дивидуальных ССП для перспективных сотрудников.
В целом основными заслугами создания ССП для данной компании явились ее подвижность и возможность корректировки ССП в соответствии с требованиями времени, а также вовлечение сотрудников компании в разработку и реализацию стратегических планов развития компании. Внедрение ССП не является вопросом одного дня, поскольку данный процесс является стратегическим и его использование также логично как ведение бухгалтерского учета или внедрение системы бюджетирования.
Библиографический список
1. Каплан, Р., Нортон, Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.
2. Каплан, Р., Нортон, Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2004.
3. Каплан, Р., Нортон, Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2005.
УДК 631.15.017.3
4. Вебер, Ю. Шэффер, У. На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5. -С. 107-111.
5. Коробков, А. The Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления // Экономические стратегии. - 2001. - № 3. -С.50-59.
Bibliographic list
1. Kaplan, R., Norton, D. Balanced scorecard. From strategy to action. - M.: Olympia-Business, 2003.
2. Kaplan. R., Norton. D. Strategy-focused organization. How organizations applying Balanced scorecard succeed in modern business environment. - M.: Olympia-Business, 2004.
3. Kaplan, R., Norton, D. Strategy maps. Transformation of intangible assets into tangible results. - M.: OlympiaBusiness, 2004.
4. Weber, U., Schaeffer, Y. Towards the active management using indicators // Problems of management theory and practice. - 2000. - № 5. - P. 107-111.
5. Korobkov, A. The Balanced Scorecard - new opportunities for effective management // Economic strategies. -2001. - № 3. - P. 50-59.
Чепик С. Г., Чепик О. В., Левин Н. Н.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК
Аннотация
Рассматриваются перспективные направления и некоторые итоги реализации программ по развитию малых форм хозяйствования в Рязанской области, а также определенные риски в развитии КФХ и индивидуальных предпринимателей региона и рычаги финансово - экономического механизма государственного регулирования.
Ключевые слова
Крестьянские (фермерские) хозяйства; малые формы хозяйствования; личные подсобные хозяйства граждан, финансовый механизм государственного регулирования сельского хозяйства.
Chepik S. G., Chepik O. V., Levin N. N.
LOCAL FINANCIAL FEATURES OF SMALL BUSINESS ADMINISTRATION DEVELOPMENT IN AGROINDUSTRIAL COMPLEX (AIC)
Annotation
The article considers perspectives and some results of the small business administration development programs in the Ryazan region as well as certain risks of local farm households' and individual entrepreneurs' development and financial and economic leverage of state regulation.
Keywords
Farm households; Small business entities; citizens' personal smallholdings, financial leverage of agriculture's state regulation.
Реформирование аграрного сектора экономики России привело к поиску наиболее приемлемых форм хозяйствования. Сегодня в многоукладной аграрной экономике сосуществуют различные организационно - правовые формы собственности и хозяйствования: коммерческие организации, государственные предприятии, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан. Тем самым подтвердилась правильность взглядов великого экономиста А. В. Чаянова на проблему многоукладности сельского хозяйства России.
Проведенные научные исследования свидетельствуют о том, что эффективность финансово - хозяйственной деятельности большинства коллективных сельскохозяйственных товаропроизводителей региона остается достаточно низкой, что повышает социальную и экономическую значимость малых форм хозяйствования, в т.ч. и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Как правило, мелкотоварные формы сельскохозяйственного производства более устойчивы и жизнеспособны в кризисных ситуациях. Велика роль КФХ и в
самообеспечении региона продовольственными товарами и продовольственной безопасности отдельных регионов и страны в целом.
В «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» утверждена отдельная подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» на которую выделяются 83667009,9 тыс. руб. бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета. В тоже время в долгосрочной целевой программе «Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2013-2020 годы» (далее Программа) на финансирование подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» предусматривается выделение финансовых средств в размере 304928,0 тыс. руб., в т.ч. из федерального бюджета 198528,0 тыс. руб., областного бюджета 106400,0 тыс. руб.
В Программе обосновывается ряд мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования, в т.ч. по субсидированию процентной ставки по кредитам в размере 286764,7 тыс. руб., а также воз-
мещение части затрат КФХ и индивидуальным предпринимателям при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в размере 18163,3 тыс. руб.
Кроме того, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области принята ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров Рязанской области на 2012-2014 гг.». Целью Программы является стимулирование развития КФХ области в целях увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной
продукции. При этом планируется создать 76 КФХ с количеством рабочих мест - 427. Общий объем финансирования из федерального и областного бюджетов составляет 115,406 млн руб.
Некоторые итоги реализации намеченных государством программ по развитию КФХ в Рязанской области представлены в таблице 1.
В отрасли животноводства отмечается положительная тенденция по увеличению производства молока на 26,9 %, однако по итогам реализации скота и птицы на убой в живом весе не достигнуто положительного результата.
Таблица 1 - Производство продукции в КФХ и индивидуальных предпринимателей, тонн
Показатели 2006-2010 гг. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2006-2010 гг.
Зерно (в весе после доработки) 129,6 124,1 152,3 117,5
Картофель 21,3 16,2 6,8 31,9
Овощи 4,9 4,7 5,7 116,3
Скот и птица на убой (живой вес) 0,5 0,5 0,5 100,0
Молоко 2,6 2,8 3,3 126,9
Производство яиц, тыс. шт. 0,5 0,3 0,1 20,0
В структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 2) наблюдается существенный рост в производстве зерна на 5,0 %, овощей на 5,3 %. Несколько уве-
личилась доля КФХ в производстве молока на 0,3 % и картофеля на 0,8 %. Сокращается доля в производстве сахарной свеклы на 0,5 % и яйца.
Таблица 2 - Доля КФХ в структуре производства основных видов
с/х продукции, %
Показатели 2005 г. 2012 г. 2013 г.
Зерно 7,1 11,8 12,1
Сахарная свекла 12,2 14,7 11,7
Картофель 1,1 3,9 1,9
Овощи 0,2 4,5 5,5
Скот и птица (уб. вес) 0,6 0,6 0,6
Молоко 0,6 0,8 0,9
Яйца 0,3 0,1 0,0
Увеличение доли КФХ в некоторой степени обусловлено сокращением производства данного вида продукции в коллективных сельскохозяйственных
предприятиях, особенно овощей, картофеля и молока.
Так, в структуре сельскохозяйственных угодий доля сельскохозяй-
ственных организаций сократилась с 85,8 % в 2000 г. до 65-70 % в 2012 г., поголовье крупного рогатого скота и коров уменьшилось в 2 раза.
Мы полагаем, что намеченный комплекс мер по развитию малых форм хозяйствования Рязанской области является недостаточным в плане увеличения ими производства сельскохозяйственной продукции.
Существуют определенные риски в развитии КФХ и индивидуальных предпринимателей региона. В первую очередь следует отметить, что численность постоянного сельского населения региона за последние годы сократилась с 396,8 тыс. чел. В 2001 г. до 329,4 тыс. чел. к 2014 г., или на 17 %. Особенно быстрыми темпами сокращается сельское население трудоспособного возраста, что приводит к сокращению доли КФХ и индивидуальных предпринимателей в структуре производства отдельных видов продукции сельского хозяйства. Если в растениеводстве наблюдается некоторый рост производства продукции, то в развитии отрасли животноводства имеются определенные проблемы.
Мы полагаем, что в своей производственной деятельности КФХ и индивидуальные предприниматели все больше ориентируются на производства малотрудозатратной и более механизированной продукции (зерно, картофель, овощи), что не в полной мере соответствует задачам по самообеспечению населения региона продовольствием и продовольственной безопасности. Основные проблемы отечественного сельскохозяйственного производства и региона в частности кроются в преодолении стагнаций в подотрасли скотоводства, создании условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов.
Также следует отметить, что главная финансовая государственная отечественная поддержка КФХ связана с суб-
сидированием процентной ставки по кредитам банка в размере 2/3. Однако, если сравнивать процентные ставки по кредитам банка передовых зарубежных стран, то они составляют 2-3 %, а ставки по кредитам российских банков находятся за пределами 15 %. Следовательно, государственная субсидия покроет лишь 10 % затрат, т.е. КФХ придется уплатить минимум 5 % за кредит, что значительно превышает ставку по кредитам в зарубежных банках.
Кроме того, в ряде зарубежных стран государство компенсирует из бюджета до 50 % затрат на приобретение дорогостоящего оборудования и техники, что является определяющим при техническом перевооружении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Существует и ряд других конкурентных преимуществ у зарубежных товаропроизводителей в части страхования от неурожая сельскохозяйственных культур, стихийных бедствий.
Кроме того, страхование не должно быть обязательным для получения предусмотренных государством субсидий.
На наш взгляд, государственная помощь и поддержка фермерского сектора экономики должна быть более действенной, долгосрочной и предсказуемой в условиях рынка. На первый план выдвигается финансово- экономический механизм государственного регулирования. Посредством финансово-экономических рычагов государство оказывает влияние на цены и доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, их конкурентную способность на внутреннем и внешнем рынках.
Мы полагаем, что финансово-экономическими рычагами воздействия могут служить: установление определенного уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции с учетом субсидирования, кредитования и применения определённой налоговой политики; сокращение кредитных ставок при приобретении основных средств произ-
водства, удобрений; воздействие на спрос и предложение отдельных видов продукции; организация государственных закупок сельскохозяйственной продукции. При государственных закупках целесообразно применение целевых и гарантированных закупочных цен для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и получения сельскохозяйственными товаропроизводителями достаточной прибыли для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены служат основой для установления государством залоговых ставок, которые являются фиксированными. Под залог своей сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственное предприятие может получить бюджетные ресурсы и кредиты. При этом предметом залога может быть уже произведенная сельскохозяйственная продукция или продукция будущего урожая. Такая продукция оплачивается по залоговым ставкам, а по окончании срока залога залогодатель принимает одно из двух возможных решений: выкупить заложенную продукцию, то есть возвратить кредиты с процентами; известить залогодержателя о невозвращении кредита. В этом случае продукция остается в собственности залогодержателя.
В ряде случаев, когда рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или если товаропроизводители не в состоянии реализовать товары из-за сокращения спроса, государство может осуществлять закупочные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются по гарантированным ценам. Это приводит к сокращению предложений на рынке и рыночная цена стабилизируется. При резком повышении рыночных цен государство осуществляет товарные интервенции путем распродажи продовольственных федеральных или региональных фондов.
Задачами государственного регулирования и государственной финансовой поддержки отрасли сельского хозяйства являются стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны, улучшение продовольственного обеспечения, поддержание эквивалентного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, защита отечественных товаропроизводителей.
Библиографический список
1. Чепик, С. Г., Левин, Н. Н. Отдельные аспекты развития малых форм хозяйствования в региональном агропромышленном комплексе // Перспективы науки. - 2014. - № 5. - С. 93-97.
2. Чепик, О. В. Некоторые экономические аспекты государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
- 2011. - № 3. - С. 79-87.
3. Чепик, О. В. О развитии финансового регулирования аграрного сектора экономики // Финансовые исследования.
- 2012. - № 2. - С. 56-60.
4. Чепик, С. Г., Чепик, О. В. Эффективность стратегического планирования и прогнозирования производственной и финансовой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональном уровне // Учет и статистика. - 2014. - № 1. - С. 64-68.
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717. -С. 26.
Bibliographic list
1. Chepik, S. G., Levin, N. N. Certain aspects of development of small forms of managing in regional agro-industrial complex // Prospects of science. - 2014. - № 5. - P. 93-97.
2. Chepik, O. V. Some economic aspects of state regulation and support of agricultural producers // Vestnik of Rostov-ski state economic University (RINH). - 2011. - № 3. - P. 79-87.
3. Chepik, O. V. On the development of the financial regulation of the agrarian
sector of the economy // Financial research. - 2012. - № 2. - P. 56-60.
4. Chepik, S. G., Chepik, O. V. Efficiency of strategic planning and forecasting of operational and financial performance of agricultural producers at the regional level // Accounting and statistics. - 2014. - № 1. - P. 64-68.
5. The state program of agriculture development and efficiency of agricultural markets, raw materials and food for 20132020: the resolution of the Government of the Russian Federation dated 14.07.2012, № 717. - P. 26.
УДК 657.1
Меликов Ю. И., Коновалов А. А.
ПУТИ УСИЛЕНИЯ РОЛИ КРЕДИТА И БАНКОВ В РАЗВИТИИ АПК РФ
Аннотация
Рассматриваются вопросы усиления роли кредита и банковской системы в развитии АПК РФ. Предложены антикризисные и антисанкционные финансово-кредитные меры. Обоснованы предложения по совершенствованию системы управления и кредитования АПК, механизма кредитования, использованию специального ссудного счета и усилению валютного контроля.
Ключевые слова
Кредит. Банки. Эмиссия. АПК. Предприятие.
Melikov Yu. I., Konovalov A. A.
WAYS OF STRENGTHENING THE ROLE OF CREDIT AND BANKING IN RUSSIA'S AIC DEVELOPMENT
Annotation
The article deals with the question of strengthening the role of credit and banking system in the development of agro-industrial complex in the RF. It proposes anti-crisis and antisanctions financial and credit measures, substantiates proposals on AIC management and financing improvement, credit mechanism development, use of special loan accounts and strengthening of exchange control.
Keywords
Credit, banking, emission, agro- industrial complex, enterprise.
Кризис и санкции, связанные с по- не только трудности, но и благоприят-
пытками США и стран ЕС изолировать ные условия для проведения новой эко-
РФ на международной арене, создают номической политики, направленной на