Менеджмент в здравоохранении
В.И. Стародубов,
д.м.н., профессор
B. О. Флек, д.м.н., профессор И.М. Сон, д.м.н., профессор
C. А. Леонов, д.м.н., профессор Э.Н. Матвеев, к.м.н.
М.Н. Бантьева
ФГУ ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития России, г. Москва
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В современных условиях уровень участковых больниц и так называемых городских больниц в небольших поселках практически исчерпал себя как этап больничной помощи. Однако их стремительное сокращение в России вряд ли можно считать оправданным. Например, в Скандинавских странах вся больничная участковая сеть передана в систему общей врачебной практики и является опорным звеном так называемых «центров здоровья» на селе. Они исполняют двойную функцию, обеспечивая первичную стационарную и медико-социальную помощь населению на муниципальном уровне. В каждом центре, организуемом на 10 000 жителей, работают 5 врачей общей практики, которые оказывают круглосуточно всю первичную медицинскую помощь (амбулаторную, неотложную, стационарную, медико-социальную). Этот опыт важен для планирования сети учреждений в нашей стране, имеющей обширные малонаселенные территории.
Анализ показал, что федеральные округа страны имеют существенные различия не только по доле детей в составе населения (рис. 1.1), но и по уровню рождаемости (рис. 1.2).
© В.И.Стародубов, В.О.Флек, И.М.Сон, С.А.Леонов, Э.Н
-Q
1енеджер №12
здравоохранения ЗОЮ
Значительно разнится в федеральных округах и уровень общей заболеваемости населения. Максимальные ее размеры регистрируются в Приволжском и Северо-Западном, а минимальные — в Южном федеральных округах (рис. 2).
Проведенное сопоставление фактических объемов помощи, оказываемой в федеральных округах, с Российской Федерацией выявило существенные отклонения от среднего показателя по России по широкому кругу классов, групп болезней и нозологических форм.
Анализ факторов, влияющих на потребность населения в медицинской помощи по федеральным округам (ФО), показывает, что в Центральном федеральном округе (ЦФО) уровень госпитализации ниже российского показателя на 4% и является одним из самых низких среди федеральных округов.
В СЗФО он ниже средних по России на 4,5%, а число пациенто-дней в дневных стационарах приближается к таковому по России в целом.
В Южном федеральном округе показатели объемов помощи населению самые низкие по сравнению с другими федеральными округами. Ниже они и среднероссийских
.Матвеев, М.Н.Бантьева, 2010 г.
Менеджмент в здравоохранении
Рис.1.1. Доля детей в составе населения (%)
Всего
Рис.1.2. Рождаемость (на 1000 населения)
о
е
Zг
о
©
О
©
Q
О
©
с
О
©
>-
о
©
и
о
©
Рис. 2. Заболеваемость всего населения (на 1000 населения)
показателей по числу койко-дней (на 9,4%) и уровню госпитализации (на 3,1%). Число пациенто-дней в дневных стационарах в данном округе самое низкое среди всех федеральных округов и на 23,6% ниже среднероссийского уровня.
В Приволжском федеральном округе (ПФО) показатели объемов медицинской помощи превышают средние по России: по частоте госпитализации — на 4,5, по числу койко-дней — на 2,7, числу пациенто-дней, проведенных больными в дневных стационарах, — на 15,1 процентных пункта.
В Уральском федеральном округе уровень госпитализации на 0,4% ниже общероссийского, а число койко-дней и число лиц, кото-
рым оказана скорая медицинская помощь, ниже средних по России на 2,0%. Число пациенто-дней, проведенных больными в дневных стационарах, выше среднего по России на 15,9% (рис. 3.1; 3.2; 3.3).
В Сибирском федеральном округе показатели объемов помощи населению самые высокие среди федеральных округов и по России в целом (на 6,3%) по уровню госпитализации — 238 на 1000 населения и числу койко-дней — 3115 на 1000 населения (на 8,2%). Выше в этом округе и число дней, проведенных больными в дневных стационарах (на 11,5%).
В Дальневосточном федеральном округе объемы медицинской помощи населению выше среднероссийских по уровню госпита-
№12 Менеджер
2010 ‘
Менеджмент в здравоохранении
Рис. 3.1. Число койко-дней на 1000 населения
Рис. 3.3. Число пациенто-дней на 1000 населения
лизации на 1,8%, числу койко-дней (на 8%) и по числу пациенто-дней, которые больные провели в дневных стационарах, выше таковых по России на 10,3%.
В таблице 1 представлены данные по основным позициям разработанного нами проекта нормативных показателей для уточнений нормативной базы ПГГ, которые предназначаются в первую очередь для регионального уровня здравоохранения. Учтены факторы, влияющие на потребность в медицинской помощи.
Рис. 3.2. Уровень госпитализации на 1000 населения
Результаты проведенной адаптации нормативной базы ПГГ к регионам по стационарному разделу помощи по федеральным округам представлены в таблице 2. Так как разрабатываемые нормативы, по существу, представляют собой «минимальные социальные нормативы», то планируемые показатели в федеральных округах должны быть не ниже федеральных показателей.
Более высокая заболеваемость, особенности возрастного состава предполагают введение в ТПГГ при необходимости дополнительных объемов медицинской помощи, превышающих федеральный уровень.
Надеемся, что дифференцированные нормативы по федеральным округам послужат толчком для формирования многоуровневой региональной модели сети учреждений здравоохранения, которая позволяет обеспечить достижение структурной эффективности отрасли. Построение такой модели дает возможность рационально организовать с учетом особенностей расселения сеть межрайонных отделений — важнейшего условия приближения к месту жительства населения специализированной медицинской помощи
Повышение эффективности Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
-<
1енеджер №12
здравоохранения ЗОЮ
10
Менеджмент в здравоохранении
Таблица 1
Проект уточненных показателей федеральной Программы государственных гарантий оказания населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (на 1000 населения)
Расчетные нормативы ПГГ
Профили врачебных специальностей Россия 2008 ПГГ 2009 Всего В том числе:
дети (0—17 лет) взрослые
Число посещений врача
Врачебные кадры 7681 7626 8302 11 012 7673
Стоматология 919 1572 1199 1410 1150
Всего 8600 9198 9500 12 422 8823
Число случаев госпитализации в стационары круглосуточного пребывания |
Больничные койки 217,9 0,0 196,0 198,9 195,3
Сестринского ухода 1,4 3,0 3,0 0,5 3,6
Всего 220,1 199,0 199,0 199,4 198,9
Число случаев госпитализации в дневные стационары
ДС больниц 14,8 15,7 15,6 11,4 16,5
ДС АПУ 24,5 24,2 26,4 23,7 27,1
Стационар на дому 3,6 5,8 4,7 3,5 4,9
Всего 42,9 45,7 46,7 38,6 48,6
Число койко-дней в ! стационарах круглосуточного пребывания
Больничные койки 218,7 2780 2780 2143 2927
Сестринского ухода 1,4 X 172 17 208
Всего 220,1 X 2952 2160 3135
Число пациенто-дней в дневных стационарах
Больниц 14,8 X 188 125 202
АПУ 24,5 X 348 372 342
Стационарах на дому 3,6 X 54 37 58
Всего 42,9 590 590 534 602
медицинской помощи планируется проводить в 2 этапа. На 1-м этапе — посредством адаптации федеральных нормативов к федеральным округам, на 2-м этапе — на региональном уровне, непосредственно для субъектов Российской Федерации.
ВЫВОДЫ
1. Выраженные различия уровней заболеваемости населения, возрастного состава населения субъектов Российской Федерации ставят вопрос о необходимости адаптации федеральных нормативов к регионам с учетом региональных особенностей территорий, возраста и заболеваемости населения.
2. Дифференциация нормативов по интенсивности лечебно-диагностического процесса, по уровням иерархии оказания медицинской помощи позволит использовать обновленные нормативы для разработки сбалансированных территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
3. Дифференцированные нормативы для федеральных округов (первый этап) и конкретных субъектов Российской Федерации (второй этап) должны стать основой формирования рациональных многоуровневых региональных моделей сети учреждений здравоохранения.
№12 Менеджер
2010 ‘
Менеджмент в здравоохранении
Таблица 2
Расчетное число госпитализаций на 1000 населения ПГГ по федеральным
округам Российской Федерации
Профиль больничной койки
Феде- _________________Федеральные округа________
рольный Цен- Северо- Юж- Поволж- Ураль- Сибир-норматив тральный Западный ный ский ский ский
Кардиологические 8,4 9,4 10,7 8,4 9,9 8,6 9,1 8,5
Ревматологические 1,0 1,2 1,3 1,0 1,2 1,0 1,1 1,0
Менеджмент в здравоохранен
Литература
1. Алексеев Н.А. Анализ эффективности деятельности лечебно-профилактических учрежде-ний//Здравоохранение Российской Федерации. — 2004. — №5.
2. Вишняков Н.И., Букин В.Е., Емельянов О.В., Прокофьева А.А. Сравнительный анализ показателей использования коечного фонда больниц интенсивного лечения и стационаров восстановительного лечения и медико-социального профиля//Проблемы управления здравоохранением. — 2006. — №1. — С. 49-57.
3. Гайдаров Г.М, Кицул И.С, Алексеевская Т.И., Кулеш ДВ. Оптимизация планирования стационарной медицинской помощи населению муниципального образования в современных социально-экономических условиях//Менеджер здравоохранения. — 2004. — №4.
4. Дементьев А.И. Научное обоснование эффективности использования коечного фонда центральных районных больниц//Автореферат дисс. канд. мед. наук, 2002.
5. Кучеренко В.З, Татарников М.А, Шамшурина Н.Г. Основные направления реформирования здравоохранения на современном этапе. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова//Экономика здравоохранения. — 2005. — №8.
6. Кучеренко В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс. Проблемы управления здравоохранением. — 2005.— № 4.
7. «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения», одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года № 1683-р.
8. Методические рекомендации «Медико-организационные основы реструктуризации стационарной и внебольничной помощи на основе прогрессивных моделей развития на уровне региона» (Минздрав России, 1999).
9. «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года № 1683-р.
10. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ на 2004-2010 гг.// Менеджер здравоохранения. — 2004. — № 7. — С. 72-79.
11. Шипова В.М. Основы нормирования труда в здравоохранении//Учебное пособие. — М.: Издательство ГРАНТЪ, 1998. — 320 с.
12. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. — М.: Медицина, 2007. — 261 с.
13. Леонов С.А, Матвеев Э.Н. Проблемы нормативной базы Программы государственных гарантий на современном этапе развития здравоохранения//Здравоохранение Российской Федерации. — 2009. — №3. — С.14-16.
14. ФлекВ.О. Финансирование здравоохранения: проблемы и перспективы. — М., 2005. — 156 с.
15. Информационное письмо МЗиСР РФ и Федерального фонда ОМС о формировании и реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2009 году, № 10407 — ТГ от 31 декабря 2008 года.
16. Стародубов В.И, ФлекВ.О, Сон И.М, Леонов С.А, Матвеев Э.Н, БантьеваМ.Н. Совершенствование нормативной базы Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи как условие успешного решения проблем здравоохране-ния//Менеджер здравоохранения. — 2010. — № 1. — С. 9-19.
17. Стародубов В.И., Флек В.О., Сон И.М, Леонов С.А., Матвеев Э.Н., Бантьева М.Н. Методологические предпосылки построения современных региональных моделей медицинского обеспечения населения//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2010. — №4. — С. 23-28.