УДК 379.85 + 911.3 DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10405
ДАНИЛОВ Андрей Юрьевич
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль, РФ);
кандидат исторических наук, магистр туризма; e-mail: obnor@mail.ru ИВАНОВА Ирина Евгеньевна
Консультационно-аналитический центр «Локус консалтинг групп» (Ярославль, РФ);
исполнительный директор; e-mail: ieivanova112@gmail.com ПОЛОЗОВА Екатерина Владимировна
Консультационно-аналитический центр «<Локус консалтинг групп» (Ярославль, РФ);
аналитик, магистр туризма; e-mail: polozova@locusgroup.ru
Специфика использования пригородных территорий как туристско-рекреационных дестинаций на примере Ярославского муниципального района Ярославской области
Статья посвящена комплексному исследованию пригородных территорий в туризме на примере Ярославского района Ярославской области. Дана экспертная оценка состояния развития въездного и внутреннего туризма на территории Ярославского муниципального района, текущего имиджа территории с точки зрения туристской привлекательности, конкурентного положения района относительно близлежащих территорий Ярославской области. Анализируя полученные данные в ходе полевых исследований, авторский коллектив выявляет сильные и слабые стороны в туристской инфраструктуре района, наиболее популярные туристские объекты и производственные предприятия, которые могут включиться в развитие туризма, изучает текущий календарь туристских событий. Авторами предложена технология изучения имиджа территории на основании данных, представленных в глобальной компьютерной сети. На основании анкетирования местных жителей района, жителей Ярославля и туристов, а также интервью с туроператорами устанавливаются преимущества района как туристской де-стинации, привлекательные для потенциальных туристов виды отдыха, а также приводятся перспективы развития новых видов туризма. В статье содержатся итоги конкурентного анализа Ярославского района, на основании которых строится SWOT-анализ территории.
В статье рассматриваются ключевые этапы построения модели развития туризма на территории, приводятся основные направления работ по данному направлению. Благодаря проведенным исследованиям была сформулирована новая стратегическая гипотеза позиционирования Ярославского района на туристском рынке, предложены имя бренда и слоган, разработан брендбук и фирменный стиль района.
Ключевые слова:
пригородные территории, туризм и рекреация, имидж территории, позиционирование территории, SWOT-анализ, модель развития туризма
Введение. В Центральной России в силу социально-экономических, географических и исторических особенностей и специфики туристских ресурсов основной турпоток сосредотачивается в городах. Аккумулируется он в основном в сложившихся традиционных туристских центрах: Ярославль, Владимир, Тула, Ростов, Суздаль, Кострома, Переславль, Рязань, Углич. Основной турпоток формируется из крупных городов - мегаполисов, жители которых хотят не только посещать города, но и сочетать контрастные среды в одном путешествии: городскую и сельскую; стать участником и беспокойного ритма большого города, и неспешной жизни малых городков и сельских территорий [1]. Главный мотив движения в малые города и сельские территории: отдых от привычной городской среды, порождающей стрессы: от постоянного шума, от отсутствия общения с природой («жизнь в прямых линиях и углах»), от большого скопления людей [2, 3]. Малые города и сельские территории могут предложить это потребителям.
Для усиления туристской привлекательности городов - туристских центров необходимо обратить внимание на примыкающие к ним территории, которые в социально-экономической географии определяются как пригородные. Пригородная территория - это территория, примыкающая к городу и характеризующаяся тесными экономическими, социальными и экологическими связями с ним [16, 17]. В зависимости от размеров города зона тяготения к нему варьируется от 50 км (крупные города-мегаполисы) до 10 км (небольшие города) [18].
Вопросы развития пригородных территорий и их взаимодействия с городами изучены в отечественной социально-экономической географии и геоэкономике достаточно полно. Но, туристско-рекреационной функции пригородных территорий уделено недостаточно внимания. Лишь М.П. Соколов полностью посвятил свою работу данному вопросу [19]. Вопросы состояния и развития пригородных территория г. Ярославля рассматривались
в работе И.М. Георгицы [20].
Целью данного исследования стали определение туристско-рекреационной специфики и разработка модели комплексного развития пригородных территорий г. Ярославля в туристско-рекреационных целях. Для достижения поставленной цели исследовательской группой было проведено комплексное исследование современного состояния и возможностей развития туризма в примыкающем к одному из наиболее развитых туристских городов - Ярославлю - Ярославского района.
Оценка текущего состояния развития туризма на территории Ярославского района и его ресурсов
Экспертная оценка туристской инфраструктуры Ярославского района проводилась методом наблюдения. С этой целью было выполнено 8 выездов: 15.11.2017, 12.12.2017,
21.12.2017, 24.01.2018, 25.01.2018, 16.02.2018,
17.02.2018, 27.03.2018. В рамках данного этапа работ были проанализированы следующие виды инфраструктуры:
• объекты общественного питания;
• средства коллективного размещения;
• культурно-досуговые объекты;
• объекты делового туризма;
• туристические компании, осуществляющие деятельность по въездному туризму на территорию Ярославского района;
• транспортная инфраструктура.
По каждому виду инфраструктуры оценка производилась по ряду критериев: количество и ёмкость, территориальное распределение, виды объектов, ценовой сегмент, туристские компании, осуществляющие деятельность по организации туров в Ярославский район, качество дорожного полотна и общественный транспорт, наличие навигации по району. По каждому направлению была дана краткая характеристика и обоснование выставленного балла. Оценка выставлялась по 5-балльной шкале, где 1 - наименьшая оценка критерия, т.е. очень слабое развитие, а 5 - наибольшая оценка критерия, высокое развитие.
Наиболее сильными сторонами в инфраструктурном обеспечении Ярославского района являются категории объектов общественного питания (4,25 балла) и культурно-досуговых объектов (4 балла). Оба представленных вида инфраструктуры имеют существенный дисбаланс в распределении их внутри территории района. Категории средств размещения (3,5 балла) и транспортной инфраструктуры (3 балла) развиты в районе средне. Относительно средств размещения была выявлена та же проблема, что и в двух предыдущих направлениях - неравномерное распределение. Однако в данном случае оно обусловлено еще более точечным расположением объектов, отдельные части района вовсе не имеют возможности принять туристов с ночевкой. В отношении транспортной инфраструктуры наблюдается серьезная проблема, которая может существенно препятствовать развитию туризма наравне с перечисленными ранее - отсутствие системной навигации внутри района.
Менее всего в районе на данный момент развиты объекты делового туризма (2,5 балла) и туристские компании (2,5 балла). По
направлению развития делового туризма наибольшей проблемой является неравномерная представленность объектов, в которых могут проводиться конференции, переговоры или совещания. Однако следует учитывать, что расположение в пригороде Ярославля, который обладает всеми необходимыми площадками, не требует обязательного наличия данного типа инфраструктуры. Вариативность предложений посещения различных достопримечательностей Ярославского района на туристском рынке в настоящее время очень слабая. Кроме того, была выявлена проблема слабой представленности на туристском рынке и самих объектов. На данный момент активно используются туроператорами только музей-заповедник «Карабиха» и Ярославский дельфинарий.
Среди населенных пунктов, которые наиболее привлекательны с точки зрения туризма, выделяются села Курба, Дегтево, Карабиха, Черелисино, Селифонтово, Толбухино, Туношна, Устье, Медягино, Григорьевское, Глухово и Спас-Виталий, деревни Мордвиново и Пестрецово, поселки Козьмодемьянск, Дубки, Ярославка и Красные Ткачи.
Рис. 1 - Карта Ярославского района
Каждый из населенных пунктов обладает перспективными объектами для привлечения туристов. В отношении культурно-познавательного туризма выделяются музей-заповедник «Карабиха» в селе Карабиха, Казанская церковь села Курба, усадьба Калаче-вых села Дегтево, усадьба князей Щербатовых в Михайловском, жилой дом Сакиных и корпус фабрики «Красные Ткачи», храм Рождества Богородицы в селе Григорьевском и музей «Хорошеня» в Пестрецово.
Среди потенциальных объектов производственного туризма [11, 12, 13] в Ярославском районе наиболее представлены предприятия сельскохозяйственного производства: племзавод «Ярославка», животноводческий комплекс «Медягино», а также предприятия промышленного производства - фабрика «Красные Ткачи». К объектам, интересным для посещения любителям активного туризма были отнесены четыре спортивных парка: «Шакша», «Забава», «Изгиб» и «Подолино», а также Ярославский Дельфинарий и аэродром Левцово, который дополнительно служит площадкой для событийного туризма. Перспективными для использования в туристско-ре-креационных целях будут и природные объекты: Прусовские и Климовские карьеры, а также реки Волга и Которосль. Следует отметить, что большая часть перечисленных объектов нуждается в благоустройстве, ремонте или реставрации, что снижает их привлекательность.
В рамках проводимого исследования был проведен опрос имеющихся на территории Ярославского района предприятий на предмет их заинтересованности в развитии туризма. Опрос проводился с 5 по 20 марта 2018 года. Среди 28 предприятий, размещенных в районе, ответ удалось получить от 8. Только одно предприятие - СХПК «Революция» заинтересовано в развитии туризма. Остальные семь предприятий ответили отказом, на данный момент их не интересует развитие туризма. Чаще всего причиной отказа служило отсутствие денежных средств, которые необходимы для создания туристской
программы. Кроме того, причиной являлась неподготовленность производственных помещений для показа туристским группам, большая часть из которых нуждается в ремонте и обновлении оборудования. В ходе личных встреч и интервью с руководителями ОАО «Ярославка», ООО «Кондак», текстильной фабрики «Красные Ткачи», ООО «Лазаревское» был выявлен явный интерес к развитию туризма как дополнительного направления бизнеса, однако реальными действиями он подтвержден пока только в тепличном хозяйстве «Лазаревское», где возможен прием организованных групп.
В отношении событийного календаря следует отметить, что на территории Ярославского района ежегодно проходят 8 событийных мероприятий, которые в совокупности привлекают около 27 тыс. туристов. Наиболее значимыми среди них являются фестиваль музыки «Доброфест», ежегодный Некрасовский праздник поэзии и семейный фестиваль «ТехноПоле». Тематика мероприятий разнообразна и представляет собой музыкальные фестивали, патриотические, литературно-мемориальные, гастрономические и спортивные. Однако, практически все событийные мероприятия сосредоточены в летний период, тем самым район слабо использует возможность привлечения туристов с помощью событийного туризма в остальные времена года. Кроме того, наиболее массовые брендовые мероприятия (например, Доброфест), несмотря на то, что проходят на территории района, не работают на его продвижение как туристской дестинации, позиционируя себя как мероприятия, проводящееся в городе Ярославле. Требуется усиление и ресурсная поддержка других туристских событий, которые будут более эффективно выполнять эту функцию и работать на развитие нового бренда района.
Текущий имидж Ярославского района как туристской дестинации. Имидж района в глобальной компьютерной сети
Данная часть работы проводилась в 2 этапа. Первый этап - сбор сведений, пред-
Данилов А.Ю., Иванова И.Е., Полозова Е.В.
Специфика использования пригородных территорий как туристско-рекреационных дестинаций на примере Ярославского муниципального района Ярославской области
ставленных в интернете и их анализ. Второй этап работы заключался в сборе данных при помощи анкетирования жителей Ярославского района и жителей города Ярославля. Второй этап работы дал более независимые результаты, позволяя составить объективную картину всех достоинств и недостатков Ярославского района со стороны местных жителей и со стороны потенциальных туристов.
Оценка имиджа в глобальной компьютерной сети проводилась по четырем направлениям: средства размещения (11 КСР), музеи (5 музеев), спортивные парки (5 парков) и природные объекты (4 объекта). Все объекты были проанализированы по нескольким критериям:
• наличие и характеристика собственного сайта;
• наличие и характеристика страниц в социальных сетях (всего было проанализировано 40 страниц в социальных сетях);
• количество и характеристика отзывов об объекте (всего был выявлен и изучен 1131 отзыв);
• наличие и характеристика дополнительных ресурсов, размещающих информацию об объекте. В анализе использовались все сайты-источники, на которых размещается информация об изучаемых объектах.
К положительным аспектам следует отнести:
• наличие на территории Ярославского района объектов с высокой степенью известности, таких как музей-заповедник «Карабиха» и Ярославский дельфинарий;
• высокая активность в соцсетях была выявлена среди всех парков активного отдыха и наиболее известных ОТИ. Эту активность можно использовать для организации перекрестного продвижения туристских программ, событий, формирования и популяризации нового бренда района.
Наибольшая проблема с представленностью в сети Интернет наблюдается с отзывами
гостей по всем четырем направлениям. Именно ей следует уделить максимальное внимание, стимулировать гостей оставлять свои впечатления на официальном сайте или других специализированных источниках, где представлен объект. Именно отзывы на первоначальном этапе выбора места отдыха играют ключевую роль, помогают принять итоговое решение. Также существенная проблема наблюдается с наличием собственных официальных сайтов и их состоянием. Большая часть анализируемых объектов представлена в сети их официальными сайтами. Однако следует уделять ресурсам максимальное внимание и после их создания: обновлять новостной раздел и цены, следить за актуальностью дизайна, добавлять при необходимости новые разделы и фотографии.
Для изучения имиджа района как туристской дестинации было проведено три анкетирования: среди местных жителей района (77 респондентов), среди жителей города Ярославля (237 респондентов) и среди туристов города Ярославля (50 респондентов). Кроме того, были опрошены представители туроператоров города Ярославля (3 эксперта).
Опрос жителей проводился в период с 10 января по 1 февраля 2018 года в 11 важнейших населенных пунктах района: Красные Ткачи, Дубки, Курба, Мокеевское, Ананьино, Михайловский, Щедрино, Андроники, Кузне-чиха, Климовское и Туношна. Среди местных жителей возможность включиться в развитие туризма в своем населенном пункте для себя видят 63% опрошенных, что является очень высоким показателем. При этом жители с. Курба (70% респондентов), п. Дубки (90% респондентов), п. Михайловское (80% респондентов), д. Андроники (80% респондентов) и д. Ананьино (100% респондентов) оценили возможность развития туризма выше среднего: от 8 до 10 баллов по шкале от 1 до 10, где 10 - наибольшая оценка. Наиболее часто озвучиваемой целью приезда в тот или иной населенный пункт жители обозначили культурно-познавательный туризм и активный
отдых на природе. Так ответили жители населенных пунктов Дубки, Красные Ткачи, Андроники, Мокеевское и Туношна. Паломнический туризм назвали жители с. Курба и п. Щедрино, а стационарный отдых на природе жители Ананьино, Климовского, Мокеевского. По отдельным вопросам о наличии местной сувенирной продукции, традиционных блюд, известных личностей и мифологических аспектах в районе наблюдается проблема. Зачастую жители затруднялись ответить на поставленные вопросы (рис. 1). Но наибольшая проблема наблюдается с локальной мифологией, среди жителей разных населённых пунктов нет пересечений по повторению схожих или
4,5
Выпечка/ преснуха - Картофель - Плов - Дубки Блюда из рыбы - Окрошка - Красные
Дубки, Курба, Красные Андроники Михайловское Ткачи
Ткачи, Мокеевское
перекликающихся между собой персонажей, как нет и единого персонажа, объединяющего весь Ярославский муниципальный район.
Для полноценной и комплексной оценки развития туристской сферы в Ярославском районе было проведено анкетирование его потенциальных гостей. Оно охватило две различные с точки зрения потребительского поведения аудитории потенциальных потребителей туристско-рекреационного продукта Ярославского района: жителей города Ярославля, использующих территорию Ярославского района для своего краткосрочного пригородного отдыха и туристов, приехавших в Ярославль.
Рис. 2 - Традиционные блюда местной кухни населенных пунктов Ярославского района
Анкетирование жителей города Ярославля проходило на нескольких площадках: в сети Интернет и на улицах города Ярославля. Очный опрос проводился в торговых центрах и магазинах г. Ярославля в период с 16 по 17 января 2018 года, анкеты заполнялись со слов респондентов. Интернет-опрос в социальной сети «Вконтакте» проходил с 18 по 20 января 2018 года, респонденты самостоятельно выбирали вариант ответа в предложенном списке. Опрос среди жителей Ярославля был разделен на пять блоков в зависимости от разных видов отдыха: активный отдых, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный отдых, отдых на природе и пожелания/рекомендации Администрации района. Среди парков активного отдыха наибольшей популярностью у ярославцев пользуется парк
«Забава», в который приезжает более половины опрошенных. Всего по результатам опроса 75% респондентов предпочитают посещать парки активного отдыха, длительность визита - не более нескольких часов. Чаще всего выбирают место для отдыха, исходя из его расположения по отношению к дому, более предпочтительными для респондентов являются наиболее близкие к местам их постоянного проживания объекты. При этом практически каждый опрашиваемый выделял проблему слабо развитой инфраструктуры в парках и на территории, прилегающей к ним. К недостающим услугам были отнесены наличие: подъемников, теплого помещения, где отдыхающие могут погреться, общественного транспорта, который следует из города напрямую до парка, места для купания.
Наибольшей популярностью среди средств размещения Ярославского района у жителей Ярославля пользуется санаторий «Ясные зори» (28%) и парк-отель «Ярославль» (25%). Следует отметить, что лечебно-оздоровительный отдых среди жителей Ярославля пользуется малым спросом, а при желании поправить здоровье или просто отдохнуть в гостинице респонденты практически в равной степени выбирают как отдых в Ярославском районе, так и за его пределами. Среди пожеланий респондентов по отношению к лечебно-оздоровительным учреждениям Ярославского района было выявлено несколько направлений: улучшение развлекательной программы, обучение персонала общению с клиентами и грамотно построенная организация работы средства размещения.
Более 75% опрошенных респондентов из Ярославля посещали Ярославский район с культурно-познавательными целями. Это наиболее высокий показатель среди представленных видов туризма. Наибольшей популярностью среди всех имеющихся объектов пользуются музей-заповедник «Карабиха» и Ярославский дельфинарий.
Показательными послужили ответы респондентов на вопрос об их желании посетить достопримечательности Ярославского района: чаще всего респонденты говорили о нежелании посещать Ярославский район. Очевидно, что подобная реакция обусловлена тем, что в настоящий момент респонденты плохо осведомлены о туристско-рекреационных воз-
можностях Ярославского района.
Следует отметить, что 36% опрошенных не идентифицируют Ярославский район как самостоятельную рекреационную территорию. Под понятием «Ярославский район» они понимают либо город Ярославль, либо Ярославскую область в целом, включая все ее города и населенные пункты. Эта проблема также была выявлена и в ходе опроса гостей города Ярославля.
73% опрошенных ярославцев отдыхали ранее на природе в Ярославском районе, приезжая более одного раза в год. Среди наиболее популярных мест для отдыха респонденты называли Прусовские карьеры и реку Волгу. К недостаткам отдыха на природе в Ярославском районе ярославцы также отнесли недостаточное благоустройство объектов.
Наиболее приоритетным перспективным вариантом отдыха для жителей Ярославля является обычный отдых на природе с компанией - за него проголосовали 83 человека (Рис. 2). Второе место разделяют сразу два активных вида отдыха: купание в водоеме и катание на лыжах / велосипеде - 55 человек за каждый вариант ответа. Третьим по популярности среди ярославцев является взаимодействие с животными - 49 человек. Под взаимодействием с животными подразумевается катание на лошади, наблюдение за процессами дойки коровы и содержания домашних животных - кур, овец, коз и прочего домашнего скота.
Просто отдохнуть на природе с компанией Искупаться в водоеме Покататься на лыжах или велосипеде Взаимодействие с животными Поучаствовать в фестивале или празднике Поучаствовать в квесте или игре Порыбачить
Поучаствовать в археологических раскопках Пожить в русской избе Немного подлечиться
59
39
39
25
Рис. 3 - Распределение вариантов отдыха в Ярославском районе, которые могут привлечь жителей Ярославля
0
10
20
30
40
50
60
70
Среди мероприятий, нацеленных на повышение интереса к Ярославскому району как туристско-рекреационной дестинации, в значительной степени выделяются:
• благоустройство парков и создание новых территорий для отдыха - за данный вариант отдали голос 90 человек;
• не менее важным респонденты сочли создание пешеходных туристских троп и ве-ломаршрутов в Ярославском районе - 72 человека;
• третье по важности место занимает пункт организации площадок для пикников -данный вариант выбрали 59 респондентов.
Опрос гостей города Ярославля производился с целью выявления у них интереса к прилегающей к городу территории с туристскими целями. Он проходил в период с 26.01.2018 по 15.02.2018 на территории г. Ярославля. 86% респондентов хотели бы выехать в окрестности города Ярославля во время своего отдыха, их интересуют ресурсы не только самого города, но близлежащих к нему территорий. При этом по видам отдыха с существенным отрывом от остальных лидирует культурно-познавательный, следом за ним гастрономический, а далее событийный туризм.
Опрос экспертов турбизнеса показал, что все они заинтересованы в развитии туризма на территории Ярославского района. Представители двух туроператоров используют ресурсы Ярославского района в своих программах, но, как правило, ограничиваются стандартным набором популярных объектов, которые уже хорошо известны, не добавляя новые составляющие. Особое внимание следует уделить тому факту, что представители туроператоров прекрасно осведомлены о наличии интересных и уникальных объектов на территории района, однако они не включают их в свои программы по причине их низкой степени сохранности: «Я знаю, что в Ярославском районе есть интересные исторические места -Курба, Михайловское, но их современное состояние, к сожалению, не позволяет нам
включать эти объекты в свои туристские программы». Таким образом, наиболее весомая проблема по мнению представителей турбиз-неса заключается в плохой сохранности объектов культурного наследия Ярославского района, которые нуждаются в восстановлении, так же, как и общий облик ключевых (для туризма) населенных пунктов.
Конкурентное положение Ярославского района
Конкурентный анализ Ярославского района проводился в два этапа.
В первый этап работы входило исследование близлежащих районов Ярославской области по ряду критериев, таких как: доступность, концентрация, зрелищность, информационная обогащенность, емкость и функциональность. По каждому критерию была произведена оценка по 5-балльной шкале, где 1 -наименьшая оценка (низкий уровень развития), а 5 - наивысшая оценка (высокий уровень развития критерия). В качестве конкурентов были отобраны районы Ярославской области, располагающиеся от города Ярославля на расстоянии не более 30 км, а именно: Тутаевский, Некрасовский и Гаврилов-Ямский.
Вторым этапом являлось выявление территорий-аналогов, развивающихся в схожих условиях. В качестве аналогов использовались районы областей, окружающие крупные города Центральной России. Этот этап необходим для того, чтобы оценить, как развивается туризм на данных территориях и в целях бенчмаркинга - процесса сравнения своей деятельности с лучшими организациями (территориями) на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности.
Ярославский район занимает выгодное географическое расположение по отношению к Ярославлю, Москве и Московской области. Оно обусловлено тем, что район окружает столицу области со всех сторон, поэтому туристы, нацеленные на посещение Ярославля, в
Данилов А.Ю., Иванова И.Е., Полозова Е.В.
Специфика использования пригородных территорий как туристско-рекреационных дестинаций на примере Ярославского муниципального района Ярославской области
любом случае будут проезжать через его территорию [15]. По отношению к Москве и Московской области выгодное расположение определяется трассой М-8, 50 км которой приходится на Ярославский район.
В Ярославском районе представлены объекты туристского интереса разных типов, что позволяет привлекать разные категории туристов, нацеленных на разнообразные виды отдыха. Кроме того, район обладает объектами, которые известны за пределами Ярославской области, например, музей-заповедник «Карабиха» или Ярославский дельфинарий. Имеются на территории района и уникальные объекты, которые еще слабо знакомы массовому туристу и могут стать новыми точками притяжения при правильно подобранном позиционировании и продвижении. К таким объектам относятся старинное село Курба или знаменитый археологический памятник - могильник бронзового века у д. Фатьяново.
В целом, Ярославский район обладает всеми ресурсами для размещения наибольшего числа гостей по сравнению с близлежащими территориями (Некрасовским, Тутаев-ским, Гаврилов-Ямским районами), поскольку одновременно он способен разместить более 1800 туристов, а самое крупное средство размещения - парк-отель «Ярославль» до 600 гостей.
Но вместе с тем в Ярославском районе были выделены проблемы, которые нуждаются в решении или урегулировании. В частности, была выявлена неравномерная концентрация объектов туристского интереса внутри района (предприятий питания и размещения), которая приводит к неоднородному развитию туризма в разных частях района. В некоторых случаях отсутствует пересечение двух объектов, т.е. есть предприятие питания, но нет гостиницы и наоборот (не считая рестораны, которые расположены непосредственно при средствах размещения).
На данный момент район слабо представлен в сети интернет. Отсутствует собственный официальный туристский портал,
представление территории на сайте Администрации Ярославского района или прочих сайтах может служить дополнением, но не основой для продвижения района. Третья проблема - недостаточная вариативность видов отдыха. В настоящее время на территории района есть все ресурсы для развития делового туризма (проведение конференций или совещаний на площадках, предоставленных средствами размещения), промышленного [4, 5, 6] и агротуризма [7, 8, 9, 10] (использование ресурсов предприятий, расположенных в районе, с целью показа производства). В летнее время года на изучаемых территориях недостаточно представлен активный отдых (развитие велотуризма и сплавов по реке Которосль) [11, 12, 13]. В районе может быть развит гастрономический туризм [14, 15], поскольку множество производственных предприятий занимается изготовлением молочной продукции и смежных с ней продуктов, которые могут быть интересны приезжающим туристам.
Заключение По итогам представленных исследований был проведен SWOT - анализ территории Ярославского района как туристской дестина-ции с учетом имеющихся трендов в современном российском и мировом туризме. На основании проведенного комплексного исследования территории была разработана модель развития сферы въездного и внутреннего туризма в Ярославском муниципальном районе. Она включает в себя приоритетные виды развития туризма, выявление основных сегментов потенциальных туристов, разработку рекомендованных для развития на территории муниципального района туристских маршрутов, а также формулировку основной стратегической гипотезы позиционирования Ярославского района на российском и международном туристских рынках [4]. В качестве имени бренда для позиционирования Ярославского района на туристском рынке были предложены два варианта, а в результате проведенного ассоциативного исследования выбор остановился на имени: «Ярославские
предместья» и слогане - «Удивительные окрестности древнего города». Таким образом. Проведенное исследование позволило выявить все возможности и сдерживающие факторы развития туризма и рекреации на территории Ярославского муниципального
района, а также предложить конкретную модель развития исследуемой территории в самостоятельную туристскую дестинацию, с одной стороны, отстроенную от г. Ярославля, а с другой стороны, дополняющую его турпро-дукт дополнительными возможностями.
Список источников:
1. Поносов А.Н. К вопросу о термине «Пригородная зона» // Актуальные проблемы аграрной науки в XXI веке. Пермь: ИЦП Прокростъ, 2014. С. 187-191.
2. Вопилова Е.С. Подходы к изучению пригородного туризма на примере Пермского района Пермского края // География и туризм. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2006. С. 66-80.
3. Дебелая И.Д. Активизация развития туризма в пригородной зоне Хабаровска // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-2 (22). С. 94-95.
4. Волкова И.С. Развитие активного туризма в пригороде крупного города // Территориальная организация общества и управление в регионах. Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2015. С. 147-150.
5. Кундиус В.А., Чермянина В.В., Кудинова М.Г., Балашова С.П., Санталова В.Н. Агротуризм: проблемы и перспективы развития: монография. Барнаул: Азбука, 2010. 346 с.
6. Рындач М.А. Агротуризм как инструмент развития сельских территорий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №3. С. 68-79.
7. Красникова Т.С., Пашкус В. Ю., Пашкус Н.А. Агротуризм: стратегия прорывного позиционирования на российском туристическом рынке // Проблемы современной экономики. 2016. №1(57). С. 175-179.
8. Глаголева Л.Э., Куксова И.В., Жук С.Н., Певнева Д.М. Агротуризм - перспективное направление туристического бизнеса в России // Экономика. Инновации. Управление Качеством. 2016. №1(14). С. 43-47.
9. Зосимова Э.Е., Чистикова А.В. Велотуризм как популярное направление современного туризма // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. №5-3. С. 35-37.
10. Благовестова Т.Е. Велотуризм и велотранспорт в современной России // Туризм и региональное развитие. Смоленск: Универсум, 2017. С. 11-16.
11. Гричанов А.И. Промышленный туризм как новое направление в развитии отечественного туризма // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2015. С. 162-166.
12. Загриева А.А. Промышленный туризм - новое направление развития мирового туризма // Национальные традиции в развитии торговли, экономики и культуры. Уфа: Уфимский ин-т (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 43-44.
13. Гутова Т.А. Промышленный туризм как новый тренд в системе глобального потребления// Актуальные проблемы гуманитарных наук. Томск: Нац. Исслед. Томский политех-нич. ун-т, 2013. С. 49-51.
14. Урядова А.В. Гастрономический туризм и его место в комплексном развитии туризма // Проблемы развития туризма в центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2013. С. 92-96.
15. Старостина И.С. Взаимосвязь гастрономического компонента с туризмом // Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования: теоретико-методологические основы педагогического исследования в профессиональном образовании, современные подходы к обучению. М: Москов. гос. обл. ун-т, 2017. С. 81-82.
Данилов А.Ю., Иванова И.Е., Полозова Е.В.
Специфика использования пригородных территорий как туристско-рекреационных дестинаций на примере Ярославского муниципального района Ярославской области
16. Дорофеева Л.А. Территориальное планирование пригородной территории // Развитие географических знаний: научный поиск и новые методы исследования: Мат. XVIII науч. конф. мол. географов Сибири и Дальнего Востока. Иркутск: Изд-во ИГ им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014. C. 156-158.
17. Дорофеева Л.А. К вопросу о термине «пригородная территория» // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования: мат. Всеросс. с междунар. уч. науч.-практ. конф., посв. Всемирному дню Земли и 60-летию каф. экономической географии КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. Вып.10. C. 147-150.
18. Лаппо Г.М., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в XXI веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. 2007. №1. С. 45-52.
19. Соколов М.П. Организация и планировка мест загородного отдыха населения больших городов. Л.: Стройиздат, 1968. С. 45-49.
20. Георгица И.М. Ландшафтно-географический подход к конструированию экологического каркаса городов на примере Ярославля: Дис. ... канд. геогр. наук. Астрахань, 2006. 148 с.
Andrey Yu. DANILOV a, a Yaroslavl State University after P.G. Demidov (Yaroslavl, Russia);
Irina E. IVANOVA b, PhD in History, Associate Professor, Master of Tourism;
Ekaterina V. POLOZOVA c e-mail: obnor@mail.ru
b-c "Locus Consulting Group" Consulting and Analytical Center
(Yaroslavl, Russia); b Executive Director; e-mail: ieivanova112@gmail.com c Analyst, Master of Tourism; e-mail: polozova@locusgroup.ru
THE SPECIFICS OF USING THE SUBURBAN AREAS AS TOURIST AND RECREATIONAL DESTINATIONS: THE CASE STUDY OF YAROSLAVL MUNICIPAL DISTRICT OF YAROSLAVL REGION
The article is devoted to a comprehensive study of suburban areas in tourism through the example of Yaroslavl municipal district of Yaroslavl region. An expert assessment of the inbound and domestic tourism development in the territory of Yaroslavl Municipal District, the current image of the territory in terms of tourist attractiveness, and the competitive position of the region relative to the nearby territories of Yaroslavl Region is given. Analyzing the data obtained in the course of field research, the team identifies strengths and weaknesses in the tourist infrastructure of the area, the most popular tourist facilities and manufacturing enterprises that can be involved in the tourism development, studies the current calendar of tourist events. The authors propose a technology for studying the image of the territory on the basis of data presented in the global computer network. Based of a survey of local residents, residents of Yaroslavl and tourists, as well as interviews with tour operators, the authors reveal advantages of the area as a tourist destination, types of recreation, attractive for potential tourists, as well as the development prospects of new types of tourism. The article contains the results of the competitive analysis of Yaroslavl region, on the basis of which the SWOT-analysis of the territory is based.
The article discusses the key stages of building a model of tourism development
Keywords:
suburban areas, tourism and recreation, territory image, territory positioning, SWOT analysis, tourism development model
2018
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
in the territory, describes the main directions of future works. The research makes it possible to formulate a new strategic hypothesis of positioning Yaroslavl region in the tourist market, propose the brand name and slogan, develop the brand book and the corporate style of the district.
References
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ponosov, A. N. (2014). K voprosu o termine «Prigorodnaya zona» [To the term "Suburban area]. Aktual'nye problemy agrarnoj nauki v XXI veke [Actual problems of agrarian science in the twenty-first century]. Perm: ICP Prokrost, 187-191. (In Russ.).
Vopilova, E. S. (2006). Podhody k izucheniyu prigorodnogo turizma na primere Permskogo rajona Permskogo kraya [Approaches to the study of suburban tourism using the example of Perm district of Perm region]. Geografiya i turizm [Geography and Tourism]. Perm: Perm State Un-ty, 66-80. (In Russ.).
Debelaya, I. D. (2014). Aktivizaciya razvitiya turizma v prigorodnoj zone Habarovska [Activization of tourism development in the Khabarovsk residentil suburb]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal], 3-2(22), 94-95. (In Russ.). Volkova, I. S. (2015). Razvitie aktivnogo turizma v prigorode krupnogo goroda [The active tourism development in the suburbs of a large city]. Territorial'naya organizaciya obshchestva i upravlenie v regionah [Territorial organization of society and management in the regions]. Voronezh: Izd.-poligraf. centr «Nauchnaya kniga», 147-150. (In Russ.).
Kundius, V. A., Chermyanina, V. V., Kudinova, M. G., Balashova, S. P., & Santalova, V. N.
(2010). Agroturizm: problemy i perspektivy razvitiya [Agrotourism: problems and development prospects]: a monograph. Barnaul: Azbuka. (In Russ.).
Ryndach, M. A. (2016). Agroturizm kak instrument razvitiya sel'skih territorij [Agritourism as a tool for rural development]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: Yesterday, Today and Tomorrow], 3, 68-79. (In Russ.).
Krasnikova, T. S., Pashkus, V. Yu., Pashkus, N. A. (2016). Agroturizm: strategiya proryvnogo pozicionirovaniya na rossijskom turisticheskom rynke [Agro-tourism as a strategy of breakthrough positioning on the Russian tourist market]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of Modern Economics], 1(57), 175-179. (In Russ.).
Glagoleva, L. E., Kuksova, I. V., Zhuk, S. N., Pevneva, D. M. (2016). Agroturizm - perspektivnoe napravlenie turisticheskogo biznesa v Rossii [Agritourism - promising trend of tourism business in Russia]. Ekonomika. Innovacii. Upravlenie Kachestvom [Economics. Innovation. Quality control], 1(14), 43-47. (In Russ.).
Zosimova, E. E., & Chistikova, A. V. (2015). Veloturizm kak populyarnoe napravlenie sovremennogo turizma [Cycle tourism as a popular destination of modern tourism]. Novaya nauka: teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad [New science: Theoretical and practical view], 5-3, 35-37. (In Russ.).
Blagovestova, T. E. (2017). Veloturizm i velotransport v sovremennoy Rossii [Cycle tourism and cycle transport in modern Russia]. Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and regional development]. Smolensk: Universum, 11-16. (In Russ.).
Grichanov, A. I. (2015). Promyshlennyy turizm kak novoe napravlenie v razvitii otechestvennogo turizma [Industrial tourism as a new direction in the development of domestic tourism]. Geograficheskaya nauka, turizm i obrazovanie: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya [Geographical science, tourism and education: Current problems and development prospects]. Novosibirsk: NSPU, 162-166. (In Russ.).
Zagrieva, A. A. (2016). Promyshlennyy turizm - novoe napravlenie razvitiya mirovogo turizma [Industrial tourism is a new direction in the development of world tourism]. Nacional'nye tradicii v razvitii torgovli, ekonomiki i kul'tury [National traditions in the development of trade,
economy and culture]. Ufa: Plekhanov Russian University of Economics (Ufa branch), 43-44. (In Russ.).
13. Gutova, T. A. (2013). Promyshlennyy turizm kak novyy trend v sisteme global'nogo potrebleniya [Industrial tourism as a new trend in the global consumption system]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk [Actual Problems of the Humanities]. Tomsk: Tomsk Polytechnic Un-ty, 4951. (In Russ.).
14. Uryadova, A. V. (2013). Gastronomicheskiy turizm i ego mesto v kompleksnom razvitii turizma [Gastronomic tourism and its place in the integrated development of tourism]. Problemy razvitiya turizma v central'noy Rossii: kul'turnyy potencial kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona [Problems of tourism development in central Russia: Cultural potential as a factor in the sustainable development of the region]. Yaroslavl: Yaroslavl Demidov State University, 92-96. (In Russ.).
15. Starostina, I. S. (2017). Vzaimosvyaz' gastronomicheskogo komponenta s turizmom [The the gastronomic component in tourism]. Povyshenie kachestva podgotovki kadrov v sovremennyh usloviyah razvitiya obrazovaniya: teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskogo issledovaniya v professional'nom obrazovanii, sovremennye podhody k obucheniyu [Improving the quality of training in educational development: Theoretical and methodological foundations of pedagogical research in vocational education, modern approaches to learning]. Moscow: Moscow Region State University, 81-82. (In Russ.).
16. Dorofeeva, L. A. (2014). Territorial'noe planirovanie prigorodnoy territorii [Territorial planning of a suburban area]. Razvitie geograficheskih znaniy: nauchnyy poisk i novye metody issledovaniya [Development of geographical knowledge: scientific research and new research methods]. Irkutsk: V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS, 156-158. (In Russ.).
17. Dorofeeva, L. A. (2015). K voprosu o termine "prigorodnaya territoriya" [К вопросу о термине «пригородная территория»]. Geografiya i geoekologiya na sluzhbe nauki i innovacionnogo obrazovaniya [Geography and geoecology for science and innovative education]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, 10, 147-150. (In Russ.).
18. Lappo, G. M., Polyan, P., & Selivanova, T. (2007). Aglomeracii Rossii v XXI veke [Agglomeration of Russia in the XXI century]. Vestnik Fonda regional'nogo razvitiya Irkutskoy oblasti [Bulletin of the Regional Development Fund of Irkutsk Region], 1, 45-52. (In Russ.).
19. Sokolov, M. P. (1968). Organizaciya i planirovka mest zagorodnogo otdyha naseleniya bol'shih gorodov [Organization and planning of places of country rest of the population of large cities]. Leningrad: Stroyizdat, 45-49. (In Russ.).Georgica, I. M. (2006). Landshaftno-geograficheskiy podhod k konstruirovaniyu ekologicheskogo karkasa gorodov na primere Yaroslavlya [Landscape-geographical approach to the design of the ecological framework of cities through the example of Yaroslavl]: Candidate of Geographical thesis. Astra^an. (In Russ.).
Данилов А.Ю., Иванова И.Е., Полозова Е.В. Специфика использования пригородных территорий как туристско-рекреационных дестинаций на примере Ярославского муниципального района Ярославской области // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 4. С. 51-63. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10405.
Danilov, A, Yu., Ivanova, I. E., & Polozova, E. V.
(2018). The specifics of using the suburban areas as tourist and recreational destinations: The case-study of Yaroslavl municipal district of Yaroslavl region. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(4), 51-63. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10405. (In Russ).