Научная статья на тему 'Региональные особенности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений'

Региональные особенности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений»

репутации невинно пострадавших, совмещаемое с компенсацией нанесенных им убытков8.

По нашему мнению, с учетом мировой тенденции устойчивого социально-экономического развития шире следует вводить такое понятие, как «социальная безопасность», под которой понимается создаваемые государством условия, гарантирующие защиту населения от факторов, влияющих негативно на качество его жизни. При этом факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Относительно внутренних факторов можно отметить, что состояние здоровья человека более чем на 50% определяется его образом жизни (питание, физическая культура и т.п.). Особая роль при этом отводится повышению статуса семьи.

Внешние факторы:

- состояние природной и окружающей среды;

- социально-экономическая стабильность;

- степень развития социальной инфраструктуры и т.д.

Обеспечение социальной безопасности - это комплекс прежде всего законодательных, экономических, социальных и других мер по охране жизни человека. При этом обобщающим показателем защищенности, по нашему мнению, является качество и безопасность жизни.

Примечания

1 См.: «Рецепт по высочайшему утверждению» // Рос. газ. 2000. 4 авг.

2 Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 1202-р.

3 См.: Российская газета. 2000. 1 авг.

4 См.: Южноуральская панорама. 2000. 23 дек.

5 См.: Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. / Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 116.

6 Там же. С.324.

7 Там же.

8 Там же. С.283.

И.Д.Микаелян

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В 1990-е годы во многих странах мира возросло значение решения проблем в сфере трудовых отношений в ходе консультаций и соглашений между администрацией и трудящимися, повысилась роль социального диалога, приводящего в итоге к заключению соглашений на разных уровнях. Статус социального партнера стремятся получить различные экономические и социальные группы, которые заинтересованы в решении проблем занятости и социальной защиты с тем, чтобы иметь возможность влиять на результат переговоров.

Социальное партнерство предполагает взаимоотношения основных партнеров по рынку - государства, работодателей и наемных работников, складывающиеся на основе заключения двух- или трехсторонних договоров, регулирующих социально-трудовые отношения и определяющих согласованные позиции по основным принципам проведения социально-экономической политики в целях сохранения социальной стабильности в обществе или конкретном трудовом коллективе. По существу, социальное партнерство выступает своего рода механизмом перераспределения полученной прибыли, уступкой трудящимся. Поэтому экономической сущностью социального партнерства, по нашему мнению, является перераспределение вновь созданной стоимости между основными собственниками средств про-

изводства и наемными работниками с целью сохранения сложившихся общественных отношений. Несмотря на то, что интересы социальных партнеров различны, диалог между ними позволяет каждой из сторон выразить свои приоритеты, найти компромиссную позицию.

По данным Министерства труда Российской Федерации, в 1995-2000 годах ежегодно заключалось примерно 60 отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений на федеральном уровне, более 70 региональных соглашений. С 1995-го по 2000 год в 28 раз возросло количество отраслевых (межотраслевых) профессиональных тарифных соглашений, заключаемых в регионе1.

В постановлении Законодательного Собрания Челябинской области от 25 мая 2000 года « О концепции промышленной политики Челябинской области на 20002005 годы» развитие социального партнерства названо приоритетным направлением промышленной политики на этот период. Для объединения усилий в решении задач обеспечения жизнедеятельности области, социальной защиты ее населения, развития предпринимательства было заключено Региональное трехстороннее соглашение между Администрацией области, областной Федерацией профсоюзов и Ассоциацией промышленных предприятий и банков Челябинской области.

Стороны, подписавшие региональное соглашение, взяли на себя обязательство по обеспечению занятости населения, развитию промышленности и предпринимательства, регулированию оплаты труда, улучшению экологии, созданию необходимых социальных условий поддержания уровня жизни населения, развитию системы социального партнерства.

Из 81 пункта Регионального соглашения, принятого в 1994 году, выполнены полностью или частично 64 (79 %), 17 пунктов по тем или иным причинам не были реализованы. Среди причин, не разрешенных в рамках Регионального соглашения, - задержки с выплатой заработной платы, пособий, стипендий, высокий уровень дифференциации в оплате труда между различными категориями трудящихся, сохраняющийся высокий уровень бедности населения области (среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума). В 1988 году было заключено новое Региональное соглашение, а также отраслевые (тарифные) соглашения между соответствующими комитетами и управлениями Администрации области и отраслевыми обкомами и Советами профсоюзов. Территориальные соглашения с органами исполнительной власти заключались только в отдельных сельских районах, где в качестве представителя наемных работников выступил профсоюз работников АПК. В городах, как правило, отсутствуют объединения работодателей и территориальные структуры профсоюзов. Около 60 % трудовых коллективов крупных и средних предприятий области заключили коллективные договоры с работодателя-ми2.

Характеризуя состояние системы социального партнерства в области, следует отметить, что иногда заключение договоров и соглашений в рамках коллективно-договорного регулирования носит формальный характер, а фиксируемые договоренности, даже при условии их полной реализации, не очень существенно меняют положение работников. Социальное партнерство по разным причинам существует больше на бумаге. Досудебные и судебные формы защиты прав работников не развиты, т.е. сами по себе эти формы, прошедшие успешную проверку в западных странах, не могут обеспечить в России реализацию норм трудового права. А это, в свою очередь, означает, что роль профсоюзов и государства у нас еще не может быть такой же, как на Западе. Одним из факторов замедления развития системы социального партнерства в области следует назвать разобщенность работодателей на областном уровне, отсутствие объединений работодателей во многих городах и районах области, отсутствие территориальных объединений профсоюзов в боль-

шинстве городов области, отсутствие на большинстве предприятий среднего и малого бизнеса профсоюзных организаций, вследствие чего от имени наемных работников некому заключить коллективный договор.

К недостаткам системы социального партнерства в области можно отнести также и то, что во многих коллективных договорах фиксируются пункты, противоречащие трудовому законодательству: региональное соглашение принимается в отрыве от генерального и отраслевых тарифных соглашений, коллективные же договоры слабо увязаны с соглашениями более высокого уровня. Для преодоления этих несоответствий необходима разработка механизма взаимоувязки содержательной части договоров и соглашений.

В целях повышения эффективности сотрудничества и дальнейшего развития социального партнерства в области приняты следующие законы: «О социальном партнерстве в Челябинской области» (02.03.1999 г.), «О правах профессиональных союзов в сфере социально-трудовых отношений и гарантии их деятельности в Челябинской области» (12.05.1999 г.), «О тарифном регулировании оплаты труда в Челябинской области» (04.04.2000 г.). В Законодательном Собрании Челябинской области прошло обсуждение законов «Об объединениях работодателей», «О трехстороннем соглашении».

Дальнейшее развитие социально-трудовых отношений в области требует целенаправленного использования возможностей социального партнерства, которые связаны с обеспечением социально ориентированной политики экономических преобразований в области, созданием системы гарантий уровня жизни, обеспечением стабильности в регионе на основе объективного учета интересов всех слоев населения, предотвращением коллективных трудовых споров и содействием разрешению конфликтов.

Примечания

1 См.: Коллективные договора // Экономика и жизнь. 2000. № 33. С.30.

2 См.: Программа «Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999-2005 годах». Челябинск, 1999. С.306.

А.Н. Глазунов, В.М. Сынчин РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА И СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Особенности социально-экономического развития Челябинской области в 2000 году предопределили состояние рынка труда. Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2001 год составил 0,9 % и снизился за год на 20% (на 01.01.00. -1,1 %). Однако сохраняется очаговый характер напряженности на рынке труда. В городах и районах с градообразующими и угольными предприятиями безработица в 3,6 - 4,5 раза выше среднеобластной (Карабаш - 5,0 %, Еманжелинск - 3,1 %, Катав-Ивановск - 5,0 %, Усть-Катав - 3,3%, районы: Нязепетровский - 8,1 %, Ку-синский - 3,8 %). В целом на 24 территориях из 36 уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет лишь об официально зарегистрированных безработных и не учитывается скрытая безработица, которая в 3-5 раз превышает официально зарегистрированную (в целом по России называется цифра в 6,3 млн незанятых человек трудоспособного возраста). Это люди, предпочитающие небольшим пособиям по безработице нигде не фиксируемые единовременные заработки (т.е. они фактически заняты в теневой экономике и не обязательно криминальной). Есть лица, официально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.