том, что отсутствует системный подход к разработке соответствующих внутренних стандартов. Иногда при рассмотрении вопросов организации внутреннего бухгалтерского управленческого учета и разработки соответствующих регламентов авторы указывают, что одним из вариантов построения соответствующей системы является использование основных принципов и приемов, предусмотренных международными стандартами финансовой отчетности1. Данный вопрос рассматривался автором в одной из предыдущих статей, где был сделан вывод о том, что, несмотря на то, что во многих случаях такая практика приносит положительные результаты, нельзя не признать, что принципы внешней публичной бухгалтерской отчетности не могут в полной мере соответствовать принципам формирования информации внутренней бухгалтерской отчетности.

Цель данной статьи — предложить систему регламентов внутренней бухгалтерской управленческой отчетности и определить, в каких аспектах возможно и целесообразно использовать основы МСФО для целей построения системы внутреннего учета и внутренней отчетности, а в каких случаях целесообразно отойти от их применения.

Практически по всем объектам, информация о которых представляется в системе бухгалтерской управленческой отчетности, существуют проблемы методики их учета, требующие разработки профессионального суждения. При этом М. Л. Пятов указывает, что, формируя учетную политику (для целей управленческого учета), мы вообще не ограничены рамками каких бы то ни было нормативных предписаний. Единственным методологическим ориентиром в данном случае являются информационные потребности пользователей внутренней управленческой бухгалтерской отчетности фирмы. Фактически здесь любой вопрос, связанный с отражением в учете фактов хозяйственной жизни организации, представляет собой область учетной политики2. Поэтому значительно расширяются границы

1 Щукин А. Л. Управленческий учет для многофилиальных лизинговых компаний на основе МСФО // Управление финансами и рисками в лизинговой компании. 2010. № 1. Подо-ляк Н. В. Интеграция бухгалтерского и управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 1 (109).

2 Пятов М. Л. Учетная политика организации на 2010 год как область принятия управленческих решений // БУХ. 1С. 2010. № 1.

применения профессионального суждения при формировании учетной политики именно для целей управленческого учета.

Все регламенты формирования учетно-ана-литической информации бухгалтерской управленческой отчетности предлагается разделить на следующие группы (при этом выделение регламента каждой группы способствует реализации одного или нескольких принципов формирования учетно-аналитической информации внутренней отчетности):

• регламенты, стандартизующие объекты, по которым представляетсяучетно-аналитичес-кая информация в бухгалтерскойуправленчес-кой отчетности, в том числе:

— классификатор объектов, учетно-аналити-ческая информация о которых отражается в бухгалтерской управленческой отчетности;

— классификатор справочной информации, приводимой в бухгалтерской управленческой отчетности;

— регламент, определяющий условия признания объектов во внутреннем бухгалтерском учете и отражения информации по ним в бухгалтерской управленческой отчетности;

— регламент, определяющий оценку объектов, информация по которым представляется в бухгалтерской управленческой отчетности;

— регламент, определяющий объем и формат представления информации об объекте в бухгалтерской управленческой отчетности

(раскрытие информации об объекте); • регламенты, стандартизующие методы, позволяющие получить, обработать и систематизировать учетно-аналитическую информацию в бухгалтерской управленческой отчетности, в том числе:

— регламент, определяющий организационные вопросы построения системы внутреннего бухгалтерского управленческого учета, обеспечивающего предоставление учетно-аналитической информации, необходимой для составления бухгалтерской управленческой отчетности;

— регламент, определяющий информационные потоки, обеспечивающие сбор и контроль за информацией, необходимой для обработки и представления в бухгалтерской управленческой отчетности;

— регламент, определяющий методику расчета основных аналитических (абстрактных) показателей, приводимых в аналитическом разделе форм бухгалтерской управленческой отчетности;

— регламент, определяющий порядок представления (сроки, адреса, объем, способ) бухгалтерской управленческой отчетности. Принципы, которые предопределяют необходимость разработки каждого регламента, представлены в таблице.

Предложенная система регламентов, совокупность которых формирует целостную учетную

Регламенты и принципы формирования учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности

№ п/п Регламент Принципы

1 Классификатор объектов, учетно-ана-литическая информация о которых отражается в бухгалтерской управленческой отчетности Принцип использования системного подхода

Принцип научности

Принцип существования постоянного равновесия

Принцип собственной информационной базы

Принцип профессионального суждения

Принцип полезности

Принцип достаточности

Принцип законченности

Принцип рациональности

Принцип краткости

Принцип гибкой, но единообразной структуры

2 Классификатор справочной информации, приводимой в бухгалтерской управленческой отчетности Принцип использования системного подхода

Принцип профессионального суждения

Принцип полезности

Принцип сущностного единства, но формального разграничения реальных и абстрактных показателей в отчетности

Продолжение таблицы

№ п/п Регламент Принципы

Принцип использования концепции временной стоимости денег

Принцип существования количественной оценки

Принцип качественной существенности

Принцип достаточности

Принцип законченности

Принцип рациональности

Принцип краткости

Принцип индивидуальности (креативности)

Принцип собственной информационной базы

Принцип понятности, наглядности и аналитичности

3 Регламент, определяющий условия признания объектов во внутреннем бухгалтерском учете и отражение информации по ним в бухгалтерской управленческой отчетности Принцип использования системного подхода

Принцип научности

Принцип профессионального суждения

Принцип полезности

Принцип существования количественной оценки

Принцип качественной существенности

Принцип постоянного равновесия

Принцип собственной информационной базы

Принцип документальности

Принцип достоверности

Принцип гибкой, но единообразной структуры

Принцип приоритета содержания над формой

Принцип последовательного применения учетной политики

4 Регламент, определяющий оценку объектов, информация по которым представляется в бухгалтерской управленческой отчетности Принцип профессионального суждения

Принцип использования концепции временной стоимости денег

Принцип полезности

Принцип существования постоянной количественной оценки

Принцип качественной существенности

Принцип постоянного равновесия

Принцип собственной информационной базы

Принцип адресности

Принцип обязательной автоматизации

Принцип технологичности

Принцип гибкой, но единообразной структуры

Принцип последовательного применения учетной политики

Принцип осмотрительности

5 Регламент, определяющий объем и формат представления информации об объекте в бухгалтерской управленческой отчетности Принцип использования системного подхода

Принцип последовательного применения учетной политики

Принцип качественной существенности

Принцип адресности

Принцип конфиденциальности

Принцип профессионального суждения

Принцип понятности, наглядности и аналитичности

Принцип обязательной автоматизации

Принцип технологичности

Принцип использования концепции временной стоимости денег

Принцип гибкой, но единообразной структуры

Принцип достаточности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип законченности

Принцип последовательного применения учетной политики

Окончание таблицы

№ п/п Регламент Принципы

6 Регламент, определяющий организационные вопросы построения системы внутреннего бухгалтерского управленческого учета, обеспечивающего предоставление учетно-аналити-ческой информации, необходимой для составления бухгалтерской управленческой отчетности Принцип адресности

Принцип обязательной автоматизации

Принцип технологичности

Принцип конфиденциальности

Принцип контроля

Принцип достоверности

Принцип документальности

Принцип оперативности

Принцип рациональности

7 Регламент, определяющий информационные потоки, обеспечивающие сбор и контроль за информацией, необходимой для обработки и представления в бухгалтерской управленческой отчетности Принцип адресности

Принцип собственной информационной базы

Принцип обязательной автоматизации

Принцип технологичности

Принцип конфиденциальности

Принцип контроля

Принцип достоверности

Принцип документальности

Принцип оперативности

Принцип рациональности

Принцип сущностного единства, но формального разграничения реальных и абстрактных показателей в отчетности

8 Регламент, определяющий методику расчета основных абстрактных показателей, приводимых в аналитическом разделе форм бухгалтерской управленческой отчетности Принцип научности

Принцип сущностного единства, но формального разграничения реальных и абстрактных показателей в отчетности

Принцип сопоставимости данных

Принцип существования количественной оценки

Принцип использования концепции временной стоимости денег

Принцип собственной информационной базы

Принцип обязательной автоматизации

Принцип технологичности

9 Регламент, определяющий порядок представления (сроки, адреса, объем, способ) бухгалтерской управленческой отчетности Принцип адресности

Принцип обязательной автоматизации

Принцип технологичности

Принцип конфиденциальности

Принцип контроля

Принцип достоверности

Принцип документальности

Принцип оперативности

Принцип рациональности

Принцип краткости

Принцип достаточности

Принцип законченности

политику в целях составления и представления бухгалтерской управленческой отчетности, будет являться основным субъективным регулятором процесса формирования внутренней отчетности, наряду с основным объективным регулятором — экономической сущностью того или иного объекта, информация о котором отражается в отчетности. Существование субъективной и объективной сторон обусловлена использова-

нием принципа научности при формировании информации бухгалтерской управленческой отчетности. Данный принцип, несмотря на то, что организация внутреннего бухгалтерского управленческого учета является уникальной для каждой организации, равно как система показателей бухгалтерской управленческой отчетности, предполагает, что, тем не менее, при ее подготовке необходимо ориентироваться на

достижения экономической науки и учитывать действие экономических законов.

И здесь, по мнению автора, усматривается определенное методологическое сходство подходов к регулированию формирования информации внутренней бухгалтерской управленческой отчетности и основными принципами, закрепленными международными стандартами финансовой отчетности, и прежде всего такой качественной характеристикой информации отчетности, как достоверность. Ведь один из основополагающих принципов, соблюдение которого необходимо для признания информации отчетности достоверной по МСФО, — это приоритет экономического содержания над юридической формой (substance over the form). Именно экономическое содержание операции должно лежать в основе ее отражения как во внутреннем учете и внутренней отчетности, так и в бухгалтерском финансовом учете и финансовой отчетности.

Представляется, что по каждому из объектов, информация о котором приводится в системе учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности, необходимы формирование профессионального суждения и разработка соответствующего регламента по раскрытию информации во внутренней отчетности по следующим направлениям:

— условия признания объекта в учете;

— оценка объекта при его первоначальном признании в учете;

— определение расчетных оценок, связанных с объектом;

— последующая оценка объекта при его использовании организацией;

— условия прекращения признания объекта;

— объем и порядок представления информации об объекте в бухгалтерской управленческой отчетности.

Формирование профессионального суждения об условиях признания объекта в учете определяет порядок и момент этого признания, так как начиная с момента признания объекта в его отношении начинают применяться соответствующие учетные процедуры. Момент признания актива определяет начало (окончание) периода для дисконтирования денежных потоков, т. е. объект влияет на принимаемые управляющими решения.

Профессиональное суждение в отношении оценки (как предварительной, так и последу-

ющей) какого-либо объекта обеспечивает при формировании учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности выполнение принципа количественной оценки.

Формирование профессионального суждения в отношении момента окончания признания объекта определит тот момент времени, после которого информация по соответствующему объекту прекращает оказывать влияние на принятие управленческих решений.

Наконец, завершающим этапом является формирование профессионального суждения о представлении информации об объекте в отчетности, т. е. о форме, с использованием которой информация об объекте доводится до заинтересованных пользователей. В конечном итоге совокупность профессиональных суждений формирует целостное профессиональное суждение об объекте. При этом если суждение в отношении какого-либо из указанных ранее направлений будет отсутствовать или оно не будет обоснованным, то все целостное профессиональное суждение в отношении объекта также будет некачественным. Как бы хорошо не были разработаны профессиональные суждения по отдельным направлениям, важнейшей задачей является их объединение в единое целое, лишенное внутренних противоречий.

Проиллюстрируем структуру регламента формирования информации внутренней отчетности на примере структуры регламента, определяющего условия признания объектов во внутреннем бухгалтерском учете и отражения информации по ним в бухгалтерской управленческой отчетности:

— основные определения, касающиеся соответствующего объекта;

— внутренняя классификация объекта, используемая во внутреннем бухгалтерском учете и внутренней бухгалтерской отчетности. Определение уровня глубины внутреннего аналитического учета по соответствующему объекту;

— организация документооборота (информационных потоков), обеспечивающего возможность учета соответствующего объекта;

— перечень условий, выполнение которых необходимо для признания объекта во внутреннем бухгалтерском управленческом учете (с указанием порядка проверки условий, т. е. единовременное выполнение или индивидуальное выполнение);

— определение момента признания объекта во внутреннем бухгалтерском учете (общий вариант для всех объектов независимо от их вида и источника приобретения; индивидуальные варианты для конкретных объектов или для конкретных вариантов их приобретения);

— определение первоначальной оценки объекта (общий вариант для всех объектов независимо от их вида; индивидуальные варианты для конкретных объектов или для конкретных вариантов их приобретения);

— определение оценочных значений, связанных с объектом (первоначальные оценочные значения и порядок их определения; условия и порядок изменения первоначально определенных оценочных значений);

— перечень условий, выполнение которых необходимо для начала списания (переноса) стоимости объекта на иные объекты учета во внутреннем бухгалтерском учете (с указанием порядка проверки условий, т. е. единовременное выполнение или индивидуальное выполнение);

— характеристика основных способов списания (переноса) стоимости объекта на иные объекты учета с указанием порядка применения каждого способа;

— перечень условий, выполнение которых необходимо для прекращения признания объекта во внутреннем бухгалтерском управленческом учете (с указанием порядка проверки условий, т. е. единовременное выполнение или индивидуальное выполнение);

— определение момента прекращения признания объекта во внутреннем бухгалтерском учете (общий вариант для всех объектов независимо от их вида и источника приобретения; индивидуальные варианты для конкретных объектов или для конкретных вариантов их приобретения);

— характеристика аналитических показателей, рассчитываемых по данным, включающим информацию по основным средствам организации;

— перечень форм и конкретных статей внутренней бухгалтерской отчетности, в которых приводится информация об объекте, порядок заполнения соответствующих позиций в отчетности;

— сроки представления информации, необходимой для составления отчетности, сроки составления соответствующих форм отчетности;

— лица, ответственные за представление информации по объекту. Лица, ответственные за составление соответствующих форм внутренней бухгалтерской отчетности по объекту;

— контроль за качеством информации внутренней бухгалтерской отчетности по объекту;

Конкретное содержание регламента формирования информации внутренней бухгалтерской отчетности проиллюстрируем на примере регламента по отражению информации об основных средствах.

Пример

Регламент, определяющий условия признания основных средств во внутреннем бухгалтерском учете и отражения информации по ним в бухгалтерской управленческой отчетности

1. Основные средства — это...

Объект основных средств — это.

Группа объектов основных средств — это.

Остаточная стоимость объекта основных

средств — это.

Срок полезного использования объекта основных средств —.

2. Основные средства по их материально-вещественной сущности подразделяются на:.

Основные средства по сроку полезного использования подразделяются на:.

Основные средства по характеру использования в деятельности организации подразделяются на:.

3. Документооборот по учету основных средств включает:

Документы финансового учета, в том числе:.

Документы налогового учета, в том числе:.

Внутренние документы организации (документы внутреннего бухгалтерского учета), в том числе:.

4. Объекты признаются во внутреннем бухгалтерском учете в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:.

Объекты, взятые в аренду, признаются во внутреннем бухгалтерском учете в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:.

Объекты, созданные самой организацией, признаются во внутреннем бухгалтерском учете в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:.

5. Моментом признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, приобретенных за плату, является.

Моментом признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, приобретенных по договору мены, является...

Моментом признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, созданных самой организацией, является.

Моментом признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, взятых в аренду, является.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Первоначальная стоимость объектов основных средств, приобретенных за плату, состоит из:.

Первоначальная стоимость объектов основных средств, расчеты за которые осуществлены в иностранной валюте, состоит из:.

Первоначальная стоимость объектов основных средств, расчеты за которые осуществлены неденежными средствами, состоит из:.

Первоначальная стоимость объектов основных средств, созданных самой организацией, состоит из:.

7. Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из.

Срок полезного использования арендованных объектов основных средств определяется исходя из.

Срок полезного использования определяет., (указывается лицо, ответственное за определение срока полезного использования объектов и их групп);

Срок полезного использования объектов основных средств изменяется в случаях, когда.

8. Стоимость объектов основных средств переносится на затраты организации посредством начисления амортизации.

Стоимость объектов основных средств, относящихся к. группам объектов, единовременно переносится на затраты организации.

Стоимость объектов основных средств включается в стоимость иных объектов в случаях.

9. Амортизация основных средств по группе. (указывается группа или конкретный объект) начисляется. способом.

Амортизация начинается. (указывается момент начала амортизационных отчислений).

Амортизация заканчивается. (указывается момент окончания амортизационных отчислений).

Амортизация приостанавливается. (указываются случаи приостановления амортизационных отчислений).

10. Объекты прекращают признаваться во внутреннем бухгалтерском учете в качестве основных средств при невыполнении (выполнении) следующих условий:.

Объекты, взятые в аренду, прекращают признаваться во внутреннем бухгалтерском учете в качестве основных средств при невыполнении (выполнении) следующих условий:.

11. Моментом прекращения признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, реализуемых за плату, является.

Моментом прекращения признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, реализуемых по договору мены, является.

Моментом прекращения признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, ликвидируемых организацией, является.

Моментом прекращения признания во внутреннем бухгалтерском учете объектов основных средств, возвращенных из аренды, является.

12. Для характеристики состава и структуры основных средств рассчитываются следующие аналитические коэффициенты:.

Для характеристики состояния основных средств рассчитываются следующие аналитические коэффициенты:.

Для характеристики эффективности использования основных средств рассчитываются следующие аналитические коэффициенты:.

13. Информация о состоянии и использовании основных средств приводится в следующих формах внутренней отчетности:

Внутренний бухгалтерский баланс — стр..;

Внутренний отчет о прибылях и убытках — стр..;

Внутренний отчет о движении денежных средств — стр..;

Внутренний отчет центра ответственности за затраты организации — стр.. ;

Внутренний отчет центра инвестиций — стр.....

14. Информация, необходимая для составления внутренней бухгалтерской отчетности, представляется лицу, ответственному за ее составление, не позднее. дней (часов) по окончании отчетного периода. Информация включает в себя:

— сальдо по аналитическим (синтетическим) счетам учета основных средств по видам (группам) объектов;

— обороты по аналитическим (синтетическим) счетам учета основных средств по видам (группам) объектов;

Соответствующие формы внутренней бухгалтерской отчетности представляются заинтересованным внутренним пользователям информации не позднее. дней по окончании отчетного периода.

15. Лица, ответственные за представление информации по основным средствам:.

Лица, ответственные за составление соответствующих форм внутренней бухгалтерской отчетности по основным средствам:.

Потребители информации об основных средствах:.

16. Контроль качества информации внутренней бухгалтерской отчетности в части информации об основных средствах возложен на.

Предложенная структура регламента по большинству позиций соответствует требованиям МСФО по основным элементам отчетности, например по активам (IAS 2, IAS 16, IAS 38), доходам (IAS 18) и др. Соответствующий подход по структуре регламентов, предложенный в рамках МСФО, уже прошел проверку временем, доказал свою жизнеспособность и может быть использован при разработке регламентов отражения информации во внутренней отчетности. Отличаться могут методы и методики, предложенные в МСФО и разработанные организацией, но структура регламентов определяется объективной составляющей — элементами отчетности и возможными хозяйственными операциями с этими элементами.

Например, одним из основных направлений, по которому необходимо формирование информации внутренней отчетности, являются доходы организации. Это объясняется тем, что информация, формируемая в подсистемах финансового и налогового учетов, имеет ярко выраженную фискальную направленность и используется как база для расчета суммы налогов. Такая ситуация приводит к тому, что информация финансового учета перестает удовлетворять принципу нейтральности, что резко снижает ее качество для принятия управленческих решений.

В соответствии с общей схемой выработки профессионального суждения определим основные направления, которые должны охватывать профессиональные суждения о доходах:

— условия признания доходов в отчетности;

— оценка доходов в отчетности;

— определение расчетных оценок, связанных с доходами, и порядка их изменения в связи с возникновением событий после отчетной даты;

— объем и формат представления информации об объекте в бухгалтерской управленческой отчетности.

Большее количество проблем возникает при формировании информации о затратах и расходах в управленческом учете и представлении этой информации в бухгалтерской управленческой отчетности. Это связано с многообразием затрат и большим количеством вариантов, по которым могут оцениваться соответствующие показатели. В статье не будут рассматриваться частные вопросы, связанные с определением суммы отдельных затрат (например материальных затрат). Основное внимание будет уделено проблеме определения теоретических основ профессионального суждения по вопросам представления в отчетности информации о затратах, и основные направления, по которым необходимо выработать профессиональное суждение в отношении указанных элементов отчетности:

— условия признания затрат и расходов в отчетности;

— оценка затрат и расходов в отчетности;

— определение расчетных оценок, связанных с определением суммы затрат и расходов, и порядка их изменения в связи с возникновением событий после отчетной даты;

— объем и формат представления информации о затратах и расходах в бухгалтерской управленческой отчетности.

В случае если основным показателем на получение информации, на который ориентированы весь управленческий учет и вся информация отчетности, является финансовый результат, то одна из основных проблем, по которой необходимо профессиональное суждение, — определение момента признания финансового результата. В данном случае очень многое будет зависеть от профессионального суждения, сформированного по вопросу о моменте признания доходов, поскольку очевидно, что эти моменты (момент признания дохода и момент признания финансового результата) должны быть определенным образом взаимосвязаны. В большинстве случаев на практике при разработке форм управленческой отчетности в части информации о финансовых результатах составляют два детализированных отчета:

— отчет о прибылях и убытках по основной деятельности;

— отчет о прибылях и убытках по прочим видам деятельности.

Важнейший вопрос в этой области — это вопрос об уровне существенности при представлении в управленческой отчетности информации о прочих доходах и расходах. Просто представление информации общими суммами о прочих доходах и расходах для целей управленческого учета является нежелательным, так как подобная информация является неаналитичной.

Если говорить о формировании стоимости активов, то практически по каждой операции существует возможность формирования профессионального суждения с точки зрения отражения соответствующей информации в бухгалтерской управленческой отчетности. При этом основными направлениями, по которым необходима выработка профессионального суждения, являются:

— условия признания актива в учете;

— оценка актива при его первоначальном признании в учете;

— определение расчетных оценок, связанных с активом;

— последующая оценка актива при его использовании организацией;

— условия прекращения признания актива;

— объем и порядок представления информации об активе в бухгалтерской управленческой отчетности.

Существует масса конкретных направлений, по которым специалисту, ответственному за формирование учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности, не-

обходимо будет выработать свое профессиональное суждение. Ранее были проиллюстрированы основные принципы, которые можно положить в основу вырабатываемых профессиональных суждений. При этом важнейший принцип, который должен быть положен в разработку профессионального суждения, — принцип обоснованности, т. е. необходимо принимать не просто волевые решения, а решения обоснованные, имеющие под собой теоретическую основу. При построении системы учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности необходимо не просто пытаться следовать практике, а двигаться от теории к практике. Только в этом случае можно будет добиться высокого качества информации бухгалтерской управленческой отчетности.

Список литературы

1. Подоляк Н. В. Интеграция бухгалтерского и управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 1 (109).

2. Пятов М. Л. Учетная политика организации на 2010 год как область принятия управленческих решений // БУХ. 1С. 2010. № 1.

3. Слободняк И. А. Учет оборотных и внеоборотных активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.

4. Щукин А. Л. Управленческий учет для многофилиальных лизинговых компаний на основе МСФО // Управление финансами и рисками в лизинговой компании. 2010. № 1.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.