^ Социально-культурная деятельность
References
1. Andreenkova A. V. Mechty rossiiskoi molodezhi, ili tak li uzh privlekatelen Gazprom? [Dreams of Russian youth, or is it really attractive to Gazprom?]. Molodezh i obshchestvo [Youth and society]. Moscow, 2011.
2. Zharkov A. D. Teoriia, metodika i organizatsiia sotsial no-kuP turnoi deiatePnosti [Theory, methodology and organization of socio-cultural activities]. Moscow, 2002.
3. Kudashov G. N. Konstruktivnoe eksperimentirovanie s sotsial'nym opytom kak metod pedagogiki sotsial'nogo tvorchestva molodezhi [Constructive experimentation with social experience as a method of social pedagogy of youth creativity]. Molodezh i obshchestvo [Youth and society]. Moscow, 2011, № 2.
4. Uznadze D. N. Osnovy eksperimentalnoi psikhologii [The foundations of experimental psychology]. Tbilisi, 1956.
^р^тональный методический центр
по работе с инвалидами — важнейший ком по нент системы раз вития их социально-культурной деятельности
УДК 364.048.6:379.8 В. Ю. Попов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается роль регионального методического центра по работе с инвалидами в развитии социокультурной деятельности инвалидов в регионе.
Ключевые слова: инвалид, региональный методический центр, социально-культурная деятельность, учреждения культуры, показатели эффективности.
V. Yu. Popov
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
REGIONAL METHODOLOGICAL CENTER FOR WORK WITH DISABLED PERSONS AS A CRUCIAL COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF THEIR SOCIO-CULTURAL ACTIVITY
In article are considered the role of the regional methodical center for work with disabled people in development of welfare activity of disabled people in the region.
Keywords: disabled person, regional methodical center, welfare activity, cultural institutions, efficiency indicators.
ПОПОВ ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ — аспирант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 145
POPOV VITALII YUR'EVICH — doctoral student of Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: vilen08@yandex.ru © Попов В. Ю., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
ф
Для координации работы учреждений культуры Рязанской области в направлении развития социально-культурной деятельности инвалидов необходима система, обеспечивающая возможность оперативного реагирования на потребности инвалидов. Мы определили компоненты, составляющие модель взаимодействия региональных институтов, среди которых важнейшим является компонент региональных методических центров. Именно методические центры — библиотечный, музейный, образовательный
— должны заниматься научно-методическим сопровождением учреждений культуры в работе с инвалидами, проводя организационную, исследовательскую, консультативную, издательскую, просве ти тельскую деятельность. Ключевой из них — региональный методический центр по работе с инвалидами — создан в Рязанской области в 2013 году на базе областной библиотеки для слепых (далее — Центр).
Штат Центра состоит из 4 специалистов
— заведующий центром, методисты, психолог.
Главными принципами и приоритетными направ лениями дея тельности цен тра на перспективу являются: содействие государственной поддержке социальных норм доступности ресурсов и услуг в сфере культуры; повышение профессиональной компетенции специалистов учреждений культуры, про фессиональной корпоративности; актуализация фондов музеев и библиотек; решение проблемы доступности учреждений культуры, в том числе обеспечение доступ но сти для ин ва ли дов лю бых кате горий, учитывая эти вопросы при проектировании, строительстве и реконструкции объектов учреждений культуры, техническом оснащении уч ре ж де ний совре мен ным реа би ли-тационным оборудованием для обслуживания ин ва ли дов лю бых кате горий и дру гих маломобильных граждан.
Планируется: осуществление координации работы всех региональных учреждений культуры и образования в сфере искусств в
вопросах социокультурной реабилитации инвалидов; установление сотрудничества с региональными организациями Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих, а также с другими организациями, занимающимися вопросами реабилитации инвалидов, заключение с ними договоров о сотрудничестве, формирование совместного плана мероприятий; расширение сети библиотечных пунктов путём организации их в библиотеках области; совершенствование работы библиотечных пунктов — организация, кроме выдачи книг, массовых мероприятий, учебных занятий и т.д.; обобщение и систематическое распространение в библиотеках области лучшего опыта работы с инвалидами библиотек других регионов; систематическое повышение квалификации: проведение научно-практических конференций, семинаров, курсов и т.д.; соз да ние на ба зе цен траль ных му ни ци-пальных библио тек кафедр, обслужи ваю-щих инвалидов специальными видами изданий; соз да ние на базе му ни ципальных биб-лио тек кабине та или зоны библио терапии; разработка про ек тов, на це лен ных на оказание под держ ки людей с ог ра ни чен ны ми возможностями, проведение реабилитационных мероприятий посредством подачи заявки в государственную программу Рязанской области «Развитие культуры на 2014—2020 годы»; подготовка и выпуск методических изданий по работе с маломобильными гражданами, социально значимой и правовой ин форма ции для ин ва ли дов с це лью передачи в библиотеки области; организация в Цен тре пункта выдачи во времен ное пользование на безвозмездной основе тифлотех-ни ческих средств для чтения «говорящих» книг;
• организация для инвалидов юридических консультаций в Центре по правовым и социальным вопросам; обучение работе с компьютером.
Свою работу Центр начал с проведения анкетирования на темы: «Повышение качества обслуживания инвалидов в условиях
ф
ЛИЬ
^ Социально-культурная деятельность
ф
муниципальных библиотек» (анкеты заполнены 70% библиотек муниципальных образований Рязанской области) и «Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов» на базе ФКПОУ «Михайловский экономический колледж-интернат» (принимали участие 105 учащихся различных групп инвалидности в возрасте от 16 до 35 лет). Проведён мониторинг работы муниципальных библио тек по социокультурной реаби ли-тации инвалидов (на основе информационных отчётов о деятельности за 2012 год). По результатам анкетирования и мониторинга были определены приоритетные направления в работе с различными группами инва-ли дов.
Центр выпустил в свет ряд социально значимых изданий:
• «Государственные учреждения и организации Рязанской области, работающие с инвалидами» (база данных);
• «Образовательные учреждения и орга-низа ции Рязанской облас ти, работающие с инвалидами» (база данных);
• «Организация обслуживания инвалидов в государственных и муниципальных библиотеках Рязанской области» (база данных);
Центр выступил организатором шести крупных социокультурных мероприятий, в которых приняли участие 563 человека.
Заключены договоры о совместной деятельности с ФКПОУ «Михайловский экономический колледж-интернат», ОГБОУ «Специальная коррекционная школа № 10». Подготовлены к подписанию договоры о совместной деятельности ОГБОУ «Специальной коррекционной общеобразовательной школой-интернатом г. Рязани», Территориальным отделением № 3 Рязанской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Достигнута договорённость с председателем Секции по обслуживанию инвалидов РБА о проведении в рамках Всероссийско-
го библиотечного Конгресса в Рязани в мае 2014 года «круглого стола», посвящённого проблемам социокультурной реабилитации инвалидов.
В 2014 году Региональный методический центр по работе с инвалидами планирует реализовать комплекс методических мероприятий, сре ди которых:
• «круглые столы», семинары, информационно-методические дни, консультации для специа ли стов уч ре ж де ний культу ры Рязанской области по вопросам социокультурной реабилитации инвалидов, межведомственного взаимодействия и координации работы, социального партнёрства;
• мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры маломобильным гражданам, их по треб но сти в со цио культур ной реа би ли-тации, ситуации по созданию безбарьерной среды в учреждениях культуры региона;
• издание и распространение среди учреждений культуры Рязанской области и партнёрских организаций информационно-методических материалов;
• создание специализированных информационных виртуальных ресурсов и мультимедийных носителей информации.
Результатами и показателями эффективности работы Центра должны стать:
• улучшение качества работы учреждений культуры Рязанской области с инвалидами путём внедрения и использования наиболее эффективных форм и методов работы;
• расширение набора и повышение качества услуг благодаря применению информационно-коммуникационных технологий, раскры тию для ин ва ли дов библио теч ных и му зей ных фон дов и элек трон ных ре сур сов;
• создание в регионе единой системы культурного обслуживания инвалидов;
• повышение уровня доступности учреждений культуры региона (физической и удалён ной);
• увеличение количества обслуживаемых инвалидов.
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Примечания
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011—2015 годы».
2. Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Рязанской области "Развитие культуры на 2014—2020 годы"».
3. Приказ министерства культуры и туризма Рязанской области № 659 от 18.09.2013 г. «О создании регионального методического центра по работе с инвалидами».
4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 г.).
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
References
1. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 17.03.2011 № 175 «On state program of the Russian Federation «Accessible Environment» 2011—2015» (in Russian).
2. Resolution of the Government of the Ryazan region from 30.10.2013 N 345 «On approval of the state program of the Ryazan region» Cultural development for 2014—2020» (in Russian).
3. Order of the Ministry of Culture and Tourism of the Ryazan region number 659 of 18.09.2013 «On establishment of a regional center for the methodical work with people with disabilities» (in Russian).
4. Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities (adopted by the UN General Assembly of 20.12.1993) (in Russian).
5. Federal Law of November 24, 1995 N 181-FZ «On social protection of disabled people in the Russian Federation» (in Russian).
ф /г) ф
Со временный городской фольклор
в ракурсе учеб но го рассмотре ния
УДК 378.14:398
Е. Ю. Стрельцова
Московский государственный университет культуры и искусств
Перед вузами культуры и искусств и другими учреждениями высшего профессионального образования достаточно остро стоит вопрос о подготовке новых учебников, обеспечивающих учебно-методическое сопровождение стандартов ГОС ВПО третьего поколения. Наряду с традиционными требованиями к контенту учебной книги, включающими проблемное изложение и логичность представляемого материала, соблюдение оптимального соотношения между научностью и доступностью и т.п., содержание учебника должно соответствовать систематике конкретной науки, в нашем случае фольклористики. Фольклористика — наука развивающаяся. В наше время чрезвычайно интенсивно развиваются вторичные формы бытования традиционного фольклора, которые нуждаются в специальном внимании и глубоком изучении. Это касается, в первую очередь, городского фольклора, или так называемого городского примитива. Между тем имеющиеся учебники зачастую игнорируют этот важный пласт в развитии современного фольклора, целиком сосредотачиваясь на фольклоре традиционном. Отсутствие или недостаточная разработка рассматриваемого раздела в системе преподавания наносит серьёзный урон формированию у студентов целостных, системных представлений о реальном процессе народного художественного творчества.
Ключевые слова: народное художественное творчество, учебный курс, предметное содержание, традиционная культура, городской фольклор, городской примитив, университеты культуры.
СТРЕЛЬЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА — доктор, педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
STREL'TSOVA ELENA YUR'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of socio-cultural activity, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: strelcovaelena9191@mail.ru © Стрельцова Е. Ю., 2014