Научная статья на тему 'ТУРИСТСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ТУРИСТСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
307
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРЫ ТУРИЗМА / ИННОВАЦИИ / ТУРИСТСКОЕ СОБЫТИЕ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Отнюкова М. С., Черевичко Т. В.

В статье рассматривается организация сельского туризма как инновационное туристское событие. Современного потребителя туристских услуг трудно удовлетворить традиционными предложениями классических туров. Туристское событие - актуальный инновационный ресурс для привлечения туристов в регион. Саратовская область обладает достаточным потенциалом для развития событийного сельского туризма. Область входит в десятку ведущих регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции и традиционно находится в первой тройке регионов Приволжского федерального округа. В статье представлен проект сельскохозяйственного фестиваля как инструмента повышения привлекательности сельского туризма. Среди основных задач фестиваля такие как: увеличение привлекательности сельского туризма, разработка новых продуктов на рынке внутреннего событийного и сельского туризма и другие. Вместе с тем, организация сельского туризма в действительности сталкивается с рядом барьеров, связанных с законодательными, инфраструктурными, территориальными и экологическими факторами. Для перехода происходящих в регионе мероприятий в статус туристского события и привлечения туристов, необходимо партнерство всех акторов, действующих в пространстве туризма, что приведет к созданию новых событийных турпродуктов и будут притягивать туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

УДК 338.483

ТУРИСТСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

Отнюкова М.С.

канд. социолог. наук, доцент кафедры туризма и

культурного наследия

ФГБОУВО «Саратовский национальный

исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

г. Саратов, Российская Федерация

[email protected]

Черевичко Т.В.

доктор эконом., профессор,

заведующий кафедрой туризма и культурного наследия, директор института истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Российская Федерация [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается организация сельского туризма как инновационное туристское событие. Современного потребителя туристских услуг трудно удовлетворить традиционными предложениями классических туров. Туристское событие - актуальный инновационный ресурс для привлечения туристов в регион. Саратовская область обладает достаточным потенциалом для развития событийного сельского туризма. Область входит в десятку ведущих регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции и традиционно находится в первой тройке регионов Приволжского федерального округа. В статье представлен проект сельскохозяйственного фестиваля как инструмента повышения привлекательности сельского туризма. Среди основных задач фестиваля такие как: увеличение привлекательности сельского туризма, разработка новых продуктов на рынке внутреннего событийного и сельского туризма и другие. Вместе с тем, организация сельского туризма в действительности сталкивается с рядом барьеров, связанных с законодательными, инфраструктурными, территориальными и экологическими факторами. Для перехода происходящих в регионе мероприятий в статус туристского события и привлечения туристов, необходимо партнерство всех акторов, действующих в пространстве туризма, что приведет к созданию новых событийных турпродуктов и будут притягивать туристов.

Ключевые слова: барьеры туризма, инновации, туристское событие, сельский туризм, сельскохозяйственный фестиваль, традиционные туристические услуги, партнерство

На сегодняшний день невозможно представить туристскую отрасль без разработки и внедрения инноваций. Это диктует в первую очередь конкурентная борьба и другие требования рынка. С другой стороны, современные туристы, искушенные своим опытом путешествий, стали более требовательными, их потребности все труднее удовлетворить обычными, традиционными способами и предложениями. Сегодняшний турист ищет

ярких, необычных впечатлений и нового, неизведанного опыта. Удовлетворение потребностей туристов, а также развитие всей туристкой отрасли переводятся в область разработки инновационного туристского продукта, где потребитель сам будет управлять процессом потребления, что позволит выйти за пределы традиционных туристических объектов и предложений.

Революционным достижением в развитии и продвижении туристской индустрии и значимым инструментом удовлетворения туристских потребностей являются разного рода события, происходящие на той или иной территории. Именно событийные мероприятия являются центром притяжения современных потребителей туристских услуг, могут выступать драйверами развития и продвижения территорий, создавая информационный повод, повышая известность региона и привлекая туристов.

Туристское событие встраивается в социокультурный ландшафт региона. Событийное мероприятие считается эксклюзивным инструментом продвижения туристской индустрии, формирующим имидж регионов, следовательно, разработка и внедрение туристских событий на региональном уровне становится все более актуальным. Практически в каждом регионе страны имеются инновационные решения для туристических предложений и событий. Мировая практика показывает, что недостаточно сообщать об уникальности того или иного места, доказывать значимость и превосходство культурно-исторического потенциала региона над соседними территориями. Сегодня нужны более эффективные способы продвижения территории как туристического направления. Введение отдельных мероприятий в план экономического развития территорий позволит одновременно решать проблемы модернизации инфраструктуры, привлекать туристов и инвесторов. В качестве туристского события могут выступать различные культурные, спортивные и другие мероприятия, происходящие в регионе. Так как Саратовская область традиционно является сельскохозяйственным регионом, на наш взгляд, таким инновационным ресурсом развития региона является сельский туризм.

Сельское хозяйство - важная отрасль экономики Саратовской области. В Саратовской области удельный вес вида экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в валовой добавленной стоимости (ВДС) значительно выше, чем в целом по РФ - 15,6 против 5,1% в 2016 г. [2] Прорабатывая туристские события в сфере сельского туризма, необходимо реально оценивать возможные барьеры реализации данного направления. Несмотря на большое количество реальных примеров активного развития сельского туризма на территории регионов России, данная отрасль все же сталкивается с множеством факторов, тормозящих формирование устойчивого образа сельского туризма. Развитие сельского туризма в

России затруднено в связи с целым рядом проблем как маркетингового, так и организационно-методического характера.

Сейчас стоит вопрос урегулирования комплексных проблем в сфере развития сельского туризма, которые носят острый и системный характер. Количество имеющихся ограничений превышает количество предпосылок для поступательного развития данного направления туристского рынка в нашей стране. Для решения необходима проработка новых подходов и программно-целевых методов, позволяющих повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе. На наш взгляд, решением может быть разработка региональных туристских событий.

В 2019 году автономной некоммерческой организацией «Агентство развития сельских инициатив» было проведено исследование по выявлению наиболее острых проблем в развитии сельского туризма в нашей стране. В ходе исследования было собрано и проанализировано 2540 анкет от представителей основных органов исполнительной государственной власти и потенциальных туристов [1].

Обобщив результаты проведённого исследования, были сделаны следующие выводы:

- отсутствие определений и законодательного закрепления понятий «сельский туризм» и «аграрный туризм» в федеральном законодательстве (№132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ»), а также в других существующих нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в данной сфере. Понятие «сельский туризм» и «аграрный туризм» не разводятся, хотя на данном этапе развития сельского туризма необходимо четкое определение основных понятий в законодательных актах для структурированного регулирования отрасли, для развития и управления данным направлением.

- слабо развитая логистическая и туристическая инфраструктура, неудовлетворительное качество дорог, моральный и физический износ сельской обеспечивающей инфраструктуры. Серьезным тормозом для российского сельского туризма до сих пор было и остается общее состояние российского села и провинции в целом. По нашему мнению, это один из самых критичных вопросов. По нормам организации туристических продуктов, в первую очередь должен быть обеспечен безопасный доступ ко всем туристическим объектам. В глубинках российских регионов существует множество привлекательных сельских усадеб и уникальных деревень с потенциалом развития сельского туризма, однако доступ к ним затруднен в связи с

сильной изношенностью дорожного покрытия, невозможностью пройти и проехать к данному месту. Необходимо развивать туристическую инфраструктуру в сельской местности за счет инструментов льготного кредитования, предоставляемых фондами развития регионов, фондами поддержки малого и среднего бизнеса. Активизировать развитие обеспечивающей инфраструктуры туристического бизнеса - произвести ремонтные работы дорог вне главных магистралей и запустить работы по развитию придорожного сервиса, пунктов проживания и питания.

Важным направлением работы по решению данного вопроса должна стать разработка государственных и сельскохозяйственных парков как крупных многофункциональных туристических и выставочных комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой.

- недостаток информированности среди местного населения по вопросам организации сельского туризма. Недостаточность адекватных обучающих методик, инструкций, пошаговых рекомендаций и программ. Выявлена низкая мотивация развивать сельский туризм из-за недостатка информации у местных жителей.

В российских селах все-таки есть большое количество подсобных хозяйств и владельцев гостевых и фермерских домов, мастеров ремесленников народно-художественных промыслов, которые могли бы поделиться своими знаниями и опытом с туристами, организовав на своей территории мастер-классы. Однако многие местные жители не видят себя в сельском туризме, не знают о его особенностях и возможностях, не понимают возможности получения прибыли от развития данного вида услуг. Пропагандировать сельский туризм по силам муниципальным органам самоуправления, которые должны работать с местным населением и разъяснять все выгоды от организации сельского туризма. Это направление может стать одним из важных источников получения доходов для сельских территорий и рыночной нишей для многих сельских предпринимателей.

- дефицит квалифицированных кадров.

Подготовка кадров в сфере сельского туризма не вполне соответствует потребностям как в количественном, так и в качественном отношении. Сегодня среди специалистов туристического бизнеса отсутствует ярко выраженный интерес к сельскому туризму. Также отсутствует осознание того, что у России, как у страны с огромными земельными ресурсами, есть высокие перспективы приобретения выгоды при ориентации на сельское хозяйство и смежные с ним отрасли. Возможно, ВУЗам профильной подготовки специалистов для туриндустрии стоит добавить больше образовательных программ и необходимых курсов для обучения студентов основам сельского туризма. А также

ощущается нехватка практической подготовки специалистов в области сельского туризма, для этого стоит организовать взаимодействие субъектов сельского туризма с ВУЗами по организации мест на базе предприятий для прохождения студентами производственной практики. Актуальным будет ввести стажировки по данному направлению в европейские страны, где сельский туризм развит шире. Необходимо рассмотреть возможности установления мер социальной поддержки молодых специалистов по направлению «Туризм» для работы в сельской местности.

- завышенные требования к субъектам малого предпринимательства на селе, недоверие сельских жителей, страх и нежелание регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, неблагоприятные условия ведения бизнеса сдерживают развитие сельских территорий, в том числе развитие туризма. Юридическая незащищенность с точки зрения сложности легализации деятельности и дальнейшего функционирования, боязнь контрольно-надзорных органов и проверок.

Считаем целесообразным, хотя бы на первое время, снизить административные барьеры в части обязательных требований контрольно-надзорных органов в отношении владельцев объектов сельского туризма, также ввести в государственное законодательство упрощенную систему регистрации сельских гостевых домов и отчетности владельцев сельских туристических объектов. Немаловажным является введение специальных режимов осуществления профессиональной деятельности для собственников гостевых домов и ремесленников, которые предоставляют свои услуги в частном порядке. Необходимо рассмотреть возможность налоговых каникул для субъектов МСП в сфере туризма на селе. Разработать меры, направленные на компенсацию процентной ставки по кредитам на реализацию региональных сельско-туристических и агротуристских проектов. Разработать систему льгот и преференций туроператорам, работающим с сельскими турпродуктами.

Стоит также упростить требования, применяемые к объектам питания в сельской местности, разрешить хозяевам обслуживание питанием отдыхающих в собственном гостевом доме без применения ОКВЭД «Общественное питание» и соответствующих требований к нему. Упростить требования к продаже собственной сельхозпродукции туристам для личных целей. Упростить требования, применяемые к торговле продукцией собственного производства на ярмарках, праздниках, иных событийных, в том числе гастрономических мероприятиях. Снижение налогового бремени позволит более эффективно использовать полученные денежные средства от приема и размещения отдыхающих в рамках сельского туризма для наращивания объема предоставляемых услуг, улучшения их качества и безопасности.

- угроза экологической обстановки в стране.

Развитие сельского туризма напрямую зависит от общей экологической обстановки в стране, так как природа является главным фактором организации агротуризма. В ходе процесса активной и хаотичной вырубки лесных массивов гибнут сотни гектаров зеленой зоны. Наибольший ущерб испытала экология на северо-западе страны, также сегодня остро стоит проблема обезлесенья Сибири. В результате данных процессов происходит вытеснение многих видов флоры и фауны из регионов их обитания. Климат становится более засушливым и образуется парниковый эффект, нарушается круговорот воды. Также вблизи множества аграрных усадеб, потенциально интересных для туристов, располагаются производства, занимающиеся переработкой радиоактивных отходов. К сожалению, на многих станциях оборудование устарело, что в любой момент может привести к аварии. Влияние радиоактивного излучения вызывает мутацию и гибель клеток в организмах, находящихся в близости с предприятием: местного населения, животного и растительного миров. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом, откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время. Организация туристической деятельности в такой местности характеризуется страшными последствиями. Необходимо обновление технической базы для минимизации рисков.

- низкий уровень конкурентоспособности сельского туризма в России по сравнению с предложением в зарубежных странах.

Если учесть все упомянутые барьеры и провести работу по их устранению, перед организаторами сельского туризма сегодня встает следующая проблема: с одной стороны, Россия располагает огромными аграрными ресурсами и потенциалом, с другой стороны наблюдается отставание отрасли в сравнении с другими странами. Наблюдения показывают, что зарубежные государства для повышения эффективности продаж и развития туристской отрасли в сельской местности разрабатывают важные концепции, направленные на развитие не только данной отрасли, но и сопутствующих отраслей таких как, социальная сфера сельского поселения, образование новых предприятий, рабочих мест и пр.

- неэффективная система продвижения сельского туризма на внутреннем и международном туристских рынках. Интерес российских туристов к сельскому туризму значительно ниже, чем у европейцев. Здесь встает вопрос о минимальной информированности российских туристов о сельском туризме. Нет целостного образа, который полностью бы раскрывал всю суть данного вида туризма и его возможности. Для решения данной проблемы необходимо разработать комплекс мер по продвижению

сельского туризма, которые должны внедрить в свою деятельность все регионы РФ: разработать продуктивную систему информационно-рекламного продвижения сельских турпродуктов на отечественных и международных рынках; внедрить в работу региональных ТИЦ организацию мероприятий по популяризации объектов сельского туризма; необходимо продвигать сельский туризм среди жителей крупных региональных центров (Москва, Санкт-Петербург и пр.); разработать план мероприятий с участием представителей турбизнеса из сельских территорий для популяризации сельского туризма на федеральном уровне (круглые столы, конференции и т.п.); включить объекты сельского туризма в разработку турпродуктов туроператоров страны.

Также необходимо запустить продвижение предприятий и организаций сферы сельского туризма на популярных туристических порталах, в социальных сетях, в мобильных приложениях и пропагандировать сельские турпродукты через издание полиграфической продукции (каталоги, газеты, журналы, буклеты). Следует проводить различные розыгрыши и акции для привлечения туристов, повысить имидж сельского туризма можно с помощью участия представителей сетей сельских объектов в международных выставках, таких как MITT, «Интурмаркет», «Отдых» и т.д.; а также на специализированных форумах и иных конгрессно-выставочных мероприятиях. Предлагаем региональным органам исполнительной власти проводить информационные туры, размещать рекламные материалы в СМИ; организовывать (совместно с администрациями районов) рекламные туры для турбизнеса с презентацией потенциала районов. Эффективный результат может дать создание специальной передачи на ТВ с целью популяризации сельских территорий, сельского природного и культурного наследия, возможностей отдыха на селе с демонстрацией лучших практик регионального туризма на сельских территориях.

Проанализировав существующие барьеры, стоящие на пути развития сельского туризма в России, можно выделить четыре основные рисковые зоны: материальная база туристических объектов сельских территорий, низкий уровень финансирования данной сферы, незначительный процент квалифицированных кадров и слабо развитое информационное поле.

Министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края в одном из своих докладов сказал, что сельский туризм представляет собой особый вид туризма, объединяющий ряд подвидов, развитие которых требует особой совокупности туристских ресурсов [3]. Для развития сельского туризма необходимы комплексные меры, направленные на решение большинства проблем. На наш взгляд, сегодня для развития и реализации перспектив сельского туризма необходима разработка событийных

мероприятий и грамотная РЯ-кампания, направленная на продвижение сельского туризма.

Развитие сельского туризма в регионе имеет высокие возможности привлечения большого количества туристов. Роль сельскохозяйственных праздников в туристском развитии очень велика в современном мире. Наиболее успешным видом праздника для привлечения наибольшего количества туристов является фестиваль. Фестиваль по своей сущности является масштабным мероприятием, с высоким уровнем социального и культурного значения. Под нашим руководством Е. Дорофеевой был разработан проект сельскохозяйственного фестиваля, который может стать знаковым событием в развитии сельского туризма на территории Саратовской области.

Саратовская область входит в десятку ведущих регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, молока и мяса и традиционно находится в первой тройке регионов Приволжского федерального округа. Одним из наиболее активно развивающихся субъектов Саратовской области является Татищевский район. Особенно интенсивно развивающейся отраслью экономики в последние годы является агропромышленное производство. Главным достижением сельскохозяйственных товаропроизводителей района в 2019 году стала традиционная победа Татищевского района в Ежегодном агропромышленном конкурсе, проводимом на территории Саратовской области. Переходящий приз Губернатора Саратовской области «Золотой колос» был получен за достижение наивысших результатов в сельскохозяйственном производстве по микрозоне. Проведенный анализ показал развитость инфраструктуры туризма в данном месте. Удобная транспортная доступность, между р. п. Татищево и г. Саратов организовано постоянное транспортное сообщение: каждые 40 минут курсирует автобус 491 направления, также можно воспользоваться пригородными поездами. Функционирует служба такси (среднее время в пути 42 мин). В р.п. Татищево функционирует две гостиницы с общим номерным фондом на 25 мест.

Разработанный сельскохозяйственный фестиваль «Золотой урожай» будет сконцентрирован, главным образом, на повышение заинтересованности туристов в мероприятиях агрономической направленности. Данный фестиваль послужит инструментом для развития внутреннего туризма в Саратовской области, а также поможет реализовать ряд социальных функций: активизация творческой деятельности, развитие творческих способностей человека, удовлетворение эстетических и культурных потребностей личности, поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности творческих коллективов.

Предполагается проведение фестиваля в преддверии славянского праздника урожая, который в земледельческом календаре отмечался 14 сентября и назывался «Осенинами»

или «Оспожниками». Предполагается, что фестиваль станет ежегодным, тогда планирование сроков проведения будет ориентироваться непосредственно на дату славянского праздника «Осенины».

Основным событийным мероприятием будет квест с заданиями различной направленности от спонсоров и участников фестиваля (например, покупка продукции, фото с символом бренда, участие в различных конкурсах развлекательной площадки и др.). Центральной частью сельскохозяйственного фестиваля станет проведение мастер-классов, посвященных быту и жизни сельского жителя. Также во время праздника предлагается провести конкурс фотографии на самую оригинальную идею «Моё сельское приключение». Каждый участник фестиваля почувствует себя его неотъемлемой частью, участники фотоконкурса проявят себя с целью «оставить след» в истории фестиваля, а голосующие в свою очередь смогут почувствовать себя важным и, в определенной степени, решающим элементом: ведь каждый голос будет важен.

Потенциальными стейкхолдерами фестиваля являются фермерские хозяйства Татищевского района Саратовской области. Предполагается, что в фестивале примут участие и представят свою продукцию для ярмарки сельскохозяйственные производители всех форм собственности, ИП, личные подсобные хозяйства, местные ремесленники, а также примут участие творческие коллективы. Основная целевая аудитория проекта -жители Саратова и Саратовской области, туристы близлежащих областей (Волгоградской, Пензенской и др.) разного возраста и пола.

Разработка фестиваля предполагает взаимодействие с организациями и должностными лицами, задействованными в работе по подготовке и проведению концертов и гала-концерта фестиваля, спонсорами.

Целью организации фестиваля является привлечение интереса туристов к Саратовской области и Татищевскому району, в частности показать потенциал и возможности развития сельского туризма в Саратовской области, повысить интерес городских жителей к селу. Кроме того, проведение фестиваля — это возможность развивать бренд Саратовской области как центра событийного и сельского туризма. В результате реализации проекта будет выведена на новый уровень традиция проведения в Саратовской области сельскохозяйственных событийных мероприятий. Проведение данного мероприятия сможет показать туристам, что в сельской местности можно провести активно и весело свое свободное время.

Таким образом, проведенные исследования показали, что множество событий, происходящих в регионе, не вызывают приток туристов, так как направленны в первую очередь на местных жителей, а не на туристов. Для того, чтобы существующие

мероприятия перешли в разряд туристских событий и могли привлечь туристов в регион, необходимо объединить действия специалистов различных сфер, включая средства массовых коммуникаций, учреждений культуры, туризма, органов региональной власти, сферы образования и сельских поселений. Результатом данной консолидации будут не просто фестивальные мероприятия, а новые событийные турпродукты, создающие эффект погружения туристов в атмосферу праздника и станут точками притяжения туристов.

Литература

1. Лебедева И.В. Текущее состояние сельского туризма в России. Выявление проблем и перспектив в развитии сельского туризма в стране. / И.В. Лебедева, С.Л. Копылова. - М.: АНО АРСИ, 2019. 44 с.

2. По данным Федеральной службы государственной статистики: Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/

3. Трухачев А.В. Развитие понятийного аппарата сельского туризма. / А.В.Трухачев // Scientific Journal of KubSAU. 2016. №121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.