28 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 334.72 : 339.9
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РЕГИОНА: СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
В статье рассмотрены тенденции развития внешнеэкономического предпринимательства региона в посткризисный период, выявлены структурные изменения в экспортноимпортных операциях, обобщены проблемы внешнеэкономического сектора экономики и предложены стратегические приоритеты развития внешнеэкономических связей Орловской области.
Ключевые слова: внешнеэкономическое предпринимательство, экспортно-импортные операции, внешнеэкономические партнеры, приоритетные направления развития внешнеэкономических связей региона.
АА. АННЕНКОВА А.В. ПОЗДНЯКОВ С.А. СОБОЛЕВА
Орловская региональная академия государственной службы
e-mail: aaannenkova@mail.ru
e-mail: SobolevaS.A@yandex.ru
Актуальность совершенствования территориального управления внешнеэкономическими связями (ВЭС) сегодня приобретает особое значение, так как в условиях рыночного хозяйствования регионы России оказались в разнополярной экономической ситуации. Перед органами власти субъектов Федерации стоят задачи, связанные с обеспечением эффективности использования местных природных и сырьевых ресурсов, адекватных форм и видов внешнеэкономических связей для достижения сбалансированного социально-экономического развития как на уровне региона, так и в интересах государства в целом. Поэтому особое значение придается формированию региональных программ развития внешнеэкономических связей, ориентированных на стратегические приоритеты развития всего внешнеэкономического комплекса.
Анализ товарной и географической структуры экспортно-импортных операций в Орловской области свидетельствует о значительном сужении сектора внешнеэкономического предпринимательства за посткризисный период 2008-2010 годов. Так, в 2010 году внешнеторговые операции осуществляли 215 участников ВЭД, из них юридические лица -206 (95,8%), физические - 9 (4,2%) (в 2009 году 185 и 12 участников ВЭД, в 2008 г. 203 и 97 участников ВЭД, соответственно). Увеличение участников ВЭД в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло вследствие их притока в связи с реорганизацией таможен Московского региона. Вместе с тем, по сравнению с 2008 годом число участников ВЭД снизилось почти на треть, что связано с проявлениями финансово-экономического кри-
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
29
зиса и уходом с рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции.
Внешняя торговля региона главным образом ориентирована на страны дальнего зарубежья - их доля в товарообороте составляет 76,0%. За последние 2 года наблюдается прирост внешнеторгового оборота. По отношению к 2009 году он составил 68,1%. Положительная динамика внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья обусловлена ростом импортных закупок на 90,8% или на 218,6 млн. долл. США (459,3 млн. долл. США в 2010 г. против 240,7 млн. долл. США в 2009 г.). В то же время, суммарный экспорт в страны дальнего зарубежья сократился на 34,6% или на 18,4 млн. долл. США (34,8 млн. долл. США в 2010 г. против 53,2 млн. долл. США в 2009 г.).
Позитивные тенденции характерны для внешнеторгового оборота со странами ближнего зарубежья, который вырос на 7,5%. Вместе с тем, в то время как по импорту зафиксирован рост на 20,9%, экспорт снизился на 11,3%.
В целом в зоне деятельности Орловской таможни внешнеторговый оборот оценивался в 2010 году в 649,8 млн. долл. США, что на 48,1% превышает аналогичный показатель 2009 года. При этом на долю импорта приходится 86,4%, экспорта - 13,6%. Стоимостной объем импортных закупок увеличился к уровню 2009 года на 72,6%, тогда как стоимость экспортных поставок сократилась на 22,2%.
Участников ВЭД, производивших таможенное оформление товаров в Орловской таможне, связывают внешнеторговые отношения с партнерами из 76 стран мира (9 стран ближнего зарубежья и 67 стран дальнего зарубежья).
Географическое распределение товарных потоков представлено на рисунке.
Приоритетными рынками среди стран дальнего зарубежья являются Франция, внешнеторговый оборот с которой составил 23,0% всего экспортно-импортного объема. В пятерку лидеров также входят Ирландия - 10,7%, Турция - 6,6%, Польша - 5,4%, Германия - 5,3%.
Удельный вес стран в общем объеме внешнеторгового оборота за 9 месяцев 2010 года
Нидерланды
...__ Испания Сербия .
Франция
23,0%
0,5%
1,5%
Рис. Географическая структура внешней торговли Орловской области
30 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
Среди стран ближнего зарубежья уверенно лидирует Украина, товарооборот с которой составил 19,2% в суммарном товарообороте, затем следуют Казахстан - 18,3 млн. долл. США (2,8%), Азербайджан - 5,2 млн. долл. США (о,8%),Узбекистан - 3,1 млн. долл. США (0,5%).
Анализ экспортных операций в регионе свидетельствует о снижении их объемов. Так, в 2010 г. экспорт в стоимостном выражении уменьшился к уровню 2009 года на 22,2 процентных пункта. При этом сумма экспортных поставок в страны дальнего зарубежья уменьшилась в 1,5 раза. Стоимость вывозимых товаров в страны ближнего зарубежья снизилась в меньших масштабах, а именно на 11,3% .
На экспортном рынке первое место среди стран дальнего зарубежья традиционно занимает Германия - стоимостной объем вывоза товаров в нее составляет 6,3% суммарного экспорта, второе - Япония - 4,1%, третье - Соединенное королевство - 3,5%. (Табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика географической направленности экспортных поставок Орловской области
Страна 2010 год 2009 год 2010 год к 2009 году, %
Стоимость млн. долл. США Удельный вес, % Стоимость млн. долл. США Удельный вес, %
Украина 24,0 27,2 24,2 21,3 99,2
Казахстан 18,0 20,4 22,0 19,4 81,8
Германия 5,6 6,3 7,0 6,2 80,0
Азербайджан 5,0 5,7 4,7 4,1 106,4
Япония 3,6 4,1 0,8 0,7 450,0
Соединенное Королевство 3,1 3,5 4,5 4,0 68,9
Польша 2,6 2,9 6,0 5,3 43,3
Швеция 2,4 2,7 1,0 0,9 240,0
Узбекистан 2,4 2,7 3,0 2,6 80,0
Франция 2,1 2,4 0,9 0,8 233,3
Нидерланды 1,6 1,8 1,9 1,7 84,2
Бельгия 1,4 1,6 1,3 1,1 107,7
Армения 1,3 1,5 1,5 1,3 86,7
Партнерство со странами ближнего зарубежья осуществлялось преимущественно с Украиной и Казахстаном - объем поставок в эти страны составил, соответственно, 27,2% суммарного экспорта и 20,4%, с Азербайджаном - 5,7%, Узбекистаном - 22,7%, Арменией -1,5%, Киргизией - 1,1%. Следует отметить факт резкого снижения экспортных поставок практически по всем внешнеторговым партнерам в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Так, уровень экспортных поставок по всем странам-партнерам в 2010 году к уровню 2008 года лежит в диапазоне не выше 30-40%. Подлинную характеристику внешней торговле дает ее товарная структура, отражающая как достигнутый региональной экономикой уровень развития, так и характер ее участия в системе международного разделения труда. (Табл. 2).
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
31
Товарная структура экспорта Орловской области
Таблица 2
Код товара по ТН ВЭД Описание товара 2010 год 2009 год 2010 год к 2009 году
млн. долл. США уд. вес, % млн. долл. США уд. вес, %
01-24 Продовольственные товары и сырье 4,1 4,6 27,0 23,8 15,2%
28-40 Продукция нефтехимического комплекса 0,5 0,6 1,7 1,5 29,4%
69 Керамические изделия 16,3 18,5 17,8 15,7 91,6%
72-83 Металлы, изделия из них 16,8 19,0 18,0 15,9 93,3%
84-90 Машиностроительная продукция 46,8 53,1 48,3 42,6 96,9%
Другие группы 3,7 4,2 0,6 0,5 616,7%
Итого: 88,2 100,0 113,4 100,0 77,8%
В 2010 г. ведущей статьей экспорта по-прежнему оставалась машиностроительная продукция, удельный вес которой вырос с 42,6% до 53,1%, а стоимостной объем сократился на 3,1%. Тенденция к спаду характерна для поставок механического оборудования, стоимость которых уменьшилась на 1,5%. Наряду с негативными тенденциями в географической структуре экспорта следует отметить подобные тенденции и в его товарной структуре. Так, по всем товарным группам удельный вес показателя за 2010 год не превышал в среднем 36,6% по сравнению с 2008 годом, что также объясняется влиянием последствий финансового кризиса.
Анализ объемов и структуры импортных операций региона свидетельствует о резком их увеличении главным образом за счет практически троекратного роста закупок продуктов питания. В 2010 г. суммарный импорт увеличился к уровню 2009 года на 72,6%. Импорт из стран дальнего зарубежья в 1,9 раза превышает аналогичный показатель 2009 года, из стран ближнего зарубежья - наблюдается рост на 20,9%. В совокупном объеме ввоза доля стран дальнего зарубежья составила 81,8%, стран СНГ - 18,2%.
Вместе с тем, произошло снижение натурального объема импорта товаров на 19,5%. При этом объем закупок из стран дальнего зарубежья в натуральном выражении увеличился в 3,5 раза. В то же время произошло сокращение импортных поставок из стран ближнего зарубежья на 40,2%. Географическое распределение импорта имеет достаточно устойчивый характер. Первые позиции сохраняет за собой Франция, на долю которой приходится 26,2% импортных поставок. На долю Украины, закрепившейся на второй позиции, приходится 17,9%. Динамика товарной структуры импорта из стран-партнеров, занимающих лидирующие позиции, представлена в таблице 3.
Лидирующую позицию в товарной структуре импорта стабильно занимает продукция химической промышленности. Несмотря на снижение ее доли с 48,1% в 2009 г. до 43,2% в 2010 г., стоимостной объем увеличился на 55,1%. Второе место в суммарном импорте занимает продовольствие, стоимостной объем которого увеличился в 2,7 раза или на 80,7 млн. долл. США. На третьем месте - импорт машиностроительной продукции.
Таким образом, изучение состояния внешнеэкономического предпринимательства и внешнеэкономического комплекса Орловской области показало не вполне благоприятные тенденции развития этого сектора экономики, определяющиеся сложившейся
32 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
спецификой ресурсной базы, специализацией, географическим положением, а также последствиями финансово-экономического кризиса.
Товарная структура импорта Орловской области
Таблица 3
Код товара по ТН ВЭД Описание товара 2010 год 2009 год 2010 год к 2009 году
млн. долл. США уд. вес,% млн. долл. США уд. вес,%
01-24 Продовольственные товары и сырье 127,1 22,6 46,4 14,3 273,9%
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 242,7 43,2 156,5 48,1 155,1%
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 66,0 11,8 50,9 15,6 129,7%
72-83 Металлы и изделия из них 32,8 5,8 12,5 3,8 262,4%
84-90 Машиностроительная продукция 68,0 12,1 44,1 13,6 154,2%
Прочие товары 25,0 4,5 14,9 4,6 167,8%
Итого: 561,6 100 325,3 100 172,6%
Анализ тенденций, складывающихся в сфере ВЭД региона, позволяет обозначить 3 группы проблем:
- неразвитость инфраструктуры ВЭС;
- излишняя «регионализация» ВЭД;
- не вполне удовлетворительная товарная и географическая структура внешнеэкономических операций.
Интересы экономического развития региона требуют повышения эффективности внешнеэкономических и межрегиональных связей, поэтому следует осуществить выбор стратегических направлений развития внешнеэкономических связей.
Одной из приоритетных стратегических задач является развитие внешнеторгового обмена товарами. Задачами, стоящими перед органами власти и предпринимательским сообществом региона в сфере развития внешнеторгового оборота товарами, являются:
- увеличение внешнеторгового оборота темпами не менее 15-20% в год;
- увеличение удельного веса инновационной продукции и экспорте промышленной продукции не менее 2-3% в год;
- решение проблемы защиты интеллектуальной собственности при осуществлении экспорта инновационной продукции;
- освоение внешних рынков сбыта продукции формируемых инновационных кластеров (приборостроение, информационные технологии, новые материалы, машиностроительный и строительный кластер и др.);
- развитие форм государственной поддержки экспортеров;
- повышение доступности кредитов, обеспечивающих экспортно-импортные операции;
- подготовка организаций и предприятий области к конкуренции в условиях вступления во Всемирную торговую организацию;
- создание условий для более масштабного вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность.
В сфере развития экспорта актуальными будут следующие задачи:
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
33
- рост экспорта продукции металлообработки, машиностроения и сельскохозяйственного производства действующих предприятий области;
- создание условий для роста инновационного потенциала экспорта районов области.
В сфере развития импорта предстоит решение таких задач, как:
- создание условий для роста импорта технологичного оборудования для нужд технического перевооружения и модернизации экономики области;
- развитие импортозамещающих производств в перерабатывающих отраслях промышленности (в первую очередь, в пищевой и легкой отраслях);
- рост импорта потребительских товаров с целью их перераспределения в торговых сетях региона по мере развития транспортно-логистического кластера;
- создание условий для сокращения нелегального импорта товаров народного потребления;
- усиление мер по защите внутреннего рынка от импорта некачественных и опасных для здоровья населения товаров.
Второй стратегической задачей выступает развитие экспорта и импорта услуг. Основной задачей в сфере экспорта и импорта услуг является расширение экспорта услуг технического и научного характера в страны как дальнего, так и ближнего зарубежья. Направлениями реализации дайной задачи являются:
- активное продвижение услуг в области образования (например, организация филиалов за рубежом, выездные сессии и др.), исследований и разработок, обслуживания вычислительной техники, образовательных услуг за рубежом;
- развитие инновационной инфраструктуры, материально-технической базы услуг;
- обеспечение соблюдения национальных интересов и решение вопросов интеллектуальной безопасности при осуществлении экспорта услуг;
- развитие и установление новых контактов с зарубежными образовательными и научными центрами, инновационными и технологичными компаниями,
Третьей стратегической задачей в сфере ВЭД является привлечение иностранных инвестиций. Основной задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций является повышение инвестиционной привлекательности Орловской области за счет снижения инвестиционных рисков путем выполнения комплекса мероприятий в законодательной и административной сферах, создающих прочные гарантии деятельности иностранных инвесторов в области.
Направлениями реализации данной задачи являются:
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительного, аграрного и инновационного секторов экономики;
- взаимодействие с крупными транснациональными компаниями и финансовыми группами на предмет привлечения их к формированию и развитию инновационных кластеров, технопарковых и иных зон;
- упрощение согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов;
- совершенствование инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности;
- развитие механизмов государственно-частного партнёрства при осуществлении инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов;
- реализация инвестиционных проектов в рамках подписанных Правительством области документов о сотрудничестве с иностранными партнёрами.
Четвертой стратегической задачей следует признать развитие институтов международного сотрудничества и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности. Направлениями совершенствования институтов международного сотрудничества и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности являются:
- создание и развитие сети представительств Орловской области в составе торговых представительств Российской Федерации за рубежом;
- открытие за рубежом сервисных центров гарантийного и послегарантийного обслуживания экспортных товаров Орловских предприятий, а также филиалов и представительств вузов и организаций, оказывающих услуги технического, образовательного и научного характера;
34 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
- развитие современной инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, международных кампусов и т.д.), инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарковых зон и т.д.), бизнес-инфраструктуры;
- развитие ярмарочно-выставочного комплекса;
- учреждение и обеспечение деятельности ежегодного международного форума, посвященного инновационной деятельности;
- развитие, техническое обустройство таможенной инфраструктуры, пунктов перевалки грузов;
- формирование и развитие транспортно-логистических зон, транспортнологистического кластера;
- модернизация действующей сети автомобильных дорог;
- совершенствование механизмов межрегиональной интеграции по вопросам развития транспортной инфраструктуры;
- привлечение инвестиций в техническое перевооружение аэропорта, инфраструктуры железнодорожных путей, строительство автомобильных дорог;
- повышение доступности услуг по кредитованию и страхованию ВЭД, таможенных и логистических услуг, услуг по сертификации и контролю качества при осуществлении ВЭД;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности объектов инфраструктуры;
- обеспечение координации в процессах развития инфраструктуры ВЭД.
Таким образом, финансово-экономический кризис негативным образом сказался на состоянии внешнеэкономического предпринимательства и внешнеэкономического регионального комплекса. В посткризисный период число участников ВЭД снизилось почти на треть, что связано с уходом с рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции; произошло снижение объемов экспортных операций; наблюдается неразвитость инфраструктуры ВЭС; не вполне удовлетворительна товарная и географическая структура внешнеэкономических операций. Интересы экономического развития региона требуют повышения эффективности внешнеэкономических и межрегиональных связей, отсюда следует осуществить выбор стратегических направлений развития внешнеэкономических связей.
Литература
1. Городничая, Е.И. Москва: поддержка бизнеса, ориентированного на экспорт/ Е.И. Го-родничая / / Российское предпринимательство. - 2009. - №8. - С20-25.
2. Стратегия бизнеса в период кризиса// Региональная экономика: теория и практика. -2009. - №17. ред.
FOREIGN ECONOMIC ENTERPRISE IN THE REGION: STRUCTURAL CHANGES AND TRENDS OF DEVELOPMENT IN THE POST-CRISIS PERIOD
А.А. Annenkova A.V. Pozdnyakov SA Soboleva
The Oryol Regional Aacademy of Public Service
e-mail: aaannenkova@mail.ru
e-mail:SobolevaSA@yandex.ru
In article tendencies of development of the external economic business in the region after the crisis are considered, structural changes in export-import transactions are revealed, problems of the external economic sector of economy are generalized and strategic priorities of development of foreign economic relations of the Oryol region are offered.
Key words: the external economic business, export-import transactions, the external economic partners, priority directions of development of foreign economic relations of the region.