Страницы истории
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ ЯПОНИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Дмитрий Александрович ПЛЕХАНОВ
ведущий специалист, Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ), Москва, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 20.06.2016 Принята в доработанном виде 25.07.2016 Одобрена 16.08.2016
УДК 332.1, 336.71, 94(520) JEL: G21, G28, N25
Ключевые слова:
региональные банки, Япония, банковская система
Аннотация
Предмет. Основные этапы формирования и развития региональных банков и особенности государственного регулирования банковской системы Японии со второй половины XIX в. до наших дней.
Цели. Проведение исторического анализа трансформации форм финансового посредничества на региональном уровне и вклада региональных банков в экономическое развитие Японии. Методология. Работа базировалась на исторических зарубежных обзорах и экономических исследованиях, посвященных развитию финансовой системы Японии в целом и региональным финансовым учреждениям в частности.
Результаты. В период становления финансовой системы Японии региональные посредники, а затем и региональные банковские учреждения сыграли важную роль в плане обеспечения финансирования представителей малого и среднего предпринимательства. Создание региональных банков в Японии происходило на основе использования опыта развития финансовых систем Германии, США и других западных стран, но также было связано с традиционными для Японии формами финансового посредничества. В период реформирования финансовой системы государственные органы, ответственные за регулирование национальной финансовой сферы, признавали особую роль региональных банков в системе экономических отношений и поддерживали сохранение региональных банков за счет мер государственной политики. В условиях либерализации финансовой системы Японии региональные банки столкнулись с усилением конкуренции со стороны более крупных финансовых учреждений, однако знание специфики местных рынков и поддержание долгосрочных контактов со своими клиентами по-прежнему является важным конкурентным преимуществом региональных банков и позволяет им расширять спектр предоставляемых услуг.
Выводы. Опыт развития финансовой системы Японии свидетельствует о важности государственного регулирования в плане поддержки региональных финансовых учреждений, а также о необходимости учета региональных особенностей экономического развития и национальных традиций в области финансового посредничества.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Региональные банки являются неотъемлемой частью истории финансовых систем развитых стран. Финансовые учреждения, ориентированные преимущественно на работу со средствами населения своего региона и обеспечение потребностей местных предприятий в финансовых ресурсах, сыграли важную роль в экономическом развитии и оказали существенное влияние на структуру финансовой системы в этих странах [1, 2]. В условиях глобализации и развития международной финансовой системы роль региональных банков в национальных финансовых системах претерпела существенные изменения [3]. В данной статье представлен краткий обзор истории развития региональных банков Японии, начиная с периода становления национальной финансовой системы в 1870-х гг. и заканчивая настоящим временем. Банковская система Японии представляет собой интересный пример сочетания заимствования иностранного опыта развития финансовых систем и национальных особенностей
финансового посредничества, сложившихся под влиянием исторических факторов и традиций делового оборота. Проведенный анализ исторических трудов и экономических иссле дований, посвященных развитию финансовой системы Японии и региональных банков в частности, позволил выделить основные этапы развития региональных банков и проследить трансформацию форм финансового посредничества на региональном уровне и вклада региональных банков в развитие экономики Японии.
Вторая половина XIX в.: становление национальной финансовой системы и роль неформальных финансовых посредников
Истоки формирования региональных банков Японии можно найти еще во второй половине XIX в. - в период становления шелководства в качестве ведущей экспортно ориентированной отрасли японской экономики. В эпоху Мэйдзи
(1868-1912 гг.) шелководство превратилось в одну из стратегических отраслей японской экономики. Продукция отрасли обеспечивала основную часть поступлений иностранной валюты (около 40%), которая была необходима для закупки сырьевых ресурсов и оборудования [4]. Необходимо отметить, что задача по выходу на внешний рынок в середине XIX в. для японских производителей была существенно облегчена за счет сокращения производства в мировой экономике. Эпидемия тутового шелкопряда привела к падению производства во Франции. В Китае негативное влияние на развитие производства оказали тайпинское восстание (1850-1864 гг.) и последовавший за ним период политической нестабильности. Первоначально основной объем экспорта производимого в Японии шелка-сырца направлялся в Европу (Францию и Великобританию), однако в последней четверти XIX в. на фоне стагнации европейских экономик и активного развития американской шелкопрядильной промышленности доля США в структуре экспорта Японии достигла 70% [5].
Особенности развития шелководства в Японии (специализация производителей, удаленное расположение предприятий отрасли от развитых финансовых центров и ориентация на экспорт) сформировали спрос на услуги финансовых посредников на региональном уровне. Основу шелководства и производства шелка-сырца составляло мелкое кустарное производство. Первоначально крестьянские хозяйства занимались как разведением тутовых шелкопрядов, так и собственно шелкопрядением. Однако со временем эти виды деятельности обособились, и производством шелка-сырца стали заниматься специализированные мастерские, которые начали закупать коконы у крестьян. Мастерские должны были закупать годовой запас сырья у поставщиков в конце весны - начале лета, в то время как поставка произведенного шелка-сырца иностранным покупателям в порте Йокогама могла быть произведена только в конце лета. Таким образом, у производителей возникла потребность в кредитных ресурсах для финансирования оборотного капитала. По оценкам, расходы на закупку коконов составляли около 80% себестоимости конечной продукции. Фактор географического положения также оказал существенное влияние на развитие региональной финансовой системы. Из-за климатических условий производство шелка было сконцентрировано в горных районах центральной части страны. Традиционные банковские учреждения, созданные в стране по западному образцу в 1870-х гг., располагались в крупных
городах (Токио, Осака, Йокогама) и не имели возможности для оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах. Наконец, экспортная ориентация производителей шелка-сырца обусловила потребность в активном внедрении машинного производства. Основная причина заключалась в том, что в 1980-х гг. экономический кризис во Франции снизил традиционный спрос на шелковые нити ручного производства, в то время как произошло резкое увеличение спроса на шелк-сырец со стороны производителей США, который мог быть удовлетворен только за счет механизации труда [6].
Таким образом, производители шелка-сырца, которые в основном представляли мелкие кустарные производства, испытывали значительную потребность в привлечении заемных средств (прежде всего для финансирования оборотного капитала) для удовлетворения спроса, сформировавшегося на мировом рынке. В условиях, когда мелкие производители не имели возможности получить средства в традиционных банковских учреждениях, функцию по предоставлению необходимых для развития производства финансов взяли на себя торговые посредники (1оп'уа), которые занимались закупкой шелка-сырца у производителей и его перепродажей иностранным купцам. Последние располагались в Йокогаме и, будучи иностранцами, не имели права передвигаться по стране. Поскольку торговые посредники были заинтересованы в увеличении производства шелка-сырца для удовлетворения растущего спроса со стороны иностранцев, у них были стимулы для кредитования производителей. В то же время благодаря частым поездкам и личным контактам с производителями торговые посредники были хорошо осведомлены об уровне кредитоспособности потенциальных заемщиков.
Финансирование торговли шелком фактически основывалось на тех же принципах, что и современное экспортное финансирование. Торговый посредник и производитель заключали контракт на будущую поставку шелка. Производителю передавался документарный вексель, выпущенный одним из банков Йокогамы, который подтверждал обязанность осуществления платежа в случае поставки товара. При этом производитель получал возможность взять кредит под залог векселя в своем региональном банке для покупки необходимого сырья у поставщиков. После осуществления поставки шелка-сырца в Йокогаму производитель получал возможность
произвести погашение векселя для получения всей суммы платежа за поставленную продукцию и осуществления расчетов по предоставленному кредиту. При такой схеме основную роль в организации всего процесса кредитования играли именно торговые посредники, которые осуществляли отбор производителей. Крупные банки в Йокогаме при этом не кредитовали производителей в регионах напрямую, а работали через сеть более мелких региональных банков.
В некоторых случаях торговые посредники и представители производителей занимались предоставлением финансовых услуг самостоятельно. Торговые посредники, наиболее активно вовлеченные в торговлю шелком, имели собственные банки, которые выдавали кредиты производителям. В свою очередь крупные производители шелка-сырца также могли объединяться для создания собственных финансовых учреждений. Так, в 1876 г. в городе Нагано ими была приобретена банковская лицензия, которая раньше принадлежала одному крупному торговому дому, специализировавшемуся на торговле шелком и кредитовании [7]. Усилению роли производителей в предоставлении финансовых услуг способствовало также развитие кооперативного движения в Японии. Мелкие производители шелка-сырца объединялись в кооперативы, которые позволяли им более активно отстаивать свои позиции на рынке, осуществляли контроль качества продукции и, помимо всего прочего, обеспечивали предоставление кредитных ресурсов членам кооператива путем дисконтирования векселей, полученных от банков и торговых посредников. В 1900 г. в Японии был принят первый закон, регулирующий деятельность кредитных кооперативов в стране (Industrial Cooperative Act)1. Кредитные кооперативы, в свою очередь, являлись предшественниками
«кооперативных банков» (shinkins), которые и по сей день работают на территории Японии.
В процессе экономического развития неформальные финансовые посредники постепенно трансформировались и интегрировались в новую финансовую систему, которая начала формироваться в стране в XIX в. История кредитно-сберегательных обществ в
1 В конце XIX в. в стране действовало около 450 сельскохозяйственных кооперативов, созданных по образу «райффайзеновских» обществ в Германии. Новый закон, принятый в 1900 г., был также разработан с учетом немецкого опыта регулирования деятельности кооперативного движения. Однако японская модель характеризовалась более активным участием государства, фактически кооперативы выступали в качестве проводников государственной политики по развитию сельского хозяйства.
Японии насчитывает не одну сотню лет. Термин mujin, который является одним из традиционных названий таких обществ в Японии, впервые упоминается в исторических хрониках в 1255 г. [8]. При этом в западных районах страны аналогичные общества получили название tanomoshi. Кредитно-сберегательные общества (mujin, tanomoshi) в Японии представляли собой объединение людей (проживающих на одной территории и/или объединенных религиозными или родственными связями) для оказания финансовой помощи членам общества в случае возникновения такой необходимости. Члены общества должны были делать регулярные взносы в общий фонд, при этом распределение средств осуществлялось либо при помощи лотереи, либо в случае наступления форс-мажорных ситуаций (пожара, наводнения и т.д.). В отдельных случаях общества могли создаваться специально для выплаты компенсации жертвам стихийных бедствий, то есть использовались для оказания благотворительной помощи. Первоначально общества выполняли в основном роль системы социального обеспечения в сельских районах страны, однако постепенно сельские жители стали все чаще использовать их в инвестиционных целях (для финансирования покупки земли, инвентаря или животных).
Во второй половине XIX в. неформальные финансовые посредники играли важную роль в формировании новой финансовой системы. В 1872 г. ориентированное на создание развитой и независимой от зарубежных держав финансовой системы правительство Мэйдзи приняло закон о национальных банках, в значительной степени скопированный с аналогичного закона, действующего в Соединенных Штатах (National Banks Act). К 1880 г. в стране насчитывалось около 150 национальных банков [9]. Однако эти финансовые учреждения не смогли сыграть существенной роли в экономическом развитии страны, аккумуляции сбережений и трансформации их в инвестиционные кредитные ресурсы. Объем депозитов национальных банков не превышал объем собственного капитала, а основную часть инвестиций составляли вложения в государственные облигации [10]. В 1890 г. был принят закон о сберегательных банках, которые были нацелены на привлечение депозитов мелких вкладчиков (Savings Bank Act). К 1900 г. в стране действовало около 400 подобных финансовых учреждений. Однако основная часть населения была лишена возможности доступа к услугам, предоставляемым в рамках формальной финансовой системы, поскольку банки выдавали
кредиты только под залог земельных участков и имущества, а также имели недостаточно информации о кредитоспособности сельских жителей. В этих условиях в стране стали активно развиваться кредитно-сберегательные общества, которые больше не являлись формой взаимопомощи населения, а фактически представляли собой коммерческие предприятия.
Финансовые власти страны признавали положительную роль, которую играли эти традиционные для Японии посредники в плане предоставления финансовых услуг для населения. Однако государство было также озабочено негативными сторонами деятельности кредитно-сберегательных обществ. В соответствии с устоявшимися традициями средства подобных обществ зачастую распределялись на основе проведения лотереи между их участниками, а отчетность о деятельности носила непрозрачный характер. Поэтому с конца XIX в. государство начало уделять повышенное внимание регулированию деятельности кредитно-сберегательных обществ. Сначала их деятельность стала более жестко контролироваться на региональном уровне, а затем в 1915 г. на общенациональном уровне был принят закон, регулирующий деятельность этой категории финансовых посредников (Mujin Finance Law). После финансового кризиса 1927 г. Министерство финансов еще больше ужесточило контроль за деятельностью финансовых посредников и предприняло попытки по ограничению количества банков и обществ mujin.
В послевоенный период на фоне нестабильной экономической ситуации и слабого уровня развития финансовой системы в стране образовалось большое количество мелких финансовых компаний (shokusan kaisha), которые стали источником заемных средств для предприятий малого и среднего бизнеса. По сути эти компании являлись одной из разновидностей традиционных обществ mujin: участник приобретал возможность привлечения кредита, но только при условии внесения на регулярной основе определенного вклада в общий фонд. Представители американской военной администрации в целом относились к такой деятельности неформальных финансовых посредников негативно и выступали за ограничение возможностей обществ mujin по привлечению депозитов населения. В итоге деятельность данной категории финансовых посредников была существенно ограничена. В этих условиях представители национальной
ассоциации, объединяющей общества mujin, обратились к правительству страны с предложением принять новый закон, который бы позволял обществам фактически функционировать в качестве небольших банковских учреждений. Таким образом, кредитно-сберегательные общества трансформировались в так называемые банки взаимного кредитования (mutual banks, sogo ginko). В соответствии с принятым в 1951 г., законом (Mutual Bank Act), банки взаимного кредитования получили возможность привлекать депозиты, выдавать кредиты и осуществлять дисконтирование векселей, однако количественные и географические ограничения, накладываемые на кредитные операции, были сохранены.
На первоначальном этапе развития финансовой системы страны банки при принятии решений о выдаче кредитов в значительной степени полагались на формальные и неформальные связи с представителями торговли и промышленности. В целом во второй половине XIX в. и начале XX в. банковская и финансовая системы Японии находились в стадии формирования. Первый закон о банковской деятельности, создавший основу для функционирования национальных банков в качестве учреждений, имеющих право на выпуск собственных банкнот на территории страны, был принят в 1872 г. Однако резкий рост количества банков начался только после 1893 г. с принятием нового закона о банках, который положил начало созданию в стране частных банков. В 1900 г. количество банковских учреждений в Японии увеличилось по сравнению с 1893 г. более чем в 3 раза до 2 272 банков [11]. Однако в целом в этот период банки играли достаточно ограниченную роль в финансовой системе страны: оценки на основе официальной отчетности крупных японских компаний показывают, что финансирование промышленных предприятий осуществлялось в основном за счет средств акционеров и прибыли компаний (табл. 1) [7]. Банки не были активно вовлечены в кредитование нефинансового сектора и практически не занимались мониторингом качества заемщиков. Во многих случаях при выдаче кредитов банки полагались на мнение крупных авторитетных торговцев, поручительства которых служили заменой традиционного залога в виде недвижимости. Кроме того, как отмечают исследователи, в этот период многие банки фактически контролировались владельцами нефинансовых компаний, которые использовали эти банковские учреждения (kikan ginko) преимущественно для финансирования связанных с акционерами компаний [12, 13].
Период 1920-1930-х гг.: региональные банки и консолидация банковской системы
В 1920-1930-х гг. региональная сегментация банковской системы Японии сохранилась несмотря на запущенный в стране процесс консолидации банков. В 1920-х гг. на фоне банковского кризиса и макроэкономической нестабильности в Японии резко увеличилось количество сделок по слияниям и поглощениям в банковском секторе. В результате общее количество банков в стране снизилось с 1987 в 1920 г. до 872 в 1930 [11]. Консолидация банковской системы активно поддерживалась Правительством Японии. В частности, согласно новому банковскому законодательству, принятому в 1928 г., единственной возможностью соответствовать новым требованиям к капиталу для небольших банков было осуществление слияний, в то время как докапитализация за счет собственных средств владельцев была фактически запрещена. Кроме того, для проводивших слияние банков правительство предлагало дополнительный стимул в виде специального финансирования со стороны Банка Японии для покрытия «плохих» долгов [14]. На фоне сокращения количества банков в стране было отмечено увеличение количества банковских филиалов. Если в 1920 г. среднее количество филиалов в расчете на 1 банк составляло 2,1, то в 1930 г. это соотношение увеличилось до 8,6 [11].
Правительство Японии было также озабочено возможными негативными последствиями слияний и поглощений, которые выражались в снижении доступности финансовых ресурсов для малых предприятий в регионах. До консолидации банковского сектора в 1920-х гг. банковская система Японии была в значительной степени сегментирована на региональном уровне. К 1930 г. доля банковских филиалов, расположенных в регионах (префектурах) базирования основного офиса, снизилась до 81% по сравнению с 91,3% в 1910 г. [11]. Консолидация банковской системы и расширение сети банковских филиалов породили опасения относительно концентрации финансовых ресурсов на региональном уровне. В частности, Министерство внутренних дел (Ministry of Home Affairs), которое отвечало в Правительстве Японии за развитие сельских территорий, настаивало на принятии мер против оттока финансовых ресурсов из сельскохозяйственных районов к крупным торгово-промышленным компаниям в городских районах страны. Представители банковского сообщества настаивали на том, что «традиции банков, подвергнувшихся слиянию, должны быть сохранены», а их присутствия в регионе
происхождения необходимо сохранять и расширять [14]. В конечном итоге слияние банков было направлено на формирование одного или двух основных банковских учреждений в каждом из 45 регионов (префектур) страны.
Согласно предположению японского экономиста Т. Накамуры, с 1910-х гг. в экономике Японии произошло разделение на крупные, современные и более продвинутые в технологическом плане компании и малые предприятия, работающие в традиционных отраслях экономики2. При этом в период банковской консолидации малые предприятия столкнулись с дополнительными трудностями, связанными с доступом к финансовым ресурсам. По расчетам T. Оказаки [11] на основе региональных банковских данных по префектуре Фукусима за 1914-1928 гг., банки с центральными офисами, расположенными за пределами префектуры, отличала более низкая склонность к выдаче кредитов местным заемщикам.
Послевоенный период: региональные банки как часть жестко регулируемой финансовой системы
Послевоенный период развития финансовой системы Японии характеризовался жестким регулированием со стороны государства, доминирующей ролью банков при осуществлении функций финансового посредничества (на фоне низкого уровня развития остальных сегментов финансового рынка) и четким разделением функций между участниками финансового рынка. В банковской системе работали несколько категорий финансовых учреждений, которые слабо конкурировали между собой и фактически дополняли друг друга в плане предоставления финансовых услуг. Во-первых, в стране были городские банки (toshi ginkou), которые представляли собой крупные финансовые учреждения, зарегистрированные в крупных городских агломерациях. Во-вторых, в Японии еще с довоенных времен сохранялась крупная сеть региональных банков (chihou ginkou), которые специализировались на предоставлении услуг в сельских районах страны. При этом важно отметить, что разница между городскими и региональными банками заключалась не в организационно-правовой форме, а скорее в подходах к регулированию со стороны государственных органов. Одним из основных ограничений на пути региональной экспансии
2 Nakamura T. Senzen-ki Nihon Keizai Seicho no Bunseki (Analysis of the Japanese Economic Growth in the Prewar Period). Tokyo: Iwanami Shoten, 1971. [11]
банков являлось обязательное требование о получении разрешения со стороны Министерства финансов [15].
В-третьих, с 1951 г. в стране действовали банки взаимного кредитования (sogo ginko), которые фактически образовались на базе упомянутых выше обществ взаимопомощи mujin. Согласно требованиям законодательства они могли проводить депозитные и кредитные операции только для местного населения и предприятий малого и среднего бизнеса [16]. С течением времени эти учреждения стали выполнять функции коммерческих банков и фактически превратились в аналог региональных банков (chihou ginkou-2). Несмотря на это банки данной категории по-прежнему занимают обособленное положение на рынке и имеют собственную банковскую ассоциацию.
В-четвертых, в послевоенный период в Японии были созданы трастовые банки, которые специализировались на привлечение средств вкладчиков на срок от 2 до 5 лет. Привлеченные средства направлялись на кредитование заемщиков, представляющих приоритетные отрасли промышленности (производство стали, судостроение и др.) [15].
В-пятых, в стране были созданы банки долгосрочного кредитования (choki shinyou ginkou), которые обеспечивали выдачу долгосрочных кредитов за счет выпуска долгосрочных облигаций. При этом обычные городские и региональные банки не имели права выпускать долгосрочные облигации, в то время как банки долгосрочного кредитования не имели права привлекать депозиты населения, а только госорганов и банков. Кроме того, региональные банки фактически были обязаны держать часть своих активов в форме долгосрочных облигаций банков долгосрочного кредитования [17].
В-шестых, с 1951 г. кредитные кооперативы (shinyo kumiai) были преобразованы в кооперативные банки ^ЫпЫп), которые получили возможность привлекать депозиты населения, однако могли осуществлять выдачу кредитов в основном представителям регионального малого и среднего бизнеса, являющимся членами данного банка и принимавшим участие в формировании его капитала3. Несмотря на то что деятельность кооперативных банков регулируется отдельным
3 Максимальная доля кредитов, которые могут быть
предоставлены предприятиям малого и среднего бизнеса, не являющимся членами банка, была установлена на уровне 20%.
законом (Shinkin Bank Act), они являются
полноправными участниками системы
страхования вкладов наравне с другими банковскими учреждениями [18].
В условиях недостаточно развитых финансовых рынков и жесткого регулирования со стороны государства банковская система стала основным каналом для аккумулирования сбережений в экономике и кредитования предприятий. Роль региональных банков в данной системе заключалась в работе с вкладчиками и небольшими заемщиками на региональном уровне, а также во взаимодействии с более крупными финансовыми учреждениями в виде проведения межбанковских операций и покупки банковских облигаций.
Жесткое разграничение функций между различными категориями банков, а также регулирование процентных ставок и прочих параметров банковской деятельности привели к тому, что ценовая конкуренция между банками фактически потеряла смысл, а на первое место вышли вопросы установления долгосрочного взаимодействия со своими клиентами. Таким образом была создана основа для формирования системы тесных взаимоотношений между банковским и промышленным секторами экономики, которая получила название «системы главного банка» [19]. При этом финансовые власти страны отдавали приоритет поддержанию стабильности банковской системы за счет определенного ограничения конкуренции между участниками различных сегментов финансового рынка: вплоть до конца 1980-х гг. количество банковских учреждений в стране оставалось практически неизменным (табл. 2).
Либерализация финансовой системы с 1970-х гг.: региональные банки в поиске новых рыночных возможностей
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в Японии начался процесс финансовой либерализации: корпорации получили возможность осуществлять выпуск облигаций, кроме того, ослабление контроля за движением капитала открыло для заемщиков возможность выхода на мировой финансовый рынок [20]. Крупные японские банки были вынуждены компенсировать сокращение операций с корпорациями за счет увеличения кредитования новых для себя категорий заемщиков (в том числе предприятий малого и среднего бизнеса). Согласно оценкам T. Хоши [21], в 1989 г. доля кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в общем объеме банковских кредитов
превысила 55%, в то время как в начале 1970-х гг. эта доля составляла около 35%. Таким образом, региональные банки столкнулись с ростом конкуренции на одном из своих традиционных рынков. Так, к 2014 г. количество региональных банков второй группы, ориентированных на обслуживание малого бизнеса на местном уровне, снизилось по сравнению с 1990 г. на 40%.
В условиях усиления конкуренции со стороны более крупных финансовых учреждений региональные банки были вынуждены искать для себя новые рыночные ниши. Во-первых, такие банки начали экспансию в соседние регионы, и особенно в привлекательные с финансовой точки зрения крупные городские агломерации4. Во-вторых, они расширили перечень предоставляемых услуг своим клиентам. Так, с середины 2000-х гг. они стали принимать более активное участие в международных финансовых операциях (прежде всего в азиатском регионе), налаживая сотрудничество с иностранными финансовыми учреждениями, открывая свои представительства за рубежом для удовлетворения растущих потребностей своих клиентов (малых и средних компаний) в региональной экспансии, осуществляя выдачу кредитов в иностранной валюте и участвуя в выдаче международных синдицированных кредитов, организованных крупнейшими банками Японии [22]. Кроме того, за счет установления тесных и долгосрочных отношений со своими клиентами региональные банки имеют возможность использовать объем накопленных знаний для предоставления различных консультационных услуг. В частности, региональные банки в Японии взяли на себя функции налаживания сотрудничества между своими заемщиками в виде организации встреч с большим количеством потенциальных партнеров или проведения прямых переговоров. Согласно данным региональных банковских ассоциаций, количество контрактов, заключенных при посредничестве банков, в 2010 г. превысило 30 тыс. [23]. Некоторые банки стали предоставлять услуги фирмам, заинтересованным в поиске возможных преемников владельцев бизнеса. Во второй половине 2000-х гг. региональные банки также начали уделять особое внимание сотрудничеству с новыми предприятиями и поддержке проектов, нацеленных на обновление бизнес-модели действующих предприятий.
4 Weistroffer C. Ultra-low Interest Rates: How Japanese Banks Have Coped. DB Research Current Issues [Internet]. 2013 [cited 2016 Jul 12]. Available at:
https://www.dbresearch.com/PROD/DBR_INTERNET_EN-
PR0D/PR0D0000000000315257/Ultra-low_interest_rates
%3A_How_Japanese_banks_have_.pdf
Согласно данным Банка Японии, за период с 2003 по 2014 г. общий объем задолженности по кредитам, предоставленным региональными и кооперативными банками стартапам или действующим предприятиям для реализации новых проектов, увеличился более чем в 10 раз и по итогам 2014 г. превысил 250 млрд иен5.
Заключение
На первоначальном этапе развития финансовой системы Японии во второй половине XIX в. региональные посредники, а затем и региональные банковские учреждения сыграли важную роль в обеспечении финансирования представителей малого и среднего предпринимательства. Правительство Японии при создании сети региональных банков в стране активно использовало опыт развития финансовых систем Германии, США и других западных стран, однако развитие региональной финансовой системы также основывалось на традиционных для Японии формах финансового посредничества. В период реформирования финансовой системы страны в 1920-х и 1930-х гг. государственные органы, ответственные за регулирование национальной финансовой сферы, проводили политику консолидации банковской системы, но в то же время поддерживали сохранение региональных банков за счет мер государственной политики, признавая роль этих финансовых учреждений в экономике Японии. В условиях либерализации финансовой системы Японии с начала 1980-х гг. региональные банки столкнулись с усилением конкуренции со стороны более крупных финансовых учреждений. Знание специфики местных рынков и поддержание долгосрочных контактов со своими клиентами по-прежнему являются важными конкурентными
преимуществами региональных банков и позволяют им расширять спектр предоставляемых услуг. Опыт развития финансовой системы Японии показывает, что, с одной стороны, развитие региональных банков зависит от национальных особенностей экономического развития и традиций в сфере финансового посредничества, с другой стороны, государственное регулирование также является не менее важным фактором развития этой категории финансовых учреждений, определяющим условия их функционирования, а также место и роль в масштабах всей национальной финансовой системы.
5 Bank of Japan (BOJ), Financial System Report October 2015 [cited 2016 Jul 12]. 2015. Available at: https://www.boj.or.jp/en/research/brp/fsr/fsr151023.htm/
Таблица 1
Структура финансирования японских компаний в 1897 г., % Table 1
Structure of Japanese companies financing in 1897, %
Отрасли промышленности
Структура капитала Пищевая промышленность Химическая промышленность Производство кирпича Производство цемента Производство металлов Машиностроение
Оплаченный 64,6 71,1 71,8 53,1 72,5 66,3
капитал
Нераспределенная прибыль 15,6 5,3 14,9 18,4 7,3 7,3
Облигации 3,4 0 0 10,3 0 0
Кредиты банков 5,2 1,8 9,7 4,5 13,2 2,6
Прочие источники 11,3 21,7 13,8 13,8 7,1 23,8
Примечание. Сумма по столбцам может не равняться 100% из-за погрешностей округления.
Источник: Toshimitsu I. Meiji ki kabushiki kaisha bunseki josetsu [Introduction to the Analysis of Meiji Era Corporations]. Tokyo: Hosey University Press, 1976; [7]
Note. The sum in columns may not be equal to 100% due to rounding.
Source: Toshimitsu I. Meiji ki kabushiki kaisha bunseki josetsu [Introduction to the Analysis of Meiji Era Corporations]. Tokyo, Hosei University Press, 1976; [7]
Таблица 2
Количество банков в Японии в 1971-2014 гг. Table 2
Number of banks in Japan in 1971-2014
Вид банков 1971 1980 1990 2000 2010 2014
Коммерческие банки* 156 157 163 167 145 141
Городские банки 14 13 12 9 6 5
Региональные банки 61 63 64 64 64 64
Региональные банки-2** 71 71 68 57 42 41
Трастовые банки 7 7 16 31 18 16
Банки долгосрочного кредитования 3 3 3 3 0 0
Кооперативные банки*** 483 461 451 372 271 267
* Финансовые учреждения, деятельность которых регулируется требованиями банковского законодательства. ** До 1990 г. банки взаимного кредитования.
*** Финансовые учреждения, деятельность которых регулируется отдельным законом о кооперативных банках (Shinkin Bank Act)
Источник: годовые отчеты Корпорации по страхованию депозитов Японии
* Financial institutions regulated by banking legislation.
** Mutual lending banks (before 1990).
*** Financial institutions regulated by Shinkin Bank Act. Source: Annual reports of Deposit Insurance Corporation of Japan
Список литературы
1. Guinnane T.W. Delegated Monitors, Large and Small: Germany's Banking System, 1800-1914. Journal of Economic Literature, 2002, vol. 40, iss. 1, pp. 73-124.
2. White E.N. The regulation and Reform of the American Banking System, 1900-1929. Princeton: Princeton University Press, 1983. 268 p.
3. Belaisch A., Kodres L., Levy J., Ubide A. Euro-area Banking at Crossroads. IMF Working Paper, 2001, no. WP/01/28, 74 p.
4. Li L. China's Silk Trade: Traditional Industry in the Modern World, 1842-1937. Harvard East Asian Monographs, Harvard University Press, 1981.
5. Yamazawa I. Raw-Silk Exports and Japanese Economic Development. In: The Textile Industry and the Rise of the Japanese Economy (ed. by M. Smitka). New York, Garland, 1998.
6. Nakabayashi M. The Rise of the Factory Industry: Silk Reeling in Suwa District. In: The Role of Tradition in Japan's Industrialization (M. Tanimoto, editor). Japanese Studies in Economic and Social History. Volume 2. Oxford, Oxford University Press, 2006, 368 p.
7. Miwa U., Ramseyer J.M. Japanese industrial finance at the close of the 19th century: Trade credit and financial intermediation. Explorations in Economic History. 2006, no. 43, pp. 94-118. doi: 10.1016/j.eeh.2005.05.002
8. Dekle R., Hamada K. On the Development of Rotating Credit Associations in Japan. Economic Development and Cultural Change, 2000, vol. 49(1), pp. 77-90. doi: 10.1086/452491
9. Nakagawa S. A Role of Social Finance by a Cooperative: A Case Study of Green Coop Fukuoka, Japan. ACRN Journal of Finance and Risk Perspectives, Special Issue of Social and Sustainable Finance, 2015, vol. 4, iss. 3, pp. 1-18. URL: http://www.acrn-journals.eu/resources/jfrp0403a.pdf.
10. Moussa H., Obata J. Economic Development and Financial Structure in Japan, 1868-1927. URL: http://goo.gl/dsK82i.
11. Okazaki T. Bank behavior in regional finance and the development of regional industries: The case of prewar Fukushima, Japan. CIRJE Discussion Papers, 2015, no. CIRJE-F-972. URL: http://www.ciije.e.u-tokyo.ac.jp/research/dp/2015/2015cf972.pdf.
12. Okazaki T., Sawada M., Yokohama K. Measuring the Extent and Implications of Director Interlocking in the Pre-war Japanese Banking Industry. URL: http://www.computer-servicesx.u-tokyo. ac .j p/p/seido/DP/p26_Okazaki.pdf.
13. Morck R.K., Nakamura M. A Frog in a Well Knows Nothing of the Ocean: A History of Corporate Ownership in Japan. Available at: http://www.nber.org/chapters/c10274.pdf.
14. Fletcher W.M. Japanese Banks and National Economic Policy, 1920-1936. In: H. James, H. Lindgren, A. Teichova, eds. The Role of Banks in the Interwar Economy. Cambridge, Cambridge University Press, 1991, 292 p.
15. Montgomery H., Takahashi Y. The Japanese Big Bang: The Effects of "Free, Fair and Global". The Journal of Social Science, 2011, no. 72, pp. 49-71.
16. Jones C.P.A. Japanese Banking Reform: A Legal Analysis of Recent Developments. Duke Journal of Comparative & International Law, 1993, vol. 3(2), pp. 387-440.
17. Beason D., James J. The Political Economy of Japanese Financial Markets: Myths versus Reality. New York, Palgrave Macmillan, 1999, 304 p.
18. Hosono K., Sakai K., Tsuru K. Consolidation of Cooperative Banks (Shinkin) in Japan: Motives and Consequences. RIETI Discussion Paper Series. URL: http://www.rieti.go.jp/jp/publications/dp/06e034.pdf.
19. Patrick H. The Relevance of Japanese Finance and its Main Bank System. In: The Japanese Main Bank System: Its Relevance for Developing and Transforming Economies (edited by M. Aoki, H. Patrick). Oxford University Press, 1995. doi: 10.1093/0198288999.001.0001
20. Horiuchi A. An Evaluation of Japanese Financial Liberalization: A Case Study of Corporate Bond Markets. In: Ito T., Krueger A.O. Financial Deregulation and Integration in East Asia, NBER-EASE Volume 5. URL: http: //www.nber.org/chapters/c8556.pdf.
21. Hoshi T. What Happened to Japanese Banks? Monetary and Economic Studies, 2001, vol. 19(1), pp. 1-29.
22. Yamaguchi M. Participation of Japanese Regional Banks in International Syndicated Loans: Lending Behavior and Explanatory Factors. Review of Integrative Business & Economics Research, 2015, vol. 4(2), pp. 220-236.
23. Ishikawa A., Tsuchiya S., Nishioka S. Financial Institutions' Efforts to Support the Business Conditions of Small and Medium-Sized Firms. URL: https://www.boj.or.jp/en/research/wps_rev/rev_2013/rev13e01.htm.
ISSN 2311-8709 (Online) Chapter of History
ISSN 2071-4688 (Print)
REGIONAL BANKS OF JAPAN: MILESTONES, SPECIFICS OF GOVERNMENT REGULATION AND A ROLE IN ECONOMIC DEVELOPMENT
Dmitrii A. PLEKHANOV
Institute for Complex Strategic Studies (ICSS), Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 20 June 2016 Received in revised form 25 July 2016
Accepted 16 August 2016
JEL classification: G21, G28, N25
Keywords: regional bank, banking system
Abstract
Subject The article reviews main stages of regional banks development and specifics of government regulation of the Japanese banking system from the second half of the 19th century to the present days.
Objectives The objective is to analyze the transformation of different forms of financial intermediation at the regional level and the contribution of regional banks to economic development of Japan.
Methods The study draws upon foreign historical surveys and economic studies on Japanese financial system development in general, and regional financial institutions in particular. Results Regional banks in Japan were established based on international experience (Germany, United States, other Western countries) and traditional forms of financial intermediation of Japan. During the financial system reform, government authorities responsible for financial sector regulation and supervision recognized the role of regional banks in the economic system and supported them through certain measures of the national policy. Under liberalization of Japanese financial system, regional banks faced tough competition from larger financial institutions. However, the knowledge of local market specifics and long-term contacts with clients are an important competitive advantage, which allows regional banks to expand their services.
Conclusions The Japanese experience in financial system development speaks for the importance of government regulation in terms of support to regional financial institutions and the need for consideration of regional specifics and national traditions in the sphere of financial intermediation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Guinnane T.W. Delegated Monitors, Large and Small: Germany's Banking System, 1800-1914. Journal of Economic Literature, 2002, vol. 40, iss. 1, pp. 73-124.
2. White E.N. The Regulation and Reform of the American Banking System, 1900-1929. Princeton, Princeton University Press, 1983, 268 p.
3. Belaisch A., Kodres L., Levy J., Ubide A. Euro-area Banking at Crossroads. IMF Working Paper, 2001, no. 01/28, 74 p.
4. Li L. China's Silk Trade: Traditional Industry in the Modern World, 1842-1937. Harvard East Asian Monographs, Harvard University Press, 1981.
5. Yamazawa I. Raw-Silk Exports and Japanese Economic Development. In: The Textile Industry and the Rise of the Japanese Economy (ed. by M. Smitka). New York, Garland, 1998.
6. Nakabayashi M. The Rise of the Factory Industry: Silk Reeling in Suwa District. In: The Role of Tradition in Japan's Industrialization (M. Tanimoto, editor). Japanese Studies in Economic and Social History. Volume 2. Oxford, Oxford University Press, 2006, 368 p.
7. Miwa U., Ramseyer J.M. Japanese industrial finance at the close of the 19th century: Trade credit and financial intermediation. Explorations in Economic History, 2006, no. 43, pp. 94-118. doi: 10.1016/j.eeh.2005.05.002
8. Dekle R., Hamada K. On the Development of Rotating Credit Associations in Japan. Economic Development and Cultural Change, 2000, vol. 49(1), pp. 77-90. doi: 10.1086/452491
9. Nakagawa S. A Role of Social Finance by a Cooperative: A Case Study of Green Coop Fukuoka, Japan. ACRN Journal of Finance and Risk Perspectives, Special Issue of Social and Sustainable Finance, 2015, vol. 4, iss. 3, pp. 1-18. Available at: http://www.acrn-journals.eu/resources/jfrp0403a.pdf.
10. Moussa H., Obata J. Economic Development and Financial Structure in Japan, 1868-1927. Available at: http://goo.gl/dsK82i.
11. Okazaki T. Bank behavior in regional finance and the development of regional industries: The case of prewar Fukushima, Japan. CIRJE Discussion Papers, 2015, no. CIRJE-F-972. Available at: http://www.cirje.e.u-tokyo.ac.jp/research/dp/2015/2015cf972.pdf.
12. Okazaki T., Sawada M., Yokohama K. Measuring the Extent and Implications of Director Interlocking in the Pre-war Japanese Banking Industry. Available at: http://www.computer-services.e.u-tokyo.ac.jp/p/seido/DP/p26_Okazaki.pdf.
13. Morck R.K., Nakamura M. A Frog in a Well Knows Nothing of the Ocean: A History of Corporate Ownership in Japan. Available at: http://www.nber.org/chapters/c10274.pdf.
14. Fletcher W.M. Japanese Banks and National Economic Policy, 1920-1936. In: H. James, H. Lindgren, A. Teichova, eds. The Role of Banks in the Interwar Economy. Cambridge, Cambridge University Press, 1991, 292 p.
15. Montgomery H., Takahashi Y. The Japanese Big Bang: The Effects of "Free, Fair and Global". The Journal of Social Science, 2011, no. 72, pp. 49-71.
16. Jones C.P.A. Japanese Banking Reform: A Legal Analysis of Recent Developments. Duke Journal of Comparative & International Law, 1993, vol. 3(2), pp. 387-440.
17. Beason D., James J. The Political Economy of Japanese Financial Markets: Myths versus Reality. New York, Palgrave Macmillan, 1999, 304 p.
18. Hosono K., Sakai K., Tsuru K. Consolidation of Cooperative Banks (Shinkin) in Japan: Motives and Consequences. RIETI Discussion Paper Series, 2006, no. 06-E-034. Available at: http://www.rieti .go .jp/jp/publications/dp/06e034.pdf.
19. Patrick H. The Relevance of Japanese Finance and its Main Bank System. In: The Japanese Main Bank System: Its Relevance for Developing and Transforming Economies (edited by M. Aoki, H. Patrick). Oxford University Press, 1995. doi: 10.1093/0198288999.001.0001
20. Horiuchi A. An Evaluation of Japanese Financial Liberalization: A Case Study of Corporate Bond Markets. In: Ito T., Krueger A.O. Financial Deregulation and Integration in East Asia, NBER-EASE Volume 5. Available at: http://www.nber.org/chapters/c8556.pdf.
21. Hoshi T. What Happened to Japanese Banks? Monetary and Economic Studies, 2001, vol. 19(1), pp. 1-29.
22. Yamaguchi M. Participation of Japanese Regional Banks in International Syndicated Loans: Lending Behavior and Explanatory Factors. Review of Integrative Business & Economics Research, 2015, vol. 4(2), pp. 220-236.
23. Ishikawa A., Tsuchiya S., Nishioka S. Financial Institutions' Efforts to Support the Business Conditions of Small and Medium-Sized Firms. Available at: https://www.boj.or.jp/en/research/wps_rev/rev_2013/rev13e01.htm.