гическое направление реализуется посредством адаптационных и реабилитационных программ; программ коучинга, тьютерства и супервайзинга в отношении мигрантов, беженцев, представителей национально-культурных меньшинств, всех категорий студенческого сообщества, нуждающихся в социальной поддержке и защите.
Кластер студенческого социального бизнеса. В основе этого технологического направления — разработка и реализация участниками авторских социально-культурных проектов, предполагающих интерактивное взаимодействие представителей разных культур; развитие качеств творчески активной и социально ориентированной личности в условиях межкультурного диалога.
Медиа-кластер. В основе этого техно-
логического направления лежит создание Интернет-портала, виртуальной досуговой общности, реализующей дискуссионные, творческие, научно-исследовательские проекты с использованием мультимедийных технологий.
По результатам опытно-экспериментальной работы стало возможным сделать выводы об эффективных способах преодоления ксенофобии в студенческой среде. В результате апробации модели констатировано, что система социально-воспитательной работы российских вузов нуждается не только в новых технологиях социально-культурного воспитания, но и в разработке новых проектов развития толерантности и снижения агрессивных и экстремистских настроений в студенческой среде.
Примечания
1. Лапин, Н. И. Социокультурный подход и социентально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 3—12.
2. Лапин, Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. Москва : Институт философии РАН, 2000.
3. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ., комментарии и вступ. статья В. В. Сапова. Санкт-Петербург : РГХИ, 2000. 1056 с.
рРегиональные программы поддержки
социально-культурной деятельности инвалидов (на примере рязанской области)
УДК 379.8:65.012.23 В. Ю. Попов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается эффективность реализации программы социально-культурной деятельности инвалидов в Рязанской области на основе сравнительного анализа показателей 2011 и 2012 года.
Ключевые слова: инвалид, программа, социально-культурная деятельность, учреждения культуры, показатели эффективности.
104
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 104-108
^ Социально-культурная деятельность 1
V. Yu. Popov
Moscow State University of Culture and Arts
REGIONAL PROGRAMS OF SUPPORT OF WELFARE ACTIVITY OF DISABLED PEOPLE (ON THE EXAMPLE OF THE RYAZAN REGION)
In article are considers the efficiency of the program of welfare activity of disabled people in the Ryazan region on the basis of the comparative analysis of indicators 2011 and 2012.
Keywords: disabled person, program, welfare activity, cultural institutions, efficiency indicators.
Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам культуры, повышение доступности и качества социально-культурных мероприятий, формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов являются сегодня приоритетными направлениями государственной политики Российской федерации. Необходимость создания системы максимального включения инвалидов в социально-культурную деятельность на уровне Рязанской области обусловлена тем, что «проблемы её развития носят более очевидный характер в силу их конкретизации и локализации в пространстве, чем на общероссийском уровне» [1, с. 125].
Благодаря выстроенной модели взаимодействия учреждений культуры и образования региона по развитию социально-культурной деятельности инвалидов налажены связи между государственными и муниципальными учреждениями, теснее стали взаимоотношения с общественными организациями, учреждениями культуры, кор-рекционными образовательными учреждениями как Рязанской области, так и других регионов.
В соответствии с регламентом межведомственного взаимодействия постоянно идёт оперативный обмен необходимой информацией, работают совместные экспериментальные площадки по инклюзивному художественному образованию, проводятся совместные конференции и семинары, совещания и фестивали творчества, решается вопрос о создании совместного информационного центра.
В каждом учреждении культуры, в каждом муниципалитете (в управлениях и отделах культуры) назначены ответственные за работу с инвалидами. Учреждения разрабатывают стратегические программы развития социально-культурной деятельности инвалидов, включающие задачи по приспособлению зданий к их потребностям, обучению работников, использованию имеющегося опыта работы с инвалидами в художественном творчестве.
Методические центры накапливают важнейший теоретический и практический материал по совершенствованию работы с инвалидами. Центры ведут постоянный мониторинг развития социально-культурной деятельности инвалидов в муниципалитетах и государственных учреждениях культуры. Полученные данные анализируются и направляются в министерства и ведомства региона. Центры — инициаторы и организаторы методических, обучающих мероприятий по актуальной проблематике работы с инвалидами.
В целях эффективного решения комплекса проблем инвалидов в регионе реализуется программа «Развитие социально-культурной деятельности инвалидов в Рязанской области (2011—2013 годы)». Цель Программы — создание региональной системы, которая будет гарантировать инвалидам соблюдение принципов государственной политики в области культуры: общедоступность услуг, адаптивность сферы культуры к уровням и особенностям развития инвалидов, успешную социализацию в обществе.
Результативность работы по развитию социально-культурной деятельности инвалидов в регионе определяется в Программе следующими показателями эффективности.
1. Доля учреждений культуры и искусства Рязанской области, обеспечивающих услуги по социокультурной деятельности для инвалидов, от общего числа учреждений культуры и искусства региона.
За год (в 2012 году по сравнению с 2011 годом) количество учреждений культуры и искусства Рязанской области, обеспечивающих услуги по социокультурной деятельности для инвалидов, увеличилось с 87 до 115. Рост составил 2,2%.
2. Доля мероприятий по развитию социокультурной деятельности инвалидов от общего объёма проводимых мероприятий в учреждениях культуры и искусства Рязанской области.
За год произошёл рост на 0,6% (от 0,1% до 0,7%).
Учитывались мероприятия, где инвалиды являлись не только пассивными зрителями или слушателями, но и активными участниками. Конечно, доля таких мероприятий пока невелика, но налицо положительная динамика.
3. Доля инвалидов, посетивших мероприятия по развитию социально-культурной деятельности.
Значение показателя выросло с 11,8% до 19,7% (на 7,9%), в числовом значении рост следующий — с 19,0 тыс. человек до 31,2 тыс. человек.
4. Количество инвалидов, обучающихся в учреждениях дополнительного и среднего специального образования сферы культуры.
Наблюдается рост со 114 до 156 учащихся.
В образовательных учреждениях сферы художественного образования внесены изменения в приёмные требования с учётом проблем инвалидов. Учащиеся с особыми образовательными проблемами занимаются по специальным индивидуальным программам. При этом студенты училища — инвалиды и студенты без проблем здоровья — обучаются вместе. У них не только общие уроки,
но и общая внеклассная жизнь, общественная нагрузка. Успешность этой работы подтверждается громкими победами рязанских музыкантов и художников с ограниченными возможностями здоровья на российском и международном уровнях, поступлением в ведущие художественные вузы страны, работой по профессии в учреждениях культуры, образования, в творческих коллективах и т.д.
5. Количество подготовленных методических материалов (статей) по организации работы с инвалидами в сфере культуры.
За 2012 год произошёл рост количества методических материалов по работе с инвалидами с 9 до 42. Мощным стимулом для подготовки методических работ стало проведение в регионе межрегиональной научно-практической конференции «Включение инвалидов в социокультурное пространство: проблемы и перспективы».
Являясь членом главной аттестационной комиссии в сфере образования Рязанской области, автор статьи может отметить значительный рост доли методических материалов, представленных на аттестацию, по темам, связанным с проблемными вопросами социально-культурной реабилитации и адаптации инвалидов, в общем количестве представленных материалов, что говорит об особом интересе к этому сегменту образования.
6. Количество методических мероприятий для работников учреждений культуры (мастер-классов, «круглых столов», конференций, семинаров) по организации работы с инвалидами.
Произошёл не только количественный (с 2-х до 7-ми), но и качественный рост проводимых методических мероприятий. Постоянно увеличивается количество преподавателей художественного образования, библиотекарей, музейных работников, работников культурно-досуговых учреждений, вовлечённых в процесс реабилитации и социально-культурной адаптации инвалидов.
Запущен процесс обучения работников
^ Социально-культурная деятельность
учреждений культуры специфике работы с инвалидами. Педагоги, психологи, дефекто-логи, родители, сами люди с ограниченными возможностями совместно решают проблемы включения инвалидов в социально-культурный процесс. Работники учреждений культуры перед заявленным посещением инвалидов различных категорий проходят специальный инструктаж по созданию наиболее комфортной обстановки для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках государственных и муниципальных заданий учреждениям культуры региона выделяются средства для проведения методических мероприятий, выпуска методических материалов, мастер-классов, выставок, концертов и т.д. В рамках заявочных кампаний в федеральные и региональные долгосрочные целевые программы рассматривается всё больше проектов по развитию социально-культурной деятельности инвалидов.
Среди проведённых мероприятий:
• Межрегиональная научно-практическая конференция «Включение инвалидов в социокультурное пространство»;
• фестиваль художественное творчества «Поверь в себя»;
• цикл семинаров для преподавателей образовательных учреждений сферы культуры «Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов средствами творческой деятельности»;
• серия кустовых совещаний областной библиотеки для слепых в районах области по проблемам организации библиотечного обслуживания инвалидов.
7. Доля затрат на организацию и проведение мероприятий по развитию социокультурной деятельности от общего объёма финансового обеспечения ДЦП «Культура Рязанской области на 2010—2015 годы», ДЦП «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011—2015 годы», субсидий государственным учреждениям культуры и искусства.
Рост этого показателя за 2012 год составил 0,4% — с 0,9% до 1,3% (с 826,3 тысяч ру-
блей до 2739,3 тысяч рублей). Важно отметить, что увеличение произошло и в рамках долгосрочных целевых программ («Культура Рязанской области», «Модернизация и развитие материально-технической базы театров») и субсидий учреждений.
Многие учреждения в рамках положений об оплате труда предусмотрели поощрительные надбавки к заработной плате специалистов, работающих с инвалидами. Например, в Рязанском музыкальном колледже имени братьев Пироговых эта надбавка очень ощутима и составляет до 20% к заработной плате.
Дальнейшему увеличению доли затрат должна способствовать реализация Государственной программы «Доступная среда» в Рязанской области.
8. Информационная обеспеченность мероприятий по включению инвалидов.
Положительные сдвиги произошли в региональном информационном пространстве. Новости, связанные с проблемами инвалидов, их успехами в художественном творчестве, лучшими инклюзивными и реабилитационными проектами, вышли на первые полосы региональных газет и журналов, интернет-изданий. На портале культуры и туризма Рязанской области, на сайтах государственных и муниципальных учреждений культуры появились странички со специальными функциями (для инвалидов с проблемами зрения), посвящённые направлениям работы с инвалидами, возможностям по комфортному приёму в учреждениях инвалидов различных категорий.
9. Количество клубных формирований и любительских объединений с участием инвалидов.
На базе 654 муниципальных культурно-досуговых учреждений региона действует 3811 клубных формирований, из которых 130, или 3,4% от общего количества, (в 2011 году — 96) посещают люди с инвалидностью.
10. Количество инвалидов, участвующих в работе клубных формирований и любительских объединений.
Всего участниками клубных формиро-
ваний являются 356 (в 2012 году — 302) инвалидов (из них — 62 ребенка-инвалида), что составляет 0,7% и 0,3% соответственно от общего числа участников клубных формирований.
11. Удовлетворённость инвалидов результатами проведения мероприятий по включению в социально-культурное пространство региона.
В результате проведённого анкетирования уровень удовлетворённости инвалидов услугами учреждений культуры вырос с 62 до 71 процента. При сохраняющейся неприспособленности учреждений сферы культуры
к нуждам маломобильных граждан региона этот показатель можно назвать неплохим, но нас он удовлетворять не может.
Мониторинг по выполнению этих показателей проводится ежеквартально, и в случае возникающих проблем Министерство культуры и туризма Рязанской области оперативно реагирует и способствует исправлению ситуации.
Качество работы с инвалидами сегодня является важным критерием эффективности работы руководителей учреждений и муниципалитетов в целом, что позволяет нам добиваться результативной работы.
Примечания
1. Литовкин Е. В., Шуваева О. Е. Социально-культурная деятельность в условиях местного самоуправления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 125—129.
2. Постановление Правительства Российской федерации от 17.03.2011 г. № 175 «О государственной программе Российской федерации "Доступная среда" на 2011—2015 годы».
3. Постановление Правительства Рязанской области от 21 октября 2009 г. № 296 «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Культура Рязанской области на 2010—2015 годы"».
4. Постановление Правительства Рязанской области от 17 ноября 2010 г. № 287 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011—2015 годы».
5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов : приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 г.
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».
Опыт и проблемы разработки
первой региональной культурной программы рязанской области
УДК 379.8:65.012.23 О. Е. Шуваева
Рязанский заочный институт (филиал МГУКИ)
В статье автор рассматривает, на примере Рязанской области, опыт разработки первых целевых программ развития культуры, которые явились одной из форм реализации новой культурной политики государства в 90-е годы. Раскрываются политические, экономические, культурные и методологические условия разработки программ.
Ключевые слова: региональные целевые программы развития культуры, местное самоуправление, новая культурная политика государства, состояние культуры и культурного обслуживания в Рязанской области в 90-е годы, механизм реализации культурных программ.
108
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 108-113