ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К УНИВЕРСИТЕТУ
Д. О. Медведева
Основной задачей довузовской подготовки школьников до настоящего времени считалось создание условий для удовлетворения потребностей учащихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоение знаний, необходимых при поступлении в вуз. Однако многие выпускники школ, поступившие в вуз, оказывались неготовыми к учебе в вузе, так как у них слабо сформированы навыки самоорганизации, самообучения, работы с учебной литературой, межличностного общения [2]. С течением времени стало ясно, что подготовка к обучению в вузе не сводится только лишь к сдаче вступительных экзаменов. Это целый комплекс мероприятий, направленных на подготовку абитуриентов к сознательному выбору будущей специальности и успешному обучению в вузе, подразумевающий определение индивидуальной образовательной траектории обучающегося. В связи с этим мы предлагаем следующую классификацию функций довузовской подготовки:
(а) всесторонняя подготовка абитуриентов к успешному обучению в вузе;
(б) выявление и развитие у абитуриентов качеств, необходимых специалисту-профессионалу; (в) обеспечение единства непрерывности и преемственности между средним и высшим образованием; (г) формирование потребности и мотивации учебы в данном вузе; (д) поиск одаренной молодежи и др.
Сегодня практически в каждом высшем учебном заведении, будь то государственный или коммерческий вуз, имеются подразделения, осуществляющие довузовскую подготовку. Их организационные формы могут быть различными и они могут по-разному называться (институтами, центрами, факультетами). Они могут использовать различные методы и формы довузовской подготовки (подготовительные курсы, подготовительное отделение, профильные классы в школах, а также лицеи и колледжи при вузах и т. д.). Так, например, в Уфимском государственном нефтяном техническом университете существует специальное подразделение, осуществляющее довузовскую подготовку - Центр довузовского образования, созданный в 1996 г. на базе подготовительных курсов. Этот центр реализует разнообразные формы довузовской подготовки, рассчитанные на различные возрастные и социально-демографические группы абитуриентов. Вместе с тем параллельно с довузовской подготовкой данным подразделением ведется и активная профориентационная работа как в г. Уфе, так и районах Республики Башкортостан и нефтедобывающих регионах Российской Федерации.
354
В практической деятельности Центра довузовского образования профориентационная работа является неотъемлемой частью деятельности структур довузовской подготовки. При этом используются технологии, включающие проведение учебно-профориентационных мероприятий, позволяющих школьнику интегрироваться в учебный процесс вуза и студенческую жизнь, повысить свой образовательный уровень и мотивацию к учебе.
Таким образом, реализация комплексного подхода к процессам довузовской подготовки и профориентации позволяет обеспечить качественный набор в вуз абитуриентов, имеющих хорошую базовую подготовку и осознанно выбирающих будущую специальность. В свою очередь, это способствует формированию преемственности на этапе перехода от средней школы к университету.
355