УДК:338.242.2
В. В. Авилова, О. С. Тимофеева РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: региональная политика, индикаторные показатели, механизм, Республика Татарстан, концепция
кластерного развития.
В статье рассмотрен механизм реализации кластерной политики в Республике Татарстан. На примере субъектов Приволжского федерального округа показана возможность образования кластеров на территории Республики Татарстан. Анализ системы показателей и последующая группировка регионов по уровню развития процессов кластеризации и ранжирование их по отдельным индикаторам позволит органам региональной власти сформировать представление о сильных и слабых сторонах территории и скорректировать свои действия по улучшению инфраструктуры формирования и функционирования инновационно-промышленных кластеров.
Key words: regional policy, indicating parameters, mechanism, Republic of Tatarstan, the concept of cluster development.
The article considers the mechanism of implementation of cluster policy in the Republic of Tatarstan. On an example of regions of Privolzhsky Federal district is shown the possibility offormation of cluster in the territory of the Republic of Tatarstan. Analysis of the system of indicators and the subsequent breakdown of regions by the level of development processes of clustering and ranking them on separate indicators will allow the authorities of the regional authorities to form an idea of the strengths and weaknesses of the territory and adjust their actions to improve the infrastructure of formation and functioning of innovative-industrial clusters.
Сценарий долгосрочного развития отечественной экономики предполагает рост ее конкурентоспособности, как в традиционных, так и в наукоемких секторах, прорыв в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этих задач потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, одним из которых является кластерный подход.
Положительный опыт функционирования центров регионального развития в Республике Татарстан, сформирован благодаря проектам стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, в том числе и реализации Концепции кластерного развития секторов экономики и социальной сферы.[1]
Использование кластерной модели организации бизнеса в качестве инструмента модернизации экономики сегодня не имеет альтернативы. Взаимообусловленность и взаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности - это, по сути, новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску глобальной конкуренции и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития.
Кластеры представляют собой объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории
как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
Кластерный подход как новая управленческая технология позволяет повысить конкурентоспособность как отдельного региона, или отрасли, так и государства в целом.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира.[2]
К настоящему времени использование кластерного подхода заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На федеральном уровне сформированы механизмы, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.
Современная государственная политика в области поддержки кластеров, определяется национальными особенностями. Она может быть весьма разнообразной и выступать в виде:
- конкретной политики с четко определенной
стратегией и выделенным бюджетом, которая охватывает ряд промышленных секторов;
- политики, сфокусированной на некоторых аспектах развития кластеров: сетевые взаимодействия среди бизнеса или между бизнесом и исследовательскими организациями;
- политики как элемента других стратегий экономического развития;
-общей цели в серии других несогласованных мероприятий, нацеленных на конкретную отрасль.
Разнообразие проводимой политики определяет и многообразие направлений и форм государственной поддержки инновационных кластеров, среди которых:
-прямая финансовая поддержка специфических проектов;
-обеспечение выполнения административных процедур;
-предоставление знаний или других составляющих инфраструктуры;
-снижение налогов на исследовательские и инновационные расходы;
-снижение налогов на другие расходы, не связанные с исследованиями и разработками, инновациями;
-организация публичных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.);
-обеспечение сетей с университетами, администрацией;
- обеспечение сетей с фирмами;
- поддержка в развитии инкубаторов;
- поддержка в улучшении репутации регионального кластера;
-обеспечение передачи информации (запросы рынка, ситуация на рынке, новые правила и пр.);
-обеспечение транспортных связей с другими кластерами или географическими областями.
Важное значение в реализации государственной поддержки развития кластеров, как в России, так и за рубежом имеет формирование специальной инфраструктуры.
Как правило, реализация кластерных стратегий предполагает наличие грантообразующих фондов (институтов, агентств), поддерживающих кластерные инициативы. Неотъемлемой частью инфраструктурного обеспечения кластерных стратегий является создание бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон, которые, по сути дела, являются катализаторами образования промышленных кластеров.
Проанализируем «стартовые» условия осуществления кластерной политики в Республике Татарстан.
В настоящее время в республике формируются четыре отраслевых кластера:
- нефтехимический,
- энергетический, -автомобилестроение;
- 1Т-кластер.
Реализация Концепции кластерного развития секторов экономики и социальной сферы Республики Татарстан на 2011-2015 годы предполагается в два этапа:
- на первом этапе (2011 год - II квартал 2012 года) реализуются организационные мероприятия по формированию контуров кластеров и созданию нормативной методической базы, обеспечивающей их организационное развитие;
-второй этап (III квартал 2012 года - 2015 год) - этап интеграции отраслевых кластеров с образовательными и научными организациями. На этом этапе обеспечивается синхронизация их деятельности.
Реализация Концепции к 2015 году позволит достичь следующих результатов:
-темпы экономического роста кластера не менее чем на 20 процентов будут превышать среднереспубликанские темпы;
-доля инновационной продукции в объеме реализованной продукции достигнет не менее 35 процентов;
-доля экспортной продукции в объеме реализованной продукции составит не менее 30 процентов;
-рост производительности труда в 2 - 2,5 раза к уровню 2010 года.[3]
Предварительный анализ возможности образования кластеров на территории Республики Татарстан показывает (рис.1), что республика, как субъект Приволжского федерального округа (ПФО), в состав которой входят предприятия, вошедшие в рейтинг 400 крупнейших компаний России по версии «Эксперт-РА» по результатам деятельности за 2009 г., занимает четвертое место, уступая Самарской об-ласли, Республике Баркортостан и Перскому краю по возможностям кластеризации в регионе.[4]
Рис. 1 - Распределение количества компаний ПФО в рейтинге 400-крупнейших компаний «Эксперт-РА»
Анализ возможностей кластерообразования в регионах основан на изучении бизнес-среды, наличии в регионах успешных производств, степени диверсификации производственной структуры, инновационной активности предприятий территории,
развитии инфраструктурной обеспеченности бизнеса в широком смысле этого слова.
Если рассматривать кластеризацию с точки зрения процессного подхода, то на входе следует выделить:
- во-первых, инфраструктурные индикаторы, такие как общие показатели развития бизнес - среды региона, определяющие привлекательность территории для размещения предприятий;
- во вторых, ресурсные индикаторы, то есть показателя, необходимых для образования кластеров: человеческие ресурсы, научные заделы, каналы взаимодействия и т.д.;
- в третьих, показатели, характеризующие текущие процессы кластерообразования - наличия критической массы предприятий, обладающих стимулами к кооперации, наличия совместных проектов между предприятиями и университетами и т.д.
На выходе результаты кластеризации итоговые индикаторы, отражающие влияние кластеров на инновационную активность, процессы развития сетевого взаимодействия и конкурентоспособность регион в целом.
Метод системы показателей обладает рядом преимуществ - позволяет комплексно взглянуть на проблему управления развитием отдельными блоками; получать легко интерпретируемые по сравнению с отдельными показателями результаты; ранжировать территории по различным признакам.
В системе показателей оценки возможностей формирования кластеров, помимо количественных значений показателей (например, среда кластера может характеризоваться величиной текущих затрат на НИОКР в ВРП, %) имеются показатели качественного характера (например, законодательное обеспечение и наличие/отсутствие субъектов инновационной инфраструктуры, характеризуют качественные) которые не отражаются при помощи статистических индикаторов.
Агрегирование результатов осуществлялось в два этапа:
1 этап. Все показатели агрегируются в отдельные суб-индексы, при этом каждый из них имеет равный вес. Обоснованность подобного подхода основывается на результатах исследований, показавших, что применение разных весов не дает значительных изменений в конечных результатах, при этом существенно увеличивая субъективность метода в целом.
2 этап. Суб-индексы входящих индикаторов агрегируются в один индекс входящих показателей. Каждый суб-индекс также входит в индекс с равным весом.
Результаты расчетов отдельных индексов представлены в таблице 1.
Проведенный анализ позволил определить лидеров и аутсайдеров по формированию условий для применения кластерной политики как по отдельным индикаторам и суб-индексам, так и по индексам «входящих» и «исходящих» показателей. К безусловному лидеру относится Самарская область, к аутсайдерам - Кировская область. Республика Та-
тарстан имеет высокие значения ис-ходящи показателей, уступая только Самарской области.
Таблица 1 - Показатели исходящих и входящих суб-индексов
Отдель Ис- Рей- Входящие индикато- Рей-
дель- хо- тинг ры тинг
ные дя- исхо- ин- ре- про- вхо-
индексы щие пока- зате те- ли ходя- дя- щих пока ка- зате- лей фра-струк тур- ные сурс ные цесс ные дя- щих пока каза зате те- лей
ПФО 1,33 4 0,65 2,04 0,77 1
Респуб 1,59 3 0,31 0,23 1,27 6
пуб-
лика
Баш-
корто-
стан
Рес- 2,14 2 1,42 0,4 0,57 4
пуб-
лика
Татар
тар-
стан
Перм- 1,33 4 0,86 0,72 0,48 5
ский
край
Ки- 0,51 7 0,01 0,00 1,3 7
ров-
ская
об-
ласть
Ниже- 0,52 6 1,69 0,44 1,29 3
город-
ская
об-
ласть
Самар 2,4 1 1,83 0,5 0,77 2
мар-
ская
об-
ласть
Реализация промышленной, инновационной и региональной политики с учетом кластерного подхода имеет значительно больше шансов на успех. Тем не менее, неверно толковать полученные результаты однозначно, поскольку для кластерного развития характерен эффект временных задержек: чтобы получить эффект от инвестиций в развитие условий кластера, необходимо время, т.е. существует некая инерция, которая откладывает общее и немедленное получение выгод от таких инвестиций.
Примером может служить эффект, получаемый от функционирования свободной экономической зоны «Алабуга», начало строительства которой было положено еще на заре формирования рыночных отношнний в России.
На основе анализа значений входящих и исходящих индикаторов регионы могут быть сгруп-
пированы по уровню развития условий кластеризации. Для каждой из полученных групп следует применять различные стратегии поддержки и формирования условий развития региональных кластеров с учетом их сильных и слабых сторон.
Показатели по Республике Татарстан говорят о том, что регион весьма хорошо позиционирован по объему ВРП на душу населения, при этом проигрывает лидерам по показателям интеграции региона в глобальную экономику, миграционной привлекательности и кооперации.
Высокие показатели суб-индеска «среды» отражают сильное развитие институциональной базы для экономики, основанной на кластерах .
Следовательно, региональной власти, на наш взгляд, целесообразно стимулировать совместные исследования, проекты между потенциальными участниками кластера, выстраивая площадки взаимодействия, а также усилить воздействие в области привлечения высококвалифицированных специалистов. Уе стоит забывать и о действующих проектах региональных инновационно-промышленных кластеров - формирующиеся кластеры нуждаются в достраивании элементов, законодательном обеспечении деятельности.
Анализ уровня развития районов Республики Татарстан показал, что регионы республики в основном специализируется на химической и нефтехимической промышленности. Предприятия нефтехимии и химии республики в наибольшей степени подготовлены к кластерной форме интеграции между собой и многогранной инфраструктурой и нуждаются в ней. В число основных входят такие ведущие предприятия, как ОАО «Татнефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», группа компаний шинного бизнеса ОАО «Татнефть» обеспечивают 97% всего объёма реализации продукции основных компаний НГХК, являются бюджето- и градообразующими предприятиями Татарстана. Данные предприятия относятся к крупнейшим компаниям России, а по отдельным видам продукции - и Европы. Республика имеет развитый нефтедобывающий сектор, представленный ОАО «Татнефть» и 34 независимыми компаниями. Научный и образовательный потенциал отрасли, стержнем которого является Казанский национальный исследовательский технологический университет, можно охарактеризовать как высокоразвитый.
Согласно исследованиям, проводимым компанией Bauman Innovation «Кластеры в России», Приволжский округ имеет сильнейшую в России концентрацию кластеров в сферах производства автомобилей, химической и нефтехимической про© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. эк( [email protected].
мышленности и авиастроения и других секторах. По итогам анализа экономики Республики Татарстан составлена матрица кластерных стратегий, на основе целей кластерной политики для различных отраслей [6].
Таким образом, показано, что формирование условий образования и успешного функционирование регионального кластера является действенный механизм реализации кластерной политики, что подтверждено современными практиками в различных странах, отраслях, фирмах. Подобная значимость определят необходимость измерения и управления факторными переменными.
Анализ на основе системы показателей и последующая группировка регионов по уровню развития процессов кластеризации и ранжирование их по отдельным индикаторам позволяет органам региональной власти сформировать представление о сильных и слабых сторонах территории, а, основываясь на лучших практиках - опыте регионов-лидеров, скорректировать свои действия по улучшению среды для формирования и функционирования инновационно-промышленных кластеров.
Литература
1. .Ягольницер М.А. Предпосылки образования кластеров в регионах сибирского федерального округа / М.А. Ягольницер, Л.С.Марков // Региональная экономика: теория и практика, 2007. - №18. - С.32-39
2. Зубаревич Н. Агломерационный эффект или административный угар / Н. Зубаревич. // Российское Экспертное обозрение. - 2007. - № 4-5.
3. Гришанков Д. Удержать траекторию / Д. Гришанков, Д. Кабалинский // Эксперт. - 2007. - № 36. - С.
4. Статистическая и аналитическая база стран ОЭСР: База данных содержит Отчеты Европейской шкалы инноваций в странах мира за 2005-2010 г.г. - Электрон. дан. -Режим доступа: www.trendchart.org - загл. с экрана
5.Молодчик М.А. Позиционирование региона в новой экономике / М.А. Молодчик, А.А. Быкова // Инновации.- №1. - 2007. - С.
6. Праздничных А. Н. Региональные отраслевые кластеры в экономике России и перспективы кластерной политики в регионе / А.Н. Праздничных //Межрегиональный экономический форум Самара, 6 июля 2007.
7. Аксянова А.В. Кластерная методология исследования региональных экономических систем по уровню инвестиционной привлекательности /А.В. Аксянова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 1. - С. 247-254.
8. Кадеева З.К. Принципы территориального размещения промышленных предприятий: кластерный подход / З.К. Кадеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 8. - С. 385-388.
9. Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environment for Innovative Development. ECE/CECI/2008/3, Geneva, 9 September 2008.
КНИТУ, О. С. Тимофеева - соиск. той же кафедры,