Региональные особенности регулирования организационноэкономических отношений в системе ЖКК
REGIONAL FEATURES ON ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC RELATIONS IN THE SYSTEM ZK^
Емельянова Г алина Александровна,
к.э.н., доцент, декан факультета управления, Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Emelyanova Galina, Ph. D. , associate professor, Dean of the Faculty of Management,
Chuvash State Teacher universitet them. I. Yakovlev ne ghenka@mail. ru
Аннотация. В статье изложены основные положения по моделированию организационно-экономического развития региона. По мнению автора, одним из элементов системы моделирования является экономический аспект управления всего действующего жилищнокоммунального комплекса региона с точки зрения повышения качества предоставления услуг.
Ключевые слова: инвестиции, жилищный фонд, реформирование жилищно-коммунального комплекса, альтернативные формы управления жилищным фондом
Abstract. In article substantive provisions on innovative development of region are stated. According to the author, innovative processes are necessary from
the point of view of the organization of management and economic development of all operating system of housing and communal services of region.
Keywords: investments, housing and communal services, the alternative forms of government available housing
Процесс реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации является сегодня одним из приоритетных направлений социально-экономической политики страны. Его значимость определяется весомостью влияния на ход реформ в России в целом, возможными негативными социально-экономическими последствиями. Именно поэтому актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью разработки организационно-экономического механизма преодоления кризисного состояния, реформирования и обеспечения дальнейшего успешного функционирования предприятий жилищнокоммунального комплекса регионов. Особенностью формирования такого механизма является специфика жилищно-коммунальной деятельности как особой формы экономических отношений, использование классических рыночных инструментов в которых существенно ограничено, а бесконтрольное их развитие может привести к отрицательным как социально-экономическим, так и политическим результатам.
Жилищно-коммунальные комплексы (ЖКК) регионов - центры экономических интересов и отношений, складывающихся в рамках муниципальных образований. Эффективность и прибыльность функционирования которых в решающей степени влияет на уровень экономического развития и благосостояния последних. В этой связи задачей реформирования жилищно-коммунальной сферы является разработка организационно-экономического механизма взаимоотношений интересов субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг именно на региональном уровне муниципальных образований. Это подразумевает поиск новых рыночных экономических механизмов, обеспечивающих предприятиям
жилищно-коммунального комплекса региона условия самофинансирования их производственных и инвестиционных программ, а, соответственно, и независимость от внешних факторов их деятельности.
Опыт последних лет проведения реформы жилищно-коммунальной сферы свидетельствует о том, что существенных результатов в этом направлении достигнуто не было, отрасль, как и ранее, находится в кризисном состоянии, а эффективность ее деятельности крайне низка. Одной из основных причин сложившегося положения является недостаточность фундаментальных исследований экономических интересов субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг, а также механизмов их реализации на уровне регионов и муниципальных образований. Все это с объективной необходимостью требует глубокого научного анализа федеральных и региональных программ реформирования жилищно-коммунальной сферы, а также существующей практики их реализации с целью выявления причин несостоятельности принимаемых мер. Изучение указанных документов дает возможность выявить причины несостоятельности заложенных в них принципов и методологических подходов, наметить и сформулировать пути выхода из сложившейся ситуации.
Регион в широком смысле может быть определен как место компактного проживания людей, удовлетворяющее потребности человека в обеспечении жизнедеятельности, безопасности, коммуникации и развитии личности на основе общности культурных, социальных, национальных и прочих интересов.
Ход реформирования жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) России показывает, что методически издержки отрасли переносятся на население страны. Однако, быстрый и внушительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг не сопровождается повышением их качества.
Анализ нормативной базы федерального уровня позволяет сделать вывод, что формированию системы управления муниципальным заказом в Чувашской Республике содействует достаточно полная нормативно-
методическая база. По нашему мнению, результаты анализа муниципальной нормативно-методической базы свидетельствуют, что состояние системы управления характеризуется различными элементами, которые раскрываются не в полной мере в процессе управления. Кроме того, существующие некоторые элементы системы не в полной мере отвечают условиям наибольшей эффективности управления. Это в свою очередь снижает инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства в Чувашии на фоне отсутствия прозрачности взаимоотношений участников исполнения муниципального заказа. Мы согласны с мнениями многих ученых-экономистов, что условиям прозрачности не в полной мере отвечает механизм договорных отношений между управляющей компанией и исполнителями (подрядчиками) муниципального заказа. В договорах имеет место быть отсутствие регламента объемов работ, ориентированных на конкретные жилые дома, элементы жилых домов, не указываются обязательства по объемам и срокам оплаты работ, не определяются показатели качества выполняемых работ и т.п. Причиной этому служит доминирующее положение и отсутствие мотивации управляющей компании к совершенствованию договорных отношений с подрядными организациями.
В условиях посткризиса экономики основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются и повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищнокоммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс с точки зрения улучшения качества предоставляемых услуг при снижении производимых затрат. Необходимо проработать и такой элемент системы управления как предоставление адресной социальной защиты населения.
Достижение поставленных целей реформы, создание новых объектов инженерно-технических сетей невозможно без привлечения в отрасль дополнительных инвестиций, которые могут быть выражены в притоке денежных средств в частном порядке. Так, в коммунальный сектор и в
жилищную сферу начали приходить крупные и мелкие компании-операторы. В Чувашии осуществляется и процесс привлечения частных коммерческих инвестиций. В 2010 году доля частных компаний на рынке жилищнокоммунальных услуг в Чувашии составила более 60% от общего числа предприятий [3].
В Чувашии на заседании правительства была одобрена республиканская целевая программа модернизации коммунальных и тепловых сетей, которую начали реализовать с 2010 с перспективой до 2015 года. Общее финансирование составит 1,562 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 551,9 млн рублей, республиканского -228,93 млн рублей, местных бюджетов - около 502 млн рублей, внебюджетные источники - почти 280 млн рублей [5].
В рамках программы предусматривается провести модернизацию котельных, построить новые блочно-модульные котельные, реконструировать около 100 км тепловых сетей и завершить газификацию коммунальных котельных. Ожидаемый экономический эффект от реализации программы - 416 млн рублей.
В настоящее время необходимо больше уделять внимания развитию экономических отношений посредством активизации инвестиционной деятельности, которая должна определяться общей стратегией развития жилищно-коммунального комплекса. Элементы модели (социальные приоритеты и принципы стимулирования инвестиционной активности в отрасли) позволяют понять возможности эффективного управления инвестициями в отрасли и определяют необходимость улучшения организационно-экономического механизма, определяющего условия взаимодействия участников инвестиционной деятельности в отрасли и их функциональные обязанности при разработке и реализации инвестиционных проектов развития ЖКК.
Проводимая в условиях посткризиса реформа породила много проблем в муниципальном и административно-территориальном управлении.
Перераспределение функций в территориальном управлении, неопределенность технологии их выполнения порождают рассогласование процессов протекающих на территории, в том числе и социальноэкономических процессов, межведомственную разобщенность, а в результате принятие неэффективных управленческих решений.
Поэтому сегодня возникает вопрос комплексного рассмотрения процессов социально-экономического развития и управления ими в региональных образованиях России, в том числе и Чувашии.
В своем исследовании мы использовали разработанный модельный комплекс, входящий в систему поддержки принятия решений для управления регионом. Разрабатываемый модельный комплекс может быть полезен при разработке стратегических программ развития региона и для оперативного управления, при выработке жилищной политики как на территории муниципального образования, так и региона в целом на основе применения комплексного системного подхода и новейших информационных технологий.
Применительно к экономике городов Чувашской республики в ходе системного анализа изучаются основные количественные и качественные изменения, происходящие в данной целостной подсистеме единого хозяйственного комплекса страны и региона в ее взаимосвязях с другими территориальными звеньями различного уровня, выявляются основные проблемы функционирования и дальнейшего развития, определяются и оцениваются альтернативные пути их разрешения.
Результатом комплексного анализа социально-экономического развития региона должно стать построение обобщенной модели региона, отражающей все значимые факторы и взаимосвязи реальной системы. На практике это связано с созданием комплекса моделей с развитыми динамическими и информационными связями между моделями всех уровней.
Комплекс моделей включает такие частные задачи как: моделирование ценообразование на услуги ЖКХ; моделирование научно-технического
прогресса; планирование строительства; моделирование распределения капитальных вложений; моделирование финансовой деятельности и др.
Стратифицированная структура модельного комплекса социальноэкономического развития региона может быть представлена двумя уровнями:
1. анализ и прогноз ресурсного потенциала развития региона;
2. выработка вариантов принятия управленческих решений по развитию региона.
С точки зрения системного подхода социальную инфраструктуру нельзя рассматривать в отрыве от других подсистемам городской системы и региона в целом. Развитие социальной инфраструктуры невозможно без финансирования со стороны государства, бюджетов различных уровней, населения, предприятий и организацией. Поэтому финансовые отношения необходимо обязательно учитывать при разработке модельного комплекса, тем более что именно финансовые потоки формируют источники инвестирования средств в улучшение того же жилищного фонда жилищнокоммунального комплекса.
В жилищно-коммунальной сфере, входящей в социальную инфраструктуру, центральным используемым ресурсом является жилой фонд, кроме того необходимо учитывать основные производственные фонды, используемые для оказания населению коммунальных услуг. Функционирование социальной инфраструктуры требует использования основных производственных фондов и оборудования. При рассмотрении основных производственных фондов и жилого фонда важным моментом является процесс их физического износа. Поэтому модельный комплекс должен отражать переход жилого фонда из одной категории в другую по степени износа. Техническое состояние жилого фонда является одним из важнейших индикаторов эффективности функционирования жилищнокоммунальной сферы.
Жилищно-коммунальное хозяйство Чувашии в настоящее время представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который
включает в себя многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, организацию работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий. Жилищный фонд представлен общей площадью 28,56 млн. кв. м, который находится в собственности: частной 24,96 млн.кв.м или 87,4 (%), государственной 0,326 млн.кв.м - 1,1 (%), муниципальной 3,23 млн.кв.м -
11,3 (%), другой - 0,044 мл н.кв.м - 0,15%. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда на 01.01.2010 г. составила 0,374 млн. кв. м.[4]. Предоставлением жилищно-коммунальных услуг занимается 344 организации различных форм собственности.
Управление многоквартирными домами осуществляют 115 организаций, из них 113 - частной формы собственности. Услуги по содержанию и ремонту общего имущества осуществляют 7 организаций, все частной формы собственности [6].
В связи с этим, в 2010 году в Чувашии была продолжена работа в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Кабинетом Министров Чувашской Республики принята республиканская адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2011 год, а также республиканская адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов [5,6].
В настоящее время необходимо больше уделять внимания развитию экономических отношений посредством активизации инвестиционной деятельности, которая должна определяться общей стратегией развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). Элементы модели (социальные приоритеты и принципы стимулирования инвестиционной активности в отрасли) позволяют понять возможности эффективного управления инвестициями в отрасли и определяют необходимость улучшения организационно-экономического механизма, определяющего условия
взаимодействия участников инвестиционной деятельности в отрасли и их функциональные обязанности при разработке и реализации инвестиционных проектов развития ЖКК.
Организационно-экономический механизм управления инвестициями предприятий отрасли ЖКК должен включать в себя: принципы организации и управления инвестициями в отрасли; методы определения и достижения плановых показателей результативности и эффективности инвестирования в объекты отрасли; меры по организации взаимодействия, соблюдению и согласованию интересов участников инвестиционного процесса; способы стимулирования инвестиционной активности предприятий; экономические и социальные показатели результативности, затратности и эффективности инвестирования.
Подобный подход к изучению процессов организации и управления инвестициями предприятий ЖКК при реализации целей и программ социально-экономического развития исследуемой отрасли должен быть ориентирован на создание наиболее благоприятных условий для
совершенствования качества услуг, повышения уровня конкурентных преимуществ предприятий отрасли и обеспечения устойчивых темпов ее экономического научно-инновационного развития.
Проводя анализ инвестиционной сферы в ЖКК за последние десять лет, можно сделать вывод, что реальное увеличение инвестиций существенно отстает от потребностей развития экономики [2].
Таким образом, возникает необходимость разработки аналитического комплекса - составной частью обобщенной модели развития региона. Выше с позиции системного подхода были определены логические взаимосвязи социальной инфраструктуры с другими подсистемам, такими как
инвестиционное обеспечение предприятий ЖКК, определены общие
функциональные требования к аналитическому комплексу. Модель
инвестиционного обеспечения предприятий ЖКХ должна содержать с точки зрения автора два основных элемента: социальные приоритеты развития
инвестиционной деятельности на предприятиях и принципы стимулирования инвестиционной активности в отрасли. Спецификой данной модели является преимущественное использование программно-целевого подхода для рационального сочетания бюджетных, частных и корпоративных источников инвестиционных средств в отдельных проектах и программах, реализуемых предприятиями инвестируемых отраслей.
В рамках формирования модели необходимо разработать рекомендации по реформированию и модернизации жилищнокоммунального комплекса Чувашской Республики, которые включают в себя:
- расширение государственно-частного партнерства как фактора повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем передачи в собственность как предприятий, так и объектов коммунального комплекса при направлении доходов, полученных от данной передачи, на модернизацию основных фондов отрасли;
- разработку и применение согласительного механизма взаимодействия в процессе формирования тарифов между органами государственной власти, муниципальными образованиями и частным капиталом, обеспечивающего защиту интересов участников рынка жилищно-коммунальных услуг (производителей услуг и инвесторов, в части возмещения затрат, необходимых для реализации производственной программы и обеспечения экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, и государства, в части гарантий достаточности предусмотренных бюджетных средств Чувашской Республики на предоставление мер социальной поддержки и выполнения обязательств по бесперебойному обеспечению населения коммунальными услугами);
- внедрение экономической модели функционирования жилищнокоммунального комплекса с использованием персонифицированных социальных счетов граждан.
Литература:
1. Г осударственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - URL : http://www.reformagkh.ru
2. Емельянова, Г. А. Организация управленческого учета в системе ЖКХ / Г. А. Емельянова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 194 с.
3. Муниципальное учреждение «Управление жилищным фондом города Чебоксары». - URL : http://gilfond.21ru.net
4. http://www.regnum.ru
5. ООО «Коммунальные технологии». - URL : http://www.kom-tech.ru
6. http://www.cap.ru
References:
1. State Corporation - Housing Reform Fund. - URL: http://www. reformagkh. ru
2. Emelyanovа, G.A. Organization of management accounting in the utilities / G.A. Emelyanovа. - Cheboksary: Chuvash. state. ped. University, 2010. - 194 p.
3. Municipal "Housing management of Cheboksary. " - URL: http://gilfond. 21ru. net
4. http://www. regnum. ru
5. Ltd. "Communal technology. " - URL: http://www. kom-tech. ru
6. http://www. cap. ru