УДК 316.477
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ КАПИТАЛУ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ
Лысикова О.В.
Д. социол. наук, профессор
ФГБОУВО «Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю.А.»
г. Саратов, Российская Федерация
Керими К.М.
Канд. социол.наук, доцент
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. Региональный туризм тесно связан с человеческим капиталом и качеством жизни, поскольку социальная сущность туризма направлена на человека, его отдых, рекреацию, восполнение ресурсов для дальнейшей трудоспособной жизни, реализации талантов и способностей. В статье анализируется развитие человеческого потенциала к человеческому капиталу и качеству жизни в контексте возможностей социальных институтов развития на примере АНО «Агентство стратегических инициатив», деятельности Точек кипения и регионального туризма на примере Саратовской области.
Ключевые слова: региональный туризм, устойчивый туризм, человеческий капитал, человеческий потенциал, качество жизни, туристы, местные жители, пространственная мобильность, подготовка кадров, АНО «Агентство стратегических инициатив», Саратовская область, форсайт-мышление, Точка кипения, стейкхолдеры, цифровой контент.
Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 года ставит цели, которые включают количественные и качественные показатели эффективности. Проецируя их на российские регионы в целом и на Саратовскую область, в частности, принимая во внимания ресурсы, специфику и современные показатели региона, следует использовать форсайт-мышление. Основным направлением деятельности должно быть комплексное развитие внутреннего и въездного туризма на территории региона, целерациональная и ценностно-рациональная сфокусированная деятельность, направленная на формирование и продвижение местных туристических продуктов, перспективных проектов, стартапов, инициатив. Также предполагается увеличение объема туристской продукции, рост турпотока и создание благоприятного климата для инвестиций в туристическую сферу. Методологическим основанием служит концепция форсайт-мышления и типология форсайтов, которую активно развивает Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив», специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам
цифрового и технологического развития. Под форсайтом понимается процесс выработки позиции по отношению к будущему, первый тип форсайта - учебно-образовательный, второй - процесс определения позиций стейкхолдеров, третий - прогнозы по поводу того, как выглядит будущее, которое мы собираемся достичь [1]. По мнению Д.Н. Пескова, в основе поиска современной модели образования лежат такие концептуальные тезисы как Интернет и цифровые технологии, технологические стартапы в образовании, гиперконкуренция за таланты и стремительное развитие отраслей, образование как актив, вызовы общества консьюмеризма. Нами поддерживается эта точка зрения, активно транслируемая Д.Н. Песковым в ходе образовательного интенсива на Летнем острове в Сколтехе (Москва, июль, 2019 года) и на рабочем интенсиве Зимнего острова в Адлер -арене (Сочи, декабрь, 2020 года). Особо отметим, что форсайт как методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития позволяет объединять в диалектическом единстве и взаимосвязи усилия всех стратегически мыслящих и действующих игроков в образовании, науке, технологиях и сервисах, работая на экономику и социальную сферу страны в целом.
В ноябре 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин поддержал создание нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который включает три федеральных проекта: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма». На реализацию национального проекта по развитию внутреннего туризма до 2030 года будет направлено 529 млрд. рублей из федерального бюджета и 72 млрд. рублей - из средств регионов [2]. Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко сообщил о создании структуры «Корпорация по туризму», которая будет отвечать за развитие внутреннего туризма и напрямую подчиняться правительству, она начнет свою работу в 2021 году: «Отрасль туризма развивает до 50 смежных отраслей. Нацпроект позволит нам изменить облик городов, заповедников, природных территорий. Создать совершенно новую инфраструктуру и другой подход к сервису и качеству услуг. Нам важно, чтобы путешествия по стране стали частью образа жизни современного россиянина, потому что в конечном итоге мы говорим о новом качестве жизни человека» [2]. Глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила, что до конца 2021 года в Государственную Думу будет внесен новый закон о туристской деятельности и в течение ближайших двух лет вся система нормативно-правовых актов в туризме будет полностью обновлена.
Данные шаги нами расцениваются как логичная реакция на вынужденное введение ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции, из-за которой
туристическая отрасль признана одной из самых пострадавших отраслей мировой и региональной экономики. Вместе с тем последствия пандемии дают реальные шансы для развития рынка внутреннего туризма, потенциал которого достигает 1,5 трлн. рублей [3]. Основным местом отдыха во время пандемии в России были курорты Краснодарского края и Крыма; Санкт-Петербург, регион Кавказские Минеральные воды, Калининградская область, Байкал, Алтайский край, города Золотого кольца.
Региональный туризм как совокупность современных социально-экономических и культурных практик целесообразно рассматривать в рамках концепции мобильности. Развивая идеи социологии мобильности, профессор Ланкастерского университета Дж. Урри полагает, что под воздействием глобальных сетей и потоков формируются мобильная экономика и культура, что приводит к изменениям социальной структуры от социального к информационно-коммуникативному порядку. Будучи базовыми конструктами социологии мобильности, понятия «глобальное» и «туризм» являются компонентами единой системы взаимосвязанных процессов. Опираясь на мнение Дж. Урри о формировании туристского направления как части рефлексивного процесса, посредством которого общества и места вступают в «глобальный порядок» [4], отметим, что участниками такой рефлексии являются многие социальные институты и акторы -туристы, путешественники, местные жители, сотрудники сферы туризма и гостеприимства и др. В рамках феноменологической традиции сегодня продуктивно исследуется устойчивый туризм как практика взаимодействия туристов и местных жителей.
Концепция «устойчивого туризма» вошла в научный дискурс в 1990-е годы и получила множество интерпретаций. Остановимся на наиболее значимых моментах в рамках регионального туризма. Во-первых, туризм является сферой взаимодействия и взаимовлияния трех основных акторов: туриста, местного жителя, профессионала турбизнеса, причем каждый из них может выступать в разных социальных ролях или совмещать их. Во-вторых, характеристика устойчивости туризма подразумевает стабильность, повторяемость и упорядоченность практик, технологий и процедур. В-третьих, в туристских практиках складываются различные варианты взаимодействий субъектов по схеме «свой - чужой - другой». Посредством большего знания, понимания, включенности туриста в не характерную для него реальность происходит постепенное преобразование «чужого», будь то иностранный турист или местный житель, в «другого», когда практика отчуждения сменяется эмпатией. Это является проявлением «мягкого» устойчивого туризма.
Современный региональный туризм многогранен и многолик. Региональный туризм тесно связан с такими социальными феноменами и практиками как человеческий потенциал, человеческий капитал и качество жизни. Их диалектическую взаимосвязь можно проследить по тем актуальным трендам, которые реализуются у нас на глазах в гибридном формате оффлайн и онлайн. Яркими подтверждениями тому являются намерения и действия АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), реализующих проекты по трем приоритетным направлениям туризма: детский, экологический, промышленный. АСИ помогает привлекать финансирование со стороны партнеров и институтов развития по трем вариантам поддержки: сопровождение лидерских проектов; сопровождение проектов в рамках инициатив по детскому, экологическому, промышленному видам туризма; поддержка проектов в рамках Форума «Сильные идеи для нового времени» [5].
В мае 2021 года экспертная сеть АСИ проводит опрос о факторах, которые в наибольшей степени определяют качество жизни. Опрос проводится в рамках разработки Агентством стратегических инициатив подходов к формированию рейтинга качества жизни. Экспертам предлагается проранжировать по важности факторы, которые в наибольшей степени определяют качество жизни в порядке от наибольшего влияния на качество жизни к наименьшему:
- доступность и качество медицинской помощи;
- возможности для получения образования и развития способностей;
- обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье);
- качество городской среды и общественных пространств;
- доступность и качество проведения досуга и отдыха;
- экологическая обстановка;
- возможность для профессиональной реализации (в том числе развитие своего дела) и условия труда;
- открытость общества к многообразию и инклюзивности;
- безопасность;
- гармоничные социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и возможность вовлечения граждан в развитие своего региона;
- доступность и полнота государственных социальных услуг.
Отметим, что по меньшей мере 5 из 10-ти предлагаемых ответов в опроснике о детерминирующих индивидуальное восприятие качества жизни факторах напрямую связаны с отдыхом, туризмом, пространственной мобильностью.
Туризм и качество жизни в цифровом контенте - это объективная реальность, которая трансформируется также стремительно, как и окружающий нас мир. Коронавирус активно меняет современную социально-экономическую реальность и картину мира. Современные тенденции в развитии практик туризма свидетельствуют о том, что будущее - за индивидуальными формами организации, в основе которых лежит, во-первых, принцип, определяющий качество жизни, во-вторых, принцип персонального выбора туристических услуг, в-третьих, принцип вовлеченности человека в цифровой контент [6]. В настоящее время цифровая трансформация туристической отрасли активно продолжается. BigData и Machine Learning выводят туристическую аналитику на новый уровень, виртуальная и дополненная реальность расширяют туристические маршруты, digital-технологии в продвижении позволяют получить максимально целевую аудиторию. Новые технологии способствуют развитию, продвижению как отдельных турпродуктов, туристических дестинаций, так и отдельных видов туризма.
Обратимся к анализу Смартеки - платформе практик устойчивого развития АСИ. Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева позиционирует Смартеку как краутсорсинговую платформу, позволяющую, с одной стороны, улучшить механизм сбора практик, с другой стороны, дает возможность вовлечь в деятельность лидерские и экспертные сообщества. Подчеркнем, что Смартека является единой цифровой платформой, созданной для улучшения условий жизни в российских регионах, объединения лидеров общественного мнения, реализации и тиражирования лучших практик. В качестве основных рубрик в Смартеке работают следующие: смарт.антикризис, практики, партнеры, люди, конкурсы, новости [7]. На платформе Смартеки размещаются либо идеи бизнеса с целью решения конкретных проблем, либо уникальные проекты, которые могут быть тиражированы по всей стране, либо конструктивные инфраструктурные и маркетинговые решения.
На платформе Смартеки публично освещаются и популяризируются лучшие практики и проекты в том числе регионального туризма. Среди других лучших практик на платформе Смартеки представлен проект Школа молодых управленцев, который реализуется в Саратовской области. Одним из победителей 2020 года стал проект «Развитие событийного туризма на территории Саратовской области», выполненный слушателями Школы молодых управленцев Асейдуллиным Ильнуром и Мухаметовым Рустамом. Событийный туризм как совокупность уникальных культурных практик, социальных институтов и процессов находится в фокусе внимания Федерального агентства по туризму, Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, АНО «Агентство стратегических
инициатив», комитета по туризму Саратовской области. Данный проект инкорпорирован в актуальную повестку национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который будет реализован в рамках трех федеральных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, повышение доступности внутреннего туризма и совершенствование управления. Проект решает следующие проблемы регионального туризма:
1. Выявление системной взаимосвязи событийного туризма с приоритетными видами туризма согласно Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года.
2. Решение проблемы максимальной информированности местных жителей и потенциальных туристов о событийном календаре мероприятий на территории туристско-рекреационной дестинации Саратовской области.
3. Разработка комплекса управленческих решений по включению событийных мероприятий в региональные и межрегиональные турпродукты для выхода на общероссийский рынок внутреннего и въездного туризма.
4. Разработка пула мер по стимулированию региональной туристической отрасли в период после пандемии.
Инструментами и технологиями реализации проекта являются следующие: классификация существующего контента (событийный календарь, география, путеводители, маршруты, карта гастрономического туризма); скоринг функциональности сервисного продукта; коммуникации с институтами развития, акторами, стейкхолдерами в сквозной перспективе: Саратовская область - Приволжский федеральный округ - другие российские регионы; использование цифровых платформ, цифрового маркетплейса; интеракции с АНО «Агентство стратегических инициатив», сетью из 113-ти университетских и городских Точек кипения в 70-ти российских городах, региональными туроператорами, Клубами мышления.
Важность эффективных коммуникаций стейкхолдеров отмечает в своей статье Е.Е. Коновалова, подчеркивая важность сотрудничества отельеров, девелоперов и представителей современного музейного искусства, что становится новым трендом в управлении гостиничным бизнесом в московском регионе, с этим связаны стратегические изменения в гостиничной деятельности, что позволяет на практике реализовывать инновационные технологии управления гостиничным бизнесом [8].
Саратовская область продолжает активно развиваться как туристско-рекреационная дестинация. В период пандемии каждый из 38-ми муниципальных районов был тщательно проанализирован на предмет задействования в практиках туристических ресурсов. В результате Комитетом по туризму Саратовской области сформирован реестр, в который
вошли все природные объекты, включая ландшафтные зоны, акватории рек, особо охраняемые природные территории, исторические, социально-культурные и иные объекты туристского показа. В программы региональных туроператоров включены свыше 300 памятников архитектуры, 32 музея, 11 театров. В скором времени ожидается открытие после реконструкции Саратовского государственного цирка имени братьев Никитиных. В обновленном реестре насчитывается 282 туристских маршрута, 194 культурно-познавательных тура и экскурсии, предполагающих посещение музеев и историко-культурных достопримечательностей. Таким образом, доля культурно-познавательного туризма в общем объеме туристского рынка региона достаточно велика. Предложения региональных туроператоров начинаются с обзорных экскурсий по областному центру с посещением первого общедоступного музея в российской провинции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Народного музея Юрия Гагарина, музея саратовской гармоники, музея самоваров, музея Боевой и Трудовой Славы на Соколовой горе, проспекта Кирова (улица Немецкая), улицы Волжской, набережной Космонавтов. В 2018 году в федеральный реестр вошел маршрут «Золотые огни Саратова» (ООО «ТФ «Вокруг света», г. Москва), в 2019 году - маршрут «Немцы Поволжья» (региональный туроператор ООО «Покровск-тур»).
Культурно-исторические достопримечательности Саратовской области представлены на всероссийском турпортале Russia.Travel, на туристическом портале Саратовской области Огни-Поволжья [9], на Интернет-агрегаторах туризма, в том числе ТрипЭдв^йзер, МастСи. С 2020 года реализуется проект «Welcome to Саратов» - 3D путеводителя по областному центру. Первый масштабный онлайн-проект о Саратове становится платформой для презентации туристических ресурсов. Путеводитель позволяет в формате здесь-и-сейчас получать исчерпывающие ответы на все вопросы туристов. Искренний интерес к туризму в регионе проявляют всероссийские трэвел-шоу. В июле 2020 года в Саратовской области состоялись съемки программы «Седина в голову» для телеканала «Телепутешествия». Для аудитории в 30 млн. человек стала доступной профессионально выполненная программа о людях, событиях, местах Саратова и его окрестностях в перспективе прошлое - настоящее - будущее. Прошли также съемки видеосюжета по маршруту «Саратов купеческий» для телеканала «Моя планета», фотосъемки саратовских достопримечательностей в рамках проекта РИА-новостей.
По нашему убеждению, в контексте культурной, профессиональной, пространственной мобильности современных туристов перспективно рассматривать историческую реконструкцию. Многие сети организованы вокруг непосредственного переживания неких событий, происходящих в конкретное время в определенном месте.
Исторические реконструкции составляют именно такие социальные практики, которые в реальном времени порождают интенсивные моменты одновременного путешествия и соприсутствия. Исторические реконструкции являются перспективным направлением культурно-познавательного и событийного туризма, яркими примерами которого являются исторический фестиваль в Саратове «Один день из жизни средневекового города», посвященный золотоордынскому городу Укеку; анимационная программа для туристов с исторической реконструкцией Ледового побоища 1242 года на Чудском озере с участием дружины Александра Невского против немецких рыцарей, организуемого сотрудниками музея при Феодоровском мужском монастыре в г. Городец Нижегородской области. Исторические реконструкции в реальном времени порождают интенсивные моменты одновременного путешествия, соприсутствия, соучастия, сопереживания знаковых исторических событий отечественной истории нашими современниками.
Стратегическим ресурсом развития региональной туриндустрии является обеспечение профессиональными кадрами [10]. Абитуриентам и студентам важно осознавать, какие профессии будут востребованы через 5, 10, 15 лет, какую профессию и направление образования оптимально выбрать. В одной из интерпретаций человеческий капитал специалиста в сфере сервиса и туризма может выступать как неценовой фактор туристского спроса. Необходимость адаптации сервиса к потребностям туристов направляющих рынков, отличных по культурным, религиозным, национальным особенностям не вызывает сомнения. В масштабе страны действующим инструментом реализации межкультурных коммуникаций в туризме в процессах приема и обслуживания туристов выступают «friendlyпроекты». Управлением впечатлениями на местах занимается конкретный сотрудник, конструирующий «социальный портрет туриста», обладающий знаниями о предпочтениях, мотивах, моделях поведения клиента. Согласно Атласу новых профессий [11], наблюдается тенденция к востребованности индивидуальных экскурсионных программ, что требует персонального подхода к запросам клиента и усиления человеческого капитала в разрезе развития компетенций в отношении межкультурных коммуникаций в туристском обслуживании.
На наш взгляд, развитие регионального туризма, с одной стороны, способствует усилению возможности реализации человеческого потенциала (рынок труда и капитала, рабочие места, места практик с заинтересованными наставниками, востребованность профессиональных кадров отраслью и профессиональным сообществом), с другой стороны, реализованный потенциал - это человеческий капитал специалиста, профессионала в сфере туризма является одновременно мощным ресурсом и важным импульсом для развития туристско-рекреационных дестинаций - российских регионов.
Индивидуальный человеческий капитал специалистов в сфере туризма формирует человеческий капитал, в том числе социальных институтов - туроператоров, турагентов, туристско-информационных центров, средств размещения во всем своем многообразии, ресторанов, кафе и многих других.
Совокупность человеческих капиталов туристских организаций составляют национальный человеческий капитал, представляя «лицо» туризма в стране и за ее пределами. Устойчивый туризм в регионах возможен благодаря сильному и стабильному в своем воспроизводстве человеческому капиталу. Устойчивость регионального туризма является главным условием развития устойчивого сбалансированного туризма в стране. Время - сложная категория, оно индивидуально, социально, исторично, космично, технологично. Время - важный атрибут личной жизни, профессиональной деятельности, индивидуального развития, одновременно человеческого потенциала и человеческого капитала. Время обладает колоссальной ценностью. Сегодня очень важно актуализировать тайм-менеджмент как технологию успеха для студентов разных направлений, бизнесменов, путешественников, тех людей, которые стремятся к насыщенной жизни, конструируя свое будущее здесь и сейчас.
Для персональной и коллективной реализации человеческого потенциала, его гармоничного перехода в человеческий капитал ведется плодотворная работа в рамках решений форума института развития АСИ «Сильные идеи для нового времени», используются технологические и интеллектуальные ресурсы университетской Точки кипения, Клуба мышления Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. Приоритетными для вуза являются рынки национальной технологической инициативы (НТИ): EduNet, TechNet, EnergiNet. Через Образовательный центр коллективной работы «Точка кипения» СГТУ имени Гагарина Ю.А., который был открыт 19 октября 2019 года, во взаимодействии с другими университетскими и городскими «Точками кипения» в российских регионах в гибридной формате оффлайн, онлайн конструктивно проходят многие сетевые мероприятия -хакатоны, акселераторы, онлайн-конвенты, вебинары по широкой тематике, в том числе по проблематике регионального туризма и гостеприимства, подготовки кадров в условиях цифровой экономики, реализации инвестиционных проектов в Саратове, Саратовской агломерации, Саратовской области. Многочисленные мероприятия и проекты Точки кипения СГТУ имени Гагарина Ю.А. на платформе Leader-ID перманентно проводятся и реализуются совместно с Точкой кипения Российского государственного университета туризма и сервиса.
Таким образом, для развития системной политики регионального туризма с целью перехода человеческого потенциала в накопление и реализацию человеческого капитала,
повышения качества жизни местного населения предлагается взаимосвязанный пул мер в стратегии форсайт-мышления. Во-первых, поддержание средствами пространственной мобильности социального и духовного благополучия широкого спектра социально-демографических групп населения, открывая перспективы перехода от цифровой мобильности к реальным практикам туризма. Во-вторых, развитие внутреннего и въездного туризма в Саратовской области и Приволжском федеральном округе с акцентированием внимания на культурно-познавательном компоненте, духовном развитии подрастающего поколения, популяризации достижений материальной и нематериальной культуры в их диалектической взаимосвязи средствами просвещения, гуманизма, активной пространственной мобильности. В-третьих, поддержание положительного туристско-аттрактивного имиджа Саратовской области как территории великих достижений и глубоких культурных, социальных, научных, просветительских традиций. В-четвертых, укрепление межрегиональных связей социально ориентированного туристического бизнеса в Приволжском федеральном округе.
Литература
1. Песков Д. Форсайт образования 2030 // 14 лекций о будущем / АСИ. -Екатеринбург: Издательские решений, 2017. - Т. 3.
2. Независимое информационное агентство «Интерфакс», раздел «Туризм». Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/78423/ дата обращения 10.05.2021.
3. Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/433402486.pdf дата обращения 30.05.2021.
4. Урри Дж. Мобильности: пер. с англ. А. Лазарева. М.: Праксис, 2012.
5. Агентство стратегических инициатив. Сервисы АСИ. https://asi.ru/leaders/services/ дата обращения 10.05.2021.
6. Лысикова О.В., Килимова Л.В. Туризм и качество жизни в цифровом контенте // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Том. 14. №1. С. 42-48.
7. Смартека. АСИ. https://smarteka.com/about дата обращения 25.05.2021.
8. Коновалова Е.Е. Стратегические изменения в гостиничной деятельности и практике реализации инновационных технологий управления гостиничным бизнесом в Московском регионе // Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11 апреля 2019 г. / под ред. Е Е. Коноваловой. - М.: РУСАЙНС, 2019. С. 326-331.
9. Огни Поволжья: туристический портал Саратовской области Ы*р://огни-поволжья.рф/ дата обращения 15.05.2021.
10. Керими К.М. Формирование профессиональной идентичности специалиста сферы туризма в условиях социального пространства города (на примере г. Саратова) // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 6. С. 69-73.
11. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. М.: Сколково, 2015.