РЕГИОНАЛЬНЫЕ БРЕНДЫ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭТНИЧЕСКОЙ МОДЫ
УДК 74
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-6122-45-56 Р. Ф. Салахов
Казанский государственный институт культуры, Казань,Татарстан, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Р. И. Салахова
Казанский государственный институт культуры, Казань,Татарстан, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Э. Р. Тагиров
Института культуры мира, Казань,Татарстан, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления социально-общественных вызовов современности, предложены некоторые стратегии преодоления последствий глобализации различных сфер деятельности, связанных с креативной индустрией; рассматриваются вопросы создания и продвижения локальных брендов как ключевого аспекта развития социокультурной и экономической сферы регионов. Авторская точка зрения исходит из признания фактов негативного воздействия продуктов массового производства, лишенных глубоких духовных оснований и подчиняющихся только законам получения прибыли в мире художественного дизайна. В центре нашего внимания находится проблема самоопределения молодых модельеров и конструкторов одежды и аксессуаров, создающих и реализующих объекты моды в этнической и национальной стилистике, которым приходится переосмысливать эталоны, диктуемые западным миром, доказывать жизнеспособность своих коллекций путем их популяризации в обществе. С этой целью произведена полная ревизия образовательного контента и определены направления и пути преодоления однобокости существующего на протяжении длительного времени многократного воспроизведения арт-объектов, технологий
САЛАХОВ РАСЫХ ФАРУКОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, Казанский государственный институт культуры
САЛАХОВА РАДА ИНСАФОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, Казанский государственный институт культуры
ТАГИРОВ ЭНГЕЛЬ РИЗАКОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, ректор Института культуры мира
SALAKHOV RASIKH FARUKOVICH - CSc in Pedagogy, Associate Professor, Kazan State Institute of Culture SALAKHOVA RADA INSAFOVNA - CSc in Pedagogy, Associate Professor, Kazan State Institute of Culture TAGIROV ENGEL RIZAKOVICH - DSc in Historical Sciences, Professor, Rector of the Institute for the Culture of Peace
© Салахов Р. Ф., Салахова Р. И., Тагиров Э. Р., 2024
и образовательных теорий. Приводимые нами примеры такой деятельности и способы преодоления варваризации современной культуры и моды, как ее неотъемлемой части, проанализированы на примере поддержки и продвижения локальных брендов.
Ключевые слова: региональные бренды, аксиологические ориентиры, этническая среда, развитие промыслов и ремесел.
Для цитирования: Салахов Р. Ф., Салахова Р. И., Тагиров Э. Р. Региональные бренды в контексте преодоления глобальных вызовов в социокультурном и экономическом направлениях этнической моды // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №6 (122). С. 45-56. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-6122-45-56
REGIONAL BRANDS IN THE CONTEXT OF OVERCOMING GLOBAL CHALLENGES IN THE SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC DIRECTIONS OF ETHNIC FASHION
Rasikh F. Salakhov
Kazan State Institute of Culture, Kazan, Tatarstan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Rada I. Salakhova
Kazan State Institute of Culture, Kazan, Tatarstan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Engel R. Tagirov
Institute of Peace Culture,
Kazan, Tatarstan, Russian Federation,
e-mail: [email protected]
Abstract. The article attempts to understand the socio-public challenges of our time, proposes some strategies for overcoming the consequences of globalization of various spheres of activity related to the creative industry; considers the issues of creation and promotion of local brands as a key aspect of development of the socio-cultural and economic sphere of regions. The author's point of view is based on the recognition of the facts of the negative impact of mass-produced products, devoid of deep spiritual foundations and subject only to the laws of making a profit in the world of artistic design. Our focus is on the problem of self-determination of young fashion designers and designers of clothing and accessories who create and sell fashion objects in ethnic and national styles, who have to rethink the standards dictated by the Western world, prove the viability of their collections by popularizing them in society. For this purpose, a complete revision of the educational content was made and directions and ways to overcome the one-sidedness of the multiple reproduction of art objects, technologies and educational theories that have existed for a long time were determined. The examples of such activities and ways of overcoming the barbarization of modern culture and fashion, as its integral part, that we provide are analyzed using the example of supporting and promoting local brands.
Keywords: regional brands, axiological guidelines, ethnic environment, development of crafts and trades.
For citation: Salakhov R. F., Salakhova R. I., Tagirov E. R. Regional brands in the context of overcoming global challenges in the socio-cultural and economic directions of ethnic fashion. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 6 (122), pp. 45-56. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2024-6122-45-56
В настоящее время мы наблюдаем устойчивую социокультурную и экономическую тенденцию репрезентации республиками Российской Федерации творческого потенциала посредством реализации территориальных проектов, выходящих далеко за пределы простого привлечения внимания в области создания узнаваемого образа-бренда. Чем более усиливается эта тенденция, тем отчетливее мы понимаем, что сегодня меняются подходы и само «значение искусства..., отношения между художником, дилером и институциями, точнее даже - взаимоотношения между художником и любым типом рынка.» [5, с. 239].
Отрадно констатировать тот факт, что Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в этом глобальном процессе. Достаточно упомянуть лишь некоторые из масштабных событий, такие как ежегодный форум Kazan Digital Week (в этом году вошедший в шорт-лист национальной премии «Событие года», Международный экономический форум «Россия-Исламский мир: KazanForum», более 40 научно-технических и множества культурных мероприятий, готовящихся в рамках саммита БРИКС и др.), чтобы стала понятна роль, которая отводится региону в перманентно трансформирующемся мире. Татарстану представилась возможность заявить о себе сразу в нескольких областях, составляющих имидж и статус важнейшего региона России. Подобная деятельность имеет большое значение, поскольку позволяет не только презентовать и продвигать собственные многолетние наработки в различных сферах культурной деятельности, но и, создавая коллаборации с представителями аналогичных индустрий в большинстве регионов страны, осуществлять полноценный обмен опытом посредством промышленных, профессиональных и индустриальных союзов, способствуя преодолению тех вызовов, с которыми неизменно сталкиваются профессионалы, выполняющие масштабные проекты, целью которых является демонстрация национальных достоинств социокультурного
значения. Эти вызовы одновременно являются и возможностями для регионов и республик, получая отражение в указе президента РФ от 4 августа 2015 г. N 785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению» [8]. Это позволяет компенсировать ушедшие с рынка западные бренды и компании. Область индустрии моды и этнографического ремесла несправедливо были оттеснены на периферию художественного искусства многомиллионными вложениями зарубежных корпораций. А между тем традиционные национальные ремесла отличает высокое качество исполнения, экологические материалы, устойчивая система ценностей, отраженная в каждом из создаваемых арт-объектов.
Создание и продвижение культурных брендов, конструирующих дизайнерскую одежду, обувь, аксессуары, ювелирные изделия, сувенирную продукцию, можно рассматривать как актуальный сегмент туристического бизнеса [7, с. 80]. Определенная узнаваемость и способы подачи выделяют их среди прочих, вызывая не просто желание однократно приобрести эту продукцию в память о путешествии, но и вырабатывают устойчивое желание приобрести сразу несколько частей гардероба, создавая полноценный образ, планировать последующие покупки, презентуя их родственникам и коллегам, привлекать интерес к изделиям казанских мастеров. Работа с клиентами обнадеживает в том смысле, что показывает возможности преодоления проблемы стагнации и статики, которые, к сожалению, еще весьма распространены в данном сегменте. Пока мы с большой вероятностью можем констатировать некую унификацию, одинаковость предлагаемого товара, воспроизводимого по стандартным шаблонам, которая не производит должного впечатления на туристов, в особенности, на молодежь. Проведенные нами опросы свидетельствуют о том, что вещи ремесленного производства часто остаются единственными в гардеробе владельца, либо используются «по случаю». Они редко становятся определяющими при составлении образа-лука. Как правило, та-
кие вещи привозят из путешествий на эмоциях, вдохновившись культурой региона. А между тем переосмысление культурно-исторического наследия, выраженного в художественных объектах национальных обществ, их интерпретация в современном контексте составляет предмет интереса не только антропологов и этнографов, но и философов. В среде поклонников этнической тематики в одежде существует устойчивая потребность не просто носить приобретенные объекты гардероба, но и четко понимать, что означает каждый, заключенный в них орнамент, цвет, форма и т. п. Конечно, это кропотливый труд, требующий множества усилий уже на этапе ее (вещи) становления, но и предмет, который создается при таком подходе, получается уникальным, что сразу читается потребителем уже на допредикативном уровне, в первую очередь потому, что предоставляет ему возможность стать обладателем единственного экземпляра; причем эта потребность не противоречит тому основанию, что стоимость таких товаров значительно возрастает, и даже компенсирует это. Преодолевая перечисленные трудности, стоит обратить внимание на то, что надо прекратить создавать товары для некого усредненного потребителя, перераспределив усилия на разные слои населения, учитывая потребности каждого. Так, например, есть молодежь, выбор которой в большинстве своем зависит от стоимости готового наряда, а есть коллекционеры и ценители искусства даже в одежде, которых привлекает эксклюзивность. Очень большую роль в этом отношении играют наши соотечественники (татары), живущие за пределами Республики, но очень остро ощущающие потребность в обладании аутентичными моделями, демонстрирующими их идентичность через предметы гардероба, как повседневных вещей, так и праздничных. Из разных регионов и из-за границы заказывают казанским мастерам предметы одежды для никах, сённят и других важных событий. Важно учитывать, что таким покупателям недостаточно найти похожий наряд, соответствующий традициям
народа; это должен быть полноценный костюм, выполненный мастером на татарской земле. Большой популярностью сегодня пользуется детская одежда в народном стиле, используемая для семейных праздников, фотосессий, региональных мероприятий.
На каждом круглом столе, на каждой конференции ремесленников обозначается проблема, пронзительно сформулированная английским философом Майклом Полани в его концепции личностного знания, касательно того, что "искусство, которое не практикуется в течение жизни одного поколения, оказывается безвозвратно утраченным". Этому можно привести сотни примеров; процесс механизации добавляет к ним сегодня все новые и новые. Обычно эти потери невосполнимы [4, с. 87]. К наиболее удачным, на наш взгляд, форматам преодоления указанных проблем, относится создание таких культурных комплексов, как Центр уникальных мастеров (ЦУМ), где коллективом единомышленников будут реализовываться коллекционные авторские вещи, соответствующие всем потребительским критериям, предъявляемым к такого рода изделиям. Поскольку мастеру-одиночке сложно справиться с пожеланиями искушенного потребителя, то ему и не преодолеть трудностей, связанных с запросами рыночной экономики, а штамповать примитивные сувениры, не обладающие эксклюзивностью, становится невыгодно. Создание ЦУМа, в качестве мобильной структуры, быстро реагирующей на все вызовы рынка, несомненно осуществит вклад в общее дело развития и продвижения региона как фундаментального бренда, поскольку эта работа, помимо важной материальной поддержки, будет способствовать сохранению и трансляции истинного богатства, отражающего духовные связи с предками, получающего, кроме прочего, глубокое научное обоснование культурного кода татар и народов Поволжья, реализуя уникальные образовательные программы профессиональной переподготовки и дополнительного образования студентов и школьников. Мы полагаем, что авторский
коллектив ЦУМа должен состоять не только из художников-дизайнером, мастеров и ремесленников, но и, по возможности, из ученых, аналитиков, менеджеров, продюсеров, каждому из которых отводится объективно значимая роль. Только при таком усиленном коллективе возможно создать по-настоящему значимый территориальный бренд, обладающий собственной стратегией, философией, генетикой (ДНК). Поскольку продвижению товарного знака способствует правильное, близкое к профессиональному, восприятие художественных творений, постольку «для субъекта, исследующего творения другого субъекта, познать, значит сделать картину в определенном смысле «своей» [6, с. 62]. Такое мировоззрение находится в стойком пропорциональном соотношении с событиями, происходящими н данный момент в мире: происходит не просто слом парадигм, а самое настоящее избавление от навязанной тридцать лет назад всеядности, кичевости, вульгаризации предметов искусства и, что важно для нас, предметов мира моды. Пресыщение общества консьюмеристскими доминантами, наконец, меняется в сознании в пользу художественного, а не потребительского, предоставляя художнику возможность почувствовать себя творцом, вновь обретая себя через осмысление наследия предков, его стилизацию в современном контексте; учитываются и покупательские возможности и готовность потратиться как оценка художественного таланта, для того чтобы сделать его изделие «своим», определив ему место в своем доме, регионе, стране. Эта задача, точнее ее решение, требует значительных материальных и духовных вложений, поскольку общество осознало, что нельзя довольствоваться штамповкой. Сегодня мы осознаем, что требуется переосмысление, обновление, стилизация прежних идей. Необходимо создать вещь, которая притягивает, завораживает, успокаивает, влюбляет в себя, поскольку мы понимаем, что «материальный артефакт должен быть создан, прежде чем его можно будет использовать» [11, с. 30].
На пути преодоления энтропии и варваризации национальной культуры многими философами культуры, историками искусства, учеными признан тот факт, что варваризация культурных традиций и промыслов -это не скатывание назад к временам примитивизма, а неудачное неосознанное соединение модных западных тенденций, имеющих приходящие ценности, с вечными идеалами и образами, прошедшими «естественный отбор» на протяжении веков конкретным народом, которые и представляют собой результат саморефлексии и осознания своего места в мире, своей системы координат, что, естественно, нашло отражение в овеществлении этих идеалов через предметы искусства. В этом смысле нам предоставляется возможность восстановить разрушенное идеологией постмодерна единство старшего и молодого поколения. Именно от наших усилий зависит, какой «образ будущего как мотив» [9, с. 37] мы предоставим новому поколению мастеров и как объясним им значение слова «ценность», которое изначально у народов России выходило далеко за пределы материальной выгоды. Теперь же, приняв некогда чуждую для себя систему координат, общество воспитало не одно поколение, в сознании которого ценность это всегда «про деньги». И теперь, возвращаясь к вышесказанному, мы переосмысливаем эти мотивы, поскольку «у каждого мотива есть своя цена и ценность. И то и другое может быть различным. Цена - это время, усилия, деньги, отношения, упущенные альтернативные возможности и многое другое, чем мы готовы заплатить для достижения своей цели.» [9, с. 43]
Экономика региона не может процветать без достаточного вложения средств и сил. Территориальный брендинг сегодня - это семиотическая система, в которой отражены такие национальные ориентиры и культурные коды, которые разделяет большинство жителей планеты; все то, что человечеством принято определять как чувство стиля, вкуса, выраженного в таких концептуальные понятиях, как прекрасное, возвышенное,
сакральное, божественное и др. Региональные (муниципальные, районные, городские, общественные) организации, транслирующие духовные и художественные ценности посредством форумов, конференций, профессиональных собраний представителей различных социальных институтов, должны демонстрировать уникальные мини- и макро- территориальные разработки (успешно реализованные, подтвердившие собственную жизнеспособность проекты) и достижения конкретных территориальных акторов Татарстана, которые формируются энтузиастами, мастерами, общественной и бизнес элитой, вкладывающей деньги и одновременно берущей на себя функции продю-сирования. Этот процесс немыслим без личностной сопричастности большинства членов этнического общества. Очень важна организация различных конкурсов, гран-товая поддержка со стороны государства и бизнес элиты, предоставляющая возможность дизайнерам не только заявить о себе, но и, что особенно важно, выйти за рамки местечковой локации. Именно при их поддержке и продвижении становится возможным рождение, становление и возвышение новых брендов, так необходимых на этапе преодоления чуждой идеологии потребительства, распространяемой в Татарстане, равно как и по всей России. Преодоление такого вызова возможно, в том числе через развитие народных промыслов как части патриотического воспитания молодежи, которая уже с трудом различает симулякр, дешевую подделку от качественной вещи, соглашаясь на фейк уже только потому, что это объявлено «модным», «престижным» или «статусным». Нам предстоит большая работа по воспитанию вкуса, развитию навыков оригинального отбора товара, формированию потребности аутентичного в одежде у подростков и молодежи в обновленном мире. Сегодня ведущие дизайнеры мира обращаются к народным промыслам, включая их в собственные показы мод, коллекции как прет-а-порте так и от-кутюр, полагая этот
шаг одним из способов преодоления того кризиса бездуховности и безнравственности (и, как следствие, безвкусицы), принятие которых разорвало веками непрерывающиеся межпоколенческие связи-скрепы идентичности, отраженные ранее во всех объектах того, что определяется как жизненный мир каждого конкретного народа.
Такую грандиозную задачу ставят перед собой Ресурсный центр РТ «Таткультресур-сцентр», КазГИК и множество других образовательных и воспитательных организаций Республики, чьими задачами заявлены:
- организация курсов повышения квалификации для различных социальных и возрастных групп, направленная на овладение ремесленным мастерством с целью создания арт объектов, предметов быта и гардероба, которые могут приносить в том числе доход его создателям;
- популяризация народного творчества и ремесленных промыслов путем организации фольклорных объединений, групп, праздников, совместного досуга, где в доступной форме предоставляется информация в виде лекций, представлений, показов мод и др., а также проводится обучение элементарным навыкам народного творчества;
- приобщение к национальным традициям через описание в научных и научно-популярных источниках (статьях, монографиях, художественных энциклопедиях, каталогах и др.), в которых профессиональные ученые обосновывают значимость объектов национальной культуры и ее места в системе мировой художественной культуры;
- организация и проведение выездных сессий за пределы Республики с модными показами, ярмарками-продажами, участие в актуальных профессиональных мероприятиях с целью привлечения внимания к региону;
- привлечение студентов, школьников к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях за пределами РТ и оказание всесторонней помощи при организации на собственной территории профильных олимпиад, хакатонов, флешмобов, мероприятий соответствующей направленности; создание актуального волонтерского движения;
- создание учебно-производственных комплексов, на базе которых будет осуществляться профессиональная подготовка специалистов в области художественного ремесла, в том числе и определение профессиональной квалификации выпускника художественных образовательных организаций через элективные курсы и стартапы;
- отслеживание, проработка и адаптация на базе подразделений вуза самых современных и актуальных практик из области высоких технологий в той точке, которая «определяется компромиссом между стремлением к быстроте выполнения операции (обычно занимающей много времени) и желанием упрощения или удешевления, поскольку это машинная работа» [12, с. 154] с минимальными потерями ауры аутентичности;
- разработка и тиражирование наиболее рентабельных изделий сувенирного назначения с учетом тенденции и спроса на различные художественные артефакты от демократичных брендов до эксклюзивных штучных с использованием ручного труда.
При таком подходе обучающиеся получают базовые компетенции, способствующие самореализации и организации собственного бизнеса, необходимые для построения успешной карьеры в области большинства ремесленных практик, распространенных на территории Татарстана; совершенствованию профессиональных навыков, ремесленных технологий и определению траектории
изучения интересующих аспектов народной художественной культуры в области ремесел и народных промыслов. Рассуждая о рынках сбыта в контексте бизнеса и предпринимательства в области ремесла и продукции «художественных промыслов целесообразно позиционировать не только как уникальные произведения народного искусства, но и как изделия, выполняющие утилитарную функцию» [3]. Этот аспект задает стратегическую перспективу того, что креативная индустрия и креативная экономика становятся направлением с долгосрочным приоритетом развития; это и есть гуманитарная экономика. Безусловно, своевременное принятие нашей законодательной инициативы Законопроекта задает ей стратегическую силу. Республика Татарстан сегодня благодаря своему многовековому наследию, креативно отраженному в работах мастеров, не просто занимает лидерские позиции, но привлекает внимание коллег из большинства субъектов Российской Федерации и зарубежья, поскольку фундирует базовые вещи, понятные и притягательные для стран с традиционными ценностями и традиционно сформированными эталонами. Они наполняются тем содержанием, которое предоставляет им право на существование и хождение в массы, а не наоборот, как это было ранее, подстраиваясь под запросы рынка, поскольку не только рынок должен определять жизнеспособность товаров, но и товары должны иметь право формировать этот самый рынок. В этом посыл Республики Татарстан, расположенной между Востоком и Западом, аккумулирующей в себе достойные образцы культурных традиций. Об этом свидетельствуют многочисленные приглашения наших представителей на конкурсы, среди которых (только за последнее время) нам хотелось бы привлечь внимание коллег к следующему: участие в Международной выставке «Тараз - город ремесленников», которую сопровождали и представляли доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна КазГИК Сала-хова Р. И. и старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Каз-
ГИК Смирнова О. В. (Казахстан-2023). Прекрасным дополнением к масштабному мероприятию стали мастер-классы по презентации и обучению казахских коллег основам ремесла по изготовлению татарского варианта узорной кожаной мозаике; презентация экспозиции изделий в различных техниках кафедры изобразительного искусства и дизайна и авторской коллекции «Легенды Казани» в технике войлоковаляния Инжинирингового центра КазГИ К. В апреле 2023 года была представлена коллекция студентки 4 курса Бургановой Наили «Зенгэр кул» (Голубое озеро), вдохновленной знаменитыми Голубыми озерами г. Казани во время 2-й сезона Aspara Fashion Week (Казахстан). Эта коллекция - под руководством доцента кафедры изобразительного искусства и дизайна КазГИК Салиева С. Е. -получила восторженные отзывы на Международном фестивале «Ethno and modern fashion week» (Узбекистан г. Шахрисабз). В 2023 году Бурганова Наиля под руководством доцента кафедры изобразительного искусства и дизайна КазГИК Салахова Р. Ф. разработала и создала оригинальную авторскую коллекцию «Навруз», высоко оцененную ведущими экспертами в области этнологии и народного костюма. Коллекция «Навруз» была представлена на XI сезоне Международной недели моды «Aspara Fashion Week» в г. Тараз, Республика Казахстан, на Миланской неделе моды в «Mad Mood Fashion Week» в Италии, на Международном модном показе «Stockholm International Fashion fair» в шведском Стокгольме. С 24 по 28 апреля 2024 г. в казахском городе Тараз прошел 13-й сезон Aspara Fashion Week, привлекший внимание признанных деятелей мировой индустрии моды и законодателей моды Казахстана. Зрители смогли по достоинству оценить коллекцию «Казанские кружева» (автор Бурганова Наиля Рамилевна, научный руководитель Салахов Р. Ф. доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна КазГИК), коллекция «Мирас» (автор Давлиева Эльвина Ренатовна, научный руководитель Салахова Р. И. доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна КазГИК
при активной поддержке Р. Ш. Ахмадиевой). Айдархан Калиев, президент Aspara Fashion Week, и другие выдающиеся профессионалы, принадлежащие миру высокой моды, дали самые лестные характеристики представленным художественным образам. Это безусловно высокая оценка возможностей подготовки талантливых молодых дизайнеров но, одновременно, и большая ответственность, поскольку перед Республикой стоит задача, чтобы мастера, получающие предложения повышения квалификации за границей, не имели желания навсегда остаться там, а возвращались обратно, для того чтобы осуществлять свою деятельность в Республике, обучая новые поколения мастеров и художников, применяя полученные знания на родной земле, развивая таким образом собственную креативную индустрию и вкладываясь в национальные интересы.
Изучая работы выпускников нашего вуза на протяжении пятнадцати лет можно констатировать, что очень часто национальная идентичность (татарская, русская) замещается со временем образами той страны, на территории которой проживает эмигрирующий художник. Вытесненная таким образом этническая составляющая далеко не всегда удачно отражается в создаваемых ими произведениях искусства, поскольку редко кому удается адаптироваться к откровенно чуждой культуре, и цена этой адаптации - утраченные духовные связи, наличие которых и делают художника выдающимся (то, что принято определять как талант). Лауреат нобелевской премии египетский писатель Нагиб Махфуз уже в юности осознал «миссию искусства» в том, чтобы оно «возносило человека в небеса красоты, где душа индивидуума сливается с душой всего человечества в едином чувстве, и человеческая личность становится частицей целого мира, обнимающего собой все: от глубин земли до высот небес». [7, с. 58] И он справедливо подчеркивал во всем своем творчестве, что такое возможно лишь тогда, когда деятель искусства не утрачивает, а, напротив, всячески поддерживает, культи-
вирует и лелеет собственную связь с корнями. Планируется, что обновленный Законопроект, касающийся креативной индустрии, позволит увеличить долю ВВП за счет креативной индустрии, поскольку это перспективный сектор экономики. Акценты делаются на такие сферы творческой индустрии, как креативный продукт, дизайн и архитектура, анимация, промыслы и ремесла, музыкальные произведения, производство аксессуаров и одежды, издательское дело и т. д. Мы хотим надеяться, что подготовленный Госдумой проект закона «О развитии креативных (творческих) индустрий», который будет представлен в ближайшее время, окажется по-настоящему жизнеспособным, получит одобрение и отклик в лице производителей и населения и будет на деле способствовать преодолению проблем в области модной индустрии и подъему национального самосознания (причастности и сопричастности собственной истории и идентичности) в контексте многонациональных народов России. Инициатива о необходимости закона впервые была озвучена на «Российской креативной неделе», по итогам которой в 2022 году определена профессиональная команда, разрабатывающая положения обновленного законопроекта, лежащего в основании развития этого особого экономического сектора. Планирование и организация собственной научно-производственной деятельности исходит из положений, составленных данной комиссией. Заявленные выше задачи согласовываются с основными идеями законопроекта в том аспекте, в котором экономические выгоды для регионов сочетаются - и даже напрямую зависят - от степени проработанности подавляющего большинства вопросов, связанных с признанием того факта, что пора обновить и сами подходы к искусствоведческому материалу, который до сих пор используется. И вот здесь стоит особенно важная задача сохранения баланса между новым и традиционным, которое не должно получить клейма «рудимента» на то, что составляет основу татарского творчества, его
языка и допредикативных смыслов. И здесь важно прислушиваться к молодым, профессиональным дизайнерам и модельерам, которым необходимо не только развивать креативные индустрии, но и осваивать серьезно законы аналитики и бизнеса. И в этом отношении значительная роль отводится государственной поддержке, без помощи которой все, перечисленное ранее, едва ли представляется возможным в сложившихся условиях, поскольку сегодня речь идет о создании креативного бизнеса принципиально нового типа. Именно государство с его устоявшимися институтами в эпоху цифровизации позволит «оценивать возможности ускорения темпа развития индустрии, обеспеченного новыми механизмами цифровизации и не требующего отказа от привычных систем сдержек. Опираясь на предыдущий опыт и накапливая новый, некоторые компании берут лучшее одновременно из старого и из нового, чтобы лидировать в своей отрасли» [2, с. 56].
Развивая мысль, коснемся такой важнейшей составляющей креативной индустрии, как защита прав интеллектуальной собственности, заложенных в основание продвижения и популяризации молодых брендов и того, что впоследствии может составить «золотой фонд» нации. На примере данных о выпускниках художественных вузов и сузов, ежегодно предоставляемых на специализированных научно-практических конференциях и общественно-значимых мероприятиях, в которых мы регулярно принимаем участие в качестве спикеров, можно говорить, что количество модельеров и дизайнерских фирм постоянно возрастает. Этот показатель оказался аналогичным и в отношении предоставляемых ими услуг. Значительно увеличилось использование ИТ-технологий в креативном бизнесе, в том числе продвижение продуктов через создание индивидуальных сайтов с использованием УК/ЛЯ /А1-технологий, онлайн магазинов, множества находящихся в разработке проектов онлайн платформ, при помощи которых можно увидеть уникальные коллекции в разных интерьерах и локациях,
что способствует выгодному подчеркиванию их смысловых и художественных ценностей. Такие технологии уже подгружаются на сайты туристических агентств, позволяя людям, выбирающим направления для путешествий, сформировать для себя не только экскурсии к достопримечательностям, но и осуществить шоп-тур, получив список дизайнеров, каталоги их работ, в итоге посещая не только казанский кремль, но и потратить некоторое количество денег на элементы гардероба, что также способствует развитию «локальной экономики посредством продвижения на внутреннем российском рынке уникальных территориальных брендов, под которыми осуществляется выпуск продукции, изготовленной по традиционным технологиям, в соответствии с традиционной рецептурой и использованием локальных ингредиентов» [1, с. 18-23]. В качестве примеров мы можем привести популярный художественный салон-мастерскую по созданию «азиатской обуви» ООО "Сахтиан", сохраняющий и продвигающий уникальную технику «казанского шва», доминирующего в художественной вышивке, и набирающий обороты молодежный бренд дизайнера Айгуль Салаховой. Оба бренда создают и реализуют обувь, сумки, предметы декора, изделия народных художественных промыслов, возрождая традиции и опираясь на традиционную технологию производства арт объектов без клея, методом ручной прошивки. Репрезентация духовных ценностей, отражающих культурный код татарского народа, акцентирующего семейные ценности, на протяжении веков совершенствовалась в такой технологии «казанского шва», узорной кожаной мозаики, вышивках и уникальных орнаментах, соединивших все лучшее от влияющих на татарское творчество в его становлении и развитии восточных и западноевропейских культур, которые сегодня успешно интерпретируют дизайнеры бренда традиционного искусства «Сахтиан» и «Булгари». Философия бренда ООО «Булгари» исходит из необходимости бережного отношения к наследию предков - узорной кожаной мозаике, осуществляя
ее популяризацию, продвижение и интегрирование этого древнего исчезающего ремесла в современные, привлекающие внимание изделия и аксессуары. Но, что серьезно отличает «Булгари» от аналогичных мастерских, - это научный подход в изучении художественных и аксиологических основ, привлечение экспертов в области создания и рецепции предметов искусства, извлечение глубинных смыслов и применение этих данных при изготовлении национальных коллекций. Выпускники и студенты специализированных образовательных организаций Республики Татарстан, получившие приглашение работы и сотрудничества с мастерской, стремятся возродить самобытную художественную традицию татар, продемонстрировав современному человеку ценность традиций, сформированных мастерами старой школы и отраженных в дизайне актуальных изделий. Бренд кожаных сумок «Aigel 8а1акЬ» со стилизованными татарскими орнаментами можно рассматривать как удачный образец интерпретации молодым поколением внутреннего мира целого народа, прошедшего непростой исторический путь и продолжающий это движение в будущее. Каждая деталь орнамента и отделки изделий заключает в себе концептуальное наполнение, соотносится с системами высших ценностей, акцентируя такие понятия, как «жизнь», «воля», «выбор», «истина», «любовь», «движение», «вечность», которые не просто привлекают внимание молодежи, но и отражают единомыслие с автором через отклик и понимание ее посылов.
Республика Татарстан особым образом вписывается в общероссийский и мировой процесс технологизации креативных инду-стрий, успешно осваивая все нововведения в актуальных и смежных областях, адаптируя тенденции и актуальные аспекты мировой моды, одновременно продвигая аутентичные составляющие собственной духовной эстетики, позволяющие заявить о себе как о самостоятельной единице целостного процесса, инфраструктуры, основу которого составляют инициативные, талантливые, имеющие
собственный узнаваемый стиль мастера и художники, обладающие необходимыми навыками воспроизводства старинных ремесел, но готовых усваивать то новое, что постоянно возникает в индустрии. Одной из флагманских структур применительно ко всему вышесказанному выступает Казанский государственный институт культуры, на базе которого успешно справляется с поставленными задачами Инжиниринговый центр, осуществляющий апробацию и внедрение инновационных практик в образовательную деятельность в трех научно-экспериментальных направлениях, разрабатывающий новые бренды, предоставляющий возможность разработки программ для подготовки квалифицированных кадров, в свою очередь, реализующих полученные знания и опыт на высоком художественном уровне. Однако, вопрос, связанный с необходимостью поиска производителей, готовых выпускать созданную в результате
этой деятельности продукцию, все еще остается актуальным и открытым. Руководствуясь аналитическим, социо-экономическими, синтетическими, продуктивными подходами и методами изучения креативной индустрии и ее составляющих, Республика Татарстан в лице своих выдающихся представителей репрезентирует уникальную ауру и образ региона посредством мощно развивающейся креативной индустрии с опорой на людей, производящих высококачественный традиционный продукт (художественные артефакты и арт объекты), который с успехом может быть противопоставлен массовой штамповке, заполонивший рынки нашей страны. Необходимо обсудить и проанализировать колоссальный опыт, накопленный экспертами из множества регионов мира, который составит основу того Пути, по которому нам предстоит пройти, чтобы в итоге стать частью мировой культуры.
Список литературы
1. Волкова М. А. Развитие локальной экономики на основе создания и продвижения уникальных территориальных брендов: ограничения и возможности // Муниципальное имущество: экономика, право управление. № 1, 2020. С. 18-23.
2. Лахани К., Янсити М. Цифровое преимущество: искусство конкурировать в эпоху искусственного интеллекта. Москва: Эксмо, 2021. 320 с.
3. Паникарова С. В., Власов М. В. Проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере народных художественных промыслов // Современные проблемы науки и образования. № 2, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5643
4. Полани М. Личностное знание. Москва: Книга по Требованию, 2013. 324 с.
5. Раш Майкл. Новые медиа в искусстве. Москва: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 256 с.
6. Статкевич И. А. Субъект-объектные отношения в контексте восприятия художественных произведений. Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 108, 2009. С. 62. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekt-obektnye-otnosheniya-v-kontekste-vospriyatiya-hudozhestvennyh-proizvedeniy
7. Статкевич И. А. Эстетизация как способ освоения реальности // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки», 2009, № 3 (15). С. 78-85.
8. Утургаури С. Н. Писатели Востока - лауреаты Нобелевской премии. Москва: Институт востоковедения РАН, 2012. 370 с.
9. Указ президента РФ от 4 августа 2015 г. N 785 "О Правительственной комиссии по импортозамеще-нию". [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/71152492/
10. Ягодкин Н. А. Энциклопедия детской мотивации. Москва: Эксмо, 2022. 304 с.
11. Dixon S. Digital Performance: A History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. The MIT Press, 2007. 296 p.
12. Editors P. Vitamin D3: Today's Best in Contemporary Drawing : Phaidon Press, 2021. 304 p.
*
Поступила в редакцию 10.10.2024