Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN216.pdf
DOI: 10.15862/71EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/71EVN216)
Статья опубликована 26.04.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Удалов А.Н. Региональные инвестиции и основные положения региональной инвестиционной политики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/71EVN216
УДК 33
Удалов Андрей Николаевич
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Россия, Пермь
Аспирант
E-mail: [email protected]
Региональные инвестиции и основные положения региональной инвестиционной политики
Аннотация. В статье приводится обоснование важности проведения региональной инвестиционной политики как для отдельных регионов, так и для государства в целом. Раскрыта сущность проявления взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур в процессе реализации региональных инвестиций, подчеркнута важность согласованности интересов власти и бизнес структур. Выделены ключевые направления и потенциальные сложности осуществления региональной инвестиционной политики и привлечения региональных инвестиций. Охарактеризованы источники финансирования региональных инвестиций (частные и государственные), подчеркнута важность взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур для аккумулирования инвестиционных ресурсов. Представлены ключевые показатели оценки существующего социально-экономического положения и потенциала развития региона на базе использования многомерной классификации с учетом различного уровня финансового и социального развития регионов. Выделены общие ключевые задачи региональной инвестиционной политики, среди которых рациональное использование потенциала региона в комплексе с повышением технологического и информационного потенциала, развитие инфраструктуры, инновационное развитие производства, создание высокопроизводительных рабочих мест. Подчеркивается важность развития финансовых рынков для эффективного финансирования региональных инвестиций, готовности инфраструктуры региона для освоения и использования инвестиционных ресурсов.
Ключевые слова: регион; региональные инвестиции; региональная инвестиционная политика; региональное финансирование; инвестиции; инвестиционные ресурсы; инвестиционная деятельность; экономическое развитие регионов; региональные инвестиционные проекты; инвестиционное обеспечение региона
Существующие условия мировой глобализации и специфика социально-экономического развития Российской Федерации (РФ) приводят к тому, что все внутренние региональные образования находятся в условиях жесткой конкуренции - регионы конкурирует друг с другом в производстве продукции однотипных отраслей, привлечении
инвестиций, перераспределении средств в рамках федерального бюджета, финансирования программ развития и т.п.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации и ее регионах остается вопросом стратегической важности, от реализации которого зависит преодоление кризисных явлений в экономике, восстановление устойчивого роста экономических и социальных показателей развития региона, эффективность использования всех видов ресурсов региона, модернизации национального хозяйства. Обеспечение стабильного инвестиционного процесса в регионах обусловлено как необходимостью максимально эффективного использования факторов производства (в том числе капитала и инвестиций), так и актуальностью осуществления структурной модернизации региональной экономики за счет широкого внедрения инноваций.
Кроме того, одной из ключевых проблем обеспечения стабильного и динамического развития экономической системы государства в целом выступает необходимость обеспечения пропорционального развития отдельных административно-территориальных единиц. Именно поэтому проблема диспропорций экономического развития отдельных регионов является одной из наиболее актуальных проблем современности. В процессе управления процессами регионального развития, а также в ходе формирования региональной инвестиционной политики, при формировании управленческих решений особую роль имеет возможность учитывать многочисленные, нередко противоречивые между собой, факторы, а также делать упор на сложные критерии эффективности путей достижения поставленных целей социально-экономического развития региона.
Изучению проблем, связанных с региональной инвестиционной политикой, посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых и специалистов, среди которых Г. Амстронг, Дж. Тейлор [10], И.А. Арташина [1], В.О. Марзоев [6], Е.Н. Овчинников [7], А.В. Петров [9], Ю.В. Истомина, Л.И. Юзвович, А.Н. Пятин, Е.А. Юдина [8] и др. Однако необходимость постоянного развития и поиска альтернативных путей эффективного осуществления региональной инвестиционной политики заставляет постоянно искать методы и механизмы привлечения инвестиционных ресурсов в экономику регионов.
В контексте взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур, региональная инвестиционная политика представляет собою систему мероприятий, осуществляемых региональными органами власти, направленных на привлечение и рациональное использование инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-направленного развития региона.
В рамках региональной инвестиционной политики может осуществляться деятельность государственных органов управления, а также негосударственных структур по внедрению системы мероприятий и механизмов стимулирования инвестиционной активности, формирования благоприятного инвестиционного климата и эффективного использования инвестиционных ресурсов в регионе. Одним из эффективных инструментов реализации региональной инвестиционной политики является реализация региональных инвестиционных проектов [5].
Неотъемлемым свойством ресурсов, в том числе и инвестиционных, является их ограниченность. Именно поэтому часто возникает проблема выявления и выбора приоритетов региональных инвестиционных проектов. Комплексное развитие региона и эффективное решение проблемы распределения региональных инвестиций возможно лишь при наличии региональной инвестиционной политики. При этом, региональная инвестиционная политика должна определяться не только органами государственного управления, но и принимать во внимание интересы бизнеса, т.к. бизнес-сообщество выбирает свои приоритеты как в
проектах, так и сферах их возможной и выгодной реализации [4]. За счет согласования приоритетов региональных инвестиций и осуществляется проявление взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур в ходе региональной инвестиционной политики. Как верно подчеркивает В.О. Марзоев, фактически могут существовать расхождения в выборе приоритетов проводимой региональной инвестиционной политики между позицией и интересами властных структур управления и представителями бизнеса, однако в этом и проявляется проблематика необходимости согласованных действий [6].
Среди основных направлений региональной инвестиционной политики на основе взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур в современных условиях хозяйствования могут быть выделены:
• контроль потоков инвестиций в ключевые объекты;
• изменение источников финансирования инвестиций, замещение бюджетных ассигнований ресурсами частных инвесторов (корпоративных и индивидуальных);
• переход на новые организационные формы и экономические методы управления инвестиционными проектами;
• приоритетность проектов, которые имеют высокую значимость, быструю окупаемость, выгодность с позиции создания новых рабочих мест и поступлений «быстрых денег» в местный бюджет.
Систематизация исследований [1, 4, 8, 9] позволила выделить основные сложности реализации региональной инвестиционной политики и привлечения региональных инвестиций, а именно:
• сравнительно низкая привлекательность инвестиционного климата в большинстве регионов, что вызвано деформациями и структурными диспропорциями регионального развития;
• отсутствие системного подхода при формировании государственной региональной политики, несовершенство нормативно-правового регулирования регионального экономического развития, недостаточное применение инструментов государственного стимулирования инвестиционного развития регионов;
• недостаточное влияние системы формирования местных бюджетов и трансфертов на экономическое развитие регионов;
• отток трудовых ресурсов и капитала из одних местностей в пользу других (преимущественно - в крупные города);
• низкая эффективность и результативность поддержки региональной инвестиционной деятельности за счет централизованных ресурсов, торможение и противодействие процессам децентрализации бюджетного процесса, низкий уровень бюджетной дисциплины;
• обострение инвестиционной конкуренции между регионами.
Большое значение для реализации региональной инвестиционной политики имеет проблема формирования инвестиционных ресурсов - как на общерегиональном, так и на местных уровнях [5]. Необходимые региональные инвестиции в процессе взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур могут финансироваться за счет средств из различных источников, в том числе:
• собственных финансовых ресурсов и средства - внутрихозяйственных резервов инвестора: прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений, прибыли субъектов бизнеса;
• средств внебюджетных фондов;
• средств Государственного бюджета, которые предоставляются на безвозвратной и возвратной основе;
• средств региональных бюджетов;
• средств иностранных инвесторов;
• средств, которые выплачиваются страховыми организациями в виде возмещения расходов от аварий, стихийных и других бедствий [3].
Финансирование региональных инвестиционных проектов может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких из перечисленных выше источников. В современных условиях для обеспечения достаточного объема финансирования важным является взаимодействие региональной, муниципальной власти и бизнес структур с целью реального использования форм и механизмов концентрации инвестиционных ресурсов [5].
Инвестиционная политика регионального развития предусматривает определение государственных и региональных приоритетов, а также организационную и структурную переориентацию системы научных исследований и проектно-конструкторских разработок, создание новых отечественных структур научно-технического содержания, их региональных звеньев.
Исторически сложившийся потенциал развития территорий и интенсивность продвижения реформ обуславливают наличие региональных особенностей в инвестиционной деятельности. Как отмечает Е.Н. Овчинников, преимущественно, базой классификации регионов по уровню экономического развития являются показатели валового регионального продукта, конечного потребления и инвестиций на душу населения. Однако, использование этих обобщающих показателей не дает возможность отразить весь спектр социально-экономического положения российских регионов. Решение проблемы релевантного отображения социально-экономического положения региона возможно за счет использования многомерной классификации, в рамках которой должен учитываться различный уровень финансового и социального развития регионов. В рамках многомерной классификации Е.Н. Овчинниковым предложено использовать следующие макроэкономические показатели:
• валовой региональный продукт;
• объем промышленной продукции;
• объем сельскохозяйственной продукции;
• объем основных фондов;
• инвестиции в основной капитал;
• иностранные инвестиции;
• уровень безработицы [7].
Анализ представленных показателей позволит не только определить уровень развития региона, но и выделить проблемные сферы и возможности для региональных инвестиций.
Особенности региональной инвестиционной политики определяются направлениями и приоритетами развития региона. Одним из элементов региональной инвестиционной
политики являются мероприятия по поиску и привлечению инвестиций (источники инвестиционных финансовых ресурсов были перечислены ранее в статье). Другим компонентом региональной инвестиционной политики является выбор приоритетов региональных инвестиций. В.О. Марзоев подчеркивает, что приоритетность региональных инвестиций в различные отрасли экономики и проекты имеет характер определения целевых установок региона в социально-экономическом развитии. Система обоснованных приоритетов инвестиционной политики региона создает дополнительные условия и возможности развития региона в наиболее приемлемом и эффективном варианте. Выбор приоритетов является сложным и многогранным процессом, его необходимость обусловлена необходимостью системности и целостности осуществления инвестиционной деятельности [6].
В процессе реализации региональной инвестиционной политики на основе взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур существенной является проблематика необходимости нахождения согласованной отраслевой (промышленность, сельское хозяйство, торговля, услуги), финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности в регионе [6].
В целом, региональные инвестиции должны быть направлены на решение следующих
задач:
• обеспечение экономического и социального развития регионов с учетом рационального использования их потенциала, воспроизводства местных ресурсов и охраны окружающей среды [2];
• комплексное решение межотраслевых научно-технических и организационно-управленческих проблем, обусловленных необходимостью преодоления кризиса, экономического оживления, развития в пользу региона и государства в целом;
• повышение технологического и информационного уровня всех сфер хозяйственной деятельности для достижения конкурентоспособности продукции и услуг предпринимательских структур региона;
• реализация стратегии развития региона [1].
Ключевой целью региональной инвестиционной политики должно выступать стабильное социально-экономическое развитие региона на базе оптимального использования инвестиционных ресурсов. Достижение этой цели требует не только наращивания инвестиционных ресурсов, но также повышения экономической и социальной эффективности их использования путем направления финансирования на инновационное развитие производства, на создание высокопроизводительных рабочих мест, развитие инфраструктурной среды.
Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности на уровне региона в значительной мере зависит от состояния и особенностей развития финансовых рынков, среди которых ключевую роль играют рынок банковского кредитования и фондовый рынок. Эффективные финансовые рынки обеспечивают доступ субъектов корпоративного сектора (корпоративных структур) к долгосрочным ресурсам, что делает возможным капиталоемкое инвестирование. Это снижает транзакционные расходы, содействует повышению эффективности региональных инвестиций и росту показателей мобильности капитала.
Таким образом, региональная инвестиционная политика должна реализовываться, прежде всего, путем разработки и выполнения инвестиционных проектов, сгруппированных в систему инвестиционных программ, сформированных на основе приоритетных направлений
социально-экономического развития региона с учетом возможного размера финансовой базы реализации инвестиционных проектов.
Следует отметить, что эффективность региональной инвестиционной политики зависит от инвестиционного климата, который влияет на интенсивность инвестиционного процесса, объемы инвестиций и определяет инвестиционную привлекательность региона. Привлечение инвестиций на основе взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур является приоритетным направлением развития экономики региона. Кроме того, существенное значение имеет способность инфраструктуры региона осваивать и эффективно использовать инвестиционные средства. В этом смысле важна формализация подходов к определению инвестиционной привлекательности региона, поскольку его позиционирование в этом аспекте позволяет привлечь потенциальных инвесторов для реализации региональных инвестиционных проектов. Перспективой дальнейших исследований выступает более детальное изучение методологии и механизма реализации региональной инвестиционной политики на основе взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур, а также систематизация процедур оценки эффективности региональных инвестиционных проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Арташина И.А. Модернизация инвестиционной политики регионального развития: монография / И.А. Арташина, Ю.Н., Жулькова. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. 180 с.
Березинская О., Ведев А. Инвестиционный процесс в российской экономике: потенциал и направления активизации // Вопросы экономики. 2014. №4. С. 4-16.
Задумкин К.А., Иогман Л.Г., Теребова С.В. Инновационная деятельность в регионе: концептуальные подходы и практика. Учебное пособие. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. 144 с.
Захарова Ж.А. Оптимизация условий для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру регионов // Региональная экономика: теория и практика, №22. 2014 - С. 49-57.
Казакова Е.А., Пострелова А.В. Инвестиционная политика Ульяновской области // Молодой ученый. 2013. №11. С. 344-347.
Марзоев В.О. Региональная инвестиционная политика: ориентиры, приоритеты и реальность принятия решений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. Выпуск №46 (10) // http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-investitsionnaya-politika-orientiry-prioritety-i-realnost-prinyatiya-resheniy.
Овчинников Е.Н. Региональная инвестиционная политика в условиях экономической нестабильности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-6 // http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-investitsionnaya-politika-v-usloviyah-ekonomicheskoy-nestabilnosti.
Особенности реального инвестирования в условиях интеграции капитала: международный и российский аспекты: монография / Л.И. Юзвович, А.Н. Пятин, Ю.В. Истомина, Е.А. Юдина. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014 - 302 с.
Петров А.В. Инвестиционная политика региона: ориентация на инновации // Креативная экономика. 2012. №7 (67). С. 54-59.
Armstrong H. Taylor J. (1993) Regional economics and policy. Harvester Wheatsheaf. London.
Udalov Andrei Nikolaevich
Perm State University, Russia, Perm E-mail: [email protected]
Regional Investments and Main Provisions of Regional
Investment Policy
Abstract. The article explains importance of carrying out investment policy for both the whole state and separate regions. The essence of cooperation between regional, municipal authorities and business enterprises in terms of realization of regional investments is revealed. Importance of coordination between authorities and businesses interests is underlined. Key directions and potential issues in carrying out regional investment policy and attraction of regional investments are highlighted. Sources of financing of regional investments (both private and state) are characterized. Importance of coordination between regional, municipal authorities and businesses structures aimed at accumulating investment resources is underlined. There are presented key indicators of assessing current social and economic status and region development potential on the basis of using multilayer classification taking into account different level of financial and social development of regions. Main key tasks of regional investment policy are highlighted among which there are rational usage of regional potential in complex with increasing technical and informational potential, infrastructure development, innovative production development, creation of highly productive work places. Importance of financial markets development aimed at effective financing of regional investments, regional infrastructure readiness to master and use investment resources is underlined.
Keywords: region; regional investments; regional investment policy; regional funding; investments; investment resources; investment activities; economic development of regions; regional investment projects; investment support in the region
REFERENCES
1. Artashina I.A. Modernizatsiya investitsionnoy politiki regional'nogo razvitiya: monografiya / I.A. Artashina, Yu.N., Zhul'kova. N. Novgorod: NIU RANKhiGS, 2012. 180 s.
2. Berezinskaya O., Vedev A. Investitsionnyy protsess v rossiyskoy ekonomike: potentsial i napravleniya aktivizatsii // Voprosy ekonomiki. 2014. №4. S. 4-16.
3. Zadumkin K.A., Iogman L.G., Terebova S.V. Innovatsionnaya deyatel'nost' v regione: kontseptual'nye podkhody i praktika. Uchebnoe posobie. Vologda: VNKTs TsEMI RAN, 2006. 144 s.
4. Zakharova Zh.A. Optimizatsiya usloviy dlya privlecheniya chastnykh investitsiy v infrastrukturu regionov // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, №22. 2014 -S. 49-57.
5. Kazakova E.A., Postrelova A.V. Investitsionnaya politika Ul'yanovskoy oblasti // Molodoy uchenyy. 2013. №11. S. 344-347.
6. Marzoev V.O. Regional'naya investitsionnaya politika: orientiry, prioritety i real'nost' prinyatiya resheniy // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2012. Vypusk №46 (10) // http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-investitsionnaya-politika-orientiry-prioritety-i-realnost-prinyatiya-resheniy.
7. Ovchinnikov E.N. Regional'naya investitsionnaya politika v usloviyakh ekonomicheskoy nestabil'nosti // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2015. № 12-6 // http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-investitsionnaya-politika-v-usloviyah-ekonomicheskoy-nestabilnosti.
8. Osobennosti real'nogo investirovaniya v usloviyakh integratsii kapitala: mezhdunarodnyy i rossiyskiy aspekty: monografiya / L.I. Yuzvovich, A.N. Pyatin, Yu.V. Istomina, E.A. Yudina. M.: Izdatel'skiy dom Akademii Estestvoznaniya, 2014 -302 s.
9. Petrov A.V. Investitsionnaya politika regiona: orientatsiya na innovatsii // Kreativnaya ekonomika. 2012. №7 (67). S. 54-59.
10. Armstrong H. Taylor J. (1993) Regional economics and policy. Harvester Wheatsheaf. London.