5. Отсутствие независимых депутатов, способных открыто выражать не только мнение партийного руководства, но и здравые оппозиционные взгляды.
6. Фактическое лишение граждан пассивного избирательного права, т. е. права быть избранным: ограничение права быть избранным депутатом через партийный список фактически принуждает гражданина к пребыванию в какой-либо партии.
7. Серьезное уменьшение для многих регионов доли представительства в парламенте. В партийных списках доминирует элита крупных и значимых регионов. Это означает, что проблемы прочих территорий страны будут в значительной степени понижены в своем значении или вообще проигнорированы.
Выборы формируют государственную власть РФ и, одновременно, являются прямой формой волеизъявления населения. Прошедшие парламентские выборы показали дальнейшее укрепление тенденции на централизацию государственной власти и уменьшение числа партий, формирующих власть. С одной стороны, ужесточились требования к политическим партиям с целью создания стабильной и устойчивой политической системы. С другой же - прослеживается идея построения действующей властью такой избирательной системы, которая обеспечивала бы ее монопольность.
В. Ф. Пеньков
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ 1990-х гг.
Для начала обратимся к феномену политической культуры как фактору развития политического процесса. В качестве отправной точки примем утверждение П. Шарана1, относившего к
1 См.: Шаран П. Политическая система // Политология вчера и сегодня. М., 1992. С. 6.
числу основных элементов политической системы власть, интересы, политику и политическую культуру.
В условиях трансформации общества копирование самых совершенных иноземных образцов не даст желаемого результата, если все ее устройство не будет базироваться на обновленной отечественной политической культуре. Прав С. Коен, утверждавший, что «ни одна политическая система, ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в самой этой стране, на ее почве как результат развития собственной политической культуры»1.
Обращаясь к проблеме устойчивости политической системы, надо иметь в виду, что, господствуя на макроуровне власти, на ее среднем и промежуточном «участках», правящая элита всегда должна четко представлять ситуацию на микроуровне власти. Именно в сфере политического общения граждан, малых групп проявляется сущность политической культуры, здесь происходит ее формирование, пронизывающее затем всю политическую систему. Выявление региональных компонентов политической культуры - это не умозрительная проблема, а насущная потребность политологии.
По мнению Ф. Бро, «ни один политический режим не окажется жизнестойким, если тем или иным способом не будет прививать людям принятые общественные нормы поведения»2.
Изучение характера отношения элиты к политической культуре дает возможность оценки сущности политического режима. В случае, когда политическая культура представляется властным структурам системой, подчиненной обеспечению сохранности самого политического порядка, следует вести речь о недемократичности режима. Если политическая культура понимается властвующей группой как фактор поэтапной модернизации, то можно полагать, что данная власть исповедует демократические принципы. Достижение гармонии уровней власти, согласия между политической элитой и электоратом, между формирую-
1 Цит. по: Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. М., 1990. С. 10.
2 Бро Ф. Политология: пер. с фр. М., 1992. С. 48.
щимся в России гражданским обществом и государством невозможно без создания механизмов как поддержки власти, так и учета изменений интересов населения.
Представляется интересным одно из толкований термина «политика» (politics): «Метод или тактика вовлечения в руководство страной и деятельность правительства»1. Степень вовлеченности в политику, политическое участие, т. е. влияние на принятие политических решений властными структурами, причастность к политической практике во многом, бесспорно, зависит от уровня политической культуры2.
«Взаимоотношения» политической культуры и политической системы развиваются в двух фазах: 1) длительные периоды политическая культура модифицирует политическую систему; 2) политическая культура трансформируется в процессе реформирования политической системы. Р. Патнем подчеркивал, что изучение политической культуры позволяет ответить на вопрос о сущности политической системы3. Думается, что именно уровень политической культуры общества, его страт, индивидуумов, элиты во многом определяет политическую систему и ее функциональное проявление - политический процесс.
По сути, политическая культура для политической системы является тем же, чем культура - для общественной системы в целом: она модифицирует содержание политического процесса. Можно утверждать, что «система кодов» конкретной политической системы общества заложена в политической культуре. Необходимо иметь в виду и то, что «понятие «политическая культура» не статично. Оно находится в тесном взаимодействии с существующей политической системой: сохраняя или расшатывая ее, соответствуя или не соответствуя ее требованиям»4.
1 The American Heritage dictionary. Boston; N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1992. P. 960.
2 См. подр.: Пеньков В. Ф. К вопросу о взаимодействии и взаимовлиянии политической культуры и политического участия // Человек, политика, культура: Взгляд через призму политического участия / науч. ред. и авт. вступ. ст. З. М. Зотова. Тамбов, 1994.
3 См.: Public opinion and Political attitudes. N.Y., 1972. Vol. 15. № 2. P. 265-268.
4 Бро Ф. Указ. соч. С. 51.
Каждая эпоха формирует свои представления о политических ценностях, образцах политического поведения и моделях политических действий. Кризис ценностей, их дрейф, размытость во многом определяют сущность перемен, происходящих в политической культуре и политическом процессе постсоветской России. Аксиологический подход к политике позволяет определить динамику трансформации гражданских позиций, власти, выявить степень восприятия реформ в социуме. В политике принятие/непринятие политических ценностей во многом предопределяет формирование гражданских позиций россиян. Власть как таковая может и должна рассматриваться как важнейшая политическая ценность, а отношение гражданина, социальной группы к власти может быть признано фактором-условием, характеризующим политический процесс.
Кризис политико-культурного, аксиологического толка, активно развивавшийся с 1990-х гг., предопределил кризисную ситуацию в политической сфере, наложил свой отпечаток на характер и тенденции развития политического процесса как в России, так и в ее регионах. Модернизация в сфере политики и экономики идет зачастую в «жанре» латентного или явного конфликта, а преобразования в обществе и государстве совпадают по времени с артикуляцией индивидуальных и групповых интересов, приводя в столкновение их носителей. Для нас принципиально важно замечание В. С. Комаровского: «Чем в большей степени конфликт объективируется за пределами индивидуальных интересов и чем больше он связан с основными ценностями конфликтующих групп, общества в целом, тем он острее и тем вероятнее использование насильственных средств его разрешения»1.
Есть и еще одно обстоятельство, побуждающее нас обратиться к политической культуре и ее региональным компонентам. Представляется верным утверждение К. Феннера, считавшего, что изучение политической культуры позволяет дать «определение основных ценностей, знаний, эмоциональных связей, лояль-
1 Комаровский В. С. Политический конфликт и политические ценности: сравнительный анализ // Политическая теория: тенденции и проблемы: сб. ст. / отв. за вып. В. С. Овчинников. М., 1994. Вып. 2. С. 3.
ности граждан по отношению к системе, <...> определить дефицит ценностей гражданской культуры, гарантирующих стабильность, <...> создать конституционные и психологические условия, которые в процессе политической социализации должны привести к целостной политической или гражданской культуре»1.
По нашим подсчетам в отечественной и зарубежной политологии есть не менее четырех десятков определений политической культуры. Рассмотрение данной категории различными авторами ведется в разрезе общества, классов, социальных групп, в личностном аспекте. С развитием многопартийности в России все активнее изучается политическая культура политических партий.
В литературе встречается перечень наиболее характерных для российского общества типов политической культуры: тоталитарно-авторитарная, адаптационная, активистско-демо-кратическая и радикальная (экстремистская). В последние годы в российском обществе проявляются тенденции возникновения политической субкультуры олигархического и синдикалистского толка. Ее носителями являются социальные группы, которые, откачнувшись от демократического движения, не перешли в стан оппозиции, но претендуют на свою нишу в политической сфере. Такой тип близок к адаптационной политической культуре, но дополняется стремлением к «размыванию» властного воздействия на данные группы. По мере агрегации политических интересов различных страт, возникновение новых субкультур носит прогрессирующий характер, прежде всего, в регионах. Это объяснимо осознанием региональных интересов. На этой основе определяются пути их достижения через осознание ценностей, которые исповедует локальные социальные группы. Добровольно принимаемые ценности приводят личность, социальную группу к определению своих форм ориентаций на политическую структуру общества. Именно они - особые формы ориентации в политике - и составляют существо того или иного типа политической субкультуры.
1 Феннер К. Политическая культура // Политология: Краткий тематический словарь. Вып. I. М., 1992. С. 70.
В нашем понимании, берущий свое начало в 1990-х гг., доминирующий тип современной российской политической культуры может быть определен как транзитарный.
Теперь обратимся к региональным компонентам политического процесса и региональной политической культуре как фактору его развития. Здесь не обойтись без экскурса в недавнюю политическую историю. Рассматривая политический процесс с позиций парсонсовского структурно-функционального подхода, отметим, что с середины 1980-х гг., когда партийным руководством КПСС был взят курс на обновление политической системы, когда была позволена некоторая децентрализация политической жизни, региональный компонент стал активно развивающимся. Это объяснимо, с одной стороны, возникновением и самоутверждением зачатков структур и институтов гражданского общества, с другой - нарастанием кризисных явлений в обществе, когда локальные общности тяготеют к региональной идентификации.
Параметры исследования регионального политического процесса определить сегодня непросто, что связано, прежде всего, с несоответствием между вырисовывающейся конфигурацией регионального политического пространства, позволяющей по-новому оценивать уровень его развития, и традиционными научными подходами. При таком несоответствии важно попытаться выяснить возможные опорные точки новой парадигмы. Современная общественно-политическая ситуация в России и ее регионах является ярчайшей иллюстрацией к высказыванию Гегеля о том, что «именно политика стала тем, что объединяет в себе почти все прочие интересы»1. Время доказало, что преобразование общества невозможно без реформирования его политической системы, призванной обеспечить гармоничное и поступательное развитие процесса реализации различных интересов.
Рост значимости регионального компонента политического процесса имеет свои объяснения. Последние два десятилетия по
1 Гегель - Ракову (набросок) // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: пер. с нем.: в 2 т. / сост., общ. ред. А. В. Гулыги. М., 1973. Т. 2. С. 521.
интенсивности социально-политических, экономических трансформаций могут быть отнесены к самым бурным периодам новейшей истории1. В этих условиях в регионах предпринимались попытки самостоятельного активного поиска путей выхода из сложной политической и экономической ситуации. Обострение социальных проблем в середине 1990-х гг., когда выживание субъекта Федерации становилось проблемой номер один для местной политической элиты и населения, отсутствие в ряде случаев внятных действий федерального Центра побуждало регионы брать суверенитета столько, сколько можно «проглотить». Резкий откат от жесткой централизации политической и социально-экономической жизни советского периода в пользу «безграничной децентрализации» времен ранней российской демократии создал принципиально новую ситуацию в государстве и обществе. Слабость государственных институтов власти начала 1990-х гг., эйфория от быстрого и резкого слома основ прежней политической системы, правовая неразбериха, смена значительной части региональных руководителей, наконец, отсутствие ясной и четкой созидательной программы реформирования, «междоусобица» на федеральном уровне повлекли за собой возрастание темпов регионализации политического процесса.
Термин «регион» имеет сегодня широкое толкование. К. Росс утверждает, что в России это понятие не является юридическим
1 Подобно тому, как в первые два десятилетия минувшего века страна была потрясена поражением в войне на Дальнем Востоке, первой русской революцией, столыпинскими реформами, первой мировой войной, событиями Февраля и Октября 1917 г., гражданской войной, так и в 1990-е гг. государство и общество находились под влиянием «остаточных явлений перестройки», августовского путча и распада СССР, шоковой либерализации цен, спонтанного реформирования экономики и безудержно быстрой приватизации, кризиса власти весны-осени 1993 г. Добавим сюда череду общефедеральных выборов, каждые из которых превращались в «схватку» за Государственную Думу Федерального Собрания (1993, 1995, 1999, 2004 гг.) и за пост Президента России (1991, 1996, 2000 гг.). Для экономики в целом, для нарождающегося среднего класса и каждого россиянина в отдельности не прошел бесследно и финансово-экономический кризис августа 1998 г., потрясения 2009 г.
и довольно часто используется в качестве синонима для обозначения различных субъектов Федерации1.
При этом «специфика российского регионализма состоит в том, что, с одной стороны, этот процесс является проявлением тенденции мирового общественного развития, с другой - способом самоорганизации социума, находящегося в кризисном состоянии. Региональная идентификация становится все более значимой для людей, живущих в затянувшемся «переходном пе-риоде»2.
Обращение к региональному компоненту политики оказывает влияние на прогнозирование развития ситуации в России. Ряд исследователей, рассматривая проблемы регионального прогнозирования, необоснованно сводят его к триаде «социальное, экономическое, экологическое прогнозирование», умышленно опуская политический аспект3. В нашем понимании именно политический компонент, отражающий состояние региональной элиты и ее политической культуры, позволяет сформировать объективный подход к оценке ситуации.
Организационно-политические факторы: разрушение партийно-советской вертикали системного построения общества и государственного устройства; слабость (особенно на этапе 1991-1996 гг.) федеральных властных структур4.
Экономические факторы: падение уровня и объемов производства, разрыв экономических связей; зависимость внутреннего рынка от импортных поставок; неизбежное стремление к са-
1 См.: Росс К. Республиканизация России: федерализм и демократизация в переходный период // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 4 (29). С. 43.
2 Морозова Е. В. Региональная политическая культура. Краснодар, 1998. С. 3, 4.
3 См., напр.: Котилко В. В., Санин И. И. Региональное прогнозирование. М., 2001. С. 8-9.
4 З. М. Зотова определяет это как «фактическое дезертирство государства», в основе которого были, с одной стороны, жесткая борьба за власть между различными группами номенклатуры (Ельцин против Горбачева), с другой -эрозия государства снизу». (См.: Зотова З. М. Власть и общество: Проблемы взаимодействия / вступ. ст. и общ. ред. С. А. Попова. М., 2001. С. 18.)
мообеспечению и самовыживанию территорий, экономическая «автономизация» крепких регионов.
Политико-культурные факторы: отказ государства от тотального контроля за «всем и вся», от выработки и поддержания обязательной государственной идеологии1.
Политико-правовые факторы: «рыхлость» федерального правового поля; нарастание диссонанса между региональным и федеральным законодательством; отход от единообразия правоприменительной практики.
Организационно-психологические факторы: усиление темпов формирования регионального самосознания, региональной идентичности, внутрирегиональной консолидации.
Этнополитические и конфессиональные факторы: национальные и религиозные особенности регионов, получив раскрепощение в процессе демократизации, оказывают воздействие на ситуацию в субъектах Федерации.
В последнее десятилетие ХХ в. в России самым непосредственным образом проявились объективно существующие между регионами различия географического, этнического, религиозного и историко-культурного характера. Одновременно с этим регионализация в России носит сегодня вполне определенный политический оттенок2.
Примечательно стремление региональных политиков к формированию на местном уровне политических партий и общественно-политических движений. Практически каждый автори-
1 Здесь термин «государственная идеология» используется нами в толковании А. Зиновьева: «Главная задача идеологической сферы в обществе -формирование сознания людей и управления ими путем воздействия на сознание. Общенародная идеология возможна лишь как идеология государственная. А как таковая она должна рассматриваться не просто как идея, охраняемая и поддерживаемая государством, а как совокупность понятий и идей, которыми могли бы руководствоваться в своей деятельности люди. Причем под государством понимаются власти суверенные, действующие в интересах самосохранения общества». (Цит. по: Гладких Р. Александр Зиновьев: «Вступая в новое тысячелетие, мы многое должны переоценить» // Россия. Власть на местах. 2000. № 1. С. 36-39.)
2 См.: Политические проблемы регионализации / под ред. Л. О. Терновой. М., 2001.
тетный региональный лидер создавал тогда «под себя» структуру или стремился к выходу со «своей партией» на федеральный уровень. Подобные формирования в 2001 г. были образованы в 68 регионах Российской Федерации1.
В ряде республик существовали национальные общественно-политические движения и партии, с которыми местные лидеры вынуждены были сотрудничать: «Иттифак», «Азатлык», «ТОЦ» (Татарстан), «Удмурт кенеш» (Удмуртия), Партия национального возрождения «Ушем» (Марий Эл), «Адыгэ Хасэ» (Адыгея), Чувашская партия возрождения (Чувашия). В 1990-е гг. в России возникают межрегиональные этнополитические объединения (Ассамблея народов Кавказа, Ассамблея тюркских народов), опирающиеся на региональные политические силы.
Отмечается и еще одна тенденция, оказывающая воздействие как на региональный, так и общероссийский политические процессы: создание политически активными региональными лидерами общероссийских политических структур. Возникновение движений «Отечество» (мэр Москвы Ю. М. Лужков), «Голос России» (самарский губернатор К. А. Титов), «Вся Россия» (Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев, Президент Башкортостана М. Г. Рахимов, губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев), «Честь и Родина» (красноярский губернатор А. И. Лебедь). С 2000 г. наметилась тенденция к укрупнению политических структур путем объединения, а с принятием нового законодательства о партиях - к их исчезновению.
Как о реальной политической силе заявили о себе региональные лидеры «второго эшелона». Создание мэрами столичных городов в 1999 г. общественно-политического движения «Города России» преследовало не только социальные, но и
1 Данный вывод сделан автором на основе контент-анализа региональной общественно-политической прессы за 1995-2001 гг. Были проанализированы издания, выходящие в свет в 78 регионах России. Исключение составили газеты, выходящие в Республике Алтай, Республике Бурятия, Еврейской автономной области, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия - Хальм Тангч, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, Республике Тыва, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе, Эвенкийском автономном округе.
вполне реальные политические цели, связанные с продвижением в органы государственной власти тех представителей, которые намерены отстаивать интересы местного самоуправления1.
Непредвзятый анализ российской действительности позволяет вести речь о том, что именно тогда оформились некие типологические явления, объясняющие характер и сущность российского политического регионализма.
Политико-правовой аспект проблемы. Со вступлением в силу Конституции России 1993 г. изменился конституционно -правовой статус субъектов Федерации. Из административных единиц субъекта союзного государства они превратились в субъекты Федерации. Создание единой системы формирования структур исполнительной и законодательной власти в регионах через процедуру выборов заметно повысило степень их легитимности. Региональный статус местных руководителей в 1995 г. законодательно дополнен авторитетом членства в Совете Федерации, а с 2001 г. - в Государственном Совете2.
Экономическая детерминация регионального политического процесса. Получение дополнительных прав в области экономической деятельности совпало по времени с резким обострением чисто региональных социально-экономических проблем. Санация угледобывающей отрасли Кузбасса, безудержный рост женской безработицы в Ивановской области, анклавное положение Калининградской области, многолетние трудности с северным завозом и т. п. - все это оказывало давление на политическую
1 См.: Жилякова Е. Мэры создали свою партию // Россия. Власть на местах. 1999. № 10. С. 36-37.
2 Статья 95 главы 5 Раздела Первого Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., устанавливает, что в «Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». Однако, подобный порядок был введен в силу только в 1995 г., поскольку статья 7 Раздела Второго Конституции определяла, что «Совет Федерации первого созыва... избирается (курсив мой - В.П.) сроком на два года». (См.: Конституция Российской Федерации. М., 1995. С. 40, 62.) В 2000 г. был принят Федеральный закон, внесший изменение в процедуру формирования верхней палаты, согласно которому не сам губернатор, а его полномочный представитель становится членом Совета Федерации.
жизнь регионов. Политический процесс в провинции в большей степени, чем в центре, детерминирован экономическими составляющими. Экономические проблемы, особенности географического положения, помноженные на сложности процесса преобразований, различия в стартовых условиях «развели» регионы по различным группам. Классификация, проведенная на основе экономических факторов, позволяет найти ответы и на ряд политических вопросов. Отказываясь от упрощенного толкования влияния экономических факторов на политику, заметим, что детерминирование в группах «политика-экономика», возникновение на этой основе «трений» между Центром и субъектами -еще одна из характерных черт политического процесса 1990-х гг.
Следует признать, что «договорная кампания» первой половины 1990-х гг. была вынужденным политическим шагом центрального российского руководства: Конституция РСФСР 1978 г. с множеством изменений, поправок и дополнений не могла обеспечить правового урегулирования всего комплекса политических и социально-экономических проблем, возникших после распада СССР1.
Наметившийся в 2000 г. откат от «договорного процесса» не повлек за собой обострение ситуации. «По-настоящему сильное государство, - отметил В.В. Путин, - это еще и твердая федерация. Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства остановлена»2.
В многонациональной России важен этнический компонент регионального политического процесса. В национальных регионах явственно прослеживается этническая и даже тейповая составляющая политического процесса. Это наиболее характерно для национальных республик Северного Кавказа, Поволжья, Забайкалья. Здесь принадлежность к титульной нации или определенному клану может быть залогом успешной политической
1 По нашим подсчетам, в период с 1978 по 1993 г. в Конституцию РСФСР было внесено более 300 изменений, поправок и дополнений.
2 Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2001. С. 4.
деятельности, продвижения по региональной элитарно-управленческой лестнице, влияния на региональную политику.
При реформировании политической системы РФ необходимо учитывать муниципальный ресурс политики, активнее внедрять принцип передачи части властных полномочий, закрепленный в «Европейской хартии о местном самоуправлении»1.
Рассмотрение регионального компонента политического процесса в Российской Федерации, полагаем, невозможно без обращения к рассмотрению конкретно-территориального среза проблемы. Автором в 1993-2000 гг. было проведено системное и углубленное исследование региональных особенностей политического процесса в Тамбовской области. Вот как выглядят основные итоги и выводы.
Для жителей региона характерна исторически сложившаяся оппозиционность по отношению к официальной власти, что отмечалось при монархическом режиме и при Советской власти2.
Выборы, Процент проголосовавших «за»
референдумы по области по России
Референдумы 1991 г.:
За сохранение СССР 82,72 71,34
За введение поста Президента России 62,53 69,85
Референдум 1993 г.:
За доверие Президенту России 44,05 58,76
Одобрение деятельности Президента России 40,23 53,04
За перевыборы Президента России 43,71 31,73
За перевыборы депутатского корпуса 45,49 43,06
1 См. подр.: Европейская Хартия о местном самоуправлении: Русская версия / Совет Европы. Страсбург, 1990.
2 На Тамбовских землях в свое время были активно поддержаны бунты Е. Пугачева, С. Разина, К. Булавина. Небывалый размах получили погромы и поджоги усадеб в период первой русской революции 1905-1907 гг. Жестокими сражениями с регулярными частями Красной армии был отмечен период анто-новщины. В 1920-1930 гг. в губернии крайне медленно шла коллективизация сельского хозяйства. (См. подр.: Тамбовская область. Краткий краеведческий справочник. Воронеж, 1965.) В XV[I-XIX вв. Тамбовская губерния отличалась противостоянием с официальной Русской православной церковью, что вело к различным церковным ересям и расколам. (См. по данной теме: Березнегов-ский С.А. О начале расколов и ересей в Тамбовской губернии // Известия Тамбовской Ученой Архивной Комиссии. 1913. Вып. 55. С. 261-290.)
Доминирующие в области политические традиции последнего десятилетия ХХ в. можно было охарактеризовать как консервативно-коммунистические.
Традиции демократического движения в области были слабы. С кончиной в 1998 г. В. Н. Коваля оно так и не обрело явного лидера. Основными политическими фигурами в регионе являлись представители бывшей советско-партийной и комсомольской номенклатуры, укрепившейся в представительных органах власти области, в органах местного самоуправления городов и районов. Весьма влиятелен был корпус «новых» крепких хозяйственников, а также «красных директоров». Примечательно, что наиболее успешные бизнес-лидеры проявляют весьма высокую активность в политической сфере. С одной стороны, это молодые коммерсанты, поднявшиеся за последние годы, с другой - красные директора, приватизировавшие созданное ими же еще во времена СССР»1.
Интеллигенция в области разобщена, в политическом смысле маловлиятельна, безынициативна. Все более важную роль в управлении делами области и муниципальных образований играют военные. Партийно-политическая палитра конца 1990-х гг. была представлена сильной и хорошо структурированной организацией КПРФ, немногочисленной, но организационно мобильной ячейкой ЛДПР. Политически малоактивные представители партии «ЯБЛОКО», маловлиятельные подразделения СПС, христианских демократов практического влияния на региональную политику не оказывали. Начиная с 1999 г. репутация региона как части «красного пояса» постепенно уступает место характеристике Тамбовщины как территории с укрепляющимися либеральными политическими ценностями. Это подтверждается электоральной статистикой: если на выборах Президента России в 1991 и 1996 гг. предпочтения были отданы коммунистическому кандидату, то в 2000 г. за Г. А. Зюганова проголосовали 41,35 % избирателей, тогда как за В. В. Путина 48,13 %2.
1 См.: Рогожин В. Мачо хочет в Тамбов // Профиль. 2000. № 13. С. 55.
2 Здесь и далее отдельные сведения по результатам региональных выборов и таблицы электоральной статистики составлены на основе: Выборы глав
Особенностью регионального политического процесса конца 1990-х гг. является ограниченность кадрового ресурса местной политической элиты. Проведенный автором контент-анализ руководящего состава на уровне области, городов и районов показал следующее (данные в процентах; ряд параметров у одних и тех же лиц повторяется)1:
Наименование органа Работа в Работа в Работа в Работа
государственной вла- прошлом в прошлом в прошлом в в прошлом
сти или местного са- структурах структурах структурах в профсоюз.
моуправления КПСС Советов ВЛКСМ органах
(в т.ч. вы- (в т.ч. вы- (в т.ч. вы- (в т.ч. вы-
борных) борных) борных) борных)
Администрация об-
ласти (включая Главу
и его заместителей) 54 48 32 2,4
Областная дума 61 52 34 1,5
Мэрия Тамбова 16 24 31 1
Тамбовская город-
ская дума 19 27 37 2,5
Администрации
городов 49 42 24 2
Городские Советы 57 54 26 1
Администрации рай-
онов 50 57 22 2
Районные Советы 59 81 33 3
Как явствует из вышеприведенной таблицы, политически «стерильных» кадров в области нет. Кадры управленцев по-преж-
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995-1997. Электоральная статистика. М., 1997. С. 344; Тамбовская область. Сервер Администрации Тамбовской области. URL: http://www.regadm.tambov.ru./index1.html.; Официальное сообщение Тамбовской областной избирательной комиссии «О результатах выборов главы администрации Тамбовской области, состоявшихся 19 декабря 1999 года» // Главное обо всем. 2000. № 10 (1). С. 15.
1 Анализ проведен на основе оценки опубликованных биографических данных депутатов Тамбовской областной думы, Тамбовской городской думы, районных, городских Советов народных депутатов, главы администрации области, мэра Тамбова, глав администраций городов и районов Тамбовской области. В 2001 г. автором проанализирован состав сотрудников аппаратов администрации Тамбовской области и Тамбовской областной думы.
нему пополнялись за счет «прежних запасов» партийно-советской и комсомольской номенклатуры, имеющей достаточно хорошую подготовку, а главное - опыт управленческой деятельности. Попытка в 1991 г. после августовских событий сформировать, к примеру, руководящий состав администрации области «из новых демократов» привел к скорому их «вымыванию» из государственных управленческих структур1.
Яркой характеристикой политической ситуации в области следует признать электоральный процесс, связанный с избранием населением руководителя исполнительной власти, депутатов областной думы, а также представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Обратимся к одному из электоральных аспектов более предметно. Политическое соперничество на выборах развивается традиционно дихотомично: «коммунист/демократ». Можно утверждать, что состязание на выборах главы администрации области носило в определенной мере закономерно-предсказуемый характер. В 1995 г. и четыре года спустя победитель был определен только в результате повторного голосования. При удвоении числа кандидатов (1995 г. -четыре человека, 1999 г. - восемь человек) явное преимущество над другими претендентами сохраняли за собой полномочный представитель Президента России в Тамбовской области О. И. Бетин (поддержан Центром) и действующий глава администрации области А. И. Рябов (поддержан коммунистами). Вновь обратимся к электоральной статистике, характеризующей положение лидеров губернаторских выборов 1995 и 1999 гг. (число голосов, поданных «за»; данные в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании):
Фамилия, инициалы кандидата I тур 17.12.95. I тур 19.12.99.
Бетин О.И. 41,97 28,54
Рябов А.И. 36,80 29,29
1 Приглашенные губернатором заместители, в том числе два бывших начальника цеха, сельская журналистка, преподаватель техникума достаточно быстро показали свою неопытность, организационную, управленческую несостоятельность и сошли с дистанции.
Фамилия, инициалы кандидата II тур 24.12.95. II тур 26.12.99.
Бетин О.И. 43,62 50,34
Рябов А.И. 52,62 44,16
На выборах 1995 г. два других кандидата не смогли действенно повлиять на перевес в борьбе Бетин-Рябов: аутсайдеры в первом туре 17 декабря 1995 г. «забрали» в сумме лишь 12,43 % голосов, получив соответственно по 5,09 и 7,34 %. Результаты голосования 19 декабря 1999 г. объяснимы рядом факторов, в первую очередь, «растаскиванием голосов» за счет увеличения числа кандидатов и неординарным участием в борьбе за пост губернатора представителя Свердловского общественно-политического движения «Мир. Труд. Май» А. Б. Франца. Появление этого «чужеродного» для Тамбовской области кандидата свидетельствует о новом явлении в политической жизни провинции: стремлении к экстерриториальной политической экспансии из политически бурных регионов, где практически расставлены политические акценты, поделены сферы влияния и собственность, в менее активные в политическом смысле территории, для которых характерна незавершенность процесса «дележа»1.
По нашей оценке, на исход губернаторских выборов в Тамбовской области в 1999 г. существенно повлиял ряд обстоятельств специфического толка. Во-первых, штаб действующего главы администрации области А. И. Рябова сделал ставку исключительно на административный ресурс, который в условиях относительно низкого авторитета власти мало эффективен. О. И. Бетин противопоставил этому массированный «выход в народ». Во-вторых, изменение ситуации в Центре, стремительный рост авторитета Председателя Правительства В. В. Путина оказали заметное влияние на то, кому премьер окажет поддержку. О. И. Бетин получил своевременное моральное «подкрепление» от нового российского лидера. В-третьих, на результатах второго тура губернаторских выборов в Тамбовской области 26 декабря 1999 г. явно сказался провал левых на выборах в Государственную Думу. Будучи официальным выдвиженцем от
1 В 2000 г. аналогичную безрезультатную попытку политической экспансии «Мир. Труд. Май» предпринял в Брянской области.
КПРФ, участником блока «За Победу!» А. И. Рябов ко второму туру уже не мог в полной мере опираться на проигравшую выборы Компартию и ее лидера Г. А. Зюганова, который дважды в период предвыборного марафона побывал с агитационной миссией в области. Учитывая, что в 1995 и 1999 гг. выборы в Государственную Думу и первый тур местного голосования совпадали, для подтверждения этого тезиса сравним некоторые данные электоральной статистики (в %):
Год проведения выборов Число голосов, поданных «за» список КПРФ на выборах депутатов Государственной Думы в Тамбовской области Число голосов, поданных «за» А.И. Рябова на губернаторских выборах (I тур)
1995 40,31 36,8
1999 32,5 29,29
Вышеприведенные данные позволяют утверждать, что политический процесс в регионах, прежде всего его электоральный компонент, самым непосредственным образом связан с общероссийскими тенденциями.
Команда О.И. Бетина блестяще воспользовалась коммуникативными ресурсами. Его материалы в местной прессе отличались четкостью и доходчивостью предлагаемых новаций, аргументированной и конструктивной критикой действующей исполнительной власти. Определенный эффект имели материалы в его поддержку на федеральных телеканалах, особенно в канун второго тура. О. И. Бетину удалось, будучи полномочным Представителем Президента России в Тамбовской области, в определенной мере дистанцироваться от недоработок Центра (задержка выплат заработной платы, пенсий, детских пособий и т. п.), привлечь внимание к перспективам возможного делового сотрудничества региона с Москвой на благо области в случае его победы на губернаторских выборах.
Для характеристики регионального политического процесса немалый интерес, бесспорно, представляют данные о явке избирателей и голосовании в графе «против всех». Активность на протяжении 1991-2000 гг. в Тамбовской области подобна синусоиде, причем уже замечено, что совмещение федеральных и
местных выборов дает, как правило, больший «прилив» голосующих, чисто муниципальные выборы и выборы депутатов областной думы (особенно в городах Мичуринске, Моршанске, Тамбове и Уварово) пользуются меньшей «популярностью» у избирателей. Число абсентеистов на протяжении последних десяти лет остается в области относительно устойчивым. Голоса, поданные в графе «против всех», свидетельствуют о наличии у этой части избирателей политической культуры гражданского участия, для них характерна неудовлетворенность составом кандидатов, а также стремление заставить считаться со своим пониманием избирательной ситуации. Сокращение числа кандидатов ведет к уменьшению числа «протестантов»:
Год проведения выборов главы администрации Тамбовской области Число кандидатов и голосов, поданных «против всех» I тур Число кандидатов и голосов, поданных «против всех» II тур
1995 4 / 6,80 2 / 2,18
1999 8 / 9,82 2 / 4,46
Рассмотрение региональных компонентов политического процесса, конечно же, не исчерпывается приведенными тезисами. Здесь «имеют место быть» и явление многопартийности, молодежное и женское движение. Немаловажную роль играют исторические, конфессиональные и ряд других факторов. Свою задачу автор видел в том, чтобы обрисовать наиболее знаковые явления политической жизни российской провинции.
... П.А. Сорокин в свое время полагал, что в основе нового социополитического строя будут лежать современное научное знание и аккумулированная мудрость человечества, что он будет воодушевляться не «борьбой за существование и взаимным соперничеством», но духом всеобщей дружбы, симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью, подразумевающей такие отношения1.
Судя по всему до этого времени и до подобных мотивов «воодушевления» нам еще очень далеко.
1 См. подр.: Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / пер. с англ., сост. и предисл. Т. С. Васильевой. М., 1997. С. 75.
А. С. Пучнин
ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В текущем году Тамбовщина пребывает в межвыборном периоде. За плечами рекордный по количеству избирательных кампаний 2008 г. - 578 кампаний разного уровня, включая выборы Президента России. Впереди 2010 г., когда тамбовскому избирателю будет необходимо сформировать 50 органов местного самоуправления и уже не за горами 2011 - год выборов депутатов нового состава областной думы.
В межвыборные сезоны слегка утихают страсти, но не прекращается работа. И по этому поводу уместно вспомнить слова Авраама Линкольна о том, что выборы - это промежуток между днями голосования. Сложно не согласиться с этим тезисом, наблюдая за тем, как выборы пронизывают всю современную политику, а часто и мотивируют социальные или экономические процессы.
Но все-таки в этом году, когда Тамбовщина «отдыхает» от больших политических баталий, не просто можно, но и нужно, оценивая прошлые кампании, делать выводы и готовить будущие.
Тема, которую мы хотели бы рассмотреть, связана с повышением правовой культуры избирателей как части образовательной среды. Она так же была заявлена на четвертую всероссийскую Чичеринскую конференцию - «Выборы. Образование. Инновации». На первый взгляд эта тема не имеет практического назначения и может показаться трудносоотнесенной с выборами. Вместе с тем, как, по словам Бисмарка, войну выигрывают учителя и приходские священники, так и выборы делает школьный учитель1. Если он этого не делает, государство остается без гражданина, потому что роль школ в воспитании правосознания будущих избирателей трудно переоценить.
Необходимость постоянной работы с учебными заведениями не только во время больших или малых кампаний явилось
1 Бисмарк О. Мысли и воспоминания: в 3 т. М., 1940-1941. Т. 3. С. 86.