УДК 32:342.8(571)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР ИЗБРАНИЯ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПЕРИОД 2015-2017 ГГ.
(НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ)
А.В. Шарапов
Алтайский государственныйуниверситет, Барнаул, Россия E-mail: marin-sharapov@yandex.ru
С 2015 г. в Российской Федерации стала внедряться практика избрания глав муниципальных образований на конкурсной основе. С этого периода на вариативной основе (прямые выборы или на конкурсной основе) регионы самостоятельно определяют принципы назначения руководителя муниципалитета. Данная возможность закреплена Федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При изучении данного нововведения в регионах Сибири и Дальнего Востока выяснилось, что преобладающей процедурой назначения на должность в муниципалитетах первого уровня стала конкурсная процедура, а не прямые выборы. В тоже время в регионах применение прямых выборов для избрания глав муниципальных образований имеет разный масштаб.
Ключевые слова: прямые выборы, глава муниципального образования, конкурсная комиссия, сибирскиерегионы.
REGIONAL PRACTICES IN THE APPLICATION OF PROCEDURES FOR THE ELECTION OF MUNICIPALITIES HEADS IN THE PERIOD 2015-2017 (BY THE EXAMPLE OF THE SIBERIAN AND FAR EASTERN REGIONS)
A.V. Sharapov
Altai state university, Barnaul, Russia E-mail: marin-sharapov@yandex.ru
Since 2015, the practice of electing municipalities heads on a competitive basis has been introduced in the Russian Federation. Since this time on the variable basis (it may be direct elections or a competitive basis) the regions independently
determine the principles for appointing the head of the municipal formation. This possibility is fixed by Federal Law No. 131 "On general principles of organization of local governance in the Russian Federation". When studying this innovation in the regions of Siberia and the Far East, it was revealed that the predominant procedure for appointing to a post in the second level municipalities was a competitive procedure, rather than direct elections. At the same time, in regions, the use of direct elections for the election ofmunicipalities heads has its own peculiarities.
Keywords: direct elections, head of municipal formation, competition committee, Siberian regions.
Введение
В течение последних трех лет внедряется конкурсная система назначения глав муниципальных образований в Российской Федерации. Изучение укоренения в политическую практику данного механизма в различных территориях страны является актуальным. Так, в сентябре 2017 г. прошло масштабное избрание глав муниципальных образований в Алтайском крае. В шести городах и 47 районах края были избраны главы. Формирование органов местного самоуправления происходило по новой схеме, отличающейся от ранее действующей. Теперь в соответствии с Законом Алтайского края «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края» глава городского округа, муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом муниципального образования. По другому пути пошли региональные власти сибирских и дальневосточных территорий в решении данного вопроса. Сравнительный анализ различных практик позволит выявить масштабы применения новой процедуры избрания глав.
Постановка проблемы
Целью исследования является анализ предусмотренного действующим законодательством порядка избрания глав в городских округах и муниципальных районах Алтайского края в 2017 г. на примере городского округа — город Барнаул, а также других регионов Сибирского федерального округа.
Данная научная проблема имеет сравнительно небольшую историю изучения. Только с 2015 г. проблематика стала рассматриваться отечественным научным сообществом. Главную роль в этом процессе играют политологи и юристы. Первые изучают влияние конкурсных процедур на уровень конкуренции при замещении вакантного места главы муниципального образования. Вторые исследуют нормативно-правовые особенности осуществления новой процедуры.
Так, А.А. Макарцев отмечает, что расширение возможностей замещения должности главы муниципального образования путем его избрания по результатам конкурса, с формальной точки зрения, является положительным явлением. Оно направлено на многовариантный способ решения вопросов местного уровня. Правотворческая
политика субъектов РФ продемонстрировала подход, направленный на сокращение выборности органов местного самоуправления. При выборе способа замещения должности главы муниципального образования почти всегда предпочтение отдавалось иным способам формирования органов местного самоуправления, что повысило роль представительного органа, его политического состава (Макарцев, 2017).
Более сдержанную позицию занимают B.C. Ковин, Р.И. Петров. Они считают, что фактически произошла отмена прямых выборов глав муниципальных образований. Теперь единственным показателем состояния политической конкуренции на местном уровне стали выборы глав депутатов представительных органов муниципальных образований. Для изучения уровня конкурентности на местных выборах авторы использовали методику определения эффективного числа кандидатов. Они изучили и проранжировали 54 избирательные кампании по выборам депутатов представительных органов власти муниципальных районов и городских округов Пермского края 2012-2017 гг. Кроме того, их внимание привлекли 35 прошедших конкурсов по избранию глав муниципальных районов с точки зрения их конкурентности и конфликтности. Они выделили четыре типа: неконкурентное и конкурентное; неконкурентное и конфликтное; конкурентное и неконфликтное; конкурентное и конфликтное. Соотнесение рейтинга конкурентности выборов в представительные органы власти с типами конкурсов по избранию глав муниципальных районов и городских округов позволило оценить интегральную конкурентность их политического пространства (Ковин, Петров, 2017).
В.В. Вискулова проанализировала институт конкурсного порядка избрания глав муниципальных образований. Выяснилось, что за последние два года он претерпел значительные изменения под воздействием актов казуального толкования. Судебная практика подтвердила популярность непосредственно выборной модели наделения полномочиями глав муниципальных образований, допуская в некоторых случаях применение избирательного законодательства к «конкурсным» выборам глав муниципальных образований. Использование «института» конкурсных выборов не позволяет получить мандат непосредственно от избирателей. На сегодняшний момент таким главам поселений нельзя входить в состав представительных органов муниципальных районов, формируемых путем делегирования, и совмещать полномочия председателя представительного органа, возглавляя местную администрацию (Вискулова, 2017).
Результаты и обсуждение
Становление местного самоуправления в России тесно связано с практической реализацией института непосредственной демократии в целом и муниципальной демократии на отдельно взятой территории муниципального образования.
Желание законодателя найти наиболее оптимальную модель развития местного самоуправления в Российской Федерации выражается в постоянных изменениях федерального законодательства, регламентирующих принципы формирования местной власти, многие из которых не находят положительной научной реакции и становится причиной многочисленных исследований.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 содержит положения, касающиеся выбора одного из способов избрания главы городского округа и муниципального района (на муниципальных выборах, из состава депутатов, на основе предложений конкурсной комиссии либо на сходе), а также определяет его место в системе органов местного самоуправления (председательствует в представительном органе, возглавляет местную администрацию или исполняет обе функции одновременно) (Об общих принципах...).
При этом необходимо отметить, что в Алтайском крае в настоящее время избрание глав городских округов и муниципальных районов осуществляется в зависимости от критериев, отраженных в Законе Алтайского края от 27 ноября 2014 г. № 92-ЗС «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края», которые касаются количества осуществляемых органами местного самоуправления городского округа, муниципального района государственных полномочий (О порядке избрания глав...).
Так, согласно ст. 1 указанного закона глава городского округа, муниципального района, органы местного самоуправления которого наделены пятью и более государственными полномочиями, в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом муниципального образования, и возглавляет местную администрацию.
При этом глава городского округа, муниципального района, органы местного самоуправления которого наделены менее чем пятью государственными полномочиями, в соответствии с уставом муниципального образования избирается одним из следующих способов: избирается представительным органом муниципального образования из своего состава; избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом муниципального образования, и возглавляет местную администрацию. Данный вариант применяется лишь на уровне городских и сельских поселений. Каждый муниципалитет выбирает вариант самостоятельно.
Хотя Глава ЗАТО Сибирский в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом муниципального образования, и возглавляет местную администрацию.
В Алтайском крае органы местного самоуправления всех городских округов, муниципальных районов наделены пятью и более государственными полномочиями, следовательно, главы данных муниципальных образований избираются представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представ-
ленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию.
Так, согласно ст. 45 Устава городского округа — города Барнаула Алтайского края городская Дума избирает главу города Барнаула на открытом заседании из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном городской Думой (Устав городского округа...).
Согласно Решению Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 г. № 820 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Барнаула» (далее — Порядок) конкурс объявляется решением городской Думы (Об утверждении Порядка...). Одновременно с решением размещается информационное сообщение, в котором указываются требования к кандидатам на должность главы города, условия и порядок проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии составляет 10 человек. Половина ее членов назначаются городской Думой, а другая половина — Губернатором Алтайского края.
Конкурсная комиссия осуществляет свои полномочия и принимает решения в коллегиальном порядке. Основной формой работы комиссии является ее заседание.
Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от установленной численности конкурсной комиссии.
Кандидатом на должность главы города может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с действующим законодательством ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Предпочтительные требования к профессиональному образованию, профессиональным знаниям и навыкам для осуществления главой города полномочий по решению вопросов местного значения установлены Порядком.
Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию личное заявление и иные необходимые документы.
Конкурс проводится при условии регистрации не менее чем двух кандидатов. С каждым кандидатом проводится собеседование и рассмотрение представленной им программы. Кандидату предоставляется время для выступления (краткого изложения его видения работы главы города, задач, целей и иных аспектов развития города Барнаула и деятельности органов местного самоуправления города Барнаула).
Обсуждение кандидата и принятие решения о рекомендации (отказе в рекомендации) кандидата городской Думе для избрания на должность главы города проводится после окончания собеседования со всеми кандидатами. Решение принимается по результатам рассмотрения документов, собеседования и обсуждения по каждому кандидату в его отсутствие путем голосования.
Городская Дума рассматривает вопрос об избрании кандидата на должность главы города в порядке, установленном Регламентом городской Думы.
Порядком предусмотрены случаи отказа в рекомендации кандидата городской Думе для избрания на должность главы города.
Уставам городских округов и муниципальных районов Алтайского края предусмотрена аналогичная городу Барнаулу процедура избрания глав представительным органом на открытом заседании из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Во всех городских округах и муниципальных районах края приняты соответствующие порядки, регламентирующие проведение конкурса по отбору кандидатур на должность глав.
Избрание глав городских округов и муниципальных районов происходит по новой схеме, отличающейся от ранее действующей: 1) глава муниципального образования избирался на всенародных выборах, он мог быть одновременно главой администрации; 2) глава муниципального образования избирался из состава депутатов; 3) глава муниципалитета и местной администрации избирался по конкурсу. Так, до 2017 г. глава города Барнаула избирался из числа местных депутатов, а глава администрации города (сити-менеджер) назначался по конкурсу решением местных депутатов.
В настоящее время в городских округах и муниципальных районах Алтайского края глава избирается представительным органом на открытом заседании из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Таким образом, прямых выборов глав городов и районов в Алтайском крае нет. Глава района или города, органы местного самоуправления которого наделены менее чем пятью государственными полномочиями, могут избираться на прямых всенародных выборах либо назначаться по конкурсу, либо избираться из депутатов. Однако в Алтайском крае таких городов и районов нет. Если органы местного самоуправления района или города наделены пятью и более государственными полномочиями, то глава назначается местными депутатами по конкурсу.
При сравнении ситуации в различных регионах Сибири и Дальнего Востока проявилась важная закономерность. Масштаб уменьшения роли прямых выборов в формировании руководства муниципального образования различен. От широкого применения прямых выборов: Томская область, Иркутская область, Хабаровский край — до отсутствия выборности глав муниципальных районов и городских округов: Алтайский край, Приморский край (табл.).
Выводы
В результате исследования выявлено несколько тенденций. Определение способа избрания главы муниципального образования регулируется региональной властью и закрепляется в региональных законодательных актах. Уставы муниципальных образований лишь подтверждают данный выбор либо выбирают один из предложенных субъектом Российской Федерации.
Одной из отечественных новелл последних лет является вариативность формирования органов местного самоуправления, в частности избрание главы муниципального образования.
Такая ситуация, с одной стороны, снижает конституционную ценность института муниципальных выборов как единственного демократического способа фор-
мирования, легитимации публичной власти на местном уровне. С другой стороны, исчезает социальная связь между местными сообществами и муниципальной властью, делая взаимодействие данных структур хрупким и отчужденным, особенно в рамках крупных и густонаселенных городских округов.
Федеральное законодательство предоставило практически правовую возможность субъектам Российской Федерации сокращать выборность местной власти, ограничивая тем самым активное и пассивное избирательное право граждан. При этом приоритетность такой формы непосредственной демократии, как муниципальные выборы, ограничивается. Сложилась тенденция, при которой муниципальные выборы как способ прямого волеизъявления при формировании органов местного самоуправления не являются приоритетными.
Сравнительная характеристика способов избрания глав муниципальных районов и городских округов (Сибирский и Дальневосточный регионы)
Способ избрания главы муниципального образования Алтайский край Хабаровский край Томская область Иркутская область Кемеровская область Приморский край Новосибирская область
Всенародные выборы +* +* + + +*
Депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава +*
Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса + + + + +
*Томская область, ЗАТО Северск: глава муниципалитета избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава городского поселения Томской области, на территории которого расположен административный центр муниципального района, в случае избрания на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом муниципального образования Томской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
*В Хабаровском крае только главы городских округов выбираются путем прямых выборов.
*В Новосибирской области прямые выборы в городских округах сохранились только для города Новосибирска и рабочего поселка Кольцово.
* Мэр города Иркутска избирается из числа депутатского корпуса представительного органа данного муниципального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Макарцев А. А. Избрание глав муниципального образования по результатам конкурса: проблемы реализации и политико-правовые последствия. Академический юридический журнал, 2017, No. 4, 39-53.
Ковин В. С., Петрова Р. И. Конкурентность в локальном политическом пространстве: конкурсы по избранию глав МСУ и выборы депутатов представительных органов власти в муниципальных районах и городских округах Пермского края в 20122017 гг. Вестник Пермского научного центра, 2017, No. 4, 109-121.
Вискулова В. В. О «конкурсном» порядке избрания глав муниципальных образований: некоторые обобщения двухлетней практики. Журнал российского права. 2017, No. 6, 26-37.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3. URL: //http://ivo.garant. ru/#/document/186367/paragraph/3555106:3 (дата обращения 20.05.2018).
О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края: Закон Алтайского края от 27 ноября 2014 г. № 92-ЗС. Официальный сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://pravo-search.minjust.ru/bigs/showDocument.html?id=A0D1936F-26E9-4265-BAE8-1F40965DB34A (дата обращения 20.05.2018).
Устав городского округа — города Барнаула Алтайского края 28 февраля 2018 г. Официальный сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://barnaul.org/pravoportal/ ustav.php (дата обращения 20.05.2018).
Решение Барнаульской городской думы от 31 августа 2017 г. № 845. Официальный сайт Министерства юстиции Алтайского края. URL: http://barnaul.org/pravoportal/ portal/mpa/duma/reshenie-ot-31-08-2017-845-o-vnesenii-izmeneniy-v-reshenie-gorodskoy-dumy-ot-02-06-2017-820-ob-utver/ (дата обращения 20.05.2018).
Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области: Закон Иркутской области от 30 мая 2014 г. № 54-03 Справочная правовая система КонсультантПлюс .
Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 24 ноября 2014 г. № 484-03. Справочная правовая система КонсультантПлюс.
О сроке полномочий представительных органов и глав муниципальных образований приморского края, порядке формирования представительных органов муниципальных районов и порядке избрания глав муниципальных образований Приморского края: Закон Приморского края от 18 ноября 2014 г. № 495-КЗ. Справочная правовая система КонсультантПлюс
Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области: Закон Томской области от 17 ноября 2014 г. № 151-03. Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае: Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 г. № 15. Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований: Закон Кемеровской области от 13 ноября 2014 г. № 94-03. Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Барнаула: решение Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 г. № 820. Официальный сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/.
REFERENCES
Makarcev, А.А. (2017). Izbranie glav municipal'nogo obrazovaniya po rezul'tatam konkursa: problemy realizacii i politiko-pravovye posledstviya [Elections of heads of municipalities on a competitive basis: problems of realization and politico-juridical conse-quencies]. Academic Law Уомгиа/(Akademichesky Yuridichesky Zhournal), no. 4, 39-53.
Kovin, V.S., Petrova, R.I. (2017). Konkurentnost'vlokal'nompoliticheskomprostranstve: konkursy po izbraniyu glav MSU i vybory deputatov predstavitel'nyh organov vlasti v municipal'nyh rajonah i gorodskih okrugah Permskogo kraya v 2012-2017 gg. [Competitiveness in the local political space: electoral competitions for the heads of LSGS and the elections of deputies of representative authorities in municipal districts and urban districts ofPerm region in 2012-2017]. VestnikPermskogo nauchnogo centra, no. 4, 109-121.
Viskulova, V.V. (2017). О «konkursnom» poryadke izbraniya glav municipal'nyh obra-zovanij: nekotorye obobshcheniya dvuhletnej praktiki [About a "competitive" order of municipality heads election: two years' practice generalization]. The journal of the Russian law, no 6, 26-37.
Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Feder-acii: Federal'nyj zakon ot 06 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ [About general principles of organization of the local government in the Russian Federation: the Federal Law of 6 October 2003 № 131-FZ]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/186367/para-graph/3555106:3 (Accessed 20.05.2018).
Oporyadke izbraniya glav municipal'nyh obrazovanij Altajskogo kraya: Zakon Altajsko-go kraya ot 27 noyabrya 2014 g. № 92-ZS [About the order of elections of heads of municipalities of the Altai territory, the version of 27 November 2014, № 92-ZS]. Available at: http://pravo-search.minjust.ru/bigs/showDocument.html?id=A0D1936F-26E9-4265-BAE8-1F40965DB34A (Accessed 20.05.2018).
Ustav gorodskogo okruga — goroda Barnaula Altajskogo kraya 28fevralya 2018 g. [The Statute of the Barnaul Urban District of 28 February 2018]. Available at: http://barnaul. org/pravoportal/ustav.php (Accessed 20.05.2018).
Reshenie Barnaul'skoj gorodskoj dumy ot 31 avgusta 2017 g. № 845 [The decision of the Barnaul Duma of 31 August 2017 № 845]. Available at: http://barnaul.org/pravo-portal/portal/mpa/duma/reshenie-ot-31-08-2017-845-o-vnesenii-izmeneniy-v-reshenie-gorodskoy-dumy-ot-02-06-2017-820-ob-utver/ (Accessed 20.05.2018).
Ob otdel'nyh voprosahformirovaniya organov mestnogo samoupravleniya municipal'nyh obrazovanij Irkutskoj oblasti: Zakon Irkutskoj oblasti ot 30 maya 2014 g. № 54-OZ [On selected issues of formation of local government bodies in municipalities of Irkutsk oblast: The Law ofthe Irkutsk oblast of30 May 2014 № 54-OZ], Consultant Plus.
Ob otdel'nyh voprosah organizacii mestnogo samoupravleniya v Novosibirskoj oblasti: Zakon Novosibirskoj oblasti ot 24 noyabrya 2014 g. № 484-OZ [On selected issues of organization oflocal government in Novosibirsk oblast: The Law ofthe Novosibirsk oblast of24 November 2014 № 484-OZ], Consultant Plus.
O srokepolnomochijpredstavitel'nyh organov i glav municipal'nyh obrazovanij Primor-skogo kraya, poryadke formirovaniyapredstavitel'nyh organov municipal'nyh rajonov i poryadke izbraniya glav municipal'nyh obrazovanij Primorskogo kraya: Zakon Primor-skogo kraya ot 18 noyabrya 2014 g. № 495-KZ [On the term of office of representative bodies and heads of municipalities of the Primorsky Krai, the order of formation of representative bodies of municipal districts and the order of electing the heads of municipal formations ofthe Primorsky Krai: Law of Primorsky Krai of 18 November 2014 № 495-KZ]. ConsultantPlus.
Ob otdel'nyh voprosahformirovaniya organov mestnogo samoupravleniya municipal'nyh obrazovanij Tomskoj oblasti: Zakon Tomskoj oblasti ot 17 noyabrya 2014 g. № 151-OZ [On selected issues of formation oflocal government in the Tomsk oblast: The Law ofthe Tomsk oblast of 17 November 2014№ 151-OZ], Consultant Plus.
Ob otdel'nyh voprosah organizacii mestnogo samoupravleniya v Habarovskom krae: Zakon Habarovskogo kraya ot 26 noyabrya 2014 g. № 15 [On selected issues of organization oflocal government in the Khabarovsk krai: The Law ofthe Khabarovsk krai of 26 November 2014№15], Consultant Plus.
Ob otdel'nyh voprosah organizacii i deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya municipal'nyh obrazovanij: Zakon Kemerovskoj oblasti ot 13 noyabrya 2014 g. № 94-OZ [On selected issues of organization oflocal government in municipalities: The Law ofthe Kemerovo oblast ofl3 November 2014№ 94-OZ]. Consultant Plus.
Ob utverzhdenii Poryadkaprovedeniya konkursapo otboru kandidatur na dolzhnost 'glavy goroda Barnaula: reshenie Barnaul'skoj gorodskoj Dumy ot 02 iyunya 2017g. № 820 [On the order of organization of competitive procedures for the selection of candidates for the position ofthe head of Barnaul: the decision ofthe Barnaul Duma of 2 June 2017 № 820]. Available at: http://minjust.ru/ (Accessed 25.10.2018).