УДК 338.483
ТУРИСТСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
Отнюкова М.С.
канд. социолог. наук, доцент кафедры туризма и
культурного наследия
ФГБОУВО «Саратовский национальный
исследовательский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
г. Саратов, Российская Федерация
Черевичко Т.В.
доктор эконом., профессор,
заведующий кафедрой туризма и культурного наследия, директор института истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается организация сельского туризма как инновационное туристское событие. Современного потребителя туристских услуг трудно удовлетворить традиционными предложениями классических туров. Туристское событие - актуальный инновационный ресурс для привлечения туристов в регион. Саратовская область обладает достаточным потенциалом для развития событийного сельского туризма. Область входит в десятку ведущих регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции и традиционно находится в первой тройке регионов Приволжского федерального округа. В статье представлен проект сельскохозяйственного фестиваля как инструмента повышения привлекательности сельского туризма. Среди основных задач фестиваля такие как: увеличение привлекательности сельского туризма, разработка новых продуктов на рынке внутреннего событийного и сельского туризма и другие. Вместе с тем, организация сельского туризма в действительности сталкивается с рядом барьеров, связанных с законодательными, инфраструктурными, территориальными и экологическими факторами. Для перехода происходящих в регионе мероприятий в статус туристского события и привлечения туристов, необходимо партнерство всех акторов, действующих в пространстве туризма, что приведет к созданию новых событийных турпродуктов и будут притягивать туристов.
Ключевые слова: барьеры туризма, инновации, туристское событие, сельский туризм, сельскохозяйственный фестиваль, традиционные туристические услуги, партнерство
На сегодняшний день невозможно представить туристскую отрасль без разработки и внедрения инноваций. Это диктует в первую очередь конкурентная борьба и другие требования рынка. С другой стороны, современные туристы, искушенные своим опытом путешествий, стали более требовательными, их потребности все труднее удовлетворить обычными, традиционными способами и предложениями. Сегодняшний турист ищет
ярких, необычных впечатлений и нового, неизведанного опыта. Удовлетворение потребностей туристов, а также развитие всей туристкой отрасли переводятся в область разработки инновационного туристского продукта, где потребитель сам будет управлять процессом потребления, что позволит выйти за пределы традиционных туристических объектов и предложений.
Революционным достижением в развитии и продвижении туристской индустрии и значимым инструментом удовлетворения туристских потребностей являются разного рода события, происходящие на той или иной территории. Именно событийные мероприятия являются центром притяжения современных потребителей туристских услуг, могут выступать драйверами развития и продвижения территорий, создавая информационный повод, повышая известность региона и привлекая туристов.
Туристское событие встраивается в социокультурный ландшафт региона. Событийное мероприятие считается эксклюзивным инструментом продвижения туристской индустрии, формирующим имидж регионов, следовательно, разработка и внедрение туристских событий на региональном уровне становится все более актуальным. Практически в каждом регионе страны имеются инновационные решения для туристических предложений и событий. Мировая практика показывает, что недостаточно сообщать об уникальности того или иного места, доказывать значимость и превосходство культурно-исторического потенциала региона над соседними территориями. Сегодня нужны более эффективные способы продвижения территории как туристического направления. Введение отдельных мероприятий в план экономического развития территорий позволит одновременно решать проблемы модернизации инфраструктуры, привлекать туристов и инвесторов. В качестве туристского события могут выступать различные культурные, спортивные и другие мероприятия, происходящие в регионе. Так как Саратовская область традиционно является сельскохозяйственным регионом, на наш взгляд, таким инновационным ресурсом развития региона является сельский туризм.
Сельское хозяйство - важная отрасль экономики Саратовской области. В Саратовской области удельный вес вида экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в валовой добавленной стоимости (ВДС) значительно выше, чем в целом по РФ - 15,6 против 5,1% в 2016 г. [2] Прорабатывая туристские события в сфере сельского туризма, необходимо реально оценивать возможные барьеры реализации данного направления. Несмотря на большое количество реальных примеров активного развития сельского туризма на территории регионов России, данная отрасль все же сталкивается с множеством факторов, тормозящих формирование устойчивого образа сельского туризма. Развитие сельского туризма в
России затруднено в связи с целым рядом проблем как маркетингового, так и организационно-методического характера.
Сейчас стоит вопрос урегулирования комплексных проблем в сфере развития сельского туризма, которые носят острый и системный характер. Количество имеющихся ограничений превышает количество предпосылок для поступательного развития данного направления туристского рынка в нашей стране. Для решения необходима проработка новых подходов и программно-целевых методов, позволяющих повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе. На наш взгляд, решением может быть разработка региональных туристских событий.
В 2019 году автономной некоммерческой организацией «Агентство развития сельских инициатив» было проведено исследование по выявлению наиболее острых проблем в развитии сельского туризма в нашей стране. В ходе исследования было собрано и проанализировано 2540 анкет от представителей основных органов исполнительной государственной власти и потенциальных туристов [1].
Обобщив результаты проведённого исследования, были сделаны следующие выводы:
- отсутствие определений и законодательного закрепления понятий «сельский туризм» и «аграрный туризм» в федеральном законодательстве (№132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ»), а также в других существующих нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в данной сфере. Понятие «сельский туризм» и «аграрный туризм» не разводятся, хотя на данном этапе развития сельского туризма необходимо четкое определение основных понятий в законодательных актах для структурированного регулирования отрасли, для развития и управления данным направлением.
- слабо развитая логистическая и туристическая инфраструктура, неудовлетворительное качество дорог, моральный и физический износ сельской обеспечивающей инфраструктуры. Серьезным тормозом для российского сельского туризма до сих пор было и остается общее состояние российского села и провинции в целом. По нашему мнению, это один из самых критичных вопросов. По нормам организации туристических продуктов, в первую очередь должен быть обеспечен безопасный доступ ко всем туристическим объектам. В глубинках российских регионов существует множество привлекательных сельских усадеб и уникальных деревень с потенциалом развития сельского туризма, однако доступ к ним затруднен в связи с
сильной изношенностью дорожного покрытия, невозможностью пройти и проехать к данному месту. Необходимо развивать туристическую инфраструктуру в сельской местности за счет инструментов льготного кредитования, предоставляемых фондами развития регионов, фондами поддержки малого и среднего бизнеса. Активизировать развитие обеспечивающей инфраструктуры туристического бизнеса - произвести ремонтные работы дорог вне главных магистралей и запустить работы по развитию придорожного сервиса, пунктов проживания и питания.
Важным направлением работы по решению данного вопроса должна стать разработка государственных и сельскохозяйственных парков как крупных многофункциональных туристических и выставочных комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой.
- недостаток информированности среди местного населения по вопросам организации сельского туризма. Недостаточность адекватных обучающих методик, инструкций, пошаговых рекомендаций и программ. Выявлена низкая мотивация развивать сельский туризм из-за недостатка информации у местных жителей.
В российских селах все-таки есть большое количество подсобных хозяйств и владельцев гостевых и фермерских домов, мастеров ремесленников народно-художественных промыслов, которые могли бы поделиться своими знаниями и опытом с туристами, организовав на своей территории мастер-классы. Однако многие местные жители не видят себя в сельском туризме, не знают о его особенностях и возможностях, не понимают возможности получения прибыли от развития данного вида услуг. Пропагандировать сельский туризм по силам муниципальным органам самоуправления, которые должны работать с местным населением и разъяснять все выгоды от организации сельского туризма. Это направление может стать одним из важных источников получения доходов для сельских территорий и рыночной нишей для многих сельских предпринимателей.
- дефицит квалифицированных кадров.
Подготовка кадров в сфере сельского туризма не вполне соответствует потребностям как в количественном, так и в качественном отношении. Сегодня среди специалистов туристического бизнеса отсутствует ярко выраженный интерес к сельскому туризму. Также отсутствует осознание того, что у России, как у страны с огромными земельными ресурсами, есть высокие перспективы приобретения выгоды при ориентации на сельское хозяйство и смежные с ним отрасли. Возможно, ВУЗам профильной подготовки специалистов для туриндустрии стоит добавить больше образовательных программ и необходимых курсов для обучения студентов основам сельского туризма. А также
ощущается нехватка практической подготовки специалистов в области сельского туризма, для этого стоит организовать взаимодействие субъектов сельского туризма с ВУЗами по организации мест на базе предприятий для прохождения студентами производственной практики. Актуальным будет ввести стажировки по данному направлению в европейские страны, где сельский туризм развит шире. Необходимо рассмотреть возможности установления мер социальной поддержки молодых специалистов по направлению «Туризм» для работы в сельской местности.
- завышенные требования к субъектам малого предпринимательства на селе, недоверие сельских жителей, страх и нежелание регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, неблагоприятные условия ведения бизнеса сдерживают развитие сельских территорий, в том числе развитие туризма. Юридическая незащищенность с точки зрения сложности легализации деятельности и дальнейшего функционирования, боязнь контрольно-надзорных органов и проверок.
Считаем целесообразным, хотя бы на первое время, снизить административные барьеры в части обязательных требований контрольно-надзорных органов в отношении владельцев объектов сельского туризма, также ввести в государственное законодательство упрощенную систему регистрации сельских гостевых домов и отчетности владельцев сельских туристических объектов. Немаловажным является введение специальных режимов осуществления профессиональной деятельности для собственников гостевых домов и ремесленников, которые предоставляют свои услуги в частном порядке. Необходимо рассмотреть возможность налоговых каникул для субъектов МСП в сфере туризма на селе. Разработать меры, направленные на компенсацию процентной ставки по кредитам на реализацию региональных сельско-туристических и агротуристских проектов. Разработать систему льгот и преференций туроператорам, работающим с сельскими турпродуктами.
Стоит также упростить требования, применяемые к объектам питания в сельской местности, разрешить хозяевам обслуживание питанием отдыхающих в собственном гостевом доме без применения ОКВЭД «Общественное питание» и соответствующих требований к нему. Упростить требования к продаже собственной сельхозпродукции туристам для личных целей. Упростить требования, применяемые к торговле продукцией собственного производства на ярмарках, праздниках, иных событийных, в том числе гастрономических мероприятиях. Снижение налогового бремени позволит более эффективно использовать полученные денежные средства от приема и размещения отдыхающих в рамках сельского туризма для наращивания объема предоставляемых услуг, улучшения их качества и безопасности.
- угроза экологической обстановки в стране.
Развитие сельского туризма напрямую зависит от общей экологической обстановки в стране, так как природа является главным фактором организации агротуризма. В ходе процесса активной и хаотичной вырубки лесных массивов гибнут сотни гектаров зеленой зоны. Наибольший ущерб испытала экология на северо-западе страны, также сегодня остро стоит проблема обезлесенья Сибири. В результате данных процессов происходит вытеснение многих видов флоры и фауны из регионов их обитания. Климат становится более засушливым и образуется парниковый эффект, нарушается круговорот воды. Также вблизи множества аграрных усадеб, потенциально интересных для туристов, располагаются производства, занимающиеся переработкой радиоактивных отходов. К сожалению, на многих станциях оборудование устарело, что в любой момент может привести к аварии. Влияние радиоактивного излучения вызывает мутацию и гибель клеток в организмах, находящихся в близости с предприятием: местного населения, животного и растительного миров. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом, откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время. Организация туристической деятельности в такой местности характеризуется страшными последствиями. Необходимо обновление технической базы для минимизации рисков.
- низкий уровень конкурентоспособности сельского туризма в России по сравнению с предложением в зарубежных странах.
Если учесть все упомянутые барьеры и провести работу по их устранению, перед организаторами сельского туризма сегодня встает следующая проблема: с одной стороны, Россия располагает огромными аграрными ресурсами и потенциалом, с другой стороны наблюдается отставание отрасли в сравнении с другими странами. Наблюдения показывают, что зарубежные государства для повышения эффективности продаж и развития туристской отрасли в сельской местности разрабатывают важные концепции, направленные на развитие не только данной отрасли, но и сопутствующих отраслей таких как, социальная сфера сельского поселения, образование новых предприятий, рабочих мест и пр.
- неэффективная система продвижения сельского туризма на внутреннем и международном туристских рынках. Интерес российских туристов к сельскому туризму значительно ниже, чем у европейцев. Здесь встает вопрос о минимальной информированности российских туристов о сельском туризме. Нет целостного образа, который полностью бы раскрывал всю суть данного вида туризма и его возможности. Для решения данной проблемы необходимо разработать комплекс мер по продвижению
сельского туризма, которые должны внедрить в свою деятельность все регионы РФ: разработать продуктивную систему информационно-рекламного продвижения сельских турпродуктов на отечественных и международных рынках; внедрить в работу региональных ТИЦ организацию мероприятий по популяризации объектов сельского туризма; необходимо продвигать сельский туризм среди жителей крупных региональных центров (Москва, Санкт-Петербург и пр.); разработать план мероприятий с участием представителей турбизнеса из сельских территорий для популяризации сельского туризма на федеральном уровне (круглые столы, конференции и т.п.); включить объекты сельского туризма в разработку турпродуктов туроператоров страны.
Также необходимо запустить продвижение предприятий и организаций сферы сельского туризма на популярных туристических порталах, в социальных сетях, в мобильных приложениях и пропагандировать сельские турпродукты через издание полиграфической продукции (каталоги, газеты, журналы, буклеты). Следует проводить различные розыгрыши и акции для привлечения туристов, повысить имидж сельского туризма можно с помощью участия представителей сетей сельских объектов в международных выставках, таких как MITT, «Интурмаркет», «Отдых» и т.д.; а также на специализированных форумах и иных конгрессно-выставочных мероприятиях. Предлагаем региональным органам исполнительной власти проводить информационные туры, размещать рекламные материалы в СМИ; организовывать (совместно с администрациями районов) рекламные туры для турбизнеса с презентацией потенциала районов. Эффективный результат может дать создание специальной передачи на ТВ с целью популяризации сельских территорий, сельского природного и культурного наследия, возможностей отдыха на селе с демонстрацией лучших практик регионального туризма на сельских территориях.
Проанализировав существующие барьеры, стоящие на пути развития сельского туризма в России, можно выделить четыре основные рисковые зоны: материальная база туристических объектов сельских территорий, низкий уровень финансирования данной сферы, незначительный процент квалифицированных кадров и слабо развитое информационное поле.
Министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края в одном из своих докладов сказал, что сельский туризм представляет собой особый вид туризма, объединяющий ряд подвидов, развитие которых требует особой совокупности туристских ресурсов [3]. Для развития сельского туризма необходимы комплексные меры, направленные на решение большинства проблем. На наш взгляд, сегодня для развития и реализации перспектив сельского туризма необходима разработка событийных
мероприятий и грамотная РЯ-кампания, направленная на продвижение сельского туризма.
Развитие сельского туризма в регионе имеет высокие возможности привлечения большого количества туристов. Роль сельскохозяйственных праздников в туристском развитии очень велика в современном мире. Наиболее успешным видом праздника для привлечения наибольшего количества туристов является фестиваль. Фестиваль по своей сущности является масштабным мероприятием, с высоким уровнем социального и культурного значения. Под нашим руководством Е. Дорофеевой был разработан проект сельскохозяйственного фестиваля, который может стать знаковым событием в развитии сельского туризма на территории Саратовской области.
Саратовская область входит в десятку ведущих регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, молока и мяса и традиционно находится в первой тройке регионов Приволжского федерального округа. Одним из наиболее активно развивающихся субъектов Саратовской области является Татищевский район. Особенно интенсивно развивающейся отраслью экономики в последние годы является агропромышленное производство. Главным достижением сельскохозяйственных товаропроизводителей района в 2019 году стала традиционная победа Татищевского района в Ежегодном агропромышленном конкурсе, проводимом на территории Саратовской области. Переходящий приз Губернатора Саратовской области «Золотой колос» был получен за достижение наивысших результатов в сельскохозяйственном производстве по микрозоне. Проведенный анализ показал развитость инфраструктуры туризма в данном месте. Удобная транспортная доступность, между р. п. Татищево и г. Саратов организовано постоянное транспортное сообщение: каждые 40 минут курсирует автобус 491 направления, также можно воспользоваться пригородными поездами. Функционирует служба такси (среднее время в пути 42 мин). В р.п. Татищево функционирует две гостиницы с общим номерным фондом на 25 мест.
Разработанный сельскохозяйственный фестиваль «Золотой урожай» будет сконцентрирован, главным образом, на повышение заинтересованности туристов в мероприятиях агрономической направленности. Данный фестиваль послужит инструментом для развития внутреннего туризма в Саратовской области, а также поможет реализовать ряд социальных функций: активизация творческой деятельности, развитие творческих способностей человека, удовлетворение эстетических и культурных потребностей личности, поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности творческих коллективов.
Предполагается проведение фестиваля в преддверии славянского праздника урожая, который в земледельческом календаре отмечался 14 сентября и назывался «Осенинами»
или «Оспожниками». Предполагается, что фестиваль станет ежегодным, тогда планирование сроков проведения будет ориентироваться непосредственно на дату славянского праздника «Осенины».
Основным событийным мероприятием будет квест с заданиями различной направленности от спонсоров и участников фестиваля (например, покупка продукции, фото с символом бренда, участие в различных конкурсах развлекательной площадки и др.). Центральной частью сельскохозяйственного фестиваля станет проведение мастер-классов, посвященных быту и жизни сельского жителя. Также во время праздника предлагается провести конкурс фотографии на самую оригинальную идею «Моё сельское приключение». Каждый участник фестиваля почувствует себя его неотъемлемой частью, участники фотоконкурса проявят себя с целью «оставить след» в истории фестиваля, а голосующие в свою очередь смогут почувствовать себя важным и, в определенной степени, решающим элементом: ведь каждый голос будет важен.
Потенциальными стейкхолдерами фестиваля являются фермерские хозяйства Татищевского района Саратовской области. Предполагается, что в фестивале примут участие и представят свою продукцию для ярмарки сельскохозяйственные производители всех форм собственности, ИП, личные подсобные хозяйства, местные ремесленники, а также примут участие творческие коллективы. Основная целевая аудитория проекта -жители Саратова и Саратовской области, туристы близлежащих областей (Волгоградской, Пензенской и др.) разного возраста и пола.
Разработка фестиваля предполагает взаимодействие с организациями и должностными лицами, задействованными в работе по подготовке и проведению концертов и гала-концерта фестиваля, спонсорами.
Целью организации фестиваля является привлечение интереса туристов к Саратовской области и Татищевскому району, в частности показать потенциал и возможности развития сельского туризма в Саратовской области, повысить интерес городских жителей к селу. Кроме того, проведение фестиваля — это возможность развивать бренд Саратовской области как центра событийного и сельского туризма. В результате реализации проекта будет выведена на новый уровень традиция проведения в Саратовской области сельскохозяйственных событийных мероприятий. Проведение данного мероприятия сможет показать туристам, что в сельской местности можно провести активно и весело свое свободное время.
Таким образом, проведенные исследования показали, что множество событий, происходящих в регионе, не вызывают приток туристов, так как направленны в первую очередь на местных жителей, а не на туристов. Для того, чтобы существующие
мероприятия перешли в разряд туристских событий и могли привлечь туристов в регион, необходимо объединить действия специалистов различных сфер, включая средства массовых коммуникаций, учреждений культуры, туризма, органов региональной власти, сферы образования и сельских поселений. Результатом данной консолидации будут не просто фестивальные мероприятия, а новые событийные турпродукты, создающие эффект погружения туристов в атмосферу праздника и станут точками притяжения туристов.
Литература
1. Лебедева И.В. Текущее состояние сельского туризма в России. Выявление проблем и перспектив в развитии сельского туризма в стране. / И.В. Лебедева, С.Л. Копылова. - М.: АНО АРСИ, 2019. 44 с.
2. По данным Федеральной службы государственной статистики: Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/
3. Трухачев А.В. Развитие понятийного аппарата сельского туризма. / А.В.Трухачев // Scientific Journal of KubSAU. 2016. №121.