Key-wards: hotel management, assortment strategy of accommodation, individualization needs, individual point of view.
Reference:
1. Bezrutchenko, Yu.V. Marketing v socialjno-kuljturnom servise i turizme. - M.: Dashkov i K, 2012. - 164 s.
2. Makusheva, O.N. Voprosih transformacii upravleniya personalom v sisteme kadrovogo menedzhmenta // Aktualjnihe voprosih ehkonomiki, upravleniya i prava: sb. nauchnihkh trudov (ezhegodnik). - 2014. - № 56. - S. 70-76.
3. Menedzhment gostepriimstva: ucheb. posobie / E.N. Knihshova, Yu.M. Belozerova. - M.: Infra-M, 2014. - 512 s.
4. Thelchkova, E.S. Predlozheniya po obespecheniyu konkurentnihkh preimuthestv gostinichnihkh predpriyatiyj za schet upravleniya assortimentom predostavlyaemihkh uslug // Rossiyjskoe predprinimateljstvo. - 2007. - № 7. - S. 167-172.
5. Predpochteniya turistov v 2013 godu: analizih i prognozih // PRONOTEL: portal pro gostinichnihyj biznes. [Ehlektronnihyj resurs]: URL: http://prohotel.ru/ (data obratheniya:
09.03.14).
УДК 339.13; 379.85; 338.48 DOI: 10.12737/6686
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ МНЕНИЯ
Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ktm-ipad@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье приводятся краткие результаты исследования регионального туристского продукта Ярославской области с позиции его освещения в средствах массовой информации и приравненных к ним источниках, а также его восприятия у потенциальных и реальных потребителей. Исследование осуществлялось по двум направления: контент-анализа публикаций и опрос интернет-пользователей.
Помимо выявления эмоциональной окраски публикаций о туристском продукте Ярославской области, целью контент-анализа являлось построение рейтинга достопримечательностей и коллективных средств размещения Ярославской области, а также выявление основных факторов, сдерживающих развитие туризма и снижающих благоприятное восприятие Ярославской области как туристкой территории, по мнению потребителей туристских услуг.
Web-опрос своей целью имел определение частоты туристских поездок, в том числе и по территории РФ; выявление предпочтений потребителей по видам отдыха; определение наиболее популярных сфер приложения туристского интереса по разным возрастным группам; выявление наиболее популярных источников информации о туробъектах; определение причин выбора потребителями той или иной туркомпании; определение потребительских требований к инфраструктурным составляющим турпродукта. Отдельно рассматривался вопрос о том, что закладывается в основу формирования туристского впечатления у различных возрастных категорий туристов.
Также в материалах статьи обозначены стратегические перспективы развития туризма в Ярославской области в соответствии со стратегией социальноэкономического развития и даны предложения по формированию сервисного пространства региональной туристской системы.
Ключевые слова: региональный туристский продукт, Ярославская область, опрос, контент-анализ, предпочтения потребителей, рейтинг достопримечательностей и коллективных средств размещения
Региональный туристский продукт можно трактовать как совокупность имеющихся природных, климатических, культурных и историко-архитектурных ресурсов, привлекаемых и используемых в туристской деятельности, туристской и сопутствующей инфраструктуры, а также деятельности туристских предприятий, выраженная в создании, продвижении и реализации конкретных рыночных предложений, направленных на привлечение туристов.
Качество регионального туристского продукта отражает состояние и уровень развития туризма в регионе. Основными факторами в принятии решения потенциальными туристами посетить или нет регион, могут стать их представления об этой территории, степень их осведомленности о происходящих на этой территории событиях, безопасности путешествия, свободе перемещения и транспортной доступности, удовлетворении их культурных, познавательных и прочих интересов.
Актуальность данного исследования обусловлена разработкой и активной реализацией мероприятий по региональному регулированию туризма в Ярославской области. В таких условиях предприятиям туристской индустрии и предприятиям смежных с туризмом отраслей и сфер деятельности важно понимать, какие аспекты регионального продукта приветствуются туристами, какой сервис им нужен и какие впечатления они хотели бы получить по завершении пребывания. Это и определило содержание исследования «Региональный туристский продукт Ярославской области: информационное освещение и потребительские мнения».
Исследование проводилось поэтапно, на основе первичной и вторичной информации, полученной в итоге:
— контент-анализа публикаций в средствах массовой информации и коммуникаций (включая Интернет-ресурсы и приравненные к ним информационные источники) о туристской привлекательности Ярославской области, в т.ч. содержащих отзывы туристов (200 публикаций из открытых источников);
— опроса потенциальных потребителей туристских услуг Ярославской области в web-пространстве (среда портала Polldaddy.com, на сервисе eQuestionnaire).
При проведении контент-анализа были осуществлены качественный анализ определенной смысловой информации о туристской деятельности в Ярославской области и перевод содержания документа в количественное выражение. Выборочные совокупности формировались методом преднамеренной выборки и методом контактных лиц. Размер выборочных совокупностей определялся исходя из нормативно заложенных в программе исследований контрольных цифр.
В ходе вторичного исследования был обработан массив данных по соответствующей тематике в доступных базах периодических изданий, сообщениях российских информационных агентств, электронных ресурсов тематических сайтов русскоязычного Интернета.
Следует отметить, что наиболее активно проблематику туристской
привлекательности Ярославской области освещали:
а) центральные СМИ:
— Общенациональный деловой журнал «Эксперт»;
— Газета TTG;
— «Московский Комсомолец»;
— Ежедневная электронная газета Российского союза Туриндустрии RATA news;
— «Аргументы и факты»;
— Журнал «Туринфо»;
— Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы»;
— Журнал «Турбизнес»;
б) региональные СМИ:
— Ежедневная газета «Северный край»;
— Газета «Ярославский регион»;
—Ярославская областная газета «Золотое кольцо»;
— «Деловые вести Ярославии»;
— Общественно-политическая газета «Рыбинская неделя»;
— ГТРК «Ярославия»;
в) информационные агентства:
— агентство «ИНТЕРФАКС»;
— «РИА-Новости»;
— Информационное агентство REGNUM.
Из общего количества документов (статей, аналитических обзоров, сообщений хроникального типа и т.п. - в дальнейшем «публикации») некоторые оказались перепечатками из других изданий или содержали фактологическое описание одних и тех же событий, не несущее в себе отличий.
Таким образом, непосредственным предметом исследования явились тексты 200 оригинальных публикаций центральных и региональных российских СМИ, в т.ч. публикации тематических сайтов Интернет-ресурсов, включая отзывы и рассказы туристов о Ярославской области.
Поиск в среде Интернет осуществлялся в поисковых машинах: Yandex, Rambler, Google. Выборка формировалась сплошным методом, с глубиной поиска в 20 первых ссылок.
После этого тексты публикаций были обезличены (были убраны названия изданий, номера, даты публикации, фамилии авторов, адреса Интернет-ресурсов и т.д.) для дальнейшей обработки, что позволило исключить субъективность в смысловой оценке публикаций, которая могла бы быть обусловлена личным мнением об авторитетности, зависимости или независимости, общей направленности и т.п. того или иного конкретного
издания.
На этом этапе исследования вся совокупность включенных в рассмотрение публикаций была разделена на несколько подмножеств (групп). Каждому из выделенных подмножеств было присвоено условное наименование:
1) Positive («позитивные»), их оказалось 71%;
2) Negative («негативные») - 5%;
3) Neutral («нейтральные») - 24%.
Большинство публикаций в целом имеют позитивный характер, хотя и отражают некоторые недостатки туристской сферы Ярославской области. Нейтральные публикации представляют собой в основном сухие информационные сообщения и репортажи, как без положительной, так и без отрицательной окраски, и содержат информацию о туристской инфраструктуре Ярославской области, в т.ч. некоторые количественные характеристики, такие как сведения о коллективных средствах размещения, номерном фонде, достопримечательностях, местах общественного питания и т.д. Основной
направленностью негативно окрашенных публикаций является отражение отрицательных сторон конкретных объектов туристской инфраструктуры Ярославской области, а не туристской привлекательности Ярославской области в целом.
Проведенный анализ вышеперечисленных групп публикаций, посвященных различным аспектам туристской привлекательности Ярославской области, позволяет сделать следующие выводы.
Выявлено явное превалирование позитивно окрашенных публикаций (71%).
Большинство публикаций данной группы представляют собой репортерские сообщения об успешных действиях, либо перспективных направлениях по развитию туризма в Ярославской области. Следует отметить, что пик публикационной активности данных сообщений приходится на 2009-2013 гг. Поводом для появления в СМИ публикаций о положительном имидже Ярославской области с упоминаем о его инвестиционной привлекательности послужило празднование 1000-летия г. Ярославля.
Часть положительных публикаций составили рассказы и отзывы непосредственно туристов об отдыхе в Ярославской области. Основными информационными источниками здесь послужили:
— http://www.tripadvisor.ru;
— http://tonkosti.ru;
— http://www.booking.com/region/ru/yaroslavl.ru;
— http://www.avda.ru/russia/varoslavskava-oblast/otzyv;
— http://tourout.ru/area/yaroslavloblast.html.
Практически все туристы характеризуют Ярославскую область как область с богатейшим историко-культурным наследием, а также отмечается высокая концентрация туристских объектов показа, живописность и красота природных ландшафтов.
Оценка публикаций http://www.booking.com/region/ru/varoslavl.ru. http://www.ayda. ru/russia/yaroslavskaya-oblast/otzyv и http://tourout.ru/area/varoslavloblast.html позволила составить рейтинг наиболее рекомендуемых средств коллективных размещений (КСР) и самых популярных достопримечательностей Ярославской области (табл. 1).
Таблица 1 - Рейтинг достопримечательностей и КСР Ярославской области, на основе анализа публикаций
Наименование КСР Место Наименование достопримечательности
Гостевой дом «На Холме» 1 Набережная Ярославля
Отель «Купцовъ дом» 2 Ростовский кремль (Митрополичий двор)
Отель «Кошкин дом» 3 Стрелка в Ярославле
Отель «Модерн» 4 Синий камень на берегу Плещеева озера
Отель «Сайран» 5 Частный музей "Музыка и время"
Отель «Царевна Лягушка» 6 Церковь Ильи Пророка
Отель «Бульвар» 7 Угличский Кремль
Гостиничный комплекс «Алеша Попович Двор» 8 Толгский монастырь в Ярославле
Гостиничный комплекс «Иоанн Васильевич» 9 Спасо-Яковлевский монастырь
Отель «Волжская Ривьера» 10 Спасо-Преображенский монастырь
Отель «Ибис Ярославль Центр» 11 Музей финифти
Гостиница «СК - Роял» 12 Церковь Димитрия Царевича «на крови»
Гостиница «Ринг Премьер Отель» 13 Свято-Никольский женский монастырь
Отель «Волжская Жемчужина» 14 Успенский собор в Ярославле
Гостиница «Русское Подворье» 15 Алексеевский монастырь
Гостиница «Парадная» 16 Памятник Ярославу Мудрому
Отель «Ить» 17 Музей чайника
Бутик-отель «Red House» 18 Успенский собор в Ростове
Отель «Кристайл» 19 Ярославский музей-заповедник
Хостел «Гуд Лак» 20 Борисоглебский монастырь
Количество негативных публикаций по проблематике туристской привлекательности Ярославской области в процентном отношении незначительно (5%), в них фактически отсутствует серьезная аналитика процессов, происходящих в данной сфере (хотя, именно здесь она была бы наиболее уместна). Большую часть негативной информации составляют публикации непосредственно туристов, с комментариями и разъяснениями, касающиеся непосредственного состояния, качества и уровня обслуживания в различных объектах туристской инфраструктуры Ярославской области. Следует отметить, что среди негативных публикаций, имелись публикации, содержащие мнения экспертов относительно проблем, мешающих развитию туризма в Ярославской области. Так, в ходе исследования и анализа публикаций о туристской привлекательности
Ярославской области удалось выявить основные отрицательные факторы, сдерживающие развитие туризма в области и снижающие благоприятное восприятие Ярославской области как туристкой территории:
1) качество автодорожной сети;
2) сервис;
3) неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
4) реставрация, реконструкция и содержание объектов туристского показа;
5) благоустройство территорий и мест отдыха туристов и жителей области.
По перечисленным позициям большинство информационных сообщений было окрашено негативно.
Несмотря на подавляющее большинство положительных публикаций о туристской привлекательности Ярославской области, в настоящее время прослеживается явная нехватка публикаций именно рекламного характера, целью которых стало бы распространение информации о перспективных туристских возможностях области и поддержание положительного имиджа Ярославской области среди туристов.
Для выявления потенциальных предпочтений потребителей туристских услуг обратимся к результатам опроса в web-пространстве. В исследовании принимали участие 400 человек, которые вписались в следующие возрастные категории: до 18 лет - 79 человек, 18-25 лет - 101 человек, 25-45 лет - 123 человека и от 45 лет - 97 человек.
Из таблицы 2 видно, что молодые люди в возрасте до 18 лет предпочитают или вынуждены путешествовать с туристскими целями менее 1 раза в год.
Таблица 2 - Частота туристских поездок
Возраст Количество человек Количество поездок
мужчины женщины
До 18 лет 23 31 Менее 1 раза в год
18-25 20 52 1 раз в год
25-45 30 61 1 раз год
От 45 25 44 2 раза в год
Скорее всего, это связано с тем, что респонденты до 18 лет в большинстве своем не могут самостоятельно планировать поездку, а также их время загружено учебой, и мнение о путешествиях еще не сформировано. Категория респондентов от 18 до 45 лет путешествуют примерно раз в год, что может быть связано с их занятостью. Респонденты
старше 45 лет предпочитают отдыхать чаще и по возможности это делают. У этой категории находится больше времени хорошо спланировать и провести отдых. На остальные варианты ответов ответило незначительное количество респондентов.
В таблице 3 показано количество поездок по РФ.
Таблица 3 - Количество поездок по РФ в год
Возраст Количество человек Количество поездок
мужчины женщины
До 18 лет 32 27 1 поездка
18-25 28 46 1 поездка
25-45 34 46 2 поездки
От 45 37 23 Не совершали
Как видно из таблицы, большинство опрошенных старше 45 не совершали поездок по России за последний год, это можно объяснить и дороговизной туров и стремлением увидеть что-то новое за рубежом.
Молодежь отдает предпочтение пляжному отдыху, среднее поколение - пляжу и познавательным экскурсиям, старшее - санаторному лечению и домашнему отдыху (табл. 4).
Таблица 4 - Предпочтение вида отдыха
Возраст Количество человек Количество поездок
мужчины женщины
До 18 лет 10 14 Пляжный
До 18 лет 6 17 Экскурсионный
18-25 12 19 Пляжный
25-45 14 32 Пляжный
25-45 3 26 Шоппинг
От 45 24 33 Лечебный
На рисунках. 1-4 показаны ответы на вопрос «Что вызывает у Вас повышенный туристский интерес? (оценить от 1-го до 10)».
Для категории людей младше 18 лет на первом месте стоит событийные мероприятия, на втором - мифы и легенды, на третьем- памятники природы. В меньшей степени их интересуют центры аутентичной культуры и производственные и промышленные объекты.
Туристские предпочтения категории людей
от 18 до 25 лет ■ Событийные мероприятия
/1,2 N. ■ Историческое,архитектурное
/ \ наследие, природнье
1,4 \ памятники
■ IVифы, легенды и сакральные
1 ' места
\ 8,2
\з.2 / ■ Образовательные дентры
■ Пэоизводсгвенные и
промышленные объекты
Рисунок 2 - Туристские предпочтения категории людей от 18 до 25 лет
Респонденты от 18 до 25 лет на первое место поставили событийные мероприятия, на второе - историческое и архитектурное наследие, мифы, легенды и сакральные здания,
сооружения с сакральной нагрузкой - на третье, далее идут образовательные центры и производственные и промышленные объекты.
Туристские предпочтения респондентов от
25 до 45 лет ■ Природные памятники, историческое и архитектурное наследие ■ Событийнье мероприятия
/1,2 \ ■ Мифы, легенды и сакральные здания
114 [ ' ■ Центры аутентичной культуэы
V 8,2 j
Ч3,2 / ■ Образовательные центры и промышленные объекты ■ Традиционная кухня
Рисунок 3 - Туристские предпочтения респондентов от 25-45 лет
Рисунок 4 - Туристские предпочтения категории респондентов старше 45 лет
Для хорошего отдыха и путешествия важно собрать как можно больше полезной информации. Самый доступный источник в наше время - это Интернет, где люди могут найти всю необходимую и достоверную информацию (табл. 5).
Таблица 5 - Источники информации о туристских объектах
Возраст Количество человек Источник информации
мужчины женщины
До 18 лет 16 44 Интернет
18-25 24 56 Интернет
25-45 38 45 Интернет
От 45 11 41 Интернет
Большинство турагентств имеет собственный сайт с отзывами. Интернет является самым популярным источником информации, значительно опережая по этому показателю телевидение, газеты и радио. Практически все респонденты выбрали Интернет как желаемый источник информации о туризме. На остальные источники информации респонденты опираются крайне редко.
Категория людей от 25 до 45 лет предпочли «заинтересовавший тур» как главную причину выбора туркомпании (табл. 6).
Таблица 6 - Причина выбора туристской компании
Возраст Количество человек Причина выбора
мужчины женщины
До 18 лет 10 16 Предлагаемая цена
До 18 лет 9 14 Рекомендации
18-25 19 29 Рекомендации
25-45 18 16 Заинтересовавший тур
25-45 17 15 Рекомендации
От 45 16 14 Рекомендации
Но все же большинство российских туристов скептично относятся к различного рода рекламе и предпочитают отзывы и рекомендации друзей и знакомых как способ выбора тура. Рекомендации знакомых вызывают больше доверия у туристов, чем реклама туркомпании.
Рассмотрим ответы респондентов, которые позволят оценить потенциальные спросовые характеристики перспективных туристских продуктов Ярославской области. Все респонденты заявили, что уровень отеля очень важен для них (табл. 7).
Таблица 7 - Значение уровня средств размещения
Возраст Количество человек Значимость уровня КСР
мужчины женщины
До 18 лет 24 49 Да
18-25 43 58 Да
25-45 42 81 Да
От 45 26 71 Да
Одним из важнейших слагаемых хорошего отдыха является правильный выбор отеля. Правильный выбор отеля - это 70% приятного отдыха! Номер, обслуживание, питание, развлечения, дополнительные услуги - все это влияет на впечатление от путешествия. А если путешествие происходит с детьми, то сразу необходимо уточнить, есть ли в выбранном отеле услуги по присмотру за детьми, развлекательные программы, парки или площадки с аттракционами и другие сервисы, ориентированные на детскую аудиторию и их родителей.
Если обратиться к транспортным предпочтениям, то молодые люди до 18 лет предпочитают экскурсионные автобусы в месте пребывания, это связано, как правило, с тем, что у них нет прав на вождение автомобиля или имеется ограниченность бюджета (табл. 8).
Таблица 8 - Предпочтение вида транспорта
Возраст Количество человек Вид транспорта
мужчины женщины
До 18 лет 17 24 Автобус до 20 мест
18-25 27 21 На прокат
25-45 39 16 На прокат
От 45 11 36 Арендованный с водителем
Остальные респонденты предпочитают комфорт и любят брать автомобили на прокат. Автомобиль дает свободу передвижения и возможность спланировать туристский маршрут по собственным запросам, в отличие от организованных автобусных экскурсий.
В таблице 9 показана сумма затрат, которую респонденты готовы потратить на поездку в целом.
Таблица 9 - Сумма затрат на поездку в целом
Возраст Количество человек Сумма затрат, руб.
мужчины женщины
До 18 лет 18 24 15000-20000
18-25 18 21 20000-30000
25-45 25 22 30000-45000
От 45 17 20 30000-45000
Та же тенденция характеризует и затраты на сувенирную продукцию (табл. 10).
Таблица 10 - Затраты на сувенирную продукцию
Возраст Количество человек Сумма затрат, руб.
мужчины женщины
До 18 лет 14 24 От 1000 до 3000
18-25 24 27 Более 3000
25-45 18 28 Более 5000
От 45 19 18 Более 5000
Из поездок принято привозить разные сувениры и подарки для друзей и родных, и почти каждый человек потратит ту или иную сумму на приобретение сувенира.
Если рассмотреть наиболее популярные среди респондентов каналы прямой рекламы, то мы увидим, что современной тенденцией, является то, что большую популярность обрели социальные сети (табл. 11).
Таблица 11 - Восприятие респондентом рекламного канала
Возраст Количество человек Вид рекламы
мужчины женщины
До 18 лет 13 15 В социальных сетях
18-25 14 18 В Интернет на специализированных сайтах
25-45 14 31 Рекламные буклеты и журналы
От 45 13 27 Телевидение
Для всех респондентов бесспорно важно наличие сайта у туробъекта (табл. 12).
Таблица 12 - Наличие Интернет-сайта у туристского объекта
Возраст Количество человек Влияние наличия Интернет-сайта у туробъекта на выбор потребителя
мужчины женщины
До 18 лет 19 53 Да
18-25 33 65 Да
25-45 47 73 Да
От 45 38 59 Да
Наличие хорошего сайта - это универсальный и наиболее дешевый способ создания позитивного имиджа туробъекта. Влияние на имидж туробъекта дизайна сайта сравнимо с влиянием оформления офиса или внешнего вида сотрудников какой-либо компании. Многие туристы могут принять решение посетить или не посетить туробъект, просто заглянув на его сайт. Именно качественный, индивидуальный, профессионально выполненный сайт позволит туробъекту привлечь к себе большое количество туристов.
Для людей до 18 лет и от 18 до 45 важно наличие культурно-развлекательных программ (табл. 13).
Таблица 13 - Наличие культурно-развлекательной программы
Возраст Количество человек Наличие влияния
мужчины женщины
До 18 лет 25 42 Да
18-25 23 28 Да
25-45 33 36 Да
От 45 25 23 Не оказывает влияния
Для опрошенных респондентов старше 45 лет культурно-развлекательная программа не влияет на выбор туробъекта.
Ответы на вопрос о частоте поездок менее чем на 24 часа, свидетельствуют о наличии спроса на экскурсионные программы у возрастной категории «18-25 лет» (табл. 14).
Таблица 14 - Частота поездок менее чем на 24 часа с экскурсионной целью
Возраст Количество человек Периодичность поездок
мужчины женщины
До 18 лет 23 34 Менее 1 раза в год
18-25 20 39 1 раз в год
25-45 26 23 Менее 1 раза в год
От 45 19 22 Менее 1 раза в год
Развлечения формируют туристские впечатления у большинства опрошенных респондентов (табл. 15).
Таблица 15 - Объект впечатления во время туристской поездки
Возраст Количество человек Категории
мужчины женщины
До 18 лет 18 21 Развлечения
18-25 17 26 Развлечения
25-45 14 22 Развлечения
25-45 13 21 Достопримечательности
От 45 12 19 Климат местности
Опрошенные от 25 до 45 лет предпочитают достопримечательности как объект интереса. Респонденты старше 45 больше обращают внимание на природноклиматические особенности туристской местности.
Таблица 16 - Специфика выбора туристского объекта: возрастная категория до 18 лет
Эл-ты/степень важности Очень важно (кол-во респондентов) Достаточно важно (кол-во респондентов) Совсем не важно (кол-во респондентов)
Наличие на территории туробъекта точек общепита 74 5
Наличие торговых точек 9 11 59
Наличие магазинов сувенирной 10 9 60
продукции
Наличие вблизи туробъекта товаров собственного пр-ва 11 14 54
Общественное питание играет все возрастающую роль в туризме. Для данной категории респондентов крайне важно наличие точек общепита на территории туробъекта. Посещение предприятия общественного питания позволит ощутить эффект погружения в бытовую среду по месту пребывания. Наличие же, например, сувенирных павильонов, магазинов аутентичного производства для опрошенных потребителей данной возрастной категории не столь важно.
Таблица 17 - Специфика выбора туристского объекта: возрастная категория 18-25 лет
Эл-ты/степень важности Очень важно (кол-во респондентов) Достаточно важно (кол-во респондентов) Совсем не важно (кол-во респондентов)
Наличие на территории туробъекта точек общепита 67 31 3
Наличие торговых точек 26 61 14
Наличие магазинов сувенирной продукции 59 29 13
Наличие вблизи туробъекта товаров собственного пр-ва 51 24 26
Для данной категории потребителей в одинаковой степени важны все 4 элемента указанных в таблице 18.
Таблица 18 - Специфика выбора туристского объекта: возрастная категория 25-45 лет
Эл-ты/степень важности Очень важно (кол-во респондентов) Достаточно важно (кол-во респондентов) Совсем не важно (кол-во респондентов)
Наличие на территории туробъекта точек общепита 85 29 9
Наличие торговых точек 22 59 42
Наличие магазинов сувенирной продукции 17 71 35
Наличие вблизи туробъекта товаров собственного пр-ва 29 78 49
Как показал опрос, наиболее весомое значение для всех категорий потребителей имеет наличие предприятий общественного питания. Наличие же других торговых точек, сувениров, товаров собственного производства для опрошенных людей до 18 лет не столь важно. Для остальных категорий респондентов важны все 4 элемента: туристы любят приобретать качественную одежду, одежду местных брендов, ювелирные изделия, различные сувениры, аутентичные продукты питания и т.д. (табл. 19).
Таблица 19 - Специфика выбора туристского объекта: возрастная категория старше 45 лет
Эл-ты/степень важности Очень важно (кол-во респондентов) Достаточно важно (кол-во респондентов) Совсем не важно (кол-во респондентов)
Наличие на территории туробъекта точек общепита 90 6 1
Наличие торговых точек 30 49 18
Наличие магазинов сувенирной продукции 52 24 21
Наличие вблизи туробъекта товаров собственного пр-ва 33 42 22
Из приведенных данных можно сделать вывод, что туристские продукты Ярославской области интересны достаточно обширному спектру потребителей. С точки зрения формулировки стратегических задач это может означать, что необходимо более сильно дифференцировать туристские продукты с целью более полного удовлетворения основных целевых групп потребителей.
Как стратегические перспективы развития сферы туризма Ярославской области следует обозначить:
— создание брендовых маршрутов, якорных аттрактивных объектов и иных «точек притяжения» туристского интереса;
— транспортную доступность региона (как варианты, в соответствии со стратегией СЭР, развитие аэропорта, железнодорожный экспресс и автомобильная дорога из Москвы, сообщение с другими регионами Золотого кольца);
— достаточный объём средств размещения: доступность гостиничного номерного фонда разного уровня, в т.ч. для пиковых нагрузок при проведении масштабных событийных мероприятий; наличие загородного жилого фонда и рекреационных зон для семейного отдыха;
— создание конгрессно-выставочной инфраструктуры для проведения планируемых масштабных деловых мероприятий;
— комфорт мобильности туристов (такси и аренда транспорта, туристские и бизнесавтобусы, общественный транспорт в Ярославле и до основных туристских объектов);
— удовлетворительное состояние дорог (улицы Ярославля и трассы основных туристских маршрутов) и благоустроенность территорий основных туристских центров и объектов.
В рамках формирования сервисного пространства туризма Ярославской области и диверсификации туристских продуктов необходимо развивать:
— программы пребывания для разных видов отдыха и групп туристов, а также разной продолжительности пребывания (в т.ч. на 1—2 дня для деловых туристов и семейного отдыха выходного дня);
— сферу общественного питания - обеспеченность заведениями различного уровня и формата, обеспечение качества питания и уровня сервиса;
— досуговую обеспеченность: тематический отдых (тематические парки,
планетарий, зоопарк, аквапарк, дельфинарий, ипподром и т.д.); памятники архитектуры и парки/зоны для прогулок и отдыха; театральные и концертные мероприятия, кино; места массового досуга (спортивные и SPA-объекты, бары, клубы, боулинг и т.д.) спектр масштабных и небольших повседневных событийных мероприятий;
— информационную инфраструктуру — инфопункты и туристские центры, инфостенды и другие элементы туристской навигации, подготовка гидов и рекламноинформационной продукции (карты, буклеты, книги, видеоматериалы, сувениры);
— Интернет и мобильные приложения для удаленного доступа и предоставления услуг, обеспечивающие повышение качества сервиса и комфорта туристов (туристский портал региона на разных языках, системы онлайн-бронирования отелей и билетов на транспорт и мероприятия, геоинформационные системы и мобильные гиды, интерактивные экскурсии и т. д.).
Литература
1. Берсенева, Л.С., Каюрова, О.В. Перспективы укрепления имиджа туристского потенциала в Ярославской области // Экономика и социум. — 2013. — №3(8).
2. Волжское путешествие. Идиллия Ярославля // Отдых в России. — 2012. — №66.
3. Ярославская область глазами туристов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2009. — № 5.
4. Въездной туризм в Ярославской области: цифры и факты. [Электронный ресурс]: URL: http://uglich.ru/news/?newsid=4701 (дата обращения: 10.10.2013, 15.04.2014).
5. Отзывы о Ярославской области. [Электронный ресурс]: URL:
http://www.tourprom.ru/country/russia/region-yaroslavl oblast/ (дата обращения: 10.10.2013,
15.04.2014).
6. Отзывы о Ярославской области. [Электронный ресурс]: URL: http://www.wise-
travel.ru/russia/ (дата обращения: 10.10.2013, 15.04.2014).
7. Отзывы о Ярославской области. [Электронный ресурс]: URL: http://tonkosti.ru/ (дата обращения: 10.10.2013, 15.04.2014).
8. Отзывы о Ярославской области. [Электронный ресурс]: URL:
http://story.travel.mail.ru/ (дата обращения: 10.10.2013, 15.04.2014).
9. Отзывы о Ярославской области. [Электронный ресурс]: URL: http://otzovik.com (дата обращения: 10.10.2013, 15.04.2014).
10. Отзывы о Ярославской области. [Электронный ресурс]: URL:
http://guide.travel.ru/russia/yaroslavl region/ (дата обращения: 10.10.2013, 15.04.2014).
11. Ярославская область // Турбизнес. - 2012. - №15.
12. URL: http://www.booking.com/region/ru/yaroslavl.ru (дата обращения:
10.10.2013, 15.04.2014).
13. URL: http://www.avda.ru/russia/varoslavskava-oblast/otzyv/ (дата обращения:
10.10.2013, 15.04.2014).
14. URL: http://tourout.ru/area/yaroslavloblast.html (дата обращения: 10.10.2013,
15.04.2014).
YAROSLAVL AREA REGIONAL TOURIST PRODUCT:
MEDIA INFORMATION AND CONSUMER OPINION
Krivosheeva Tatiana Mihaylovna, candidate of Economic Sciences, assistant professor, research leader, ktm-ipad@mail.ru
Russian State University of Tourism and Service,
Moscow, Russian Federation
The article contents the brief results of an Yaroslavl area regional tourist product study at the media and similar sources informing position, it’s perception of potential and real consumers. The research was carried out in two directions: a publications content analysis and Internet users pool.
According to the tourist service consumers, the purposes of content analysis was to create the Yaroslavl region sites and collective accommodation facilities rating, as well as to determinate the main factors of tourism development restraining and the favorable perception of the Yaroslavl region as a tourist area reducing
Web-pool was aimed at determining the tourist trips frequency, including the Russian Federation territory; identifying consumer preferences by type of recreation; identify the most popular tourist interest areas for different age groups; identification of the most popular information on tour objects sources; determination the reasons of consumers choice of one or another travel company; consumer requirements for infrastructural components of tourism products definition. The special attention was paid to the issues: what is laid in the basis of various age categories tourists experience formation.
The article has the Yaroslavl region tourism development strategy prospects, in accordance with the social-economic development strategy/ More it contents the proposals on the regional tourism service system sphere formation.
Keywords: regional tourism product, Yaroslavl region, survey, content-analysis, consumer preferences, sites rating and collective accommodation facilities
References:
1. Berseneva, LS, Kayurov, OV Perspektivy .ukrepleniya .imidzha .turistskogo .potentsiala .in .Yaroslavskoy .oblasti // .Ekonomika .i .sotsium. - 2013. - №3 (8).
2. Volzhskoe .puteshestvie. .Idilliya .Yaroslavlya // .Otdyh .in .Rossii. - 2012. - №66.
3. Yaroslavskaya .oblast .glazami .turistov // .Turizm: .praktika, .problemy,
.perspektivy. - 2009. - № 5.
4. Vezdnoy turizm .in .Yaroslavskoy .oblasti: .tsifry .i .fakty. [Electronic resource]: URL: http://uglich.ru/news/?newsid=4701 (.data .obrascheniya: 10.10. 2013, 04.15.2014).
5. Otzyvy about Yaroslavskoy oblasti. [Electronic resource]: URL:
http://www.tourprom.ru/country/russia/region-yaroslavl_oblast/ (date accessed: 10.10.2013,
04.15.2014) .
6. Otzyvy oh Yaroslavl / Region. [Electronic resource]: URL: http://www.wise-travel.ru/russia/ (date accessed: 10.10.2013, 15.04.2014).
7. Reviews o Yaroslavskoy oblasti. [Electronic resource]: URL: http://tonkosti.ru/ (date accessed: 10.10.2013, 04.15.2014).
8. Otzyvy o Yaroslavskoy oblasti. [Electronic resource]: URL:
http://story.travel.mail.ru/ (date accessed: 10.10.2013, 04.15.2014).
9. Otzyvy o Yaroslavskoy oblasti. [Electronic resource]: URL: http://otzovik.com (date accessed: 10.10.2013, 04.15.2014).
10. Otzyvy o Yaroslavskoy oblasti. [Electronic resource]: URL:
http://guide.travel.ru/russia/yaroslavl_region/ (date accessed: 10.10.2013, 04.15.2014).
11. Yaroslavskaya oblast // Turbiznes. - 2012. - №15.
12. URL: http://www.booking.com/region/ru/yaroslavl.ru (date accessed: 10.10.2013,
15.04.2014) .
13. URL: http://www.ayda.ru/russia/yaroslavskaya-oblast/otzyv/ (date accessed:
10.10.2013, 15.04.2014).
14. URL: http://tourout.ru/area/yaroslavloblast.html (date accessed: 10.10.2013,
04.15.2014) .
УДК 659.1
DOI: DOI: 10.12737/6687
МИФОТВОРЧЕСТВО КАК КРЕАТИВНЫЙ ПРИЕМ В РЕКЛАМЕ
Лапшина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории, политологии и связей с общественностью, olgalap58@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация