Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334).
Экономика. Вып. 43. С. 10-14.
И. Д. Колмакова, А. А. Алабугин, Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова
ОСОБЕННОСТИ РАзВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО пАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ
инновационной экономики
Анализируются обязательства сторон по внедрению инноваций, содержащиеся в Генеральном соглашении, заключаемом на федеральном уровне, а также в региональных и территориальных трехсторонних соглашениях. Обосновывается вывод о необходимости создания системы социально-трудовых отношений, которая бы соответствовала требованиям инновационного развития.
Ключевые слова: инновационная экономика, социально-трудовые отношения, Генеральное соглашение, региональные, территориальные трехсторонние соглашения.
Инновационный тип развития экономики предполагает переход к обществу, которое способно динамично изменяться, создавать стимулы для разработки, освоения и внедрения инноваций, используя соответствующие формы организации трудовых и социально-трудовых отношений.
В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. поставлена цель — перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:
- увеличение доли предприятий промышленного производства, использующих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 % (сейчас инновации внедряются только на одной из пяти отечественных компаний);
- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 % (в 2010 г. она составляла 4,9 %);
- увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, США и Японии, до 2,5-3 тыс. (в 2009 г. было зарегистрировано 63 патента);
- увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 % (в 2008 г. она составляла 0,25 %) и др. [1].
Очевидно, что достижение поставленной цели невозможно без изменений в социально-трудовой сфере. Одной из ключевых задач стратегии перехода к инновационной экономике является развитие среды, благоприятной для инноваций. Социально-трудовая сфера — это сфера, непосредственно обеспечивающая процессы инновационных преобразований. От ее развития в условиях перехода к инновационной экономике зависит создание совокупности компонентов
и механизмов, обеспечивающих динамику развития экономики.
Социально-трудовая сфера включает в себя систему трудовых и социально-трудовых отношений. Трудовые отношения существуют только на локальном уровне, то есть на уровне организации. Социально-трудовые отношения — это отношения в рамках всего государства, региона, муниципалитета и организации, в которые вступают работодатели, наемные работники, профсоюзные организации, государственные и муниципальные органы власти и управления, объединения профсоюзов, объединения работодателей, различные партии и движения по поводу разработки законодательных, нормативных и иных актов в целях согласования интересов и трудовых прав субъектов трудовых отношений в организациях [2. С. 22]. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях на основе разработки и реализации региональных, отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров, заключение которых способствует повышению эффективности защиты трудовых прав и достижению баланса интересов работников и работодателей.
Важнейшими показателями регулирования социально-трудовых отношений являются количество и качество заключаемых соглашений, уровень охвата ими работников, объемы социальных гарантий. По состоянию на 1 января 2013 г. в РФ действовало 55 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. Действие соглашений распространялось на 75 % организаций электроэнергетики, нефтедобычи и нефтепереработки, горно-металлургического комплекса, машиностроения, строительства, транспорта и связи, лесного хозяйства и т. д., где трудится более 46 млн человек, что
составляет около 62 % от числа занятых в РФ. В настоящее время в России заключено более 233,3 тыс. коллективных договоров, в том числе в субъектах малого предпринимательства — 36,9 тыс. Количество коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию, в целом по РФ — 206 тыс. Коллективными договорами охвачено 27,9 млн человек, что составляет 63 % общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики [3]. Соблюдение социальными партнерами взятых на себя обязательств также является важным показателем эффективности социального партнерства.
Для достижения целей и задач инновационного развития требуется смещение акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на стимулирование внедрения инноваций, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования. Важнейшей задачей становится совершенствование социально-трудовых отношений, предусматривающее создание условий и стимулов усиления гибкости рынка труда, увеличения заработной платы как главного регулятора рыночного инструмента государства в содействии эффективной занятости, повышение квалификации работников, увеличение способности рабочих гибко реагировать на непрерывные изменения требований, предъявляемых к уровню их квалификации.
Исследования отечественных ученых-эконо-мистов показывают: в России не будет инновационной экономики до тех пор, пока существенно не изменится внешняя и внутренняя среда организаций. Если большинство организаций может сравнительно благополучно существовать, не утруждая себя инновационной деятельностью, если персонал организаций не заинтересован в инновациях, в более полном использовании человеческого капитала, творческих и профессиональных резервов, следовательно, отсутствуют условия для перехода на инновационный путь развития.
Анализ складывающихся социально-трудовых отношений имеет принципиальное значение, так как именно в его рамках закладываются существенные основы социальной стабилизации. В силу этого обстоятельства необходимо изучение соответствующих процессов, учитывающих кардинальные изменения в сфере социально-трудовых отношений.
Анализ системы регулирования социально-трудовых отношений показывает, что
на федеральном, региональном, муниципальном уровнях пока не сложилась система управления инновационной активностью субъектов социально-трудовых отношений. Существующая в настоящее время система трудовых и социально-трудовых отношений не стимулирует инновационную активность работников и ведет к недооценке роли инноваций в конкурентной борьбе со стороны предпринимателей и органов власти.
С целью оценки инновационного потенциала социально-трудовых отношений нами были проанализированы действующие соглашения между субъектами социального партнерства на федеральном и региональном уровнях для выявления наличия в них обязательств субъектов социального партнерства по внедрению инноваций. Это имеет особую важность в связи с тем, что содержание генерального, отраслевого, регионального и других видов соглашений, распространяющихся на организацию и договоренности, достигнутые на более высоких уровнях социального партнерства,— это основа для разработки содержания коллективного договора на локальном уровне. Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения между работниками, работодателями, органами власти, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг. (далее — Генеральное соглашение) содержатся обязательства сторон — субъектов социального партнерства: «...содействовать возвращению на траекторию устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем. содействия модернизации отраслей экономики; перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития; внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций; развития высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики» [3].
В плане мероприятий Правительства РФ по реализации Генерального соглашения содержатся мероприятия по содействию модернизации отраслей экономики, переходу от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития, внедрению эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, развития высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики.
Анализ региональных трехсторонних соглашений между региональными органами власти, региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей субъектов Уральского федерального округа показал, что в региональных соглашениях четырех субъектов из шести в той или иной мере содержатся обязательства сторон по внедрению инноваций и отсутствуют положения о внедрении инноваций в региональных трехсторонних соглашениях Курганской и Тюменской областей.
Обязательства сторон социального партнерства по «переходу на инновационный путь развития, поддержке инновационных проектов (в том числе реализуемых в технопарках), реализации мер модернизации экономики области» содержатся в региональном соглашении между объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», челябинскими региональными объединениями работодателей «ПромАсс», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области на 2011-2013 гг. [5]. В региональном трехстороннем соглашении ЯмалоНенецкого автономного округа стороны обязуются совместно создавать условия для инновационного обновления структуры экономики автономного округа, обеспечивающие ее динамичное развитие и повышение конкурентоспособности. В региональных трехсторонних соглашениях Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры содержатся обязательства сторон содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности продукции, в том числе путем внедрения эффективных механизмов привлечения инвестиций и стимулирования инноваций.
Органы государственной власти, как субъект системы социального партнерства, обязуются оказывать государственную поддержку при реализации инвестиционных и инновационных проектов организациям Свердловской области. Более широкие обязательства по поддержке инноваций у органов государственной власти Челябинской области: реализация мер по сохранению и развитию высокотехнологичных и наукоемких производств, конкурентоспособной продукции; разработка и реализация областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2013-2015 годы». Хотя региональное соглашение Тюменской области не содержит обязательств органов власти
поддерживать инновационные проекты, тем не менее, в области заключено и реализуется трехстороннее соглашение о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности между правительством Тюменской области, Торгово-промышленной палатой РФ и Торгово-промышленной палатой Тюменской области. Обязательства сторон по внедрению инноваций, содержащиеся в региональных соглашениях Свердловской и Челябинской областей, представлены в таблице.
Только в двух региональных соглашениях субъектов Уральского федерального округа из шести содержатся обязательства сторон по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики. В региональном соглашении в Свердловской области предусмотрены меры социальной защиты работников, высвобождающихся или находящихся в сфере потенциального высвобождения, в связи с модернизацией производства, в том числе за счет упреждающих мероприятий для повышения профессиональной, территориальной мобильности данной категории работников.
В Соглашении о регулировании социальнотрудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства Свердловской области на 2013-2015 гг., заключенном между Федерацией профсоюзов Свердловской области, региональным объединением работодателей малого и среднего предпринимательства и Правительством Свердловской области стороны совместно:
- определяют в условиях дефицита трудовых ресурсов приоритеты в создании рабочих мест с акцентом на их качественные показатели более высокой квалификации и оплаты труда за счет опережающего развития высокотехнологичного бизнеса во всех видах экономической деятельности, предъявляющего спрос на трудовые ресурсы высокой квалификации;
- развивают в субъектах малого и среднего предпринимательства внутрипроизводственное обучение персонала, внедряют систему оценки персонала, основанную на определении компетентности работников и их способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований, предъявляемых к уровню их квалификации;
- создают работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, необходимые условия для совмещения работы с обучением [7].
Обязательства сторон по внедрению инноваций в региональных соглашениях Свердловской и Челябинской областей
Региональное соглашение Обязательства сторон по внедрению инноваций Некоторые нормативные акты и областные целевые программы субъекта РФ
Между Федерацией профсоюзов Свердловской области, региональным объединением работодателей «Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Свердловской области (на 2013-2014 гг.) Стороны соглашения совместно содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности продукции, в том числе путем внедрения эффективных механизмов привлечения инвестиций и стимулирования новаций; проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики [6]. Работодатели и профсоюзы предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новой техники и технологий. Продолжают реализацию инновационных образовательных программ в областных учреждениях профессионального образования, направленных на подготовку специалистов для предприятий, осуществляющих модернизацию производства [Там же] Закон Свердловской области «О Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений» Соглашение о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, Советом ректоров высших учебных заведений Свердловской области и Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей
Между объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», челябинскими региональными объединениями работодателей «ПромАсс», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области (на 2011-2013 гг.) В области экономической и финансовой политики стороны определяют приоритетными следующие направления: .переход на инновационный путь развития, поддержку инновационных проектов, в том числе реализуемых в технопарках. Стороны совместно: способствуют росту производства, разрабатывают и внедряют рекомендации по повышению мотивации труда, возрождают системы трудового соперничества. Ежегодно организуют конкурсы профессионального мастерства по ведущим профессиям отраслей экономики. Осуществляют взаимодействие и стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества. С целью обеспечения непрерывного профессионального развития кадров разрабатывают предложения по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2011 и последующие годы Областная целевая программа «Развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области» на 2012-2014 гг.
Таким образом, важнейшей задачей развития социального партнерства на региональном уровне сегодня, по нашему мнению, становится создание такой системы социально-трудовых отношений, которая способствовала бы выработке региональной инновационной системы и обеспечивала комплексную поддержку инновационных проектов и инновационных
предприятий. Для этого необходимо включение в региональные трехсторонние соглашения обязательств сторон по поддержке инноваций, стимулированию развития изобретательского и рационализаторского творчества, разработке мероприятий по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики.
Анализ заключаемых отраслевых, территориальных соглашений на муниципальном уровне показал, что примерно в половине таких соглашений сторон социального партнерства содержатся обязательства по переходу на инновационный путь развития. Например, в территориальном соглашении между объединением профсоюзов, территориальным объединением работодателей Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области «ПромАсс — Катав-Ивановск» и Администрацией Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области на 2011-2013 гг. стороны определяют приоритетными следующие направления: переход на инновационный путь развития; поддержку инновационных проектов; привлечение капитала в экономику Катав-Ивановского муниципального района; реализацию мер по модернизации экономики Катав-Ивановского муниципального района [8].
Эффективность развития экономики региона, основанного на внедрении инновационных проектов, зависит от уровня инновационного потенциала социально-трудовой сферы местных организаций. Поэтому для регионов, выбирающих инновационный путь развития, особое значение приобретает комплексный анализ существующих и прогнозируемых проблем в области локальных, муниципальных и региональных социально-трудовых отношений в условиях перехода к инновационной экономике.
Список литературы
1. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс] // Гарант : информ.-право-вой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70006124/
2. Колмакова, И. Д. Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России :
монография / И. Д. Колмакова. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2005.
3. Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило законопроект, направленный на совершенствование коллективно-переговорного процесса [Электронный ресурс] // Охрана труда в России : сайт. иЯЬ: http://ohranatruda.ru/news/896/146776/
4. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 20112013 годы [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_L AW_156312/
5. Региональное соглашение между Объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», Челябинскими региональными объединениями работодателей «ПРОМАСС», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области на 2011-2013 годы [Электронный ресурс] // Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области : сайт. иЯЪ: http://sppchel.ru/trehstoronnyaya/
6. Соглашение между Федерацией профсоюзов Свердловской области, Региональным объединением работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Свердловской области на 2013—
2014 годы [Электронный ресурс] // Региональное законодательство : сайт. иКЪ: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=2085100
7. Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства Свердловской области на 2013—
2015 годы [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www. fnpr.org/docs/Soglashenie_biznes.pdf
8. Территориальное соглашение между объединением профсоюзов, территориальным объединением работодателей Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области «ПРОМАСС — Катав-Ивановск» и Администрацией Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]. иКЪ: http://yandex.ru/yandsearch/text