УДК 630(470.11) © В.Э. Тоскунина
Проблемы лесного комплекса Архангельской области и пути их решения
Статья посвящена актуальным проблемам развития лесопромышленного комплекса Архангельской области. Дана оценка его роли и места в экономике региона. Определены направления повышения эффективности и первостепенные задачи в сфере управления лесными ресурсами Архангельской области.
Архангельская область, лесопромышленный комплекс, экономическая эффективность, резервы развития.
Вера Эдуардовна ТОСКУНИНА
доктор экономических наук,
зав. отделом экономических исследований
Архангельского научного центра Уральского отделения РАН
Архангельская область — один из крупнейших лесных регионов страны. По запасам древесины она занимает второе место в Северо-Западном федеральном округе. Общая площадь земель лесного фонда Архангельской области составляет 29 млн. га, из которых 74% — это эксплуатационные леса. Хвойные насаждения составляют 83% в запасе древесины в лесах, из которых более 70% — ель. Ежегодная расчетная лесосека Архангельской области составляет
22 млн. м3, причем используется она только на 50%, в том числе из-за недоступности отдаленных лесных массивов.
Лесопромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в экономике региона. Он представлен 293 предприятиями, среди которых 157 лесозаготовительных, 126 предприятий, занятых обработкой древесины и производством изделий из дерева, 9 — производством древесной массы, бумаги, картона и изделий из них и одно предприятие — производством фанеры. Семьдесят пять процентов производимых пиломатериалов и семьдесят процентов
целлюлозы отправляется на экспорт. Объем инвестиций в основной капитал в ЛПК области в прошлом году по сравнению с 2003 годом вырос в два раза. Численность промышленного персонала отрасли, насчитывающая 43 тыс. человек на крупных и средних предприятиях, с учетом малого бизнеса составляет более 50 тыс. человек.
Объемы производства продукции лесного комплекса области в период 2001 — 2007 гг. имеют положительную динамику (таблица). В общероссийском объеме доля лесопромышленного комплекса области составляет треть целлюлозы (по варке), 16% бумаги и картона, 10% пиломатериалов.
В 2007 году в бюджетную систему Российской Федерации поступило платежей за использование лесов, находящихся в ведении Архангельской области, более 875 млн. руб., из них более 60% — в федеральный бюджет и около 40% — в бюджет области. Шестьдесят три процента от общей суммы платежей составила арендная плата. В настоящее время вклад отраслей ЛПК в областной бюджет составляет около 15%.
Производство продукции предприятиями лесного комплекса Архангельской области
Наименование показателя 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Деловая древесина, тыс. м3 9 114 8 521 8 401 9 619 9 581 8 622 8 463
Пиломатериалы, тыс. м3 2 091 1 947 1 979 2 233 2 118 2 050 2 063
Целлюлоза по варке, тыс. тонн 1 752 1 846 1 895 1 974 2 059 2 053 2 043
Товарная целлюлоза, тыс. тонн 741 724 742 793 809 775 775
Бумага, тыс. тонн 301 321 333 337 341 348 345
Фанера клееная, тыс. м3 57 66 72 85 84 89 96
Лесопромышленный комплекс продолжает играть важную роль в экономике региона и в значительной мере определяет его производственно-экономический потенциал. Причем целлюлозно-бумажное производство и обработка древесины составляют почти половину общего объема промышленного производства области.
Вместе с тем в функционировании ЛПК Архангельской области остро обозначились проблемы, сдерживающие его развитие. Отрицательное влияние на эффективность функционирования регионального лесопромышленного комплекса оказывает прежде всего значительное отставание от мирового уровня по механизации работ, внедрению новых технологий по глубокой переработке древесины. Негативными особенностями функционирования отраслей регионального ЛПК также являются:
1. Неэффективное использование лесных ресурсов как конкретными арендаторами — гражданами и предприятиями, так и муниципальными образованиями.
2. Неразвитость транспортной инфраструктуры.
3. Дефицит сырья на лесоперерабатывающих предприятиях.
4. Слабое привлечение инвестиций (особенно в разработку лесных ресурсов в Лешуконском районе, восточной части Верхнетоемского и Пинежского районов).
5. Высокий износ основных фондов.
6. Недостаток мощностей по глубокой переработке древесины.
7. Незаконные рубки леса.
В прошлом году показатель использования холдингами выделенных лесных уча-
стков составил 67%, т. е. треть выделенных арендаторам участков не осваивается. В настоящее время муниципальным образованиям выделяется около 3 млн. кбм леса на корню, но во многих населенных пунктах эти ресурсы не используются, остро стоит проблема обеспечения дровами.
Одной из главных проблем регионального ЛПК является развитие транспортной инфраструктуры и наращивание объемов строительства дорог. Для развития сети магистральных дорог в администрации области разрабатывается механизм частичного возмещения затрат на строительство за счет средств, поступающих в областной бюджет в виде лесных платежей. Наряду с этим, для развития транспортной инфраструктуры лесного комплекса региона будут привлекаться ресурсы федерального инвестиционного фонда. Вместе с тем важно вести строительство так называемых «лесовозных» дорог (в новом классификаторе дорог они соответствуют понятию «дороги не общего пользования»). Не стоит забывать и о том, что высокую экономическую эффективность при доставке лесного сырья показывает использование речного транспорта.
Проблема освоения ресурсов на северо-востоке Архангельской области связана, главным образом, с удаленностью и труд-нодоступностью этих лесных массивов, а также отсутствием транспортной инфраструктуры. В настоящее время качество произрастающей в них древесины высокое. Резервирование данных участков на будущее может привести к общему ухудшению качества лесного сырья в регионе.
Отчасти решению этой задачи будут содействовать приоритетные инвестиционные проекты в области освоения региональных лесов. На их реализацию намечено направить около 20 млрд. рублей собственных средств предприятий. Все проекты предусматривают создание транспортной инфраструктуры.
Лесная промышленность и лесное хозяйство — это две взаимосвязанные части одной системы. Поэтому координация действий различных отраслей ЛПК — необходимое условие рационального использования лесных ресурсов. Нельзя, например, оправдать то, что три ЦБК и многочисленные деревоперерабатывающие предприятия Архангельской области закупают круглый лес в Коми и Вологодской области. На ряде перерабатывающих предприятий в 2007 году наблюдалось снижение объемов производства (Соломбаль-ский ЛДК, Лесозавод — 23, Шалакушский лесозавод, Устьялес). Ухудшение положения на предприятиях обусловлено отсутствием должного внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия и координации, соответствующей современным требованиям системы организации и управления производственной и торгово-сбытовой деятельностью.
23 мая 2008 года при главе администрации Архангельской области образован Лесной совет. Основные его задачи: рассмотрение конкретных предложений, связанных с привлечением инвестиций в лесопромышленный комплекс региона, повышением конкурентоспособности продукции глубокой переработки древесины, охраной лесного фонда, а также разработка мер, направленных на ускорение модернизации лесной промышленности. Речь идет также о решении проблемы незаконных рубок леса. Только за первый квартал 2008 года на территории области было зарегистрировано 177 незаконных рубок леса, из них лишь в 65,5% случаев были выявлены виновные лица.
Одна из специфических проблем регионального ЛПК—проблема усыхания лесов. В результате этого процесса сокращается объем качественной древесины, уменьшается выход пиловочного сырья, баланса, увеличивается доля дровяной древесины. Наблюдения за этим процессом выявили огромную площадь лесного массива (50 млн. га), которая подверглась усыханию. Проводятся исследования возможности использования сухой древесины во всех видах переработки — в химической, механической и химико-механической.
Для решения накопившихся в ЛПК Архангельской области проблем, на наш взгляд, также необходимо:
> активнее вести поиск альтернативных возможностей получения древесины (использование ресурсов промежуточного пользования, рубок ухода за лесом), что может дополнительно дать порядка 4 млн. кбм;
> быстрее решать вопросы перевода земель бывших сельхозугодий в земли лесного фонда и земли промышленности;
> повысить уровень работ по лесовы-ращиванию и лесовосстановлению;
> повышать эффективность мероприятий лесного контроля и надзора.
Ключевая задача состоит в развитии производств по глубокой переработке древесины и увеличении выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Активное освоение новых районов, строительство лесовозных дорог и железнодорожных магистралей, использование для транспортировки леса водных путей позволят значительно увеличить объемы лесозаготовок и поставки сырья. Привлечение бизнеса к строительству лесных дорог при поддержке администрации области, использование программных методов при решении проблем транспортной инфраструктуры отрасли создадут надежную основу долгосрочного развития регионального лесопромышленного комплекса.