2 (137) - 2010
Стратегия развития региона
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЕТЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ
Э. А. ФИЯКСЕЛЬ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой венчурного менеджмента E-mail: [email protected]
М. Г. НАЗАРОВ, старший преподаватель кафедры венчурного менеджмента
E-mail:[email protected] Государственный университет — Высшая школа экономики (Нижегородский филиал)
Дан обзор подходов к определению регионального инновационного кластера, предлагается его собственная трактовка. Представлены модели формирования кластера, различных регионов мира, обладающие своими особенностями. Предлагается авторская модель инновационного кластера региона, в рамках которой производится анализ состояния инновационного кластера Нижегородской области. Сделан вывод, что кластер находится на стадии становления и нуждается в поддержке для дальнейшего развития.
Ключевые слова: региональный инновационный кластер, модель, инновационный процесс.
Вопрос, что такое кластер в экономике, несмотря на множество исследований, остается открытым и трактуется различными учеными по-разному. Существует лишь общее понимание того, что кластер является неслучайным территориальным сосредоточением экономической активности и обладает некоторыми признаками:
• когда компании связаны как деловыми, так и неделовыми отношениями;
• взаимосвязанные компании географически близко расположены;
• кластер включает как частные, так и государственные компании, которые оказывают специализированные услуги, формируют инфраструктуру кластера.
Интерес к кластерам возник от осознания того, что конкурентные преимущества зависят не только от ресурсов и способностей отдельных компаний, но также от ресурсов и способностей компаний, составляющих географически близкое бизнес-окружение. Данный феномен кластера привлекает ученых из различных отраслей знаний, придерживающихся всевозможных теоретических подходов, использующих различные аналитические инструменты, что привело к формированию и использованию противоречащих друг другу концепций, порождающих, как следствие, неопределенность. В зарубежной литературе такие термины, как «агломерация», «кластер», «промышленный район», «региональное экономическое окружение», «индустриальный комплекс», используются как более или менее взаимозаменяемые. Английские ученые Я. Гордон и Ф. МакКанн предприняли попытку систематизировать данные подходы и выделили три различные идеально-типические модели клас-
теризации, у каждой из которых существует своя логика [3]:
• классическая модель чистой агломерации связана с лучшими возможностями рынка труда и экономикой масштаба, возникающими вследствие специализации; при этом экстерналии производятся местным рынком;
• модель индустриального комплекса связана с явными торговыми связями между компаниями, которые приводят к сокращению транзак-ционных издержек;
• клубная модель связана с моделью социальных сетей и фокусируется на социальных связях и доверии, усиливающих кооперацию и инновационную деятельность.
Вне зависимости от вида кластера, типичным для него является существование одной или нескольких форм прямого и/или косвенного взаимодействия между экономическими агентами. При этом, когда данное взаимодействие генерирует внешние положительные эффекты для экономических агентов кластера, возникает возрастающая отдача.
Обозначенные выше три подхода к кластеру могут сосуществовать, поскольку локальные рынки, деловые связи и локальные социальные сети могут быть интегрированы в различных комбинациях внутри региона. Поэтому, несмотря на то, что можно аналитически выделить «чистые» модели кластера, необходимо осознавать: кластер в реальности очень часто представляет собой слож-
ное сочетание различных свойств и особенностей. Каждый кластер можно назвать уникальным образованием, сформировавшимся под влиянием специфических исторических обстоятельств, которые практически невозможно повторить или сымитировать. Это означает, что таили иная теоретическая модель кластера должна быть приспособлена к условиям конкретного региона и учитывать его особенности.
Необходимо отметить, что неоднозначность определения и разнообразие подходов к концепции кластера характерны не только для первого выделенного типа кластера — индустриального кластера, но и для других типов кластеров, в частности — инновационного. Сам термин «инновационный кластер» впервые получил распространение в США. Затем в 2000 г. в рамках Международной конференции по инновационной политике и технологиям была предложена классификация отраслевых кластеров, включающая инновационный с его подтипами [1]. Данная типология представлена в таблице.
Можно отметить тот факт, что инновационный кластер в данном подходе является «продолжением» отраслевого кластера. Это объясняется тем, что инновации и инновационность многими рассматриваются как свойство отраслевого кластера. В определенной степени это действительно так. Тогда возникает вопрос, следует ли выделять инновационный кластер в отдельный тип. Если классификационным признаком являются используемые технологии и технологическая
Типология кластеров
Иш кластера Вид кластера Описание
Отраслевой Усеченный (зависимый) Состоит из звеньев технологически взаимосвязанных предприятий, иногда разрозненных территориально. Деятельность ограничена набором типовых функций (добычаресурсов, обработка, обогащение, ит. п.). Применяются современные, но не передовые технологии. Новые технологии поступают на производство в виде готового к немедленному использованию продукта
Отраслевой Группа совместно работающих компаний, производящих типовые продукты или услуги. Использование новых технологий ограничено сферой контроля качества и управления персоналом
Инновационный Инновационно-отраслевой Группа совместно работающих компаний, производящих продукты или услуги, требующие постоянного обновления, улучшения качества, внедрения новых функциональных возможностей. Постоянные и устойчивые связи с научно-исследовательскими центрами, образовательными учреждениями
Протоинновационный Инновационный кластер компаний, нацеленный на скорейшее приобретение необходимых знаний и технологий с целью улучшения текущей конкурентоспособности
Инновационно ориентированный Кластер компаний, определяющий промышленную, инвестиционную, социальную структурурегиона. Создаетдинамичные группы компаний, использующие передовые знания и технологии, привлекает талантливые трудовые ресурсы со всего мира, является потребителем и генератором венчурного капитала, определяет и направляет научные исследования университетов и других образовательных учреждений.
цепочка, мы можем сказать только, что данный отраслевой кластер «инновационнее», чем другой, и не более. В данном случае это будет не более чем дополнительная характеристика кластера. Однако, если в основу классификации положить способ поддержания конкурентоспособности, то можно будет выделить кластеры, управляемые цепочкой стоимости, и кластеры, основанные на уникальной компетенции. К первому типу можно отнести следующие виды из первой типологии: 1) усеченный; 2) отраслевой, 3) инновационно-отраслевой; 4) про-инновационный. А ко второму типу — инновационно ориентированный. Таким образом, при данном подходе данный вид можно назвать собственно инновационным кластером, т. е. кластером, для которого инновации являются не свойством, а продуктом, так как он основывается на уникальной компетенции — создавать и коммерциализировать инновации.
Исходя из сказанного, можно предложить следующее определение инновационного кластера: инновационный кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и других агентов, действующих в сфере инноваций, производящих и использующих новые знания, взаимодополняющих друг друга и способствующих развитию как каждого элемента кластера, так и инновационного потенциаларегиона в целом.
Поскольку инновационный кластер базируется на специфической компетенции, он может быть связан с различными отраслями и кластерами и способствовать их развитию, производя для них новых игроков и технологии.
На данный момент можно выделить несколько центров кластерного развития и, следовательно, моделей инновационных кластеров:
1) североамериканская;
2) западноевропейская;
3) азиатская;
4) латиноамериканская.
Подобное разделение по территориальному признаку обусловлено следующими факторами:
• обособленное развитие в течение длительного периода;
• достаточно устоявшаяся специфика в традициях развития экономики на основе кластерного развития;
• различия в обеспеченности теми или иными стратегически важными природными ресурсами;
• различие отраслевых структур промышленности;
• разная емкость национальных (региональных)
рынков;
• роль политического фактора в функционировании государства и другие.
Для североамериканского региона характерна исторически сложившаяся ориентация на политику малого вмешательства федерального правительства в процесс экономического развития. Согласно оценкам экспертов взаимодействие бизнеса и государства в США расценивается как соперническое, а не партнерское. Государственные структуры США не считают себя обязанными следить за успехом в бизнесе предпринимателей, если только это не ведет к стратегически опасным для экономики страны в целом ситуациям. Государственная политика стран североамериканского региона в отношении развития кластеров официально формулируется и не оформляется в виде государственных документов, разрабатываемых структурами, ответственными за формулирование национальной экономической стратегии. Однако ученые США раньше других начали изучать принципы развития региональных экономик на основе кластерного развития. Ярким примером кластера в США является Силиконовая долина.
Аналитическую работу по созданию кластеров ведут в основном научные центры и университеты. Первоначальный капитал выделяется штатом того или иного научного центра или университета, затем привлекаются средства частных компаний. Характерным для американских кластеров является то, что они участвуют в глобальной конкуренции.
Основываясь на примере Силиконовой долины, можно предложить следующую модель инновационного кластера североамериканского региона. В основе данной модели лежит тесное сотрудничество исследовательских центров и венчурного капитала. Именно они представляют материальную, осязаемую основу инновационного кластера, так или иначе влияют на остальных участников кластера. Неосязаемую основу данной модели составляют культурные особенности данного региона. Страны североамериканского региона характеризуются индивидуалистической культурой, стремлением к конкуренции. Также данная культура характеризуется открытостью к сотрудничеству, высокой степенью доверия и низкой дистанцией власти. Все это создает необходимую среду для развития инноваций. Исследовательские центры и венчурный капитал порождают необходимую инфраструктуру, стимулируют образование новых игроков кластера; культурные особенности способствуют развитию
необходимых связей внутри данной инфраструктуры. В результате взаимодействия производятся инновации. Однако необходимо отметить, что инновационные кластеры североамериканского региона имеют отраслевую специализацию, т.е. инновации производятся в той или иной индустрии, группе отраслей (рис. 1).
Причины, которые являются объективными предпосылками для формирования принципов и задач политики в области развития и реализации кластерных инициатив в западноевропейском регионе, следующие:
• достаточно малые размеры национальных рынков сбыта;
• ограниченность национальных природных ресурсов; определенная однобокость отраслевых структур промышленности.
Указанные причины нашли свое отражение в разработке активных методов вмешательства в экономическое развитие для решения структурных и иных проблем, разработке ряда кластерных инициатив в странах Европы и т. д. Следует отметить, что в Европейском Союзе (ЕС) уже в 1968 г. был создан генеральный директорат по региональной политике ЕС, в 1975 г. — Европейский фонд регионального развития, в 1988 г. Европарламентом была принята хартия регионализма, начал функционировать совет региональных и местных сообществ. Специфической чертой, отличающей западноевропейский регион от североамериканского, является исторически высокая степень вмешательства государства в экономику.
Отличительной особенностью западноевропейского региона является характер взаимоотношений «государство — промышленный бизнес». В Западной Европе государства постоянно и довольно тесно взаимодействуют с предпринимателями. Любое европейское государство может создавать свой сильный промышленный или инфраструктурный сектор (финансы, транспорт, связь), но не стремится заменить собой бизнес. Иначе говоря, для европейской модели характерен в большей мере активный диалог с бизнесом, но без широкого прямого проникновения в структуры крупных частных промышленных фирм. Можно считать, что
Рис. 1. Модель североамериканского инновационного кластера
западноевропейский регион явился определенным полигоном для проверки новых идей в государственной экономической политике, основанной на кластерном подходе. Отмечая черты сходства проблем и методов проведения государственной экономической политики в западноевропейском регионе, следует отметить особенно активную роль стран Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия), которые инициировали ряд кластерных проектов. В частности, целесообразно отметить проект «Преимущества Финляндии», который выполнялся институтом финской экономики в 1995 г. В рамках проекта были изучены будущие возможности национальной промышленности и возможности по информационному обеспечению управленческих решений. Министерством торговли и промышленности были подготовлены директивы, на основе которых разработана и утверждена национальная промышленная стратегия, позволившая совершить переход от макроэкономического регулирования к промышленной и технологически конкурентной политике, основанной на развитии кластеров. Анализу подверглись наиболее перспективные отрасли, критерием было наличие устойчивого экспорта и приток иностранных инвестиций, определен «кластерный каркас», составлению которого предшествовала большая работа.
Разработчики кластерной политики в странах Западной Европы, в отличие от североамериканских стран, четко формулируют ее в программных документах, подлежащих одобрению в Европарламенте и законодательному оформлению. Они исходят из принципа, что общеевропейская промышленная политика ЕС должна обеспечить преобразование региональной промышленности в глобально конку-
Инфраструктура
Исследовательские центры
Венчурный капитал
Государство
здана центральная организация по обеспечению устойчивого развития и стимулированию развития промышленных кластеров. В процессе развития определяется область повышения деловой активности, ведутся обсуждения, готовится проект, формируется рабочая группа, создается наблюдательный совет, подготавливается план
Рис. 2. Модель западноевропейского инновационного кластера
Крупная
отраслевая
компания
Программа
особенно активно бороться за уже занятые ниши на мировых рынках, посредством активного развития достаточно конкурентоспособных кластеров. Особенно ярким примером эффективной реализации кластерных решений является опыт острова Хоккайдо в Японии, где в первой половине 1990-хгг. быласо-
рентоспособный, инновационный и эффективный индустриальный комплекс, основанный на кластерном развитии. Для Западной Европы характерно развитие именно отраслевых кластеров, выделить инновационный кластер достаточно сложно. Тем не менее можно предложить следующую модель инновационного кластера Западной Европы (рис. 2). Государство разрабатывает специализированные программы по развитию той или иной отрасли, создает необходимые условия для быстрого развития конкретной отрасли, стимулирует образование игроков промышленных кластеров.
В азиатском регионе сложился свой особый тип развития кластеров в экономике. В нем присутствуют черты и предпосылки, сближающие с европейским регионом, но одновременно есть и чисто азиатские специфические особенности. К сходствам азиатского и западноевропейского региона можно отнести активность государственного начала в отношении развития кластерных инициатив. Государственные органы в странах азиатского региона считают своим долгом активно и целенаправленно вмешиваться в процессы, происходящие в экономике своих стран, стараясь обеспечить их защитой от опасной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей и помочь в экспансии на внешних рынках. Этот акцент можно считать определенной спецификой государственной экономической политики азиатского региона, страны которого должны были
развития проекта.
Кластерный подход к развитию экономики лишь недавно нашел применение в Латинской Америке. Экономика большинства стран Латинской Америки ориентирована на экспорт сырья или полуфабрикатов, при этом в страны ввозится сложное оборудование для первичной обработки сырья и его транспортировки. Эти страны испытывают недостаток венчурного капитала. При этом практически весь венчурный капитал в Латинской Америке иностранного происхождения и инвестируется на срок не более 2 лет. Также характерной для латиноамериканского региона является несогласованная работа правительства, промышленности и университетов. По мнению некоторых исследователей, культурные особенности данного региона ограничивают возможности для кооперации1. Все это затрудняет инновационный процесс, поскольку успех могут обеспечить только тесные связи между поставщиками, инноваторами и потребителями. При таких условиях государство стремится поощрить создание подобных связей, однако не способно пока поддерживать четкие правила игры и долгосрочные комфортные условия. В сложившихся обстоятельствах инновации создаются не на постоянной основе. Инновационные компании, образующие собой инновационное окружение, производят конкретные разработки по
1 Isabel Bortagaray, Scott Tiffin. Innovation Cluster in Latin America. 4th International Conference on Technology Policy and Innovation. Curitiba, Brazil, Aug. 28 - 31, 2000. P. 9-13.
заказу определенных компаний. После выполнения конкретного задания инновационное окружение «растворяется». Такой «инкапсулированный» вид инновационной деятельности играет важную роль, но не способен принести результатов, которые создает зрелая инновационная система.
Рассмотренный выше опыт формирования инновационных кластеров является актуальным для России, так как необходимо разработать свою модель (набор моделей) инновационных кластеров, отвечающую требованиям российской действительности. Поскольку кластер невозможно рассматривать в отрыве от региона, где он располагается, для каждого региона требуется разработка/адаптация соответствующей модели кластера.
Авторами статьи предлагается модель инновационного кластера Нижегородской области. Как и все модели, она является упрощенным представлением действительности. В описание модели включается как описание участников кластера, так и взаимоотношений между ними.
К материальным элементам кластера относятся:
1) система инновационных предприятий;
2) система производства знаний;
3) специализированные консалтинговые услуги;
4) специализированные поставщики;
5) рынки;
6) поддерживающая инфраструктура кластера;
7) система финансовых институтов. Нематериальные элементы кластера:
1) поддерживающий социальный климат;
2) связи и взаимодействие между участниками кластера;
3) качество жизни людей, занятых в кластере. Ядро инновационного кластера формируют
инновационные предприятия, поскольку они разрабатывают и производят новые (инновационные) продукты и услуги для внешних контрагентов2. Кроме этого инновационные предприятия являются одним из главных факторов развития кластера как системы. Также подобные предприятия создают необходимые условия для инноваций: они накапливают знания (в том числе неявные), они воспроизводят и внедряют знания, делятся знаниями с другими агентами, в качестве социального агента формируют необходимые социокультурные установки, нормы и ценности (доверие, сотрудничество и т. п.).
Можно выделить несколько видов инновационных предприятий, формирующих ядро кластера.
2 Под внешними контрагентами понимаются контрагенты, не входящие в описываемый кластер.
Крупные инновационные компании, являющиеся источником технологий и опыта. Они зачастую действуют как самостоятельные миниатюрные инновационные системы, предоставляющие возможности для инкубации внутренних проектов, необходимое финансирование для собственных старапов, техническую базу, опыт и возможности сбыта. Также крупные инновационные компании генерируют постоянный поток квалифицированных специалистов, которые могут быть наняты малыми компаниями. В ядре также обязательно должно действовать множество малых инновационных предприятий, должен существовать постоянный поток спинофф-компаний и стартапов, образуемых крупными инновационными компаниями и технологическими центрами (НИИ, вузы, научные лаборатории). Эти компании должны располагаться вблизи от материнских организаций, поскольку необходимы тесные связи между ними для осуществления инновационного процесса и преобразования знаний.
Знания, на которых основываются инновационные компании, производятся исследовательскими университетами, НИИ, другими источниками технологий и знаний. Данные элементы представляют собой систему производства нововведений, необходимых для инновационных компаний. Чем больше они представлены в регионе, в котором располагается кластер, тем легче устанавливаются коммуникации и осуществляется трансфер технологий от источника к инновационному предприятию.
Стартапы и спинофф-компании, как правило, прежде всего, фокусируются на исследованиях и инновациях, а затем по мере роста они начинают уделять внимание другим сферам деятельности компании. В кластерах специализированные консалтинговые компании играют важную роль. Даже крупные инновационные компании передают некоторые функции на аутсорсинг. Среди необходимых консультационных услуг можно выделить следующие:
• трансфер и коммерциализация технологий;
• юридические услуги и патентование;
• бухгалтерские услуги для малых компаний;
• проектирование и разработка продуктов;
• организация производственного процесса;
• маркетинг;
• бизнес-ассоциации, защищающие интересы
предприятий.
Как правило, организации, оказывающие подобные услуги, действуют независимо друг от друга.
Каждому инновационному предприятию необходимы ресурсы, специализированные инструменты и оборудование. Взаимное общение сотрудников компаний — поставщиков специализированного оборудования и инновационных компаний способствует более успешной реализации инновационного процесса. Более того, такое взаимодействие позволит компаниям-поставщикам улучшить свои собственные продукты.
Многие развитые кластеры имеют в своей структуре специальную организацию, которая занимается координацией взаимодействия участников кластера и их продвижением. Эти организации взаимодействуют с резидентами бизнес-инкубаторов, правительственными структурами разных уровней, бизнес-ассоциациями и способствуют развитию кластера.
Во многих развитых странах существует сеть агентств по трансферу технологий, которые также способствуют развитию и деятельности кластера. Такие агентства помимо услуг по трансферу технологий помогают устанавливать связи с национальными и федеральными исследовательскими центрами, выбрать поставщиков, подобрать консалтинговые компании. Также они могут играть роль лобби в правительственных кругах по тем или иным вопросам.
Координационное агентство и агентства трансфера технологий являются элементами поддерживающей инфраструктуры кластера. Другими важными элементами инфраструктуры являются инкубаторы и технопарки. Бизнес-инкубаторы могут существовать в двух видах: действовать как самостоятельные организации или же выступать в качестве ядра технопарков. В первом случае бизнес-инкубаторы создаются, как правило, для поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Во втором случае инкубаторы, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку начинающих инновационных предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере.
Технопарк/технологический парк — форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических достижений благодаря сосредоточению квалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспери-
ментальной, информационной базы. Часто имеет льготное налогообложение [8].
В инновационный процесс зачастую вовлечены и потребители, которые определяют требования к продукту, участвуют в тестировании продукта. Поэтому наличие возможности коммуникации с потенциальными клиентами будет способствовать развитию кластера.
Посевной капитал, венчурный капитал являются необходимыми локальными элементами инновационного кластера. Инвестиционная поддержка инновационного бизнеса на разных стадиях его развития может быть государственной, частной или государственно-частной. Она может осуществляться различными финансовыми институтами: бизнес-ангелы и их ассоциации, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, корпоративные венчурные инвесторы, инвестиционные компании, банки и т. д.
Ценности, присущие местному сообществу, которое «порождает» инноваторов, а также ценности, разделяемые самими инноваторами и предпринимателями, являются одними из тех неосязаемых элементов, которые обеспечивают функционирование кластера. Благоприятствующий деловой климат должен быть дополнен социальными нормами и установками, которые понимают, ценят и поощряют малое предпринимательство, конкуренцию и кооперацию, исследовательскую деятельность, инновации. В сообществе региона, где располагается инновационный кластер, должны цениться новшества, качество, поощряться обучение и познавательная деятельность. Сложно или практически невозможно создать инновационный кластер в обществе, закрытом для инноваций. Государство собственными силами и единомоментно не может создать «инновационное общество», но, используя систему образования и экономического стимулирования, можно вовлечь других основных игроков в долгосрочные преобразования.
Объединяют указанные выше элементы невидимые связи. В зрелом инновационном кластере потоки информации, денег, людей между организациями интенсивны и беспрерывны. Самым важным, не поддающимся измерениям, является то, что инновации и познание осуществляются не только на уровне личности или организации, но и неким образом на всеобщем системном уровне кластера в целом. Контакты лицом к лицу и личностные связи усиливают познавательный процесс и налагают ограничения на размер кластера. В кластере осуществляется обмен не только форма-
лизованным знанием, но и неформализованным, неявным. В экономике знаний организации ищут взаимодействия с другими организациями для развития стратегии познания, которые позволяют им снизить затраты и риски, присущие инновационному процессу, получения доступа к результатам исследований, приобретения новых технологий. Также одной из целей сотрудничества является разделение затрат на производство, дистрибьюцию и маркетинг.
Географическое близкое расположение организаций способствует взаимному обмену формализованными и неформализованными знаниями посредством явных и неявных средств. Однако при этом должен соблюдаться баланс между сотрудничеством и конкуренцией. Также все отношения должны выстраиваться на базе доверия.
Качество жизни является противоречивым элементом кластера. Литература по данной тематике указывает на то, что регионам, в которых уровень жизни выше, легче привлечь мобильных высокообразованных инноваторов и предпринимателей, а также квалифицированных профессионалов, которые осуществляют консультационную поддержку проектов; исследователей и преподавателей, кото-
рые создают научные открытия и готовят квалифицированных сотрудников. Однако оценка качества жизни зависит от индивидуального восприятия.
Модель инновационного кластера представлена схематично на рис. 3. Схема состоит из двух элементов: окружностей, которые представляют собой участвующие стороны или важные факторы; и линий, представляющих материальные и нематериальные потоки. Внутри больших окружностей размещены малые, которые отображают составные части элемента. Некоторые из этих составных частей также связаны друг с другом связями. Пунктирная линия, окружающая все элементы, означает, что кластер расположен в определенной географической местности.
Поскольку географическая составляющая кластера трактуется весьма неоднозначно, рассмотрим Нижегородский инновационный кластер в административных границах Нижегородской области, хотя существует возможность того, что кластер может пересекать границы этого региона. Однако этот вопрос требует отдельного исследования связей и потоков.
Нижний Новгород — важный экономический, транспортный и культурный центр России. Основные
Качество жизни
Стоимость проживания
Культурные центры
Поддерживающий социальный климат
Система производства знаний
Профессиональное .__.сообщество___.
Доступное :.. жилье
Конкурирующие предприятия
Рекреационные возможности
Нормы и ценности
Квалифицированный персонал
Семья ^друзья^
Специализированные поставщики
Инновационные предприятия
Поддерживающая инфраструктура
Спинофф
Стартап
Оборудование
Материалы
Технопарки и инкубаторы
Коорди-.. натор
Крупные инновационные .... компании
Инструменты
Агентство трансфера технологий,
Бизнес-юсоциации,
Система финансовых институтов
Законодательство
Венчурный -„капитал_
Ъсевнаой капитал
Инвестиционные фонды
Рынки
Специализированный консалтинг
Удаленные .. рынки
Лестные рынки
Юридические консультации
Проектирование
Клиенты-сотрудники
Бухгалтерский ^ учет
Процессное ^ консультирование
Рис. 3. Модель регионального инновационного кластера
отрасли промышленности Нижегородской области — машиностроение, химия, черная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая.
Ядро нижегородского инновационного кластера представлено малыми инновационными предприятиями. Спинофф-компании образуются в основном НИИ, обширно представленными в области. Постоянный поток стартапов обеспечивается за счет реализации в Нижегородской области программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР-МФПНТС), В1Т-Поволжье. Также в ядре инновационного кластера так или иначе присутствуют крупные промышленные предприятия, ведущие исследовательскую деятельность или ориентированные на выпуск новой продукции. Они представляют собой достаточно закрытые самостоятельные инновационные системы и участвуют в кластере посредством внутренних венчурных проектов, спинофф-компаний.
Нижегородский регион является крупным научным центром. В Нижнем Новгороде и области располагается 7 институтов РАН, 32 НИИ, 36 проектных и технологических организаций, 12 конструкторских бюро, шестнадцать вузов. На долю Нижнего Новгорода приходится 67,3% общей численности организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, далее следует г. Дзержинск с долей 8,4% [2]. В Нижегородской области существуют сложившиеся профессиональные сообщества. Научными исследованиями и разработками занимаются 44,4 тыс. чел. Большинство исследователей работают в области естественных и технических наук (21,4% и 76,1 % соответственно).
От качества подготовки специалистов в значительной мере зависит развитие научной и инновационной деятельности, поэтому создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных кадров занимает приоритетное место в научно-технической политике области.
Специализированные консультационные услуги в Нижегородской области оказываются различными организациями: как частными консалтинговыми компаниями, так и структурными подразделениями вузов. Также на территории Нижегородской области действует ряд бизнес-ассоциаций, так или иначе представляющих интересы инновационного предпринимательства.
Поскольку различным инновационным проектам и предприятиям требуются специфические инструменты, материалы и оборудование, описать
поставщиков всего этого достаточно сложно. Но, так как Нижегородский регион находится на пересечении торговых путей, а также на его территории располагаются различные машиностроительные и инструментальные заводы, можно предположить, что данный элемент представлен в нижегородском инновационном кластере.
Поддерживающая инфраструктура кластера активно формируется. В Нижнем Новгороде действует ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор». Работа по конкурсному отбору заявок субъектов малого предпринимательства на размещение в бизнес-инкубаторе ведется министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области при участии ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», а также представителей деловых кругов (ФГ «Нижегородский проект», ООО «Марчмонт Капитал Партнере», ООО «Квадрига Капитал Россия» и др.). Механизмы взаимодействия основных участников инновационного процесса просматриваются, но пока трудно оценить их эффективность, поскольку мал срок функционирования Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора (НИБИ).
Особенностью Нижегородской области является создание частных технопарков. Так, с 2005 г. в Нижнем Новгороде действует технопарк «Орбита» на Зтыс. рабочих мест. В Сарове компанией ОАО «БИНАР» создан частный мини-технопарк.
В стадии реализации находится проект создания 1Т-технопарка «Анкудиновка». Предполагается, что он станет самым большим 1Т-технопарком в Российской Федерации. Ведется строительство открытого технопарка «Сатис» вблизи города Сарова.
В нижегородском регионе действуют информационно-технологические центры, а также центры трансфера технологий.
Данные структуры пока еще слабо скоординированы. Поэтому необходимо, чтобы возникла организация-координатор, или одна из существующих организаций должна взять на себя его функцию.
Финансовая поддержка инновационных предприятий осуществляется различными программами и организациями. Так, реализуются федеральные и региональные государственные грантовые программы; инвестиционную деятельность осуществляют бизнес-ангелы и их ассоциация (НП «Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»), неформальные инвесторы, частно-государственный региональный венчурный фонд Нижегородской области.
Ситуация в отношении «незримых» элементов кластера является неоднозначной. С одной стороны, сообществом нижегородской области (особенно крупных городов) высоко ценится образование и познание. С другой стороны, по мнению экспертов, существенным препятствием в осуществлении инновационного процесса является отсутствие доверия между его участниками, что приводит зачастую к дублированию исследований, увеличению общих издержек кластера. Отсутствие доверия между участниками кластера также приводит к снижению интенсивности обмена знаниями, что снижает эффективность инновационного процесса. Неоднозначным является и стремление к добросовестной конкуренции. С одной стороны, осознается необходимость конкурентной борьбы, с другой стороны, для российской экономики в целом и для региона в частности характерно стремление к монополизму и централизации.
Другой «незримый» элемент — это связи, образующиеся между участниками кластера. Они пока не многочисленны. Активное взаимодействие происходит между спинофф-компаниями и породившими их организациями. Существуют связи между элементами поддерживающей инфраструктуры. Но на данный момент есть ресурс и необходимость для увеличения и усиления связей между элементами кластера, поскольку именно связи и активное взаимодействие делаютразрозненные элементы кластером.
Как говорилось, качество жизни является неоднозначным фактором, зависящим от индивидуального восприятия. Жизнь в мегаполисе имеет свои преимущества и недостатки, возможности и ограничения. Нижний Новгород предоставляет различные возможности для людей, занятых в кластере, и членов их семей: возможности трудоустройства, развитая социальная инфраструктура (больницы, школы, детские сады и т. п.), множество культурных, оздоровительных центров. Однако экологическая обстановка является неблагополучной. Нижний Новгород как крупный промышленный центр характеризуется высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, связанным с выбросами от автомобильного транспорта (83%) и объектов промышленности. Загрязнены подземные воды, малые водоемы, основные источники водозабора — Ока и Волга подвержены сильному антропогенномувоздействию [5].
Однако с 2007 г. отрицательное сальдо миграции сменилось на положительное, что косвенно свидетельствует о привлекательности Нижегородской области для жизни и работы.
Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что инновационный кластер Нижегородской области находится на стадии становления. Основные «видимые» элементы кластера уже существуют, но еще требуется установление интенсивных связей между ними, создание поддерживающего социального климата, установление необходимых норм и ценностей. Данный процесс сложно поддается управлению и требует значительных временных затрат. Способствовать этому процессу могут определенные мероприятия: создание координационного центра, который должен выполнять роль фасилитатора взаимодействия между элементами кластера, выполнять функции мониторинга инновационного кластера и координации его деятельности. Необходимо создать информационные ресурсы, облегчающие поиск партнеров для осуществления инновационного процесса. Необходимо разработать и реализовать ряд программ, повышающих привлекательность Нижегородского региона для квалифицированных специалистов. Создание условий для установления эффективных связей и коммуникаций, обеспечение притока квалифицированных специалистов должны ускорить развитие инновационного кластера Нижегородской области.
Список литературы
1. Бортагарай П., Тиффин С. Инновационный кластер в Латинской Америке // 4-я Международная конференция по технологической политике и инновациям. Куритиба, Бразилия. 28 — 31.08. 2000. 40 с.
2. Бюллетень «Выполнение научных исследований и разработок организациями Нижегородской области». //Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. Нижний Новгород. 2009.
3. Гордон Я., Маккэнн Ф. Журнал экономической географии // Опубликовано он-лайн 10.05.2005) [URL: http: //joeg. oxfordjournals.org/cgi/content/abstract/ lbh072vl].
4. Карлссон Ч. Руководство к исследованиям по клас-тернойтеории. 2008. С. 3—25.
5. Официальный сайт Администрации г. Нижнего Новгорода [URL: http://www.admgor.nnov.ru/ references/ecol.html],
6. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 454 с.
7. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс/ 2008. 720 с.
8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М/ 1999. 479 с.