_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 343.772
Ю.Б. Самойлова, к.ю.н.
Первый факультет повышения квалификации (с дислокацией в городе Ростов-на-Дону)
института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ОХРАНЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ
Аннотация
Предпринята попытка рассмотрения основных положений документов в сфере международного сотрудничества по охране водных животных и растений, обусловленная глобальными экологическими проблемами, затрагивающими интересы всего мирового сообщества. Рассматриваются нормы российского уголовного закона, направленные на защиту от преступных посягательств охраняемых международными договорами водных биоресурсов. Акцентируется внимание на повышенной опасности подобного рода преступлений.
Глобальные экологические проблемы, связанные с негативными для окружающей среды процессами, в том числе потерей биологического разнообразия, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан [10]. Являясь, важнейшим компонентом окружающей среды, многие виды водных биологических ресурсов находятся под угрозой исчезновения. В наши дни экология большинства районов России оказалась в критическом состоянии. Значительное количество промысловых видов рыб в настоящее время находится на грани исчезновения, а ряд в прошлом обычных водных животных включен в Красную книгу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, охраняется международными правовыми актами.
Вместе с этим деградация и истощение природных ресурсов имеют не региональный и даже не национальный, а глобальный, всемирный характер. Еще в 1972 году в Стокгольмской декларации было отмечено, что способность человека преобразовывать окружающий мир не только способно принести всем народам возможность пользоваться благами развития и повышать качество жизни, но и нанести неизмеримый ущерб человечеству и окружающей его среде [14, с. 682 - 687]. В этой же Декларации провозглашен принцип сохранения природных ресурсов Земли, включая флору и фауну на благо нынешнего и будущих поколений (принцип 2). В последующем в Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002 г.) было отмечено, что глобальной окружающей среде до сих пор наносится ущерб, продолжается потеря биологического разнообразия и истощение рыбных запасов [3].Не смотря на предпринимаемые государствами меры, только за последние четыре десятилетия на планете было потеряно около 50 процентов редких видов диких животных и растений, а в некоторых районах даже больше. Среди основных причин - браконьерство и незаконная торговля [2].
Общепризнанным является тот факт, что в рациональном природопользовании заинтересовано все мировое сообщество, а достижение эффективных результатов силами отдельных государств малоэффективно. В связи с этим, примечателен тот факт, что Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций в области природопользования и охраны окружающей среды [15, с.40]. Рассмотрим некоторые из них.
Многими исследователями в деле охраны животных и растений особо выделяется Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящими под угрозой исчезновения [1, с.128]. Названная Конвенция [4, 12] еще именуется СИТЕС (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora - CITES). Конвенция была заключена Вашингтоне 3 марта 1973 г., вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г. СИТЕС устанавливает специальные условия международной торговли находящимися под угрозой исчезновения биоресурсами. В рамках СИТЕС предусматриваются три уровня защиты видов, находящихся на грани исчезновения. Приложение I включает виды, находящиеся
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
непосредственно на грани исчезновения. В Приложении II указаны виды, которые нуждаются в защите от торговли, однако, полный запрет на нее не установлен. В Приложении III перечислены виды, заявленные отдельными странами, желающими обеспечить дополнительную защиту своих природных ресурсов.
На охрану морских биологических ресурсов направлена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) [5], которая стала первым международным договором, закрепившим экосистемный подход к сохранению живых природных ресурсов [9].
В определенной степени охрана водных биоресурсов открытого моря предусмотрена и в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) [6]. Так, в статье 117, сказано, что государства-участники принимают такие меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря.
В более поздней Конвенции - «О биологическом разнообразии» (1992 г.), которая для России вступила в силу в 1995 году, в частности сказано, что договаривающиеся стороны, принимают меры по содействию восстановлению находящихся в опасности видов, разрабатывают или осуществляет необходимые законодательные нормы, другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций (статья 8) [7]. При этом под биологическими ресурсами в Конвенции 1992 г. понимаются генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.
Охраняемые международными договорами Российской Федерации водные биологические ресурсы, их части и производные, но не все, а только включенные в соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации [13], являются предметом преступлений, предусмотренных ст. 258.1 УК РФ (в части их незаконной добычи и оборота) и ст. 226.1 УК РФ (в части их контрабанды). За незаконную добычу (вылов) не указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 978, охраняемых международными договорами водных биоресурсов, может наступить ответственность по ст. 256 УК РФ. В случае, если нарушение правил охраны водных биоресурсов, охраняемых международными договорами, повлекло массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то ответственность наступает по ст. 257 УК РФ.
Большинство охраняемых международными договорами водных биоресурсов, также занесены в Красную книгу РФ. Ведь, как отмечается в литературе, ведение и издание Красной книги РФ - это еще и выполнение международных обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии и СИТЕС [1, с.128]. В связи с этим, несмотря на то, что в ст. 259 УК РФ речь идет об уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, она, в некотором роде, защищает от преступных посягательств и местообитания охраняемых международными договорами биоресурсов.
Повышенная общественная опасность названных преступлений не вызывает сомнений. Так, первый заместитель Генерального секретаря ООН Амина Мохаммед, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном Всемирному дню дикой природы, который отмечается 3 марта, подчеркнула, что преступления в области дикой природы подрывают развитие и стабильность, нарушают экосистемы и лишают людей возможности зарабатывать на жизнь законным путем; подпитываются коррупцией и ослабляют деятельность органов государственной власти. На незаконной торговле предметами дикой природы наживаются экстремисты и негосударственные вооруженные группы [2].
Список использованной литературы:
1. Дикусар В.М. Международно-правовые проблемы охраны окружающей среды: дисс. ... докт. юрид. наук / В.М. Дикусар. - Москва, 2007. С. 128.
2. За последние 40 лет исчезло около половины редких видов диких животных и растений. - [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=27567#.WL0XkoVOKM8 . (Дата обращения 06.03.2017).
3. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Официальный сайт Организации объединенных наций. - [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://www.un.org. (дата обращения 06.03.2017).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070
4. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978 г., вып. XXXII.
5. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Заключена в г. Канберре 20.05.1980) // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХХХУШ.- М., 1984.
6. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48.
7. Конвенция о биологическом разнообразии (Вместе с «Определением и мониторингом», «Процедурой арбитражного разбирательства», «Согласительной процедурой») (Заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 19. - Ст. 2254.
8. Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. -Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
9. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015 // СПС «КонсультантПлюс».
10.«Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 года. Документ официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
11.Охотников А. Дикая природа под защитой // ЭЖ-Юрист. 2013. № 30.
12.Письмо ФТС РФ от 23 ноября 2010 г. № 14-57/56809 «О направлении информации» (вместе с «Перечнем видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)», утв. Росприроднадзором) // СПС «КонсультантПлюс».
13.Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. № 45. - Ст. 5814.
14.«Стокгольмская декларация» (Извлечение) (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
15.Экологическое право: практическое пособие для сотрудников экологической милиции / отв. ред. Л.А. Бочин, О.Л. Дубовик. - М., 2003.
© Самойлова Ю.Б., 2017
УДК 347.13
Е.Л. Свинарёва, студент Р.Г. Абакумов, к.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ХОСТЕЛАМ
Аннотация
В статье рассматриваются правовые основы, регулирующие требования к хостелам в России. Описаны основные технические характеристики хостелов.
Ключевые слова Хостел, требования, регулирование.