14 (107) - 2009
БЮдЖетное регулирование
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Т. Н. ГАВРИЛЬЕВА, кандидат экономических наук, заместитель директора института
О. Г. ДОКТОРОВА, старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера
Л. А. ПАВЛОВА, заместитель директора Программы реформирования региональных финансов Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
Реформирование бюджетной системы Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — является одним из центральных вопросов, определяющим стратегию социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. Этот процесс определяется рядом внутренних и внешних тенденций. В РС (Я) явно доминирует рентоориентированная модель экономического развития. Благодаря наличию значительных внебюджетных доходов от использования государственной собственности (государственная собственность РС (Я) в капитале АК «АЛРОСА», а также арендная плата за используемые фонды НПО «Якуталмаз») в регионе на протяжении 1990-х и в начале 2000-х гг. активно развивалась бюджетная система, за счет государства осуществлялись значительные социальные и производственные инвестиции.
Согласно данным Комитета государственной статистики РС (Я), если в 2000 г. рост ВВП РФ в неизменных ценах в процентах по отношению к предыдущему году составил 110,0 %, то рост ВРП РС (Я) — 107,8 %.
В 2001 г. данное соотношение составляло 105,1 и 101,8 %, в 2002 г. — 104,7 и 101,0, в 2003 г. — 107,3 и 102,7, в 2004 г. — 107,0 и 106,5 % [1].
Только после 2005 г. с принятием стратегического документа — «Схемы развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) на период до 2020 г.» в регионе начали реа-лизовываться крупные инвестиционные проекты. В частности: строительство магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», освоение Талаканского месторождения, строительство железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск, разработка новых угольных шахт и алмазных рудников. Индекс физического объема ВРП РС (Я) в 2005 г. по отношению к предыдущему году составил 101,8 %, в 2006 г. — 102,2, в 2007 г. — 106,5 %.
Развитие бюджетной системы определяется экономической стратегией региона. Нехватка инвестиций в силу разных причин (низкая инвестиционная привлекательность, сокращение государственных инвестиций в последние годы) не является в данном случае определяющим фактором. Проблема заключается в том, что на протяжении ряда лет, когда финансовое положение региона было стабильным, а бюджетные доходы достаточно высоки, приоритетом экономического развития являлась бюджетная сфера. Строились новые социальные объекты, разрастались бюд-
жетные учреждения и государственные ведомства. Положение усугубляется тем, что на федеральном уровне в рамках современной бюджетной реформы начал реализовываться процесс централизации бюджетной политики, также наметилась тенденция к перераспределению собственности стратегически важных для экономики региона предприятий.
За последние годы политическая и экономическая ситуации в стране существенно изменились:
• прекратился процесс суверенизации субъектов;
• установилась вертикаль законодательной и исполнительной государственной власти; земля, ее недра и другие природные ресурсы законодательно признаны преимущественно федеральной государственной собственностью;
• преобладающая часть основных налоговых и рентных доходов отраслей народного хозяйства стала поступать в федеральный бюджет.
В результате произошло укрепление государственного суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации в целом. Однако чрезмерная централизация государственной власти и национальной экономики может негативно отражаться на экономической самостоятельности субъектов Федерации, на предпринимательской деятельности субъектов экономики и эффективном развитии региональных рынков [3].
В группу регионов-доноров федерального бюджета входят субъекты, экономика которых базируется на добыче, переработке и экспорте минерально-сырьевых ресурсов. Это — газовые, нефтяные, угольные и иные сырьевые регионы РФ. К ним иногда причисляют и РС (Я), чьей экономической специализацией являются добыча и переработка алмазов. Финансовые и иные ресурсы алмазно-бриллиантового комплекса играют значительную роль в региональной экономике. Но, несмотря на значительный объем собственных бюджетных доходов, республика имеет ряд как специфических, так и характерных для других российских регионов проблем в сфере государственных финансов.
Высокие значения бюджетного дефицита далеко не всегда вызваны недостатком средств на финансирование самых необходимых мероприятий, а в значительной степени связаны с особенностями бюджетной политики субнациональных властей. Характерным примером тому является РС (Я), где на протяжении всех 6 лет значения дефицита превышали 31 %, а в 1998 и 2000 гг. достигли 40 %. Ни в одном субъекте Федерации ситуация не была столь неблагоприятной на протяжении всех лет. Важно отметить, что душевые (бюджетные) расходы в Яку-
тии превышают среднероссийский уровень даже с учетом величины прожиточного минимума [2].
Бюджетный дефицит в РС (Я) выражается не только в объемах заемных средств, необходимых для его покрытия, т. е. в приросте государственного долга, а в хронической нехватке средств для полного исполнения бюджетных обязательств. Неполное исполнение приводит к тому, что приоритетными статьями финансирования учреждений бюджетной сферы РС (Я) являются заработная плата и коммунальные платежи, материальные затраты на текущий и капитальный ремонты, командировочные расходы, приобретение оборудования и т. д., как правило, не финансируются в полном объеме.
При этом надо отметить и то, что бюджетная обеспеченность неравномерна. На уровне государственного бюджета РС (Я) она выше, продолжает реализовываться инвестиционная программа, финансируются республиканские целевые программы — все эти расходы имеют характер БПО (бюджеты принимаемых обязательств). У местных бюджетов, несущих основной объем расходных полномочий (общее образование, первичная медико-санитарная помощь), бюджетная обеспеченность существенно ниже, нехватка средств позволяет обеспечить расходные полномочия лишь на 60—70 % от потребности.
Таким образом, анализ динамики, структуры и основных тенденций развития бюджетной системы РС (Я) позволяет определить круг основнъх проблем на среднесрочную перспективу:
• происходит сокращение собственных налоговых и рентных источников вследствие изменения ставок и принципов расщепления налогов между уровнями бюджетной системы, а также снижения уровня рентных доходов, регулируемых соглашениями Правительства РС (Я) и руководством компании АК «АЛРОСА». Если предположить, что РС (Я) лишится рентных доходов и федеральной финансовой помощи, то ее собственные налоговые и неналоговые доходы, а также доходы целевых бюджетных фондов смогут покрывать только 34—35 % расходов;
• неполное исполнение бюджетных обязательств имеет хронический характер. Дефицит средств выражается в относительном сокращении бюджетных обязательств в части выполнения государственной инвестиционной программы, финансирования содержания объектов социальной инфраструктуры, накопления задолженности государственного
бюджета РС (Я) по отношению к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и производственного сектора, а также в неполном, что определяет низкое качество, предоставлении бюджетных услуг населению, их локальной недоступности; • институциональные преобразования, необходимые для оптимизации бюджетной системы региона, идут крайне медленно. Не решена проблема с «раздутой» административной занятостью, медленно идут жилищно-коммунальная и социальная реформы. Новые направления в сфере финансовых взаимоотношений с федеральным центром — реализация национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и ЖКХ — приобретают только первые контуры, не получены результаты оценки их эффективности. По нашему мнению, все эти проблемы будут иметь определяющий характер при разработке конкретных направлений бюджетной политики РС (Я) в среднесрочной перспективе. Следует отметить, что ряд специфических факторов, оцениваемых внешними экспертами как негативные, например значительный бюджетный дефицит, нерациональная структура расходов бюджета, определен региональными особенностями бюджетной системы РС (Я).
Частично ряд данных проблем будет разрешен в ходе реализации ведомственной целевой Программы реформирования региональных и муниципальных финансов РС (Я) на 2008—2010 гг. Но основная оптимизация бюджетных обязательств, тем не менее, будет обусловлена резким сокращением неналоговых доходов бюджета из-за потери рентных платежей АК «АЛРОСА», не компенсируемых ростом федеральных трансфертов. Пик данного процесса придется на 2009—2010 гг., в этот период ожидается достаточно болезненное сокращение бюджетной сферы в регионе.
Следует отметить, что Правительство РС (Я) начало пересматривать свою роль в управлении экономикой начиная с 2003—2004 гг. Была сделана ставка на постепенный переход от прямого государственного вмешательства к созданию благоприятного инвестиционного климата, от прямых бюджетных и внебюджетных вливаний к развитию институциональных условий ведения бизнеса. Но существенных результатов этот подход пока не дал.
В настоящее время в отраслях бюджетной сферы в Российской Федерации занято более 15 млн чел., в РС (Я) — свыше 250 тыс. чел. (53 %
от занятых в экономике). Уровень оплаты труда бюджетников, даже несмотря на его регулярное повышение для федеральных учреждений, остается крайне низким. Следовательно, для сокращения государственного участия в экономике, предполагающего оптимизацию государственных и муниципальных предприятий и учреждений, сокращение численности занятых в бюджетной сфере, отказ от ряда бюджетных полномочий, снижение уровня государственной поддержки экономики в целях повышения эффективности бюджетных расходов необходимо применять новые методологические подходы и модели.
Таким образом, в бюджетной сфере РС (Я) в настоящее время набирают силу структурные сдвиги. Они имеют как объективный характер, определяются кардинальными изменениями в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации в целом, так и региональными особенностями экономики и бюджетной системы республики. Анализ состояния государственных и муниципальных финансов показал, что в сфере планирования и реализации государственного бюджета РС (Я) и местных бюджетов существует ряд проблем, решение которых требует реализации комплекса программных мероприятий. Выделяются следующие группы проблем:
1. Проблемы в обеспечении доходов консолидированного бюджета РС (Я):
• проблемы в развитии налогооблагаемой базы, нехватка внутренних инвестиционных источников для развития экономики республики, укрепления ее промышленного потенциала, реализации крупных производственных проектов;
• недостаточный уровень неналоговых доходов бюджета вследствие неэффективного управления государственной собственностью, в том числе предприятиями государственного сектора экономики, земельными отношениями, отсутствия системы рационального управления государственными активами;
• сужены возможности привлечения заемных средств, отсутствуют оценки кредитного рейтинга муниципальных образований.
2. Проблемы в сфере управления бюджетными расходами:
• требует пересмотра сфера бюджетных обязательств РС (Я). Институциональные преобразования, предусматривающие внедрение рыночных отношений в финансирование базовых социальных услуг, идут крайне медленно,
необходимы оптимизация числа бюджетных учреждений и организаций и численности персонала, совершенствование систем оплаты труда в бюджетной сфере; неполное исполнение бюджетных обязательств имеет хронический характер, дефицит средств выражается в относительном сокращении бюджетных обязательств в части выполнения государственной инвестиционной программы, финансирования содержания объектов социальной инфраструктуры; имеет место неэффективное и нерациональное использование бюджетных средств, несоблюдение бюджетополучателями лимитов бюджетных обязательств, увеличивающее разрыв между расходами и фактически имеющимися финансовыми ресурсами, что также способствует росту кредиторской задолженности. В рамках развития казначейской системы РС (Я) необходимо создать систему сквозного непрерывного контроля за целевым использованием бюджетных средств, внедрить механизм субсидиарной ответственности главных распорядителей бюджетных средств, усилить контроль за обязательствами учреждений бюджетной сферы. 3. Проблемы формирования местных бюджетов: неурегулированность вопроса о разграничении доходных и расходных полномочий между уровнями власти (республиканским бюджетом и местными бюджетами). В сложившихся условиях (сокращение доходной базы местных бюджетов вследствие централизации бюджетных потоков, уменьшение числа налогов и их ставок в контингенте доходов) местные органы власти не в состоянии самостоятельно предоставить населению возложенные на них обязательства в полном объеме; необходимость совершенствования межбюджетных отношений, в том числе методики распределения финансовой помощи местным бюджетам;
слабость доходной базы местных бюджетов большинства территорий РС (Я) ввиду чрезвычайной дифференциации уровней социально-экономического развития улусов и городов, а, следовательно, и налогооблагаемой базы. Воздействие региональной специфики, в том числе высоких ставок оплаты труда, транспортных издержек, расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства и т. д., на структуру расходных обязательств местных бюджетов;
• не установлена взаимосвязь между уровнем экономического развития территорий и Инвестиционной программой РС (Я). В настоящее время многие решения, принимаемые к финансированию за счет средств Инвестиционной программы РС (Я), принимаются без оценки влияния на формирование доходной и расходной частей местных бюджетов в средне-и долгосрочной перспективе;
• в качестве источника софинансирования большинства целевых республиканских программ указаны средства местных бюджетов. Между тем ограниченность бюджетных ресурсов на местном уровне приводит к неисполнению обязательств со стороны местных властей, а также завышенному ожиданию социальных услуг со стороны населения;
• низкая эффективность налоговой политики, политики управления муниципальной собственностью.
4. Проблемы в сфере реализации государственной инвестиционной политики:
• низкая возвратность вложенных средств, затратный принцип распределения государственных инвестиций;
• несоблюдение установленного порядка использования средств, выделяемых из Инвестиционной программы РС (Я);
• структурные диспропорции между производственным и социальным направлениями в бюджетах развития РС (Я), отсутствие четкого социально-экономического критерия его реализации;
• «тяжелая» технологическая структура инвестиций. Анализ структуры использования инвестиций показывает, что бюджет развития РС (Я) в основном был ориентирован: во-первых, на новое строительство, что изначально требует больших затрат, чем модернизация имеющихся производственных мощностей; во-вторых, на экстенсивную форму воспроизводства.
На основе постановки данных проблем нами были сформулированы следующие цели и задачи реформирования государственных и муниципальных финансов РС (Я).
Цели реформирования:
• стабилизация и развитие бюджетной системы РС (Я) на основе мобилизации финансовых резервов и оптимизации бюджетных обязательств;
• достижение высокой экономической эффективности бюджетной политики;
• обеспечение условий экономического роста и социального развития республики, повышение уровня жизни населения.
Для достижения поставленных целей реформы должны быть решены следующие основные
задачи:
• совершенствование бюджетной политики на основе долго- и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию бюджетных услуг, достижения сбалансированности государственных, целевых и инвестиционных программ с реальными финансовыми ресурсами;
• внедрение эффективной системы управления государственными и муниципальными финансами, обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами, сокращение долговых обязательств и нерациональных бюджетных расходов;
• совершенствование системы межбюджетных отношений, разграничение доходных и расходных полномочий между субфедеральным бюджетом и местными бюджетами, формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям на основе внедрения новых методологических разработок;
• совершенствование методологической и нормативно-правовой базы организации бюджетного процесса;
• повышение эффективности налоговой политики, сокращение налоговой недоимки, проведение анализа эффективности предоставляемых налоговых льгот;
• обеспечение высокого кредитного рейтинга региона;
• внедрение современных подходов в управление государственными и муниципальными финансами, в том числе: использование инструментов долгосрочного финансового и инвестиционного планирования, совершенствование системы управления государственным долгом, повышение эффективности прямых государственных инвестиций;
• создание системы рационального управления государственными активами РС (Я) и муниципальным имуществом на основе инвентаризации и независимой оценки рыночной стоимости государственного и муниципального имущества;
• повышение уровня профессиональной подготовки кадров финансовой системы на основе специализированных программ и внедрение современных информационных технологий для управления государственными и муниципальными финансами, формирование единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса.
На основе заявленных целей и задач были определены приоритетные направления реформирования государственных и муниципальных финансов РС (Я).
1. Бюджет и бюджетный процесс. Бюджетная политика республики должна быть направлена на укрепление и наращивание доходной части бюджета, в том числе за счет расширения налогооблагаемой базы, консолидации всех источников бюджетных доходов. Необходимо обеспечить полное и устойчивое выполнение бюджетных финансовых обязательств на всех уровнях власти.
1.1. Система планирования и утверждения бюджетов. Данное направление включает следующие программные мероприятия:
а) внедрение в бюджетный процесс системы экономического и финансового прогнозирования, разработки, реализации и оценки выполнения средне- и долгосрочной бюджетной политики;
б) обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
в) установление приоритетов и оптимального соотношения текущих и инвестиционных расходов, собственных и заемных средств;
г) повышение обоснованности и точности бюджетного планирования.
1.2. Система отчетности и контроля за исполнением бюджетов. Данное направление нацелено на совершенствование и повышение эффективности системы финансового контроля и качества анализа исполнения бюджета, развитие неадминистративных форм анализа и контроля и предусматривает:
а) совершенствование системы финансового контроля;
б) разработку и законодательное закрепление системы мониторинга общественных финансов РС (Я), включающих аналитические индикаторы качества планирования и исполнения бюджета, в том числе: показатели, характеризующие динамику показателей исполнения бюджета, эффективность принимаемых решений в области бюджетных правоотношений;
в) развитие системы независимого аудита бухгалтерской отчетности в бюджетной сфере.
В настоящее время контроль за исполнением бюджета осуществляют: Контрольный комитет Го-
сударственного Собрания РС (Я), Государственное ревизионное управление при Правительстве РС (Я), Министерство финансов РС (Я) и финансово-казначейские управления улусов и городов. Но необходим независимый мониторинг эффективности общественных финансов РС (Я), который в отличие от государственного контроля, нацеленного на определение целевого характера использования бюджетных средств, должен быть ориентирован на оценку эффективности бюджетных расходов.
1.3. Развитие налоговой базы и совершенствование налоговой политики. В данной сфере в РС (Я) существует ряд актуальных проблем. Это — нехватка инвестиций для развития экономики, предоставление налоговых льгот нерентабельным отраслям реального сектора. Выделяются следующие программные мероприятия:
а) развитие налоговой базы, в том числе:
• поддержка реализации ведомственных и республиканских целевых программ;
• проведение комплексного анализа финансового состояния и причин нерентабельности предприятий, имеющих высокую задолженность по налоговым платежам;
б) пересмотр принципов предоставления налоговых льгот, в том числе:
• отказ от предоставления налоговых льгот предприятиям, для которых они неэффективны, не дают ощутимого финансового результата;
• преференции будут переориентированы с нерентабельных отраслей реального сектора и сельского хозяйства на проекты с малым сроком окупаемости, к которым в РС (Я) относятся платные услуги населению, малый и средний бизнес, внедрение инновационных технологий;
• разработка и утверждение методики оценки эффекта и потерь бюджета в результате предоставления налоговых льгот;
в) сокращение налоговой недоимки, главным фактором которого является улучшение финансового состояния предприятий-налогоплательщиков.
1.4. Межбюджетные отношения и система формирования местных бюджетов. В сфере реформирования межбюджетных отношений будут реализованы следующие программные мероприятия:
а) в сфере расходов:
• проведение инвентаризации «федеральных» и «республиканских» мандатов, возлагающих на органы местного самоуправления обязательства по прямому финансированию за счет местных бюджетов, а также устанавливающие льготы по местным налогам;
• совершенствование системы предоставления трансфертов из республиканского Фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований на основе разработки и внедрения новых методик расчета финансовых нормативов для определения финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в части определения размера фонда и распределения трансфертов;
б) в сфере бюджетного процесса — разработка и внесение дополнений в республиканский закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» о разграничении полномочий между органами государственной власти РС (Я) и органами местного самоуправления по нормативно-правовому регулированию и финансированию.
1.5. Политика управления государственным долгом. В рамках данного направления Программы политика управления государственным долгом направлена на обеспечение инвестиционной привлекательности республики, будут реализованы следующие программные мероприятия:
а) оценка кредитоспособности и получение кредитного рейтинга РС (Я) и крупных муниципальных образований;
б) разработка Концепции долговой политики РС (Я) на среднесрочный период, которая должна дополнять региональную нормативно-правовую базу, являясь рамочным документом;
в) мониторинг финансовых рисков с целью их снижения в области управления обязательствами;
г) совершенствование организации учета и анализа долговых обязательств РС (Я) с учетом обязательств муниципальных бюджетов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
д) мероприятия по реструктуризации долгов;
е) мероприятия в области заимствований;
ж) отработка механизма предоставления государственных гарантий с целью снижения рисков и повышения эффективности бюджетных расходов.
1.6. Совершенствование текущего исполнения бюджета на основе развития казначейской системы. Приоритетными направлениями данного блока Программы являются: совершенствование структуры управления государственными и муниципальными финансами, повышение оперативности в финансировании расходов бюджета, обеспечение эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств.
2. Управление расходами. Оптимизация расходов бюджета и повышение качества управления
бюджетными расходами включают следующие программные мероприятия.
2.1. Оптимизация числа учреждений бюджетной сферы, повышение эффективности кадровой политики. В структуре экономически активного населения доля занятых в бюджетной сфере составляет 30 %. Большинство государственных и муниципальных предприятий нерентабельно. В государственной собственности должны находиться только стратегически важные для экономики республики и необходимые для выполнения государственных функций предприятия и организации, для чего необходимо провести:
• оптимизацию трудовой занятости, сокращение излишнего административно-управленческого персонала в системе государственного управления, сокращение числа административных учреждений за счет ликвидации дублирования функциональных обязанностей;
• укрупнение бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования, приведение в соответствие с федеральными нормативами персонала бюджетных учреждений на основе перехода на нормативно-подушевое финансирование;
• перепрофилирование системы подготовки кадров в РС (Я) с подготовки работников бюджетной сферы на кадры, занятые в сфере материального производства. Набор в профессиональные образовательные учреждения должен производиться на основе долгосрочных прогнозов рынка труда.
2.2. Повышение экономической эффективности отраслей нематериального производства, реализация рыночных реформ в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Данные мероприятия включают:
• переход отраслей социальной сферы на систему бюджетирования, ориентированного на результат;
• продолжение работы по приведению условий оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных служащих в соответствие с федеральным законодательством в целях установления оптимального соотношения тарифной, надтарифной и стимулирующей частей в структуре заработной платы на основе перехода на отраслевые системы оплаты труда;
• обеспечение государственных социальных гарантий в соответствии с принципом четкого разделения полномочий по финансированию обязательств федерального бюджета и бюджета
республики на основе упорядочения социальных льгот и выплат, создания персонифицированной системы получателей социальных выплат;
• расширение номенклатуры и повышение качества платных услуг;
• оптимизация государственного бюджетного финансирования по направлениям: печатные и электронные средства массовой информации, учреждения культуры, искусства и кинематографии, физической культуры и спорта, перевод их на финансирование по государственному и муниципальному заказам;
• постепенное повышение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги до установленных федеральных стандартов и сокращение неэффективных расходов в отрасли за счет ликвидации посреднических звеньев, излишнего административного персонала, стимулирование процесса организации товариществ собственников жилья (ТСЖ).
2.3. Система критериев в отношении расходования бюджетных средств. Данная система предусматривает:
• внедрение новых принципов и приоритетов в реализацию государственной инвестиционной политики РС (Я), предполагающих отказ от прямых государственных вложений в нерентабельные отрасли материального производства, ориентацию на вложения в высокорентабельные проекты, на развитие малого предпринимательства и инвестопроводящей инфраструктуры. Приоритетными должны стать проекты, предусматривающие модернизацию действующих производств и мощностей, а не строительство новых промышленных объектов. Необходима разработка методики отбора и оценки эффективности инвестиционных проектов и критериев финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств;
• в области государственной финансовой поддержки реального сектора экономики, включая сельскохозяйственное производство, — переход от безвозвратных дотаций на механизм преимущественно ссудных и кредитных отношений, в том числе за счет развития лизинговых отношений и реализации ведомственных целевых программ;
• проведение мероприятий по повышению отдачи от вкладываемых государством в экономику инвестиций, кредитных ресурсов, преференций и налоговых льгот, инвентаризация ранее осуществленных возвратных вложений;
• необходимо продолжить формирование государственного заказа, учитывая исключительную важность завоза нефтепродуктов, продовольствия, продукции технического назначения и топливно-энергетических ресурсов для государственных нужд республики. Необходимы новые механизмы и методика финансирования и управления государственными запасами на уровне субъекта РФ.
3. Совершенствование политики управления государственной и муниципальной собственностью. Данное направление нацелено на обеспечение роста неналоговых доходов республиканского бюджета и местных бюджетов посредством совершенствования управления и обеспечения прозрачности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственного участия или участия органов местного самоуправления. Поставлены следующие задачи:
• консолидация усилий государственных органов исполнительной власти, экономических институтов на четкое определение и реализацию базовых функций государства в регулировании экономики, государственной поддержке производства товаров и услуг, оптимизации государственных доходов и расходов республики;
• формирование муниципальной собственности как финансовой основы местного самоуправления;
• совершенствование системы управления государственными и муниципальными предприятиями, оптимизация числа унитарных предприятий и учреждений, разработка критериев создания и функционирования организаций в форме унитарных предприятий и учреждений;
• создание системы рационального управления государственными и муниципальными активами, в том числе в сфере использования объектов недвижимости.
В рамках данного направления будут реализованы следующие мероприятия:
• проведение процедур разграничения объектов собственности, земли и недвижимого имущества между органами государственного управления РФ и РС (Я) и органами местного самоуправления РС (Я), формирование реестров муниципальной собственности;
• совершенствование арендных отношений, обеспечение роста неналоговых доходов на основе создания пообъектного перечня высокодоходной недвижимости РС (Я) на территории
республики и за ее пределами, проведения ее рыночной оценки и передачи в аренду исключительно в коммерческих целях;
• разработка и внедрение системы независимого мониторинга общественных финансов и эффективности деятельности государственных и муниципальных предприятий, на основе которой органы государственного управления и органы местного самоуправления будут обеспечены достоверной информацией о системе общественных финансов, реальном состоянии активов;
• анализ экономической конъюнктуры и определение перечня объектов для возможной продажи в целях получения максимальной прибыли при реализации излишних государственных активов;
• формирование оптимальной структуры государственных пакетов акций, системы учета и контроля государственных долей, развитие рынка корпоративных ценных бумаг, совершенствование дивидендной политики;
• формирование института представителей и поверенных государства в органах управления акционерными обществами, повышение эффективности их работы на основе качественного анализа и мониторинга их деятельности;
• оптимизация числа унитарных предприятий и учреждений, снижение бюджетных расходов на их содержание, ликвидация государственных учреждений и предприятий, прекративших финансово-хозяйственную деятельность;
• развитие системы аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий;
• снижение рисков путем развития системы страхования государственного и муниципального имущества, активов унитарных предприятий и учреждений, бюджетных организаций, разработка Положения о порядке страхования государственного имущества РС (Я) и мониторинга механизма внедрения страхования государственного и муниципального имущества, привлечение региональных страховых компаний к рыночной оценке государственного и муниципального имущества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социально-экономическое положение РС (Я) январь-декабрь 2004г. Комгосстат РС (Я). — Якутск. 2005.
2. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы перспективы. — М. : Дело. 2002.
3. Экономическая безопасность РС (Я): отраслевые аспекты / Е. Г. Егоров, М. Е. Тарасов, Е. Н. Федорова и др. — Новосибирск. 2005.